УДК 81 ’22+37.0
С. И. Везнер
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВОСПИТАНИЮ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА КОГНИТИВНОСТИ КОММУНИКАЦИИ
Эвокационное моделирование речевого жанра опирается на принцип когнитивности коммуникации. Эвокация - это категория, посредством которой описывается отношение текста к действительности в аспекте её воспроизведения и которая представляет собой реализацию коммуникативности текста [1, с. 123]. При этом воспроизведение понимается как преобразование.
Принцип когнитивности коммуникации устанавливает, что фундаментальным условием коммуникативной деятельности выступает когнитив-ность как всеобщее свойство субъекта коммуникативной деятельности. Когнитивные условия могут быть конкретизированы в следующих аспектах:
- средства коммуникативной деятельности: наличие когнитивных функций у языковых форм;
- субъект коммуникативной деятельности, который является носителем когнитивной базы данных, системы знаний;
- взаимодействие коммуникативной и иных форм деятельности.
В речевом жанре «брачное объявление» в качестве когнитивного условия коммуникации может выступать взаимодействие коммуникативной деятельности и деятельности по воспитанию. Рассмотрим пример.
1. Ищу для моего годовалого сына - отца, серьезного мужчину без жилищных и материальных проблем, без вредных привычек, способного реально помочь воспитывать мальчика - дать ему все необходимые навыки для жизни. Мне 40 лет. Стройная, симпатичная, обаятельная женщина, рост 160 см, вес 45 кг, творческой профессии, чувствительная. Люблю природу, искусство, спорт, без в/п. Я делаю для малыша все, но, к сожалению, не смогу заменить ему отца. Если вы ответственный, оптимистичный, с хорошим характером, любите детей, способны принимать и выполнять решения - пишите (Двое. - 2003. -№24. -С. 13).
Коммуникативная цель данного текста состоит из четырёх компонентов, которым соответствуют определённые коммуникативные блоки, типичные для речевого жанра «брачное объявление»:
а) самопрезентация:
Стройная, симпатичная, обаятельная женщина, рост 160 см, вес 45 кг, творческой профессии, чувствительная. Люблю природу, искусство, спорт,
без е/п. Я делаю для малыша все, но, к сожалению, не смогу заменить ему отца;
б) селекция:
Ищу для моего годовалого сына - отца, серьезного мужчину без жилищных и материальных проблем, без вредных привычек;
в) интеракция:
Если вы ответственный, оптимистичный, с хорошим характером, любите детей, способны принимать и выполнять решения - пишите;
г) прогноз:
...воспитывать мальчика - дать ему все необходимые навыки для жизни.
Во всех коммуникативных блоках используется когнитивный ресурс деятельности по воспитанию. Речевыми «следами» такого взаимодействия в данном тексте являются следующие выражения:
а) самопрезентация:
Я делаю для малыша все, но, к сожалению, не смогу заменить ему отца;
б) селекция:
Ищу для моего годовалого сына - отца...
в) интеракция:
Если вы... любите детей... — пишите;
г) прогноз:
...воспитывать мальчика - дать ему все необходимые навыки для жизни.
Когнитивным ресурсом прогнозируемого объединения в семью в рассматриваемом тексте выступает ситуация воспитания, которая содержит следующие признаки: отец, сын, любовь к детям, передача навыков, противопоставление «материнское воспитание - отцовское воспитание». При этом учитывается специфика гендерного (мужского) аспекта воспитания.
Специфика мужского воспитания может прогнозироваться как установление дружеских отношений. Например:
2. Хочется встретить человека, который искренне стремится к теплым человеческим отношениям, пониманию, семье. Способным стать другом сыну 14 лет (Двое. - 2004. -№ 124.-С. 13).
Гендерный аспект мужского воспитания может быть основан на концепте «ответственность». Например:
3. Вы готовы взять на себя ответственность за воспитание ребенка, которому очень не хватает мужского вниманиия (Двое. - 2004. - № 14. - С. 17).
В самопрезентации автор может воспроизводить себя как результат успешного воспитания. Например:
4. Хорошее воспитание, без проблем и судимостей (Двое. - 2005. - № 3. - С. 19).
