Научная статья на тему 'Взаимодействие горнопромышленной корпорации и региона при формировании инновационной политики на примере Мурманской области'

Взаимодействие горнопромышленной корпорации и региона при формировании инновационной политики на примере Мурманской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИИ / РЕСУРСЫ / КОРПОРАЦИЯ / ГОРНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РЕГИОН / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ECONOMY / INNOVATIONS / RESOURCES / CORPORATION / MINING INDUSTRY / REGION / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Селин Владимир Степанович, Цукерман Вячеслав Александрович, Селин Игорь Владимирович

Проведено исследование инновационной политики арктического региона с сырьевой ориентацией промышленности и крупной горнохимической корпорации. Основным методом исследований является факторный анализ, позволяющий выделить движущие силы процессов и возможности их взаимодействия. Обоснована заинтересованность ресурсных отраслей и корпораций, следовательно, и соответствующих регионов в высоких технологиях и наукоемком оборудовании, особенно по мере повышения сложности добычи, обогащения, первичных переделов и т.п. Определенную научную новизну представляет разработанная схема и отдельные элементы механизма взаимодействия горнопромышленной компании и региона в проведении согласованной инновационной политики, позволяющие получить синергетический эффект. Практическую значимость имеют предложения по формированию специального регионального уполномоченного органа, в функции которого входит разработка необходимых нормативных актов, устанавливающих меры поддержки и стимулирования соответствующих проектов за счет средств регионального бюджета на принципах перспективной самоокупаемости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIONS BETWEEN THE MINING CORPORATION AND THE REGION WHEN FORMING INNOVATION POLICY

POLICY The innovative component of economic processes for many decades, determines not only the global development trajectory, but also the dynamics of individual regions and corporations. It is a misconception that resource regions and companies are an exception in this aspect. Therefore, the aim of the article is to study the innovation policy of the Arctic region with raw materials orientation of the industry and the big mining and chemical corporation. In this case there is no doubt that the greatest effect can be achieved in case of reconciliation of interests of participants of innovations. In this regard, the main research method is factor analysis, which allows distinguishing the driving forces of the processes and their possible interactions. An important result is that in the article the interest of resource-based industries and corporations, and therefore the relevant regions in high-tech and high-tech equipment is substantiated, especially as complexity of production, primary processing, and so on is increasing. Of a certain scientific novelty is the designed scheme and individual elements of the mechanism of interactions between the mining company and the region when implementing a coherent innovation policy, allowing obtaining a synergistic effect. Of practical relevance are the proposals on establishing a regional authorized body whose functions would include development of the necessary regulations, determining support measures and incentives for the corresponding projects at the expense of the regional budget on the principles of perspective self-support.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие горнопромышленной корпорации и региона при формировании инновационной политики на примере Мурманской области»

В.С. Селин, В.А. Цукерман, И.В. Селин

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОРНОПРОМЫШЛЕННОЙ КОРПОРАЦИИ И РЕГИОНА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ

ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ

«_» _ _ _

МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ*

Проведено исследование инновационной политики арктического региона с сырьевой ориентацией промышленности и крупной горнохимической корпорации. Основным методом исследований является факторный анализ, позволяющий выделить движущие силы процессов и возможности их взаимодействия. Обоснована заинтересованность ресурсных отраслей и корпораций, следовательно, и соответствующих регионов в высоких технологиях и наукоемком оборудовании, особенно по мере повышения сложности добычи, обогащения, первичных переделов и т.п. Определенную научную новизну представляет разработанная схема и отдельные элементы механизма взаимодействия горнопромышленной компании и региона в проведении согласованной инновационной политики, позволяющие получить синергетический эффект. Практическую значимость имеют предложения по формированию специального регионального уполномоченного органа, в функции которого входит разработка необходимых нормативных актов, устанавливающих меры поддержки и стимулирования соответствующих проектов за счет средств регионального бюджета на принципах перспективной самоокупаемости.

