ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ. Творческие концепции архитектурной деятельности
УДК 72.017.4 (063)
Е.А. Лапшина, Д.Д. Копьёва
ЛАПШИНА ЕВГЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат архитектуры, профессор, e-mail: likhlap@mail.ru; КОПЬЁВА ДАРЬЯ ДМИТРИЕВНА - магистрант -кафедра проектирования архитектурной среды и интерьера Инженерной школы (Дальневосточный федеральный университет). Суханова ул., 8, Владивосток, 690950.
Особенности колористической организации общественных пространств жилой среды
Аннотация: Рассматривается роль цвета в организации городской среды. Особое внимание уделяется специфике формирования цветового характера среды жилых районов. Проводится обзор современной практики в этой области, а также факторов, влияющих на принятие проектных решений цветовой организации среды дворовых пространств. Авторами выявлены базовые компоненты среды, формирующие ее функциональное наполнение (здания, элементы зданий, малые архитектурные формы, элементы озеленения, поверхность земли), а также компоненты, влияющие на идентичность и легкость ориентации в пространстве жилого района (элементы графического дизайна и арт-объекты). Проведен обзор характерных способов работы с цветом, используемых в проектной стратегии создания комфортной и гармоничной среды жилых районов. Показана важность таких средовых качеств, как идентичность, запоминаемость и простота ориентирования, на примере создания уникальных арт-объектов и элементов навигации. Рассмотрены основные сценарии цветовой организации компонентов среды на разных масштабных уровнях и в рамках отдельных фрагментов жилых районов или дворов.
Ключевые слова: общественное пространство, цвет, дворовое пространство, цветовая среда, компоненты среды, сценарии цветовой организации.
Введение
Повышение качества организации городских общественных пространств в настоящее время представляет особый интерес для целого ряда профессий, связанных с его формированием. Наряду с объектами общегородского значения постепенно начинают привлекать внимание и пространства жилых районов. При этом они рассматриваются не только в качестве необходимой зоны для хозяйственно-бытовой деятельности, но и в качестве места проведения досуга и общения, имеющего своеобразное «лицо», отражающее характерные особенности «места» и проживающего сообщества.
На формирование дворового пространства, безусловно, распространяются и принципы организации, характерные для центральных городских общественных пространств. Попадая в любое пространство, человек практически сразу же составляет свое впечатление о нем, оценивая привлекательность по доступности, многовариантности его использования, своеобразию, простоте ориентации. Поэтому в современных подходах к проектированию общественных пространств жилой среды учитываются и получают свое развитие идентичность, символы места, его узнаваемость, запоминаемость, возможность отождествления себя с ним горожан. Кроме того, дефицит общественных территорий жилых районов делает актуальным насыщение среды дворового простран-
© Лапшина Е.А., Копьёва Д.Д., 2016
ства разными функциями, возможностями для проведения времени и взаимодействия с пространством города. Также важна система навигации и ориентации в пространстве, в особенности это касается однотипной жилой среды.
В реализации этих принципов наиболее мобильным проектным средством может стать цвет. Приемы колористической организации среды способны придать узнаваемость каждому двору, создать эффективную систему ориентации в его пространстве, выделять различные функциональные зоны (мизансцены). Даже в границах одного дворового пространства цветовая организация способна менять впечатление при восприятии жилого пространства в процессе перемещения в нем посетителя, формируя качество разнообразия жилой среды.
Среди средств организации качественного общественного пространства цвет является одним из самых бюджетных, быстро создаваемых и изменяемых. К тому же современные материалы предоставляют практически неограниченный выбор цветовой палитры отделки зданий и создания элементов благоустройства.
Жилые пространства, как правило, застраиваются по единому проекту. Поэтому при массовой застройке по типовым проектам часто возникает ситуация монотонности и «бесцветности» жилой среды, что особенно заметно в микрорайонах советской застройки. В качестве решения этой проблемы создаются объекты паблик-арта, навигации, элементов малых форм, позволяющие быстро изменить ранее непривлекательные и «безликие» пространства в лучшую сторону. Однако наряду с удачными образцами оживления пространства за счет ярких и необычных вставок существует проблема перенасыщения не связанными между собой многочисленными элементами архитектурной и информационной среды. В этом случае стремление создать нечто новое и выделяющееся не всегда приводит к удачным результатам, так как на фоне множества бросающихся в глаза цветовых пятен трудно выделить главное, а это приводит к дезориентации в пространстве и как следствие - к дискомфорту. Таким образом, наряду с проблемой монотонности и «бесцветности» городской среды существует также проблема «цветового хаоса, однообразия при многоцвет-ности» [6].
