Научная статья на тему 'Взаимодействие крупных работодателей с вузами: выигрывают все'

Взаимодействие крупных работодателей с вузами: выигрывают все Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2583
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РАБОТОДАТЕЛЯМИ / ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ / БИЗНЕС-СРЕДА / ЦЕНТР СОТРУДНИЧЕСТВА И КАРЬЕРЫ / COOPERATION WITH EMPLOYERS / EMPLOYMENT OF GRADUATES / BUSINESS ENVIRONMENT / COOPERATION AND CAREER CENTRE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Денежкина Ирина Евгеньевна, Посашков Сергей Александрович, Щербин Кирилл Игоревич

Сотрудничество вузов и работодателей приобретает все большую актуальность, так как практическая составляющая в процессе обучения становится значительным конкурентным преимуществом выпускника. Естественно, студент заинтересован в хорошем рабочем месте, а работодатель хочет получить квалифицированного работника. В то же время вуз рассматривает востребованность своих выпускников как один из наиболее важных показателей своей эффективности. Таким образом, все заинтересованные стороны имеют общую цель. Добиваться ее реализации можно только при условии взаимодействия вуза и работодателя еще в процессе обучения будущего работника. Цель такого взаимодействия передать накопленные знания будущим специалистам и подготовить их к работе в бизнес-среде, задать ритм делового сообщества и показать возможные пути построения карьеры. Рассмотрены и проанализированы формы и методы сотрудничества финансовых организаций с учреждениями высшего образования. В качестве материалов для исследования используются материалы, опубликованные в интернете, а также информация, предоставленная компетентными представителями вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Денежкина Ирина Евгеньевна, Посашков Сергей Александрович, Щербин Кирилл Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION OF LARGE EMPLOYERS AND UNIVERSITIES: ALL WIN

The cooperation of universities and employers is becoming increasingly important because the practical component in the learning process becomes a significant competitive advantage of a graduate. The student is naturallyinterested in a good job, and the employer wants to get a skilled worker. As for the university, the demand for its graduates is one of its most important performance indicators. Thus, all interested parties have a common goal that can be achieved only if the cooperation of the university and the employer starts as early as in the learning process of a future employee. The purpose of this cooperation is to impart the accumulated knowledge to future professionals and prepare them for work in a business environment keeping pace with the business communityand to show them possible career building scenarios. The forms and methods of the cooperation between financialinstitutions and universities are analyzed. The materials used for the research included data available from the Internet as well as information provided by university officials.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие крупных работодателей с вузами: выигрывают все»

ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

УДК 378.1

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КРУПНЫХ РАБОТОДАТЕЛЕЙ С ВУЗАМИ: ВЫИГРЫВАЮТ ВСЕ

ДЕНЕЖКИНА ИРИНА ЕВГЕНЬЕВНА,

кандидат технических наук, доцент, заведующая кафедрой «Теория вероятностей и математическая статистика», Финансовый университет, Москва, Россия E-mail: IDenezhkina@fa.ru

ПОСАШКОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ,

кандидат физико-математических наук, доцент, декан факультета

прикладной математики и информационных технологий, Финансовый университет, Москва, Россия E-mail: SPosashkov@fa.ru

ЩЕРБИН КИРИЛЛ ИГОРЕВИЧ,

студент 4-го курса факультета прикладной математики и информационных технологий, Финансовый университет, Москва, Россия E-mail: shcherbin2007@yandex.ru

АННОТАЦИЯ

Сотрудничество вузов и работодателей приобретает все большую актуальность, так как практическая составляющая в процессе обучения становится значительным конкурентным преимуществом выпускника. Естественно, студент заинтересован в хорошем рабочем месте, а работодатель хочет получить квалифицированного работника. В то же время вуз рассматривает востребованность своих выпускников как один из наиболее важных показателей своей эффективности. Таким образом, все заинтересованные стороны имеют общую цель. Добиваться ее реализации можно только при условии взаимодействия вуза и работодателя еще в процессе обучения будущего работника. Цель такого взаимодействия - передать накопленные знания будущим специалистам и подготовить их к работе в бизнес-среде, задать ритм делового сообщества и показать возможные пути построения карьеры. Рассмотрены и проанализированы формы и методы сотрудничества финансовых организаций с учреждениями высшего образования. В качестве материалов для исследования используются материалы, опубликованные в интернете, а также информация, предоставленная компетентными представителями вузов.

