• Исследование показало, что частота хромосомных изменений (антимтагенный эффект антиок-сиданта) дает разные результаты при работе с семенами до и после воздействия ЭМВ.
• Было обнаружено, что антимутагенный эффект антиоксиданта варьируется в зависимости от его концентрации, используемой в опытах.
• Частота хромосомных изменений варьируется в зависимости от дозы ЭМВ, т. е. и от продолжительности хранения семян в среде электромагнитного воздействия разной частоты.
Заключение.
Полученные нами результаты показали, что обработка сухих семян пшеницы антиоксидантом до воздействия ЭМВ определенной экспозиции и дозы показывает наиболее лучший антимутагенный эффект. Установлено, что 0,1%-ная концентрация антиоксиданта обладает более высоким антимутагенным эффектом.
Литература
1. Алекберов У.К. Антимутагенез Из-во «Наука», М, 1984, С.98
2. Апашева Л.М., Лобанов А.В., Комиссаров Г.Г. Влияние электромагнитного поля на ранние стадии развития растений. //Доклады РАН//2006. Т.406, №1. С. 108-110.
3. Бабаев М.Ш. Защитный эффект антиокси-дантов при спонтанном и радиационно-индуциро-ванном мутагенезе, автореферат докт. Дис., Баку -1991 С.32
4. Бабаев М.Ш., Бахшалиева Н.З. Влияние ан-тиоксидантов на частоту аберраций хромосом, индуцированных озоном у семян пшеницы разных
сортов. Вестник МГОУ, Серия естественных наук. 2009. № 4. С.53-60.
5. Бинги В.Н., Савин А.В. Физические проблемы действия слабых магнитных полей на биологические системы // Успехи физических наук. 2003. Т. 173. № 3. С. 265-300.
6. Горленко Н.П. О механизме активации биологических объектов магнитным полем // Биофизика. 2006. Т.51. Выпуск 4. С.767-768.
7. Еськов Е.К., Дарков А.В., Швецов Г.А. Зависимость магнитной восприимчивости различных объектов от их физиологического состояния и жизнеспособности // Биофизика. 2005.Т.50. Вып.2. С. 357-360.
8. Калинин Н.Г., Бошкова И.Л., Панченко Г.И., Коломийчук С.Г. Влияние низкочастотного и высокочастотного электромагнитного поля на семена // Биофизика. 2005.Т.50. Вып. 2. С. 361-365.
9. Мазец Ж.Э., К.Я. Кайзинович, А. Г. Шутова К вопросу о механизмах взаимодействия низкоинтенсивного электромагнитного излучения с растительными объектами. // Весщ БДПУ Серыя 3. Фiзiка, матэматыка, шфарматыка, бiялогiя, ге-аграфiя. - 2014. - N 1. - С. 26-31
10. Урусбиева М.Х., Гидова Э.М., Паритов А.Ю., Боготова З.И., Хандохов Т.Х., Балкарова М.М. Влияние магнитного поля на ростовые процессы мягкой пшеницы в начальный период онтогенеза. // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24843 (дата обращения: 11.08.2020).
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГЕНОМА И ЭПИГЕНОМА В ПРОЦЕССАХ РАЗВИТИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СПОРТСМЕНА
Москатова А.К.
Доктор педагогических наук, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, заслуженный профессор, профессор Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма,
Россия, Москва
INTERACTION OF THE GENOME AND EPIGENOME IN THE DEVELOPMENT OF PSYCHOPHYSICAL QUALITIES OF AN ATHLETE
Moskatova A.
