Важно отметить, что меры регулирования сферы занятости населения будут предприниматься с учетом и на основе анализа ситуации на рынке труда, который в свою очередь опирается на показатели прогноза баланса трудовых
ресурсов, что, безусловно, будет способствовать сохранению устойчивой тенденции роста удельного веса численности занятых в экономике в общей численности населения и в численности трудовых ресурсов.
УДК / UDC 378 Р. С. Сафин, Е. А. Корчагин, И. Э. Вильданов
Р. Н. Абитов, А. И. Туюшева
R. Safin, E. Korchagin, I.Vildanov,
R. Abitov, A. Tuyusheva
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО И КОРПОРАТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ЗАЧЕМ ОНО НУЖНО?1
INTERACTION OF INSTITUTIONAL AND CORPORATE PROFESSIONAL EDUCATION:
WHY IS IT NECESSARY?2
В статье обоснована необходимость взаимодействия институционального (государственного) и корпоративного профессионального образования. Взаимодействие будет способствовать подготовке современных конкурентоспособных специалистов, востребованных экономикой и производством. Показано значение взаимодействия как для государственных учебных заведений, так и для промышленных пред-приятий-заказчиков кадров.
The article is devoted to the necessity of institutional (governmental) cooperation and corporate professional education. Interaction will help to prepare today's competitive specialists demanded by economy and industry. The importance of cooperation for state educational institutions and for industrial customers is shown.
Ключевые слова: взаимодействие, способы взаимодействия, профессиональное образование, государственно-частное партнерство, вуз, предприятие, корпоративное образование.
Keywords: interaction, ways of interaction, professional education, public-private partnership, institution, company, corporate education.
Характерной чертой современных социально-экономических условий является усиление внимания со стороны заказчиков кадров, предпринимателей и менеджеров к человече-
скому капиталу как важнейшему фактору конкурентоспособности фирм и компаний. Не только новая техника и технология, но и потенциальная способность работника использовать их с максимальной отдачей все более предопределяют эффективность производства и качество работы предприятий и фирм в целом. На передний план выходят качественные параметры человеческих ресурсов - способность к высокопроизводительному и высокоинтенсивному труду, психофизиологическая выносливость, высокий уровень квалификации, широкий профиль профессиональной подготовленности и компетентность.
Во многих зарубежных фирмах, стремящихся к развитию и обеспечению себя высококвалифицированными специалистами и имеющими устойчивое положение на рынке производства, проводится стратегия поливалентности квалификации, в соответствии с которой расширяются и обогащаются трудовые функции специалистов, происходит наделение работников широкими полномочиями в принятии производственных решений. Это позволяет обеспечить высокую эффективность труда на рабочих местах, гибкое и активное взаимодействие между специалистами, создать потенциальные возможности для постоянного участия всех работников в «мозговом штурме» с целью внедрения и реализации нововведений.
1 Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение 14.В37.21.1008.
2 The study supported by The Ministry of education and science of Russian Federation, project 14.B37.21.1008.
В самих организациях, компаниях и фирмах в последние годы возрос интерес к непрерывному профессиональному образованию, дополнительному и дистанционному обучению, модульной организации учебных программ, компетентностному подходу, различным формам приобретения и обновления знаний, обусловленным современными социально-экономическими условиями как способа повышения качества человеческих ресурсов.
Эффективное использование и повышение активности личностного фактора в производстве невозможно без динамических изменений в содержании труда, в предметах труда и средствах труда, в технологии производства и т. д., оказывающих влияние на профессиональную деятельность специалистов различных отраслей. Эти изменения обусловлены освоением и внедрением новых прогрессивных технологий, модернизацией действующих технологий и оборудования, обеспечением существенного снижения ресурсо- и энергоемкости производств, а также высокими экологическими характеристиками производимой продукции и природоохранными требованиями к технологиям. Это в свою очередь способствует:
- информационной насыщенности профессиональной деятельности, что придает ей интеллектуальный характер;
- увеличению удельного веса мелких и средних предпринимателей, работников управления и преимущественно умственного труда в целом, что приводит к интеграции трудовых функций;
- децентрализации производственной деятельности, ее гибкой во времени организации и автономности участников производственного процесса, что требует самостоятельности и оперативности в принятии решений;
- сложности управления современными производственными, хозяйственными, социальными системами, опасности ошибок и просчетов, возможности выхода из-под контроля технических, природных и социальных процессов, повышению роли воспитательных и здравоохранительных функций в структуре общественного труда. Они предопределяют решающее значение в составе профессиональных требований к специалисту таких качеств, как широкий социальный и производственный кругозор, профессиональная компетентность, осознание зависимости личных интересов от удовлетворения общественных и производственных потребностей.