Ключевые слова: взаимодействие с работодателями; трудоустройство выпускников; бизнес-среда; центр сотрудничества и карьеры.

COOPERATION OF LARGE EMPLOYERS AND UNIVERSITIES: ALL WIN

IRINA E. DENEZHKINA

PhD (Engineering), associate professor, Head the Theory of Probability and Mathematical Statistics Department, Financial University, Moscow, Russia E-mail: IDenezhkina@fa.ru

SERGEI A. POSASHKOV

PhD (Physics and Mathematics), associate professor, Dean of the Applied Mathematics and IT Faculty, Financial University, Moscow, Russia E-mail: SPosashkov@fa.ru

KIRILLI. SHCHERBIN

student at the of Applied Mathematics and IT Faculty, Financial University, Moscow, Russia E-mail: shcherbin2007@yandex.ru

ABSTRACT

The cooperation of universities and employers is becoming increasingly important because the practical component in the learning process becomes a significant competitive advantage of a graduate. The student is naturally interested in a good job, and the employer wants to get a skilled worker. As for the university, the demand for its graduates is one of its most important performance indicators. Thus, all interested parties have a common goal that can be achieved only if the cooperation of the university and the employer starts as early as in the learning process of a future employee. The purpose of this cooperation is to impart the accumulated knowledge to future professionals and prepare them for work in a business environment keeping pace with the business community and to show them possible career building scenarios. The forms and methods of the cooperation between financial institutions and universities are analyzed. The materials used for the research included data available from the Internet as well as information provided by university officials.

Keywords: cooperation with employers; employment of graduates; business environment; Cooperation and Career Centre.

Для студента, обучающегося в вузе, очень важным фактором является возможность трудоустройства после окончания обучения и, конечно, карьерного роста. Студент заинтересован в хорошем рабочем месте, работодатель хочет получить квалифицированного работника, вуз рассматривает востребованность выпускников как один из важных показателей своей эффективности. Таким образом, цель у всех заинтересованных сторон общая. Добиваться ее реализации можно только при условии взаимодействия вуза и работодателя еще в процессе обучения будущего работника. Цель такого взаимодействия — передать накопленные знания будущим специалистам и подготовить их к работе в бизнес-среде, задать ритм делового сообщества и показать возможные пути построения карьеры. Кроме того, сотрудничество вузов и бизнеса приобретает все большую актуальность еще и потому, что практическая составляющая в процессе обучения становится веским конкурентным преимуществом выпускника. В работе [1] проведен предварительный анализ рассматриваемой проблемы.

Рассмотрим формы и методы сотрудничества финансовых организаций с учреждениями высшего образования. В качестве материалов для

исследования используются публикации в Интернете, а также информация, предоставленная компетентными представителями вузов.

Было выбрано 10 лучших российских университетов (8 московских и 2 из Санкт-Петербурга) и проанализированы методы их взаимодействия с коммерческими партнерами. Приведены также некоторые примеры из зарубежной практики.

На основе проведенного анализа можно выделить следующие основные формы сотрудничества кампаний и вузов.

1. Предоставление стажировок.

2. Предоставление именных стипендий.

3. Спонсорство проектов внутри учебных заведений.

4. Проведение крупных конкурсных мероприятий с ценными призами для студентов.

5. Организация базовых кафедр в вузах.

6. Проведение мастер-классов, лекций и др.

Отметим, что порядок представленных университетов не связан с их местом в том или ином рейтинге.