Когнитивный ресурс деятельности по воспитанию может сочетаться с г когнитивным ресурсом деятельностью по моральной и материальной поддержке, оказанию помощи. Например:
5. Для создания крепкой, дружной семьи познакомлюсь с порядочным, одиноким молодым человеком до 30 лет, ...который сможет понять и поддержать меня в самое трудное время ожидания ребенка и станет заботливым отцом для малыша. Мне 19 лет, добрая, скромная, стройная, симпатичная (Двое. - 2004. - № 26. - С. 13).
Главный признак деятельности отца в данном примере - забота - обусловлен представлениями о раннем возрасте ребёнка.
Успешная педагогическая деятельность, воспроизводимая в селективном компоненте брачного объявления, выражает потребности говорящего, обусловленные жизненной ситуацией. Например:
6. Муж бросил внезапно, в день рождения сына (сейчас ему 1 год). Пережила страшное потрясение, но не отчаялась, вышла рано на работу. Живу мечтой о заботливом, любящем муже, хорошем отце сыну, рачительном хозяине в доме (Двое. - 2005. - № 8. - С. 13).
В данном примере потребность в отце обусловлена ситуацией расставания с первым мужем.
Брачное взаимодействие может быть полностью категоризовано как педагогическое сотрудничество. Например:
7. Ты прочитал книги В. Мегре «Звенящие кедры России» и принял их всей душой, хочешь сотворить пространство любви и взять ребятишек из детского дома (Моя семья. -2007.-№7, февр.).
В данном примере говорящий опирается на когнитивный ресурс педагогического текста, который должен подготовить будущего супруга к брачному взаимодействию, основанному на совместном воспитании детей из детского дома.
Использование когнитивного ресурса деятельности по воспитанию для достижения целей коммуникации (установление межгендерного контакта в целях создания семьи) не является редким случаем в современных русских брачных объявлениях ещё и потому, что авторы брачных объявлений опираются на когнитивный ресурс деятельности по воспитанию как на допол-
нительный аргумент в самопрезентации и прогнозировании успешного брачного взаимодействия. Например:
8. Хочу подарить любовь, ласку единственной женщине на свете. Есть ребенок -не помеха, стану хорошим отцом (Двое. - 2003. -№ 24. - С. 18).
Автор объявления сопрягает предположение о наличие ребёнка с воспроизведением самопрезентативного признака «хороший отец». Отцовство подразумевает специфичную деятельность. Из этого примера видно, что репрезентация успешного воспитания используется авторами брачных объявлений в качестве эффективного аргумента в предбрачной саморекламе.
Приведём примеры из женских объявлений:
9. По натуре я добрая, отзывчивая, с уравновешенным характером, ласковая, заботливая мама и отменная хозяйка (Двое. — 2003. - № 24. - С. 13).
10. Тридцать лет в школе работаю, дети от меня без ума. (Моя семья. - 2007. -№ 7, февр.).
Учитывая вышесказанное, построим модель процесса эвокации рассмотренной группы брачных объявлений. Процесс эвокации - взаимодействие непроцессуальных компонентов эвокационной деятельности, связанное с реализацией говорящим /слушающим потребности-мотива [2, с. 124]. К непроцессуальным компонентам относятся объект, продукт и средства эвокации.
На наш взгляд, методическим основанием моделирования процесса эвокации, релевантным для речевого жанра брачного объявления, может выступать концепция когнитивной оппозитивности [1, с. 3-4]. В рамках этой концепции рассматривается отражение в языке признаков-отношений.
В брачных объявлениях, в которых наблюдается взаимодействия коммуникативной деятельности и деятельности по воспитанию, модель эвокаци-онного процесса выглядит следующим образом:
объект
женский/ мужской гендер <--------------> мужской/ женский гендер
средства
языковые средства концепта «воспитание детей»
продукт
женский/ мужской гендер <Г1 +Г2 > мужской/ женский гендер
Г1 - гиперсема «предбрачное взаимодействие»
Г2 - гиперсема «брачное взаимодействие по воспитанию детей»
Прокомментируем данную схему. Объектом эвокации речевого жанра «брачное объявление» является признак, проявляющийся при взаимодействии в сознании говорящего гендерных сущностей его и адресата. Поскольку этот признак проявляется через взаимодействие, он относится к разряду «отношения». Поскольку гендерные сущности противопоставлены друг Другу, то воспроизводимый признак представляет из себя отношения противоположности и относится к типу контрадикторной противоположности. Поскольку воспроизводятся гендеры говорящего и слушающего, изначально не связанные друг с другом (в силу чего оппозиция не имеет гипер-сем), то такая оппозиция неосложнённая. Таким образом, модель объекта предстаёт как одна из моделей когнитивной оппозитивности, модель неосложнённой оппозиции.
