Научная статья на тему 'Взаимодействие инновационных процессов и специально оформленного опыта пенсионеров при их активной адаптации'

Взаимодействие инновационных процессов и специально оформленного опыта пенсионеров при их активной адаптации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОНЕР / КЕЙС / "БАНК ИДЕЙ" / МЕНЕДЖЕР / ИСПОЛНИТЕЛЬ / "ОТВЕТСТВЕННЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ" / СИСТЕМА / АКТИВНАЯ АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Раменская Г. П., Раменский С. Е., Раменская В. С.

Во время значительных изменений условий функционирования предприятий, резкого уменьшения численности работников из-за старения населения вопросы обеспечения преемственности технологических, организационных, экономических, педагогических знаний приобретают большое значение. Письменно, в концентрированном виде опыт пожилых людей может быть оформлен при помощи электронных «Банков идей»; обычно представлен кейсами, которые изучают менеджеры во время их профессиональной подготовки. В наименьшей степени эти сведения нужны исполнителям низшего звена; эпизодически востребованы «ответственными исполнителями».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Раменская Г. П., Раменский С. Е., Раменская В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие инновационных процессов и специально оформленного опыта пенсионеров при их активной адаптации»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

10. Материал с официального сайта международной выставки «ОБРАЗОВАНИЕ - КАРЬЕРА XXI век» http://www.ec.znanie. mfo/rus/terms.html?unt= 188

11. Макарченко М.А., Алексеев В.С. Обеспечение реализации инновационного процесса // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент», 2012. - No1.

12. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 1999—2005.

13. Нурутдинова А.Р., Дмитриева Е.В. Стадии и направления интеграции образования, науки и производства (краткий анализ и характеристика) // В мире научных открытий. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2014. №3(51) (Социально-гуманитарные науки). - С. 323 - 331.

14. Советский энциклопедический словарь. — М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1981. — 1600 с.

15. Современные образовательные технологии: учебное пособие. Под ред. Н.В.Бордовской. - М., 2010. - 432с.

16. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М., 2005.

17. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 368с.

18. Приказ No137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» http://www.edu.ru/db- mon/mo/Data/d_05/m137.html

© А.Р.Нурутдинова, Е.В.Дмитриева, 2016

УДК 37.013.32

Г.П. Раменская

К.э.н., профессор

Кафедра менеджмента Института гуманитарного и социально-экономического образования

Российского государственного профессионально-педагогического

университета

Г. Екатеринбург, Российская Федерация

С.Е. Раменский К.б.н.

Г. Екатеринбург, Российская Федерация

В.С. Раменская

К.ю.н., доцент Кафедра уголовного процесса Уральского государственного юридического университета Г. Екатеринбург, Российская Федерация

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ И СПЕЦИАЛЬНО ОФОРМЛЕННОГО ОПЫТА ПЕНСИОНЕРОВ ПРИ ИХ АКТИВНОЙ АДАПТАЦИИ

Аннотация

Во время значительных изменений условий функционирования предприятий, резкого уменьшения численности работников из-за старения населения вопросы обеспечения преемственности технологических, организационных, экономических, педагогических знаний приобретают большое значение. Письменно, в концентрированном виде опыт пожилых людей может быть оформлен при помощи электронных «Банков идей»; обычно представлен кейсами, которые изучают менеджеры во время их профессиональной

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

подготовки. В наименьшей степени эти сведения нужны исполнителям низшего звена; эпизодически востребованы «ответственными исполнителями».

Ключевые слова

пенсионер, кейс, «банк идей», менеджер, исполнитель, «ответственный исполнитель», система, активная

адаптация.

«Вот уже 20 лет вы платите мне за мои руки, вы также могли бы вдобавок использовать бесплатно мою голову, но вы никогда об этом меня не просили», - так ответил рабочий американской химической компании на вопрос, насколько он удовлетворен своей работой [6, с. 63]. Но, примерно, то же самое могли бы сказать многие пожилые люди в нашей стране, которые, ежемесячно получая пенсию, тем не менее, продолжают ощущать необходимость «удовлетворения врожденной потребности в самовыражении, совершения того, что считают своим предназначением». (Авторы данной статьи используют термины Г. Селье [9, с. 66]).

