Научная статья на тему 'О роли торговых палат и предпринимательских союзов в развитии малого и среднего предпринимательства в СНГ'

О роли торговых палат и предпринимательских союзов в развитии малого и среднего предпринимательства в СНГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
325
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Катырин Сергей Николаевич

Рассмотрены факторы реализации стратегического курса, принятого Россией и ее партнерами по СНГ и направленного на формирование общего экономического пространства на основе рыночных принципов, обеспечение равных возможностей и гарантий для хозяйствующих субъектов и создание условий для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Анализируется влияние деятельности торговых палат и предпринимательских союзов на эффективность разработки в странах СНГ комплекса согласованных мер по созданию благоприятного экономического и правового режима для деятельности малого и среднего бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of ChambersaAnd Industry Business Associations in Promoting Small and Medium Enterprises in CIS

All our support and assistance to the development of small entrepreneurship constitutes one of strategic aims of economic reforms in the Russian Federation and CIS thus represents official state policy as well as activities of business associations. The article contains the analysis of legal and institutional changes, some key achievements and programs encouraging the emergence of small and medium business.

Текст научной работы на тему «О роли торговых палат и предпринимательских союзов в развитии малого и среднего предпринимательства в СНГ»

пала/та

м эпошхжи/гесмж ^¿а^ёи/пьае

О роли торговых палат и предпринимательских союзов в развитии малого и среднего предпринимательства в СНГ

С.Н.Катырин

Рассмотрены факторы реализации стратегического курса, принятого Россией и ее партнерами по СНГ и направленного на формирование общего экономического пространства на основе рыночных принципов, обеспечение равных возможностей и гарантий для хозяйствующих субъектов и создание условий для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Анализируется влияние деятельности торговых палат и предпринимательских союзов на эффективность разработки в странах СНГ комплекса согласованных мер по созданию благоприятного экономического и правового режима для деятельности малого и среднего бизнеса.

Россией и ее партнерами по СНГ принят стратегический курс на формирование общего экономического пространства на основе рыночных принципов, обеспечения равных возможностей и гарантий для всех хозяйствующих субъектов, создания условий свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Это должно дости-

гаться на путях координации экономической политики, сближения и унификации хозяйственных законодательств стран-участниц при уважении их государственного суверенитета, на началах добровольности и равноправия. Актуальное значение приобретает комплексная задача: с одной стороны, поднять эффективность межгосударственных

решений, а с другой, обеспечить активное участие предпринимательских и общественных структур в интеграции стран СНГ.

Большую роль здесь должны сыграть торгово-промышленные палаты. Они располагают развитой системой функциональных и территориальных звеньев, накопили большой опыт гибкого взаимодействия с государственными органами, коммерческими и общественными организациями, обладают самым крупным среди других предпринимательских союзов потенциалом оказания разнообразных услуг участникам интеграционных процессов.

Наиболее эффективным направлением приложения усилий торгово-промышлен-ных палат, как и союзов предпринимателей, является сфера делового взаимодействия на уровне среднего и малого бизнеса.

Деловым кругам следует выступить с инициативой разработки в странах СНГ комплекса согласованных мер по созданию благоприятного экономического и правового режима для деятельности малого и среднего бизнеса, включая предоставление налоговых льгот, развитие системы кредитования и лизинга, а возможно, и формирование совместных программ и фондов их поддержки.

Особое внимание должно быть уделено становлению различных форм совместного предпринимательства. В этой связи, наряду с участием в соответствующей деятельности законодательных и исполнительных органов государственной власти, следует ориентироваться на взаимодействие с межгосударственными органами стран СНГ, разрабатывающими совместные нормативные акты по такого рода вопросам. Важным аспектом интеграции является создание общей информационной базы, содержащей сведе-

9-2-6488

ния о средних и малых предприятиях, профиле их деятельности, а также выпуск торгово-промышленными палатами стран СНГ совместных справочных изданий, где помещалась бы оперативная информация о возможностях сотрудничества таких предприятий, об изменениях в законодательстве, регламентирующем их деятельность и т.п.

Серьезного внимания заслуживает налаживание информационно-исследовательской работы по рынкам СНГ на основе обмена соответствующей информацией с палатами стран-партнеров, а также организации экспертизы разрабатываемых проектов образования транснациональных компаний и осуществления совместных инвестиций.

