Научная статья на тему 'Вопросы профессиональной переподготовки пожилых людей на среднем Урале'

Вопросы профессиональной переподготовки пожилых людей на среднем Урале Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
426
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОНЕРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОЖИЛОЙ ВОЗРАСТ / АНДРАГОГИКА / ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ГЕРОНТОГОГИКА / PENSIONERS / PROFESSIONAL SELECTION / DISTANCE EDUCATION / ELDERLY / ANDRAGOGY / TEACHING SENIORS / GERONTOGOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Раменская Галина Павловна, Раменский Святослав Ефимович, Раменская Виктория Святославовна

Члены правительства РФ неоднократно предлагали повысить возраст выхода россиян на пенсию для уменьшения нагрузки на Пенсионный фонд. Принятие такого решения привело бы к росту конкуренции за рабочие места между пенсионерами и более молодыми сотрудниками. В 2016-2017 годах увеличился интерес владельцев предприятий, топ-менеджеров к «возрастным» претендентам на свободные рабочие места. Для поиска наилучшего соответствия требований, которым должны отвечать пенсионеры, желающие занять вакантные рабочие места, и возможностей пожилых людей предлагается использовать профессиональные стандарты, дополнительно профессиограммы, результаты медицинского, психофизиологического обследования, сведения о полученном профессиональном образовании, производственном опыте претендентов. При обработке собранной информации необходимо применять методы многомерной статистики. Для пожилых людей особенно злободневна потеря актуальности накопленных знаний. Целесообразна дополнительная подготовка выбранных в результате профессионального отбора представителей «третьего возраста». Производственные отношения на конкретной территории влияют на необходимость дополнительного профессионального обучения, переподготовки пенсионеров. В Екатеринбурге, «центре притяжения трудовых ресурсов в Свердловской области», отмечено сравнительно большое количество вакантных рабочих мест для пенсионеров. Максимальное разнообразие списка вакансий, низкие доходы пожилых людей, проживание потенциальных обучающихся на различных территориях не позволяют надеяться на эффективную работу предприятия, занятого подготовкой пенсионеров традиционными методами. Целесообразно применение дистанционных образовательных технологий, электронного обучения для профессиональной переподготовки людей пенсионного возраста. С целью обеспечения надлежащей подготовки необходимо присутствие специально уполномоченных лиц прокторов, получающих заработную плату за обеспечение качества приемки контрольных, экзаменов, зачетов у обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PROFESSIONAL RETRAINING OF ELDERLY PEOPLE IN THE MIDDLE URALS

Members of the Russian government repeatedly offered to increase the age of retirement in Russia to reduce the burden on the Pension Fund. The adoption of such a decision would lead to increased competition for jobs between pensioners and younger employees. In 2016-2017, the interest of business owners and top managers to mature applicants for vacant jobs increased. It is proposed to use professional standards, in addition professiograms, the results of medical, psycho-physiological examination, information on the received vocational education, the production experience of applicants, in order to find the best correspondence of the requirements for retirees wishing to take the position. When processing the collected information, it is necessary to apply methods of multivariate statistics. For the elderly, the topicality of the knowledge accumulated by the individual is especially important. It is advisable to prepare additional representatives of the "third age" selected as a result of professional selection. Production relations in a particular territory affect the need for additional vocational training and retraining of pensioners. In Ekaterinburg the "center of attraction of manpower in the Sverdlovsk region" there was a relatively large number of vacancies for pensioners. The variety of the vacancies, low incomes of elderly people, residence of potential students in various territories leave little hope for an effective work of the enterprise engaged in the retraining of pensioners by means of traditional methods. It is advisable to use distance educational technologies, e-learning for professional retraining of people of retirement age. In order to ensure proper training, the presence of specially authorized persons proctors who get salaries for ensuring the quality of taking examinations and tests by the students is necessary.