Использование «остаточного трудового потенциала» пожилых людей помогает улучшить качество их жизни, реализовать стратегию «активного долголетия», и, в то же время, способствует решению проблемы обеспечения преемственности знаний. Как в нашей стране, так и в США эта проблема имеет общие черты, обусловленные генезисом явления. Отметим послевоенное резкое увеличение рождаемости (бэби-бум) и значительное уменьшение числа появившихся детей в следующих поколениях. В России «лихие» девяностые годы привели в настоящее время к уменьшению численности двадцати -тридцатилетних россиян - молодых работников и студентов. Стали злободневными вопросы сохранения и творческого развития знаний, накопленного опыта работников, ученых, педагогов. Похожая проблема возникла в Соединенных Штатах после окончания «холодной войны», когда произошло закрытие, перепрофилирование многих предприятий. Массовые, проводимые в короткие сроки сокращения работников, привели к угрозе потери технологической информации, навыков, умений военно-промышленного комплекса.

Под системой мы понимаем «множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство» [7, с. 390]. Такой комплекс способен к самостоятельной регуляции существенных внутренних параметров (гомеостазис системы) и к саморазвитию [8, с. 475]. Важной характеристикой системы является наличие у нее адаптации -способности приспосабливаться к существующим условиям. Различают пассивную адаптацию системы (реагирование комплекса на изменение среды) и активную (воздействие системы на среду) [4, с. 19]. Пассивной адаптацией пожилого россиянина можно считать его жизнь на одну пенсию с реализацией правила «донашиваю, доедаю, доживаю». В случае активной адаптации пенсионер начинает трудиться на вакантном до того времени рабочем месте, а в ряде случаев создает такие места сам.

Условия функционирования российских предприятий во время кризиса можно рассматривать, как более изменчивые, чем без него. Система при переходе от одного устойчивого состояния функционирования к другому стабильному положению теряет управляемость [2]. В данном контексте это означает, что нарушается гомеостазис системы общественно-экономических, производственных связей страны. В отсутствие кризиса, гомеостатические механизмы государства обеспечивают сохранность существующей системы, одновременно мешая практическому воплощению идей, знаний, накопленного опыта некоторых индивидов.

Примечательно, что в китайском языке отсутствует слово «кризис», соответствующее понятие записывается как «проблемы + возможности». Директор Центра конъюнктурных исследований Г. Остапкович говорит о том, что создание предприятия во время кризиса имеет особые перспективы - меньше конкуренции, а потому больше возможностей. Но работа фирмы в таких условиях требует от ее руководителей проявлений таких качеств, как «бойкость» и «решительность» [1]. Конечно, при более взвешенной оценке приходится думать о том, что в это время конкурентов, «игроков на рынке» становится меньше потому, что снижается количество и доступность многих ресурсов, увеличивается неопределенность рынка. Возрастают проблемы выработки и особенно реализации стратегии развития

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

фирмы. Дополнительные возможности для отечественных предпринимателей, менеджеров, исполнителей, в том числе пенсионеров, возникают при перестройке производственных, экономических связей из-за политики импортозамещения, проводимой правительством России после 2013 года. Для выпуска ранее ввозимых из-за границы изделий бытовой техники, одежды, косметики, продовольственных товаров нужны инженеры, конструкторы, технологи и механики и др.

Заведующий кафедрой труда и социальной политики Российской академии народного хозяйства и госслужбы Н. Волгин считает, что в 2016 году легче всего будет найти работу инженерам, которые, получают приличную заработную плату, например, в Москве - 75-80 тысяч рублей в месяц, главные инженеры - более 100 тысяч рублей. Как и на протяжении уже многих лет, востребованными будут станочники, токари, фрезеровщики высокой квалификации, 6-8 разрядов. «Мало осталось мастеров с «золотыми руками». И все старой закалки. Когда в конце 90-х заводы стали закрываться, люди пошли кто куда: в охранники, торговать на рынки. Большинство в профессию так и не вернулись. А чтобы стать высококвалифицированным рабочим, нужно постоянно совершенствовать мастерство». По оценке экспертов, новая смена токарей и слесарей придет не ранее, чем через пять лет. Это будут мастера нового типа, которые сумеют создать модель детали на компьютере и с учетом полученных характеристик ее изготовить [1]. Отметим, что на российских предприятиях пока широко представлено морально устаревшее оборудование, на котором люди пенсионного возраста умеют хорошо работать и успешно передавать свой опыт.

Рассмотренные «тектонические сдвиги» макроэкономики обусловили злободневность вопросов выделения значимой технологической информации, ее передачи от поколения к поколению. Сразу отметим, что это требует специальных мер защиты от кражи сведений, незаконного их использования конкурентами. Лет 30 - 40 назад распространенным в нашей стране мнением было: «Если у тебя есть идея, а у меня есть другая идея и мы обменяемся нашими идеями, то у каждого из нас будет две идеи». В результате становления рынка произошел переход от этих, почти романтических отношений к доминирующему взгляду: информация может иметь свою ценность и стоимость, являться таким же ресурсом для предприятия как труд, капитал и земля, и потому требовать грамотного управления [10, с. 13].

