УДК 330.101.541
КОНЦЕПЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ЗАСЧЕТ СОЗДАНИЯ СЕТИ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КРУПНОГО И МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РЕГИОНА
М. Н. РУДЕНКО, кандидат экономических наук, доцент кафедры национальной экономики и экономической безопасности E-mail: m. ru. ko@mail. ru Пермский государственный научно-исследовательский университет
В статье отмечается, что формирование региональных рыночных сетей в условиях глобализации мировой экономики является одним из факторов обеспечения конкурентоспособности региональной экономики, ее инновационного характера. Предложена концепция создания единой сети взаимодействия крупного и малого бизнеса, основанной на едином информационном поле о состоянии ресурсов региона, определены и обоснованы цели данного проекта.
Ключевые слова: конкурентоспособность, региональная экономика, развитие, ресурсы, концепция, региональная сеть.
В последнее время одним из факторов обеспечения развития конкурентоспособности региональной экономики, в том числе ее инновационного характера, является совершенствование методологии организации региональных сетей крупного и малого предпринимательства.
Актуальность формирования региональных рыночных сетей обусловлена изменением форм и методов конкурентной борьбы в условиях глобализации мировой экономики. Глобальная экономика переносит основной центр конкурентной борьбы на новый качественный уровень — уровень региональных экономик. При этом в зависимости
от размеров страны этот уровень может рассматриваться как совокупность стран, находящихся в одном географическом регионе (Европа), или как региона внутри страны (например Северо-Западный федеральный округ).
На глобальном рынке фирмы (бренды), имеющие отношение к одной стране и даже региону, уже не считают себя конкурентами. Если раньше концерн «Мерседес» конкурировал с концернами «Фольксваген» или «BMW», то в настоящее время все они соперничают с азиатскими производителями автомобилей. Другими словами, речь идет о том, кто будет завтра управлять развитием глобальной автомобильной экономики — европейские производители или азиатские.
За региональной конкуренцией стоит желание обеспечить развитие того региона, где располагаются производители или находится основной центр, обеспечивающий деятельность компаний. Ведь успех компании зависит не только от управляющих, но и от сотрудников, проживающих в данном регионе. Помимо этого большую помощь бизнесу оказывают местные власти, заинтересованные в развитии своей территории и улучшении жизни населения. Поэтому повышение конкурентоспособности региональной экономики выходит на
первый план в обеспечении благосостояния его жителей.
Для России особенно актуальна задача обеспечения конкурентного развития региональных экономик, решение которой способствует росту доходов и благосостояния местного населения и повышению привлекательности региона для потенциальных инвесторов.
Это развитие базируется на местных ресурсах — материальных и нематериальных, которые ограничены. Эффективность использования имеющихся ресурсов в разные периоды неодинакова. На данном этапе очевиден ресурсный перекос, состоящий в том, что основная масса ресурсов принадлежит крупным хозяйствующим субъектам, в том числе государству, которые не всегда могут организовать процесс эффективного их использования. В связи с этим совокупная ресурсная региональная база используется неэффективно, ресурсоотдача низкая.
В то же время в регионе имеются силы в виде предпринимателей среднего и малого бизнеса, которые способны задействовать имеющиеся ресурсы и увеличить эффективность их использования. Основной проблемой, которая не позволяет быстро перераспределить ресурсы между разными форматами и сферами бизнеса, является отсутствие полной и достоверной информации о состоянии ресурсной базы. Это обстоятельство побуждает предложить концепцию создания единой сети взаимодействия крупного и малого бизнеса, основанной на формировании единого информационного поля о состоянии ресурсов региона.
Создание информационных сетей в условиях экономики знаний становится основным ресурсом и фактором конкурентоспособности. Наличие необходимой информации и возможность ее оперативного использования позволяют региональному хозяйству гибко реагировать на любые изменения внешней среды. Однако для этого должна быть создана региональная сеть, обеспечивающая взаимодействие всех субъектов, заинтересованных в развитии конкурентоспособности региона (товаропроизводители, государственные органы, жители, инвесторы ит. п.).
Для формирования региональной сети необходимо определить основные информационные узлы, в том числе вершины сети (сетевых брокеров), которые будут обеспечивать эту сеть информацией и помогать осуществлять поиск и развитие отношений между участниками сети. Таким центральным информационным узлом или сетевым брокером
должна стать торгово-промышленная палата, которая фактически уже многие десятилетия выполняет эту функцию.
