УДК 330.101.541
взаимодействие крупного и малого бизнеса как фактор устойчивого развития национальной экономики
м. н. руденко,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры национальной экономики
и экономической безопасности
E-mail: m. ru. ko@mail. ru
Пермский государственный
научно-исследовательский университет
Развитие малого и среднего бизнеса, особенно в инновационной сфере, является важной государственной задачей, так как в условиях глобализации устойчивость и развитие национальной экономики основано на оптимальном сочетании крупного и малого бизнеса. В статье представлено авторское понимание процесса взаимодействия малого и среднего бизнеса; определены и раскрыты факторы, влияющие на развитие предпринимательства; представлены механизмы взаимодействия.
Ключевые слова: предпринимательство, спрос, потребление, инновации, рыночный механизм, регулирование.
Сегодня не вызывает сомнения, что устойчивость и развитие любой национальной экономики базируется на оптимальном сочетании крупного и малого бизнеса. Поиск оптимальных пропорций в развитии крупного и малого бизнеса в каждой стране носит индивидуальный характер и определяется культурными и историческими особенностями развития народного хозяйства. Поэтому разные страны демонстрируют разный удельный вес малых, средних и крупных предприятий в экономике.
Практика большинства экономик развитых стран показывает, что малый бизнес производит более половины валового внутреннего продукта (ВВП) (50—52 %). В России его доля составляет не более 12 %. Большинство малых предприятий РФ
сосредоточены в сфере торговли, тогда как в развитых странах малые предприятия ориентированы на инновационный бизнес [9].
Другими словами, стоит важная государственная задача — развивать малый бизнес и особенно в инновационной сфере. Однако, как это сделать и что этому мешает?
По мнению автора, взаимодействие крупного и малого бизнеса создает необходимую стабильность для национальной и региональных экономик, поскольку обеспечивает сбалансированное развитие спроса и предложения и способствует удовлетворению потребностей населения. На рисунке представлено авторское понимание процесса взаимодействия крупного и малого бизнеса, нацеленного на достижение баланса спроса и предложения [4].
Как видно из рисунка, на развитие малого предпринимательства влияют факторы внешней среды, которые нельзя не учитывать. Так, важнейшим фактором, обусловливающим развитие малого бизнеса, является динамика стандартных и нестандартных потребностей населения.
Динамика стандартных/массовых и нестандартных потребностей населения. Практика мирового бизнеса и история развития рыночных отношений в нашей стране показывают, что первоначально насыщается стандартный массовый спрос на товары
широкого потребления. На таких рынках быстрыми темпами растут крупные предприятия-производители, которые затем превращаются в корпорации, выпускающие товары массового спроса, удовлетворяющие стандартные потребности.
По мере насыщения рынков и роста доходов населения потребители начинают предъявлять все более изысканные требования к продуктам и услугам. В развитых странах этот факт предопределил переход от стратегий массового производства к стратегиям кастомизации (производство товаров по индивидуальным заказам).
В таких условиях мелкие компании лучше справляются с требованиями потребителей, поскольку обладают более адаптивными ресурсами и более гибко реагируют на изменение спроса. Следовательно, изменение поведения потребителей и доминирование нестандартных потребностей над стандартными (массовыми) приводят к развитию малого предпринимательства [1]. Для России такой этап наступит при сохранении сегодняшних темпов роста доходов населения через 3—5 лет.
Динамика уровня накладных расходов крупного бизнеса (падение его доходности). Рост крупного бизнеса приводит к слишком высокой концентрации производства, которая на определенном этапе приводит к снижению доходности бизнеса за счет слишком быстрого роста накладных расходов по
сравнению с доходами. Поэтому на новом витке экономического цикла крупные корпорации вынуждены разукрупняться для сохранения своей доходности, что приводит к развитию малого бизнеса [6].
Можно предположить, что на определенном этапе доходы крупного бизнеса начинают расти быстрее доходов населения, что приводит к тому, что цены, по которым крупный бизнес предлагает свои товары, не устраивают население. В этом случае рыночный механизм срабатывает мгновенно — появляются альтернативные фирмы, как правило, малые, которые могут предложить аналогичные товары по более низким ценам. И они становятся востребованными со стороны потребителей.
Динамика развития НТП и требования к скорости внедрения инноваций. Чередование циклов доминирования крупного и малого бизнеса тесно связано с развитием НТП. Любой новый виток НТП меняет соотношение между малым и крупным бизнесом. В период индустриализации, когда появилось дорогое и высокопроизводительное оборудование, развивались крупные корпорации, поскольку только они могли внедрить такие новшества.