Ключевые слова: экономика, инновации, ресурсы, корпорация, горная промышленность, регион, эффективность.

Современный этап развития мирового хозяйства характеризуется возрастающим влиянием на экономическую динамику научно-технических и инновационных факторов. Как на национальном, так и на региональном уровнях хозяй-

* Статья подготовлена по Программе фундаментальных исследований Президиума РАН № 10 «Анализ и прогноз долгосрочных тенденций научного и технологического развития: Россия и мир» и при поддержке гранта РГНФ №15-02-00540 «Теоретические основы и механизм согласования государственной, региональной и корпоративной инновационной политики в Арктике».

ISSN 0236-1493. Горный информационно-аналитический бюллетень. 2016. № 9. С. 115-127. © 2016. В.С. Селин, В.А. Цукерман, И.В. Селин.

УДК 622.012: 658.014.12

ствования, основные значения приобретают не материальные ресурсы, а знание, интеллект, информация, новые технологии.

Термин «инновации» введен в научный оборот Й. Шумпете-ром в 30-е годы XX в., который понимал под инновацией изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации промышленности [1]. К настоящему времени этот термин не только устоялся, но и несколько расширился. Под инновациями понимают и применение «старых» технологий в новых сферах. Несмотря на различные варианты определений, отличительными чертами инновации являются: изменение, означающее нечто новое в различных отраслях; в основе инноваций должно лежать новое знание.

Международные институты подразделяют промышленность на высоко, средне- и низкотехнологические отрасли в зависимости от наукоемкости. Первые две группы обладают, как правило, хорошей восприимчивостью к нововведениям, как в отношении продуктов, так и процессов, предъявляют повышенные требования, как к средствам производства, так и к квалификации рабочей силы. Инновации продуктов направлены прежде всего на получение рыночных преимуществ, а инновации процессов позволяют экономить затраты труда, повышать эффективность производства и прибыльность (окупаемость) инвестиций [2, 3, 4, 5].

Очевидно, что эта крайне важная сфера деятельности, определяющая траекторию стран, регионов, корпораций и др. требует особых регулирующих (управляющих) воздействий. В этой связи под инновационной политикой мы будем иметь в виду создание благоприятных условий на соответствующем уровне для продвижения технико-технологических достижений, обеспечение развития научно-исследовательских работ и продвижения их результатов в производство (практику). Инновационная политика предполагает также совокупность форм, методов, инструментов воздействия субъекта регулирования (управления) на процесс (продукт) инноваций [6, 7, 8].

Современная привлекательность технологичных производств определяется целой группой факторов. В том числе тем, что в последние десятилетия наблюдается существенное сокращение доли сырья, как и доли развивающихся стран в мировом экспорте, и соответственное повышение доли продукции высокой и средней технологии в экспорте, а также доли промышленно развитых стран [9]. При этом можно отметить некоторую услов-

ность этих дефиниций. Например, Катар, считающийся развивающейся страной, по уровню удельного ВВП опережает многие страны, являющиеся передовыми. Да и технологический уровень Норвегии с сырьевой экономикой соответствуют практически любой европейской стране.

Можно констатировать, что современные ресурсные отрасли и корпорации являются потребителями высоких технологий и соответствующего оборудования, особенно по мере повышения сложности добычи, обогащения и первичного передела. А это неизбежно по мере истощения относительно богатых по содержанию полезных компонентов и удобно расположенных месторождений. Отдельное направление по требованию к технологиям и технике, безопасности ведения работ представляет освоение арктического шельфа. Оно требует согласованного взаимодействия государства, регионов и корпораций в проведении промышленной и инновационной политики.

Развитие Мурманской области, как и России в целом, направлено на инновационный, социально ориентированный путь, что определяет повышение роли и значения научно-технического, образовательного и инновационного комплексов, которые рассматриваются как базовые компоненты региональной инновационной системы. Основа для формирования и эффективного функционирования в регионе такой системы существует.