Предлагаемая концепция касается некоторого обновления роли и функций торгово-промышленных палат (ТПП) в складывающейся новой экономике знаний. Она не требует принципиальных изменений сути работы ТПП, а скорее связана с некоторыми организационными и технологическими усовершенствованиями, которые необходимо провести для повышения эффективности работы ТПП и создания предпосылок для повышения устойчивости национальной и региональных экономик. Изменения касаются в первую очередь задачи формирования прочных связей между крупным и малым бизнесом по всей стране через сеть ТПП.
Взаимодействие крупного и малого бизнеса является фактором устойчивого развития национальной и региональных экономик, поскольку позволяет в полной мере использовать ресурсный потенциал страны (регионов) для удовлетворения многообразных потребностей населения. Крупный бизнес не в состоянии удовлетворить всего спектра рыночных нужд, выбирая, как правило, наиболее массовые потребности. Малый бизнес, наоборот, способен адаптироваться к индивидуальным и специфическим потребностям каждого клиента, проверяя их на живучесть и долгосроч-ность (если они носят инновационный характер). Таким образом, взаимодействие крупного и малого бизнеса обеспечивает сбалансированность спроса и предложения нарынке, позволяет максимально полно использовать существующий ресурсный потенциал, создает необходимый уровень гибкости и адаптивности рыночной системы к вновь возникающим потребностям, чем повышает устойчивость народного хозяйства страны и ее регионов.
Однако для создания организационных механизмов, ответственных за эффективность взаимодействия крупного и малого бизнеса, необходимо наличие институтов, которые могли бы стать центрами такого взаимодействия или информационными (сетевыми) узлами, поддерживающими связи и контакты между бизнесами и оперативно реагирующими на любые изменения рыночной ситуации, потребностей участников.
Такими сетевыми и информационными узлами должны стать, во-первых, Торговая палата РФ, а, во-вторых, — ее региональные представительства, которые сотрудничают не только с представителями разноформатных бизнесов (крупного, среднего и малого), государственными органами, но и имеют
Рис. 1. Схема современного состояния взаимодействия крупного и малого бизнеса
развитую сеть иностранных партнеров, заинтересованных в налаживании взаимоотношений с Россией и ее регионами. Таким образом, именно ТПП должна выступать в роли инициаторов организации сети взаимодействия крупного и малого бизнеса для создания предпосылок к устойчивому развитию национальной и региональных экономик и формированию ее конкурентных преимуществ.
Трансформация концепции организации взаимодействия между крупным и малым бизнесом на базе сетевого подхода представлена на рис. 1, 2.
Как видно из анализа рис. 1, крупный и малый бизнес обладают разными ресурсами и взаимосвязаны между собой только через покупательский спрос. Это приводит к тому, что ресурсы используются неэффективно, поскольку существующие ресурсные излишки не могут быть задействованы разными участниками — отсутствует информация.
Предлагаемый вариант взаимодействия крупного и малого бизнеса на основе единой ресурсной базы и создания сети имеет несколько иную структуру.
Как видно из анализа рис. 2, прежде всего необходимо создать общую ресурсную базу региона
Рис. 2. Сетевой подход к организации взаимодействия крупного и малого бизнеса региона
за счет формирования единой информационной сети, содержащей сведения обо всех ресурсах, находящихся в собственности предприятий региона. Организацию такой сети может взять на себя торговая палата, которая уже является проводником между бизнесом, государством и иностранными партнерами.
При этом в качестве участников сети следует четко выделять:
— ТПП РФ как центрального организатора сети и центральный сетевой узел;
— государственные органы разных уровней, заинтересованные в развитии
малого бизнеса;
— органы государственного управления национального и местного значения (например, комитеты и комиссии на уровне Государственной Думы РФ, комитеты при Правительстве РФ на федеральном уровне, а на региональном уровне — комитеты законодательных собраний, комитеты региональных правительств и др.);
— крупный и малый бизнес вместе со своими общественными организациями, защищающими их интересы;
— сеть зарубежных ТПП и других иностранных организаций или отдельных компаний, заинтересованных в сотрудничестве с российскими фирмами (рис. 3).
Из анализа рис. 3 видно, что ТПП используется как узел, обеспечивающий взаимосвязь между тремя субъектами национального рынка (государственные органы, крупный и малый бизнес), а также между сетью российских и иностранных ТПП и других партнеров, которые могут выступать как носители информации, необходимой для функционирования сети. Данная сеть может работать по принципу «колеса» или для каждой конкретной ситуации подыскивать тех субъектов из 4 основных групп, которые необходимы именно в этой ситуации.
