Научная статья на тему 'Развитие регионального высшего профессионального образования через построение образовательных кластеров'

Развитие регионального высшего профессионального образования через построение образовательных кластеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ВЫСШЕЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SYSTEM OF CONTINUING EDUCATION / EDUCATIONAL CLUSTER / HIGHER REGIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арасланова Анастасия Александровна

В статье рассматривается перспективное направление развития регионального высшего образования построении образовательных кластеров. Раскрыта сущность частно-государственного партнерства, изучены возможности построения образовательного кластера в отдельно взятом регионе, особенности позиционирования головного вуза в кластере, способы взаимодействия образовательных структур и производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арасланова Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional Higher Professional Education Development Through Educational Clusters Building

In this article we review a perspective line of the regional higher education development, i.e. building of educational clusters. The main points of private-and-state partnership have been revealed; some opportunities of an educational cluster building in a particular region have been learned, as well as some peculiarities of positioning a main higher educational institution in a cluster and the ways of team-work of educational structures and factories.

Текст научной работы на тему «Развитие регионального высшего профессионального образования через построение образовательных кластеров»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 378 ББК 74.58

Арасланова Анастасия Александровна

кандидат педагогических наук кафедра общенаучных дисциплин филиал Братского государственного университета г. Усть-Илимск Araslanova Anastasya Alexandrovna Candidate of Pedagogics Chair of General Scientific Subjects Branch of Bratsk State University Ust Ilimsk

Развитие регионального высшего профессионального образования через построение образовательных кластеров Regional Higher Professional Education Development Through Educational Clusters Building

В статье рассматривается перспективное направление развития регионального высшего образования - построении образовательных кластеров. Раскрыта сущность частно-государственного партнерства, изучены возможности построения образовательного кластера в отдельно взятом регионе, особенности позиционирования головного вуза в кластере, способы взаимодействия образовательных структур и производства.

In this article we review a perspective line of the regional higher education development, i.e. building of educational clusters. The main points of private-and-state partnership have been revealed; some opportunities of an educational cluster building in a particular region have been learned, as well as some peculiarities of positioning a main higher educational institution in a cluster and the ways of team-work of educational structures and factories.

Ключевые слова: Система непрерывного образования, образовательный кластер, высшее региональное образование.

Key words: system of continuing education, educational cluster, higher regional education

Многие отечественные эксперты в области образования отмечают инертность сегодняшней российской образовательной системы, не успевающей своевременно реагировать на изменения в экономике, что ведет к диспропорции спроса и предложения на рынке труда (выраженной, прежде всего, в острой нехватке инженерно-технических кадров и рабочих самых разных профессий). Таким образом, реальные потребности рынка труда практически не учитываются, а оценкой среднесрочных и долгосрочных перспектив на государственном уровне никто всерьез не занимается.

До последнего времени в условиях минимального участия государства и бизнес-сообщества в проблеме кадрового несоответствия структура подготовки выпускников была фактически отдана на откуп руководителям учебных заведений, которые самостоятельно решали, какие специальности следует поддерживать и развивать, а какие подлежат сокращению. Между тем, только около 40% выпускников устраиваются работать по профессии, указанной в дипломе, а остальные либо не могут найти вакантное место, которое бы их устроило, либо быстро разочаровываются в приобретенной специальности.

Эффективный рынок образовательных услуг в соответствии с потребностями экономики в квалифицированных кадрах на основе постоянного мониторинга рынка труда можно сформировать на основе системы непрерывного профессионального образования. Непрерывное образование должно предоставить каждому человеку институциональную возможность формировать свою индивидуальную образовательную траекторию и получать ту профессиональную подготовку, которая потребуется ему для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста. Развитие системы непрерывного образования позволит обеспечить большую восприимчивость образования к внешним запросам, в том числе со стороны рынка труда.

В современной России многие проблемы, с которыми приходится сталкиваться органам государственной власти и местного самоуправления, не могут быть решены без привлечения представителей бизнеса. Среди них - обновление инженерной инфраструктуры, функционирование жилищно-коммунального хозяйства, развитие территориальных образований и пр. В связи с этим при решении различных социально-экономических задач развития региона (муниципального образования) особую актуальность приобретает вопросы взаимодействия государственного и частного секторов.

За рубежом к государственно-частному партнерству принято относить весьма широкий спектр бизнес-моделей и отношений. В мировой практике механизмы частно-государственного партнерства широко используются для привлечения частных компаний с целью долговременного финансирования и

управления общественной инфраструктурой, включая широкий круг объектов -транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, недвижимость, благоустройство, экология, образование, общественный порядок и безопасность и т.д. Сотрудничество между партнерами может проходить в рамках различных законодательных структур, с разнообразным диапазоном задач и компетенций.

