Научная статья на тему 'Взаимодействие и сотрудничество органов внутренних дел и общества в современной России'

Взаимодействие и сотрудничество органов внутренних дел и общества в современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3053
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / OFFICER OF THE INTERNAL AFFAIRS / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / СОТРУДНИЧЕСТВО / COOPERATION / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / PUBLIC ORDER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беляева Ольга Васильевна

Рассматриваются принципы и пути взаимодействия и сотрудничества органов внутренних дел и общества в современной России. Предлагаются пути укрепления взаимоотношений органов внутренних дел и общества, обеспечивающих баланс интересов. Необходимость повышения уровня вовлеченности общества в партнерство с органами внутренних дел в целях обеспечения общественного порядка и безопасности, снижения уровня преступности и укрепления чувства защищенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The interaction and cooperation of the bodies of internal affairs and society in modern Russia

The article discusses the principles and ways of interaction and cooperation between law enforcement agencies and society in contemporary Russia. Finding ways to strengthen the relationship of the internal Affairs bodies and society, ensuring the balance of interests is an important task for the modern state. In order to ensure public order and safety, reducing crime and enhancing the sense of security, it is necessary to raise the level of involvement of society in partnership with the police.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие и сотрудничество органов внутренних дел и общества в современной России»

УДК 340.1 ББК 67.0

взаимодействие и сотрудничество

органов внутренних дел и общества

в современной россии

ольга васшьевна Беляева,

доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве E-mail: Belyaeva08olga@yandex.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются принципы и пути взаимодействия и сотрудничества органов внутренних дел и общества в современной России. Предлагаются пути укрепления взаимоотношений органов внутренних дел и общества, обеспечивающих баланс интересов. Необходимость повышания уровеня вовлеченности общества в партнерство с органами внутренних дел в целях обеспечения общественного порядка и безопасности, снижения уровня преступности и укрепления чувства защищенности.

Ключевые слова: сотрудник органов внутренних дел, общество, взаимодействие, сотрудничество, общественный порядок.

Annotation. The article discusses the principles and ways of interaction and cooperation between law enforcement agencies and society in contemporary Russia. Finding ways to strengthen the relationship of the internal Affairs bodies and society, ensuring the balance of interests is an important task for the modern state. In order to ensure public order and safety, reducing crime and enhancing the sense of security, it is necessary to raise the level of involvement of society in partnership with the police.

Keywords: officer of the Internal Affairs, society, interaction, cooperation, the public order.

Как известно, одним их условий эффективного функционирования государства, является объединение усилий и возможностей его составных частей для достижения общих целей и задач. С.И. Адиньяев указывает, что «любое государство представляет собой целостную систему, состоит из совокупности государственных органов в строго определенной зависимости составляющих компонентов с присущими ему внутренними и внешними взаимосвязями и взаимодействиями»1. Так, взаимодействие и сотрудничество органов внутренних дел и общества является проявлением целостности государства, в силу чего носит объективный характер.

Из мировой истории известно, что взаимоотношения власти и населения, полиции и общества всегда являлись многовековой и мировой проблемой. Она обострилась после Второй мировой войны в связи с ростом зарегистрированной преступности, «страхом перед преступностью» и «моральной паникой», имевшими место практически во всех странах мира2.

История прошлых лет показывает, что привлечение населения (общественности) к участию в охране общественного порядка и борьбе с преступностью занимало одно из важных направлений правоохра-

нительной деятельности. Однако, в последнее десятилетие XX в. эти позиции были утрачены. Игнорирование роли граждан и общественных объединений в поддержании правопорядка привело к деформации общественно-правового сознания, способствовало снижению гражданской активности населения, более ориентированного ранее на готовность оказывать содействие в борьбе с преступностью и иными негативными проявлениями в обществе. Вместе с тем, в последние годы под воздействием современных реалий, отражающих криминогенную обстановку в стране и результативность правоохранительной деятельности, в общественном сознании формируется убеждение в том, что без широкой поддержки общественности и институтов гражданского общества правоохранительные органы не смогут обеспечить состояние правопорядка на социально одобряемом уровне. Подобная поддержка может иметь и имеет различные формы проявления, среди которых наиболее действенной является укрепление взаимоотношений институтов гражданского общества и населения с органами внутренних дел3.

