Научная статья на тему 'Взаимодействие губернских общественных организаций и власти в последней четверти XIX века (на примере Нижегородской губернии)'

Взаимодействие губернских общественных организаций и власти в последней четверти XIX века (на примере Нижегородской губернии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
384
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИСТОРИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ГУБЕРНИИ / XIX ВЕК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Акимова Татьяна Ивановна

Взаимодействие общественных организаций и государственных органов управления в последней четверти XIX века является одним из наименее исследованных вопросов отечественной истории. Резкий скачок численности общественных организаций в последней четверти XIX столетия оценивается и как кризис власти, и как результат заинтересованности государства в развитии общественной активности. Изучение механизмов подобного взаимодействия актуально для современного периода как пример позитивных результатов развития общественного сознания и развития в российском обществе демократических институтов без обострения противоречий с властью. В центре рассмотрения деятельность Нижегородского отделения Русского технического общества. Анализируется процесс формирования определённого легитимного способа взаимодействия государства и его граждан в интересах всех взаимодействующих сторон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Акимова Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие губернских общественных организаций и власти в последней четверти XIX века (на примере Нижегородской губернии)»

III

СТРАНИЦЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ИСТОРИИ

УДК 94(470) Т.И. Акимова ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГУБЕРНСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ВЛАСТИ В ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ГУБЕРНИИ)

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Р.Е. АЛЕКСЕЕВА

Взаимодействие общественных организаций и государственных органов управления в последней четверти XIX века является одним из наименее исследованных вопросов отечественной истории. Резкий скачок численности общественных организаций в последней четверти XIX столетия оценивается и как кризис власти, и как результат заинтересованности государства в развитии общественной активности. Изучение механизмов подобного взаимодействия актуально для современного периода как пример позитивных результатов развития общественного сознания и развития в российском обществе демократических институтов без обострения противоречий с властью. В центре рассмотрения - деятельность Нижегородского отделения Русского технического общества. Анализируется процесс формирования определённого легитимного способа взаимодействия государства и его граждан в интересах всех взаимодействующих сторон.

Ключевые слова: общество и власть, общественные организация, политическое пространство, история Нижегородской губернии, XIX век.

Последняя четверть XIX - начало XX вв. характеризуется активной общественной деятельностью населения, что проявилось, прежде всего, в численном увеличении разнообразных общественных организаций [1-4].

Спектр общественных организаций, представленных в российской провинции во второй половине XIX века, достаточно широк; от обществ взаимопомощи и благотворительных организаций, «клубов по интересам», до ветеринарных, медицинских, литературных, музыкальных, естественнонаучных, просветительских и др. [5, с. 4]. Наиболее массовыми и авторитетными были благотворительные общества, например, императорское Человеколюбивое общество. Были и другие общества в ранге императорских по отдельным направлениям деятельности: Российское пожарное общество, Православное Палестинское Общество, общество садоводов, императорское Общество правильной Охоты и Кровного Собаководства. Популярны были императорские общества научно-технической направленности, как, например, вольное экономическое общество, археологическое общество, Русское техническое общество (РТО). Анализ деятельности общественных организаций в столичных центрах [6] и исследования общественной активности регионов Российской империи дают основание историкам считать конец XIX - начало XX вв. начальным этапом формирования гражданского общества [7, с. 79].

Общественная активность населения в российской провинции, в том числе, Нижегородской губернии ничем не уступала столичным центрам. Работали разнообразные по своей направленности общества: благотворительные, общества взаимопомощи, здравоохранительные и конфессиональные общества и братства, научные и досуговые общества, общества выпускников учебных заведений и др. [8].

Одним из наиболее массовых общественных объединений в губернии было Нижегородское Отделение РТО (далее Отделение). Императорское Русское техническое общество в XIX веке имело свои отделения в двадцати одном городе, в том числе с 1872 года в Нижнем Новгороде. В отличие от других общественных организаций губернии РТО было, прежде всего, профессиональным объединением. Если деятельность столичных отделений РТО в целом может считаться изученной, то региональные общества редко становились предметом специального исследования [9] по причине скудной источниковой базы.

Причина популярности Отделения напрямую связано с особенностью развития губернии в пореформенный период. Нижегородская губерния - один их восьми промышленноразвитых регионов России. Уже к концу 1870 гг., по количеству предприятий, использующих силу пара, Нижегородская губерния вышла на четвертую позицию в стране, а по числу паровых машин и локомобилей она уступала только столичным губерниям - Московской и Петербургской [10, с.161-163]. Техническое оснащение предприятий постепенно становится одним из важных факторов формирования конкурентного преимущества. 1870-1880-е гг. -период завершения промышленного переворота и начальный этап второй технологической революции. Переход на новые источники энергии, усложнение структуры производства, в том числе выделение в самостоятельные структурные подразделения конструкторских и проектных работ, активная дифференциация промышленных отраслей повлек за собой требования к профессионализму участников производства - от рабочих до руководителей всех уровней. В Нижегородской губернии растет потребность в высококвалифицированных специалистах, которая удовлетворяется за счет выпускников столичных технических вузов.

