УДК: 74.01/.09 Медведев М. А.
Взаимодействие интерактивных арт-практик с городской средой
Статья посвящена вопросам изучения интерактивных арт-практик как компонента и способа формирования городского пространства. На основе системно-междисциплинарного подхода исследуются аспекты функционирования интерактивных арт-практик, предлагается их типология. Арт-объекты создаются в основном художниками. Общество и городские власти становятся более публичными, активно преобразуют городское пространство. Реализация арт-практик в настоящее время перспективна и актуальна.
Ключевые слова: арт-объект, дизайн, городская среда интерактивность, новые тенденции, типология, генезис. MEDVEDEV M. A.
INTERACTION INTERACTIVE AN ART EXPERT WITH THE CITY ENVIRONMENT
The article is devoted to the questions of studying interactive an art expert as a component and a way of formation of city space. On the basis of the system-interdisciplinary approach aspects of functioning interactive an art expert are investigated, their typology is offered. Art objects are created basically by artists. The society and the city authorities become more public and will actively transform city space. Realisation of an art expert now is perspective and actual.
Keywords: art object, design, city environment, interactivity, new tendencies, typology, genesis.
Медведев
Михаил Александрович
аспирант УралГАХА E-mail: [email protected]
Теория не может проходить мимо новых тенденций в жизни городов, к числу которых относится растущий полисемантизм городского пространства. Архитектурно-градостроительная среда все более перестает быть статичной, а это, в свою очередь, означает, что ее элементы все чаще приходят в физическое и смысловое соприкосновение. В этом ей «помогают» рекламные и художественные объекты, освещение, инсталляции и т. п.
Интерактивными арт-объектами в данной статье называются синтетические объекты современного искусства, главной действующей силой и условием появления которых является множественное диалоговое соучастие аудитории. Актуальность темы обусловлена состоянием современного городского пространства, являющегося практически основной жизненной средой постиндустриального человека1. Это пространство полицентрично и исключительно разнообразно в ценностном плане, в нем сосуществуют разные субкультуры (геймеры, уличные музыканты, спортсмены, политики, любители
1 Доля численности населения крупнейших городов в общей численности городского населения России - 31 %, доля численности населения крупнейших городов в общей численности населения России - 22 % // Города-миллионеры России [сайт Википедии] 2010. 1ШЬ:ЬИ:р://ги^]к1реШа.о^. Дата обращения 21.01.2010.
животных и т. п.). Оно открыто и впитывает в себя все новые влияния. В нем взаимодействуют техногенные и антропогенные факторы. Наконец, его архитектурный облик зачастую вызывает сомнения своей безликостью, непроду-манностью (транспортных сетей, коммуникаций и т. п.), монотонностью.
Видение такого пространства исключительно с градостроительной, архитектурной или дизайнерской точек зрения дает частичное представление о процессах, протекающих в нем. На наш взгляд, продуктивнее рассматривать его как единую открытую систему со взаимосвязанными компонентами: архитектурного формирования, средового и ландшафтного дизайна, камерной и монументальной скульптуры и малых архитектурных форм, инструментов коммуникации, колористических и световых палитр города, киберпространства. Необходимо учитывать и возможность появления новых структур.
Один из исследователей современной городской среды, В. М. Шимко, подробно разбирает архитектурно-пространственное строение города, опираясь на богатый материал, обобщая существующие методы исследований (в частности, К. Линча, схема 1). Им выдвигается интересный тезис об образовании средовых систем как «событийного процесса, объединяющего
компоненты среды в целостность, как своеобразного пространственного тела»2. В его работе обозначается и междисциплинарный подход, обусловленный сложностью предмета изучения. Однако попытки выйти из области архитектуры и дизайна в рассмотрении данной проблематики фрагментарны и не всегда исчерпывающи. Например, у В. М. Шимко подробно описаны функционально-пространственные ориентиры процессов театрализации среды. Он упоминает
о «деформации понятий о нормах поведения и средствах обустройства среды»3, оценивая современные городские процессы достаточно негативно. Они закономерны в условиях смены мировоззренческой и эстетической парадигм последней трети XX в. Но их невозможно адекватно представить в науке, оперирующей классическими категориями субъ-ект-объектного подхода, согласно которой любая инициатива жителей, их спонтанные действия, даже творческие, выглядят, скорее, излишними и нецелесообразными, чем закономерными и нужными.
