Научная статья на тему 'Отдельные аспекты реализации принципа планирования государственных закупок на примере коммунального сектора экономики'

Отдельные аспекты реализации принципа планирования государственных закупок на примере коммунального сектора экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
301
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / КОММУНАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / ПРИНЦИП ПЛАНИРОВАНИЯ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТ / PUBLIC PROCUREMENT / MUNICIPAL ECONOMY / THE PRINCIPLE OF PLANNING / FORECASTING / BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сошников Антон Александрович

В статье анализируется практические вопросы реализации принципа планирования в сфере государственных закупок. Планирование в сфере государственных закупок рассматривается в рамках социально-экономического планирования государства и отдельных административно-территориальных единиц. Обоснована необходимость законодательного закрепления данного принципа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Separate aspects the implementation of the principle of planning public procurement, the example of communal sector of economy

The paper analyzes the practical issues of implementing the principle of planning in the field of public procurement. Planning in the field of public procurement regarded as part of the socio-economic planning and state separate administrative-territorial units. Substantiates the necessity legislative recognition of the principle

Текст научной работы на тему «Отдельные аспекты реализации принципа планирования государственных закупок на примере коммунального сектора экономики»

производственные отрасли России, иностранные банки смогут приобретать в собственность наиболее «лакомые» предприятия и получать конкурентные преимущества перед отечественным бизнесом.

В целом все же трудно оценить все реальные плюсы и минусы вступления. Будущее покажет. Специалисты считают, что до вступления модернизацию в России было проводить проще. «Но если 18 лет в Кремле никто не пытался модернизировать страну иначе как на словах, сейчас не стоит сожалеть об упущенных шансах» [5, с. 15].

Ясно одно: все мероприятия должны проводиться с учетом сохранения экономической безопасности страны.

Итак, трансформация российской экономики - процесс объективно необходимый. Без ее реализации Россия все больше будет скатываться в разряд слаборазвитых стран, превращаясь в сырьевой придаток развитых стран. Но процесс этот - не одномоментный, а длительный, требующий много средств, инвестиций, инноваций, активизации интеллектуального капитала, защиты экономической безопасности, грамотной экономической политики. Поэтому ожидать быстрого экономического роста от этого процесса до поры до времени нереально.

Список литературы

1. Камышова, А. Б. Инструменты государственного регулирования устойчивого экономического роста // Журнал правовых и экономических исследований. - 2011. - № 3. - С. 122-124.

2. Сорос, Дж. Капиталистическая угроза. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http //old. russ.ru.

3. Экономический рост России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economics-online.ru.

4. Бондаренко, А. О русском народе замолвите слово // Санкт-Петербургские ведомости. -2102. - 30 ноября 2012.

5. Иноземцев, В. Рынок продавца или покупателя // Огонек. - 2012. - № 25. - 25 июня.

УДК 342.16 А.А. Сошников*

Отдельные аспекты реализации

принципа планирования государственных закупок

на примере коммунального сектора экономики

В статье анализируется практические вопросы реализации принципа планирования в сфере государственных закупок. Планирование в сфере государственных закупок рассматривается в рамках социально-экономического планирования государства и отдельных административно-территориальных единиц. Обоснована необходимость законодательного закрепления данного принципа.

Ключевые слова: государственные закупки, коммунальный сектор экономики, принцип планирования, прогнозирование, бюджет.

А.А. Soshnikov*. Separate aspects the implementation of the principle of planning public procurement, the example of communal sector of economy. The paper analyzes the practical issues of implementing the principle of planning in the field of public procurement. Planning in the field of public procurement regarded as part of the socio-economic planning and state separate administrative-territorial units. Substantiates the necessity legislative recognition of the principle.

Keywords: public procurement, municipal economy, the principle of planning, forecasting, budget.

«Планирование ... позволит усилить позиции государства как центра национальной хозяйственной системы».

Заслуженный юрист Украины, профессор В.А. Устименко

Украинская и российская экономика проходят этап становления. Государственная экономическая политика характеризуется: ограниченностью публичных финансов; точечным характером финансирования; отсутствием стратегического планирования; коррупционной средой.