Резкий скачок численности общественных организаций в последней четверти XIX столетия оценивается историками по-разному. С одной стороны, это явление рассматривается как кризис власти, ее неспособность решать насущные вопросы жизни населения и перекладывание их на общественные организации. С другой стороны, заинтересованность государства в развитии общественной активности, которая имела позитивные результаты и не вступала в противоречие с правительственной политикой, способствовала развитию общественного сознания, создавая условия для развития в российском обществе демократических институтов.

Одним из малоисследованных вопросов деятельности общественных организаций в последней четверти XIX века является взаимодействие общественных организаций и государственных органов управления. Существование общественных организаций в политической системе абсолютной монархии определенным образом воздействовало на их деятельность. Определение круга вопросов, по которым осуществлялись контакты, исследование их форм и методов позволяет понять и оценить не только характер взаимодействия, эффективность работы общественных организаций и степень их свободы, но и ответить на вопрос о развитии демократических элементов в период абсолютной монархии. Общественная жизнь в провинции была не менее активной, чем в столичных центрах. Подход к решению этих вопросов на материалах Нижегородской губернии предоставляет возможность создания модели практического взаимодействия общества в лице общественных организаций и власти в российской провинции.

Большинство общественных организаций составляли разнообразные благотворительные общества. Их деятельность не предполагала постоянных контактов с властью и всецело зависела от желаний и возможностей участников. В отличие от других общественных организаций, РТО изначально ориентировалось на взаимодействие с властью. Государство в пореформенный период решало многие задачи промышленного развития страны; развивался транспорт, формировалась грамотная финансовая и таможенная политика, привлекался иностранный капитал для развития отдельных отраслей (например, каменноугольная промышленность на юге России) развивалась сеть политехнических вузов. Но этих усилий со стороны государства было явно недостаточно, требовались объединение всех сторон, заинтересованных в техническом развитии страны - изобретателей, научных деятелей, предпринимате-

лей, технических специалистов. Русское Техническое общество и его отделения становятся координаторами и организаторами работы в этом направлении.

Отделения РТО в губерниях не имели отдельных положений, и руководствовались в своей деятельности Уставом РТО. Основные цели и задачи РТО заключались в «содействии развитию техники и технической промышленности в России». Девизом общества стали слова «Наука и беспристрастие». В Уставе были определены сферы и основные методы проведения работы [11]:

• распространение технических знаний как теоретических, так и практических через чтение публичных лекций и проведение совещаний по технической тематике; издательская деятельность; учреждение технических библиотек и технических музеев;

• оказание содействия распространению технического образования;

• поддержка развивающейся отечественной промышленности, а именно оказание помощи в разрешении технических вопросов; исследование применяемых в России технологий и способов работы; открытие лабораторий; устройство конкурсов по техническим разработкам с назначением премий и медалей за лучшие решения; проведение выставок мануфактурных и заводских изделий;

• посредничество между техниками и теми, кто нуждается в их услугах.

Инициатива создания общества в Нижнем Новгороде принадлежала группе лиц, в составе губернских чиновников, нижегородского купечества, предпринимателей, техников, преподавателей. В отличие от других общественных организации России для организации отделения РТО требовалось наличие не менее 20 специалистов с высшим техническим образованием. В соответствии с установленным порядком образования обществ, члены-учредители (нижегородцы) подали соответствующее прошение в министерство внутренних дел через центральное Отделение РТО. 3 сентября 1879 г. было получено разрешение на открытие Нижегородского Отделения. 16 декабря 1879 г. состоялось первое собрание Нижегородского Отделения РТО (далее Отделение), на котором был утвержден состав участников, избраны руководящие органы и постоянно действующие комиссии.

По своей структуре РТО и его региональные Отделения были демократическими. Все вопросы решались на общем собрании членов общества. Собрание избирало Совет Отделения: председателя, его товарища, секретаря. В Совет Отделения также входили председатели постоянных комиссий. В 1879 г. в нижегородском Отделении их было две - по архитектуре и механике. Совет Отделения определял направления деятельности общества, распоряжался финансами, организовывал работу библиотеки и других структур. Отчет о работе общества за год заслушивался на общем собрании, утверждался и отправлялся в Санкт-Петербург. Финансовую деятельность общества ежегодно проверяла ревизионная комиссия. Текст отчета о деятельности Отделения, финансовый отчет, а с конца века, когда Отделение стало располагать обширной библиотекой (более двух тысяч томов), отчет о работе библиотеки публиковались в печатном издании Отделения.

Структура членства РТО предусматривала возможность участия в работе общества всех желающих - без социальных, образовательных ограничений, без учета наличия российского подданства. Всего в РТО было пять категорий участников: почетные члены, постоянно-действительные члены, члены-корреспонденты, члены-соревнователи, члены-комиссионеры - иностранные участники общества.

Решения на общем собрании принимались путем голосования. По вопросам общим голосование было открытым, выборы членов Отделения и Совета проводились голосованием тайным.

Правом голоса и выбора в руководящие органы обладали первые две категории участников, для вхождения в которые надо было иметь либо высшее техническое образование, либо зарекомендовать себя как профессионала своей практической деятельностью. Члены-соревнователи имели право голоса только при выборах председателя отделения и его товарища, а также по хозяйственным делам. Члены-корреспонденты голоса в собрании не имели.

