Экономика, финансы, менеджмент
8. Фщ, О. Ю. Сучасний стан планування державних закутвель // Держава та репони. CepiH: Право та державне управлшня. - 2012. - № 2. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://archive. nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/Ptdu/2012_2/files/PD212_35.pdf.
9. Бурлакова, О. О. Становлення фшансового планування шдприемств в Укра1ш / О.О. Бурлакова // Економiчний вiсник утверситету: збiрник наукових праць. - 2012. - № 18/1. [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/evu/2012_18_1/Burlakov.pdf.
10. Саенко, М. Г. Стратепя шдприемства : тдручник. - Тернотль: Економiчна думка, 2006. - 390 с.
11. Дроздова, Н. Г. Державна пол^ика у сферi державних закутвель: стан та перспективи реатазацл // Теоретичш та прикладнi питання державотворення. - 2010. - N° 6 [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/e-journals/tppd/2010-6/zmist/R_5/Drozdova.pdf.
12. Кузьмин, О. С Основи менеджменту : тдручник / О. С.Кузьмш, О.Г.Мельник. - К.: Академвидав, 2007. - 462 с.
13. Боголгб, Т. М. Середньострокове бюджетне планування як бюджетний мехашзм стимулювання економiчноl активностi в Укра1ш // Економiчний вiсник унiверситету : збiрник наукових праць. - 2011. - № 17.1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://archive.nbuv.gov.ua/ portal/ soc_gum/evu/2011_17_1/Bogolib.pdf.
14. Самошкгна, О. А. Перспективне прогнозування видатюв бюджету та його вплив на сощально-економiчний розвиток // Науковi працi НДФ1 : збiрник наукових праць . - 2008. - № 4 (45). - С. 112-117.
15. Котовська, I. В. Стратепчне та довгострокове планування: основш вщмшносп // 1нноващйна полггика. - 2011. - № 1 (20). - С. 238-241.
16. Господарський кодекс Украши: закон Украши вщ 16.01.2003 р. № 436-IV /ВВР. - 2003. - № 18. - Ст. 144.
УДК 343.721 К.Б. Файбусович*
Взаимодействие и планирование деятельности
органов внутренних дел по снижению рейдерской активности
В статье анализируются вопросы влияния деятельности органов внутренних дел по снижению рейдерской экономической активности на криминализацию экономики страны, на организованную преступность в экономической сфере.
Ключевые слова: рейдерская экономическая активность, коррупционные проявления, документирование преступной деятельности, экономическая безопасность.
K.B. Faybusovich*. Interaction and planning of the internal affairs agencies performances on reduction of raiding activities. The article dwells on the questions of influence of the internal affairs agencies in reduction of the raiding economic activity on the criminalization of the country's economics, on the organized crime in the economic sphere.
Keywords: raiding economic activity, corrupt practices, recording of the criminal activity, economic security.
Деятельность органов внутренних дел по снижению рейдерской экономической активности заключается в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании соответствующих преступлений и предупреждении административных правонарушений [4]. Особое значение в данном направлении оперативно-служебной деятельности полиции имеет организация противодействия коррупционным проявлениям. Каждый из этапов расследования носит самостоятельный характер, и в то же время все они объединены единой целью организации противодействия экономической преступности в части пресечения недружественных поглощений.
Исследование большого количества обвинительных заключений по уголовным делам, связанным с криминальными захватами предприятий, показало, что более 70 % таких преступлений квалифицируются по ст. 159 УК РФ (мошенничество), 12 % - по ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями), остальные 18 % преступлений были квалифицированы в т.ч. и в совокупности со ст. 179 УК РФ (принуждение к совершению сделки либо отказу в ее совершении) по ст. 158 (кража); ст. 330 (самоуправство); ст. 160 (присвоение или растрата); ст. 303 (фальсификация доказательств); ст. 185 (злоупотребления при эмиссии ценных бумаг) и некоторым другим статьям УК РФ [5].
Кроме того, деяния, относящиеся к рейдерству, квалифицируются по ст. 163 УК РФ (вымогательство) и 327 УК РФ (подделка документов). Федеральным законом от 30 октября 2009
* Файбусович, Константин Борисович, старший редактор редакционно-издательского отдела, Академия управления МВД России, кандидат экономических наук. Тел. 8-926-965-89-40. E-mail: [email protected].
* Faybusovich, Konstantin Borisovich, senior editor of the printing and publication department, Administration Academy of the Internal Affairs Department, Ph.D in Economics. Ph. 8-926-965-89-40. E-mail: [email protected].
© Файбусович К.Б., 2013
Файбусович К.В. Взаимодействие и планирование деятельности ОВД по снижению рейдерской...
