Научная статья на тему 'Взаимодействие категорий «Знания» и «Инновационный капитал»'

Взаимодействие категорий «Знания» и «Инновационный капитал» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ КАПИТАЛ / ИДЕЯ / НОВОВВЕДЕНИЕ / ПЕРСОНАЛ / УПРАВЛЕНИЕ / ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захарова Оксана Владимировна, Подлужная Наталья Александровна

Рассмотрены основные подходы к категории «инновационный капитал». Установлена взаимосвязь категорий «знания» и «инновационный капитал». Исследован опыт по активизации выработки идей персоналом промышленных предприятий Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие категорий «Знания» и «Инновационный капитал»»

Захарова Оксана Владимировна

Д.э.н., проф. зав. каф. ДонНТУ, г. Донецк,

Украина okcana1976@list.ru

Подлужная Наталья Александровна

К.э.н., доцент ДонНТУ, г. Донецк, Украина

natalka1977@mail.ru

Ключевые слова: знания, инновационный капитал, идея, нововведение, персонал, управление, предприятие

Zakharovа O.V., Podluzhnaya N.A. Interaction of the categories "knowledge" and "innovative capital" Abstract: The main approaches to the category of "innovation capital". The relation between the categories of "knowledge" and "innovation capital". Investigated some experience to develop ideas to enhance the personnel of industrial enterprises in Ukraine.

Key words: knowledge, innovative capital, idea, innovation, personnel management, enterprise

В современных экономических условиях возрастает значение высокообразованной человеческой личности, способной не только воспринимать ранее накопленное знание, но и обобщать, анализировать, создавать новое в виде передовых научных идей, информационных технологий, услуг и продуктов. В связи с этим многие ученые-экономисты работают над проблемой определения сущности категории «знания» с точки зрения ее теоретического и практического применения. Особое внимание приобретает определение категории «знания» на уровне предприятия, так как знания тут рассматриваются как стратегический ресурс, который создает его конкурентные преимущества. Следствием этого является приведение, детализация и развитие сущности понятия «знания». Малоизученными и недостаточно обоснованными на сегодняшний день являются проблемы определения общих признаков в толкованиях различных авторов термина «знание» и методов управления знаниями, а именно, аспекты их формирования и оценки. Каждый из авторов выражает свое мнение о категории «знание» и предлагает свое видение сущности данной экономической категории. Установлено, что основным носителем знаний является человек, который имеет определенный их запас и может использовать для достижения поставленных целей. Однако, обзор научных источников не дает исчерпывающего понимания места категории «знание» в понятии «инновационный капитал», их взаимосвязи и взаимодействия. Определение их взаимосвязи позволят установить место знаний в системе управления предприятием и обеспечит возможность создания эффективных стратегий по инновационному менеджменту.

В работе И.Б. Швец и С.В. Поздняковой исследована взаимосвязь категорий «компетентность» и «человеческий капитал» [12, с. 54-58]. В работе Л. Едвинсона определено взаимодействие между процессами «управление знаниями» и «управление интеллектуальным капиталом» [13]. Исследование А.А. Гришновой [5, с. 108] посвящено взаимосвязи элементов понятия «компетентность» с категориями «человеческий капитал» и «трудовой потенциал». О.Ю. Амосов и Н.Л. Гавкалова рассматривают существование синтезированного капитала, который учитывает инновационную компоненту и создан на основе взаимодействия интеллектуального, социального и человеческого капиталов на региональном уровне [2]. С. Вовканич и Л. Семив исследуют функционирования человеческого и интеллектуального капитала в экономике знаний и объясняют соотношение этих понятий на основе ресурсного, синергетического, интеграционного и деятельностного подходов [4].

Существует множество определений категории «инновационный капитал» и все они имеют общие характеристики, которые раскрывают как аспекты инновационности, так и характеристики, раскрывающие содержание капитала. При этом, экономические словари трактуют значение понятия «капитал» как «созданные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг и приносят доход» [8, с.313] и «в широком смысле - это все, что способно приносить доход, или ресурсы, созданные людьми для производства товаров и услуг. В более узком смысле - это вложен-

Взаимодеиствие категории «знания» и «инновационный капитал»

Аннотация: Рассмотрены основные подходы к категории «инновационный капитал». Установлена взаимосвязь категорий «знания» и «инновационный капитал». Исследован опыт по активизации выработки идей персоналом промышленных предприятий Украины.

ный в дело, работающий источник дохода в виде средств производства [10, с. 146]. Таким образом, инновационный капитал, в целом, и знания, в частности, соответствуют общей характеристике капитала - это ресурсы, которые приносят доход.