Текст научной работы на тему «Вопросы профессиональной переподготовки пожилых людей на среднем Урале»

УДК 37.013.87

ББК Ч437 ГСНТИ 14.37.27 Код ВАК 13.00.08

Раменская Галина Павловна,

кандидат экономических наук, доцент, Российский государственный профессионально-педагогический университет;

620012, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, д. 11; e-mail: [email protected]

Раменский Святослав Ефимович,

кандидат биологических наук, г. Екатеринбург; e-mail: [email protected] Раменская Виктория Святославовна,

кандидат юридических наук, доцент, Уральская государственная юридическая академия; 620137, г. Екатеринбург,

ул. Комсомольская, д. 21; e-mail: [email protected]

ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ НА СРЕДНЕМ УРАЛЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: пенсионеры; профессиональный отбор; дистанционное обучение; пожилой возраст; андрагогика; обучение взрослых; геронтогогика.

АННОТАЦИЯ. Члены правительства РФ неоднократно предлагали повысить возраст выхода россиян на пенсию для уменьшения нагрузки на Пенсионный фонд. Принятие такого решения привело бы к росту конкуренции за рабочие места между пенсионерами и более молодыми сотрудниками. В 20162017 годах увеличился интерес владельцев предприятий, топ-менеджеров к «возрастным» претендентам на свободные рабочие места. Для поиска наилучшего соответствия требований, которым должны отвечать пенсионеры, желающие занять вакантные рабочие места, и возможностей пожилых людей предлагается использовать профессиональные стандарты, дополнительно - профессиограммы, результаты медицинского, психофизиологического обследования, сведения о полученном профессиональном образовании, производственном опыте претендентов. При обработке собранной информации необходимо применять методы многомерной статистики. Для пожилых людей особенно злободневна потеря актуальности накопленных знаний. Целесообразна дополнительная подготовка выбранных в результате профессионального отбора представителей «третьего возраста». Производственные отношения на конкретной территории влияют на необходимость дополнительного профессионального обучения, переподготовки пенсионеров. В Екатеринбурге, «центре притяжения трудовых ресурсов в Свердловской области», отмечено сравнительно большое количество вакантных рабочих мест для пенсионеров. Максимальное разнообразие списка вакансий, низкие доходы пожилых людей, проживание потенциальных обучающихся на различных территориях не позволяют надеяться на эффективную работу предприятия, занятого подготовкой пенсионеров традиционными методами. Целесообразно применение дистанционных образовательных технологий, электронного обучения для профессиональной переподготовки людей пенсионного возраста. С целью обеспечения надлежащей подготовки необходимо присутствие специально уполномоченных лиц - прокторов, получающих заработную плату за обеспечение качества приемки контрольных, экзаменов, зачетов у обучающихся.

Ramenskaya Galina Pavlovna,

Candidate of Economy, Associate Professor, Russian state vocational pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Ramensky Svyatoslav Efimovich,

Candidate of Biology, Ekaterinburg, Russia.

Ramenskaya Victoria Svyatoslavovna,

Candidate of Jurisdiction, .Associate Professor, Ural State Law Academy, Ekaterinburg, Russia.

PROBLEMS OF PROFESSIONAL RETRAINING OF ELDERLY PEOPLE IN THE MIDDLE URALS

KEY WORDS: pensioners; professional selection; distance education; the elderly; andragogy; teaching seniors; gerontogogy.

ABSTRACT. Members of the Russian government repeatedly offered to increase the age of retirement in Russia to reduce the burden on the Pension Fund. The adoption of such a decision would lead to increased competition for jobs between pensioners and younger employees. In 2016-2017, the interest of business owners and top managers to mature applicants for vacant jobs increased. It is proposed to use professional standards, in addition - professiograms, the results of medical, psycho-physiological examination, information on the received vocational education, the production experience of applicants, in order to find the best correspondence of the requirements for retirees wishing to take the position. When processing the collected information, it is necessary to apply methods of multivariate statistics. For the elderly, the topicality of the knowledge accumulated by the individual is especially important. It is advisable to prepare additional representatives of the "third age" selected as a result of professional selection. Production relations in a particular territory affect the need for additional vocational training and retraining of pensioners. In Ekaterinburg - the "center of attraction of manpower in the Sverdlovsk region" - there was a relatively large number of vacancies for pensioners. The variety of the vacancies, low incomes of elderly people, residence of potential students in various territories leave little hope for an effective work of the enterprise engaged in the retraining of pensioners by means of traditional methods. It is advisable to use distance educational technologies, e-learning for professional retraining of people of retirement age. In order to ensure proper training, the presence of specially authorized persons - proctors who get salaries for ensuring the quality of

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2017. № 7

taking examinations and tests by the students is necessary.