Проблемы теории могут быть решены, исходя из единого целостного видения динамичной и полицентрич-ной городской ткани. В повседневной жизни задачу ее объединения в неповторимое целое могут выполнить интерактивные арт-практики.
Сегодняшнее общество - это информационное общество, поскольку СМИ, Интернет и высокие технологии изменили не только качество жизни, но и сознание современного человека. Являясь горожанами XXI в., мы более чем никогда - визуалы. Переизбыток информации, нехватка времени, постоянное потребление СМИ - это факторы, создавшие человека, ориентирующегося в большей степени на визуальную информацию, чем на любую другую. Процессы динамичной информатизации общества позволили значительно повысить активность коммуникаций не только между людьми, но и между культурами.
2 «Важнейшей предпосылкой формирования современных городских интерьеров стала, наряду с привычной для зодчих архитектурной идеей, идея дизайнерская, которая предлагает принципы организации средового пространства, лежащие вне архитектуры» // Шимко В. М. Архитектурнодизайнерское проектирование городской среды. М., 2006. С. 202.
3 «Другое направление “раскачивания” традиционных целей средоформирования в современном городе - внедрение в облик среды нестандартных, “непринятых” форм образа жизни, вызванных социально-технической перестройкой быта жителей города» // Там же. С. 221.
Небывалый потенциал коммуникативности, с одной стороны, и серые, монотонные пространства городов (несмотря на отдельные усилия на центральных улицах), эклектичность «точечной застройки» миллионни-ков, с другой стороны, предъявляют новые требования к формированию городской ткани. Основные проблемы российских городов, которые необходимо учитывать в рамках рассматриваемой темы, это:
• стандартность, однозначность мест «классического» (типового) пространства для проведения акций, праздников, презентационных и других событий;
• низкий уровень возможностей при переформатировании пространства для новых функций: социальных, образовательных, коммуникативных, имиджевых, мониторинговых; отсутствие необходимой флексибельности;
• отсутствие мест для творческого неутилитарного действия горожан;
• актуальность эстетического, культурного воспитания горожан в контексте конкретного жизненного пространства;
• отсутствие социально-адаптационных мест и зон для релаксации горожан.
Таково сегодняшнее положение дел в большинстве городов и мегаполисов России. Более объемному взгляду на них способствует знакомство с образцами арт-объектов других стран.
Германский дизайнер Марко Хем-мерлинг (Marco Hemmerling) создал инсталляцию на площади Кельна, назвав ее «Ситископ» (Cityscope). Ночью отражающая цветная пленка, которой покрыта поверхность предмета, становится прозрачной, вся ин-
сталляция подсвечивается изнутри. «Городской калейдоскоп» передает фрагментарное восприятие городского пространства, одновременно создавая трехмерные образы окружающих фасадов. Наблюдая изменчивые образы города, человек сам становится частью инсталляции, отражаясь в ее кристаллических гранях. Акцент сделан на необычных ракурсах и видах уже привычного исторического места. Арт-объект расположен в центре главной станции метро в Кельне, на оживленной городской площади. «Ситископ» имеет кристаллические формы, родственные строгому готическому окружению. Этот кристалл - своеобразный дух места, в котором живет и отражается состояние культуры, истории, людей. В образе сплетено несколько философских мотивов - прежде всего, гераклитова идея постоянной изменчивости мира и, одновременно, эволюционистская тема, направляющая соучастников восприятия объекта через историю места к современности. Минимальное, казалось бы, соучастие горожанина в процессе функционирования арт-объекта вовлекает его в разнообразные социокультурные и исторические контексты, способствует возникновению нового взгляда на город и свое место в нем.
