Научная статья на тему 'Взаимодействие государственных органов по обеспечению экономической безопасности'

Взаимодействие государственных органов по обеспечению экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
794
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИКА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КООРДИНАЦИЯ / КОНТРОЛЬ / УГРОЗА / РИСК / БОРЬБА / SECURITY / ECONOMY / COOPERATION / COORDINATION / CONTROL / THREAT / RISK / FIGHT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куракин Алексей Валентинович, Костенников Михаил Валерьевич, Максимов Сергей Николаевич

Рассмотрены проблемы правового и организационного характера, связанные с административно-правовым взаимодействия органов управления в сфере обеспечения безопасности экономики. Представлен подробный теоретико-правовой анализ концепций правового регулирования экономических отношений с позиции административно-правового регулирование обеспечения ее безопасности. Рассмотрены авторские позиции относительно понятия государственного регулирования экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Куракин Алексей Валентинович, Костенников Михаил Валерьевич, Максимов Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The interaction of state bodies to ensure the economic security

The subject of the article is the problem of legal and organizational measures related to the administrative and legal cooperation authorities in the field of security economics. The authors have carried out detailed theoretical and legal analysis of the concepts of legal regulation of economic relations from the perspective of administrative and legal regulation of ensuring its security. We consider the author’s position on the concept of state regulation of the economy.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие государственных органов по обеспечению экономической безопасности»

УДК 33 ББК 65

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

АЛЕКСЕЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ КУРАКИН,

доктор юридических наук, профессор Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

E-mail: kurakinaleksey@gmail.com; МИХАИЛ ВАЛЕРЬЕВИЧ КОСТЕННИКОВ, доктор юридических наук, профессор Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России;

E-mail: m-2263768@yandex.ru; МАКСИМОВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ, доктор юридических наук, декан юридического факультета Московского психолого-социального университета E-mail: maksimovsn@gmail.com

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены проблемы правового и организационного характера, связанные с административно-правовым взаимодействия органов управления в сфере обеспечения безопасности экономики. Представлен подробный теоретико-правовой анализ концепций правового регулирования экономических отношений с позиции административно-правового регулирование обеспечения ее безопасности. Рассмотрены авторские позиции относительно понятия государственного регулирования экономики.

Ключевые слова: безопасность, экономика, взаимодействие, координация, контроль, угроза, риск, борьба.

Annotation. the subject of the article is the problem of legal and organizational measures related to the administrative and legal cooperation authorities in the field of security economics. The authors have carried out detailed theoretical and legal analysis of the concepts of legal regulation of economic relations from the perspective of administrative and legal regulation of ensuring its security. We consider the author's position on the concept of state regulation of the economy.

Keywords: security, economy, cooperation, coordination, control, threat, risk, fight.

Совершенно очевидно, что в целях обеспечения экономической безопасности государства необходимо взаимодействие всех государственных органов, работающих в этой сфере1. Большой энциклопедический словарь определяет взаимодействие как философскую категорию, отражающую процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого2.

Термин «взаимодействие» интерпретируется Б.А. Райзбергом в качестве участия в общей работе, деятельности, сотрудничество, совместное осуществление операций3, что обусловливает акцент именно на характере совместной деятельности.

Разграничивая категории «взаимодействие» и «координация» О.Л. Челпаченко справедливо отмечает,

что дефиниция «координация» проецируется относительно «горизонтальной структуры координационной практики, которая тесно переплетается с вертикальной структурой, и служит своего рода ее закономерным дополнением и продолжением», в отношении же совместной деятельности целесообразнее использование термина «взаимодействие»4.

Данный термин целесообразно интерпретировать как некую универсальную систему взаимозависимости, непрерывного взаимовоздействия, взаимовлияния субъектов друг на друга в стремлении к достижению одной или нескольких общих целей.

Итак, в научной литературе господствующая точка зрения о содержании и правовой природе взаимодействия, заключается в том, что взаимодействие — это

согласованная в пространстве и времени деятельность двух или большего числа субъектов по достижению одной или нескольких общих целей, которая осуществляется путем разработки и принятия совместных документов, определяющих приоритетные направления, формы, методы, сроки совместных действий.