г. № 241-ФЗ [2] введены в действие ст. 185.2 УК РФ (нарушение порядка учета прав на ценные бумаги), и ст. 185.4 УК РФ (воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг).
Федеральным законом от 1 июля 2010 г. № 147-ФЗ [3] уголовный закон дополнен такими статьями антирейдерской направленности, как ст. 170.1 (фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета), ст. 185.5 (фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества), ст. 285.3 (внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений).
Как показал опрос сотрудников ГУ МВД России по г. Москве, основными источниками информации о совершении данных преступлений стали заявления граждан и негосударственных органов, а также материалы оперативных разработок. В то же время необходимо отметить, что на этапе приема и разрешения заявления, сообщения о преступлении данной категории не всегда возможно квалифицировать как преступные деяния, относящиеся к недружественным поглощениям, что связано, наряду с другими причинами, и с отсутствием в уголовном законодательстве категории «рейдерство» или «недружественное поглощение» и их признаков, т.е. оценить заявление должным образом может только сотрудник, имеющий соответствующую специальную подготовку. В результате, около 40 % преступлений данной направленности обнаружены по истечении более одного года с момента их совершения.
На этапе доследственной проверки сотрудники органов внутренних дел имеют право получать объяснения, истребовать документы, проводить криминалистические или иные исследования, обследование помещений, в ходе которых изымать необходимые документы, проводить проверочные закупки, оперативные эксперименты и т.д.
В ряде источников приводятся примеры привлечения к проведению доследственной проверки непосредственно сотрудников следственных подразделений (когда преступление имеет широкий общественный резонанс, нападению подвергается крупное градообразующее предприятие) [6].
Однако особое значение в области организации противодействия рейдерству имеет оперативно-розыскная деятельность. Как правило, только посредством оперативно-розыскной деятельности можно получить информацию о законспирированной и замаскированной деятельности преступной группы, о ее структуре, составе, связях, обстоятельствах осуществления криминальной деятельности и т.д. По причине маскировки преступных действий в криминальном рейдерстве посредством придания им видимости правомерных процесс доказывания является особо сложной проблемой, вызванной ситуацией дефицита информации о противоправной деятельности по захвату прав управления, владения и распоряжения результатами деятельности юридических лиц
Оперативно-розыскная деятельность правоохранительных органов объективно является необходимым условием решения задач обнаружения и пресечения криминального рейдерства, а также возбуждения уголовного дела и осуществления уголовного преследования виновных; подготовки и проведении следственных и судебных действий; формирования доказательств по уголовному делу и т.д.
Сотрудники оперативных служб органов внутренних дел, занимающиеся выявлением и документированием фактов недружественного поглощения предприятий, должны максимально использовать все оперативно-розыскные мероприятия, указанные в ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [1]. Как правило, основаниями для проведения таких мероприятий являются:
- наличие возбужденного уголовного дела по фактам недружественного поглощения предприятий;
- ставшие известными сведения о признаках подготавливаемых, совершаемых или совершенных противоправных деяний, связанных с недружественным поглощением предприятий, а также о лицах, их подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
- поручения следственных органов по уголовным делам, связанным с недружественным поглощением предприятий, находящимся в их производстве, и др.
Первоначальной стадией выявления и документирования противоправной деятельности, связанной с недружественным поглощением предприятий, является сбор необходимой информации, источниками которой могут быть:
- заявления и сообщения граждан;
- документы и материалы, находящиеся в государственных органах (ФНС России, Росрегистрации, других контрольно-надзорных органах, судах (арбитражных и общей юрисдикции) и др.);
- документы, находящиеся в нотариате и кредитно-финансовых учреждениях;
- публикации и сообщения средств массовой информации и др.
После сбора необходимой информации дальнейшие действия оперативных сотрудников для выявления и документирования указанной преступной деятельности условно можно подразделить на три этапа:
1 этап - проведение оперативно-розыскных мероприятий по отработке сведений потерпевшей стороны;
2 этап - проведение оперативно-розыскных мероприятий по отработке организации-захватчика;
3 этап - проведение оперативно-розыскных мероприятий по отработке иных организаций и лиц, имеющих отношение к совершению захвата.