Генезис взаимодействия объекта со зрителем
Идея использовать эффект интерактивности в искусстве зародилась в начале XX в., но достигла пика интереса к ней только к его концу. Это связано не только с технотронным прорывом западной цивилизации. В культуре XX в. произошли кардинальные сдвиги, в том числе смена классической культурной парадигмы на неклассическую, завершившуюся постмодернизмом.
Ил. 2. Аниш капур. Облачные врата в Чикаго
Схема 1. Образ города ка к результат в осп р и яти я его ведущих композиционных элементов (по К. Линчу):
1 - «пути»(русла)
2 -«грани»
3 -«районы»
4 - «узлы»
5 -«ориентиры»
О
А
Генезис взаимодействия искусства с аудиторией (XX в.)
Как видно, участие реципиентов в формировании арт-объекта с его становлением в качестве такового постоянно нарастало. Это зависело не только от установок создателей искусства, но и от изменений в самой аудитории, не стремящейся довольствоваться готовыми художественными и коммуникативными клише.
Данные исследований мотиваций и потребностей индивида, приводимые в СМИ, указывают на степень образованности реципиентов как на один из значимых факторов этого процесса. К примеру, с ростом уровня образования отношение к телевидению (как визуальному искусству) заметно варьируется. В группах с гуманитарным образованием телевидение часто замещается и дополняется иными СМИ, оставаясь миниинформатором о текущих событиях, но в группах с техническим, сельскохозяйственным, экономическим высшим образованием оно занимает ведущее место. На выбор и степень активности в инфосфере значительное влияние также оказывает возраст. Пик интереса к телевидению - это период полового созревания и раннего юношества, после чего следует период спада интереса. Существуют исследования, доказывающие влияние материального состояния на степень потребление телепродукции и погружения в виртуальную среду: чем ниже материальный уровень реципиентов, тем более отчужденно и «механически» они воспринимают телевидение. Медиа- и киберпространство важны в реализации проектов по созданию имиджевых, коммуникативных, эстетических и образовательных подсистем открытой системы городского пространства. Они способствуют
социализации в культурную среду локального общества, повышают инклюзию.
Как было сказано, под интерактивными арт-объектами мы подразумеваем синтетические арт-объекты, обладающие объемом, мультимедиа, связью с киберпространством, элементами перформанса и, возможно, другими составляющими. Главным рычагом воздействия является возможность множественного диалогового соучастия созерцателей в создании арт-объекта. Важен его контакт не только с аудиторией, но и с городской средой, культурными и смысловыми слоями места. В отличие от интерактивности в маркетинге (целью является рост числа продаж) или СМИ (цели могут быть идеологическими), вариант этого феномена в современном искусстве базируется на неутилитарном, художественном соучастии, выраженном в эстетически мотивированном творчестве (схемы 2, 3). Событие/произведение в интерактивном творческом акте провоцирует реакцию, оно является смысловым каналом, открытым множеству реципиентов, каналом живой, непосредственной связи не столько между художником и соучастниками, сколько между самими соучастниками. В этом состоит главное отличие интерактивного творчества от традиционного.
Типология интерактивных арт-объектов
Типология интерактивных арт-объектов не разработана, поэтому мы предлагаем свой вариант. Предварительно необходимо прояснить схожесть интерактивных арт-прак-тик и средового дизайна, вызванную общностью масштаба проектов и их функций. Это не столько проек-тность или наличие инженерно-
технических моментов в создании объектов, но стремление к гармонизации отдельных участков городской среды. Фундаментальное различие заключается в том, что дизайн ориентирован на тираж, а арт-объекты -на уникальность. Фактически здесь нет противоречий, наоборот, интерактивные арт-практики могут давать импульс для внедрения своих инновационных методов формообразования в средовой дизайн, занимающий важную роль в системе городского пространства. Так эти виды деятельности дополнят друг друга.