Аналогичные сети должны существовать и на региональных уровнях (рис. 4).
Следует отметить, что похожий проект уже реализуется ТПП РФ. Он носит название «Сеть обмена деловой информацией». Данный проект предусматривает объединение всех информационных ресурсов терри -ториальныхТТП с целью создания единого информационного поля (табл. 1).
Как показывает анализ данных табл. 1, проект «Сеть обмена деловой
Рис. 3. Архитектура национальной рыночной сети, обеспечивающая устойчивость развития национальной и региональных экономик и ее инновационный характер
Рис. 4. Архитектура региональной сети взаимодействия крупного и малого предпринимательства
информацией» призван сократить информационный вакуум, существующий между отечественными предприятиями и организациями. Он дает возможность быстрого поиска информации, касающейся многих направлений развития бизнеса.
Однако недостатком этого проекта является отсутствие целевой идеи. Когда реализуются попытки сделать «все для всех», то на выходе всегда получается «ничего никому». Поэтому идея заключается в создании сети, четко ориентированной на решение проблемы эффективного взаимодействия малого и крупного бизнеса региона с участием региональной ТПП. Если она будет реализована в рамках одной территориальной ТПП, то ее можно повторить и на уровне всехдругихТПП, что позволит создать российскую сеть.
Проект создания «Сети развития взаимодействия крупного и малого предпринимательства региона». Как было отмечено, участниками сети будут 5 основных групп:
— крупный бизнес;
— малый бизнес;
— государственные органы;
— иностранные партнеры;
— ТПП (ее территориальный орган).
Основные цели создания сети.
1.Создание единого информационного поля для регионального крупного и малого бизнесадля:
— поиска потенциальных субпоставщиков и субконтракторов;
— поиска потенциальных арендаторов и арендодателей помещений и оборудования;
— поиска потенциальных инновационных проектов, требующих инвестиций;
Таблица 1
Информационные ресурсы и сервисы проекта «Сеть обмена деловой информацией» ТПП РФ
Наименование Содержание и предназначение
Интегрированный ресурс деловой информации ТПП РФ База данных всех участников проекта — членов ТПП РФ и территориальных ТПП: территориальные ТПП, члены территориальных ТПП, члены ТПП РФ, участники виртуальных выставок, зарегистрированные поставщики ООН, участники РДИ «Торговая виза»
Окончание табл. 1
Наименование Содержание и предназначение
Виртуальные выставки Сайт имеет разделы, соответствующие тематическим выставкам. Фирмы-участницы могут размещать свои материалы на виртуальной выставке, что позволяет посетителям сайта изучать их в режиме он-лайн
Регистр деловой информации «Торговая виза» Данная база данных содержит наименования, адреса и сферу деятельности компаний, которые хотели бы стать членами данной базы. Занести себя в базу данных можно посредством регистрации на сайте
Биржа отходов В данном разделе сайта представлена информация об отходах, которые могут быть подвергнуты вторичной обработке. Фирмы — продавцы отходов размещают информацию о себе. Фирмы — покупатели отходов также размещают информацию о требуемых параметрах отходов. Таким образом, сайт позволяет покупателям и продавцам отходов найти друг друга. Поддерживается Ярославской ТПП
Коммерческие объявления В этом разделе размещаются любые коммерческие объявления.
Инвестиционные предложения В этом разделе потенциальные инвесторы предлагают свои услуги
Госзакупки и тендеры В этом разделе сайта размещена информация о проведении государственных закупок и коммерческих тендеров различных организаций. Также представлена информация Российского фонда федерального имущества
Зарубежные аккредитованные фирмы Список зарубежных фирм, имеющих аккредитация в России
Высокие технологии Представлено описание новых технологий и видов продукции, которые выпускают отечественные предприятия и которые можно приобрести. Возможно размещение информации о фирме посредством регистрации
— поиска потенциальных инвесторов для создания или развития бизнеса.
2. Содействие крупному и малому бизнесу в установлении тесных и доверительных контактов для развития долгосрочных взаимоотношений и проектов.
3. Информирование крупного и малого бизнеса о проектах, реализуемых государственными (региональными) органами, по развитию малого предпринимательства и инновационной деятельности в регионе.
4. Предоставление информации крупному и малому бизнесу региона о потенциальных иностранных партнерах, имеющих желание и возможности помогать развитию предпринимательства в регионе.