Важной сферой, где требуется активное участие ТПП и союзов предпринимателей, является формирование эффективного механизма торговых и платежно-расчетных отношений между странами СНГ. В этих условиях необходимо активизировать деятельность учрежденного странами СНГ межгосударственного банка.

Для установления устойчивых контактов на уровне малого и среднего бизнеса необходимо систематическое проведение на базе палат совещаний и деловых встреч их представителей.

На ближайшую перспективу Торгово-промышленной палате Российской Федерации необходимо запланировать проведение научно-практических конференций и «круглых столов» с участием представителей предпринимательских и банковских структур России и других стран СНГ для обсуждения ряда проблем формирования взаимовыгодного механизма сотрудничества и выработки рекомендаций по их решению. Имеются в виду, в частности, вопросы государственной поддержки экспорта промышленной

продукции и производственной кооперации, защиты и поощрения взаимных инвестиций, отмены таможенных и налоговых барьеров. Для предприятий и банков, работающих на рынке СНГ, оправдано было бы предусмотреть льготные (по сравнению с дальним зарубежьем) условия налогообложения, государственного кредитования и страхования, транспортных и транзитных тарифов.

Формирование предложений, отражающих мнение деловых кругов стран СНГ по этим вопросам, сегодня особенно актуально в связи с проработкой в МЭК ряда соответствующих документов.

Содействие развитию торгово-экономических связей на уровне регионов государств-членов СНГ - одна из основных сфер деятельности ТПП и союзов предпринимателей. Это определяется существенным расширением компетенции региональных органов власти, в том числе во внешнеэкономической области, превращением ряда регионов в приграничные территории, наличием унаследованных от прошлого тесных хозяйственных связей с регионами соседних стран.

Новые политические и экономические реалии, возникшие в результате образования на территории бывшего Советского Союза суверенных государств, привели к коренному изменению геополитического положения многих регионов. В настоящее время из 89 субъектов Федерации 43 являются приграничными и прибрежными, в то время как раньше таковых было лишь 29. Их прямые связи с сопредельными территориями отвечают национальным интересам России, так как в политическом плане содействуют созданию по периметру российских границ «пояса добрососедства», а в экономическом - решению жизненно важных задач регио-

нов. Они способствуют восстановлению и укреплению исторически сложившихся экономических и гуманитарных связей, развитию интеграционных процессов в СНГ, снижению напряженности, вызванной разделением единых народов государственными границами.

Первоочередное значение для межрегиональных связей стран СНГ имеет создание благоприятных условий развития приграничного сотрудничества. Динамичное его расширение является характерной особенностью современных международных отношений. Естественно, что приграничные хозяйствующие субъекты ставят вопрос о предоставлении им льгот при осуществлении экспортно-импортных операций с соседними государствами и развитии совместной предпринимательской и хозяйственной деятельности.

В организации и развитии делового взаимодействия между регионами России и стран СНГ по всем этим направлениям активную роль способны сыграть торгово-про-мышленные палаты, их территориальные звенья и союзы предпринимателей.

Регионы имеют право предоставлять налоговые льготы в рамках местного бюджета, регулировать ставки арендных платежей, осуществлять лицензирование отдельных видов деятельности. Тесное взаимодействие палат с представительными и исполнительными органами власти на местах является необходимым условием лоббирования интересов предпринимательских кругов, и прежде всего - малых и средних предприятий, при конкретном решении вопросов хозяйственных связей с партнерами из ближнего зарубежья.

Действенной формой совместной работы показало себя подключение представи-

телей палат и их территориальных органов к совещаниям руководителей приграничных областей России, Казахстана и Украины. Такие совещания состоялись в последние два года в Ростове, Курске, Брянске (Россия), в Сумах, Луганске, Донецке, Чернигове, Днепропетровске (Украина) и Кустанае (Казахстан). На них обсуждались меры по реализации межправительственных соглашений о приграничном сотрудничестве, о кооперации и прямых взаимных поставках фармацевтической продукции, о создании информационно-маркетинговой сети по медицинскому оборудованию, медицинским услугам и лекарствам, о проведении взаиморасчетов по задолженности предприятий и организаций приграничных областей.