Именно институт государственных закупок должен стать инструментарием выполнения государственных и муниципальных программ социально-экономического развития, которые призваны

* Сошников, Антон Александрович, аспирант Института экономико-правовых исследований Национальной академии наук Украины, член Координационного совета при Министерстве юстиции Украины, anton1232006@rambler.ru.

* Soshnikov, Anton Alexandrovich, Institute of Economic and Legal Research of the National Academy of Sciences of Ukraine, member of the Coordinating Council of the Ministry of Justice of Ukraine, anton1232006@rambler.ru.

© Сошников А.А., 2013

Сошников А.А. Отдельные аспекты реализации принципа планирования государственных закупок.

решить конкретные проблемы той или иной социальной группы (например, поставки лекарственных средств для инфицированных ВИЧ) или территориальной громады (например, обеспечение жителей населённого пункта питьевой водой).

Одной из основных проблем в сфере государственных закупок является краткосрочное (в течение бюджетного периода) и локальное планирование (на уровне конкретного заказчика). Особенно это прослеживается в коммунальном секторе экономики, т.к. он наиболее приближен к конкретному гражданину. Государственные закупки в коммунальном секторе экономики, в свою очередь характеризуются следующим: несколько десятков заказчиков в рамках одной административно-территориальной единицы, которые закупают аналогичные или тожественные товары, работы или услуги; отсутствие нацеленности на результат - решение причин и последствий проблемы жителей территориальной громады; централизация отдельных закупок (регион получает отдельные товары в результате процедуры закупки уполномоченного органа в соответствующей сфере, например, Министерства здравоохранения Украины), при этом местным получателям практически невозможно влиять на процесс осуществления закупки; хаотичными закупками (сводится к освоению публичных средств) и отсутствием в них системности (например, речь идет о строительных проектах, которые технологически невозможно реализовать в течение бюджетного периода, а финансирование на следующий период не предусмотрено или не осуществлено в полном объеме).

Цель данной статьи - комплексное исследование принципа планирования государственных закупок на примере коммунального сектора экономики, а также его взаимосвязь с программами социально-экономического развития. В свою очередь, исходя из цели, задачами статьи являются: обобщение доктринальных подходов к вопросу планирования в рамках социально-экономического планирования государства и отдельных административно-территориальных единиц; анализ реализации на практике принципа планирования в сфере государственных закупок; обоснование необходимости законодательного закрепления данного принципа.

Вопросу планирования в государственном и коммунальном секторах экономики, а также бюджетированию посвящены научные работы отечественных и иностранных ученых: В. Мамутова, В. Устименко, Р. Джабараилова, О. Кузьмина, С. Михайленка, Т. Боголиба, А. Самошкиной, Л. Васейчука, М. Саенко, И. Котовской и др. В свою очередь, планирование в сфере государственных закупок становилось предметом исследования: О. Фица, В. Смиричанского, Н. Дроздовой, И. Смотрицкой, О. Турченко, А. Олефира и др. Наряду с этим необходимо отметить, что планирование как принцип государственных закупок рассматривается отдельными учеными фрагментарно и только в разрезе особенностей планирования на первоначальном уровне (конкретного заказчика).

Действующее украинское законодательство, в частности, ч. 1 ст. 3 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 1 июня 2010 г., предусматривает следующие принципы осуществления государственных закупок: добросовестная конкуренция среди участников, максимальная экономия и эффективность, открытость и прозрачность на всех стадиях закупок; недискриминация участников; объективная и беспристрастная оценка предложений конкурсных торгов; предотвращение коррупционных действий и злоупотреблений [1]. Данные принципы не учитывают изменений, с которым столкнулись украинская экономика и общество в последнее время.