Doctor Pedagogical sciences, candidate Biological sci., Senior Researcher, Honoured professor, Professor Russian State University Physical Education, Sport, Youth & Tourism. Moscow, Russia
АННОТАЦИЯ
Обсуждаются аспекты современной антропогенетики, рассматривающие индивидуальные особенности взаимодействия факторов наследственности и изменчивости, которые создают предпосылки к росту спортивного мастерства или ограничивают эффективность спортивной подготовки. Приводятся обоснования необходимости персонализации программ развития тренированности с учётом особенностей генетического контроля за адаптивными процессами организма спортсмена
ABSTRACT
The aspects of modern anthropogenetics are discussed, considering the individual characteristics of the interaction of factors of heredity and variability, which create the prerequisites for the growth of sportsmanship or limit
the effectiveness of sports training. The substantiation of the necessity of personalization of fitness development programs, taking into account the peculiarities of genetic control over the adaptive processes of the athlete's body, is given.
Ключевые слова: геномный и эпигеномный контроль; генетическое программирование; изменчивость генов; уникальность индивидуальных различий; средовая детерминация.
Keywords: genomic and epigenomic control; genetic programming; gene variability; uniqueness of individual differences; environmental determination.
ПРОБЛЕМА. Вопросы, предлагаемые к обсуждению, обусловлены необходимостью восполнить ограниченный диапазон профессиональных компетенций будущих специалистов, тренеров, спортивных педагогов и психологов, деятельность которых устремлена к прогрессу в сфере спортивных достижений. Подобные побуждения требуют осознанного, проницательного изучения комплекса антропогенетических и психофизиологических факторов, характеризующих особенности индивидуальных проявлений признаков наследственности и изменчивости, которые создают либо проблемы в специализированной подготовке, либо выраженные преимущества в перспективе повышения спортивного мастерства. Нормативы, фигурирующие в пособиях и учебниках, как тестируемые показатели уровня специальной работоспособности - весьма относительны, могут быть обусловлены одномоментным состоянием реактивности организма, не учитывают системную взаимосвязь массы признаков, обусловленную реактивностью индивидуального генотипа и неоценимыми потенциями фенотипа. Популяционная статистика показателей специальной работоспособности спортсменов нивелирует роль уникальных, врождённых особенностей индивидуальных генотипов, наряду со свойствами их генотипических регуляторов. Также она не располагает критериями, позволяющими оценить прогностическую значимость характера персональной наследственности и особенностей восприятия особью воздействий на организм и психику со стороны факторов среды. Аспекты антропогенетики, несмотря на их принципиальное, практическое значение в совершенствовании программ спортивной подготовки, остаются без должного внимания и не освещаются медико-биологическими дисциплинами [1 ].
Изыскание новаторских, индивидуализированных подходов к программам совершенствования спортивного мастерства, позволяет каждой личности рационально развивать специальную работоспособность, раскрывать бесценный потенциал врождённых психических и физических способностей, демонстрировать свой уникальный талант, мобилизуя природный дар своего творческого мышления для успешной самореализации в избранном спорте и для прогресса физической культуры и спорта в целом.
Эффективность индивидуализации спортивной подготовки в значительной степени зависит от понимания и осознанного отношения практикующих тренеров и самих спортсменов к следствиям систематического, повторяющегося воздействия на организм и психику личности динамичной си-
стемы взаимосвязанных факторов, которые отражают специфический информационный и энергетический взаимообмен между аппаратом генома, программирующего течение процессов деятельности организма тренирующегося индивидуума и варьирующими условиями окружающей его жизненной и спортивной среды. Сложный и своеобразный комплекс формирующихся следствий - адаптивных реакций организма и психики у каждого спортсмена - опосредован особенностями организации многомерной системы генетического контроля за развитием адаптивного состояния тренированности.
В свою очередь, генетический контроль многоуровневых адаптивных процессов осуществляется в соответствии с предпосылками и особенностями персонифицированного проявления наследственности и изменчивости генетической и эпигенетической систем, имеющих у каждой человеческой индивидуализации уникальную историю развития.