Представляется, что в целях интенсификации приграничного и в целом межрегионального сотрудничества со странами СНГ первоочередное внимание следовало бы уделить следующим задачам:

• созданию эффективного механизма взаимного сотрудничества на основе четкого разделения полномочий на уровнях государственной власти и местного самоуправления, законодательного закрепления прав и обязанностей последних во внешнеэкономической деятельности;

• оказанию государственной поддержки торгово-экономическим межрегиональным связям стран СНГ, в том числе участие (через целевые программы) в развитии межгосударственной производственной кооперации и транспортной инфраструктуры;

• увеличению долевого участия стран СНГ в развитии отдельных отраслей и производств на территории России с учетом возможностей скорой отдачи вложений в малое и среднее предпринимательство;

9-3-6488

В рамках курса на интеграцию стран Содружества первостепенное значение приобретают такие формы экономических связей, которые предусматривают объединение ресурсов (сотрудничество на основе раздела продукции или на компенсационной основе и др.), погашение долгов путем продажи прав собственности (части акций предприятий), получение общего конечного продукта на основе производственного кооперирования в обрабатывающих отраслях. Очевидно, эти формы должны занять видное место и в сотрудничестве на межрегиональном уровне.

Организационно-правовым инструментом формирования единого экономического пространства стран СНГ должны быть межрегиональные договоры и соглашения между хозяйствующими субъектами и объединениями предпринимателей. Целесообразно сосредоточить их на решении проблем, связанных с согласованием региональных программ и участия в совместных программах развития малых и средних предприятий, использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, миграции населения и подготовки кадров, обменом информацией.

К сожалению, сегодня общественные союзы и ассоциации предпринимателей, которые в той или иной степени декларируют содействие и защиту малого бизнеса, еще слабо используют возможности и механизмы его поддержки.

По сравнению с другими объединениями торгово-промышленная палата имеет определенные преимущества и, в частности, законодательно установленные правовые, организационные, экономические и социальные основы своей деятельности, развер-

нутую региональную сеть и четко определенные принципы взаимоотношений с государственными структурами.

Механизм взаимодействия системы торгово-промышленных палат с объединениями предпринимателей базируется прежде всего на общности подходов к вопросам поддержки малых предприятий, в том числе по формам и методам лоббирования их интересов в законодательных и исполнительных органах власти, по формированию инфраструктуры, оказанию консалтинговых и информационных услуг, подготовке и повышению квалификации кадров.

Основой этого механизма является выявление на основе мониторинга актуальных проблем малого бизнеса и подготовка материалов к законодательным инициативам и другим нормативно-правовым акциям.

Активное вовлечение регионов в мирохозяйственные связи, постоянное развитие и диверсификация предпринимательских структур ставят перед территориальными торгово-промышленными палатами сложные задачи приспособления к постоянно меняющимся условиям экономической жизни. Эти палаты должны содействовать развитию прямых торгово-экономических и научно-технических партнерских связей малых и средних предприятий с деловыми кругами зарубежных стран.

Торгово-промышленные палаты в зависимости от их технических и организационных возможностей могли бы частично или полностью принять на себя следующие виды работ, в том числе ныне осуществляемые различными предпринимательскими структурами:

• экспертиза товаров, их сертификация (проведение экспертизы импортных и экспортных товаров, определение соответствия

качества товаров, тары и маркировки требованиям контрактов, оформление сертификатов происхождения товаров, осуществление добровольной сертификации качества, комплексности, безопасности);

• содействие привлечению инвестиций в предпринимательские структуры;

• оказание посреднических услуг, связанных с внешнеэкономической деятельностью, поиском зарубежных партнеров для предприятий региона;

• подбор каталожной информации об оборудовании, о выборе технологических процессов, ноу-хау, лизинге, франчайзинге, а также о приобретении лицензий;

• консультационная работа в области юриспруденции, в подготовке технико-экономического обоснования проектов, в разработке нормативно-правовых документов;

• методическое обеспечение разработки бизнес-планов и участие в их реализации;

• ведение Реестра предприятий - членов ТПП, информационное обслуживание деловых кругов в России и за рубежом, в том числе по вопросам надежности объектов;

• участие в повышении делового образования (создание региональных центров образования, организация обмена опытом работы, направление на курсы, в институты России и за рубеж);

• рекламная работа (разработка форм и методов рекламы, издательская деятельность);

• подготовка и проведение выставок, создание информационных баз данных ярма-рочно-выставочной сферы;

• оказание помощи предпринимателям в поисках деловых партнеров;

• выполнение заказов по патентной экспертизе товарных знаков;

• переводческая работа (выполнение устных и письменных переводов, предоставление переводчиков для ведения переговоров и проведения семинаров);

• участие в создании структур, обеспечивающих экономическую безопасность предпринимательской деятельности;

• развитие служб по оценке недвижимости;

• организация работ по созданию нотариата, аудита, депозитария, третейского суда, страховых комиссаров.