Колористика городской среды, принципы использования цвета и материалов являются предметом внимания широкого круга авторов. Вопросы характеристик цвета, принципы сочетания цветов и способы окраски материалов, применяемых в городской среде, затронуты в работе «Теория цвета и её применение в искусстве и дизайне» [1]. Вопросы взаимосвязи формы и цвета, а также его применение в оформлении общественных помещений и зданий - в книге «Человек -цвет - пространство» [8]. Наиболее комплексно колористика городской среды и примеры использования цвета при реконструкции старых городских районов даны в работе «Колористика города» [4].
Отчасти проблемы непродуманной цветовой организации решаются сегодня за счет составления колористических карт и схем застройки. Такой подход, когда фасады зданий гармонируют друг с другом благодаря единой цветовой стратегии, хорошо срабатывает только в том случае, если наряду с ним действуют правила по цветовому регулированию и других составляющих городской среды, таких как рекламные конструкции, вывески, оформление входных зон в здания и связанные с ними малые архитектурные формы.
В последнее время широкое распространение получает практика составления норм и регламентов, ограничивающих неконтролируемое размещение яркой и броской рекламы, особенно в центральных туристических районах городов1. Несмотря на позитивные в целом изменения в организации визуального восприятия городской среды, не все решения затрагивают пространства жилых районов, а существующие подходы не могут быть механически распространены на цветовую организацию этой среды. Многие решения носят частный характер и не всегда учитывают взаимосвязь разных компонентов многообразной среды. Например, решая проблему единого цветового ключа фасадов, остаются незатронутыми такие моменты, как цвет покрытия поверхности зем-
1 Так, по заказу комитета по архитектуре и градостроительству Москвы совместно с Главным архитектурно-планировочным управлением Москомархитектуры разработана архитектурно-художественная концепция размещения рекламно-информационных конструкций для одиннадцати центральных улиц города [2].
ли, малых архитектурных форм, а также цветовые решения для рекламных конструкций. В результате архитектура теряется, она служит лишь фоном для менее ценных по эстетическим и визуальным качествам элементов. Также возможен сценарий обратного развития событий, когда в попытках выделить ценные архитектурные и ландшафтные решения в городе их отделывают материалами ярких насыщенных цветов, при этом не учитывая цветность окружающего их пространства.
Не до конца продуманные методики цветовой организации среды или полное их отсутствие становятся наиболее заметными в тех частях города, где при проектировании не было учтено множество разнообразных функций, отсутствовала задача создания уникального, запоминающегося образа отдельных фрагментов. Такими зонами чаще всего являются районы жилой застройки советского периода, где эти проблемы наиболее очевидны. В условиях, когда некоторые аспекты восприятия и использования таких пространств остаются не запрограммированными, а после их создания появляются новые запросы и способы использования территории, возникают стихийные виды и явления освоения этих пространств. Характерным примером может служить феномен «лоскутной архитектуры» [5], когда при увеличении количества мелких предприятий торговли и услуг на первых этажах жилых зданий создается новый облик фасада и окружающей среды, состоящий из разрозненных, не сочетающихся между собой цветовых пятен, материалов и рекламных вывесок. Такие яркие фрагменты, создавая цветовой хаос, не решают при этом проблемы моно-хромности исходного решения застройки микрорайонов.
Средовой подход к созданию цветообраза
общественных пространств жилой среды
После проведения нами анализа современного состояния общественных жилых пространств становится очевидной необходимость средового подхода к их формированию, который бы учитывал не только стандартные функциональные требования, но и варианты взаимодействия всех компонентов и их гармоничного восприятия, создание целостного цветообраза. Для этого необходимо выделить основные составляющие пространств жилого двора.
Базовыми компонентами являются элементы, которые имеют прямое функциональное значение и создают возможность существования самих пространств: здания и сооружения, включая входные группы, балконы и другие их компоненты, малые архитектурные формы, организация поверхности земли и элементы озеленения. Последние являются не только необходимым функциональным элементом, обеспечивающим требования экологии и рекреации, но и носителями цветности, внося свой вклад в общую колористическую организацию. Все эти элементы, их количество, габариты и места расположения в большей или меньшей степени регулируются общегосударственными и местными нормами проектирования. Периодически в нормы вносятся некоторые рекомендации по цвету, но чаще всего они просто отражают общепринятые правила и традиции, касающиеся расколеровки отдельных элементов.
Базовые компоненты, формирующие среду общественных пространств жилых районов, являются основой для создания следующей типологии компонентов: элементы рекламы, навигации и дорожной разметки, а также разнообразные арт-объекты. Именно эти компоненты, имеющие эмоциональное воздействие и информационное содержание, формируют такие важные качества среды, как идентичность и понятная ориентация в пространстве.