Первым рассмотрим Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, который сотрудничает как минимум с 50 коммерческими предприятиями. Студентам

предоставляется более 80 стипендий от компаний и банков. Финуниверситет стал первым среди вузов, где в 2007 г. был зарегистрирован эндаумент-фонд, входящий сегодня в топ-10 крупнейших российских университетских эн-даумент-фондов по объему аккумулированных средств. Полученный доход направляется на развитие материально-технической базы университета. Фонд учрежден и спонсируется представителями компаний «Сбербанк России», «Внешэкономбанк», банк «Возрождение», Группы компаний «Ташир», «Россельхозбанк», «Антанта», «Ингосстрах», Frank Research Group. В среднем пожертвование составляет 54 тыс. руб., включая физических лиц. Кстати, 92% дарителей — выпускники университета.

Вот, например, что сказал ректор Финансового университета М. А. Эскиндаров в интервью рейтинговому агентству «Эксперт РА» [2]: «Работодатели сотрудничают с нами в основном по двум причинам. Во-первых, уже в период вузовской подготовки они могут найти будущих работников, талантливых ребят. Например, у нас имеют кафедры все компании «большой четверки» [аудиторов]. В год они принимают на работу до 200 выпускников. Это выгодно и нам, и им. Во-вторых, люди, которые приходят к нам читать курсы лекций и даже отдельные лекции, не могут быть неподготовленными. Тем самым они стимулируют себя заниматься самообразованием. Сейчас молодежь достаточно беспощадна в оценке работы лекторов. Студенты способны "проголосовать ногами". Вы можете себе представить, например, руководителя банка, с лекции которого уходят студенты? Если они уйдут с занятия преподавателя вуза, трагедии не будет. Если такое произойдет на лекции руководителя крупного банка, это означает, что это негодный руководитель, который не сумел ни подать материал, ни заинтересовать. По указанным причинам сотрудничество является взаимовыгодным».

В университете только за последние два года открыто 11 базовых кафедр компаний, среди которых KPMG, PwC, «Ингосстрах», «Эрнст энд Янг», «Внешэкономбанк», «Страховая компания АИЖК», «1С-Рарус», ОАО «Оборонсервис», Ассоциация российских банков. Эти кафедры открывают сами работодатели за свой счет. Они оборудуют помещения, приобретают технику, сотрудники фирмы, являясь членами базовой кафедры,

ведут занятия. Базовые кафедры и представители организаций, которые их создают, проводят мастер-классы, презентации своих продуктов, т.е. они заинтересовывают студентов в сотрудничестве с данной компанией.

Важно, что такие занятия проводят преподаватели-практики, поскольку именно они могут донести до студентов современное реальное положение дел в той области, которая и будет в сфере их профессиональной деятельности. При этом студенты могут напрямую общаться с представителем работодателя, сориентироваться в отношении будущей карьеры.

Цель кафедр — подготовка студентов, которые будут способны выполнять практические профессиональные задачи сразу после окончания университета. Кафедры обеспечивают стабильное участие компаний в мероприятиях Финансового университета, проводят самостоятельные мероприятия (лекции, мастер-классы, конкурсы и т.п.), предоставляют студентам компетентных научных руководителей для дипломных работ, разрабатывают магистерские программы и, конечно, предоставляют места для практик и стажировок.

Из мероприятий базовых кафедр хотелось бы отметить наиболее значительные.

• KPMG International Case Competition — финальный этап проходит в ОАЭ, все расходы компания берет на себя. Призы от KPMG.

• K-Practika, TAX-Week, K-Foundation — бесплатные специализированные обучающие программы, по итогам которых предлагается стажировка в KPMG.

• 1С: Соревнования, олимпиады по программированию и конкурс 1С: Бухгалтерия — в качестве призов студенты получают квалификацию «1С: Специалист», поездки в Европу, ноутбуки, планшеты, программы 1С и другие ценные призы.

• EY FORENSIC CASE BATTLE 2015 — победа позволяет попасть на стажировку в EY FIDS Team.

• Конкурс практических работ «Страховые ситуации глазами страхователя» — общий призовой фонд составляет 100 тыс. руб.