Важным аспектом деятельности Торгово-промышленной палаты РФ является изучение предложений и координация рекомендаций общественных организаций по проблемам развития малых предприятий, а также подготовка методических рекомендаций и учредительных документов по созданию научно-технических и инновационных структур.

Механизм взаимодействия системы торгово-промышленных палат с общественными организациями имеет достаточно прочные основы, что. естественно, не исключает его дальнейшего совершенствования. Использование этого механизма позволяет полнее учитывать интересы малых и средних предприятий, осуществлять высокоэффективные мероприятия по их поддержке на всех уровнях иерархии.

Опыт показывает, что существуют отраслевые (профессиональные или социально ориентированные) объединения, союзы, ассоциации, гильдии предпринимателей, которые являются членами торгово-промыш-ленных палат и опираются на их опыт и авторитет, что способствует эффективной защите интересов предпринимательства в органах власти и влиянию на формирование

общественного мнения и государственную политику в развитии рыночных отношений.

Важнейшим условием дальнейшего подъема роли палат и объединений предпринимателей по поддержке малого бизнеса является передача им функций и обязанностей, выполняемых ранее государственными структурами, и в том числе:

• по регистрации малых предприятий, их лицензированию и ведению их реестра;

• по участию в разработке и реализации программ, направленных на преобразование неэффективно используемых объектов государственной, региональной и местной собственности для создания на их основе комплексных элементов инфраструктуры развития малых предприятий;

• по услугам малому бизнесу, оказываемым за границами РФ (развитие деловых контактов, повышение квалификации кадров, рекламирование деятельности);

• по созданию национальной системы патентной регистрации для разработок инновационного бизнеса в целях защиты интеллектуальной собственности;

• по подготовке кадров предпринимателей и ремесленников и оценке их профессионального мастерства.

Для выполнения этих функций, естественно, необходимы дополнительные финансовые ресурсы. Их источником могли бы быть, например, прямая международная помощь на осуществление конкретных проектов, освобождение торгово-промышленных палат от налоговых сборов, передача в ведение палат части приватизируемой производственной инфраструктуры.

Целесообразность таких подходов подтверждает опыт многих стран. Важным направлением совместной деятельности обще-

ственных объединений и торгово-промышленных палат является сотрудничество с международными и зарубежными национальными организациями поддержки и развития малых и средних предприятий. Эти организации накопили огромный опыт взаимодействия государственных, частных и общественных структур, что позволило в ряде стран реализовать комплексные программы социально-экономического развития с участием малого бизнеса.

При многочисленности источников технической помощи малому бизнесу средства этой помощи направляются в Россию через государственные структуры и часто используются на различные дорогостоящие научные исследования с приглашением высокооплачиваемых консультантов, на конференции, семинары, содержание аппарата структур оказания помощи, то есть на косвенную поддержку малых и средних предприятий, и лишь незначительная доля ресурсов доходит непосредственно до предпринимателей в форме субсидий, гарантий, консалтинговых услуг, соучастия в инвестициях, подготовке кадров на основе бизнес-инкубаторов и т.п.

Следует добиваться, чтобы потоки финансовой помощи малым предприятиям из зарубежных источников проходили не только по государственным каналам, но и через общественные объединения предпринимателей, что позволит более эффективно использовать иностранную помощь.

На этой основе необходимо способствовать в производственной сфере:

• расширению производственно-техно-логической и инновационной кооперации малого предпринимательства с крупным производством;

• участию малых предприятий как непосредственно в основном производстве, в том числе в изготовлении и поставке продукции для государственных нужд, так и в непрофильных производствах и в обеспечении функционирования объектов социально-бытового обслуживания;

• созданию новых малых предприятий и предоставлению существующим производственных площадей и имущества, высвобождаемых в ходе реструктуризации или перепрофилирования крупных объектов;

• развитию франчайзинга и лизинга.

Для укрепления позиций малого предпринимательства серьезное внимание следует уделить формированию и совершенствованию нормативно-правовой базы на региональном и муниципальном уровнях, для чего возможно применение модельных правовых актов как в субъектах Российской Федерации, так и в других странах.