Следует отметить, что в существующих вузовских программах по спортивной физиологии не уделяется должного внимания проблемам персонификации спортивной подготовки, вследствие чего профессиональные компетенции тренера не обусловлены его здравым побуждением - следовать продуманному для каждого спортсмена, рациональному планированию нагрузок и развитию тренированности, вместо общепринятых стандартов теории и методики подготовки в конкретном виде спорта. В результате, доверенные тренеру спортсмены и спортсменки, (подчеркнём, что половые различия часто умалчиваются), вынуждены систематически испытывать избыточный расход жизненных сил, преодолевая нагрузки, которые неадекватны скрытой динамике их психофизического состояния, что расстраивает информационно-энергетический контроль со стороны генетического аппарата, нарушает регуляцию использования генозависимых функциональных резервов.
Нередко, повторение подобных ситуаций с перенапряжением и истощением резервов, провоцирует стрессорные состояния генорегулирующих механизмов адаптации, что побуждает психику спортсменов, часто не без негласного соучастия тренера (!), изыскивать различные эргогенные стимуляторы, для поддержания требуемой работоспособности. Тренеры - выпускники физкультурных вузов, как правило, не искушены в знании Единых Законов Жизни на всех её уровнях и во всех формах, не учитывают, что в организме человека локальные события отсутствуют!
Следование объективным принципам персона-лизации общей, специальной, соревновательной
подготовки открывает реальную перспективу для каждого спортсмена успешно, рационально совершенствовать специальную работоспособность, наращивать весомые показатели мастерства самовыражения, раскрывать бесценный потенциал врождённых психических и физических способностей, тем самым демонстрируя свой уникальный талант, мобилизуя природный дар творческого мышления и сознательно мотивированную устремлённость к высшим спортивным результатам.
Не вызывает сомнения, что современный спортсмен-профессионал и его тренер, предполагающий помочь спортсмену достичь желанной самореализации, должны располагать не столько общеизвестной физиологической информацией о телесных функциях, но главное, понимать глубинные причины, механизмы и следствия их существенной, индивидуально выраженной, часто непредсказуемой реактивности и изменчивости, обусловленной генетическими и эпигенетическими (или надге-нетическими) процессами, закономерно, упорядо-ченно управляющими жизнедеятельностью человека.
Отмечая, что в последнем переиздании вузовского учебника по общей, спортивной и возрастной физиологии рассматриваются некоторые физио-лого-генетические аспекты развития физических качеств, важные для учёта влияния факторов наследственности в оценке и прогнозировании перспективности юных спортсменов, а также помогающие выбору ими спортивной специализации, следует обратить внимание, что остаётся значительный объём важной информации. Она касается, в частности: 1) исследований человеческого генома, сложность организации и мобильных функций которого остаётся далеко не понятой; 2) расшифровки специализации отдельных генов, определения их количества и качеств, в чём сомневаются сами генетики; 3) неуловимых генных модификаций, сопровождающих процесс развития организма; 4) непрерывных и бесчисленных взаимодействий отдельных генов и систем их регулирования. Таким образом, возникает необходимость определённой подготовки сознания будущих тренеров, ознакомления их с достижениями в исследованиях проблем генетики и антропогенетики, которые пополняют их профессиональные компетенции, способствуя развитию физической культуры, спорта, оздоровлению общества[ 7 ].
Существует ли диктатура генов в
самореализации индивидуума - или что
нужно знать тренеру и спортсмену ?
Накапливая профессиональные знания и компетенции, тренеру и спортсмену предстоит преодолеть укоренившуюся ограниченность исключительно материалистических трактовок событий, непременно сопровождающих естественное возрастное развитие и долговременную адаптацию организма при систематической, многолетней тренировочной и соревновательной деятельности. Индивидуальное сознание и мышление соучастников этих процессов нуждается в неизбежном приобщении к познанию наличия Высшей Совершенной
Сферы Разума. Она признаётся Источником Универсальной, Творящей Жизненной Силы - Энергии Всеобъемлющего Сознания, питающего безграничную жизнь Вселенной.