В этих социально-экономических услови-
ях перед государственной профессиональной школой возникают следующие педагогические задачи:
- необходимость формирования у студентов государственных профессиональных учебных заведений адаптивной функции в профессиональной деятельности, заключающейся в подготовке подрастающих поколений к жизни и труду в социуме;
- соединение процесса государственного образования с корпоративным с целью повышения качества профессионального образования в целом.
Недостатки в практическом решении данных задач серьезно снижают уровень подготовки специалистов и экономическую эффективность образования. Последнее проявляется в частности в том, что слишком увеличивается время адаптации специалистов к своей профессии, предприятию и производственному коллективу. Отрыв государственных учебных заведений от производства отрицательно сказывается и на теоретических знаниях выпускников.
Производству нужны специалисты, способные квалифицированно выполнять профессиональную деятельность и готовые сразу, с первого дня работы активно включиться в производственную работу. Заниматься дополнительным обучением выпускников производство не хочет, поскольку ему это невыгодно. Для государственного профессионального образовательного учреждения это означает, что основным принципом учебно-воспитательного процесса должно стать формирование у студентов полноценной профессиональной деятельности. Варианты здесь разные. Наиболее оптимальным вариантом является, на наш взгляд, поэтапная производственная практика, когда студент практически занят профессиональной деятельностью и параллельно слушает небольшие спецкурсы. Учебный процесс организуется таким образом, чтобы взаимодействие «образовательное учреждение - предприятие» эффективно способствовало профессиональному становлению специалиста, сочетая теоретическое и практическое обучение с профессиональной деятельностью. В последипломном периоде специалиста сочетание чисто производственной деятельности с дальнейшим образованием будет уже формой повышения квалификации. Поэтому сегодня во взаимодействии «образовательное учреждение-предприятие» нельзя рассматривать учебное заведение как конечную инстанцию. В профессиональное образовательное учреждение специалист может
обратиться и в период последипломного образования для повышения своей квалификации, переподготовки и т. п. Таким образом, взаимодействие институционального и корпоративного профессионального образования получает свое предметное выражение в системе непрерывного профессионального образования.
В условиях становления и развития рыночной экономики новое производство нуждается в новых специалистах. Производству нужны самостоятельные, творческие специалисты, инициативные, предприимчивые, способные приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, нетрадиционные решения и реализовывать экономически выгодные проекты. Средством удовлетворения этой потребности производства и приобщения будущих специалистов к процессу социального преобразования общества является раскрытие сущностных сил студентов, их общественной активности, самодеятельности, ответственности.
А это невозможно без обращения государственного и корпоративного профессионального образования к компетентностному подходу, к личностно ориентированным технологиям обучения и воспитания студентов, без изменения функций всех участников образовательного процесса, внедрения новых форм и методов обучения.
Кроме этого, современное высокотехнологичное производство предъявляет принципиально новые требования к подготовке специалистов. Производство перестало нуждаться в массовой подготовке и потребовало подготовки специалистов узкой специализации и высокой квалификации по широкому спектру (в том числе и новых) специальностей. Эта задача для существующей системы государственного профессионального образования оказывается практически неразрешимой. Основная причина - материальная база учебных заведений, методики и учебные программы (еще более чем прежде) не успевают за технологическим развитием производств. Усугубляют ситуацию социально-психологические проблемы. В этих условиях невозможно обучать единичных специалистов работе на новейшем, порой уникальном оборудовании, не тратя времени на разработку и утверждение учебных программ и обновление учебной материальной базы.