Создание и функционирование региональной инновационной системы включает создание благоприятных условий для осуществления инновационных инвестиций, фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок; поддержку малого и среднего бизнеса инновационной направленности; развитие различных форм образовательной деятельности.

Основным задачами инновационной системы региона являются:

• формирование инновационной инфраструктуры;

• создание благоприятной экономической и правовой среды для функционирования инновационных предприятий;

• обеспечение поддержки крупных федеральных и межрегиональных инновационно-инвестиционных корпоративных и государственных проектов;

• стимулирование и поддержка развития инновационной деятельности малого и среднего бизнеса;

• развитие единой информационно-аналитической системы, работающей в интересах всех сегментов региональной инновационной деятельности;

• развитие инфраструктуры кадрового обеспечения инновационной деятельности.

Начало формирования региональной инновационной системы в регионе уже положено. Имеется нормативная правовая база инновационной деятельности, создается сеть организаций инновационной инфраструктуры, разрабатываются и реализуются целевые долгосрочные и ведомственные программы развития инновационной деятельности в регионе.

Инновационная инфраструктура является важнейшим компонентом формирования региональной инновационной системы и ресурсом развития инновационных процессов в регионе. Ее формируют технико-внедренческие зоны, технологические и промышленные парки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, а также организации, оказывающие консалтинговые, информационные, финансовые и другие виды услуг, направленные на поддержку и развитие инновационной деятельности в регионе.

В целях организации эффективного взаимодействия предприятий и организаций инфраструктуры инновационной деятельности по внедрению результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в базовых отраслях и системах жизнеобеспечения Мурманской области, в этих организациях разрабатывается система планирования, ориентированного на результат. Реализуются меры по обеспечению скоординированной работы созданных объектов инновационной инфраструктуры, значительному расширению спектра консультационных и информационных услуг, разработке механизмов поддержки деятельности объектов инфраструктуры инновационной деятельности, включая финансовые. Институты Кольского научного центра РАН активно участвуют в формировании как самой Стратегии развития Мурманской области, так и отдельных корпоративных стратегий и инновационных проектов.

В частности, обосновано, что в городах, имеющих крупные горно-обогатительные и металлургические предприятия (Оле-негорск, Мончегорск, Кировск, Кандалакша, Ковдор, Заполярный; поселок Ревда), необходимо стимулировать создание технологических и промышленных парков для реализации проектов внедрения инновационных технологий и продукции, что позволит, с одной стороны, повысить конкурентоспособность крупных предприятий, с другой — будет способствовать диверсификации экономики этих городов.

Один из крупнейших горнопромышленных комплексов расположен в Кировско-Апатитском районе: корпорация ОАО «ФосАгро» добилась значительных успехов в реализации своих стратегических целей, в том числе в технико-технологическом развитие и повышении капитализации. Стратегия ее развития вновь была пересмотрена в 2015 г., при этом особое внимание уделялось улучшению взаимодействия с регионами базирования основных структурных подразделений, поиску новых форм согласования интересов.

На основе тщательного анализа имеющихся возможностей и прогнозов состояния мирового рынка удобрений были определены конкретные цели на период до 2020 г. (Стратегия 2020). Приоритетами этой стратегии является сохранение низких издержек при производстве удобрений, расширение и модернизация производственных мощностей, позволяющие гибко реагировать на рыночную конъюнктуру и продвигать продуктовый ассортимент компании на приоритетных рынках. Как стратегические цели признаются также социально-экономические и экологические параметры регионального присутствия. В частности, еще в 2013 г. была подписана «Экологическая декларация с Правительством Мурманской области» [10].

Продвижение производимых удобрений, как на внутреннем, так и на внешних рынках обеспечивалось за счет создания собственных центров дистрибуции как долгосрочного стратегического ориентира. Такие центры функционируют в 21 российском регионе. В 2015 г. открылись офисы продаж в Европе и Латинской Америке, в непосредственной близости от основных потребителей продукции, что помогает лучше понять потребности клиентов и оперативно реагировать на изменение их запросов.