Наличное человеческое сознание и мышление пока не достигли способности осмыслить, объяснить сущность этого сверхфизического феномена, поскольку указанная абсолютная, безграничная Сфера и Исток Жизни - не доступны логическому постижению человеческим интеллектом и человеческой наукой. Человеческому, психосенсорному восприятию и признанию открываются только атрибуты физической реальности, что определяет материалистическое мировоззрение. Тем не менее, каждое человеческое существо изначально обладает разумом и использует для жизнеобеспечения энергию сознания, которая непрерывно изливается Высшей Сферой Разума и Сознания.
Именно созидательные, преобразующие эффекты Сознания, непрерывно воспринимающего, перерабатывающего и осмысливающего огромный поток информации, реализуются затем в процессах закономерной изменчивости (адаптивной, онтогенетической, эволюционной ) каждой человеческой формы жизни. Изменчивость опосредована взаимодействием двух сопряжённых систем, осуществляющих биогенетическое и антропогенетическое программирование: индивидуального генома и эпиге-нома. Этот уникальный, содружественный аппарат, приспособлен к информационному, энергетическому и субстратному обеспечению реализации запланированных свыше персонифицированных жизненных программ, которые приспособлены к маневрированию на уровне экспрессии генов и биосинтеза в различных обстоятельствах жизни особи.
Геном особи соучаствует в программировании изменчивости наследственных признаков многоуровневой конституции человека, проявлении разнообразных психофизических способностей, личностных, психологических качеств, поведенческих особенностей человеческой натуры в социальных взаимодействиях, создаёт предпосылки саморазвития особи, поддержания её здоровья и продолжительности жизни [ 11; 10, С. 176].
Эпигеном осуществляет избирательное репро-граммирование и оптимизацию активности определённых генов и их комплексов, в зависимости от влияния на индивидуальное развитие ряда физических факторов внешней среды, а также биологических, психологических и социальных компонентов жизнедеятельности особи [16; 2; 15, С. 22].
При этом, следует подчеркнуть, что Всеобъемлющая Энергия Сознания является универсальным эволюционером, преображающим в единстве Духа и Материи все формы жизни. Именно благодаря этой энергии геном человека и геном мозга наделены полномочиями в реализации не только биологического, но и духовного наследия Высшего Разума, выраженного в способности каждого здравомыслящего человека к сознательной, психической самоактивации, самоисследованию, самопознанию, саморазвитию.
Параллельно, приспособительная изменчивость телесных функций и качеств каждой индивидуализации отвечает предусмотренному и допустимому диапазону реактивности её генетического и эпигенетического аппарата в ответ на разнообразные стимулы внешней среды [ 15, C. 61 ].
Кроме того, проникновение за пределы генетического занавеса выявляет наличие реактивности и изменчивости самих управляющих генов в связи с воздействием множества стимулов со стороны всех уровней среды - от квантовой, электронной, внутриклеточной, окружающей ядерный, генетический аппарат, до природной и социальной внешней среды. Интеллект персоны, мотивирующий определённые, целенаправленные изменения стратегии поведения в связи с вариациями условий внешней среды, создаёт энергетическое поле, в котором также меняется реактивность генетического аппарата. Следовательно, мышление и сознание человека обладают потенциалом к намеренному формированию такого образа жизни, который будет способствовать преодолению и нивелированию признаков негативной наследственности и реконструкции генетической программы [ 17, С. 29].
Как прозорливо утверждал известный американский психолог и философ Уильям Джеймс ( William James - /1842-1910/ ), констатируя и объясняя причины характерных заблуждений в понимании роли генетики в проявлениях умственных способностей и талантов, - «По сравнению с тем, кем мы должны быть, реализуется лишь половина возможностей. Мы используем только малую часть наших физических и ментальных ресурсов. Обладая широкими возможностями, человеческая индивидуальность живёт в глубине собственных ограничений» [ 8; 9].
Тренерскому составу и самим спортсменам следует осознанно вникнуть в генетические таинства собственной жизнедеятельности, не успокаиваясь поверхностными знаниями теорий, прописанных в учебниках и рекомендующих тренерам искать «гены чемпионов» у спортсменов, начинающих свою карьеру. Провозглашение диктатуры генов в детерминации индивидуальных особенностей и выраженного таланта сегодня остаётся лишь в умах наивной, непросвещённой массы.