В современных условиях цели и организация обучения студентов государственных профессиональных образовательных учреждений определяются в основном опытом прошлого (и следовательно, являются ретроспективны-
ми) и только в малой степени соотносятся с состояниями вероятного будущего (и не являются, следовательно, перспективными).
Перспективы развития как государственного, так и корпоративного профессионального образования связаны с приобретением ими статуса опережающего образования, причем это касается в равной степени как содержания, так и технологий, т. е. форм и методов обучения и в учебном заведении, и на предприятии.
Реализация идеи опережающего образования осуществляется в трех аспектах [1; 2]:
- опережающий уровень образования студентов по отношению к текущим проблемам производства;
- опережающая подготовка кадров по новым перспективным разнообразным профессиям;
- саморазвитие личности, т. е. на каждой ступени государственного и корпоративного профессионального образования необходимо так перестраивать образовательный процесс, чтобы у студентов не только формировались профессиональные знания и умения, но и упреждающе развивались мотивационные и другие качества личности, которые позволят им в процессе дальнейшей жизни достаточно быстро осваивать новую технику и технологию.
Опережающая подготовка будущих специалистов с участием производства предполагает взаимную деятельность, взаимодействие субъектов производства и образовательного процесса, каждый из которых считается с другим, и в результате которого все они изменяются. Это -взаимодействие участников коллективной деятельности. Такой деятельностный подход предполагает наличие нередуцируемого многообразия, плюрализма разных позиций, точек зрения, ценностных и культурных систем, вступающих в отношения друг с другом, меняющихся в результате этого и переходящих, в конце концов, в нормы педагогической деятельности. Такую деятельность, которая превратилась в традицию, норму и которая постоянно воспроизводится, можно рассматривать как производственнопедагогический процесс.
Опережающий характер государственного и корпоративного профессионального образования способствует формированию таких умений и способностей будущих специалистов, как:
- умение осваивать новые перспективные технологии, технику, методы деятельности, производственные отношения;
- способность ориентироваться в достижениях производства, информационная грамотность;
- профессиональная мобильность и компетентность, предприимчивость и инициативность, высокая культура труда;
- склонность и потребность в непрерывном образовании, к творчеству и профессиональному росту;
- дисциплинированность и интеллектуальная насыщенность профессиональной деятельности.
При взаимодействии институционального и корпоративного профессионального образования учебный процесс становится тесно связанным с производством, производственный процесс в ряде случаев приобретает характер учебного процесса. И это взаимное проникновение благотворно влияет на качество профессиональной готовности выпускника к своей деятельности. Но положительный эффект такой подготовки будет зависеть от прогрессивности технологии производства (отрасли). Взаимосвязь с производством (предприятием), выпускающим серийную продукцию, которая не является конкурентоспособной, приведет к тому, что учебное заведение будет учить студентов отсталой технологии.
Каковы перспективные направления процесса взаимодействия? Во-первых, обучение специальности, т. е. профессиональной деятельности в условиях взаимодействия, должно происходить интенсивней. За счет этого увеличится время для гуманитарной и естественнонаучной подготовки студентов, повышения их общей культуры.
Во-вторых, следует осуществлять сближение государственных профессиональных образовательных учреждений с передовыми предприятиями, наукоемкими, с безотходными технологиями и т. д., на которых выпускается конкурентоспособная продукция.
В-третьих, нужно углублять взаимосвязь учебного и производственного процессов.
Отсюда вытекает непрерывность профессиональной подготовки как специфического вида человеческой деятельности, неразрывность ее теоретической и практической сторон, предоставляющих, соответственно, познание предыдущего обобщенного опыта и применение его в развитии для получения конкретного продукта деятельности.
Взаимосвязь обучения и производительного труда студентов, оптимальное сочетание познавательных и преобразовательных начал в учебе является краеугольным камнем профессиональной педагогики.