Сегодня в развитых государствах ведется активная работа по совершенствованию взаимодействия, сотруд-

ничества и партнерства между населением и полицией в целях повышения защищенности граждан, эффективности правоохранительной деятельности, минимизации незаконных действий полицейских. Одной из активных развиваемых стратегий является стратегия «Community policing»4. Суть ее заключается в формировании и развитии партнерских отношений между полицией и обществом; организации «соседского контроля» (neighbourhood-watch) при помощи полиции.

В современной России основной функцией полиции является защита населения, каждого жителя страны от преступных посягательств, защита законных прав и интересов граждан. Об этом говорится в ст. 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 № 3-ФЗ «О полиции»5, предусматривающей защиту личности, общества, государства от противоправных посягательств.

Процесс обретения нового статуса полиции, связанный с проводимыми реформами в системе МВД России, и превращения ее в действенный орган защиты интересов граждан обусловил вопрос совершенствования путей укрепления взаимоотношений органов внутренних дел и общества.

Федеральным законом «О полиции» устанавливается более цивилизованная модель отношений полиции и общества, сотрудника полиции и гражданина. К сотруднику полиции предъявляются совершенно новые требования. Граждане также заинтересованы в качественном обновлении работы органов правопорядка. Закон даёт исчерпывающий перечень обязанностей полиции, делает деятельность сотрудника правоохранительных органов более прозрачной для простого гражданина, а для самих сотрудников дает четко очерченную систему законодательных координат6.

Вместе с тем, органы внутренних дел хоть и имеют свои четко определенные направления деятельности, однако осуществляют свою деятельность в рамках разносторонних связей, взаимоотношений, в том числе и с обществом. Развитие и укрепление таких взаимоотношений — закономерно вызванная происходящими в стране преобразованиями объективная реальность.

«Полиция есть душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобности». Эта фраза была сказана Петром I еще в 1718 г. Она говорит о многом, и в первую очередь о сотрудничестве, взаимоотношениях полиции и общества. Характеризуя данное высказывание сегодня, можно сказать, что гражданское общество будет эффективно развиваться лишь в правовом государстве, где между органами внутренних дел и обществом будут достигнуты согласие и единые цели, в основе которых поддержание общественного порядка, общественной безопасности, обеспечение охраны и защиты прав и свобод граждан, предупреждение, пресечение и

борьба с преступностью, раскрытие и расследование преступлений.

Взаимодействие и сотрудничество органов внутренних дел и общества могут проявляться в различных аспектах. Это и использование средств массовой информации, и открытость, публичность деятельности полиции, и оценка деятельности полиции со стороны общества, ее социальный контроль. Взаимоотношение органов внутренних дел и населения необходимо для укрепления развития и сотрудничества с институтами гражданского общества.

Выступая на расширенном заседании Коллегии МВД России 8 февраля 2014 г. министр внутренних дел В.В. Колокольцев подчеркнул, что «ситуация, которая сложилась после сокращения численности органов внутренних дел, действительно не простая. Однако мы должны учиться работать в новых условиях. С максимальной эффективностью использовать имеющиеся ресурсы. Рационально распределять их по приоритетным направлениям. Прежде всего, охраны общественного порядка, профилактики правонарушений и раскрытия преступлений. Акцент важно делать не на количество, а на качество личного состава. Целенаправленно заниматься вопросами повышения профессионального уровня сотрудников, внедрять передовые методы и современные информационные технологии. Серьезным подспорьем является также привлечение граждан и общественных формирований к решению правоохранительных вопросов»7.

Взаимоотношение органов внутренних дел с обществом в процессе осуществления совместной деятельности можно определить как законодательно закрепленные формы совместной деятельности, необходимые для реализации правоохранительной функции, и направленные на обеспечение эффективного решения стоящих перед ними задач8. Как справедливо отметил Президент РФ, что сегодня «одним из приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел является обеспечение общественной безопасности, прежде всего снижение уровня преступности в общественных местах, на улицах, во дворах наших городов и посёлков»9.