В обширных биогенетических популяционных исследованиях, проведённых в Университете Гарварда американским биогенетиком, профессором Ричардом Левонтином (Richard Lewontin), было показано, что абсолютно на всех этапах индивидуального развития и становления уникальных индивидуальных различий генетический детерминизм не проявляет себя как исключительный, доминирующий фактор.
Организм человека, изначально встроен в среду обитания и не является пассивным реципиентом её многогранных воздействий, но активно её реконструирует в собственных интересах посредством непрерывного, реципрокного и диалектического взаимодействия с энергетическими и информационными стимулами среды по механизму обратной биологической связи.
В своей известной книге «Человеческая индивидуальность» (Human Diversity) профессор Левон-тин подчёркивает, что становление неповторимой индивидуальности, физиологических различий между людьми, творческих способностей и психологических черт, в значительной мере детерминировано не наследственностью, но проблематизиро-вано влиянием природной и социальной среды. Проблема заключается в отсутствии объективного понятия «нормальных условий» для реализации персональной генетической программы. Соответственно, невозможно достоверно предсказать поведение одного и того же генотипа в различных условиях. Более того, современные генетические трактовки наследственности неполноценны в связи с исключением гигантского, персонального опыта неисчислимых, повторных, физических воплощений кванта Высшего Я-Сознания, вносимого каждой душой в очередную телесную жизнь [ 13; 6, С.262 ].
Установлено, что процесс генозависимой реконструкции взаимоотношений со средой, который формируется в единстве пространства и времени, сопровождается совокупностью множественных, многоуровневых взаимодействий клеток, тканей, органов и систем:
1// гены взаимодействуют между собой, изменяя свои реакции;
2// гены взаимодействуют со средой и трансформируются;
3// процессы протеиносинтеза сопровождаются подвижками биохимических взаимодействий генов и протеинов;
4// протеины не изолированы от флуктуаций определённых условий среды, претерпевают изменения свойств, что в свою очередь отражается на взаимоотношениях организма со средой, в которой особь живёт, питается, действует, развивается;
5// протеины неизбежно влияют на становление и проявление специализированных клеточных функций.
Перечисленные сдвиги проявляются в неповторимых индивидуальных качествах, разумной, целенаправленной, поведенческой деятельности человека. Следовательно, концепция неразрывного, непрекращающегося взаимодействия обновляющейся генетической информации, закодированной в геномах, и изменений информационного содержания среды обитания и жизнедеятельности, определяет фундамент процессов эволюционного развития человечества, предопределяющего возможности реализации бесконечного разнообразия интеллектуальных способностей и процветания множества бесценных талантов.
Практический поиск признаков наличия относительно скрытых или неожиданно всплывающих потенций индивидуума, создаёт в массовом сознании надежду на то, что посредством генетического тестирования и выявления в геноме особи «счастливых» или «дефектных» генов, будут созданы предпосылки для более разумного и свободного выбора персоной успешной, целенаправленной самореализации.
Подразумевается, что ей сопутствует преодоление человеческими существами наивного невежества и обесценивания собственной, высокоразумной, сверхсознательной, идеальной природы, открывающей в каждой особи наличие истинного таланта к осмысленному, творческому формированию и обогащению своей подлинной реальности - сплава разумных всемогущих сил, открывающих бесконечные возможности в сущности собственной духовной и телесной природы.
Познавательная ценность персональной геномики
Информационное содержание генетической программы человеческой жизнедеятельности, взаимосвязанной с органической, земной природой, закодированное в структуре и функциях ДНК, по существу воспроизводит непостижимый для материалистической генетики замысел самопознающего Человека-Творца. В его распоряжении находятся магические силы сознания, которые обеспечивают индивидууму вневременной поиск и открытие всё новых и новых пространств для воплощения психофизических потенциальностей своей души в избранных сферах профессиональной деятельности, в удовлетворении растущих познавательных интересов, эффективных партнёрских и общественных взаимодействиях.