При этом взаимодействие — сложный процесс, который требует четкой организации, обеспечивающей согласованность действий взаимодействующих элементов и подсистем

Такая согласованность достигается путем координации, направленной на решение следующих задач:

• выработка и проведение единой стратегии и линии поведения субъектов, установление определенных отношений между ними;

• распределение функциональных обязанностей между активными элементами системы, а именно между субъектами;

• разработка, обсуждение и реализация совместных мероприятий;

• обеспечение целенаправленности решения актуальных проблем;

• устранение дублирования функций (полномочий) элементов;

• рациональное распределение и использование сил и средств;

• стабильность правоприменительной практики и т.п.

Координация в любом случае предполагает такую

организацию взаимодействия, при которой вырабатывается тактическая и стратегическая линия поведения каждого участника, определяются главные, приоритетные направления, устанавливается система координационных отношений, проводится правовое урегулирование совместной деятельности и т.д.5

В действующем российском законодательстве и специальной литературе выделяют такие базовые принципы взаимодействия, как: законность; экономическая эффективность; четкое разграничение задач и функций; комплексное использование сил и средств с учетом их предназначения и возможностей.

Для обеспечения экономической безопасности государства необходимо взаимодействие всех государственных органов, работающих в данном направлении6.

Следует заметить, что большинство авторов пытаются раскрыть сущность взаимодействия через анализ его понятия. При этом одни понимают под взаимодействием совместную (согласованную в пространстве и времени) деятельность двух или большего числа субъектов по достижению одной или нескольких общих целей. Такая деятельность осуществляется при помощи разработки и принятия совместных документов, определяющих приоритетные направления, формы, методы, сроки совместных действий, а другие рассматривают взаимодействие как осознанную волевую деятельность, направленную на получение положительного результата7.

Несомненно, что понятие «взаимодействие» универсально, поскольку оно включает в себя все виды

связей между предметами и явлениями, всевозможные изменения их свойств и состояний. Так, категория «взаимодействие» рассматривается философами как всеобщая форма взаимосвязи явлений действительности, выражающаяся в их взаимном изменении, как всякая связь и отношение между материальными объектами и явлениями, как всеобщая форма связи тел и явлений, осуществляющаяся в их взаимном изменении, а также как процесс взаимного влияния тел друг на друга. Взаимодействие между правоохранительными и иными государственными органами в процессе обеспечения экономической безопасности выражается в том, что субъекты выступают как сложный социальный организм, находящийся во взаимных отношениях (связях)8.

Это обусловлено уже тем, что результатом и проявлением взаимодействия предметов и явлений служит всеобщая связь явлений как наиболее общая закономерность существования мира. Она выражает внутреннее структурное единство всех элементов и свойств в каждой целостной системе, а также бесконечно разнообразные связи и отношения данной системы с другими окружающими ее системами или явлениями9.

Автор настоящего диссертационного исследования в полной мере точку зрения В.Ф. Щербакова, который понимает под взаимодействием основанную на законе и других нормативно-правовых актах совместную или согласованную в пространстве и во времени, по месту и целям деятельность различных государственных органов и должностных лиц по решению общей задачи10

Применительно к проблематике данной диссертации такой задачей, безусловно, является обеспечение ЭБ государства.

Организация борьбы с административными правонарушениями, в том числе в сфере экономики, подразумевает наличие относительно устойчивой структуры, в которую входят субъекты этой борьбы, связи между ними, способы осуществления связей и которая предполагает перманентную деятельность по изучению и налаживанию таких связей, их совершенствованию, поиску новых форм связей11.

Несомненно, каждый из субъектов взаимодействия занимает в системе свое, строго определенное законом место, и в целом они (субъекты взаимодействия) выступают друг перед другом как относительно независимые, обособленные формирования. Однако взаимодействие — сложный процесс, требующий четкой и отлаженной организации, обеспечивающей согласованность действий взаимодействующих элементов и подсистем12.

Такая согласованность достигается при помощи координации — взаимодействия высшего порядка.