Большинство украинских ученых акцентируют внимание на отсутствии взвешенной политики относительно планирования в коммунальном секторе экономики. Так, Л. Васейчук отмечает, что на уровне области, района, города долгосрочное планирование развития - рассеянное (наличие большого количества локальных программ), несистемное (отсутствие системы согласования, отсутствие согласования приоритетов) непубличное (остается лишь формальностью) [2, с. 26]. Проблему бюджетного планирования можно решить только через взаимосогласованность бюджетных программ с долгосрочными стратегическими приоритетами общественного развития и гарантий со стороны правительства, что при смене власти эти программы не будут «прикрыты» [3, с. 64]. Необходимо также согласиться, что планирование - это неотъемлемая составляющая управления хозяйственной деятельностью, деятельностью, нацеленной на придание экономической системе государства упорядоченности, создание предпосылок для воплощения в жизнь концептуальных замыслов [4].

Планирование в сфере государственных закупок необходимо рассматривать в тесной связи с планированием расходов бюджета. В. Смиричанський считает, что основным параметром плана закупок является объем ассигнований, что не позволяет обеспечить приемлемую эффективность. Между объемами, сроками, ценами поставок и размерами ассигнований реально действует корректирующая их система взаимосвязей, которые невозможно предусмотреть в ходе подготовки и проведения торгов и которые требуют непрерывной системной корректировки [5, с. 40].

Современная наука рассматривает планирование на трех уровнях: общегосударственном (национальном), местном (уровне отдельной административно-территориальной единицы) и локальном (уровне субъекта хозяйствования).

В свою очередь, законодатель рассматривает планирование в сфере государственных закупок только на локальном уровне, уровне конкретного заказчика. Ст. 4 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» говорит о том, что закупка осуществляется согласно годовому плану. Ст. 2 Бюджетного кодекса Украины указывает, что на локальном уровне основным плановым финансовым документом бюджетного учреждения, которым на бюджетный период (календарный год. - Авт.) устанавливаются полномочия относительно получения поступлений и распределение бюджетных ассигнований на взятие бюджетных обязательств и осуществление платежей для

выполнения бюджетным учреждением своих функций и достижения результатов, определенных в соответствии с бюджетными назначениями, является смета [6]. Планирование направлено на реализацию краткосрочной перспективы (не долее бюджетного года), в этом заключается одна из проблем эффективного и рационального использования публичных средств.

Отдельные ученые указывают, что совершенствование механизма бюджетного планирования в Украине следует осуществлять с учетом опыта других стран, который предусматривает дальнейшее совершенствование организационно-правовых основ бюджетного расширения практики средне-и долгосрочного бюджетного прогнозирования и планирования [7, с. 222].

О.Ю. Фиц рассматривает планирование как перспективное (годовое) планирование и текущее планирование проведения конкретных процедур закупок. Перспективное планирование государственных закупок непосредственно связано с бюджетным процессом и является его составляющей, поскольку используются государственные, в первую очередь бюджетные средства [8]. Автор придерживается концепции локального планирования, заложенной законодателем. Стоит заметить, что данный автор рассматривает планирование в сфере государственных закупок достаточно узко, и данное его утверждение является дискуссионным.

В рамках исследования была установлена прямая связь между планированием государственных закупок с бюджетным процессом. Обратимся к опыту государств со схожей государственной экономической политикой. Например, в Российской Федерации бюджетный период увеличен (составляет несколько лет). Данная бюджетная реформа позволила более системно осуществлять те или иные затраты из бюджета, в т.ч. через институт государственных закупок. Процесс планирования государственных закупок становится более стабильным и прогнозируемым (особенно относительно крупных инфраструктурных проектов). В такой ситуации заказчики имеют возможность планировать проведение закупок на более длительный период (среднесрочная перспектива) и привлекать участников, в качестве не «технических» исполнителей, а стратегических партнеров; в свою очередь, участники закупок получают определенные гарантии осуществления оплаты и рынок сбыта на несколько лет; общество может получить сервис повышенного уровня (улучшение дорожного покрытия; строительство метрополитенов и аэропортов и т.д.).