Джон Руб, технический директор подразделения международной инновационной корпорации 3M, рассказывает, что в электронном виде «Банк идей» пришлось создавать, так как идеи приносят пользу, пока о них помнят. На завершающем этапе внесения в «Банк» идея представлена рассказом о проблеме, требующей решения, концепцией идеи, краткой аннотацией ее содержательной части, описанием ожидаемого внешнего вида продукции, способов использования продукта потребителем, указанием на преимущества, которые он в результате получает. Идею можно найти по ключевому слову, отраслевой направленности, типу технологии, вариантам применения техники, упаковки, технологического процесса. Сведения об инициаторе идеи дают возможность человеку, ее выбравшему, обратиться непосредственно к автору. Предложения из «Банка идей» были использованы при организации выпуска большого количества новых продуктов, что дало значительный экономический эффект. Интересно, что идеи могли стать актуальными через несколько лет после их оформления в силу того, что получили дальнейшее развитие (недаром говорят «идеи дозревают»), изменений условий применения [6, с. 45 - 46]. Важную роль могут играть идеи при стимулировании ассоциаций, что является одной из триггерных техник выхода за пределы брейнсторминга [6, с. 32 - 35].

Рассмотрим взаимодействие «банков идей» и менеджмента. Предложения «банка» обычно не нужны сотрудникам низшего звена, например, PR-менеджерам, HR-менеджерам, менеджерам по продажам, офис-менеджерам, контент-менеджерам. Это - исполнители, не имеющие подчиненных, которые время обучения должны освоить сравнительно небольшой набор известных операций, способов деятельности для решения конкретных задач. В принципе, для этого достаточно получить среднее профессиональное образование, хотя среди них можно найти выпускников вузов. Их часто с сарказмом называют «офисным планктоном», самим эпитетом подчеркивая обычную пассивность таких сотрудников.

Исполнительный характер работы вторичен по отношению к творческому, поисковому труду. Но творчество может оказаться опасным при обращении с системами повышенной опасности, сложным технологическим оборудованием, при управлении вооруженными силами, органами правопорядка. В таких

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

случаях предпочтительнее, а в ряде случаев - просто необходима, жесткая регламентация действий исполнителей. Пренебрежение существующими инструкциями, исполнительской дисциплиной может привести к большому экономическому, экологическому, социальному ущербу, иметь серьезные последствия, как для настоящих, так и для будущих поколений (достаточно вспомнить Чернобыль). Чем сложнее исполнительская деятельность, тем, как правило, она более тщательно регламентирована. Таким образом, слова «исполнитель», «исполнительская деятельность» не имеют уничижительного, позорящего их носителя смысла - это термины, обозначающие определенный, объективно необходимый профессиональный статус. А.Н. Цветков, В.Е. Зарембо предлагают даже использовать термин «гениальный исполнитель» для сотрудника, который обладает абсолютным уровнем исполнительской дисциплины в сочетании с опытом выполнения организационных рутин и формальных действий. По мнению указанных авторов, такой человек является «надежным помощником менеджера» [12, с. 8- 9].

Распространено мнение о низкой исполнительской культуре наших соотечественников. «Средний россиянин не приемлет дисциплины. Он чаще всего хочет «отличиться», чтобы его заметили, нарушив предписания, поступив, как ему кажется умнее, чем требует предписания» [12, с. 9]. Действительно, тест MMPI (Миннесотский многофакторный личностный опросник) экспериментально подтверждает большую выраженность у россиян, по сравнению с американцами, процесса распадения и девальвации социально-нормативных схем [3, с. 213].

Известно, что «любая мысль, доведенная до предела, становится абсурдом». В США рабочий завода по производству автомобилей обнаружил, что формовочный станок выпускает детали и комплектующие изделия с изъяном. В ответ на это сообщение мастер смены заявил: «Тебе не платят за то, чтобы находил дефекты», станок продолжал работать.... Но все детали, изготовленные в течение смены, были отправлены в брак [6, с. 42].