В последние годы произошло ухудшение состояния российской экономики, отмечены черты кризисных явлений. Угроза потери работы вызвала обострение борьбы за рабочие места между пенсионерами и более молодыми сотрудниками.

В течение примерно 10 последних лет основное внимание при подборе, подготовке работников, закреплению их на предприятии уделялось молодым людям не старше 30 лет (в ущерб остальным категориям сотрудников). В результате амбиции молодежи, их запросы на рынке труда чрезмерно выросли, что уменьшило эффективность этих кадровых решений. В 20162017 гг. большее внимание владельцы предприятий, топ-менеджеры начали обращать на работников в возрасте 40-50 лет. Это означает изменение социального стереотипа: в глазах работодателей профессиональные, личностные компетенции опытных сотрудников оказываются более важными по сравнению с паспортными данными о возрасте [8; 9]. Можно ожидать, что отмеченная тенденция приведет к увеличению возможности трудоустройства пенсионеров на предприятии.

Рынок труда Среднего Урала пространственно неоднороден. В России при современной государственной политике как деревня не может конкурировать с городом, так и малые города закономерно проигрывают городам областного и регионального значения. Это во многом определяет направление, устойчивый характер миграционных потоков работников [5].

Сотрудники Центра региональных экономических исследований Высшей школы экономики и менеджмента Уральского федерального университета и Аналитического центра «Эксперт-Урал» в марте 2012 г. представили результаты исследования [1]. В Екатеринбурге, как и в ряде других городов, был отмечен высокий процент использования трудовых ресурсов, в том числе пенсионеров. Согласно прогнозу, старение населения приведет к росту потребности в новых работниках, возникнет необходимость их дополнительного привлечения с других территорий [1, с. 35].

Местный характер трудовых ресурсов Среднего Урала [10] приводит к тому, что человек, как правило, получает общее, среднее и высшее профессиональное образование, специальную подготовку, работу по месту жительства. Производственные отношения на конкретной территории в значительной степени влияют на характер

обучения людей, даже на состав передаваемых знаний. Создание нового крупного предприятия, достижение стабильного уровня его работы, выпуск продукции требуют значительных затрат времени, ресурсов. Это определяет устойчивость производственных отношений в районе.

Например, Екатеринбург является местом проживания большого количества предпринимателей, которые определяют основные направления развития экономики Среднего Урала [1, с. 6]. Городской рынок труда является «основным центром притяжения трудовых ресурсов в Свердловской области и Уральского региона в целом». В таких центрах развитие производственного комплекса влечет за собой увеличение роста количества работников. Преимущества возрастных жителей Екатеринбурга, занятых в производстве, по сравнению с ежедневно приезжающими и выезжающими работниками (маятниковая миграция населения) обусловили наибольший процент пенсионеров, занятых в производстве, по сравнению с другими городами Среднего Урала [1, с. 27]. Результаты двух запросов 23 апреля 2017 г. в интернете были следующими. Первое обращение - «Пенсионер, Все вакансии» - 66 вакансий; второе - «Вакансии, для пенсионеров - Екатеринбург» - 59 вакансий.

Для сравнения, Красноуральск в 2012 г. был назван «угасающим промышленным центром» [1]. К 2017 г. эта тенденция получила дальнейшее развитие: демонтаж, растаскивание оборудования, проданного на торгах градообразующего предприятия -Красноуральского химического завода, на котором при советской власти производился тротил, хищения брошенной в цехах взрывчатки, утечки из резервуаров ядовитых веществ, их попадание в атмосферу, возгорания, грозящие городу экологической катастрофой [17; 16]. Результаты запросов в интернете «Вакансии и работа: для пенсионеров в Красноуральске», «работа пенсионерам в Красноуральске» 4 и 23 апреля 2017 г.: «Найдено 0 вакансий».

Отсутствие вакансий соответствует выводу Дм. Журавлева, генерального директора Института региональных проблем: жители провинции (тем более пожилые) сегодня согласны на любую работу [2].