Синергетическая методология настоящего исследования позволяет заметить, что координационная деятельность является определенным образом организованной совокупностью своих элементов, представляющей их относительное устойчивое единство. Однако, разумеется, не в смысле неразрывности такого единства элементов в теории или на практике, а с точ-

ки зрения целостности данной совокупности, в результате разрыва которой простая множественность тех же элементов перестает обладать теми же качествами, что и сама система13.

Итак, координационная деятельность нацелена на решение следующих задач:

• выработка и проведение единой стратегии и линии поведения субъектов, установление определенных отношений между ними;

• распределение функциональных обязанностей между активными элементами системы, а именно между субъектами;

• разработка, обсуждение и реализация совместных мероприятий;

• обеспечение целенаправленности решения актуальных проблем;

• устранение дублирования функций (полномочий) элементов;

• рациональное распределение и использование сил и средств;

• стабильность правоприменительной практики и т.п.

Координация в любом случае предполагает такую

организацию взаимодействия, при которой вырабатывается тактическая и стратегическая линия поведения каждого участника, определяются ключевые, приоритетные направления, устанавливается система координационных отношений, проводится правовое урегулирование совместной деятельности и т.д.

Координация взаимодействия может осуществляться как в рамках единого ведомства (ведомственная координация), так и в том случае, если субъекты входят в различные ведомства (межведомственная координация) и не являются соподчиненными.

В последнем случае возникает потребность создания координируемого центра, единого управляемого органа, наделенного по взаимному согласию соответствующими полномочиями. Эффективность взаимодействия во многом зависит от организации его правового регулирования, осуществляемого при помощи права и иных юридических средств воздействия на общественные отношения.

С методологических позиций цели взаимодействия элементов государственной системы обеспечения экономической безопасности можно рассматривать как осознанный образ желаемого (прогнозируемого) результата.

Причем определение целей взаимодействия начинается с обнаружения проблемных ситуаций, различий между существующим и желаемым в состоянии исследуемых общественных отношений. Сформулированная цель становится основанием для определения задач, направленных на достижение поставленной цели либо максимально возможное приближение к ней14.

При этом, если рассматривать желаемый результат как цель, несомненно, путь достижения цели — это направление (одним из значений слова «направление» является «путь развития»)15.

Необходимо отметить, что взаимодействие — явление не субъективного порядка, исходящее исключительно из желания взаимодействующих сторон, а объективно необходимое условие, без которого не могут и не должны решаться вопросы реализации противодействия экономическим преступлениям и правонарушениям. Взаимодействие представляет собой сотрудничество, базирующееся на общности цели и находящее свое выражение в организации и использовании наиболее рациональных форм сочетания сил, средств и методов компетентных субъектов.

В процессе взаимодействия между субъектами устанавливаются взаимные связи, выражающиеся в совместной или согласованной деятельности. В зависимости от средств, обеспечивающих регулирование, они могут выступать в форме правовых или организационных отношений.

При организации взаимодействия стороны должны исходить из ряда общих положений (принципов). Под принципами взаимодействия понимаются основные руководящие положения, которые опосредуют цель, содержание и формы делового сотрудничества и обеспечивают достижение задач, определяемых законом. В данном контексте, уяснение исходных положений, то есть правовых принципов, на которых должны строиться принципы взаимодействия, приобретает важное теоретическое и практическое значение.

В действующем законодательстве и специальной литературе выделяют такие основные принципы взаимодействия, как:

• законность;

• экономическая эффективность;

• четкое разграничение задач и функций;

• комплексное использование сил и средств (при обязательном учете их предназначения и потенциальных возможностей).

При всестороннем и полном анализе вполне возможно проследить и взаимосвязь между всеми принципами. Указанные принципы, опираясь на конкретные правовые нормы, регламентирующие деятельность взаимодействующих субъектов, подлежат неукоснительному, обязательному исполнению всеми участвующими сторонами в процессе взаимодействия, поскольку способствуют решению конкретных вопросов, возникающих на практике16.

В этой связи, следует признать справедливым вывод Э.А. Русецкой о том, что взаимодействие государственных и частных структур приведет к более эффективному и плодотворному искоренению угроз для ЭБ, и Россия сможет составить достойную конкуренцию мировым державам17.