Похожая история произошла в супермаркете известной в Екатеринбурге торговой сети. Женщина, занятая расфасовкой продовольственных товаров (и которая, в свое время, окончила Свердловский институт народного хозяйства), предложила способы улучшения работы магазина. В ответ директор магазина сказала, что такие предложения не предусмотрены должностной инструкцией расфасовщика, «для этого есть специальные люди». Новшества не были даже рассмотрены и, тем более, внедрены, а чересчур инициативная дама через несколько месяцев ушла работать в другой магазин. Нормирование труда, его специализация дает возможность использовать работников низкой квалификации с небольшой зарплатой, которые способны быстро обучиться выполнять нужные производственные операции. (Это можно считать характерным для рабочих мест, обычно предлагаемым пенсионерам.) К сожалению, такой труд малопривлекателен, вызывает быструю утомляемость сотрудников, которые, как только предоставляется возможность, «голосуют ногами».

Любые идеи, указания менеджеров воплощаются через практику. Исполнитель вынужден их адаптировать, применяя соответствующие регламенты. Но и корпоративная культура, создаваемая и поддерживаемая руководством, психологический климат коллектива должны быть приспособлены к обсуждению, а в ряде случаев - использованию предложений.

Для определения действий исполнителя ответственный сотрудник должен творчески решить производственную задачу. Занимая постоянную должность, менеджер обязательно руководит людьми. При подготовке профессионалов, осуществляющих регулярный менеджмент (порядок на управляемом предприятии) широко используют ситуационный или кейсовый подход (от английского слова case -ситуация). Кейсы являются концентрированным, специально оформленным опытом специалистов, в числе которых можно найти на текущий момент людей пожилого возраста. Совокупность кейсов имеет много общего с «банком идей». Менеджер должен усвоить способы управления хозяйственной деятельностью в конкретных ситуациях, каждая из которых задается набором «обстоятельств», определяющих состояние предприятия в данное время. Ситуацию находят при помощи выделения специфичного и повторяющегося в описаниях состояний разных предприятий или одного и того же предприятия в различное время. (Для сравнения: при решении задач классификации состояния системы, например, организма человека с целью профессионального отбора, медицинской диагностики тоже выделяют

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

совокупность информативных и надежных признаков.) Ситуационный подход определяют как способ анализа организационных проблем и указания путей их решения, позволяющих руководителю выбрать приемы, потенциально наиболее пригодные для достижения организацией поставленных целей [11, с. 17, 51 -52]. Выделение, использование кейсов, как и менеджмент в целом, - это одновременно и искусство и наука. Согласно старой французской поговорке, «Дьявол прячется в деталях». Конечно, методами статистики, в том числе с помощью корреляционно-регрессионного анализа, используя величину коэффициента множественной корреляции и вычисляемого на ее основе коэффициента детерминации можно определить полноту описания исследуемого процесса, явления рассмотренными в модели параметрами. Но это - при соблюдении условия статистической устойчивости случайных событий во времени или в пространстве. Определение того, в какой степени особенное, присутствующее в каждой, как будто бы типовой ситуации, основано на опыте, навыках, интуиции, которыми часто обладают представители «третьего возраста».

Для природных объектов диагностика состояний, часто обозначаемых «A» либо «B», в большом количестве случаев сопровождается «неопределенным ответом» («не A» и «не B»). В обсуждаемом контексте статьи такой «промежуточный диагноз» возникает, если исполнительный менеджер будет работать как менеджер, занимаясь творческим трудом. Л. Горбунова, сотрудник российского консалтинг-центра «Шаг», предлагает в этом случае применять термин «ответственный исполнитель» [5]. По ее мнению, исполнительный человек на Западе понимает поставленные перед ним задачи, решает их и это считается положительным качеством сотрудника. В нашей стране, ещё с советских времен, исполнительность рассматривается как принижение качеств личности. Например, человек может с апломбом заявить, что он не исполнитель, а менеджер, руководитель. Горбунова называет «ответственным исполнителем» такого человека, которому можно поставить задачу, и он ее решит. И если вдруг возникнет нестандартная ситуация, то он проявит креативность, чтобы справиться с нею. В этом проявляется бизнес-мышление. «Имеется в виду то, что человек способен отвечать за результат - системно мыслит, обладает здравым смыслом, рассматривает свои действия с точки зрения результатов, которых собирается достигнуть» [5, с. 42].