Представляется, что для достижения положительных результатов во взаимоотношениях органов внутренних дел и общества, необходимо выстроить четкий механизм, который будет содержать в себе цели, задачи, принципы, методы и формы взаимодействия и сотрудничества полиции и общественности. Серьёзным подспорьем в этой работе стал Федеральный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка», принятый 21 марта 2014 г. Государственной Думой по инициативе МВД России, и его цель —

привлечь добровольцев, желающих помочь полиции в обеспечении порядка10.

Следует отметить, что сегодня большинство субъектов Российской Федерации также имеют подобные законы, и они достаточно эффективно реализуются.

Так, согласно ст. 4 Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» участие граждан в охране общественного порядка должно осуществляться на основе следующих принципов.

1. Добровольность. В целях содействия органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам граждане вправе:

• информировать органы внутренних дел (полицию) и иные правоохранительные органы о правонарушениях и об угрозах общественному порядку;

• участвовать в мероприятиях по охране общественного порядка по приглашению органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов;

• участвовать в охране общественного порядка при проведении спортивных, культурно-зрелищных и иных массовых мероприятий по приглашению их организаторов;

• участвовать в работе координационных, консультативных, экспертных и совещательных органов (советов, комиссий) по вопросам охраны общественного порядка, создаваемых в органах внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органах, по их приглашению.

2. Законность. Сотрудники правоохранительных органов взаимодействуя с населением, средствами массовой информации и общественными формированиями, осуществляют свою деятельность на основе закона, они не могут нарушать или обходить его требования и предписания, ущемлять права и законные интересы граждан. Граждане и общественные объединения правоохранительной направленности при участии в охране общественного порядка также обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, а также нормы, предусмотренные их учредительными документами.

3. Приоритетность защиты прав и свобод человека и гражданина.

4. Право каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенными законом.

5. Взаимодействия с органами внутренних дел (полицией), иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местно-

го самоуправления. Органы государственной власти в целях обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности в соответствии с полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации, оказывают поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка.

6. Недопустимость подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления. Граждане, участвующие в охране общественного порядка, не вправе выдавать себя за сотрудников органов внутренних дел (полиции) или иных правоохранительных органов, а также осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции этих органов. Участие граждан в мероприятиях по охране общественного порядка, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью, не допускается.

Рассматривая проблемы взаимоотношений органов внутренних дел и общества, В.Р. Галлеев отмечает, что основными направлениями таких взаимоотношений могут служить:

• демократизм (выражается в открытости и доступности для граждан совместной деятельности по обеспечению правопорядка, возможности социального контроля за проводимыми мероприятиями);

• социально-экономическая обусловленность (организация и тактика взаимоотношений органов внутренних дел и общества должна базироваться на актуальных потребностях и реальных возможностях современного общества);

• адекватность (формы и интенсивность взаимоотношений полиции с обществом должны соответствовать сложившейся в стране обстановке);

• преемственность (предполагает изучение накопленного в области взаимоотношений опыта);

• системность и комплексность (подразумевает единство целей и направлений деятельности, координацию и согласованность взаимоотношений, контроль за сложившимися отношениями)11.

Исходя из содержания ст. 10 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» «Взаимодействие и сотрудничество», следует, что основными характерными особенностями, раскрывающими сущность и содержание взаимодействия и сотрудничества органов внутренних дел и общества, преследующим единые цели, являются:

• эффективность взаимоотношений органов внутренних дел и общества, без которого невозможно полное, объективное и всесторон-

нее разрешение поставленных задач;

• согласованность действий правоохранительных органов, эффективность их взаимодействия, достаточность профессиональной подготовки, повышение чувства ответственности за порученное дело, как со стороны сотрудников полиции, так и со стороны населения;

• строгое соблюдение законности как условие эффективности взаимоотношений правоохранительных органов и общества;

• осуществление взаимоотношений в пределах определенных полномочий, что обеспечивает оптимальное использование сил и средств как органов внутренних дел, так и самого общества;

• обмен взаимной информацией12.