В жилых районах на сегодняшний день, как правило, преобладают компоненты первого типа организации среды и практически отсутствуют не менее важные компоненты второго типа -элементы навигации, продуманной рекламы, уникальные символы места. Особенно это заметно в районах, где отсутствует включение большого количества малых предприятий на первых этажах зданий. Таким образом, происходит перекос в сторону утилитарной организации жилой среды из -за отсутствия элементов социальной активности, создающей ощущение идентичности с конкретным местом у жителей района.
Становится очевидной необходимость средового подхода к решению актуальной задачи цветовой организации жилого пространства с учетом роли всех его компонентов. Такой подход позволяет не только создать визуально комфортную среду, но и внести элемент уникальности, что
повлияет на такие характеристики, как узнаваемость, запоминаемость среды и ее идентичность (рис. 1).
Рис. 1. Компоненты цветовой организации среды жилых районов. Авторская схема
Компоненты-носители цветности среды
Здания. На сегодняшний день наибольшее внимание уделяется именно зданиям и проработке их фасадов. В то же время архитектурные решения не всегда разрабатываются с учетом ко-лористики окружающей застройки, восприятия здания с дальних видовых точек, когда цвет его фасадов накладывается на цвет фасадов других зданий, а также форм рельефа и крупных рекламных конструкций.
Единый подход к проектированию в рамках всего района или квартала подразумевает создание знаковых зданий, зданий-ориентиров. При формировании единого архитектурного облика района и его колористической палитры одно знаковое здание, имеющее оригинальный и запоминающийся образ, служит своеобразным композиционным центром притяжения. Помимо выделения отдельного здания в районе или квартале возможен сценарий акцента на одном из фасадов здания или на группе фасадов нескольких зданий, обращенных в одну сторону (рис. 2,а).
Прием создания одного выделяющегося здания на фоне единой по стилю и цвету застройки может быть расширен в масштабах района города до формирования разных цветовых ключей в рамках единой палитры, применяющихся в разных по функции зданиях. Он может быть расширен и на другие группы зданий района для внесения разнообразия в цветовую среду (рис. 2,6). Цвет в архитектуре традиционно воспринимается как неотъемлемая часть самого здания, подчеркивающая его пластику, отражающая статус и функцию, расположенную внутри. В то же время цвет сам по себе может являться объектом эстетического восприятия и даже самостоятельным элементом искусства. При смещении акцента с формы архитектурного объекта на его цвет появляются интересные здания, основное впечатление от которых зритель получает, воспринимая их не столько в качестве функциональных элементов, сколько в качестве необычных арт-объектов (рис. 2,в). В основном такой эффект создается благодаря покраске всего объекта в единый яркий, выделяющийся цвет. Такая стратегия в архитектуре применяется при необходимости быстро привлечь внимание к реконструированному объекту с новой функцией, а также для оживления серых монотонных районов.
б
Рис. 2. Обозначение цветом фрагментов архитектурной среды: а - внешний фасад жилого квартала в Амстердаме (http://varlamov.ru/445787.html); б - здания детского сада на фоне жилой застройки в микрорайоне «в лесу» в Москве (http://2013.urbanawards.ru/reg/mikrogorod-v-lesu/); в - временный павильон возле королевского национального театра в Лондоне (http://apartmentinteriors.ru/the-shed-ot-haworth-tompkins/)
Элементы зданий. Помимо проработки общего колористического решения застройки важно также внимание к деталям, связанным с восприятием ее отдельных фрагментов. По ходу передвижения среди зданий, особенно пешком, человек обращает внимание прежде всего на детали и элементы, расположенные в его поле зрения, т.е. в уровне первого и второго этажей [3]. Поэтому для создания гармоничного и интересного образа застройки проработка отдельных групп элементов и деталей зданий играет не менее важную роль, чем их общее цветовое решение.
В жилых районах при многоэтажной застройке существует необходимость визуального разграничения личного пространства, принадлежащего жильцам, и общественного пространства, доступного всем жителям района и города. В России постепенно получает распространение пришедшая из западных стран практика создания небольших придомовых участков, принадлежащих жителям первых этажей многоквартирных домов. При таком функциональном разделении для отделки первых этажей, небольших пристроек или стен, разделяющих соседние участки, чаще всего используются натуральные материалы или отделка, имеющая теплую цветовую палитру. Также в случае меньшего визуального разграничения, что возможно во дворах внутри квартальной застройки, выделяются только входные двери, окна и крыльца квартир первых этажей за счет применения отличающихся по цвету и фактуре материалов.