Экономика, финансы, менеджмент
Первый этап включает в себя следующие оперативно-розыскные мероприятия:
а) наведение справок, проведение опросов в целях проверки и анализа полученной информации, где необходимо:
- установить потерпевшую сторону;
- установить и опросить лиц, от имени которых в налоговые органы были направлены заявления о внесении изменений в учредительные и иные правоустанавливающие документы потерпевшей стороны;
- получить учредительные документы потерпевшей стороны, а также документы, свидетельствующие о законности владения либо пользования потерпевшей стороной недвижимостью или другим имуществом (в т.ч. ценными бумагами), являющимися объектами преступных посягательств;
- получить юридические документы, на основании которых был произведен захват организации (решения арбитражных судов и судов общей юрисдикции, свидетельств о внесении изменений в ЕГРЮЛ, договоров купли-продажи недвижимого имущества, выписки из реестра акционеров и т.д.);
- опросить вышеуказанных лиц об обстоятельствах захвата с предъявлением полученных документов;
б) сбор образцов для сравнительного исследования, где необходимо:
- получить образцы подписей и почерка учредителей, руководителей и иных представителей потерпевшей стороны, имеющих право подписи документов (в т.ч. на основании доверенностей);
- получить оттиски печатей, штампов организации, действовавших в период захвата предприятия;
в) исследование документов, где необходимо:
- с использованием полученных образцов почерка, подписей, оттисков печатей и штампов провести исследование документов потерпевшей стороны на предмет установления признаков их подделки.
На втором этапе проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:
- наблюдение за представителями организации-захватчика, имеющими отношение к планированию и осуществлению захвата, в ходе проведения которого можно установить также заказчика недружественного поглощения и иных лиц, причастных к совершению данного преступления;
- отождествление личности с целью установления лиц, участвовавших в захвате предприятия, а также имевших отношение к подготовке и совершению данного преступления;
- обследование помещений, зданий, сооружений, занимаемых организацией-захватчиком, с целью обнаружения и изъятия заведомо подложных документов, а также печатей и штампов, оттиски которых содержатся на указанных документах, использованных для осуществления захвата предприятия;
- прослушивание телефонных переговоров лиц, причастных к подготовке и осуществлению захвата;
- снятие информации с технических каналов связи, используемых лицами, причастными к совершению захвата;
- оперативное внедрение в рейдерскую организацию или в преступную группу, занимающуюся недружественными поглощениями предприятий;
- оперативный эксперимент с целью фиксации фактов вымогательства представителями организации-рейдера денежных средств у потерпевшей стороны за прекращение процедуры захвата предприятия.
Третий этап заключается в осуществлении следующих оперативно-розыскных мероприятий:
а) наведение справок и проведение опросов в целях проверки и анализа полученной информации, где необходимо:
- установить представителей государственных контрольно-надзорных органов (ФНС РФ, Росрегистрации и др.), нотариата, кредитно-финансовых учреждений, адвокатов, совершивших действия, в результате которых было осуществлено недружественное поглощение, в т.ч. с использованием заведомо подложных документов;
- получить документы, послужившие основанием для внесения изменений в учредительные и иные правоустанавливающие документы предприятия, послужившие основаниями для его захвата, достоверность которых вызывает сомнение;
- получить от указанных лиц объяснения по данным фактам с предъявлением полученных документов;
б) исследование документов, где необходимо:
- провести сравнительное исследование документов, полученных из государственных контрольно-надзорных органов, нотариата, кредитно-финансовых учреждений, от адвокатов с документами, образцами подписей и почерка, полученными от потерпевшей стороны, на предмет установления признаков их подделки.
Таким образом, деятельность органов внутренних дел по снижению рейдерской активности представляет собой целый комплекс мероприятий, проводимых различными подразделениями правоохранительных органов. В то же время создание в структуре МВД России соответствующего специализированного подразделения, сотрудники которого имели бы возможность оперативно реагировать на сообщения о подготовке и совершении рейдерских захватов, является также достаточно перспективным.
Файбусович К.В. Взаимодействие и планирование деятельности ОВД по снижению рейдерской...
Список литературы
1. Об оперативно-розыскной деятельности : Федеральный закон РФ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 28 декабря 2010 г.) // Рос. газ. - 1995. - 18 августа.
2. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации : Федеральный закон РФ от 30 октября 2009 г. № 241-ФЗ // Рос. газ. - 2009. - 3 ноября.
3. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации : Федеральный закон РФ от 1 июля 2010 г. № 147-ФЗ // Рос. газ. - 2010. - 5 июля.
4. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 // Рос. газ. - 2011. - 2 марта.
5. Организация и тактика выявления, пресечения и раскрытия механизма недобросовестных корпоративных захватов : учеб. пособие / Г.Н. Хадиуллина, А.А. Лабутин. - Казань: КЮИ МВД России, 2008.
6. Богатиков, А. А. Противодействие противоправным поглощениям предприятий в современных социально-экономических условиях. Реципроктность рейдерства и коррупции. - Тверь, 2008.