Сегодня специалисты в сфере образования отмечают тенденцию подмены понятия "социальное партнерство"1 (форма регулирования социально - трудовых отношений между взаимодействующими субъектами бизнеса, власти и общественных организаций) понятием "частно-государственное партнерство" (форма конструктивного средне- и долгосрочного равноправного сотрудничества (альянса) органов государственной власти и бизнеса для решения общественно значимых задач в экономике, политике, культуре, науке и т.д. на взаимовыгодных условиях)3.

Участники частно-государственных партнерств разделяют полномочия и ответственность, функционируют на равноправных условиях, совместно затрачивают время и ресурсы, разделяют инвестиции, риски и выгоды, поддерживают отношения в течение определенного срока, имеют четкое соглашение, контракт или иной правоустанавливающий документ, комбинации перечисленного [1, С.6] (рис.1).

В широком смысле к основным формам реализации частно - государственного партнерства можно отнести: любые взаимовыгодные формы взаимодействия государства и бизнеса; инвестиционный контракт; государственные контракты; арендные отношения; финансовую аренду (лизинг); акционирование; долевое участие частного капитала в государственных предприятиях (государ-

1 Можно выделить 3 основные сферы социального партнерства: развитие власти (стратегическое планирование, бюджет, антикризисные программы, кадровая политика и др.); развитие предприятий (продукция, персонал, инвестиции, устойчивость и др.); развитие местных сообществ (инфраструктура, социальная сфера, экология и т.п.).

2 Понятийный аппарат "частно-государственного партнерства" (Public Private Partnership; РРР) до сих пор не сформирован, стабильная законодательная база отсутствует, в российской научной среде данное явление на сегодняшний день должным образом не исследовано.

3Государственно-частное партнерство в сфере образования - попытка государства использовать интеллектуальный и управленческий потенциал и капитал частного сектора для повышения качества расширения номенклатуры и ликвидации инфраструктурных разрывов в предоставлении образовательных услуг.

ственно-частных); соглашения о разделе продукции (СРП); концессионные соглашения [2].

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ

ПАРТНЕРСТВО

I

УЧАСТНИКИ

1

| государство | | частная структура |

1 1

уровни представительства: -федеральный; -региональный; -муниципальный -коммерческая компания (фирма, предприятие) -некоммерческие организации (местные сообщества, клубы услуг, организации социального обслуживания или объединения по интересам)

Рис.1. Сущность частно-государственного партнерства

Необходимость кардинальных изменений на всех уровнях образования - от общего до профессионального - требуют активного подключения бизнеса и общественности при ведущей роли государства. Характерными чертами частно-государственного партнерства как решающего фактора, необходимого и эффективного механизма развития региональной экономики являются [704]: долгосрочный характер отношений; объединение ресурсов под достижение конкретного результата; распределение ответственности и рисков между частным и государственным партнером.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.», «Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г. (включая перечень проектов по реализации)», Программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 г. частно-государственное партнерство определено как основа развития экономики и системы образования. Развитие гибких институтов взаимодействия государства и бизнеса выступает одним из важнейших условий формирования эффективной экономической политики, повышения инновационной активности, развития экономической и социальной инфраструктуры. Разработка и внедрение систем частно-государственного парт-

нерства в сферу образования сегодня провозглашается необходимым условием достижения целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации4.

Анализ социально-педагогической литературы в сфере частногосударственного партнерства показал, что накоплен определенный опыт реализации различных форматов социального партнерства в профессиональном образовании [6]:

- федеральный уровень: Правительством и Министерством образования и науки России предприняты ряд инициатив для стимулирования взаимодействия рынков труда и профессионального образования - проекты программ опережающего развития НПО и СПО, учитывающие существенное расширение участия работодателей в деятельности системы профессионального образования (2002); Постановление Правительства РФ (2003) «О комплексе мер по развитию машиностроения»; Рекомендации по обеспечению механизма социального партнерства в системе СПО (2003); Письмо Минобрнауки РФ (2004) «О механизме внесения изменений в действующие государственные образовательные стандарты профессионального образования с учетом требований работодателей»; Приказ Минобрнауки (2004) о создании Совета по государственным образовательным стандартам профессионального образования с участием работодателей; Постановление Правительства РФ (2005) «Правила разработки, утверждения и введения в действие государственных образовательных стандартов профессионального образования с участием работодателей»;

- региональный уровень: целевые региональные (муниципальные) программы по созданию устойчивых механизмов социального партнерства - «Программа кадрового обеспечения сельского хозяйства Ивановской области на 2002-2005 гг.» (Иваново, 2001); «Формирование эффективной системы подго-

4Стратегическим вектором современных реформ образования является создание условий для сокращения и в перспективе полного устранения разрыва между системой профессионального образования и потребностями экономики. Согласно Федеральной целевой программе развития образования на 20062010 гг., Национальном проекте «Образование»], региональных комплексных проектах модернизации образования в субъектах Российской Федерации, повышение эффективности системы образования возможно на основе комплексного внедрения инновационных организационно-экономических механизмов управления деятельностью образовательных учреждений.