Еще одна особенность Финансового университета: чтобы приблизить практику к обучению, руководство попросило руководителей ряда крупных структур возглавить кафедры согласие. Так, бывший председатель Внешэкономбанка В. А. Дмитриев является научным руководителем факультета международных экономических

отношений, а также заведующим кафедрой «Го -сударственно-частное партнерство». Руководитель Федерального казначейства РФ Р. Е. Артюхин — научный руководитель юридического факультета. Финансово-экономический факультет возглавляет министр финансов России АГ. Силуанов. Гендиректор Гознака А. В. Трачук — научный руководитель факультета менеджмента. Научным руководителем кредитно-экономического факультета стал президент Ассоциации региональных банков России, председатель Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству А. Г. Аксаков. Это очень помогает заинтересовать студентов и работодателей. И, конечно, повышает имидж Финансового университета.

Есть и более традиционные формы сотрудничества. Активно развивается Центр карьеры и трудоустройства. 45 вакансий на сайте — только

внешняя сторона, которая открывается любому. Если же обратиться напрямую в Центр, то его сотрудники в течение недели подберут престижную вакансию в компании, где будут рады студенту Финансового университета. Хорошо взаимодействует с компаниями, а также предоставляет специальные стипендии Лига выпускников Финансового университета.

Лидером большинства рейтингов вузов является Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ). Это огромное учебное заведение, поэтому у каждого факультета свои связи, свои мероприятия, свои партнеры. Одних ассоциаций выпускников — 26 [3]. На сайте МГУ регулярно публикуются сведения о количестве стажировок и вакансий для обучающихся на каждом факультете (табл. 1). При этом отметим, что более 90% стажировок и вакансий строго соответствуют специальностям факультетов.

Таблица 1

Стажировки, вакансии, конкурсы на факультетах МГУ

Факультет Стажировки Вакансии Крупные конкурсы Стипендии

Юридический 31 49 7 6

Мировая политика 5 0 0 0

Экономический 7 15 16 6 (24 тыс. руб.)

Психологический 0 0 0 0

Механико-математический 0 0 8 0

Вычислительной математики и кибернетики 8 31 3 16

Физический 0 0 0 0

Химический 0 0 13 компаний-партнеров

Наук о материалах 0 0 0 0

Биологический 0 3 2 0

Фундаментальной медицины 0 0 0 0

Биоинженерии и биоинформатики 0 0 2 0

Почвоведения 2 4 1 0

Геологический 0 Форум 20 0 0

Географический 0 18 5 1

Исторический 0 0 0 0

Филологический 0 4 2 0

Иностранных языков и регионоведения 3 3 1 0

Окончание табл. 1

Факультет Стажировки Вакансии Крупные конкурсы Стипендии

Философский 0 0 3 4

Социологический 0 0 0 0

Журналистики 15 20 5 0

Государственного управления 7 8 0 0

Высшая школа бизнеса 2 - 4 0

Искусств 4 2 0 0

Московская школа экономики 3 0 0 0

Глобальных процессов 0 0 2 0

Высшая школа перевода 12 0 0 0

Высшая школа государственного администрирования 0 0 2 0

Высшая школа государственного аудита 0 0 0 0

Высшая школа инновационного бизнеса 0 0 0 0

Высшая школа управления и инноваций 0 0 1 0

Фундаментальной физико-химической инженерии 0 0 0 0

Политологии 0 0 0 0

Высшая школа телевидения 3 5 0 0

Высшая школа современных социальных наук 6 0 1 0

Высшая школа культурной политики и управления в государственной сфере 0 0 0 0

Если говорить о конкурсах, то МГУ вне конкуренции. Даже относительно небольшие мероприятия, о которых мало кто слышал, щедро спонсируются. Так, к примеру, за места в конкурсе эссе на тему «Экологические требования в сфере энергетики» студентам вручили 3500, 2500 и 1500 долл. за 1-е, 2-е и 3-е место соответственно. Первым двум также была предложена стажировка в течение 2 недель в DLI Piper — у спонсора мероприятия.

Отметим, что хотя все факультеты проводят большое количество конкурсов, стажировок, вакансий, многие из них (особенно на «исследовательских» факультетах) предоставляются государством, а не работодателем. Наиболее известные компании, которые сотрудничают с МГУ: «КСК Групп», «Росгосстрах», «КонсультантПлюс».