Можно ожидать, что вероятность получения заявки на профессиональное обучение, переподготовку пенсионера Екатеринбурга будет больше, чем от человека пенсионного возраста, проживающего в Красно-

© Раменская Г. П., Раменский С. Е., Раменская В. С., 2017

уральске, хотя заведомо отрицать возможность второго события нельзя.

Наш подход к организации дополнительного профессионального обучения пенсионеров. Труд пенсионеров должен помогать решать проблемы пожилого человека, отвечать экономическим, социальным интересам государства, региона, города, предприятия (перечисленные критерии соответствуют оценкам коммерческой, общественной, бюджетной эффективности инвестиционных проектов [6]). Работодатели стремятся найти пенсионеров, которые подобные производственные задачи уже решали, имеют необходимые знания и профессиональную подготовку. Речь может идти о модернизации, актуализации ранее усвоенной, производственно важной информации. В основу предлагаемого подхода положены результаты профессионального отбора кандидатур, которые могут и хотят работать после выхода на пенсию и по своим индивидуальным характеристикам наиболее соответствуют требованиям, предъявляемым к предендентам на вакантные для пенсионеров рабочие места. Для этого следует проводить специальные медицинские осмотры, психологические обследования добровольцев с использованием нужных профессиональных стандартов, а в качестве дополнительного инструмента - профессиограмм. Результаты обследований претендентов в случае массовых специальностей перспективно обрабатывать с помощью последовательного анализа по многим признакам, для уникальных специальностей можно рекомендовать модели кластерного анализа [11; 12].

При организации обучения группы пенсионеров следует учитывать состояние организма человека, рассчитывать и применять оценку вероятности сохранения до определенного возраста уровня его здоровья, минимально достаточного для выполнения конкретной работы. Эта оценка вероятности может быть получена для группы людей рассматриваемого возраста со схожим состоянием здоровья. Заметим, что в таких случаях для достижения гарантированной доходности при заключении договора страхования жизни страховые компании создают таблицы смертности. Числа таблицы позволяют определить количество доживающих до определенного возраста х лет из первоначальной совокупности 100000 человек; где х меняется от нуля до предельного возраста дожития человека из рассматриваемой группы. Эта информация обрабатывается при помощи специальных моделей [14, с. 246].

Для обеспечения нужной экономической эффективности профессиональной пе-

реподготовки необходимо создавать выборки, размер которых зависит от положения на числовой оси «точки безубыточности», в свою очередь обусловленной применяемыми технологиями обучения.

Информация о конкретном рабочем месте, которое приготовлено для обучающегося, имеет огромное практическое значение. Сошлемся на результаты, полученные Н. С. Глуханюк, А. И. Колобковой, А. А. Печеркиной при изучении безработных граждан в возрасте от 20 до 50 лет [3, с. 79]. Проявление аналогичного феномена следует ожидать у тех пенсионеров, которые желают продолжать работать.

Может оказаться целесообразной профессиональная переподготовка выбранных добровольцев с последующим медицинским, возможно, юридическим сопровождением их дальнейшей трудовой деятельности.

Приоритет качественного анализа по сравнению с изучением количественных характеристик процесса, явления. Существует мнение, что перед статистическим анализом величин количественных признаков необходимо учесть качественные особенности изучаемого явления или процесса. Например, компания может нести большие потери из-за того, что на стадии проектирования не был обнаружен фактор риска, существенно повлиявший на эффективность капитальных вложений. Найти такой фактор до начала инвестирования «гораздо важнее, чем оценить точное значение рискованности проекта с помощью какого-то коэффициента» [13. 1996].

В течение двух последних лет в стране происходят активная разработка и внедрение профессиональных стандартов, которые можно рассматривать как набор инструментов, позволяющих оперативно и корректно (с точки зрения решаемых практических задач) получать важные сведения о составе позиций рынка труда конкретной территории. Перед использованием этих нормативных документов целесообразно оценить примерное количество вакантных рабочих мест, например, для пенсионеров.