Поиск новых путей взаимодействия и сотрудничества органов внутренних дел и общества вытекает из необходимости реализации модернизационных подходов к организации прямой и обратной связи с гражданским обществом, способствующих максимальному использованию его потенциала в сфере борьбы с преступностью, обеспечению правопорядка, прав и свобод граждан и одновременно установлению общественного контроля над сферой деятельности органов внутренних дел.

Следует отметить, что в настоящее время взаимоотношение органов внутренних дел с обществом в целом осуществляется в форме компромиссного взаимодействия, с сохранением достаточной степени автономности, независимости и самостоятельности сторон в осуществлении своей деятельности. Эффективность взаимоотношений между сторонами во многом зависит от его конкретных участников, что предопределяет наличие разнонаправленных тенденций в выстраивании отношений между органами внутренних дел и представителями гражданского общества.

Мировоззрение органов внутренних дел в отношении институтов гражданского общества направлено на развитие партнерских отношений в форме сотрудничества, т.е. на объединение усилий по достижению поставленных целей, на более глубокое понимание существующих проблем и установление необходимого уровня доверия между участниками взаимоотношений. Именно на формирование партнерских отношений должны быть направлены усилия как органов внутренних дел, так и общества, заинтересованных в достижении положительных изменений в сфере деятельности органов внутренних дел.

Обеспечение правопорядка в обществе требует консолидации усилий всех правоохранительных органов и общества. Участие в данном процессе — это прямая их обязанность, которая носит не факультативный, а нормативно-императивный характер. Как следствие,

обеспечение правопорядка характеризуется солидарным распределением ответственности между органами внутренних дел и обществом13. Если общество принимает активное участие во взаимоотношениях с органами внутренних дел (на безвозмездной основе), то оно является субъектом правоохранительной деятельности. Конституционный Суд РФ ещё в 1995 г. сформулировал правовую позицию, согласно которой личность в её взаимоотношениях с государством выступает не как объект государственной деятельности, а как равноправный субъект, который может защищать свои права всеми, не запрещёнными законом способами и спорить с государством в лице любых его органов14.

Заслуженный деятель науки, профессор Валентин Тимофеевич Томин, чей научный интерес был связан с изучением взаимоотношений между милицией и населением, утверждал «именно население образует среду функционирования органов внутренних дел»15. Такое видение позволяет выявить особенности и характерные черты взаимоотношений органов внутренних дел и общества, учитывать постоянно меняющиеся условия общественно-правовой жизни. Индивидуальная или коллективная сопричастность общества к обеспечению общественного порядка и безопасности, их добровольное участие в решении государственных задач имеют актуальное значение. Обеспечение общественного порядка и безопасности — это прямая обязанность полиции, но обязанность каждого гражданина и должностного лица — оказание помощи и содействия полиции в этом процессе. Государство и общество не возлагают всю ответственность исключительно на полицию, ввиду глобальности и сложности проблем обеспечения порядка и безопасности в современном обществе, они делят этот груз ответственности с полицией16.

Анализируя мировой опыт взаимодействия и сотрудничества полиции и общества, ученые выделяют ряд условий действенного функционирования органов внутренних дел.

1. Наличие правовой базы, выражающей волю общества относительно полиции. Так, ограничивая в уголовном законодательстве круг деяний, представляющих для него опасность и относя их к объектам полицейской деятельности, оно определяет общую компетенцию данного государственного института. Кроме того, в правовых нормах детерминируются формы и методы, которые население считает возможным использовать для решения таких задач, предоставляя тем самым полиции соответствующие полномочия. Например, запрещение законодательством применения пыток при проведении расследования, свидетельствует, что население считает такой метод в борьбе с преступностью недопустимым и, следовательно, к полномочиям полиции это не относит.

2. Четкое управление со стороны администрации. Без этого деятельность полиции теряет смысл, так как ее главное предназначение — защита населения от правонарушений — объективно не может реализоваться вне общего руководства и контроля инстанций, выражающих волеизъявление населения и действующих от его имени. В ином случае полицейский аппарат попросту превратится в машину, замкнутую на себя, не учитывающую интересы народа, а значит, ненужную ему.