На основании изложенного ранее можно выделить объективно существующие главные направления взаимодействия субъектов государственной системы обеспечения ЭБ в Российской Федерации: разработка правовых основ совместной деятельности по обеспечению ЭБ; проведение совместных мероприятий,

в том числе оперативно- профилактических и иных операций, по раскрытию и расследованию фактов правонарушений в сфере экономической безопасности; предупреждение правонарушений в экономической сфере и экономических преступлений; информационное, аналитическое и научно-методологическое обеспечение совместной деятельности по обеспечению экономической безопасности; подготовка кадров, в том числе повышение их квалификации.

1 Быстрова Ю.В. Концептуальные основы взаимодействия субъектов в обеспечении экономической безопасности государства // Юридический мир. — 2011. — № 6. — С. 15.

2 http://mirslovarei.com/content_bes/vzaimodejstvie-10677.html

3 См.: Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. Современный экономический словарь. — М., 2006. — С. 34.

4 См.: Челпаченко О.А. Административно-правовые основы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности: автореф... канд. юрид. наук. — Саратов, 2011. — С. 12.

5 См.: Быстрова Ю.В. Концептуальные основы взаимодействия субъектов в обеспечении экономической безопасности государства. — Юридический мир. — 2011. — № 6. — С. 15.

6 См.: Быстрова Ю.В. Указ. соч. — С. 15 — 16.

7 Жиляев С.В. Профессиональное взаимодействие как единая система межгрупповых связей и отношений сотрудников подразделений силовых структур с представителями органов государственной власти // Юридическая психология. — 2012. — № 1.

8 Быстрова Ю.В. Концептуальные основы взаимодействия субъе9ктов в обеспечении экономической безопасности государства. — Юридический мир. — 2011. — № 6. — С. 15.

9 См.: Философский словарь. — М., 1963. — С. 81.

10 См.: Щербаков В.Ф. Реализация государственной политики противодействия преступности в сфере экономики подразделениями экономической безопасности органов внутренних дел МВД России (теоретико-прикладной анализ): дис... д-ра юрид. наук. — М., 2006. — С. 7.

11 Быстрова Ю.В. Указ. соч. — С. 16.

12 Зимин О.В., Быстрова Ю.В. Взаимодействие субъектов предупреждения легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем // Научный портал МВД России. — 2009. — № 4. — С. 97.

13 См.: Максуров А.А. Координация как метод построения вертикали власти // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. — 2008. — № 2. — С. 85.

14 Быстрова Ю.В. Концептуальные основы взаимодействия субъектов в обеспечении экономической безопасности государства. — Юридический мир. — 2011. — № 6. — С. 15 — 16.

15 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1993. — С. 399.

16 Быстрова Ю.В. Концептуальные основы взаимодействия субъектов в обеспечении экономической безопасности государства. — Юридический мир. — 2011. — № 6. — С. 16.

17 См.: Русецкая Э.А. Развитие страхования как важнейшего механизма повышения эффективной системы экономической безопасности страны. — Ставрополь, 2010.

Литература

1. Быстрова Ю.В. Концептуальные основы взаимодействия субъектов в обеспечении экономической безопасности государства // Юридический мир. — 2011. — № 6. — С. 15.

2. Жиляев С.В. Профессиональное взаимодействие как единая система межгрупповых связей и отношений сотрудников подразделений силовых структур с представителями органов государственной власти // Юридическая психология. — 2012. — № 1.

3. Зимин О.В., Быстрова Ю.В. Взаимодействие субъектов предупреждения легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем // Научный портал МВД России. — 2009. — № 4. — С. 97.

4. Максуров А.А. Координация как метод построения вертикали власти // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. — 2008. — № 2. — С. 85.

5. Русецкая Э.А. Развитие страхования как важнейшего механизма повышения эффективной системы экономической безопасности страны. — Ставрополь, 2010.

6. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. — М., 2006. — С. 34.

7. Челпаченко О.А. Административно-правовые основы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности: автореф. канд. юрид. наук. — Саратов, 2011. — С. 12.

8. Щербаков В.Ф. Реализация государственной политики противодействия преступности в сфере экономики подразделениями экономической безопасности органов внутренних дел МВД России (теоретико-прикладной анализ): дис. д-ра юрид. наук. — М., 2006. — С. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.