Прием выделения первых этажей зданий является актуальным и в случае расположения в них помещений с функцией, контрастной к функции верхних этажей. С ростом количества предприятий малого бизнеса, расположенных на первых этажах жилых зданий и имеющих собственный вход, появляется необходимость цветового регулирования элементов фасада, входных групп и вывесок на первых этажах, а также их увязка с обликом здания и окружающей городской среды в целом. Одним из возможных решений в контексте уже существующей многоэтажной застройки является отделка части фасадов и входных зон, принадлежащих предприятиям малого бизнеса, одним или несколькими гармонирующими друг с другом материалами, отличающимися по цвету от материала отделки жилых этажей.
Цвет элементов здания не только помогает обозначить их функцию и принадлежность к определенному фрагменту застройки, но позволяет выявить интересные архитектурные решения. Покраска фрагментов архитектурных конструкций в контрастные и выделяющиеся цвета позволяет создать из них своеобразный скульптурный арт-объект (рис. 3,а). Подобную цветовую стратегию используют также для внесения разнообразия в архитектурный образ зданий за счет создания из отдельных элементов фасада плоскостной композиции (рис. 3,б). Такие решения эффектно
смотрятся в рамках отдельных фасадов зданий, выходящих на определенные функциональные зоны и дополняющих цветовое и смысловое наполнение этих зон.
Использование ярких и насыщенных цветов даже на небольших элементах фасадов зданий позволяет внести разнообразие в сложившуюся монотонность застройки. Такие активные цвета в сочетании со спокойным фоном становятся объектом эстетического восприятия сами по себе и, составляя контраст со сдержанными цветами самого здания, заставляют зрителя обратить внимание и на его цветовое и объемное решение (рис. 3,в).
в
Рис. 3. Выявление архитектурных решений и создание композиций с помощью цвета: а - жилой комплекс в Сан-Паулу (http://divisare.com/projects/272624-mmbb-arquitetos-h-f-arquitetos-
nelson-kon-conjunto-habitacional-do-jardim-edite); б - жилой комплекс «Ричардсон» в Сан-Франциско (http://www.archdaily.com/211129/richardson-apartments-david-baker-partners); в - жилой дом в Бордо (http://www.archdaily.com/463725/armagnac-habiter-autrement-ateliers-jean-nouvel)
Малые архитектурные формы. Одной из проблем ухудшения качества пространств жилых районов является отсутствие полноценной предметной среды либо ее плохое качество. В случае отсутствия полноценной предметной среды, включающей разнообразные варианты выбора проведения времени и создающей таким образом разнообразие, может быть использован прием включения нескольких ярких элементов. Такой прием чаще всего реализуется с помощью акцентирования, заливки одним цветом, и используется для создания быстрых положительных изменений в организации мест отдыха и других необходимых элементов в ранее неосвоенных пространствах, что в сочетании с необычным дизайном создает из малых архитектурных форм запоминающиеся арт-объекты и сразу привлекает внимание (рис. 4,а).
Даже при наличии всех необходимых функциональных элементов предметного наполнения дворовой среды не всегда складывается единый положительный образ пространства, так как применяемые материалы и цветовые решения разных элементов не гармонируют между собой. Формированию единого запоминающегося образа всех элементов малых архитектурных форм также способствует прием пластического объединениях их с поверхностью земли и создания из них единой композиции. Такое решение наполнения открытого пространства позволяет выделить его как отдельную зону, принадлежащую к определенной группе зданий, но составляющую с ними виз у-альный контраст, таким образом подчеркивая разделение частной и общественной зон. Единое цветофактуное решение всей композиции создает уникальный образ, а вариации пластики малых архитектурных форм и их сочетания позволяют внести элемент игры в процесс использования пространства (рис. 4,6).
Возможно и объединение нескольких типов малых архитектурных форм, например сидений и навесов, с поверхностью земли и выделение на их фоне других элементов: фонарей, емкостей для мусора, велопарковок, клумб и контейнеров для озеленения. Различные цветовые и пластические сочетания элементов малых архитектурных форм и поверхности земли позволяют создавать большое количество вариантов решения как отдельных фрагментов среды жилых открытых пространств, так и единой организации всего пространства в целом, с постепенным смещением акцентов в разных функциональных зонах.
В ситуации однообразия и однотонности среды жилого двора или сети дворов, особенно в условиях небольших замкнутых пространств, возможно введение яркого насыщенного цвета в сочетании с приемом единой пластической композиции из элементов малых форм и поверхности земли. В таком случае вся пластическая композиция, получая яркое цветовое оформление, становится скульптурным арт-объектом. Это позволяет не только оживить ранее непривлекательное пространство, но и связать воедино отдельные фрагменты разнообразной среды, подчеркнуть общественную и рекреационную функцию дворов, в которых ранее визуально доминировали здания (рис. 4,в).