Даже в Екатеринбурге можно говорить о незначительном (по сравнению с объемом обычно применяемой статистической выборки) количестве свободных для пенсионеров рабочих мест, почти максимальном разнообразии востребованных профессий и специальностей. В таких условиях организация, занятая профессиональной переподготовкой пожилых людей с применением традиционных технологий обучения, не может находиться правее «точки безубыточности», которая по количеству выпускаемой продукции соответствует такому состоянию предприятия, когда оно по резуль-

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2017. № 7

139

татам своей деятельности не имеет ни прибыли, ни убытков [7, с. 132].

Обучение пенсионеров при помощи интернета. Дополнительные возможности обучения персонала, в том числе пенсионеров, предоставляет интернет. А. Л. Титова, заведующая учебным отделом Свердловского педагогического колледжа, видит в дистанционном образовании наиболее перспективную форму обучения взрослых [15]. Мотивацией взрослых является необходимость решения задач, связанных, например, с карьерой, повышением жизненного уровня. Новую профессионально значимую информацию человек будет применять практически сразу после ее получения, поэтому работнику наиболее перспективно учиться без отрыва от производства. Дистанционное образование требует меньших затрат благодаря повышению экономической отдачи использования учебных площадей и технических средств обучения, возможности присутствовать в виртуальной аудитории большему количеству слушателей. Персонализация обучения становится возможной даже в квартире обучающегося, в удобные для него сроки и время, учитывая его индивидуальные особенности и потребности.

1 марта 2017 г. был проведен вебинар Victor Zinger и Natalia Zinger, сертифицированными специалистами онлайн-образова-ния (Университет Аляски, Фэйербэнкс, Аляска, США) [4], проект HRedu.ru. (авторы статьи благодарят основателя портала (проекта) HRedu.ru, бизнес-тренера и коуча А. И. Стому за поддержку контактов в рамках проекта, за библиографию интересных

и важных статей, которые он периодически присылает). Для нас особенно интересными были следующие положения вебинара. Дистанционное образование соответствует требованиям и ожиданиям возрастающего количества нетипичных категорий учащихся, приспособлено к ритму жизни взрослого человека, у которого есть семья и работа, сравнительно дешево, так как не требует затрат на транспортные расходы, на съем помещения для проживания, специальных усилий по организации слушателей. Это имеет большое значение особенно для пенсионеров, жителей небольших городов. Каждый слушатель усваивает материал с той скоростью, которая ему удобна. Отметим также практико-ориентированный характер обучения.

Принципиально важно: в Соединенных Штатах Америки сдача контрольных, экзаменов, зачетов происходит в присутствии специально уполномоченных лиц - прокторов, которые несут ответственность за качество приемки материала, получая за это заработную плату. Отсутствует дискриминация по полу и возрасту. Самой пожилой слушательнице у Natalia Zinger было 83 года. Обучение пенсионеров во многих вузах США - бесплатное.

С учетом результатов маркетинговых исследований предлагается создать сеть специализированных предприятий, занимающихся профессиональным отбором, переподготовкой добровольцев-пенсионеров, принимая во внимание состояние их здоровья и уже накопленные знания. Целесообразно применение дистанционных образовательных технологий, электронного обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анализ территориальной, возрастной и образовательной структуры трудовых ресурсов Свердловской области в среднесрочной и долгосрочной перспективе : отчет о науч.-исслед. работе / Центр регион. экон. исслед. Высшей школы экономики и менеджмента Урал. фед. ун-та им. первого Президента России Б. Н. Ельцина ; Аналитический центр «Эксперт-Урал»; Г. В. Жога и др. - Екатеринбург, 2012. - 84 с.

2. Где нашли безработицу? Отвечает Дмитрий Журавлев // Аргументы и факты - Урал. - 2017. -№ 17 (1902). - 26 апр. - 2 мая. - С. 43.

3. Глуханюк Н. С., Колобкова А. И., Печеркина А. А. Психология безработицы: Результаты исследований. - Екатеринбург : Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2003. - 86 с.

4. Зингер Н., Зингер В. Развитие онлайн-образования в США: изменяющийся облик вуза на примере Университета Аляски в период перехода к онлайн-обучению [Электронный ресурс] : вебинар (г. Санкт-Петербург, 1 марта 2017 г.) // Ракурс: курсы дистанционного обучения. - Режим доступа: Ьйр8://га-kurs.spb.ru/6/o/з/з/?id=l29 (дата обращения: 2.05.2017).