Методологический принцип единства те-
ории и практики постоянно реализуется в целостной практически-преобразовательной деятельности, формирующей соответствующие качества личности, изменяющей внутренний мир работника. Он конкретизируется в ряде педагогических положений: обучение в контексте социальной и профессиональной деятельности, опора на активное и сознательное отношение студентов к учебе, повышение их самостоятельности во всех видах деятельности, более полное осуществление деятельностного подхода в обучении, системный подход в организации практической подготовки студентов.
Преобразование окружающего мира человеком осуществляется с применением орудий труда, поэтому подготовка специалиста неразрывно связана с применением им в процессе обучения определенных средств производства, осуществлением некоторой производственной деятельности.
Представляя профессиональную подготовку как цельное поле учебно-производственной деятельности студента, которая постепенно переходит в профессиональную, можно попытаться определить основные направления и этапы движения студента в этом поле: формирование профессиональной направленности личности, расширение знаний о предмете, о сущности будущей деятельности, повышение уровня профессиональных умений, освоение методик выполнения все более сложных форм труда.
На первом этапе закладываются установка на активное овладение профессией, методологическая основа деятельности специалиста, формируются базовые умения будущей профессиональной деятельности.
На втором этапе формируется предварительно профессиональная направленность личности, целостное представление о конкретной деятельности и использующихся в ней технологиях, а также развитые профессиональные умения.
На третьем этапе происходит накопление первоначального опыта самостоятельной профессиональной деятельности в условиях реального производства, определяется место в трудовом коллективе, выясняются границы знаний.
Накладывая это модельное представление на реальный учебно-воспитательный процесс в государственной профессиональной школе, можно заметить разрыв между высоким уровнем приобретаемых теоретических, обобщенных знаний и низким уровнем выполняемых
практических заданий, особенно в условиях реального производства.
Слабо налаженные связи обучения с профессиональной деятельностью в первые годы обучения тормозят развитие познавательной и профессиональной мотивации,отрицательно сказываются на учебе студента и последующей практической деятельности специалиста.
Разобщенность форм практической подготовки, отсутствие должной преемственности между практическими занятиями, учебной, профессиональной (технологической) и преддипломной практикой не позволяют целенаправленно осуществлять стратегию перевода студента от учебных к реальным производственным заданиям. И наоборот.
Методы и формы институциональной профессиональной подготовки ориентированы преимущественно на закрепление знаний по учебным дисциплинам и малопригодны для развития опыта профессиональной деятельности и формирования личности специалиста. В профессиональной педагогике остается нерешенным противоречие между разнопредметным характером усвоения знаний по учебным дисциплинам и целостным характером профессиональной деятельности. Сложный этап становления - переход от умений решать задачи дисциплинарного содержания к комплексным умениям профессиональной деятельности, требующий педагогического руководства, выпускник проходит самостоятельно после окончания учебного заведения, что затягивает профессиональную адаптацию на несколько лет.
Кроме того, необходимо учитывать, что объективно происходящее разделение труда неизбежно приводит к разделению деятельности специалистов не только по ее объектам или предметам, но и по выполняемым функциям в коллективном создании конечного продукта.
Что же касается самих студентов, то включение их в профессиональный труд характеризуется рядом особенностей. Во-первых, при отборе необходимо учитывать интеллектуальные и физиологические возможности студентов. Во-вторых, необходимо разрабатывать и применять различного рода устройства и приспособления, позволяющие постепенно переводить студентов от простых видов труда (деятельности) к более сложным. В-третьих, студенты-практиканты должны обязательно включаться как полноправные участники трудового коллектива в производственную деятельность предприятия по изготовлению тех или иных изделий. Формы практической подготовки -
работа в учебных мастерских, учебных цехах и на полигонах предприятий. Условием успешности является реализация преемственности в практической подготовке. Поэтому содержание их практической подготовки должно обеспечивать не только овладение профессиональными умениями и навыками, предусмотренными учебной программой, но и преемственность в формировании и развитии тех знаний и навыков, которые будут нужны будущему специалисту в его практической подготовке в условиях предприятия. Эту идею реализовать непросто, поскольку структура программ практической подготовки должна иметь вариативную часть, содержание которой должно определяться конкретными условиями предприятия, принимающего студента на практику.