товки кадров для АПК Самарской области на 2003-2005 гг.» (Самара, 2003); «О кадровом потенциале сельскохозяйственных организаций и аграрных колледжей Тверской области» (Тверь, 2003); «Повышение эффективности подготовки рабочих кадров для экономики Кузбасса» (Кемерово, 2007);

- иные форматы совместных действий государства и бизнеса в сфере профессионального образования: специальные программы, фонды, переподготовка персонала НПО/СПО, повышение квалификации персонала НПО/СПО, относительно новая форма совместной деятельности - корпоративные университеты5.

В рассматриваемом контексте А.Сафонов [2] к приоритетным направлениям расширения практики частно-государственного партнерства относит: «развитие производственной, социальной и инновационной инфраструктуры с учетом интересов и при активном участии бизнеса; повышение эффективности использования государственной собственности и бюджетных расходов, в том числе направляемых на поддержку инноваций и социальной сферы; стимулирование частного сектора к развитию предпринимательской активности в областях, обладающих наибольшим потенциалом качественного экономического роста».

В российском правовом поле для придания большей самостоятельности образовательным учреждениям, росту их заинтересованности и ответственности при выполнении своих функций введены изначальные условия - приняты Федеральные законы «О концессионных соглашениях», «Об автономных учреждениях» и «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» и др. подзаконные акты их реализации.

Принятые документы предоставляют возможности формирования единого (общего) фонда целевого капитала, ориентированного на поддержку всех образовательных учреждений, входящих в частно-государственное партнерство, что, по мнению законодателя, может помочь объединить усилия и ресурсы для достижения конечного результата, интегрировать бюджетные средства, средст-

5Существует мнение, что корпоративные университеты - один из стратегических путей решения проблемы сотрудничества учебного заведения и работодателя (в мире сейчас их уже более 4000).

ва предприятий, направляемых на финансирование развития образовательных учреждений, социального пакета работников и их семей, а также средства семей, спонсоров и благотворителей. Кроме того, применение законов об автономных учреждениях и целевом капитале предполагает синхронизацию направлений развития частно-государственного партнерства в России для дошкольного, общего и дополнительного образования с зарубежной практикой. При этом налоговые льготы при формировании и использовании доходов от целевого капитала делают возможным не только использование опыта развитых стран, в частности США, Германии и Великобритании, но и участие представителей зарубежных бизнес-компаний в частно-государственном партнерстве в России в сфере образования.

Наибольшие опасения в процессе реализации проектов частно - государственного партнерства у бизнес-компаний вызывают риски, вызванные излишней бюрократизацией государственного и муниципального аппарата органов управления и изменчивостью нормативно-правовых регуляторов в сфере российского образования.

Среди ключевых проблем профобразования отечественные специалисты и эксперты, прежде всего, выделяют: несоответствие предлагаемых образовательными учреждениями перечней специальностей и программ требованиям современной экономики; устаревший парк учебной техники и материальнотехнического обеспечения образовательного процесса; нехватка квалифицированных профильных кадров и фактическое разрушение системы повышения квалификации педагогов [5].

К другим проблемам автор настоящей статьи относит падение роли начального профессионального образования при одновременном росте популярности высшего образования. Так, согласно официальным данным Росстата, общее число учреждений НПО уменьшилось с 4328 в 1990 г. до 2860 в 2008 г., а численность учащихся в образовательных заведениях НПО на 10 тыс. чел. населения сократилась со 126 в 1990 г. до 79 в 2008 г.; общее число учреждений ВПО увеличилось с 514 в 1990 г. до 1134 в 2008 г., общая численность студен-

тов в ВУЗах возросло от 2825 тыс. чел. в 1990 г. до 7513 тыс. чел. в 2008 г., а численность студентов ВУЗов на 10 тыс. чел. населения - со 190 в 1990 г. до 438 в 2008 г.6 [4].

Разрешить указанные противоречия в системе профессионального образования только силами только государственных органов управления невозможно

- необходимы совместные согласованные усилия предпринимателей, чиновников, работников сферы образования и других заинтересованных сторон рынка

7

образовательных услуг .