В соответствии с целями проекта предполагается следующая структура интегрированного информационного ресурса (табл. 2).
Основным практическим результатом данного проекта является установление прочных связей между крупным и малым бизнесом региона для обеспечения наиболее полного использования
Таблица 2
Структура информационного ресурса проекта «Сеть развития взаимодействия крупного и малого предпринимательства региона»
Наименование Содержание и предназначение
База данных предприятий и организаций, относящихся к крупному бизнесу региона (в отраслевом разрезе) Базаданныхсодержитполную информацию о предприятии, видахде-ятельности, выпускаемой продукции, контактах. Помимо предприятий, в нее войдут ассоциации, гильдии, лиги, союзы, фонды, некоммерческие партнерства и другие общественные организации, решающие проблемы крупного бизнеса или отраслевого бизнеса
База данных предприятий и организаций, относящихся к малому бизнесу региона (в отраслевом разрезе) База данных содержит информацию, аналогичную базе данных крупных предприятий и организаций
База данных государственных и региональных органов власти, занимающихся проблемами развития предпринимательства, в том числе малого, а также развитием инновационной политики региона База данных включает полную информацию о государственных органах и их представителях, занимающихся поддержкой и развитием крупного и малого бизнеса региона: комитеты, комиссии, государственные предприятия типа «технопарков» и агентств по развитию технологий и т. п.
База данных иностранных партнеров В базу данных войдут адреса иностранных парнеров дружественных стран, а также компании и организации, которые хотели бы работать с предприятиями региона
Окончание табл. 2
Наименование Содержание и предназначение
База данных ТПП РФ База данных территориальных ТПП
Тендеры и предложения на поставку товаров и услуг по системе субподряда База данных содержит предложения крупных компаний на поставку товаров и услуг по системе субподряда, а также предложения малых предприятий на производство товаров и услуг по системе субподряда
Аренда помещений и оборудования База данных содержит сведения об имеющихся свободных помещениях и незадействованном оборудовании на предприятиях (в основном на крупных)
Венчурный бизнес (финансирование инновационных проектов) База данных содержит предложения компаний по финансированию венчурных разработок в определенной сфере
Инвестиции в организацию и развитие бизнеса База данных содержит сведения о потенциальных инвесторах и их требованиях к инвестиционным проектам, подвергающимся финансированию
имеющихся ресурсов. Поскольку чередование экономических циклов приводит к тому, что в разные периоды более быстрыми темпами развивается либо крупный, либо малый бизнес, наличие единого информационного поля о состоянии ресурсов позволит более оперативно их перераспределять. Это приведет к повышению общей эффективности использования имеющихся региональных ресурсов (ресурсоотдачи). По мнению автора, реализация данного проекта напрямую связана с развитием конкурентоспособности региональной экономики через выстраивание эффективного взаимодействия между крупным и малым предпринимательством.
Список литературы
1. Бердичевский И. В. Оценка предпринимательского потенциала фирмы как элемента инвестиционной привлекательности. СПб.: Изд. СПбГУЭФ. 2003.
2. Браун Марк Г. Сбалансированная система показателей: на маршруте внедрения: — пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс. 2005. 226 с.
3. Галпин Т.Д., Хэндон М. Полное руководство по слияниям и поглощениям компаний: пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме». 2005. 240 с
4. Горид А. Л., Катенев В. И., Руденко М.Н. Современные формы взаимодействия и интеграции предпринимательства. Пермь: Изд. ПГНИТУ. 2011.
5. Иванов А. Г., Юлдашева О. У. Маркетинг взаимоотношений и управление потенциалом покупателя на рынках В2В. СПб: Изд-во СПбГУЭФ. 2004.
6. Ленсколд Дж. Рентабельность инвестиций в маркетинг. Методы повышения прибыльности маркетинговых кампаний: пер. с англ. СПб.: Питер. 2005. 272 с.
7. Слияния и поглощения. М.: Альпина Бизнес Букс. 2004.
8. Смыков В. В. Конкурентные преимущества стратегических альянсов / Проблемы современной экономики. 2004. № 1.
9. Юлдашева О. У. Классификация ресурсов предприятия: маркетинговые ресурсы и резервы. Современные проблемы менеджмента. СПб.: Изд. СПбГУЭФ. 2003.
10. Юлдашева О. У., Чубатюк A.A. Продакт-менеджмент: управление ассортиментом с учетом потенциала бизнес-партнеров. СПб.: Изд. СПбГУЭФ. 2005.