5. Калинин А. До последнего вздоха / / Литературная газета. - 2012. - №11 (6362). - 21-27 марта. - С. 9.

6. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов / М-во экон. РФ, М-во фин. РФ, ГК по стр-ву, архит. и жил. Политике ; рук. авт. колл.: В. В. Коссов, В. Н. Лившиц, А. Г. Шахназаров. - М. : Экономика, 2000. - 421 с.

7. Миляева Л. Г. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: практикоориен-тированный подход : учеб. пособие. - М. : КНОРУС, 2016. - 190 с.

8. Оценка ситуации на рынке труда в 2013 г. [Электронный ресурс] // Рынок труда Екатеринбурга : прикл. пособие. - Режим доступа: http://www.hr-mnenie.eom/component/content/article/8/1046 (дата обращения: 1.04.2017).

9. Попов А. Негласный бунт против молодежи. Бизнес Екатеринбурга все чаще ищет «возрастных» работников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ekb.dk.ru/news/neglasnyy-bunt-protiv-molodezhi-biznes-ekaterinburga-vse-ehasehe-isehet-vozrastnyh-rabotnikov-237079057?lтom=sm2 (дата обращения: 3.06.2017).

10. Про систему и винтики (передовица) // Эксперт-Урал. - 2012. - № 13 (505). - С. 8-9.

11. Раменская Г. П., Раменский С. Е., Раменская В. С. Теоретико-методологическе аспекты повышения эффективности добровольного, квалифицированного труда пенсионеров современной России. - Екатеринбург : ТРИКС, 2013. - 151 с.

12. Раменская Г. П., Раменский С. Е., Раменская В. С. Педагогические и психологические аспекты обучения студентов и пенсионеров. - Екатеринбург : ТРИКС, 2015. - 177 с.

13. Рубченко М., Губина М., Сиваков К., Кириченко Н., Шмаров А. No risk - no glory // Эксперт. -1996. - № 37 (56). - С. 24-31.

14. Страхование. Практикум : учеб. пособие для бакалавриата / под ред. Л. А. Орланюк-Малицкой, С. Ю. Яновой. - М. : Юрайт, 2014. - 575 с. - Серия: Бакалавр. Академический курс.

15. Титова А. Л. Дистанционные технологии, как форма профессионального образования взрослых // Образование взрослых в современном образовательном пространстве : сб. науч. ст. / Урал. гос. пед. ун-т ; под науч. ред. А. А. Симоновой, С. Л. Фоменко ; общ. ред. Н. Н. Давыдова. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2015. - С. 204-208.

16. Шевалдин Д. Не красный Красноуральск // Аргументы и факты - Урал. - 2017. - 29 марта -4 апр. - № 13 (1898). - С. 26.

17. Шевалдин Д. На заброшенном химзаводе Красноуральска произошла утечка опасного вещества [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ural.aif.ru/society/situation/na_zabroshennom_himzavode_krasnouralska_proizoshla_utechka_op asnogo_veshchestva (дата обращения: 19.04.2017).

REFERENCES

1. Analiz territorial'noy, vozrastnoy i obrazovatel'noy struktury trudovykh resursov Sverdlovskoy oblasti v srednesrochnoy i dolgosrochnoy perspektive : otchet o nauch.-issled. rabote / Tsentr region. ekon. issled. Vysshey shkoly ekonomiki i menedzhmenta Ural. fed. un-ta im. pervogo Prezidenta Rossii B. N. El'tsina ; Analiticheskiy tsentr «Ekspert-Ural»; G. V. Zhoga i dr. - Ekaterinburg, 2012. - 84 s.

2. Gde nashli bezrabotitsu? Otvechaet Dmitriy Zhuravlev // Argumenty i fakty - Ural. - 2017. - № 17 (1902). - 26 apr. - 2 maya. - S. 43.

3. Glukhanyuk N. S., Kolobkova A. I., Pecherkina A. A. Psikhologiya bezrabotitsy: Rezul'taty issledovaniy. -Ekaterinburg : Ros. gos. prof.-ped. un-t, 2003. - 86 s.