К основным проблемам реализации частно-государственного партнерства в России можно отнести следующие: наличие пробелов в законодательноправовой базе; необеспеченность на должном уровне квалифицированных государственных и муниципальных служащих; непрозрачность конкурсных процедур доступа участников рынка к механизмам частно-государственного партнерства.

Достаточно перспективной формой взаимодействия государства и частного бизнеса в мире являются региональные образовательные кластеры8 - локализованные на определенной территории межотраслевые структуры, включающие всю цепочку взаимосвязанных видов деятельности от производства до конечного продукта, подкрепленных спектром образовательных услуг. Предполагается, что создание образовательных кластеров существенно повысит уровень и качество подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, улучшит качественный состав кадров, соответствующий потребностям работодателей, будет

6Следует отметить, что колоссальный рост заинтересованности в получении высшего образования сопровождается потерей качества обучения. Снижение качества подготовки вызывает немалые издержки бизнеса на переподготовку специалистов.

7Состав заинтересованных сторон рынка образовательных услуг разнообразен: производители и продавцы образовательных услуг, посредники, провайдеры, модераторы, координаторы; прямые потребители образовательных услуг, работодатели - косвенные пользователи результатов образовательной деятельности; учреждения и работники сферы образовательных услуг; компании - создатели элементов образовательных услуг (1Т-компании, издательства, другие производители контента и технологий); государство и др.

8Главными действующими лицами образовательного кластера являются базовое предприятие и головной вуз, взаимодействующий с учебными заведениями систем НПО и СПО региона (муниципального образования).

способствовать синергетической интеграции9 образовательных структур и производства, откроет дополнительные источники финансирования для обновления материально-технической базы образовательных учреждений.

Мировой опыт развитых стран в сфере кластеризации основан на том, что образовательный кластер представляет собой интегративную группу взаимосвязанных компаний, в которую входят: базовое предприятие, предприятия-поставщики оборудования, комплектующих и специализированных услуг; обслуживающие предприятия, инфраструктурные организации, транспортные компании; головной (профильный) ВУЗ и подчиненная ему сеть образовательных учреждений (др. вузы, колледжи, профессиональные училища, учебные центры и т.д.); научно-исследовательские институты и др. организации, взаимодополняющие друг друга и усиливающие конкурентные преимущества как отдельных компаний-участников, так и кластера в целом, обеспечивающие конкурентоспособность базовой отрасли.

Каждый из участников образовательного кластера реализует свой интерес к сфере образования, поэтому столкновение интересов делает неизбежным возникновение конфликтов и одновременно способствует поиску консенсуса этих интересов.

Российская практика функционирования образовательных кластеров предполагает вхождение в кластер головного ВУЗа в форме государственного автономного учреждения10. Главной целью преобразования существующих бюджетных организаций в государственные автономные учреждения является повышение их финансовой свободы и, как следствие, рост заработной платы сотрудников. Важным преимуществом образовательного кластера является финансирование автономных образовательных учреждений из трех источников -бюджетных, корпоративных и частных: финансирование обучения будет осу-

9Образовательные кластеры могут обеспечить наибольшую устойчивость региональной и муниципальной экономики, а также ее конкурентные преимущества на основе следующих типов синергизма: синергизма реализации продукции; синергизма оперативного управления; финансово-инвестиционного синергизма; синергизма менеджмента.

10Учебное заведение со статусом автономного учреждения (учредителем которого является отраслевое министерство), входящее в состав образовательного кластера, предназначено для координации образовательного процесса с базовым предприятием.

ществляться на основе нормативно-подушевого финансирования11 с привлечением бюджетных ресурсов. Так, государство будет формировать госзаказ на оказание услуг населению в рамках государственных гарантий, в соответствии с которым складывается бюджетное субсидирование; базовое предприятие - заказ на подготовку востребованных кластером рабочих и специалистов, подкрепленный соответствующим корпоративным (частным) финансированием. При этом с каждым учащимся/студентом заключается персональный договор, в соответствии с которым определяются обязательства о финансировании его образования со стороны работодателей и бюджета, а учащийся/студент обязуется отработать определенное время на предприятии. Данный договор включает гарантии минимального размера заработной платы в процессе обучения и при последующем трудоустройстве, социальные условия работы, другие условия по договоренности сторон. В случае невыполнения обязательств (низкая успеваемость, несоответствие требуемому уровню квалификации, трудоустройство после обучения по другому месту работы) учащийся/студент обязан возвратить средства, вложенные в его обучение.