3. Социальное доверие. Необходимость в нем очевидна, поскольку отсутствие такового, безусловно, означает, что полиция — некий паразитический организм, приносящий лишь вред обществу, так как требует вложения больших материальных ресурсов, не обеспечивая его потребности в защите от преступности. Можно утверждать, что отношение населения к полицейским органам — это своеобразный индикатор отношения к власти вообще. Причем весьма чувствительный и точный, учитывая, что полиция — это тот государственный институт, который повседневно, непосредственно и в самых различных сферах вступает в контакты с населением.

4. Укомплектованность личным составом и наличие у него способностей, адекватных решаемым задачам. Несомненно, что эффективное противодействие правонарушениям предполагает полномасштабный, постоянный и активный контроль над населением и территорией. Наиболее объективным показателем в диагностике состояния кадрового обеспечения является социальный имидж полиции.

5. Достаточное финансирование и оснащение17.

Представляется, что наибольшая эффективность

взаимодействия и сотрудничества органов внутренних дел и общества будет достигнута лишь при учете данных условий, которые носят обязательный, равнозначный и универсальный характер, отражают специфику деятельности полиции и необходимы в любом правовом государстве.

1 Адиньяев С.И. Полиция и общество: правовое регулирование взаимоотношений // Вестник РУДН, серия Юридические

науки, 2011. № 4. С. 54.

2 Cohen S. Folk Devils and Moral Panics. St. Albans, Paladin, 1973. P. 74-76.

3 Яковлев Р.Р. Правовые основы взаимодействия полиции с институтами гражданского общества // Вестник ВЭГУ, 2011. № 6 (56). С. 155-156.

4 Kury H. Konzepte Kommunaler Kriminalprävention. Freiburg, Edition Iuscrim, 1997; Skogan W., Hartnett S. Community Policing, Chicago Style. Oxford University Press; Lab S., Das D. 2003. International Perspectives on Community Policing and Crime Prevention. Prentice Hall. Upper Saddle River, New Jersey, 1997.

5 Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О полиции» // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru

6 См.: Разъяснение закона «О полиции» / Сайт УМВД России но городу Самара. 1 марта 2011

7 Выступление главы МВД России на расширенном заседании Коллегии МВД России http://mvd.ru/kollegiya_03_2014

8 Aдиньяев С.И. Полиция и общество: правовое регулирование взаимоотношений // Вестник РУДН, серия Юридические науки. 2011, № 4. С.54.

9 Выступление Президента РФ на расширенном заседании Коллегии МВД России / http://www.kremlin.ru/news/20624

10 Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru

11 См.: Галлеев В.Р. Основные проблемы и направления взаимодействия гражданского общества и органов внутренних дел // Гражданское общество и органы внутренних дел: проблемы, противоречия, формы взаимодействия. — М., 2008. С. 175.

12 Постатейный комментарий к Федеральному Закону «О полиции» от 7 февраля 2011 №3-ФЗ http://lawyer-law.ru

13 См.: Пономаренкова H.A., Прорвич A.M. Полиция-государство-общество-человек // Информационная безопасность регионов, 2010. № 2(7). С.60.

14 Постановление Конституционного Суда РФ от 3 мая 1995 г. № 4-П по делу о проверке конституционности статей 2201 и 2202 Уголовно-процессуального кодекса РСФР в связи с жалобой гражданина ВА. Aветяна // AИПС «Консультант-Плюс»

15 Томин В.Т. Взаимоотношение полиции с населением в демократическом обществе. Пути укрепления взаимного доверия и налаживания сотрудничества. Вопросы теории и практики // Межвузовский сборник научных трудов. — Омск: Омская академия МВД России, 2004. С. 73.

16 См.: Пономаренкова n.A., Прорвич A.M. Полиция-государство-общество-человек // Информационная безопасность регионов, 2010. № 2 (7). С. 61-62.

17 Соколов A.n., Сердобинцев К.С. Гражданское общество, правовое государство, органы внутренних дел (полиция): проблемы и задачи взаимодействия // Вестник Калининградского юридического института МВД России. 2011. № 4. С. 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.