Учитывая, что человеческая цивилизация преодолела границы своего генетически обусловленного, биологического развития в текущем цикле земной и космической эволюции и, следовательно, надежды на появление или воспитание «сверхчеловека.» с неограниченными физическими качествами непобедимого «супермена» - бессмысленны (!), внимание воспитателей, педагогов и спортивных наставников должно быть сосредоточено на факторах и условиях, способствующих пробуждению их собственного разума к мыслетворчеству и совершенствованию спортивной науки и практики.
Профессиональная деятельность в сфере спорта должна быть открыта к восприятию потребностей настоящего этапа духовной эволюции человечества, успешность которой будет связана с выявлением и приумножением в земном социуме безусловно талантливых, перспективных особей, включая талантливых спортсменов-новаторов, привлекающих внимание общества своими творческими способностями и расширением сферы их многогранной, жизненной реализации [12, С.77, С. 81].
Несмотря на рекламируемые достижения использования в медицинской диагностике биомаркеров скрытой патологии, сами генетики не берутся утверждать надёжность использования «генетического гороскопа» для всесторонней расшифровки индивидуального генома и достоверной оценки генетического статуса конкретного человека.
Следовательно, пока не достигнут достаточный уровень безусловного основания антропогене-тических знаний, позволяющих оптимизировать стратегии профилактики функциональных нарушений, стабилизировать состояние здоровья, повы-
шать стрессоустойчивость и полноценно совершенствовать психофизические качества, значимые для личностного роста.
Генетики признают отставание собственной «генетической образованности», в частности, им остаётся неизвестным, каковы биологические функции
90 % из двадцати с лишним тысяч человеческих генов. Поэтому, адекватная интерпретация данных секвенирования (расшифровки функций) персонального генома и структуры ДНК в целях предупреждения нежелательных для здоровья следствий - практически ограничена. В целом генетические данные о персональной геномике содержат в себе изрядную долю неопределённости в связи с неодинаковой последовательностью структур генома у разных людей и многомерной, непредсказуемой изменчивостью индивидуального генома [ 5, С. 33].
Исследователям пришлось во многом пересмотреть фундаментальные положения генетики и удостовериться, что «программное обеспечение» реального использования потенциала, сокрытого в генетической информации индивидуума, осуществляется благодаря его особенной, надгенети-ческой системы - эпигенома.
Посредничество эпигенома в
индивидуализации отношений наследственности и среды
Эпигеном содержит коды всех надгенетиче-ских модификаций, касающихся ДНК генома в составе клеточных ядер и их связей с гистонами протеинов. Его информационные, энергетические и биохимические операторы, начиная с первых мгновений эмбриогенеза, создают резонансы с многообразием сигнальных факторов в изменяющейся внутриутробной и внешней среде, что отражается на экспрессии генов и модификации этого процесса. Таким образом, именно система эпигенома упорядочивает почти мистические связи между наследственностью и средовой изменчивостью.
Эпигенетическое посредничество между материалом изменчивого индивидуального генома, ДНК и разнообразием состояний внешней среды создаёт квантовое информационное и энергетическое поле жизненной динамики, в котором протекает программируемое и корректируемое развитие и адаптация организма особи, вскрываются потенции её продуктивного жизнеобеспечения и реализации предусмотренного душой назначения текущего телесного воплощения [ 4].
На протяжении всей биологической жизни особи система эпигенома выполняет функции включения, переключения или деактивации определённых генов и кластеров, в зависимости от изменчивости ряда факторов, среди которых отмечены нижеследующие энергетические и информационные стимулы со стороны :
1/ вариативной динамики условий природной и социальной среды;
2/ фенотипа чувствительности организма к её геофизической и энергоинформационной изменчивости;
3/ индивидуальных особенностей психической, эмоциональной и физической реактивности по отношению к различным стрессам;
4/ привычных, устойчивых поведенческих стереотипов;
5/ характера интеллектуальной или физической деятельности;
6/ накопленного, запечатлённого подсознанием индивидуального опыта;
7/ степени самомотивированности и нацеленности организованной психофизической активности личности;
8/ характера и предпочитаемого рациона питания;
9/ сознательного контроля за упорядоченностью стиля жизни.