Следует подчеркнуть, что в западноевропейских государствах прогнозирование осуществляется на более длительный, чем в нашей стране, период - 3-5 лет [9]. Сейчас европейская экономическая наука выделяет следующие фазы (этапы) планирования: текущее планирование и бюджетирование (характеризуется краткосрочностью планов (до года); экстраполяционное планирование (характеризуется долгосрочным планированием); стратегическое планирование (характеризуется невозможностью прогнозирования) и др. [10, с. 4-5].

Соответствующая классификация может быть положена также в основу государственного и регионального планирования в сфере государственных закупок: краткосрочное (до 1 года), среднесрочное (на несколько лет), долгосрочное (более 3 лет) и стратегическое планирование (более 10 лет). Необходимо рассмотреть особенности каждого вида планирования.

Н. Г. Дроздова акцентирует внимание на целесообразности внедрения механизма эффективного (экономического) планирования закупок на первой стадии закупок и мониторинга на стадии выполнения контрактов [11]. А.Е. Кузьмин среди преимуществ внутреннего планирования рассматривает: определение перспективы и будущего состояния организации, содействие оперативному решению проблем, возникающих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, содействие рациональному распределению ресурсов, обеспечение предприятия необходимой информацией [12, с. 7]. Планирование государственных закупок играет важную роль, поскольку от правильного определения плановых показателей государственных закупок зависит качество исполнения бюджета и эффективности использования государственных средств. В рыночных условиях важным становится совершенствование методов планирования бюджетных расходов, в т.ч. и методические подходы к определению объемов государственных закупок в ходе их планирования, рассмотрения и утверждения. Сметный порядок планирования бюджетных расходов позволяет обеспечить целевое расходование средств и сопоставить плановую и фактическую суммы финансирования. Предложения к среднесрочному планированию позволяют сформировать стратегию социально-экономического развития государства и выделить целевые ориентиры, непосредственно определять структуру, уровень и направления государственных денежных потоков, экономическую и общественную эффективность деятельности субъектов бюджетного планирования, непосредственно связано с обеспечением прозрачности и эффективности государственных закупок. [8]. О. Ю. Фиц - одна из немногих авторов, которые соотносят проведение государственных закупок с программами социально-экономического развития. В связи с этим встает вопрос необходимости внедрения более длительного планирования.

Среднесрочное бюджетное планирование является достаточно эффективным инструментом повышения результативности расходования публичных средств. Распорядители получают возможность разрабатывать долгосрочные планы с гарантией, что реализация этих проектов не будет остановлена через год по причине пересмотра приоритетов. Сейчас из-за нестабильности графика финансирования в Украине тормозится реализация многих крупных инфраструктурных проектов [9]. В свою очередь, А. Самошкина полагает, что введение долгосрочного бюджетного прогнозирования и совершенствования системы среднесрочного прогнозирования позволит связать процесс ежегодного планирования расходов бюджета с долгосрочной стратегией социально-экономического развития государства [14, с. 117]. И.В. Котовская считает, что при стратегическом планировании количественные показатели и их

Сошников А.А. Отдельные аспекты реализации принципа планирования государственных закупок...

конкурентное значение, как правило, не устанавливают, в отличие от долгосрочного. Стратегические планы направлены на долгосрочную перспективу и базируются на анализе существующих тенденций развития экономики, финансовых рынков, а также содержат элементы прогнозирования. В стратегических планах нет подробностей, детализации положений и точных дат выполнения [15, с. 239].

Законодатель также обходит своим вниманием государственный и местный уровень планирования в сфере государственных закупок. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов существует необходимость разработки методологических подходов к внедрению планирования расходов бюджета по программно-целевому методу [3, с. 61]. Ст. 11 Хозяйственного кодекса Украины от 16 января 2003 г. предусматривает, что осуществление государством экономической стратегии и тактики в сфере хозяйствования направляется на создание экономических, организационных и правовых условий, при которых субъекты хозяйствования учитывают в своей деятельности показатели прогнозных и программных документов экономического и социального развития. Основными формами планирования на государственном уровне является Государственная программа экономического и социального развития Украины, Государственный бюджет Украины, а также другие государственные программы по вопросам экономического и социального развития; в свою очередь, в коммунальном секторе экономики - это программы социально-экономического и культурного развития соответствующих административно-территориальных единиц [16].