Как государственное, так и корпоративное профессиональное образование может быть ценностно ориентировано на изучение производства или с целью приспособления работника к нему (когнитивный аспект), или с целью его преобразования в своих интересах и контроля над ним (инструментальный аспект). Эта ценностная ориентация обусловлена регулятивной функцией педагогики, которая включает элементы адаптации к существующему и элементы его ассимиляции, преобразования. Очевидно, что ценность образования как инструмента действия в когнитивном аспекте минимальна, ибо работник пытается вписаться в систему существующего производства; в инструментальном аспекте - максимальна, поскольку работник старается преобразовать, изменить производство в соответствии со своими потребностями, установить контроль над ним. Необходимо отметить, что если в прошлом, XX веке, когнитивное, фундаментальное знание было лидером по отношению к инструментальному, прикладному, то сейчас это соотношение постепенно меняется в сторону прикладного.
Необходимость развития взаимосвязи институционального и корпоративного профессионального образования диктуется характером социально-экономических изменений в обществе и опытом развитых стран, где такая взаимосвязь является естественной формой существования как учебных заведений, так и предприятий.
Важнейшим условием решения проблемы качества профессионального образования в ряде правительственных документов определено участие работодателей в подготовке кадров. Когда-то государство диктовало учебным заведениям, какие кадры и в каком количестве
готовить. С появлением рыночных отношений изменился подход к подготовке кадров. Новый подход вытекает из задачи собственника сделать свое предприятие более эффективным, а это значит - получить достаточное количество высококвалифицированных кадров. На решение этой задачи и направлены взаимоотношения предприятий и учебных заведений. Сущность этих взаимоотношений заключается в том, что предприятия четко определяют на 4-5 лет вперед потребность в специалистах и делают заказ образовательным учреждениям, которые, в свою очередь, решают вопросы учебно-методического обеспечения, подготовки и повышения квалификации преподавателей, набора соответствующих лицензий и т. д. Таким образом, строятся взаимовыгодные государственно-частные партнерские отношения.
Естественно, предприятия предъявляют определенные требования к качеству подготовки кадров и сами участвуют в этом процессе, прежде всего в период практики. Часть расходов на организацию практики предприятия берут на себя: выделяют инструкторов, специалистов; платят студентам, производящим продукцию. Студенты за время практики не только получают новые знания, отрабатывают умения и навыки, но и знакомятся с производством, его людьми и традициями, осваивают требования, которые предъявляются к работникам. Когда молодые рабочие после окончания учебы приходят работать на производство, процесс адаптации у них, как правило, раза в четыре короче, чем у других новичков.
В условиях рыночных отношений предприятия трудоустраивают не всех желающих. Неизбежен профессиональный отбор. Если практикант проявил себя далеко не с лучшей стороны, возможностей работать на предприятии у него мало. Такой отбор начинается еще до поступления молодых людей в профессиональное учебное заведение. Представители предприятий совместно с педагогами проводят профориентационную работу, организуют экскурсии школьников и студентов, знакомят их с производством. В результате увеличиваются конкурсы в профессиональные учебные заведения, у студентов появляется возможность выбирать предприятия, у предприятий - достойные кадры. Предприятиям нужны высококвалифицированные специалисты.
Двухстороннее субъект-субъектное взаимодействие образовательных учреждений и предприятий - заказчиков кадров возможно в условиях государственно-частного партнер-
ства. Совпадение целей субъектов является главным условием формирования партнерских отношений. Если такое совпадение происходит на уровне перспективных целей, возможно длительное и достаточно устойчивое партнерство; если совпадение на уровне промежуточных целей - партнерство, скорее всего, будет временным. Если цели не совпадают, то о каких-либо партнерских отношениях говорить бесполезно.
Система государственно-частного партнерства во взаимодействии институционального и корпоративного профессионального образования включает следующие компоненты:
Цель государственно-частного партнерства: формирование системы добровольных и равноправных взаимоотношений субъектов, приводящей к позитивным и ожидаемым всеми субъектами изменениям.