Категория «почетных членов», состояла из лиц, которые могли «значительно содействовать успехам» работы общества. В 1860-е гг. в числе почетных членов центрального Отделения РТО в Санкт-Петербурге были практически все министры, чиновники разных уровней, военные: министр внутренних дел статс-секретарь, действительный тайный советник

П.А. Валуев; министр финансов статс-секретарь тайный советник М.Х. Рейтерн; министр государственных имуществ генерал-лейтенант А.А. Зеленой; военный министр генерал-адъюнкт, генерал от инфантерии Д.А. Милютин; министр народного просвещения граф Д.А. Толстой; министр путей сообщения, инженер генерал-лейтенант П.П.Мельников; министр почт и телеграфов граф И.М. Толстой; управляющий морским министерством генерал-адъютант, вице-адмирал Н.К. Краббе [12, с.29].

Члены императорского дома оказывали личное покровительство РТО, его отделам. С 1871 по 1890 г. под покровительством Великого князя Константина Николаевича были военный, электротехнический отдел и отдел технического образования. Реализация отдельных программ этих отделов финансировалась по линии соответствующих министерств.

Соотношение категорий членов нижегородского Отделения по сравнению с центральным Отделением имело некоторую специфику. В деятельности Отделения, как и центрального общества принимали участие высокопоставленные чиновники. Должность Почетного председателя Отделения занимали нижегородские губернаторы. Все они оказывали посильную помощь и поддерживали деятельность общества, особенно Николай Михайлович Баранов. Капитан-лейтенант Н.М. Баранов был одним из выдающихся представителей русского флота; его бесстрашие и смелость, особенно проявившиеся в ходе турецкой компании 1877 -1878 гг. [13], снискали ему уважение не только руководства армией, но и рядовых матросов. Его активная деятельная натура смогла себя ярко проявить и в мирное время. Н.М. Баранов пробовал свои силы в изобретательской деятельности. Он принял участие в конкурсе по переделке ружей на казнозарядную систему. Эта его работа нашла поддержку императора, и ружья системы Баранова стали производить на Ижевском заводе. Впоследствии они были переданы на вооружение российского флота [14]. Уже в статусе нижегородского губернатора Николай Михайлович представил на Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставке 1896 г. в Нижнем Новгороде свои технические проекты, за которые был удостоен диплома II степени.

Не только Н.М. Баранов, но и другие высокопоставленные губернские чиновники, принимавшие участие в работе Отделения, имели высшее техническое образование. Членами Отделения были губернский механик Владимир Николаевич Гутовский; начальник Нижегородского губернского жандармского управления, военный инженер, генерал-майор Игнатий Николаевич Познанский; старший фабричный инспектор губернии, инженер путей сообщения Михаил Иванович Селивановский. В разные годы они выбирались Отделением на пост председателя.

Другие председатели Отделения были известны благодаря своим профессиональным качествам. В.И. Калашников - конструктор, много сделавший для технического развития губернии. Инженер А.А.Добров возглавлял крупнейший механический завод. П.П. Боклевский - горный инженер, служил в 1880 гг. в Вятке, где принимал участие в работе общества горных инженеров Вятского округа и являлся редактором журнала общества.

Почетных членов в Нижегородском Отделении было двое: Всеволод Васильевич Малинин и Алексей Алексеевич Добров. Их звание почетных членов имело не статусный характер, как практиковалось в центральном Отделении, а отражало высокую оценку их вклада в деятельность Отделения.

В нижегородском Отделении иностранных подданных не было.

Бюджет общества формировался из членских взносов, пожертвований, в основном также от членов общества, средств, полученных от чтения публичных лекций, технических консультаций, процентов от ценных бумаг, а также средств, выделенных государством на отдельные мероприятия. Действительные члены платили - 10 руб. в год и 10 руб. единовре-

менно, соревнователи - вступительный взнос 10 руб. и 20 руб. в год. Допускалась замена ежегодных вносов единовременными - 100 руб. с действительных и 200 руб. с членов-соревнователей.

Все члены общества не только вносили взносы, но и должны были в соответствии с Уставом заниматься практической деятельностью в одном из отделов. Работа отделов была разнообразной: от просветительской и преподавательской деятельности - чтение публичных лекций, публикация статей в печатном издании Отделения - «Нижегородский вестник пароходства и промышленности», доклады на собраниях Отделения, проведения занятий в речном училище, до практической работы в одной из постоянных или временной комиссиях. Члены Отделения занимались практической деятельностью в соответствие со своими возможностями и тем свободным временем, которым они обладали. Жесткого контроля участия членов Отделения в практической работе не осуществлялось, неучастие не могло стать причиной дисциплинарных или иных санкций по отношению к членам общества.

Программу работы отделения вырабатывал Совет. Член Совета должен был удовлетворять одному из требований: наличие высшего технического образования или богатый

опыт практической работы. Инженеры с высшим образованием, полученным в таких известных вузах России, как Горный институт или Санкт-Петербургский Практический технологический институт, составили 40% численного состава Отделения.

Наиболее активными членами общества, были представители технической интеллигенции, служившие как в государственных, так и в земских и губернских учреждениях. Достаточно активными были предприниматели, заинтересованные в решении с помощью Отделения технических вопросов. Наименее активными были крестьяне и любители технического творчества.