В информационный век важнейшей технологией является информационная, которая может быть внедрена любой компанией, но малые фирмы имеют приоритет, поскольку могут более
Факторы внешней среды, влияющие на развитие малого предпринимательства:
- динамика стандартных/массовых и нестандартных потребностей населения;
- динамика уровня накладных расходов крупного бизнеса (падение его доходности);
- динамика развития НТП и требования к скорости внедрения инноваций;
- состояние рынка высококвалифицированных менеджеров;
- состояние институциональной среды для развития малого предпринимательства
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕСУРСОВ:
- нацелены на удовлетворение текущих стандартных потребностей и формирование будущих массовых потребностей;
- большие размеры;
- более универсальны и менее адаптивны;
- относительно высокие издержки использования;
- более высокая компетенция в ключевой сфере
МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕИСТВИЯ Рыночный механизм
Через государственные организации
Через негосударственные некоммерческие организации, в том числе ТИП
Достижение баланса спроса и предложения
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕСУРСОВ:
- нацелены на удовлетворение нестандартных текущих потребностей за счет адаптации к ним;
- малые размеры;
- менее универсальны и более адаптивны;
- относительно низкие издержки использования;
- более низкие компетенции в ключевой сфере
выгоды
РИСКИ
взаимодействия с малым бизнесом:
- сокращение издержек на создание ценности внутри корпорации;
- сокращение расходов на управление за счет разукрупнения;
- сокращение сроков внедрения новых продуктов
- более низкое качество;
- оппортунизм;
- высокие издержки контроля стандартов исполнения;
- издержки, связанные с нестабильной средой
\-1/
ВЫГОДЫ и РИСКИ
взаимодействия с малым бизнесом:
- доступ к ресурсам и приток средств; - поглощение и потеря
- развитие технологий и совершенство- самостоятельности; вание качества; - рост трансакционных
- рост компетенции фирмы; издержек (на согласование
- рост доходов; и взаимодействие)
- повышение стабильности бизнеса
Демонстрация концепции взаимодействия крупного и малого бизнеса как фактора устойчивости национальной экономики
34 -
04 НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность
быстро внедрять новшества. Поэтому в условиях формирования экономики знаний, требующей более быстрого внедрения новых технологий, на первый план в рыночной адаптивности выходят малые фирмы, которые обходят по этому показателю крупные гиганты.
Состояние рынка высококвалифицированных менеджеров. Как правило, недостаточное развитие малого бизнеса связывается с отсутствием квалифицированных менеджеров, способных развивать собственный бизнес. Действительно, когда на рынке основными игроками являются крупные компании, то именно крупные компании могут предложить высокие заработные платы. В такой период рыночного развития в малом бизнесе нет высоких заработков. Но как только малый бизнес становится востребованным со стороны населения (потребителей), его доходы начинают расти. Следовательно, в малый бизнес начинают приходить высококвалифицированные менеджеры, способные его развивать [8].
Состояние институциональной среды для развития малого предпринимательства. Очевидно, что развитие институциональной среды также влияет на рост малого предпринимательства. Следовательно, для развития малого бизнеса необходимо решить ряд важнейших задач:
• развитие законодательно-правовой базы малого предпринимательства;
• развитие систем кредитования и финансирования малого бизнеса;
• создание комплексной инфраструктуры, обеспечивающей развитие малого предпринимательства (системы образования и повышения квалификации, информационной и консалтинговой систем и т. п.).
Таким образом, доказано, что основным движителем развития малого предпринимательства являются человеческие потребности, а также доходы потребителей. Следовательно, доминирование крупного или малого бизнеса обусловлено чередованием экономических циклов. Еще раз можно повторить, что современная Россия находится на стадии, когда доминирует крупный бизнес, что связано с необходимостью насыщения рынков стандартных/массовых товаров и услуг и недостаточно высокими доходами населения. Рост доходов населения и переукрупнение бизнеса приведут к обратному витку — разукрупнению бизнеса и росту малого предпринимательства [5].
Крупный и малый бизнес обладают принципиально разнокачественными ресурсами. При этом каждый этап развития экономики требует своего
соотношения в этих ресурсах, которое должно складываться скорее благодаря рыночному механизму. Так, крупный бизнес обладает ресурсами больших размеров, которые нацелены на удовлетворение массовых потребностей и менее адаптивны к нестандартным потребностям.