Предмет государственно-частного партнерства: разработка ведущих направлений государственно-частного партнерства.
Субъект государственно-частного партнерства: определяется исходя из возможностей и нужд конкретного предприятия.
Механизм государственно-частного партнерства: система взаимодействий, формирующая правила, порядок, соглашения государственно-частных партнеров и регулирующая их отношения.
Характер и содержание государственночастного партнерства:
- управленческая деятельность;
- социально-практическая деятельность;
- коммуникативная деятельность;
- технологическая деятельность.
Потенциал государственно-частного партнерства: совокупность различных видов ресурсов: интеллектуальных, кадровых, финансовых, методических, необходимых для осуществления деятельности партнеров.
Результат государственно-частного партнерства: позитивные и ожидаемые участниками изменения.
К наиболее эффективным можно отнести такие способы взаимодействия институционального и корпоративного профессионального образования, как:
- совместный опрос руководителей производственных подразделений по выявлению потребности в специалистах;
- совместный опрос руководителей производственных подразделений для выявления и последующего формирования наиболее важных компетенций специалиста;
- совместные организация и проведение
учебных, производственных и преддипломных практик студентов;
- встречи представителей предприятий и организаций различных форм хозяйственной деятельности со студентами и выпускниками;
- совместный сбор и анализ отзывов работодателей на выпускников;
- целевая контрактная подготовка специалистов;
- проведение совместных исследований;
- выполнение договорных работ по заказам предприятий;
- реализация программ повышения квалификации и дополнительного профессионального образования;
- разработка вариантов технического решения проблем бизнеса, производства в рамках реального курсового и дипломного проектирования;
- участие представителей бизнеса, производства в работе государственных аттестационных комиссий;
- создание научных лабораторий и кафедр на производстве;
- участие работников бизнеса, организаций, предприятий в проведении занятий со студентами;
- трудоустройство выпускников;
- стажировка преподавателей на передовых предприятиях, организациях и фирмах.
Складывающаяся система взаимодействия институционального и корпоративного профессионального образования представляет собой сложное образование, прочность которого основывается на вышерассмотренных подходах, принципах, моделях, на условиях государственно-частного партнерства, а также на активности, осознанности, целенаправленности взаимных действий субъектов взаимодействия.
Взаимодействие институционального и корпоративного профессионального образования позволяет развивать непрерывное профессиональное образование. По просьбе предприятий государственные учреждения профессионального образования ведут подготовку и переподготовку специалистов на коммерческой основе. Такая система взаимовыгодна: предприятия без проблем получают нужных специалистов, а учебные заведения зарабатывают дополнительные средства, что позволяет поощрять преподавателей, мастеров, улучшать учебно-производственную базу.
Взаимосвязь с предприятиями открывает дополнительные возможности для самих об-
разовательных учреждений: получение необходимой информации о состоянии рынка труда с целью прогнозирования объемов и профилей подготовки; участие работодателей в разработке требований к содержанию и качеству обучения, к его оценке; стажировка и повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения непосредственно на производстве; дополнительное финансирование; укрепление материально-технической базы.
Важной характеристикой квалификации молодых специалистов является опыт трудовой деятельности, отсутствие которого часто может служить основанием для отказа в рабочем месте. Такой опыт они получают в период производственной практики на предприятии. Поэтому предметом взаимодействия институционального и корпоративного профессионального образования должно стать обеспечение студентов качественной практикой, которая в свою очередь является одним из критериев оценки эффективности деятельности профессиональных учебных заведений, может быть также выражена в показателях трудоустройства выпускников. Сегодня каждое учреждение профессионального образования должно отслеживать закре-пляемость своих выпускников на производстве в первые годы работы, что позволит определить их востребованность, уровень профессиональной и социальной защищенности.
Таким образом, работодатели не безразличны к тому, каким должен быть выпускник профессиональной школы, востребованность которого на рынке труда будет зависеть от качества профессиональной подготовки, от развития государственно-частного партнерства.