в
Рис. 4. Выделение цветом малых архитектурных форм, цветовая и пластическая комбинация разных элементов: а - маршрут вдоль реки Саньлихэ в Цяньане (http://www.turenscape.com/english/projects/project.php?id=4554); б - площадь в городе Пуэбла (http://www.dezeen.com/2012/06Z16/emblematic-monument-by-enrique-norten-and-ten-arquitectos/); в - сеть дворов в Санкт-Галлене (http://yorkurbanist.com/2012/09/).
Поверхность земли. Поверхность земли часто воспринимается как простой фон для всех остальных компонентов городской среды. Вместе с тем принятие во внимание эстетического значения композиционного решения поверхности земли позволяет создать продуманную цветовую организацию пространства, учитывающую характер функциональных процессов, а также особенности места и его идентичность.
Распространенным приемом является зонирование пространства с помощью использования разных по цветовой палитре и фактуре материалов. В то же время в общественных пространствах жилых районов мало внимания уделяется разграничению и сочетанию частных, коллективных и общественных зон. В этом случае неоформленное пространство возле зданий воспринимается «ничейным», а личное пространство заканчивается за порогом входной двери. Эта проблема может быть решена не столько за за счет создания физической преграды между ними, сколько за счет
применения разного цветофактурного решения поверхности земли. Частные приквартирные участки и зоны возле подъездов, используемые для нужд жителей одного дома, могут контрастировать с оформлением общественного пространства, принадлежащего группе домов или всему району (рис. 5,а).
Использование материалов разного цвета и фактуры возможно также для разграничения транзитных и рекреационных пространств, мест движения транспорта и пешеходов [7]. Введение яркого цвета в оформление путей движения может использоваться для выделения главного маршрута движения через жилой район либо пути, объединяющего несколько сходных по функции зон (рис. 5,б).
При необходимости выделения одной главной зоны в границе двора или микрорайона используется прием заливки одним сплошным цветом. Такой подход в сочетании с интересным функциональным наполнением этой зоны позволяет создать визуальный центр притяжения и сформировать своеобразный символ места, что привлекает туда большее количество людей (рис. 5,в).
а б в
Рис. 5. Оформление поверхности земли: а - жилой квартал в Мюнхене (http://divisare.com/projects/198351 -el-ch-landschaftsarchitekten-urbanstrasse-11); б - жилой комплекс в Граце (http://www.archdaily.com/349996/messequartier-graz-markus-pernthaler); в - жилой комплекс «Новая терраса» в Кошице (http://www.archilenta.ru/?act=1&catg=75&nwid=3376).
Озеленение. Озеленение как элемент природы в городской среде не только выполняет экологическую функцию, но является полноценной частью общего визуального образа. Зеленый цвет растительности действует успокаивающе и дает ощущение контакта с природой в городе. Особо важную роль это свойство зеленого цвета играет в жилых пространствах, где при соблюдении необходимого по нормам процента озеленения площади не создается всего разнообразия форм растительности, занимающей как плоскости газонов, так и верхний ярус на уровне первых этажей зданий. Таким образом, при отсутствии грамотного учета элементов озеленения как части единой композиции всего пространства природный компонент часто остается невыраженным. В то же время при грамотном использовании растительности в качестве части цветовой композиции можно создать гармоничный образ пространства, где природный компонент сочетается с элементами «второй природы».
Использование элементов озеленения возможно не только в контексте наличия разнообразных по цвету деревьев и кустарников. Применение одноцветных зеленых пятен обычного газона в
сочетании с остальными компонентами пространства может составлять продуманную композицию. Большие пятна газонов, кустов и крон деревьев выводят на первый план или, наоборот, оттеняют архитектурную среду, создавая контраст с ней или служа фоном (рис. 6,а).
Благодаря широкой цветовой палитре растений и сезонным изменениям окраса листвы элементы озеленения могут образовывать самостоятельные ландшафтные композиции, изменяющиеся в течение года. При отсутствии достаточного количества зелени в жилых дворах возможна компенсация этого за счет качественной проработки ландшафтных композиций, включения в них разнообразных типов растений и акцентирования с помощью подбора видов с яркой окраской листвы. Акцент на природном компоненте также может быть сделан за счет использования разноцветных и разнотипных растений при озеленении в сочетании с более спокойными фоновыми цветами остальных компонентов пространства (рис. 6,6).