Особого внимания заслуживают способы увеличения мотивации сотрудников выдвигать новые идеи, стремления делиться такими находками с товарищами. В менеджменте различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Внешняя мотивация означает воздействие на человека извне, в том числе, специальными распоряжениями, правилами поведения, заработной платой. В качестве примера такой навязываемой, принудительной мотивации приведем реальный случай, когда руководители крупного российского предприятия заставляли принимаемого на работу человека подписать документ, что все его интеллектуальные находки, сделанные во время работы на предприятии, принадлежат последнему. Компания Detroit Edison, используя экономические стимулы, присуждала «инновационные баллы» сотрудникам, идеи которых были реализованы на практике. Количество баллов зависело от ценности предложения. Этими баллами можно было расплачиваться за товары местного супермаркета [6, с. 63]. Известно, что во время российской плановой экономики за изобретения и рационализаторские предложения выплачивались премии.

Мотивы внутренней мотивации обусловлены самой личностью из-за необходимости реализовать себя, завершить работу, приобрести новые знания, преодолеть страх и т.д. Творческая личность будет создавать идеи под диктатом своих внутренних побуждений, особых черт характера, к которым можно причислить дух противоречия, потребность иметь и демонстрировать особую, ироничную точку зрения на обсуждаемые вопросы, чувство независимости от начальства, складывающихся обстоятельств. К таким людям относятся слова из песни А. Макаревича: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир. Однажды он прогнется под нас» (рок-группа «Машина времени»). Характеризуются быстрой сменой настроения на диаметрально противоположные состояния. Внутренняя мотивация может возникнуть из-за желания человека, в том числе пенсионера, утвердиться в рабочем коллективе путем добровольной, даже независимой от политики руководства, передачи коллегам его уникальных знаний [10, с. 57].

Список использованной литературы: 1. Игнатова, О. С какой профессией можно остаться безработным уже в следующем году? Страшные сны офисного планктона [Текст] / О. Игнатолва // Российская газета - Неделя. №6857 от 18 декабря 2015 г.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/12/04/professiya.html; дата обращения 19.12.2015.

2. Ильин, Н.И. Управление проектами [Текст] / Н.И. Ильин, И.Г. Лукманова и др. - СПб.: Изд-во «Два - Три», 1996. - 610 с.

3. Касьянова, К. О русском национальном характере [Текст] / К. Касьянова. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 560 с. - (серия «Окна и зеркала»). http://www.rg.ru/2015/12/04/professiya.html

4. Лопатников, Л.И. Экономико-математический словарь [Текст] / Л.И. Лопатников. - М.: «Наука», 1987.

5. Матвеева, А. Не упустить звезду [Текст] / А.Матвеева // Эксперт. 2013. №50(832). 17-23 декабря. С. 38 -42.

6. Пратер, Ч. Как создавать инновации [Текст] / Ч. Пратер, Л. Гандри. _ - М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2012. - 95 с.

7. Профессионально-педагогические понятия: Словарь [Текст] / Сост. Г.М. Романцев, В.А. Федоров, И.В. Осипова, О.В. Тарасюк. - Екатеринбург: Издательство Российского государственного профессионально-педагогического университета, 2005.

8. Реймерс, Н.Ф. Природопользование: Словарь - справочник [Текст] / Н.Ф. Реймерс. - М.: Мысль, 1990.

9. Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г. Селье. - М.: Прогресс, 1982.

10. Управление знаниями. Теория и практика: учебник для бакалавриата и магистратуры [Текст] / под ред. А.И. Уринцова. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 255 с. - Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс.

11. Фаррахов, А.Г. Менеджмент: Учебное пособие [Текст] / А.Г. Фаррахов . 2-е изд. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер 2014. - 352 с. - (Серия «Учебное пособие»).

12. Цветков, А.Н. Методы решения творческих задач в менеджменте: учебно-практическое пособие [Текст] / А.Н. Цветков, В.Е. Зарембо. - М.: КНОРУС, 2012. - 152 с.

© Г.П. Раменская, С.Е. Раменский, В.С. Раменская, 2016

УДК 372.8

О.В.Симонова

учитель математики Кировское областное государственное образовательное автономное учреждение Лицей естественных наук Г. Киров, Российская Федерация

ФУНКЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ V - VI КЛАССОВ

Аннотация

В соответствии с ФГОС второго поколения в структуре планируемых результатов выделяют освоение учебных и междисциплинарных программ.

В начальной школе их освоение составляет единую систему.

Задача методической системы формирования математической функциональной грамотности учащихся V - VI классов - обеспечить непрерывный и преемственный характер обучения при переходе из начальной школы в основное звено. Следовательно и на новом этапе обучения математике внеурочная деятельность и работа на уроке должны образовывать единую систему. Данная статья посвящена функциям внеурочной деятельности в системе формирования математической функциональной грамотности учащихся V - VI классов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.