Тесно сотрудничает со многими компаниями Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики». Будущие работодатели проводят для студентов множество конкурсов, их направленность весьма разнообразна: предпринимательство, разработка программного обеспечения, инновационная деятельность, консалтинг, финансы и искусство, конкурсы красоты. В качестве призов предлагаются бесплатное профессиональное образование, как кратко-, так и долгосрочное, в том числе зарубежное, денежные призы от 50 до 100 тыс. руб., стажировки в компаниях, консультации с экспертами, помощь в реализации проектов и гранты на их реализацию, ноутбуки и смартфоны.

Среди наиболее активных компаний Microsoft, IT-Online, Sinergy Innovation, ОАО «Российская венчурная компания», Intel, PayOnline, Coca-Cola, EY, МТС, English First, CityGroup, SAP, McKinsey и многие другие.

Каждые полгода проводится День карьеры, публикуется анонс свежих стажировок и вакансий (в среднем по 50 мест). Также студенты всегда могут поинтересоваться текущими предложениями на рынке труда на сайте Центра карьеры [4]. Ассоциация выпускников также поддерживает alma mater как финансово, так и предоставлением вакансий и участием в мероприятиях. Существует Фонд целевого капитала НИУ ВШЭ. Причем тратится только часть пожертвований, большая часть подвергается реинвестированию.

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ) — один из самых развитых в стране в рамках партнерства с будущими работодателями. Нельзя не отметить открытость их сайта, на котором можно узнать обо всех возможностях, предоставляющихся обучающимся. В этом вузе выплачиваются весомые именные стипендии от коммерческих партнеров на сумму 150 тыс. руб. в месяц. Здесь особо активен «Альфа-Банк»: его доля в стипендиях составляет 2/3. Банк «ВТБ» выплачивает студентам университета пособия в размере 300 тыс. руб., но уже единовременно. В табл. 2 приведен перечень именных стипендий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Центр развития карьеры [5] сотрудничает более чем с 35 организациями, в их числе крупные банки, консалтинговые и промышленные компании, заводы и пр. Студенты приглашаются на самые разные должности — от официанта и оператора до менеджера и администратора.

Университет активно участвует в трех достаточно значимых конкурсах. Так, конкурс Young Tax Professional of the Year проводится консалтинговой компанией EY. Он проходит в два этапа.

Победители первого всероссийского этапа едут в Амстердам для участия во втором международном этапе. Награда за 1-е место —30-дневная кругосветная поездка. Группа компаний АКИГ поддерживает конкурс научных работ, в котором призерам предоставляются возможность стажировки, а также оплаченные образовательные программы на сумму 50, 100 и 150 тыс. руб. в зависимости от места. Несмотря на экономическую направленность университета, он участвует в форуме Positive Hack Days, организуемом компанией Positive Technologies. Спонсоры форума: Kaspersky Lab, ICL и Club-Mate.

А вот Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), как это ни удивительно, имеет чрезвычайно мало связей с работодателями. Наиболее видным партнером является Motorolla, компания предоставляет возможность производственной практики совместно с Exigen Services. Лучшие студенты направляются на летнюю стажировку в компанию BHB Billiton. Ведется сотрудничество с Intel. Некоторые компании, например Яндекс, проводят тематические лекции.

Хорошим примером организации связей с компаниями является Российский университет дружбы народов (РУДН), его Департамент организации практик и трудоустройства [4] обладает базой стажировок и вакансий более чем в 50 компаниях. Компании проводят курсы лекций для студентов. В отличие от многих вузов, предлагаются длительные стажировки. Например, сотрудничество с «Альфа-Банком» дает студентам доступ к программе стажировок IChooseAlfa длительностью 12 месяцев. А компания Mars предлагает