Планирование на государственном и местном уровне в сфере государственных закупок позволит снизить затраты соответствующих бюджетов, увеличить эффективность использования публичных финансов, а также переориентировать бюджетную политику (отойти от «точечного» характера финансирования), что в последующем предоставит возможность решать первопричины проблемы, а не бороться со следствиями.

Упорядоченность (систематизация), реалистичность и прогнозирование стоит рассматривать как основополагающие категории планирования, которые позволят выстроить устойчивую систему государственной экономической политики, в т.ч. в сфере государственных закупок. Государственное и местное (коммунальное, региональное, муниципальное) планирование способствует приближению публичных закупок к так называемым «устойчивым закупкам» (на укр. - «сталi закушвлЬ>).

В ходе исследования: были обобщены доктринальные подходы к вопросу планирования, в рамках социально-экономического планирования государства и отдельных административно-территориальных единиц; проведен анализ реализации на практике принципа планирования в сфере государственных закупок; обоснована необходимость законодательного закрепления данного принципа. В связи с вышеизложенным, целесообразным является:

- дополнить ст. 3 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» принципом планирования;

- дополнить ст. 4 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» следующим положением: «Планирование государственных закупок совершается на государственном, местном и локальном уровне. При разработке государственной и местных программ планирования государственных закупок учитываются положения Государственной программы экономического и социального развития Украины, программы социально-экономического и культурного развития соответствующих административно-территориальных единиц».

Необходимо отметить, что продуманная государственная и региональная политика в виде краткосрочного, среднесрочного, долгосрочного и стратегического планирования в сфере государственных закупок позволит снизить расходы соответствующего бюджета и более эффективно использовать публичные средства.

Дальнейшие исследования могут быть направленны на комплексное исследование принципов осуществления государственных закупок, детальное изучения возможности увеличения бюджетного периода с 1 календарного года до 3-5 лет.

Список литературы

1. Про здшснення державних закутвель: Закон Украши вщ 1 червня 2010 р. // ВВР. - 2010. -№ 33. - Ст. 1140.

2. Васейчук, Л. Регюнальш особливост стратепчного планування в Укра!ш // Публiчне управлшня: теорiя та практика. - 2012. - № 1 (9). - С. 26-31.

3. Табакова, Т. Планування бюджетних видатюв в Укра!ш: теоретичний та практичний аспект // Схщ. - 2012. - № 5 (119). - С. 61-65.

4. Устименко, В. А., Джабараилов, Р. А. Государственное планирование экономического и социального развития страны // Экономико-правовые исследования в ХХ1 веке : материалы Международной научно-практической интернет конференции. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hozpravo.com.ua/conferences/uchastшk/mdex.php?ELEMENT_ГО=695.

5. Смиричанський, В. Про використання лопстичних пiдходiв в системi закутвель за державш кошти // Вюник ТНЕУ. - 2008. - № 1. - С. 37-42.

6. Бюджетний кодекс Украши: Закон Украши вщ 8.07.2010 р. // Вщомосп Верховно! Ради Украши. - 2010. - № 50-51. - Ст. 572.

7.Михайленко, С. В. Мiжнародний досвщ планування бюджету // Актуальш проблеми економжи. - 2010. - № 9 (111). - С. 215-222.

8. Фщ, О. Ю. Сучасний стан планування державних закутвель // Держава та репони. Серiя: Право та державне управлшня. - 2012. - № 2. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://archive. nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/Ptdu/2012_2/files/PD212_35.pdf.

9. Бурлакова, О. О. Становлення фшансового планування шдприемств в Укра1ш / О.О. Бурлакова // Економiчний вiсник утверситету: збiрник наукових праць. - 2012. - № 18/1. [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/evu/2012_18_1/Burlakov.pdf.

10. Саенко, М. Г. Стратепя шдприемства : тдручник. - Тернотль: Економiчна думка, 2006. - 390 с.