Система государственного профессионального образования может стать более эффективной за счет использования возможностей взаимодействия институционального и корпоративного профессионального образования:
- при интеграции государственного и корпоративного профессионального образования при их объединении в кластерные образовательные структуры и научно-производственнообразовательные комплексы, которые будут реализовывать программы начального, среднего, высшего, последипломного и дополнительного профессионального образования, при сохранении всех зданий, имущества ученических мест и педагогических кадров, что позволит пересмотреть и профили профессиональной подготовки на основе анализа спроса и предложения
профессий и специальностей на региональном и муниципальном рынках труда, уйти от дублирования профессий как основного фактора молодежной безработицы, более эффективно использовать имеющиеся учебно-материальную базу, интеллектуальные ресурсы образовательных учреждений, без дополнительных затрат увеличить прием учащихся, более рационально использовать производственную базу предприятий для производственной практики студентов на основе заключения договоров о государственно-частном партнерстве, снизить затраты на лицензирование, аттестацию и аккредитацию образовательных учреждений;
- при системном исследовании рынка труда и образовательных услуг для понимания того, какие кадры и в каком количестве нужны производству, что позволит более эффективно использовать бюджетные средства на их подготовку;
- при привлечении корпоративных образовательных структур к разработке учебных программ и оценке качества профессиональной подготовки выпускников;
- при создании условий для льготного налогообложения предприятий с тем, чтобы инвестиции в профессиональное образование были для них привлекательными.
В рамках взаимодействия институционального и корпоративного профессионального образования необходимо принять также целевую программу обеспечения образовательных учреждений современным оборудованием совместно с работодателями, союзом промышленников и предпринимателей, службой занятости, всеми заинтересованными государственно-частными, социальными партнерами, но только на основе анализа потребностей предприятий в специалистах, спроса и предложения рынка труда.
Взаимодействие институционального и корпоративного профессионального образования должно быть толерантным, поэтому, выстраивая свои отношения с предприятиями, образовательные учреждения не должны забывать о незащищенных слоях населения и, в первую очередь, молодежи, помогая ей получить востребованную на предприятии профессию (специальность), тем самым социально поддерживая и защищая ее.
В качестве основных критериев взаимодействия институционального и корпоративного профессионального образования выступают:
- число обученных (подготовка, переподготовка и повышение квалификации) учебными
заведениями совместно с предприятиями;
- совместные организация и проведение производственной и преддипломной практик студентов по осваиваемой специальности (профессии);
- повышение квалификации и стажировка преподавателей и мастеров производственного обучения за последние пять лет.
Необходимость взаимодействия институционального и корпоративного профессионального образования обусловлена:
- несоответствием образовательных стандартов требованиям современных производства и рынка труда;
- необратимостью перехода от единообразия образовательных учреждений, учебных планов и учебных программ к разнообразию, при котором ответственность за качество образования несут наряду с органами управления образованием и сами образовательные учреждения;
- последовательным смещением принятия решений в сфере образования в регионы и, следовательно, возрастанием роли социального диалога между профессиональными образовательными учреждениями и предприятиями.
Таким образом, чтобы система государственного профессионального образования была востребованной, ей необходимо взаимодействовать с корпоративным образованием, внедрять новую идеологию, основанную на точном прогнозе рынков труда и образовательных услуг, развивать государственно-частное партнерство в целях обеспечения условий повышения качества профессионального образования, оптимизации сети учреждений профессионального образования для более эффективного использования имеющихся там учебно-материальной базы и интеллектуальных ресурсов. Взаимодействие институционального и корпоративного профессионального образования является главным условием востребованности выпускников на производстве, на рынке труда и существования самих образовательных учреждений. Со своей стороны, учебные заведения оказывают огромную помощь в решении главной экономической задачи - сделать отечественные предприятия конкурентоспособными на мировом рынке.
1. Новиков А. М. Постиндустриальное образование: // публицистическая полемическая монография. - М.: Эг-вес, 2008.- 136 с.
2. Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе. // парадоксы наследия. Вектор развития. - М.: Эг-вес, 2000. - 272 с.