На территории Кольского полуострова Мурманской области корпорация ОАО «ФоАгро» проводит активную инновационно-инвестиционную политику по развитию своего ресурсно-сырьевого предприятия — АО «Апатит». В 2006—2010 гг. проведена модернизация флотационного отделения, второй апатито-не-фелиновой обогатительной фабрики (АНОФ-2) с запуском трех новых флотационных блоков. В 2011 г. начался основной этап реализации масштабного инвестиционного проекта по вводу новых мощностей на Кировском руднике. Совместно с компанией ТГК-1 (территориальная генерирующая компания) корпорация в 2014 г. завершила строительство тепломагистрали от Апатитской ТЭЦ до г. Кировска и реконструкцию тепловых се-

тей города. Проект направлен на улучшение экологии района, снижение себестоимости тепла и стабилизацию темпов роста тарифов для АО «Апатит» и потребителей г. Кировска. Таким образом, реализуется социально-ориентированное государственно-частное партнерство [10].

В 2014—2015 гг. австралийская компания Опса ввела в эксплуатацию в Мурманской области современный технологический комплекс по производству эмульсионных взрывчатых веществ (ЭВВ) для их поставок АО «Апатит». Проект по строительству завода стоимостью 25 млн долл. на площадке Восточного рудника был реализован в точном соответствии с графиком и за счет собственных средств корпорации Опса, являющейся мировым лидером в технологии производства и применения ЭВВ. Завод является крупнейшим в Европе.

Необходимо отметить, что большинство инновационных проектов корпорации ОАО «ФосАгро» разрабатывается соб-

Стрятешя социально-экономического развит Мурманской области до 202-5 годи

Стратегия развития корпорации «ОАО ФосАгро» до 2020 года

Ретмочальные нелепые экономические программы и отраслевые с грат с] ии

I ]роек!ы корпорации, реализуемые на территории Мурманской области

Государствен но-честное партнерство в социально-экономической сфере, предусматривающее развитие общественной инфраструктуры

Нормативна» правовая основа, включая закон «О реализации отдельных положений федерального закона «О примышленной политике в Российской Федерации» на территории Мурманской области

Создание доиолнитеяьных рабочих мест, роет налоговых поступлений

Улучшение экологической ситуации в промышленном районе

Модернизадия производства, снижение издержек, увеличение эффективности

I !овышение безопасности производства, снижение вредных выбросов

Схема взаимодействия горнопромышленной корпорации «ФосАгро» и Правительства Мурманской области

ственным крупным научно-технологическим центром, в который входят Научно-исследовательский институт по удобрениям и инсектофунгицидам им. Я.В. Самойлова и проектно-тех-ническое подразделение «Горно-химический инжиниринг».

В целом взаимодействие горнопромышленной корпорации и региона в процессе инновационной политики можно представить в соответствии со схемой, представленной на рисунке.

Как видно из схемы, важнейшим элементом взаимодействия в процессе инновационной политики является государственно-частное партнерство, обеспечиваемое как нормативными правовыми актами государства (региона), так и стратегией корпорации, имеющих соответствующее договорное оформление [11]. При этом основным документом для такого сотрудничества в Мурманской области выступает соглашение о государственно-частном партнерстве (далее — Соглашение), то есть договор, заключаемый с российскими или иностранными юридическими лицами (объединениями юридических лиц) направленный на достижение следующих целей:

• развитие общественной инфраструктуры для обеспечения экономического роста региона и компаний (корпораций);

• повышение качества услуг, предоставляемых с использованием общественной инфраструктуры;

• повышение эффективности эксплуатации общественной инфраструктуры в процессе государственно-частного партнерства;

• повышение эффективности использования имущества, находящегося в собственности Мурманской области, в том числе достигаемой за счет привлечения дополнительных инвестиций в экономику регионе.