4. Zinger N., Zinger V. Razvitie onlayn-obrazovaniya v SShA: izmenyayushchiysya oblik vuza na primere Universiteta Alyaski v period perekhoda k onlayn-obucheniyu [Elektronnyy resurs] : vebinar (g. Sankt-Peterburg, 1 marta 2017 g.) // Rakurs: kursy distantsionnogo obucheniya. - Rezhim dostupa: https://ra-kurs.spb.ru/6/0/3/3/?id=129 (data obrashcheniya: 2.05.2017).

5. Kalinin A. Do poslednego vzdokha / / Literaturnaya gazeta. - 2012. - №11 (6362). - 21-27 marta. - S. 9.

6. Metodicheskie rekomendatsii po otsenke effektivnosti investitsionnykh proektov / M-vo ekon. RF, M-vo fin. RF, GK po str-vu, arkhit. i zhil. Politike ; ruk. avt. koll.: V. V. Kossov, V. N. Livshits, A. G. Shakhnazarov. - M. : Ekonomika, 2000. - 421 s.

7. Milyaeva L. G. Kompleksnyy ekonomicheskiy analiz khozyaystvennoy deyatel'nosti: praktikoorien-tirovannyy podkhod : ucheb. posobie. - M. : KNORUS, 2016. - 190 s.

8. Otsenka situatsii na rynke truda v 2013 g. [Elektronnyy resurs] // Rynok truda Ekaterinburga : prikl. posobie. - Rezhim dostupa: http://www.hr-mnenie.com/component/content/article/8/1046 (data obrashcheniya: 1.04.2017).

9. Popov A. Neglasnyy bunt protiv molodezhi. Biznes Ekaterinburga vse chashche ishchet «vozrastnykh» rabotnikov [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://ekb.dk.ru/news/neglasnyy-bunt-protiv-molodezhi-biznes-ekaterinburga-vse-chasche-ischet-vozrastnyh-rabotnikov-237079057?from=sm2 (data obrashcheniya: 3.06.2017).

10. Pro sistemu i vintiki (peredovitsa) // Ekspert-Ural. - 2012. - № 13 (505). - S. 8-9.

11. Ramenskaya G. P., Ramenskiy S. E., Ramenskaya V. S. Teoretiko-metodologicheske aspekty povysheniya effektivnosti dobrovol'nogo, kvalifitsirovannogo truda pensionerov sovremennoy Rossii. - Ekaterinburg : TRIKS, 2013. - 151 s.

12. Ramenskaya G. P., Ramenskiy S. E., Ramenskaya V. S. Pedagogicheskie i psikhologicheskie aspekty obucheniya studentov i pensionerov. - Ekaterinburg : TRIKS, 2015. - 177 s.

13. Rubchenko M., Gubina M., Sivakov K., Kirichenko N., Shmarov A. No risk - no glory // Ekspert. -1996. - № 37 (56). - S. 24-31.

14. Strakhovanie. Praktikum : ucheb. posobie dlya bakalavriata / pod red. L. A. Orlanyuk-Malitskoy, S. Yu. Yanovoy. - M. : Yurayt, 2014. - 575 s. - Seriya: Bakalavr. Akademicheskiy kurs.

15. Titova A. L. Distantsionnye tekhnologii, kak forma professional'nogo obrazovaniya vzroslykh // Obra-zovanie vzroslykh v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve : sb. nauch. st. / Ural. gos. ped. un-t ; pod nauch. red. A. A. Simonovoy, S. L. Fomenko ; obshch. red. N. N. Davydova. - Ekaterinburg : Ural. gos. ped. un-t, 2015. -S. 204-208.

16. Shevaldin D. Ne krasnyy Krasnoural'sk // Argumenty i fakty - Ural. - 2017. - 29 marta - 4 apr. - № 13 (1898). - S. 26.

17. Shevaldin D. Na zabroshennom khimzavode Krasnoural'ska proizoshla utechka opasnogo veshchestva [El-ektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: http://www.ural.aif.ru/society/situation/na_zabroshennom_himzavode_ kras-nouralska_proizoshla_utechka_opasnogo_veshchestva (data obrashcheniya: 19.04.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.