Малый бизнес, наоборот, обладает ресурсами небольших размеров, но более гибкими и нацеленными на удовлетворение индивидуальных потребностей.
При этом и крупный и малый бизнес нуждаются во взаимодействии, поскольку ни один из видов бизнеса в одиночку не в состоянии удовлетворить все имеющиеся на рынке потребности и обеспечить баланс интересов спроса и предложения.
Можно выделить несколько базовых механизмов, обеспечивающих взаимодействие крупного и малого бизнеса, основным среди которых является рыночный механизм.
Рыночный механизм обеспечивает наиболее эффективное распределение ресурсов малого и крупного бизнеса, специализируя их на сферах, где они могут себя максимально полно проявить. Благодаря рынку крупные предприятия могут передать заказы на производство не выгодных для себя товаров малому бизнесу, заключив, например, договор на субподряд (аутсорсинг).
Однако одного рыночного механизма недостаточно для обеспечения эффективного использования ресурсов крупного и малого бизнеса. Очевидно, что должны быть и другие механизмы, позволяющие налаживать взаимодействие между предпринимательскими структурами разного масштаба. Эти механизмы могут создаваться напрямую государством, а могут инициироваться самими предпринимателями для решения возникающих проблем.
Среди государственных институтов, обеспечивающих развитие крупного и малого предпринимательства, можно назвать центры занятости, которые обеспечивают персонал для обоих видов бизнеса. Помимо этого федеральные и региональные правительства и комитеты также активно занимаются развитием взаимодействия между разноформатными бизнесами. Однако, очевидно, что государственное регулирование в этой сфере ограничено и не всегда приветствуется, поскольку может противостоять рыночным тенденциям и быть невыгодным для обеих сторон.
Поэтому особую роль на современном этапе развития рыночных отношений принимают негосударственные некоммерческие организации (институты), обеспечивающие возможности взаимодействия малого, среднего и крупного биз-
- 35
неса между собой для обеспечения устойчивости экономики. Так, в последнее время во властных структурах все чаще обсуждаются вопросы создания саморегулирующихся компаний или отраслевых ассоциаций, в рамках которых предприниматели смогут решать многообразный спектр вопросов, связанных с развитием своей отрасли и взаимодействием между предприятиями отрасли, государством и предприятиями других отраслей, включая иностранные ассоциации.
Следует отметить, что старейшим надотрасле-вым институтом, обеспечивающим взаимодействие крупного, среднего и малого бизнеса между собой, государственными органами и иностранными партнерами, является сеть торгово-промышленных палат [2].
В соответствии с Законом РФ от 07.07.1993 № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ) торгово-промышленной палатой признается негосударственная некоммерческая организация, объединяющая российские предприятия и российских предпринимателей. Торгово-промышленным палатам предоставляются все права и обязанности, установленные российским законодательством для некоммерческих организаций — осуществлять все права юридического лица, нести ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом, заниматься предпринимательской деятельностью (в пределах, необходимых для выполнения ее уставных задач). Полученная прибыль между членами торгово-промышленной палаты не распределяется.
В настоящее время Торгово-промышленная палата Российской Федерации (ТПП РФ) является уникальной организацией, статус которой позволяет обеспечивать эффективный диалог российских экономических субъектов как с государственными органами, так и с международными организациями. Это позволяет ТПП РФ являться мощным инструментом российского бизнеса для защиты своих интересов и создания четкой системы взаимодействия с государством, оперативно транслировать свои интересы в государственные органы и обеспечивать их защиту при принятии решений государственными органами. Немалую роль система торгово-промышленных палат России призвана играть и в информационном, организационном и инфраструктурном обеспечении функционирования российского предпринимательства. В соответствии с действующим российским законодательством торгово-промышленные палаты выполняют следующие задачи [2]:
36 -
• оказывают помощь российским предприятиям и предпринимателям, представляют и защищают их интересы по вопросам, связанным с осуществлением хозяйственной деятельности, в том числе и за границей;
• содействуют развитию всех видов предпринимательской деятельности с учетом экономических интересов субъектов РФ, отраслей народного хозяйства и предприятий;
• организуют взаимодействие между субъектами предпринимательской деятельности, их взаимодействие с государством в лице его органов, а также с социальными партнерами;
• содействуют развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности в РФ, участвуют в разработке и реализации государственных и межгосударственных программ в этой области;
• оказывают предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационные услуги, содействуют в организации инфраструктуры информационного обслуживания предпринимательства;
• содействуют развитию экспорта российских товаров и услуг, оказывают практическую помощь российским предприятиям и предпринимателям в проведении операций на внешнем рынке и освоении новых форм торгово-экономического и научно-технического сотрудничества;
• принимают меры, в рамках предоставленных им прав, к недопущению и пресечению недобросовестной конкуренции и неделового партнерства;
• содействуют урегулированию споров, возникающих между предприятиями, предпринимателями;
• обеспечивают предоставление услуг, необходимых для осуществления коммерческой деятельности иностранных фирм и организаций;
• выполняют другие задачи с учетом положений международных договоров РФ.