Общественная инфраструктура — это объекты, комплексы объектов, используемые для удовлетворения потребностей экономики региона (в том числе в инновационной сфере), обеспечение которых возложено на органы государственной власти региона. Такие объекты (комплексы) могут быть созданы, обслуживаться, реконструироваться и (или) эксплуатироваться частными партнерами в соответствии с заключаемыми соглашениями.

Необходимо отметить, что такая инфраструктура особенно важна для северных (арктических) регионов в силу низкой мобильности инновационных ресурсов в стране и высокой затратности проектов при удорожающих факторах, в том числе логистического характера [12, 13]. Проектное инвестирование вообще

является типичной особенностью развития этих территорий, где большинство промышленных узлов и центров отличаются монопродуктовой специализацией. Это предъявляет особые условия требования к организационно-правовому механизму региональной инновационной политики [14].

Для реализации региональной инновационной политики с изменением механизма согласования интересов на основе государственно-частного партнерства в северных регионах целесообразно создавать уполномоченный орган, в функции которого входит:

• разработка в рамках своей компетенции нормативных правовых актов региона в сфере инновационной политики, в том числе нормативные акты, устанавливающие меры поддержки и стимулирования инновационной деятельности за счет средств регионального бюджета;

• разработка и реализация государственных программ в сфере инновационной политики;

• разработка порядка заключения специальных инвестиционных контрактов с учетом порядка заключения и типовых форм, утвержденных Правительством Российской Федерации;

• разработка требований к индустриальным (промышленным) паркам, управляющим компаниям, промышленным кластерам, специализированным организациям промышленных кластеров в целях стимулирования деятельности в инновационной сфере за счет регионального имущества и средств регионального бюджета;

• подготовку заключения специальных инвестиционных контрактов и осуществление в рамках своей компетенции мониторинга и контроля за исполнением принятых обязательств.

Практически в полном соответствии с изложенными положениями в Мурманской области сформирована нормативная основа и организационный механизм для поддержки инновационной деятельности. В феврале 2016 г. корпорацией ОАО «ФосАгро» и Правительством Мурманской области подписано Соглашение о государственной поддержке инновационной деятельности на территории региона сроком на 10 лет. Основной инновационный проект — реконструкция апатито-нефелино-вой фабрики № 3 (АНОФ-3). Но не только — соглашение касается и других сфер деятельности. Компания получит определенные налоговые льготы по налогу на имущество и земельному налогу. Значительно снижается ставка по налогу на прибыль в части, зачисляемой в области бюджет в течение 3 лет с момента

осуществления 80% капитальных вложений, предусмотренных Соглашением [15].

Необходимо отметить, что корпорация ОАО «ФосАгро» является одной из самых эффективных в мире в секторе производства минеральных удобрений. Она постоянно расширяет и совершенствует продуктовую «линейку», адаптируясь к меняющейся конъюнктуре внутреннего и внешнего рынков [16]. Не меньшее внимание уделяется и развитию ресурсно-сырьевого звена, отличающегося повышенными издержками. Так, большие затраты идут на горно-капитальные работы подземных рудников, задействуются самые современные самоходные машины с дизельным приводом. Они требуют подачи в выработки большого количества свежего воздуха, что влечет за собой строительство новых и усовершенствование действующих вентиляционных установок. Совершенствование техники и технологий, рост производительности обуславливают повышенные затраты электроэнергии и реконструкцию системы энергообеспечения рудников.

На открытых горных работах планируется освоение малых месторождений: Йолитового отрога, участков «Нагорное» и «Плато». На Восточном руднике начинается реализация большого инвест-проекта циклично-поточной транспортировки, включающей конвейерную доставку вскрышных пород из Коашвин-ского карьера на отвал. Таким образом, будет реализоваться инновационная модернизация всего добычного комплекса.