Эпигенетическими исследованиями установлено, что генная активность проявляется альтернативно, избирательно, а гены отличаются своеобразной двуликостью: кроме видимой, внешней, молекулярной структуры, они обладают внутренними, информационными свойствами, изнанкой, которая несёт ответственность за биохимические реакции в процессах эпигенетических взаимодействий, сопровождающих изменения жизнедеятельности организма [14 ].
Кроме того, наличие в индивидуальном геноме определённых генных вариантов, с которыми может быть связан либо позитивный прогноз продуктивной жизнедеятельности особи, либо вероятность развития патологии, не может служить предпосылкой к достоверному прогнозу их проявления и выбору превентивных мер воздействия на организм.
Никаким генетикам неизвестно, какие из идентифицированных генов экспрессируются, проявят свои коды, а какие будут молчать в условиях бессчётных, многофакторных воздействий на организм негенетической, энерго-информационной природы. Более того, многообразие аллельных генов, неизмеримый объём наследственной информации, относящейся к разветвлённой родословной каждой особи, а также неизвестный диапазон их взаимодействий в условиях и процессах реальной текущей жизнедеятельности организма, остаётся информационным пространством, недосягаемым для обозрения и адекватной оценки.
В процессе разрекламированного секвениро-вания человеческого генома - утверждаемой полной расшифровки структуры и функций ДНК и РНК (белков и нуклеиновых кислот) выяснилось, что геном подвержен непредсказуемой эпигенетической изменчивости, охватывающей формирование облика хромосом, создание новых генов, изменение содержания и состава ДНК, изменения в передаче информации от ДНК к РНК. При этом, изменения, фиксируемые в каких-то группах генов, рассеяны по всему геному, что практически не доступно обнаружению [ 3].
Остаётся также неизвестным, какие именно гены подвержены эпигенетическим изменениям в большей степени, а какие в меньшей. По существу
_25
нельзя ожидать проявление неких локальных изменений генома или эпигенетических модификаций, поскольку согласно универсальному голографиче-скому принципу организации Жизни - «Всё содержится во всём». Таким образом, восторги по поводу расшифровки человеческого генома существенно превосходят доступные материалистической науке знания реальной антро-погенетики. Ибо для человеческого разума сегодня остаётся недосягаемым горизонт знаний о подлинной природе мира и человека, также как и её непроницаемая квантовая и информационная реальность.
Очевидно, представление о «совершенстве» или «несовершенстве» индивидуального генома или генного профиля не имеет объективных критериев и не позволяет надеяться на реалистичность его манифестации в процессах жизни индивидуума в качестве безусловной предпосылки проявления и развития уникальных способностей и раскрытия таланта. Поэтому, внимание исследователей следует перенаправить с утверждения об исключительной роли генозависимой наследственности к поиску действенных факторов, которые подтверждают парадигму о наличии многообразных потенций, характеризующих талант каждого человека.
Генетические и эпигенетические исследования удостоверяют, что наследство передаётся человеку во многих различных формах. Индивидуум наследует не только стабильные гены, но также изменчивые эпигены и эпигенетические эффекты. Задача самопознания - не вовлекаться в наукообразную симуляцию реальности, а преодолевать собственное невежество и стремиться к пониманию необходимости следовать порядку, смыслу и назначению свой жизни.
Заключение. Благодаря обширным мировым исследованиям эпигенетических процессов и механизмов, отвечающих за большую часть свойств человеческого организма, определяющих также многообразие человеческих типов и развитие уникальных способностей каждой особи, накоплены достоверные свидетельства о том, что индивидуальные различия в проявлениях таланта и интеллекта не предопределены исключительно генами. Они развиваются с течением времени, следуя закономерностям эволюции человеческого вида, обитающего в предопределённых условиях эволюции Космоса, нашей Галактики, Солнечной системы, природной и социальной земной среды.