Таблица 2

Размер и количество именных стипендий в СПбГЭУ

Учредитель стипендии Размер, руб. Количество

ЗАО КАБ ВИКИНГ 2 000 ежемесячно 5

ЗАО «Делойт и Туш СНГ» 23 000 единовременно 4

ООО «ВАСАБИ» 4 500 ежемесячно 4

ОАО «Альфа-Банк» 10 000 ежемесячно 10

ОАО «Россельхозбанк» 4 000 ежемесячно 3

ОАО «Газпромбанк» 3 000 ежемесячно 3

ОАО «Банк ВТБ» 30 000 единовременно 10

программу Leadership Development Program (только для выпускников), которая длится от 2 до 4 (!) лет. И чуть менее масштабная двухмесячная стажировка от Ward Howell — Talent Equity School, по окончании которой большая вероятность остаться в компании в качестве штатного работника. Из конкурсов особого внимания заслуживают два: CIMA Global Business Challenge от Barclays, где можно выиграть различную технику, например IPad или нетбук, а также конкурс «Лучший трейдер РУДН», спонсируемый банком ВТБ.

Специфика Московского государственного института международных отношений (МГИМО университет) определяется наличием трех подразделений, через которые осуществляется сотрудничество с коммерческими партнёрами. Активную позицию занимают выпускники. Члены Ассоциации выпускников МГИМО [5], после того как дорастают до уровня работодателя, уже сами предлагают работу сегодняшним студентам. Ассоциация также помогает проводить мероприятия университета и жертвует определенные суммы на развитие вуза. Кроме того, при МГИМО есть Школа бизнеса и международных компетенций [6]. Там преподают представители успешных предприятий: «Сбербанка», «Сургутнефтегаза», РЖД, Банка России, «УГМК Холдинг» и некоторых других. Центр карьеры, также называемый BUMP, совмещает информацию о стажировках, вакансиях, семинарах, конкурсах, курсах, последних новостях на рынке труда, есть даже собственное тематическое телевидение. Поддерживается связь примерно с 40 компаниями.

В Московском физико-техническом институте (МФТИ) Центр карьеры работает через социальные сети, что необычно, но, тем не менее, исправно выполняет свою задачу: студенты получают от работодателей информацию о стажировках и вакансиях. В институте компания SAS предоставляет спецкурс для тех, кто собирается пойти туда работать. МФТИ участвует в двух крупных конкурсах: чемпионате по программированию ACMICPC, где спонсорами являются компании «Яндекс» и «Никс», и «Эврика-2014». Тут в качестве партнеров предстают «Газпромбанк», «Рос-электроника» и «Радио России», призовой фонд — 1,8 млн руб. (по 150-500 тыс. руб. на место).

Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) отличается своими стипендиями. У академии есть видный

спонсор — компания British Petroleum, которая предоставляет стипендии для студентов различных категорий. Так, на долю бакалавров выделяется 10 стипендий по 10 тыс. руб., магистров — 5 по 15 тыс., аспиранты получают 2 стипендии по 30 тыс. Суммарно компания спонсирует вуз на 235 тыс. руб. Также стипендии поступают от «КонсультантПлюс» и ООО «Газпром добыча Астрахань». Homeland Group проводит конкурс, победителям которого оплачивается годовая образовательная программа «Новые лидеры территориального развития». Академия предоставляет студентам широкий спектр стажировок (не менее 25), группа компаний АКИГ является постоянным партнером и стабильно предоставляет вузу вакансии. Примечательно, что компании чаще спонсируют конкурсы красоты, а не интеллектуальной направленности. Причем их победители и победительницы получают достаточно ценные призы: технику (среди которой iPad и iPhone), ювелирные украшения, сертификаты. Партнерами таких мероприятий являются Unilever, hi-Fun, «Облака Studio», Cotton Way, GoldMaster, RenTV и многие другие.

Следует отметить, что в современных условиях все большую роль играет математическая и информационная подготовка выпускника. Работодатель очень внимательно относится к знаниям и умениям претендента на рабочее место в области математического моделирования и информационных технологий. В статьях [7-8] эта проблема рассматривается очень подробно. В вузах, о которых мы говорили, этой проблеме уделяют большое внимание, что делает выпускников более конкурентоспособными. На наш взгляд, Финансовый университет по этой позиции пока еще проигрывает.