Что касается уже упоминавшегося проекта реконструкции АНОФ-3, предусмотренного Соглашением, то здесь также будет применяться самое современное оборудование. Совершенствуется не только апатитовое, но и нефелиновое производство, на котором удалось добиться показателей, соответствующих мировым стандартам. Оригинальное решение найдено и для высвобождающихся мощностей второй фабрики. За долгие годы работы АО «Апатит» на складах открытых горных работ скопилось большое количество руды с низким содержанием Р205. В корпорации проведены необходимые исследовательские и опытно-промышленные работы, позволившие получить устойчивое содержание полезного компонента в концентрате 38,5%. Переработку забалансовой руды планируется начать уже в 2017 г. с получением первых 500 тыс. т продукции. В перспективе мощности будут расширены до 1,5 млн т [15].

Соглашение предусматривает развитие социально-экономических программ в месте базирования. В г. Кировск ставка де-

лается на развитие центра туризма, включающего крупный горноспортивный комплекс. Этот бизнес рассматривается как «Якорный», предполагающий значительное повышение предпринимательской активности во всех сферах обеспечивающих услуг. В результате диверсификации как основной, так и вспомогательной деятельности корпорации ОАО «ФосАгро» на территории Мурманской области ожидается значительный рост прибыли и налоговых платежей в бюджет области и района. Достигается интеграционный эффект от взаимодействия бизнеса и власти.

В заключение отметим, что в стратегической перспективе согласование интересов корпорации и региона в рамках инновационной политики преследует более широкие цели. Стратегией социально-экономического развития Мурманской области до 2025 г., согласованной с менеджментом ОАО «ФосАгро» и с другими компаниями, является создание Кольского горнохимического кластера. В качестве первоочередного мероприятия предусматривается создание гидрометаллургического производства, в рамках которого будут перерабатываться различные, в первую очередь непрофильные продукты и отходы горнопромышленных предприятий. Важным этапом станет выпуск дефицитной титаносодержащей продукции на основе промышленной переработки сфенового концентрата, получаемого как продолжение технологического цикла апатитового производства в Хибинах.

Что касается экономического механизма взаимодействия, то он базируется на интеграции инновационных стратегий горнопромышленной корпорации и региона, в первую очередь в инфраструктурной сфере. Методической основой взаимодействия выступает государственно-частное партнерство, поддерживаемое адаптированной нормативными правовыми инструментами, локальными договорами и соглашениями. В результате достигается синергетический регионально-корпоративный эффект по снижению издержек производства и обслуживания, созданию новых рабочих мест и увеличению поступлений в соответствующие бюджеты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шумпетер Й. Теория экономического развития. — М.: Прогресс, 1982. - 463 с.

2. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. Пер. с англ. — М.: Фонд экономической книги «Начала», 2007. — 180 с.

3. Клас Эклунд. Эффективная экономика. Шведская модель. — М.: Экономика, 2011. —349 с.

4. Харрингтон Дж.. Управление качеством в американских корпорациях. Перевод с англ. — М.: Экономика, 1990. — 273 с.

5. Krugman P., Wells R. Economics. Worth Publishers. 2010. — 864 p.

6. Баглер Дж. Оценка региональной политики в европейском сообществе (2013). URL: http://www.politanaliz.ru/articles_501.html (дата обращения 17.01.2016).

7. Цукерман В. А. Промышленная, инвестиционная и инновационная политика. Энциклопедический словарь. — Апатиты: изд. Кольского НЦ РАН, 2009. - 181 с.

8. Комков Н. И., Селин В. С., Цукерман В. А. Инновационная экономика: Энциклопедический словарь-справочник. Науч. рук. Иван-тер В. В., Суслов В. И.; ИНП РАН. - М.: МАКС Пресс, 2012. - 544 с.

9. Коуз Р. Фирма, рынок и право. Пер. с англ. — М.: Новое издательство, 2009. - 224 с.

10. Приоритеты и перспективы корпорации ФосАгро. Эл. ресурс. http:www.phosagro.ru/about/development/ Дата доступа 09.03.2016.