К числу основных средств эвокации относятся языковые средства концепта «воспитание детей».
Продукт моделируется на основе соответствия объекту и поэтому представляет собой образ говорящего и слушающего в виде оппозиции «мужской гендер - женский гендер», осложнённую гиперсемой «предбрачное взаимодействие» и гиперсемой «брачное взаимодействие по воспитанию детей».
Средства эвокации взаимодействуют с объектом по принципу активности. Принцип активности, раскрывая преобразовательный характер этого взаимодействия, устанавливает, что в процессе эвокации объект субстанционально и функционально преобразуется средствами эвокации [1, с. 124].
В эвокационном процессе брачного объявления проявляется как активность языка, так и активность человека. Активность языка проявляется в концептуальном усложнении когнитивной оппозиции говорящего и слушающего, обусловленной концептами, закреплёнными за языковыми единицами.
Активность человека проявляется в концептуальном усложнении исходной межгендерной оппозиции, обусловленном в рассматриваемой группе брачных объявлений точкой зрения говорящего на воспитание детей. Рассмотрим пример:
12. Хочу создать семью с нежными и душевными отношениями, веселыми семейными праздниками, отдыхать вместе на природе, ходить с детьми в музей и театр, помогать им в учебе, развивать способности, дать хорошее образование. Считаю, что мужчина несет за это большую ответственность. Сам воспитывался в такой семье (Двое. - 2005. -№ 3. - С. 19).
В данном примере, прогнозируя брачное взаимодействие, автор излагает свою точку зрения на семейно-педагогическую деятельность, которая включает походы в музей и театры, помощь в учёбе, развитие способностей, обес-
печение качественным образованием. Данная точка зрения обосновывается традицией воспитания (Сам воспитывался в такой семье).
Библиографический список
1. Никитин, М. В. Основные модели когнитивной оппозитивности / М. В. Никитин // Studia Lingüistica - XV. Язык и текст в современных парадигмах научного знания. - СПб. :Борей Арт, 2006. - С. - 312.
2.Чувакин, А. А. Текст в его отношении к действительности и текстам /
А. А. Чувакин // Основы теории текста. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2003. -С.120-162.
УДК 37.0+378
В. А. Беловолов, И. Н. Игнатов, Е. В. Ильенко
К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА СУДЕБНЫМИ ИНСТАНЦИЯМИ
Особое место среди ветвей государственной власти, обеспечивающих гарантированность государственной защиты прав и свобод, занимает судебная власть. Данте Алигьери писал: «Всюду, где может возникнуть раздор, там должен быть и суд, иначе несовершенное существовало бы без того, что придает ему совершенство, а это невозможно» [1]. Действительно, судебная защита прав и свобод личности - это достижение цивилизационного развития человечества. Суд осуществляет не только защиту конкретных прав и свобод личности (право собственности, право на жизнь, свободу слова, свободу совести, свободу шествий и демонстраций, свободу собраний, право на выбор места жительства, право на информацию, право на неприкосновенность личной жизни, интеллектуальную собственность и т. п.), но и саму свободу личности. Иными словами, защищает от вмешательства государства во все сферы жизнедеятельности личности - творчество, трудовые занятия, предпринимательство, коммуникации, семейные отношения и т. п. Впрочем, и в этих сферах свобода личности одних стала четко ограничиваться свободой личности других и судебная защита - гарант такого баланса. Безусловно, суд — основной гарант прав человека, судебная защита прав и свобод человека и гражданина является наиболее эффективным средством восстановления нарушенных прав [7]. Особая роль суда среди других средств правовой защиты личности получает закрепление во Всеобщей декларации прав человека 1948 г.: «Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными нацио-