Инновационный капитал характеризует новые идеи и разработки, технологии, которые существенно отличаются новизной. Но такие идеи и разработки не могут быть созданы без соответствующей базы знаний. Таким образом, инновационный капитал формируется на знаниях персонала. Однако не все люди в силу разных обстоятельств (возрастных, психологических, социальных) способны к повышенному динамизму. Только 6% людей являются по складу характера предпринимателями, то есть людьми, которые инициируют и организуют реализацию нововведений [1, с. 108]. То есть не все работники склонны к инновациям, креативному мышлению, совершенствованию производственных процессов, внесению идей по изменениям своей деятельности или деятельности предприятия в целом. Но на предприятиях надо активизировать процессы разработок нововведений, используя знания и опыт персонала. Например, на ПАО «Авдеевский коксохимический завод» создан отдел непрерывного совершенствования, функционирование которого направлено на привлечение всех работников к процессам непрерывного повышения эффективности деятельности предприятия. Решается задача активизации персонала к разработке различных предложений, что направлено, среди прочего, на повышение ключевых показателей эффективности. На ЧАО «Геркулес» с целью совершенствования технологического и мотивационного процесса, организации работы на предприятии на основе рациональных новаторских предложений работников действует программа «Твои идеи работают». В любой момент сотрудник может предложить свое рациональное предложение или нововведение с обязательным обоснованием того, что оно работает и будет приносить прибыль предприятию. Также в условиях ЧАО «Геркулес» реализуется социально-корпоративный проект «Технология успеха», ориентированный на молодых специалистов по направлению подготовки «Технология пищевой промышленности», в рамках комплексной программы сотрудничества с вузами страны «Будущее в твоих руках». Основными задачами программы является подготовка потенциального кадрового резерва из числа студентов ведущих профильных учебных заведений Украины и их участие в реальных бизнес-процессах с целью оптимизации и улучшения производственных процессов путем рационального использования человеческих ресурсов и устранения имеющихся потерь на практике руководством ведущих профильных предприятий. Таким образом, в Украине имеется положительный опыт использования предприятиями знаний студентов и молодых специалистов для совершенствования производственных процессов и технологий.

Опыт украинских предприятий свидетельствует о том, что не только люди, которые являются творческими и деятельность которых направлена на инновационные разработки, способны к созданию новых идей. Генерировать новые идеи и инновации могут все работники предприятия. В основе новых идей находятся профессиональные знания, опыт человека, креативность, осознание того, что это нужно самому работнику и приветствуется на предприятии. При этом, опыт компании Toyota подтверждает, что «культура на рабочем месте лежит в основе стремления к совершенству и беспрестанному улучшению. Ключевым моментом культуры является то, что люди должны быть открыты идеям из любых частей организации. Иногда производственники будут спорить с разработчиками, чтобы упростить конструкцию для облегчения процесса изготовления, сборки или обеспечения более высокого качества» [7]. Основатель теории постиндустриального общества Даниэл Белл установил, что «общество, в экономике которого приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, проведению исследований, организации системы образования и повышения качества жизни; в котором класс технических специалистов стал основной профессиональной группой и, что самое важное, в котором внедрение нововведений ... во все большей степени стало зависеть от достижений теоретического знания» [14]. Становится очевидным, что для того, чтобы на предприятии процесс нововведений был постоянным необходимо обеспечить непрерывный процесс развития персонала, открытого доступа к получению знаний, поскольку в основе инноваций лежат знания человека.

В коллективной монографии [6, с. 225-227] проведена систематизация подходов к понятию инновационный капитал. При этом определено, что существуют различные подходы к трактовке этой категории. Во-первых, ее определяют как совокупность факторов, в состав которых входят знания, способности человека и образование. По мнению Э. Брукинга инновационный капитал представляет собой капитал, порожденный человеческими знаниями, которыми обладает организация, фирма,

государство [3]. Данное определение указывает на структуру инновационного капитала, которая включает знания, но не уточняются возможности человеческого капитала - способность формирования идей. Существование любого из видов капиталов исследуется на уровнях человека, предприятия, региона и государства. Ж. Поплавская объясняет содержание инновационного капитала как инновационные ресурсы, которые представлены творческими людьми, компьютерными интеллектуалами, продуктами их труда и которые способны создавать новую стоимость [9]. При этом делается акцент на том, что инновационный капитал формируется за счет творческих способностей человека. Марк Мак Элрой указывает, что инновационный капитал возникает при совместной деятельности индивидов, которая приводит к «развитию и утверждению нового знания» [15]. Это ориентирует на эффективную творческую работу в команде, когда один новатор не всегда может справиться с поставленными задачами создания новых идей и проектов. Формирование инновационного капитала ориентировано на стратегическую перспективу, которая способствует получению прибыли в долгосрочной перспективе.