Основное разделение в самих арт-объектах происходит по линии доминирования утилитарного и эстетико-художественного начала. Утилитарные объекты ближе к дизайнерским, отличие лишь в единичности объекта, авторами таковых, на сегодняшний момент, в большей степени являются экспериментаторы: архитекторы, арт-дизайнеры, инженеры-конструкторы, - чем группы художников. Эстетико-художественные арт-объекты подразделяются на массовые, художественные и социальные. Массовые объекты просты по восприятию, сценарности, степени интерактивности (мимезис, отражение), актуален игровой момент. Художественные - отличаются поливариантностью результатов соучастия аудитории в арт-объекте, более глубокой степенью интерактивности (реальное созидание). Социальные арт-объекты должны активно обыгрываться в киберпространстве, быть ясны определенным целевым группам, участие каждого участника должно как-то маркироваться в арт-событии.
Арт-объекты, в свою очередь, могут быть:
• длительными (стационарными);
• кратковременными (сезонные фестивали, выставки, праздники, презентации);
• разовыми.
Ил. 2. С^увсоре. Дизайнер М. Хеммер-линг
Схема 2. Традиционная схема взаимодействия художника и рецепиентов
интерактивные арт-объекты
утилитарные эстетическо-художественные
социальные
массовые
ов
художественные
Схема 4. Типология инерактивных арт-объектов
Последние два вида являются подсистемами, встраивающимися в систему уже сформированного городского пространства, стационарные объекты являются элементом системы первого порядка. Интерактивные арт-объекты могут выполнять в городском пространстве следующие функции: утилитарные, художественные, образовательные, социальные, презентационные, мониторинговые или комплекс этих функций (схема 4).
Здесь возникает вопрос о том, как организовать объем, среду и другие компоненты, чтобы выявить художественную интерактивность, ведь скульптура, обшитая мониторами, будет, скорее, подставкой для мониторов, а не катализатором сплочения ради творчества. Композиционным принципом интерактивных арт-объектов является создание эстети-чески-смыслового незавершенного пространства для соучастия (начиная от возможности отражения, заканчивая созиданием со-художниками арт-объекта в виртуальном и реальных пространствах). В этом, направленном на аудиторию и незавершенном эстетически-смысловом пространстве уже должны быть ощущения объекта. Будучи синтетическими, интерактивные арт-объекты во многом схожи с кинематографом. Только в отличие от кинематографа, где аудитория
воспринимает скрытые за сложным инструментарием образы режиссера, в интерактивных арт-практиках самой аудиторией довершаются штрихи представляемого образа пространства. При этом используется лишь часть инструментария.
Способы интеграции ИАП в городскую ткань
Поскольку арт-объекты создаются в основном художниками, право которых на самовыражение никто не отменял, то одной из сложных задач при наличии готовых объектов или их концепций может стать интеграция в существующую городскую среду, поиск путей адаптации объекта к системам, сложившимся прежде. Можно предложить следующие варианты:
1 поглощение ИАП архитектурным или иным объектом;
2 принцип подобия формы;
3 принцип контрапоста;
4 визуальное тиражирование ИАП за счет отражений (стеклянных, водных поверхностей);
5 виртуально-визуальное формообразование.
Заключение
Тяга к праздничности, массовым и корпоративным мероприятиям, акциям, популярность ледовых городков и других игровых форм, а также про-
ектов наподобие «Длинных историй Екатеринбурга» или «Ночи музеев» позволяют сказать, что общество и городские власти становятся более публичными, активно преобразуют городское пространство, имеют ценностно-смысловые и функциональноутилитарные связи с ним. Несмотря на то, что методология интерактивных арт-практик не проработана, а отечественные объекты, воплощенные в жизнь, можно пересчитать по пальцам, прикладное применение таких арт-практик перспективно и актуально.
Список использованной литературы
1 Города-миллионеры России [Сайт Википедии]. 2010. URL: http:// ru.wikipedia.org
2 Шимко В. Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. М., 2006.
3 Косицкий Я. В. Архитектурнопланировочное развитие городов: учеб. пособие. М., 2005.
4 Ефимов А. В. Колористика города. М., 1990.
5 Романенко С. В. Скульптура в городе. М., 1990.