Помимо использования элементов озеленения в качестве фона или в качестве самостоятельных цветовых композиций в жилой среде возможно также применение отдельных форм растительности для выделения фрагментов пространства, функциональных зон и акцентирования элементов архитектуры. Например, для выделения рекреационных пространств может использоваться один вид растений, имеющих свою окраску, а для зон хозяйственно-бытовой деятельности - другой. Размещение определенного вида деревьев и кустарников в ключевых точках пространства не только вносит природный компонент в среду, но и создает визуальные ориентиры при передвижении в пространстве. Тот же принцип относится и к разнообразным формам озеленения, размещаемым возле входных зон на территорию двора или в здание. Яркая окраска листвы либо ее контраст с отделкой здания позволяет акцентировать входную зону без применения каких-либо средств яркой отделки первых этажей и малых форм (рис. 6,в).
б в
Рис. 6. Выделение элементов озеленения: а - социальное жилье, Мьерес (http://www.magazindomov.ru/2013/06/30/socialnoe-zhilyo-v-ispanii-4/); б - двор университета Сан-Франциско (http://www.intersticearchitects.com/?project=usf-center-for-science-and-innovation-and-harney-plaza-landscape); в - социальное жилье в Кадисе (http://www.disenoyarquitectura.net/2011/11/32-vpo-de-mediomundo-arquitectos.html).
Элементы графического дизайна и арт-объекты. Элементы навигации, созданные в едином ключе, с продуманной программой их использования не только помогают лучше ориентироваться в пространстве, но и создают его законченный продуманный образ, где каждый компонент пространства принадлежит к определенной цветовой и смысловой зоне. Цветовая проработка элементов навигации призвана не только привнести оригинальность, но и разделить пространство на разные функциональные зоны. В местах с типовой застройкой разработка уникальных указателей и номеров домов для каждого участка района позволяет не только внести разнообразие, но и создать идентичность для разных дворов и придомовых территорий, провести между ними смысловую границу. Новые дизайнерские решения номеров домов в микрорайонах облегчают ориентирование не только для жителей, но и для гостей района, позволяя узнавать нужные здания издалека (рис. 7,а)
Элементами уникальности и запоминаемости каждого отдельного двора или группы дворов могут стать необычные арт-объекты, связанные с историей места или подчиненные какой-либо общей теме. Цвет этих объектов, частично повторяясь и в других объектах предметного наполнения и навигации, будет ассоциироваться с конкретным местом или зоной района (рис. 7,6).
Еще одним носителем цветности в жилой среде выступают объекты паблик-арта, при создании которых используется прием окраски фрагментов пространства и включения текстовых шрифтовых композиций. Яркие цветовые вставки в ключевых пешеходных и рекреационных зонах района создают узнаваемый запоминающийся образ всего пространства в целом и привлекают внимание не только жителей, но и их гостей (рис. 7,в).
б
а
в
Рис. 7. Создание элементов социально-информационного уровня цветовой среды: а -жилые дома, Позань (http://ultra-architects.pl/2012/boleslawa-chrobrego-252627/); б - район Марфино, Москва (http://serge-elephant.livejournal.com/367673.html); в - переулок фавелы в Сан-Паулу (http://www.boamistura.com/luz_nas_vielas.html).
Сценарии цветовой организации среды. Понимание роли и возможностей использования каждого типа компонентов в пространстве жилых районов позволяет создавать среду, учитывающую все потребности и интересы жителей. Также важно понимание не только роли компонентов самих по себе, но и сочетания групп компонентов как в контексте всего пространства района, так и в участках открытых пространств.
Каждый тип компонентов среды жилых открытых пространств в зависимости от их конфигурации и положения наблюдателя визуально занимает определенный объем в пространстве. Здания, как правило, благодаря своим размерам визуально доминируют в жилой среде. Но при приближении к входам основное внимание притягивают элементы первых этажей и предметная среда возле них. Таким образом, в пространстве всего района или его фрагмента можно выделить несколько масштабных уровней: от «космического» (группы высоких зданий) до интимного (эле-
менты малых архитектурных форм, озеленения и др. в рамках небольшого фрагмента среды). В зависимости от сочетания нескольких уровней в каждой точке пространства у его посетителей складывается ощущение либо давления окружающей среды, либо ее подчинения, либо соразмерности и комфортности [9].
Такие впечатления складываются как за счет объема и пространственного соотношения компонентов, так и за счет их цветового сочетания. С помощью грамотной цветовой проработки всех элементов среды жилого района на разных масштабных уровнях можно не только создать гармоничный образ новых пространств, но и корректировать и изменять к лучшему восприятие уже существующей жилой застройки. Цветовое решение каждой группы одномасштабных элементов не только вносит разнообразие в пространство, но и способствует созданию ориентиров в среде. Выделение цветом высотного здания или группы зданий способствует созданию цветовой доминанты в масштабах района или квартала, ориентира, видимого далеко за пределами жилой группы.