Социальная неоднородность участников нижегородского Отделения способствовала развитию толерантности представителей разных социальных слоев по отношению друг к другу. Инициатива в решении насущных технических проблем могла исходить как от членов РТО, так и от государства через соответствующие министерства и ведомства. Все председатели нижегородского Отделения направляли его деятельность, руководствуясь в том числе и собственными представлениями о приоритете того или иного направления работы. Личность председателя оказывала влияние на характер работы Отделения. Так, в период, когда общество возглавлял И.Н. Познанский, основным направлением деятельности был «кустарный вопрос». В.И. Калашников - известный на Волге конструктор, главным в деятельности Отделения считал развитие речного транспорта. Постоянным направлением деятельности общества было распространение профессионального образования.

Вне зависимости от источника инициативы, вопрос первоначально обсуждался Советом РТО. Совет вырабатывал общие направления деятельности, которые утверждались на Общем собрании. Региональные отделения были полностью самостоятельны как в выборе направлений деятельности, по которым они вели работу, так и в определении специфических направлений.

Высокий процент профессиональных техников в составе нижегородского Отделения позволял обществу активно участвовать в общероссийских программах РТО и развивать собственные направления деятельности.

Общероссийские мероприятия, в которых принимало участие нижегородское Отделение, были направлены на решение таких важных проблем, как развитие технического образования в губернии, оказание поддержки местной крестьянской промышленности (так называли крестьянские промыслы), развитие инициативы населения в техническом творчестве и изобретательстве, распространение технических знаний. Общероссийские программы проводились совместно с профильным министерством. РТО имело многочисленные печатные издания: «Записки Императорского Русского Технического Общества», журналы

«Железнодорожное дело», «Техника воздухоплавания», «Техническое образование» и другие. Все региональные Отделения РТО имели право на издательскую деятельность и публи-

ковали «Записки». Нижегородское Отделение в XIX в. издавало печатный журнал «Нижегородский вестник пароходства и промышленности» (далее «Нижегородский вестник»). Это издание, снабженное обширными приложениями в виде чертежей, таблиц мер и весов, сравнительных таблиц уровня воды в Волге, другими справочными материалами разительно отличалось от изданий других губернских отделений не только уровнем публикаций, но и своей практической ценностью. В конце XIX века «Нижегородский вестник» был единственным не только в России, но и в Европе техническим изданием по пароходной механике. Материалы в журнал готовились в основном членами Отделения. Изредка публиковались и статьи членов региональных отделений РТО. Это были и авторские статьи, и переводы статей из известных иностранных технических журналов. Все авторы работали на безвозмездной основе.

В «Нижегородском вестнике» публиковались не только отчеты о работе отделения, но и доклады членов общества на общих собраниях и технических беседах, результаты работы технических комиссий, проекты документов Отделения и другие материалы Отделения.

Журнал позиционировался как официальное издание. Программа «Нижегородского вестника» включала обязательный раздел «Правительственные сообщения», который был только у министерских и ведомственных печатных изданий. В разделе публиковались законодательные и нормативные акты по широкому спектру технических вопросов, а также решения правительства о работе ярмарки, открытию судоходства и т.д.

В конце века комплект журнала был преподнесен императорскому дому. В материалах Отделения упоминается о решении экспонировать журнал на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.

Издательская деятельность нижегородского Отделения не была коммерческим предприятием. Журнал распространялся по подписке за шесть рублей в год, для членов Отделения - пять с доставкой, но эти цены издание не окупали. Для сравнения: в начале XX века новое издание «Записки Нижегородского Отделения РТО» распространялось по цене в один рубль за номер, а в год издавалось два-три номера. «Нижегородский вестник» с его богатыми техническими приложениями был дорогостоящим и убыточным проектом, его издание планировалось ежемесячным, но иногда были задержки выхода очередного номера, связанные с отсутствием средств. Несмотря на материальные трудности и наличие хорошего собрания технической литературы, члены Отделения высоко ценили журнал и старались его сохранять. Личные средства в издание журнала вкладывали В.И. Калашников, постоянные действительные члены.

«Нижегородский вестник», как и другие издания РТО, позволял информировать население о деятельности технического общества и создавал определенный интерес к его мероприятиям. Достаточно разнообразные материалы журнала были ориентированы на широкую целевую аудиторию, а не только на технических специалистов. Журнал соединил в себе свойства практического, научно-популярного и справочного издания.

Участие нижегородского Отделения в развитии региональной промышленности наиболее ярко проявилось в многогранной работе по поддержке и техническому совершенствованию речного пароходства: от решения проблем технического свойства по улучшению русла Волги в летние периоды и распространению сведений о технических новинках до разработки государственных нормативных актов по судоходству и судовождению и созданию системы профессиональной подготовки специалистов речного транспорта.

Остановимся подробнее на достаточно специфической для общественной организации деятельности - участии в разработке государственных нормативных актов.

Большие проблемы для местных пароходовладельцев возникали вследствие отсутствия правовой базы их взаимоотношений с городскими властями. Ежегодные повышения городскими властями арендных сборов на пристанях создавали нестабильную обстановку, которая негативно влияла на развитие торговли. Так, общество «По Волге» платило за участок пристани в 1874 г. - 200 руб, а на следующий год - 2.703 рубля. Многие пароходные компа-

нии и отдельные лица несли неоправданные убытки. В 1888 г. этот вопрос обсуждался на заседании совета Отделения [15]. Приняли решение предложить пароходовладельцам и представителям пароходных обществ в Нижнем разработать проект законоположения по этому вопросу и представить его в Отделение с несколькими депутатами для последующего обсуждения. Итогом работы стала докладная записка на имя министра внутренних дел, которая содержала конкретные предложения по установлению приемлемых правил взаимоотношений пароходовладельцев и городских властей. В ответ министерство перестало утверждать слишком резкие повышения арендных цен.