Во-вторых, инновационный капитал рассматривается как результат действия. Представители этого подхода указывают на способность предприятия осуществлять инновации, улучшать и развивать неиспользованный потенциал и создавать долгосрочное богатство [11]. В-третьих, инновационный капитал рассматривается как элемент интеллектуального капитала и отождествляется с интеллектуальной собственностью предприятия [13]. При таком подходе предполагается, что все инновационные разработки и идеи должны быть оформлены в законодательном порядке при обязательной передаче прав собственности. Обосновывается, что только тогда капитал будет инновационным, когда будут узаконены права собственности. Однако все разработки, которые используются в деятельности предприятия, имеют права интеллектуальной собственности. При этом, интеллектуальную собственность относят к структурному элементу интеллектуального капитала.

Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Внедрение нововведений зависит от достижений теоретического знания, поэтому на предприятии необходимо обеспечить непрерывный процесс развития персонала, открытый доступ к получению знаний.

2. Опыт украинских предприятий свидетельствует о том, что не только люди, которые являются творческими и деятельность которых направлена на инновационные разработки, способны к созданию идей. Создавать новые идеи и инновации могут все работники предприятий. В основе новых идей находятся профессиональные знания, опыт человека, креативность, осознание того, что это нужно и приветствуется на предприятии.

3. Установлено, что инновационный капитал характеризует новые идеи и разработки, технологии, которые существенно отличаются своей новизной.

4. Определено, что существуют различные подходы к трактовке этой категории. Инновационный капитал рассматривают с точки зрения трех подходов: как совокупность факторов, в состав которых входят знания, способности человека и образование; как результат возможности осуществлять инновации, улучшать и развивать неиспользованный потенциал и создавать долгосрочное богатство; как элемент интеллектуального капитала, который отождествляется с интеллектуальной собственностью предприятия.

Литература

1.Авдеева Л.И. Менеджмент организаций: теория и практика: Учебное пособие. Коллектив авторов. - Донецк: ДонНУ, 2002. - 235 с.

2.Амосов О.Ю. Управление синтезированным капиталом: инновационный аспект / О.Ю. Амосов, Н.Л. Гавкалова // Бизнес-информ. - 2010. - №10. - С. 111-113.

3.Брукинг Э. Интеллектуальный капитал / Э. Брукинг. - СПБ.: Питер, 2001. - 288 с.

4.Вовканич С. Людський та штелектуальний каттали в економщ знань / С. Вовканич, Л. Семiв // Вкник НАН УкраТни. - 2008. - № 3. - С. 13-23.

5.Гршнова О.А. Людський каттал: формування в системi осв^и i професшноТ подготовки / О.А. Гршнова. - К.: Знання, 2000. - 255 с.

6.Мехашзм стратепчного управлшня шновацшним розвитком : монографiя / за заг. ред. О. А. БшоводськоТ. -Суми: Ушверситетська книга, 2012. - 432 c.

7.Настоящий секрет Тойоты: подсказка, это не TPS [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://www.equipnet.ru/management/articles/articles_ 1268.html

8.Новый иллюстрированный энциклопедический словарь / Ред. кол.: В.И. Бородулин, А.П. Горкин, А.А. Гусев и др. - М.: Большая Рос. энцикл., 2000. - 912 с.

9.Поплавська Ж., Поплавський В. 1нтелектуальний каттал економти знань / Ж. Поплавська, В. Поплавський // Вкник НАН УкраТни. - 2007. - №2. - С.52-62.

10.Современный экономический словарь / Сост. Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 479 с.

11.Солдатова Е.В. Интеллектуальный капитал как стратегический фактор стоимости коммерческого банка [Электронный ресурс] / Е.В. Солдатова // Управление экономическими системами: электронный научный журнал / Кисловодский институт экономики и права. - Киров: ООО «Международный центр научно-исследовательских проектов», 2007. - № 1 (09).

12.Швець 1.Б. Оцшка нагромадження людського кашталу на промислових тдприемствах. Монографiя / 1.Б. Швець, С.В. Позднякова. - Донецьк: ДонНТУ-Норд-Пресс, 2011. - 172 с.

13.Эдвинссон Лейф Корпоративная долгота. Навигация в экономике, основанной на знаниях / Эдвинссон Лейф; пер. с англ. - М.: Инфра-М, 2005. - 248 с.

14.Bell D. Notes on the Post-Industrial Society // The Publik Interest. - 1967. -№7.

15.Mark W. McElroy Social Innovation Capital / Mark W. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ingentaconnect.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.