11. Вижина И. А., Кин А. А., Харитонова В.Н. Проблемы государственно-частного партнерства в стратегических проектах Севера // Регион: экономика и социология. - 2011. - № 4. - C. 152-175.

12. Российская Арктика: современная парадигма развития. Под ред. акад. А. И. Татаркина. - СПб.: Нестор-История, 2014. - 844 с.

13. Лаженцев В. Н. Содержание системная организация и планирование территориального развития. - Екатеринбург-Сыктывкар: изд. Коми научного центра УРО РАН, 2014. - 236 с.

14. Жаров В. С., Иванова М. В. Основы формирования инновационной политики региона // Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - № 7. - C. 2-8.

15. Самая эффективная в мире // Хибинский вестник. - 2016. -№ 9. - C. 3-4.

16. Селин И.В., Цукерман В. А. Диверсификация промышленной политики горно-химической корпорации // Горный информационно-аналитический бюллетень. - 2010. - № 1. - C. 124-128.

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

Селин Владимир Степанович1 - доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник, e-mail: silin@iep.kolasc.net.ru,

Цукерман Вячеслав Александрович1 - кандидат технических наук, доцент, заведующий отделом, e-mail: tsukerman@iep.kolasc.net.ru,

Селин Игорь Владимирович1 - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, e-mail: selin1@iep.kolasc.net.ru,

1 Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского научного центра РАН.

Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten'. 2016. No. 9, pp. 115-127.

V.S. Selin, V.A. Tsukerman, I.V. Selin

INTERACTIONS BETWEEN THE MINING CORPORATION AND THE REGION WHEN FORMING INNOVATION POLICY

The innovative component of economic processes for many decades, determines not only the global development trajectory, but also the dynamics of individual regions and corporations. It is a misconception that resource regions and companies are an exception in this aspect. Therefore, the aim of the article is to study the innovation policy of the Arctic region with raw materials orientation of the industry and the big mining and chemical corporation. In this case there is no doubt that the greatest effect can be achieved in case of reconciliation of interests of participants of innovations. In this regard, the main research method is factor analysis, which allows distinguishing the driving forces of the processes and their possible interactions. An important result is that in the article the interest of resource-based industries and corporations, and therefore the relevant regions in high-tech and high-tech equipment is substantiated, especially as complexity of production, primary processing, and so on is increasing. Of a certain scientific novelty is the designed scheme and individual elements of the mechanism of interactions between the mining company and the region when implementing a coherent innovation policy, allowing obtaining a synergistic effect. Of practical relevance are the proposals on establishing a regional authorized body whose functions would include development of the necessary regulations, determining support measures and incentives for the corresponding projects at the expense of the regional budget on the principles of perspective self-support.

Key words: economy, innovations, resources, corporation, the mining industry, region, efficiency.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

AUTHORS

Selin V.S.1, Doctor of Economical Sciences, Professor, Chief Researcher, e-mail: silin@iep.kolasc.net.ru,

Tsukerman V.A}, Candidate of Technical Sciences, Assistant Professor, Head of Department, e-mail: tsukerman@iep.kolasc.net.ru, Selin I.V.1, Candidate of Economical Sciences, Senior Researcher, e-mail: selin1@iep.kolasc.net.ru,

1 Institute of Economic Problems named after G.P. Luzin,

Kola Scientific Centre, Russian Academy of Sciences, 184209, Apatity, Russia.

ACKNOWLEDGEMENTS

The study has been supported by the Presidium of the Russian Academy of Sciences, Program «Analysis and Prediction of Long-Term Trends in Science and Technology: Russia and the World,» No. 10, and by the Russian Humanitarian Science Foundation, Program «Theoretical Basis and Coordination Mechanism for Governmental, Regional and Corporate Innovation Strategy in the Arctic,» Grant No. 15-02-00540.

REFERENCES

1. Shumpeter Y. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya (Theory of economic development), Moscow, Progress, 1982, 463 p.