К специалистам Нижегородского Отделения обращались за техническими услугами отдельные пароходовладельцы и пароходные компании. Создавались технические комиссии, которые устанавливали причины поломок в пароходных машинах, рассматривали спецификации строящихся барж и другие технические вопросы. Работа членов Отделения в технических комиссиях обнаружила пробелы существовавшего законодательства. Так, в результате деятельности комиссии по оценке степени безопасности отопления пароходов нефтью выяснилось, что необходимы серьезные поправки к действующим правилам, изданным МПС, по использованию жидкого топлива на пароходах. В 1883 г. общество через центральное Отделение РТО ходатайствовало перед правительством о внесении изменений в действующее законодательство по этому вопросу [16]. Параллельно обсуждались правила борьбы с пожарами по причине возгорания нефтяного топлива. Следующее ходатайство общества (1884) было посвящено изданию обязательных специальных постановлений для предупреждения и тушения пожаров, разработку которых брал на себя Совет Отделения.

Отделение выступало инициатором разработки необходимых нормативных документов по мере возникновения конкретных проблем, выявлявшихся на практике. Правительство также обращалось к помощи общества в подготовке нормативных актов. Так, в 1898 г. Департамент шоссейных и водных дорог предложил нижегородскому Отделению РТО рассмотреть «Проект новых правил плавания на реках Волжского бассейна». Комиссия в составе 26 членов Отделения представила свои предложения к проекту [17]. Большая их часть касалась небольших судов, которых было много на Волге, и особенности эксплуатации которых совершенно не учитывались при составлении правил.

Отдельные дополнения расширяли формулировки правил положениями, основанными на практическом знании проблемы. § 114 о запрещении смазки машин сырой нефтью дополнили информацией о том, какие смазочные минеральные масла можно употреблять для этих целей. Предложили полностью исключить те положения, которые были взяты из правил для морского судоходства и не могли применяться для речного, например, по осмотру судов. По мнению членов комиссии Отделения, вместо проведения осмотра судов было бы целесообразнее возложить на инспекторов судоходства и их помощников дополнительные обязанности контроля над своевременным осмотром котлов и исполнением правил противопожарной безопасности и перевозки пассажиров. Обращалось внимание на некоторые курьезные параграфы. Например, § 132 предполагал наличие на пароходах цемента на случай пробоин. Грамотные, четкие предложения Отделения меняли характер «Правил», делая их реальными для исполнения, и, следовательно, выполняющими свою основную задачу.

Есть и другие примеры участия членов РТО в разработке нормативных правовых актов, например в вопросе выработке правил техники безопасности работы с паровыми котлами. Паровые котлы в последней четверти XIX были основными источниками энергии и применялись повсеместно, но больше всего их было в речном транспорте.

Контроль над установкой и работой паровых котлов в губернии осуществлял специалист - губернский механик. Должность губернского механика была введена по инициативе министра финансов Е.Ф. Канкрина [18] в семи промышленно развитых губерниях Центрального промышленного района России, в том числе, в Нижегородской, в 1844-45 гг. с целью «облегчения к введению технических усовершенствований» [19]. Губернский механик по должности входил в состав губернского мануфактурного комитета - совещательного органа

при губернаторе, задачей которого являлось содействие развитию промышленного производства [20].

Ни один паровой котел или машина не могли начать работать без освидетельствования их губернским механиком. Он помогал в устранении неполадок в работе паровых двигателей на частных заводах и ремесленных заведениях, консультировал по разным техническим проблемам. Характер деятельности предполагал постоянные разъезды по губернии. От губернских механиков требовались самые разнообразные познания в области техники и технологических процессов, а не только механики, а также навыки практической деятельности. Неслучайно, большинство губернских механиков были выпускниками Петербургского технологического института.

Переход к массовому применению паровых котлов повлек за собой увеличение несчастных случаев в результате взрывов котлов и других аварий, приводивших к жертвам и разрушениям. Значительный рост аварийности наблюдался не только в России, но и в промышленно развитых странах, таких как Англия, Германия, Бельгия. Для решения проблемы в этих странах создавались «Общества по надзору за деятельностью паровых котлов». В России проблема эксплуатации паровых котлов обострялась тем, что котлы обслуживались малоквалифицированным персоналом. Русское правительство в 1883 г. создало при Министерстве финансов комиссию для выработки «Правил, подлежащих соблюдению при употреблении паровых котлов» [21, с. 53].