В заключение хотелось бы обратить внимание на исследование, проведенное рейтинговым агентством «Эксперт-РА» [2]. Приведем здесь его краткие итоги (более подробную информацию можно получить на сайте http://raexpert.ru/project/vuz_ rating). Была проведена проверка гипотезы о том, что наши российские университеты, при всех существующих трудностях, вполне конкурентоспособны на международном рынке образовательных услуг. И это следует не из рейтингов, а из простого и очевидного факта: их выпускников охотно берут на работу ведущие корпорации по всему миру. Было выбрано девять транснациональных

компаний, которые присутствуют и в России, и проанализировано, выпускники каких вузов там работают.

Это международно признанные инновационные компании ABB, Bayer, Cisco Systems, KPMG, Microsoft, PwC, SAP, Schlumberger, Siemens, их трудно заподозрить в русском ура-патриотизме. Чтобы получить ответ на поставленный вопрос, использовали социальную сеть для профессионалов LinkedIn. Она охватывает более 200 млн профессионалов по всему миру, что делает статистическое исследование вполне репрезентативным. LinkedIn пока не очень распространена в России, но это лишний раз гарантирует от каких-либо подтасовок в пользу российских университетов, которые оказываются в заведомо более суровых условиях.

Всего исследованием было охвачено более 708 тыс. человек, из них 9 217 работают в России, 40 тыс. — в Великобритании и 234 тыс. — в США. Было определено, кто из них окончил университеты из топ-10 рейтинга QS (см., например, http://tass.ru/press-relizy/1447544), а кто — из топ-10 рейтинга российских вузов «Эксперт РА» (http://raexpert.ru/rankings/vuz/vuz2014/vuz_ rus_2014). Выводы таковы.

Первый: для своего российского офиса указанные компании однозначно предпочитают выпускников российских вузов. На наш топ-10 приходится более 15% сотрудников, в то время как на международный топ-10 — всего 0,23%. Вывод второй: выпускники ведущих российских университетов востребованы ведущими работодателями мира не меньше, чем выпускники мировой десятки лидеров. В среднем по миру на долю выпускников международного топ-10 приходится 0,85%, т.е. в среднем 0,085% на каждого. А доля МГУ однозначно выше — 0,1%. Московскому университету уступают шесть университетов из топ-10. При этом в международных рейтингах он иногда входит лишь в первую сотню. Позиции остальных университетов из российской десятки несколько ниже, но нельзя сказать, что они значительно хуже международных лидеров.

Таким образом, работодатель голосует и за наших выпускников. Спектр форм и методов организации сотрудничества с компаниями-работодателями достаточно широк. Финансовый университет весьма достойно представлен среди лидеров в этой области. Но изучение опыта других вузов может дать новые идеи и подтолкнуть к использованию дополнительных форм взаимодействия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Денежкина И. Е., Посашков С. А. Взаимозависимость вузов и работодателей как стратегия развития / В сб.: Образование, наука и экономика в вузах и школах. Интеграция в международное образовательное пространство. Труды международной научной конференции. М., 2015. С. 259-266.

2. Рейтинговое агентство «Эксперт РА». [Электронный ресурс] http://raexpert.ru/project/vuz_ rating/2014/discus#10 (дата обращения: 25.12.2015).

3. Центр развития карьеры. [Электронный ресурс] http://www.msu.ru/workhttp://career.hse.ru (дата обращения: 20.12.2015).

4. Сайт РУДН. [Электронный ресурс] http://unecon.ru/careerhttp://www.rudn.ru/? pagec=2737 (дата обращения: 20.12.2015).

5. Сайт Ассоциации выпускников МГИМО. [Электронный ресурс] http://alumni.mgimo.ru/page/main. seam? ssoRedirect=true (дата обращения: 28.12.2015).

6. Школа бизнеса и международных компетенций МГИМО. [Электронный ресурс] http://business.mgimo.ru (дата обращения: 25.12.2015).