2. Nort D. Instituty, institutsional'nye izmeneniya i funktsionirovanie ekonomiki. Per. s angl. (Institutions, institutional change and economic performance. English—Russian translation), Moscow, Fond ekonomicheskoy knigi «Nachala», 2007, 180 p.

UDC 622.012: 658.014.12

3. Klas Eklund. Effektivnaya ekonomika. Shvedskaya model' (Efficient economy. The Swedish model), Moscow, Ekonomika, 2011, 349 p.

4. Kharrington Dzh. Upravlenie kachestvom v amerikanskikh korporatsiyakh. Perevod s angl. (Quality management in corporate America. English—Russian translation), Moscow, Ekonomika, 1990, 273 p.

5. Krugman P., Wells R. Economics. Worth Publishers. 2010. 864 p.

6. Bagler Dzh. Otsenka regional'noy politiki v evropeyskom soobshchestve (2013), available at: http://www.politanaliz.ru/articles_501.html (accessed 17.01.2016).

7. Tsukerman V. A. Promyshlennaya, investitsionnaya i innovatsionnayapolitika. Entsik-lopedicheskiy slovar' (Industry, investment and innovation policy. Encyclopedic dictionar), Apatity, izd. Kol'skogo NTs RAN, 2009, 181 p.

8. Komkov N. I., Selin V. S., Tsukerman V. A. Innovatsionnaya ekonomika: Entsiklope-dicheskiy slovar'-spravochnik (Innovative economy: collegiate dictionary directory), Moscow, MAKS Press, 2012, 544 p.

9. Kouz R. Firma, rynok ipravo. Per. s angl. (The company, the market and the right. English—Russian translation), Moscow, Novoe izdatel'stvo, 2009, 224 p.

10. Prioritety i perspektivy korporatsii FosAgro, available at: http:www.phosagro.ru/ about/development/ (accessed 09.03.2016).

11. Vizhina I. A., Kin A. A., Kharitonova V. N. Region: ekonomika isotsiologiya. 2011, no 4, pp. 152-175.

12. Rossiyskaya Arktika: sovremennaya paradigma razvitiya. Pod red. A. I. Tatarkina (Russian Arctic: modern development paradigm. Tatarkin A. I. (Ed.)), Saint-Petersburg, Nestor-Istoriya, 2014, 844 p.

13. Lazhentsev V. N. Soderzhanie sistemnaya organizatsiya iplanirovanie territorial'nogo razvitiya (The content of the system organization and planning of territorial development), Ekaterinburg-Syktyvkar: izd. Komi nauchnogo tsentra URO RAN, 2014, 236 p.

14. Zharov V. S., Ivanova M. V. Regional'naya ekonomika: teoriya ipraktika. 2012, no 7, pp. 2-8.

15. Khibinskiy vestnik. 2016, no 9, pp. 3-4.

16. Selin I. V., Tsukerman V. A. Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten'. 2010, no 1, pp. 124-128.

| НЕ УСТАЛО НЕБО ПЛАКАТЬ... БЕДА НА ПОРОГЕ

Огромное количество нищих, организованных в шайки, стоит оценивать как знак беды, предвестник возможных потрясений. К этому надо быть готовым. Люди, потерявшие честь и достоинство, готовы на любые преступления — они могут убить ребенка, выйти на любую демонстрацию, выступить лжесвидетелем, толкнуть под поезд незнакомого человека. Для того, чтобы организовать попрошайнический бизнес, нужны коммерсанты без совести, чести и достоинства, готовые жертвовать опустившимися людьми, нужны какие-то полулюди-полуживотные, продающие себя за тарелку супа, нужны продажные полицейские, охраняющие попрошаек-рабов, нужны администраторы, кры-шующие такой бизнес. И все они должны не иметь совести. Если их так много, развязка драмы произойдет непременно, и жертвами ее станут не только нищие. Совести нет, попробуйте включить разум, беда на пороге нашего дома.

Продолжение на с. 368

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.