Губернский механик В.Н. Гутовский принял активное участие в обсуждении «Правил». Он высказал свои критические замечания и предложения в «Докладной записке», поданной им на имя министра финансов [18, с.55]. Проанализировав статистические данные известных аварий как в стране, так и за границей, В.Н. Гутовский выявил две основные группы причин. Первая сводилась к неправильной технологии производства: некачественный материал, несоблюдение технологических правил, низкое качество исходных чертежей. Вторая группа заключалось в неправильной эксплуатация котлов, вследствие несоблюдения техники безопасности, неквалифицированного обслуживания и ремонта. В.Н. Гутовский предлагал ввести обязательный надзор техников за постройкой и ремонтом котлов и установить контроль над всеми котлами, ввозимыми из-за границы. Директор департамента торговли и мануфактур выразил личную благодарность В.Н. Гутовскому за его предложения, однако, в проект новых «Правил» они не вошли. В.Н. Гутовский, считая вопрос крайне важным, привлек к работе над его продвижением Нижегородское отделение РТО. В 1886 г. Отделение создало комиссию для выработки правил испытаний паровых котлов. За основу составленного «Проекта правил испытания паровых котлов» были взяты предложения губернского механика. Благодаря ходатайству центрального Отделения РТО, их удалось утвердить. В.Н. Гутовский издал за свой счет «Руководство для исследования прочности и безопасности паровых котлов» [22], которое являлось инструкцией по практической работе с котлами для нижегородских механиков.

Деятельность В.Н. Гутовского над вопросом безопасности паровых котлов, применяемых в Нижегородской губернии, является примером сотрудничества государства, инициативного чиновника и технического общества. Не имея возможности поддержать инициативу В.Н. Гутовского напрямую, государство поддержало ее через нижегородское Отделение. В результате все стороны в основном достигли необходимых и желаемых результатов.

Немаловажным в этом примере является факт поддержки государством инициативы «снизу» в реализации важных государственных проблем. Подобные случаи создавали «прецеденты», формировавшие механизм взаимодействия общественных организаций и государства, власти и общества.

Наличие в составе членов технического общества высокопоставленных губернских чиновников придавало Отделению определенный вес, повышало его статус, а также открывало дополнительные возможности для решения практических вопросов работы. С другой стороны, возможности технического общества, состоявшего из высококлассных профессио-

налов, активно использовались государством для решения определенных практических вопросов связанных с технической сферой деятельности в широком смысле.

Отделение предоставляло возможность его участникам проявления общественной активности в той степени, в которой это считали возможным сами его члены. Общественная деятельность в рамках Отделения была не только тесно связана с профессиональной деятельностью. Участники общества имели возможность профессионального самообразования, прежде всего, через профессиональное общение, и возможность пользоваться технической библиотекой - единственной в губернии до 1917 года.

Мы условно разделили деятельность нижегородского Отделения РТО на три направления. В первое направление были включены вопросы, которые можно назвать как «государственные»: развитие системы технического образования, разработка нормативных актов, экспертиза технических вопросов, поддержка развития крестьянской промышленности («кустарный вопрос»). Их решение было возможно только при поддержке государства.

Второе направление составили мероприятия, находящиеся в плоскости «общественной деятельности» - популяризация технических знаний среди населения, обеспечение профессионального роста технических специалистов, издательская деятельность.

Третье направление, названное условно «частный сектор», составили проблемы развития региональных промышленности и транспорта, затрагивающие интересы нижегородских заводчиков и купечества.

Условность предложенной схемы связана с невозможностью четкого разграничения участия государства, технического общества и предпринимателей и купечества в решении по своей сути единых проблем технического характера. Наиболее насыщенной была деятельность Отделения по «государственным» проблемам; участие в разработке нормативных актов, работа по общероссийской программе РТО направленной на формирование системы профессионального технического образования, работа по правительственным программам, например, «кустарному вопросу». Участие в решении общегосударственных проблем, например, «кустарном вопросе» показало, что применение форм и методов работы, апробированных в других регионах, в Нижегородской губернии не давало желаемых результатов. Собственные же мероприятия Отделение проводить не могло в силу определенной его зависимости от политики государства и РТО в этом вопросе.

Наиболее продуктивной была деятельность Отделения в развитии местной промышленности. В Нижегородской губернии на практике была выстроена удачная форма сотрудничества технических специалистов, купечества и заводчиков при поддержке государства на уровне нормативно-законодательной базы.

Взаимодействие общества и государства направленное на решение задач, которые обеими взаимодействовавшими сторонами представлялись важными, на первый взгляд были вполне гармоничным. Однако анализ результатов деятельности Отделения показал, что многие мероприятия так остались только в планах или были реализованы не до конца. Деятельность Нижегородского Отделения неоднократно приостанавливалась, и значимые и важные для промышленного развития губернии вопросы долгие годы оставались нереализованными из-за отсутствия средств, как, например, создание системы технического образования в губернии. Общественный характер организации, сложный механизм согласования вопросов только через посредничество центрального Отделения РТО в ряде случаев становились преградой для реализации направлений деятельности, связанных с общегосударственными задачами. Плодотворной была общественная деятельность, опиравшаяся исключительно на собственные возможности - пропаганда и распространение технических знаний. Также весьма плодотворной можно считать и взаимодействие технического общества и местных заводчиков и купечества.

В решении вопросов развития коммунального хозяйства города общество выступало в качестве «генератора идей» и технических проектов, реализация которых проводилась бессистемно по причине отсутствия необходимого финансового обеспечения проектов.

Особенностью нижегородского Отделения РТО, как и других профессиональных организаций интеллигенции, был бескорыстный характер деятельности. Для технической интеллигенции конца XIX в. характерна особая жизненная позиция. О ней так писал известный экономист, член комиссии Плеве для разработки новых фабричных законов, профессор МГУ И.И. Янжул: «..в обществе мы привыкли слышать и считать неподкупное служение истине, народу и правительству, как необходимые, безусловные посылки правильного и нормального отношения к делу» [23, с.141].