Автономное учреждение получает право самостоятельно распоряжаться поступающими денежными средствами, направляя их на выплату заработной платы, развитие учреждения, оплату коммунальных и иных услуг. При этом все средства, полученные из внебюджетных источников, переходят в полное распоряжение автономного учреждения, у руководства которым появится стимул больше зарабатывать и больше платить своим сотрудникам.

На рис.2 представлена схема позиционирования головного ВУЗа регионального образовательного кластера.

11Нормативно-подушевое финансирование позволит обеспечить прозрачность распределения бюджетных средств, привязать объем финансирования непосредственно к потребителю образовательной услуги по принципу «деньги следуют за учащимся».

навыки корпоративное общие специальные подготовка и переподготовка образовательные

формирования обучение знания знания специалистов тренинги 1

карьеры повышение квалификации

система непрерывного образования

т

долговременные

учебные инновационные информационные партнерские брэндинг

планы технологии технологии отношения с головного

и программы обучения участниками кластера ВУЗа

ключевые факторы успеха

Г

| система финансирования и управления , организационнотехнологическая структура реализации программы развития образовательного кластера

(

ресурсное обеспечение материально-техническое оснащение

Рис.2 . Позиционирование головного ВУЗа в региональном образовательном кластере

Важнейшей особенностью образовательного кластера со сложившейся устойчивой технологической сетью, опирающейся на передовые технологии обучения, является непрерывность образования, в рамках которой учащийся, получивший в учебных заведениях НПО/СПО приоритетную рабочую профессию, может продолжить свое профессиональное образование в ВУЗе.

Очевидно, что большая самостоятельность государственных автономных учреждений обусловливает повышенную ответственность их руководителей. Поэтому контролировать расходование средств будет специально созданный наблюдательный совет учреждения из представителей общественности, государственных и бизнес-структур, сотрудничающих с автономным учреждением. Таким образом, в управлении автономным учреждением участвуют работодатели, региональные (муниципальные) власти и общественные организации, причем образовательный процесс окажется под контролем всех участников кластера, что позволит образовательному учреждению стать полноправным субъектом рыночных отношений.

Приоритетными направлениями модернизации высшего профессионального образования региона можно рассматривать: создание инновационной образовательной среды, обеспечивающей подготовку специалистов новой формации, интеграция с академической наукой, производством и системная трансформация университетских комплексов в центры регионального развития экономики, социальной сферы, реализация системы непрерывного профессионального обучения.

К острым проблемам современного этапа относится: несформированность системы государственного заказа на подготовку квалифицированных кадров для региональной экономики; отсутствие качественного мониторинга рынка труда на прочной постоянной основе; наличие несовершенных образовательных стандартов, форм, технологий и средств обучения; не отвечающая духу времени система непрерывного профессионального образования и переподготовки кадров.

Библиографический список

1. Частно-государственное партнерство при реализации стратегических планов: практика и рекомендации. - СПб.: Международный центр социально-экономических исследований "Леонтьевский центр", 2005.

2. Сафонов А. Частно-государственное партнерство // Социальное партнерство. - 2006.

- №1.

3. Амунц Д.М. Государственно-частное партнерство. Концессионная модель совместного участия государства и частного сектора в реализации финансовоемких проектов // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2005. - №12. - С.16-24.

4. Российский статистический ежегодник. 2009: Стат. сб./Росстат. - М., 2009. - 795 с.

5. Бутузов А. Невостребованное профобразование и бизнес без кадров. 27.05.08 // http://pedsovet.org/content/view/4388/256/

6. Частно-государственное партнерство в образовании //

http://edu.seun.ru/main/modules.php?name=095News&file=article&sid=683

Bibliography

1. Amunts, D. M. Private-and-State Partnership. Concessionary Model of Joint Participation of the State and the Private Sector in the Realization of Financial Projects// Referense Book of the Head of the Cltural Educational Establishment. . - 2005. - №12. - P.16-24.

2. Butuzov, A. Unclaimed Professional Education and Business Without Staff [Electronic Resource]. 27.05.08. - Access Mode: http://pedsovet.org/content/view/4388/256/

3. Private-and-State Partnership in Education [Electronic Resource]. - Access Mode: http://edu.seun.ru/main/modules.php?name=095News&file=article&sid=683

4. Private-and-State Partnership in the Realization of Strategic Plans: Practice and Recommendations. - SPb.: International Centre of Social and Economic Research «Leontyevski Centre», 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Russian Statistic Yearbook. 2009: Statistical Duty / Rus. Stat. М., 2009. - 795 p.

6. Safonov, A. Private-and-State Partnership // Social Partnership. - 2006. - №1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.