Индивидуальные качества человека являются производными от нефиксируемых, разносторонних взаимодействий генетической системы с необъятным многообразием среды, которые мы никогда не сможем контролировать полностью, но должны их внимательно и терпеливо изучать, осмысленно помогая развитию своего энергетического потенциала, самосознания, самовыражения, способствуя полноценному, одухотворённому благоустройству гармоничной жизни земного сообщества.
Литература
1. Антропогенетика как наука: Её предмет, методы, задачи. - Эл. ресурс - lektsia.com>2xa-bae.html>
2. Генетика предполагает, а эпигенетика располагает - Эл. ресурс: Liveinter-net.ru>user/4106361/post380502522/<международна я организация «The International Human Epigenome Consortium» (http//ihec-epigenome.org)
3. Граник В.Г. Генетика - химические и медико-биологические аспекты - Эл. ресурс - li-tres.ru> avtor/genetika...|-mediko-biologicheskiy -монография.
4. Кэри Несса - Эпигенетика: как современная биология переписывает наши представления о генетике, заболеваниях и наследственности - /пер. с англ./ - Ростов на Дону, Феникс, 2012.
5. Кэри Несса Мусорная ДНК. Путешествие в тёмную материю генома. - /пер. с англ./ - М., «Лаборатория знаний», 2016, С. 33, Гл. 3 - Куда ушли все гены?
6. Лима-де Фария Антонио - Похвала «глупости» хромосомы. Исповедь непокорной молекулы.
- / пер. с англ./ - М., «Бином», Лаборатория знаний, 2012, С. 262 - Роль ДНК в наследовании не так велика, как мы привыкли верить.
7. Солодков А.С., Е.Б.Сологуб Физиология человека. Общая, спортивная. Возрастная. -Учебник для вузов физической культуры - М., SPORT, 2015,
- Частная спортивная физиология, С. 375 - Физио-лого-генетические особенности спортивного отбора.
8. Уильям Джеймс - Один из основателей функционализма... - Эл. ресурс - geniusrevive.com
9. Ульям Джеймс: Психология Сознания - Эл. ресурс - psychojournal.ru
10. Франк Лона Мой неповторимый геном -/пер. с англ./ - М., БИНОМ, Лаборатория знаний, 2015, С. 176 - Личность в пятимерном пространстве.
11. Френк Райан Таинственный геном человека
- /пер. с англ./ - СПб., М., «ПИТЕР», 2017
12. Хенгстшлегер Маркус Власть генов. Прекрасна как Монро, умён как Эйнштейн. - (перев. с нем.) - СПб., ПИТЕР, 2013, С. 77 - Код футболиста; Гены спортсмена; С. 81. - Содействие генов спортивным успехам.
13. Читать книгу: Человеческая индивидуальность - наследственность и среда - Эл. ресурс: bookree.org>reader?file=719193
14. Шарон Моалем Властелин ДНК. Как гены меняют нашу жизнь, а наша жизнь - гены - /пер. с англ./ - М., Лаборатория знаний, 2016. - Гл 2 - Когда гены шалят; Гл. 3 - Изменяя свои гены.
15. Шпорк Петер Читая между строк ДНК - / пер. с немецкого/ - М., «ЛомоносовЪ», 2013, С. 22
- От генетики к эпигенетике - почему генам нужны переключатели; С. 61 - Влияние окружающей среды: почему у нас есть власть над собственным геномом.
16. Эпигенетика: невидимый командир генома
- Эл. ресурс: biomolecula.ru>articles/epigenetica-nevidimye...
17. Shenk David The Genius in All of Us - UK, Icon Books Ltd., London, 2011, Chapter Two - Intelligence is a Process, not a Thing - p. 29; Chapter Ten -Genes 2.1 - How to ImproveYour Genes.