Общественная активность технических специалистов, особый менталитет, формировались самой российской действительностью. Металлург М.А.Павлов, вспоминая о начальном периоде своей службы на Урале в 1880 гг., писал, что в его обязанности «входило не только то, что было связано с горным делом и металлургией, но и вопросы механики, технологии, - с любым техническим вопросом обращались к нему - инженеру, выпускнику Горного института» [24, с.145]. Высокие размеры жалования технических специалистов были не всегда сопоставимы с реальным объемом выполняемых работ. Для большинства российских инженеров и техников их профессиональная деятельность приобретала характер безвозмездной и общественно-полезной. На фоне политических настроений 1960 гг. у представителей технической интеллигенции идеи служения своему Отечеству находили свое воплощение в решении реальных сложных задач технического развития. Противопоставление общественные организации - власть в случае с нижегородским Отделением РТО не отражают реальной действительности. Общественные организации создавались как действенные помощники государственной власти для решения насущных проблем. В этом контексте понятие «использовались» не отражают весь спектр реальных целей и мотиваций участников.

Участие в работе Отделения формировало определенный стереотип поведения технических специалистов, способствовало развитию гражданской идентичности. «Гражданская идентичность может сложиться только на базе групповой идентичности, ощущения своего участия в деятельности определенных социальных групп и причастности к общению между ними. Не претендуя на власть, эти группы могут оказывать довольно серьезное влияние на общественную и производственную жизнь» [25, с.17].

Важным критерием популярности общественной организации может выступать ее численность, а также степень проникновения в губернское общество.

На протяжение XIX века численность Отделения была неустойчивой; от 76 до 130 человек, при этом численность действительных членов была практически неизменной. Изменения численности объясняется разными обстоятельствами, например, естественной миграцией технических специалистов, учреждением других общественных технических организаций в губернии. В конце XIX - начале XX вв. намечается устойчивая тенденция к росту численности профессиональных организаций технических специалистов как в целом по стране, так и в Нижегородской губернии. С декабря 1896 г. начало работать «Нижегородское общество архитекторов» [26, с.133]; в этом же году открылось «Общество гражданских инженеров» и «Собрание инженеров-технологов». Однако, несмотря на появление новых организаций, отделение РТО, по-прежнему было ведущим. На Собрании Совета Нижегородского Отделения РТО в феврале 1898 г. ставился вопрос о вхождении «Общества гражданских инженеров» в техническое общество [27].

Плодотворная деятельность Нижегородского Отделения РТО становится примером для нового поколения технических специалистов, желавших активной общественной деятельности на благо своего Отечества. В начале XX века образовалось нижегородское Отделение императорского Общества судоходства.

Нижегородское отделение РТО стало центром развития общественной активности жителей города и губернии. Так, в 1887 г. по инициативе В.И.Калашникова и В.Г.Короленко возникло ученое общество - «Кружок любителей физики и астрономии» [28]. Поводом стало затмение солнца, которое наблюдалось 7 августа 1887 г. и вызвало среди населения массу суеверий и нелепых домыслов. Кружок издавал «Русский астрономический календарь» -

первый в России журнал, представляющий краткое руководство по астрономии для любителей этой науки [29]. Многие руководящие позиции в «Кружке» занимали члены Нижегородского отделения РТО. Его председателем был член Совета П.А. Демидов, а товарищем - до 1895 г. - В.В. Малинин. Членами кружка были: В.Н. Гутовский - член Правления; В.И. Калашников, А.И. Саблин, А.А. Карелин - члены ревизионной комиссии, а также В.Д. Шадрин и В.В. Янковский [30]

Отдельные члены нижегородского Отделения РТО принимали участие в работе и других общественных организаций. Членами Окружного Правления Общества спасания на водах были А.И. Саблин и А.А. Зевеке; В.М. Лемке стал инициатором создания общества для пособия учащимся в начальных народных училищах; Л.С. Ивановский и И.Г. Хворинов были членами губернского попечительства о детских приютах; председателем художественного музея в 1889 г. стал А.В.Баулин, председателем общества нижегородской исправительной колонии для малолетних преступников в 1885 г. был А.А. Добров.

В составе членов Отделения были представители практически всех значимых промышленных объектов губернии, пароходств, государственных учреждений, земства, и т.д. Общество было популярным как среди интеллектуальной элиты губернии, так и среди ее, выражаясь современным языком, «бизнес-кругов». Участие в работе общества позволяло не только знакомиться с разнообразными представителями активных социальных групп губернии, но и налаживать необходимые контакты.

В процессе взаимодействия общества и государства формировался определенный легитимный способ взаимодействия государства и его граждан в интересах всех взаимодействующих сторон.

«государственный» сектор «общественный» сектор

Рис. 1. Основные секторы деятельности Нижегородского отделения РТО в XIX в.