7. Денежкина И. Е., Зададаев С. А. Роль личностной составляющей при повышении мотивации изучения предмета / В сб. «Проблема конвергенции математических и экономических знаний»: Сб. научных статей участников ежегодной Международной научно-методической конференции «Гармонизация образовательной и научной деятельности как направление стратегического развития вузов» / под ред. И.Е. Денежкиной, Е.Н. Орла. М., 2015. С. 30-35.

8. Гончаренко В.М., Денежкина И.Е., Попов В.Ю., Шаповал А.Б. О роли математики в современной экономической науке // Вестник Финансового университета. 2014. № 5 (83). С. 131-136.

REFERENCES

1. Denezhkina I.E., Posachkov S. A. Parting cups of higher education institutions and employers as development strategy / In: Education, science and economy in higher education institutions and schools. Integration into the international educational space. Works of the international scientific conference [Vzaimozavisimost' vuzov i rabotodatelej kak strategija razvitija / V sb.: Obrazovanie, nauka i jekonomika v vuzah i shkolah. Integracija v mezhdunarodnoe obrazovatel'noe prostranstvo. Trudy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii.]. Moscow, 2015, pp. 259-266 (in Russian).

2. Expert RA rating agency. [Electronic resource] http://raexpert.ru/project/vuz_rating/2014/discus#10 (Accessed 25 December 2015) (in Russian).

3. Center of development of career. [Electronic resource] http://www.msu.ru/workhttp://career.hse.ru (Accessed 20 December 2015) (in Russian).

4. RUDN website. [Electronic resource] http://unecon.ru/careerhttp://www.rudn.ru/?pagec=2737 (Accessed 20 December 2015) (in Russian).

5. Website of Association of graduates of MGIMO. [Electronic resource] http://alumni.mgimo.ru/page/ main.seam?ssoRedirect=true (Accessed 28 December 2015) (in Russian).

6. Business school and international competences of MGIMO. [Electronic resource] http://business.mgimo.ru (Accessed 25 December 2015) (in Russian).

7. Denezhkina I. E., Zadadayev S. A. Lines of a personal component at increase of motivation of studying of a subject / In "Problem of convergence of mathematical and economic knowledge": Scientific articles of participants of the annual International scientific and methodical conference "Harmonization of Educational and Scientific Activity as Direction of Strategic Development of Higher Education Institutions" [Rol' lichnostnoj sostavljajushhej pri povyshenii motivacii izuchenija predmeta / V sb. «Problema konvergencii matematicheskih i jekonomicheskih znanij»: Sb. nauchnyh statej uchastnikov ezhegodnoj Mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii «Garmonizacija obrazovatel'noj i nauchnoj dejatel'nosti kak napravlenie strategicheskogo razvitija vuzov»] / under the editorship of I.E. Denezhkina, E.N. Orel. Moscow, 2015, pp. 30-35 (in Russian).

8. Goncharenko V.M., Denezhkina I.E., Popov V. Yu., Shapoval A.B. About a role of mathematics in modern economic science [O roli matematiki v sovremennoj jekonomicheskoj nauke]. Bulletin of Financial university — VestnikFinansovogo universiteta, 2014, no. 5 (83), pp. 131-136 (in Russian).

Финуниверситет - первый

1

Социальный навигатор МИА «Россия сегодня» опубликовал рейтинг «Российские вузы глазами студентов». Исследование составлено на основе «интернет-сливов», обобщенных на портале проекта «Типичный абитуриент». Пятерку лидеров возглавляет Финуниверситет.

«Сливы» проходили три этапа проверки. Сначала определяли размер эссе, его информативность и адекватность. Эссе, прошедшие отбор, публиковались в паблике «Типичного абитуриента» с прикрепленным голосованием «верю — не верю». Если более 30% читателей проголосовали за «не верю», комментарии анализировались, и только потом принималось решение — публиковать это на сайте или нет. Студенты прислали 1000 отзывов, из которых половина отсеялась, оставив 500, четко прошедших модерацию. Именно на них и построен рейтинг.

В исследовании не участвовали филиалы, коммерческие вузы, маленькие институты.

Источник: РИА Новости: http://ria.rU/abitura_rus/20160404/1400986063.html#ixzz452iHaSZe

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.