В финансово-кредитной сфере необходимо:

• оказать поддержку созданию и развитию сети специализированных финансово-кредитных и гарантийно-инвестиционных институтов, совершенствованию их взаимодействия с коммерческими банками путем паритетного кредитования инвестиционных блоков региональных программ;

• создать условия для самоорганизации кредитных союзов малых предприятий, обществ взаимного кредитования и других форм целевой аккумуляции свободных средств малых предприятий;

• способствовать привлечению временно свободных средств населения для поддержки малого бизнеса через механизм облигационных займов и иные формы мобилизации кредитных ресурсов;

• инициировать разработку непосредственно в регионах механизма ориентации кредитных ресурсов на поддержку малого предпринимательства, предусмотрев это в региональных программах.

Для повышения эффективности кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки малого бизнеса из зарубежных источников необходима в первую очередь консолидация всех ресурсов, предназначенных для развития предпринимательства с тем, чтобы обеспечить переориентацию малых предприятий из сферы торговли в производственный сектор, в жилищно-коммунальное хозяйство, включая и сельскую местность. Усилия соответствующих федеральных и региональных фондов должны быть сосредоточены на залогово-гарантийном обеспечении перспективных проектов малого бизнеса.

Следует создать надежную систему гарантий малых предприятий при получении ими кредитов в коммерческих банках, а также при лизинге. Целесообразно предоставлять инвестиционные кредиты в виде отсрочки до двух лет налоговых платежей для предприятий, осуществляющих реконструкцию или приобретающих новую технику. Большую роль могло бы сыграть создание системы межрегиональных опорных лизинговых центров и специализированных региональных лизинговых компаний.

В области содействия подготовке кадров для малого предпринимательства необходимо создание новых учебных программ, отвечающих современным требованиям и технологиям. Особое внимание имеется в виду уделить переобучению работников в связи с переходом на международные стандарты бухгалтерского учета, проектного инвести-

ционного финансирования, освоением технологии финансового лизинга и т.п. Настоятельно необходима сертификация учебных центров. Малое предпринимательство -широкая сфера приложения сил молодежи, демобилизованных офицеров, неработающих сегодня женщин. Но их нужно учить, в частности, основам ведения бизнеса.

Для защиты малого бизнеса от криминального воздействия необходима разработка специальных программ, предусматривающих создание системы региональных центров правовой защиты малых предприятий, в том числе ведущих анонимные консультации с целью нахождения решений по криминальным ситуациям.

В области повышения конкурентоспособности малых предприятий торгово-промышленным палатам надлежит активно участвовать в создании системы, обеспечивающей внедрение международных стандартов на продукцию и услуги малого и среднего бизнеса.

Проведенный в июне 1998 г. «круглый стол» Петербургского экономического форума «Торговые палаты и предпринимательские союзы, малое и среднее предпринимательство: содействие интеграции и результаты развития», призвал торгово-промышленные палаты и союзы предпринимателей разработать и принять Программу участия общественных объединений предпринимателей в поддержке и защите малого бизнеса в каждой из стран Содружества. По мнению участников «круглого стола», необходимо наметить пути решения следующих приоритетных задач:

• преодоление административных барьеров, вызывающих коррупцию и уход малых предприятий в «теневую» экономику;

• ускоренное освоение новых кредитно-инвестиционных механизмов - франчайзинга. микро-кредитования, инвестиционных конкурсов;

• создание условий, облегчающих доступ субъектов малого предпринимательства к финансовым, информационным, производственным и другим ресурсам;

• поддержка образования кредитных и инвестиционных союзов, обществ взаимного страхования, кредитно-инвестиционных и гарантийно-инвестиционных организаций;

• активное включение малого предпринимательства в деятельность по стандартизации, метрологическому обеспечению, сертификации продукции и услуг;

• разработка новых программ подготовки молодых менеджеров и предпринимателей;

• развитие международного сотрудничества в сфере малого предпринимательства;

• определение позиции предпринимателей по отношению к ВТО;

• укрепление социального статуса, повышение престижа и обеспечение безопасности предпринимателей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Решение этих задач уже в ближайшие годы приведет к значительным изменениям в сфере малого предпринимательства, способствуя интеграционным процессам и экономическому росту в странах-членах СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.