Помимо составления единой цветовой стратегии для элементов всех масштабных уровней важна также проработка отдельных пространств и их фрагментов (мизансцен). Так как при перемещении в пространстве жилого района или отдельного двора посетитель попадает в разные зоны со своим наполнением, при проектировании качественной среды необходимо создавать смену впечатлений. Поэтому в современных подходах к проектированию в первую очередь выделяется основной сценарий каждой мизансцены, а следом за ним составляется предметное наполнение с расстановкой акцентов согласно сценарию.
Цветовое решение каждой мизансцены и смена цветовых впечатлений в последовательности разных зон позволяют создать запоминающийся и интересный образ среды открытых жилых пространств. Характер отдельных фрагментов среды и сочетания формирующих ее пространств складывается за счет разных сценариев цветовых сочетаний их компонентов (рисунки 8, 9).
Рис. 8. Сценарии цветовой организации среды. Авторская схема.
ВЕСТНИК ИНЖЕНЕРНОМ ШКОЛЫ ДВФУ. 2016. № 2 (27)
д
Рис. 9. Примеры организации среды по схеме: а - полицентрическая композиция с множеством насыщенных цветов (http://divisare.com/projects/150218-aia-salazar-navarro-ariel-ramirez-plaza-publica-y-aparcamiento-enginyer-deulofeu); б - полицентрическая композиция с ненасыщенными цветами (http://www.archdaily.mx/mx/02-337666/bloque-de-viviendas-sociales-en-barajas-embt); в - полицентрическая композиция с цветами, не создающими сильных контрастов (http://www.archdaily.com/465401/52-public-dwellings-marius-quintana-creus); г - моноцентрическая композиция с акцентом на зданиях (http://www.mcculloughmulvin.com/projects/Ballinamore.php); д - на элементах зданий (http://www.archdaMy.com/563958/viravent-debarre-duplantiers-associeis-architecture-and-paysage); е - на малых архитектурных формах (http://www.archello.com/en/project/urban-lounge-saint-etienne); ж - поверхности земли (http://bloglandshafta.com/?p=5600); з - озеленении (http://www.archdaily.com/83307/8-house-big)
е
з
Заключение. Гармоничная цветовая среда складывается из нескольких типов компонентов, каждый из которых имеет свои цветовые характеристики. Продуманное сочетание компонентов позволяет создать комфортную цветовую среду и уникальный цветообраз каждого ее фрагмента. Учет различных сценариев цветовой организации мизансцен позволяет формировать решения для городской среды, учитывающие все ее аспекты. Включенность элементов всех масштабных уровней в цветовое моделирование жилой среды дает широкие возможности ее разнообразия. На основе комбинаторики распределения ролей в цветовой композиции для компонентов разного масштаба и типологического ряда жилой среды возможны как дальнейший анализ и систематизация существующих приемов, так и моделирование новых вариантов средовых ситуаций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агостон Ж. Теория цвета и её применение в искусстве и дизайне. М.: Мир, 1982. 184 с.
2. Архитектурно-художественная концепция внешнего облика улиц, магистралей и территорий города Москвы, выполненная в пилотном режиме (в части размещения информационных конструкций). URL: http://mka.mos.ru/specialists/signage/design_streets/ (дата обращения: 28.11.2015).
3. Гейл Я. Жизнь среди зданий. М.: Альпина Паблишер, 2012. 200 с.
4. Ефимов А.В. Колористка города. М.: Стройиздат, 1990. 272 с.
5. Козыренко Н.Е., Черкашина Н.А. Дизайн среды: формирование лоскутной архитектуры // Новые идеи нового века-2015: материалы 15-й междунар. науч. конф.: в 3 т. Т. 3 / Тихоокеан. гос. ун-т. Хабаровск: Изд-во Тихоокен. гос. ун-та, 2015. С. 78-81.
6. Лапшина Е.А. Архитектурная колористика. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2004. 236 с.
7. Нефедов В.А. Ландшафтное освоение транспортных пространств // Вестник. «Зодчий. 21 век». 2001. № 1. С. 16-24. URL: http://www.zodchiy21.m/mdex.php?id=143 (дата обращения: 20.01.2016).
8. Фриллинг Г., Ауэр К. Человек, цвет, пространство. М.: Стройиздат, 1972. 141 с.
9. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. М.: Архитектура-С, 2006. 384 с.