11. Дроздова, Н. Г. Державна пол^ика у сферi державних закутвель: стан та перспективи реатазацл // Теоретичш та прикладнi питання державотворення. - 2010. - N° 6 [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/e-journals/tppd/2010-6/zmist/R_5/Drozdova.pdf.

12. Кузьмин, О. С Основи менеджменту : тдручник / О. С.Кузьмш, О.Г.Мельник. - К.: Академвидав, 2007. - 462 с.

13. Боголгб, Т. М. Середньострокове бюджетне планування як бюджетний мехашзм стимулювання економiчноl активностi в Укра1ш // Економiчний вiсник унiверситету : збiрник наукових праць. - 2011. - № 17.1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://archive.nbuv.gov.ua/ portal/ soc_gum/evu/2011_17_1/Bogolib.pdf.

14. Самошкгна, О. А. Перспективне прогнозування видатюв бюджету та його вплив на сощально-економiчний розвиток // Науковi працi НДФ1 : збiрник наукових праць . - 2008. - № 4 (45). - С. 112-117.

15. Котовська, I. В. Стратепчне та довгострокове планування: основш вщмшносп // 1нноващйна полггика. - 2011. - № 1 (20). - С. 238-241.

16. Господарський кодекс Украши: закон Украши вщ 16.01.2003 р. № 436-IV /ВВР. - 2003. - № 18. - Ст. 144.

УДК 343.721 К.Б. Файбусович*

Взаимодействие и планирование деятельности

органов внутренних дел по снижению рейдерской активности

В статье анализируются вопросы влияния деятельности органов внутренних дел по снижению рейдерской экономической активности на криминализацию экономики страны, на организованную преступность в экономической сфере.

Ключевые слова: рейдерская экономическая активность, коррупционные проявления, документирование преступной деятельности, экономическая безопасность.

K.B. Faybusovich*. Interaction and planning of the internal affairs agencies performances on reduction of raiding activities. The article dwells on the questions of influence of the internal affairs agencies in reduction of the raiding economic activity on the criminalization of the country's economics, on the organized crime in the economic sphere.

Keywords: raiding economic activity, corrupt practices, recording of the criminal activity, economic security.

Деятельность органов внутренних дел по снижению рейдерской экономической активности заключается в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании соответствующих преступлений и предупреждении административных правонарушений [4]. Особое значение в данном направлении оперативно-служебной деятельности полиции имеет организация противодействия коррупционным проявлениям. Каждый из этапов расследования носит самостоятельный характер, и в то же время все они объединены единой целью организации противодействия экономической преступности в части пресечения недружественных поглощений.

Исследование большого количества обвинительных заключений по уголовным делам, связанным с криминальными захватами предприятий, показало, что более 70 % таких преступлений квалифицируются по ст. 159 УК РФ (мошенничество), 12 % - по ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями), остальные 18 % преступлений были квалифицированы в т.ч. и в совокупности со ст. 179 УК РФ (принуждение к совершению сделки либо отказу в ее совершении) по ст. 158 (кража); ст. 330 (самоуправство); ст. 160 (присвоение или растрата); ст. 303 (фальсификация доказательств); ст. 185 (злоупотребления при эмиссии ценных бумаг) и некоторым другим статьям УК РФ [5].

Кроме того, деяния, относящиеся к рейдерству, квалифицируются по ст. 163 УК РФ (вымогательство) и 327 УК РФ (подделка документов). Федеральным законом от 30 октября 2009

* Файбусович, Константин Борисович, старший редактор редакционно-издательского отдела, Академия управления МВД России, кандидат экономических наук. Тел. 8-926-965-89-40. E-mail: faibus2010@yandex.ru.

* Faybusovich, Konstantin Borisovich, senior editor of the printing and publication department, Administration Academy of the Internal Affairs Department, Ph.D in Economics. Ph. 8-926-965-89-40. E-mail: faibus2010@yandex.ru.

© Файбусович К.Б., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.