Многие общественно полезные мероприятия осуществлялись членами общества на безвозмездной основе, что свидетельствовало об определенном уровне личных материальных возможностей. Губернское общество в целом благоприятствовало личной инициативе, а благотворительность в широком смысле слова была важной частью жизни этого общества. К

концу XIX века формируется «матрица социального поведения», характерная для технического специалиста: лояльность по отношению к власти, сотрудничество с властью при решении всех вопросов, умение налаживать разнообразные социальные контакты, ответственное и честное отношение к своему делу, оказание технической поддержки, в том числе на безвозмездной основе, всем, кому она была необходима, общественная активность. Интересно, что понятие «общественная активность» в данном аспекте не связано с политикой. Постепенно из посредников между техниками и теми, кто был заинтересован в их услугах, технические специалисты благодаря участию в нижегородском Отделении РТО становились основной интеллектуальной силой губернии с высоким социальным статусом.

Список архивных и библиографических материалов

1. Соболева, О.Ю. Региональные легальные общественные организации на рубеже XIX-XX вв., 18901914 гг. : (на материале Костромской и Ярославской губерний) [Текст] / О.Ю. Соболева - автореферат канд. ист. наук, Иваново, 1992.

2. Доброва, О.В. Общественные организации Пензенской губернии во второй половине XIX - начале XX века [Текст] / О.В. Доброва - автореферат канд. ист. наук, Пенза, 2007.

3. Мубаракшина, А.Г. Деятельность общественных организаций Казанской губернии в хозяйственно-экономической и социально-культурной сфере [Текст] / А.Г. Мубарашкина - автореферат канд. ист. наук, Казань, 2010.

4. Любушкина, Е.Ю. Общественные организации ставропольской губернии и Кубанской области в период с 1860-х по октябрь 1917 г. [Текст] / Е.Ю. Любушкина - дисс. на соискание учёной степени канд. ист. наук. - Ставрополь 2004

5. Степанский, А.Д. Общественные организации России на рубеже XIX-XX вв. [Текст] М., Тип. Главархива, 1982.

6. Туманова, А.С. Общественные организации имперской России: современное прочтение исторического опыта формирования гражданского общества [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.hse.ru/org/hse/147937/civil/sem_16_09_09_ (Дата обращения 01.06.2013).

7. Бредли, Дж. Общественные организации и развитие гражданского общества в дореволюционной России [Текст] // Общественные науки и современность. 1994. № 5. С. 77-89.

8. Костина, Е.М. Процесс становления и развития общественных организаций Нижнего Новгорода с 1860 по 1914 годы. [Текст] // Магистерская диссертация, Н.Новгород — 2008, рукопись.

9. Акимова, Т.И. Из истории Нижегородского отделения Императорского Русского технического общества в XIX веке [Текст] // Записки краеведов, Н. Новгород, 2004, С.50-62.

10.Акимова, Т.И. Нижегородские техники второй половины XIX века: опыт локального историкосоциального исследования [Текст] / Т.И. Акимова - Н.Новгород, НГТУ, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11.Материалы для статистики паровых двигателей в Российской империи [Текст]. СПб., 1882.

12.Устав РТО. ПСЗ-2, Т^1, № 43219.

13.Филиппов, Н.Г. Научно-технические общества России 1866-1917 гг. [Текст] / Учеб. пособие, РГГУ, 1976.

14.Герои и деятели русско-турецкой войны 1877—1878 гг. [Текст] СПб.: Издание В. Турбы, 1878.

15. Капсюльные ружья в русской армии [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.razreshilovka.ru/book/book_str_6_3.php (Дата обращения 15.03.2013)

16.Отчет Нижегородского Отделения РТО о деятельности за 1888 год [Текст] // Нижегородский вестник пароходства и промышленности. Н. Новгород. 1889. № 5.

17.Отчет десятилетнего существования Нижегородского Отделения императорского РТО [Текст] // Нижегородский вестник пароходства и промышленности, 1890. № 1. Январь.

18. Замечания комиссии на некоторые параграфы проекта правил для плавания по рекам Волжского бассейна [Текст] // Нижегородский вестник пароходства и промышленности, 1898, № 3, июнь, год XI-й.

19.Журнал мануфактур и торговли. 1845. Ч.1. №3. [Текст] С.294-295.

20. Министерство финансов. 1802-1902, Ч.1, СПб, 1902. С.341.

21. Государственный архив Нижегородской области, ф.1398, оп.315-а., д.8, л.4.

22.Нижегородский вестник пароходства и промышленности.1892. №.6-7.

23.Руководство для исследования прочности и безопасности паровых котлов //Нижегородский вестник пароходства и промышленности. 1892 [Текст]. Приложение.

24.Янжул, И.И. Из воспоминаний и переписки фабричного инспектора первого призыва. СПб, 1907.

25.Павлов, М.А. Воспоминания металлурга [Текст] / М.А. Павлов. - М., 1953.

26.Гозман, Л.Я. Люди и власть: от тоталитаризма к демократии. В человеческом измерении [Текст] / Л.Я. Гозман, А.Э. Эткинд - М.: Прогресс, 1989.

27.Филатов, Н.Ф. Нижний Новгород. Архитектура XIV начала XX в. Энциклопедия Нижегородского края. [Текст] Н. Новгород, 1994.

28.ПСЗ-ІІІ, ТУШ, 1888, № 5434.

29. Русский астрономический календарь на 1995 г. [Текст] / Под ред. Председателя Нижегородского кружка любителей физики и астрономии С.В.Щербатова. СПб., 1895.

30. Памятная книжка Нижегородской губернии за 1889 год [Текст]. С. 162.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.