THIS ARTICLE IN ENGLISH SEE NEXT PAGE
Creative Concepts of Architecture Activities
Lapshina E., Kopyova D.
EVGENIA A. LAPSHINA, Ph.D. (Arch.), Professor, e-mail: likhlap@mail.ru, DARIA D. KOPYOVA, Master's Degree Student, Department of Architectural Environment and Interior Design, School of Engineering, Far Eastern Federal University. 8 Sukhanova St., Vladivostok, Russia, 690950
Characteristics of color environment organization of public spaces in residential areas
Abstract: The article dwells on color aspect meaning in the urban environment organization. Special attention is paid to the specificity of the creation of color nature of the residential area environment. It also provides an overview of current practices in this area, as well as of urban phenomena, which affect the color usage and visual perception of the city open spaces. The authors identified the basic components of the environment, forming its functional content (buildings, elements of buildings, small architectural forms, landscaping elements, and the surface of the earth), as well as components that affect the identity and ease of orientation in space of a residential area (the elements of graphic design and art objects). The article provides an overview of specific ways to work with the colors, used in the design strategy to create a comfortable and harmonious environment of residential areas. It shows the importance of such environmental qualities as identity, memorability and ease of orientation by the example of creating the unique art objects and elements of navigation. The color combination of components of the environment organizations at different scale levels and within the framework of individual parts of residential areas or courtyards is also considered.
Key words: public space, color, residential area, color environment, urban environment components, place identity.
REFERENCES
1. Agoston J. Color theory and its application in art and design. M., Mir, 1982, 184 p. (in Russ.). [Agoston Zh. Te-orija cveta i ejo primenenie v iskusstve i dizajne. M.: Mir, 1982. 184 s.].
2. Architectural and art concept appearance of streets, highways and territories of Moscow, made in pilot mode (in terms of placement of information structures). URL: http://mka.mos.ru/specialists/signage/design_streets/. -11.28.2015. (in Russ.). [Arhitekturno-hudozhestvennaja koncepcija vneshnego oblika ulic, magistralej i territory goroda Moskvy, vypolnennaja v pilotnom rezhime (v chasti razmeshhenija informacionnyh konstrukcij).
URL: http://mka.mos.ru/specialists/signage/design_streets/ (data obrashhenija: 28.11.2015)].
3. Gehl J. Life between buildings. M., Alpina Publisher, 2012, 200 p. (in Russ.). [Gejl Ja. Zhizn' sredi zdanij. M.: Al'pina Pablisher, 2012. 200 s.].
4. Efimov A.V. Colouristics of the city. M., Stroyizdat, 1990, 272 p. (in Russ.). [Efimov A.V. Koloristka goroda. M.: Strojizdat, 1990. 272 s.].
5. Kozyrenko N.E., Cherkashina N.A. Environmental design: the formation of a patchwork of architecture. New ideas of the new century-2015: Proceedings of the Fifteenth International Conference, in 3 vol., vol. 3. Khabarovsk, Tihooken. Gos. University Press, 2015, p. 78-81. (in Russ.). [Kozyrenko N.E., Cherkashina N.A. Dizajn sredy: formirovanie loskutnoj arhitektury // Novye idei novogo veka-2015: materialy 15-j mezhdunar. nauch. konf.: v 3 t. T. 3 / Tihookean. gos. un-t. Habarovsk: Izd-vo Tihooken. gos. un-ta, 2015. S. 78-81].
6. Lapshina E.A. Architectural coloring. Vladivostok, FESTU Press, 2004. 236 p. (in Russ.). [Lapshina E.A. Arhitekturnaja koloristika. Vladivostok: Izd-vo DVGTU, 2004. 236 s.].
7. Nefedov V.A. Landscape development of transport spaces. Architect-21. 2001;1:16-24. URL: http://www.zodchiy21.ru/index.php?id=143. - 20.01.2016. (in Russ.). [Nefedov V.A. Landshaftnoe osvoenie transportnyh prostranstv // Vestnik. «Zodchij. 21 vek». 2001. № 1. S. 16-24.
URL: http://www.zodchiy21.ru/index.php?id=143 (data obrashhenija: 20.01.2016)].
8. Freeling G., Auer K. Man, color, space. M., Stroyizdat, 1972, 141 p. (in Russ.). [Frilling G., Aujer K. Chelovek, cvet, prostranstvo. M.: Strojizdat, 1972. 141 s.].
9. Shimko V.T. Architectural design of the urban environment. M., Architecture-C., 2006, 384 p. (in Russ.). [Shimko V.T. Arhitekturno-dizajnerskoe proektirovanie gorodskoj sredy. M.: Arhitektura-S, 2006. 384 s.].