Однако, по мнению автора, важнейшей функцией ТПП должна стать функция обеспечения эффективного взаимодействия крупного, среднего и малого бизнеса в регионах и по всей стране. Дело в том, что ТПП работают с предприятиями любого размера. В отличие от институтов, ограничивающих свою деятельность помощью только, например малому или среднему бизнесу, ТПП могут обеспечить взаимосвязь между бизнесами любого размера и любой формы собственности [4].
Важнейшим преимуществом ТПП является также возможность обеспечения взаимодействия
не только бизнеса и государства, но и бизнеса и бизнеса, что, возможно, более важно на современном этапе развития рыночных реформ, поскольку является более демократичным рыночным инструментом формирования устойчивой национальной и региональных экономик.
Из всего изложенного можно сделать вывод, что эффективное взаимодействие малого и крупного бизнеса является фактором устойчивости экономики и народного хозяйства. Если малый бизнес рассматривается как элемент рыночной системы, обеспечивающей ей гибкость (возможность быстрой реакции на изменение спроса, а также некий менее рискованный инструмент для апробации новшеств и новых потребностей), то крупный бизнес является источником капитала для системных НИОКР. Помимо этого крупный бизнес может гарантировать малому бизнесу определенную безопасность, которую пока не может гарантировать государство (для России этот факт пока является актуальным).
Организационным механизмом обеспечения эффективного взаимодействия крупного и малого бизнеса должны стать торгово-промышленные палаты, которые, являясь центром сосредоточения информации, связей и контактов, должны помогать разноформатному бизнесу находить партнеров (в том числе инвесторов) и организовывать совместные проекты.
Список литературы
1. Браун Марк Г. Сбалансированная система показателей: на маршруте внедрения / пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
2. Виллисов М. В. Роль и место Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в системе взаимодействия бизнеса и государства. URL: http://www. oil-gas. га/articles/view/.
3. Галпин Т.Д., Хэндон М. Полное руководство по слияниям и поглощениям компаний / пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2005.
4. Горид А Л., КатеневВ. И., Руденко М. Н. Современные формы взаимодействия и интеграции предпринимательства. Пермь: Изд-во ПГНИТУ, 2011.
5. Иванов А Г., Юлдашева О. У. Маркетинг взаимоотношений и управление потенциалом покупателя на рынках В2В. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2004.
6. Ленсколд Дж. Рентабельность инвестиций в маркетинг: Методы повышения прибыльности маркетинговых кампаний / пер. с англ. СПб: Питер, 2005.
7. Смыков В. В. Конкурентные преимущества стратегических альянсов // Проблемы современной экономики. 2004. № 1 (9).
8. Юлдашева О. У. Классификация ресурсов предприятия: маркетинговые ресурсы и резервы // Современные проблемы менеджмента: межвуз. сб. Вып. 6. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2003.
9. Юлдашева О. У. , Чубатюк А. А. Продакт-менеджмент: управление ассортиментом с учетом потенциала бизнес-партнеров. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2005.
10 ноября 2011 г. в гостинице Radisson SAS Slavyanskaya (г. Москва) CNews при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций РФ проводит третий ежегодный форум
«CNews Forum 2011: Информационные технологии завтра»
Информационная поддержка - Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»
Основные вопросы форума:
- тенденции развития ИКТ-отрасли в России и мире;
- векторы дальнейшего развития информатизации бизнеса и органов государственной власти в России;
- технологические тренды, которые будут определять эволюцию корпоративных ИТ-систем в ближайшие годы.
Отраслевые секции:
госсектор, банки, информационная безопасность, розница, облачные технологии.
За дополнительной информацией а также по вопросам участия обращаться по телефонам: +7 (495) 363-11-57, 5078, 5077, 5035 либо e-mail: [email protected] Айвазов Армен, Серова Елена, Четвернин Алексей
www.forum.cnews.ru