Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФРГ И КНР В КОНТЕКСТЕ ПАНДЕМИИ COVID19: НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ И ВЫЗОВЫ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФРГ И КНР В КОНТЕКСТЕ ПАНДЕМИИ COVID19: НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ И ВЫЗОВЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРГ / КНР / COVID19 / Европейский союз / Синьцзян / Ангела Меркель / Олаф Шольц / Си Цзиньпин / Germany / China / COVID19 / European Union / Xinjiang / Angela Merkel / Olaf Scholz / Xi Jinping

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Семенов Олег Юрьевич

Рассмотрены ключевые особенности политического диалога Германии и Китая как до пандемии коронавируса, так и в ее контексте. Актуальность поставленной проблемы предопределяется такими важными объективными обстоятельствами, как важность двусторонних германокитайских отношений для выработки поли тики Европейского cоюза по отношению к КНР, а также безуслов ное влияние коронавирусной тематики на самые различные аспекты международных отношений в целом и германокитайского взаимо действия в частности. Показана динамика изменений двусторонней повестки дня в диалоге ФРГКНР, от доминирования экономиче ских сюжетов до растущей роли тематики региональной и глобаль ной безопасности, равно как и проблемы прав человека. Источнико вая база представлена официальными материалами ведомства феде рального канцлера ФРГ, выступлениями государственных лидеров, документами Европейского союза. Для проведения качественного анализа заявленной проблематики используется структурнофунк циональный вариант системного анализа, ориентирующий на ана лиз структурных характеристик германокитайского диалога в кон тексте коронавирусной пандемии. Специфика рассматриваемого объекта предопределила также использование децизионного и про гностического методов, которые позволяют сконцентрировать вни мание на центрах принятия решений (в данном случае, Берлине и Пекине), процессе их выработки и последующей реализации с уче том фактора парламентских выборов ФРГ и прогнозирования ки тайского вектора внешней политики новой правительственной коа лиции. Сделан вывод и приведены примеры наличия нескольких ключевых аспектов взаимодействия ФРГ и КНР в борьбе с COVID19: медицинские исследования, поставки медикаментов и средств индивидуальной защиты, координация позиций в многосто ронних механизмах и институтах. Дан прогноз, что новое герман ское правительство займет более жесткую позицию в отношении Китая и будет уделять более пристальное внимание проблемам Синьцзяна, Гонконга и Тайваня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GermanChinese interaction within COVID19 pandemic context: new horizons and challenges

The article deals with the key features of the political dialo gue between Germany and China both before the coronavirus pandemic as well as within its context. The urgency of the problem is determined by such important objective issues as the significance of bilateral Ger manChinese relations for developing European Union's policy towards China, together with the unconditional coronavirus impact on various as pects of international relations in general and GermanChinese interaction in particular. The article shows the dynamics of changes in the bilateral in GermanChinese dialogue agenda, from the dominance of economic sub jects to the growing role of regional and global security, as well as human rights issues. The document base of the article is presented by official ma terials of German department of the Federal Chancellor, speeches of state leaders, the European Union documents. A structural and functional versi on of the system analysis is used in the article, orienting the researcher to wards structural characteristics of the GermanChinese dialogue in the context of the coronavirus pandemic. The specificity of the object under consideration also determined the use of decisional and predictive met hods, which make it possible to focus on the decisionmaking centers (Berlin and Beijing), the process of decision development and subsequent implementation, taking into account the factor of German parliamentary elections and forecasting the Chinese direction of new government coaliti on foreign policy. The article concludes and provides examples of several key interaction aspects between Germany and China combating against COVID19: medical research, medicines and personal protective equip ment supply, coordinating positions in multilateral institutions. The article predicts that the new German government will take a tougher stance on China together with paying closer attention to Xinjiang, Hong Kong and Taiwan issues.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФРГ И КНР В КОНТЕКСТЕ ПАНДЕМИИ COVID19: НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ И ВЫЗОВЫ»

DOI: 10.48647ZICCA.2022.79.76.031

О.Ю. Семенов

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФРГ И КНР В КОНТЕКСТЕ ПАНДЕМИИ COVID-19: НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ И ВЫЗОВЫ

Аннотация. Рассмотрены ключевые особенности политического диалога Германии и Китая как до пандемии коронавируса, так и в ее контексте. Актуальность поставленной проблемы предопределяется такими важными объективными обстоятельствами, как важность двусторонних германо-китайских отношений для выработки политики Европейского союза по отношению к КНР, а также безусловное влияние коронавирусной тематики на самые различные аспекты международных отношений в целом и германо-китайского взаимодействия в частности. Показана динамика изменений двусторонней повестки дня в диалоге ФРГ—КНР, от доминирования экономических сюжетов до растущей роли тематики региональной и глобальной безопасности, равно как и проблемы прав человека. Источнико-вая база представлена официальными материалами ведомства федерального канцлера ФРГ, выступлениями государственных лидеров, документами Европейского союза. Для проведения качественного анализа заявленной проблематики используется структурно-функциональный вариант системного анализа, ориентирующий на анализ структурных характеристик германо-китайского диалога в контексте коронавирусной пандемии. Специфика рассматриваемого объекта предопределила также использование децизионного и прогностического методов, которые позволяют сконцентрировать внимание на центрах принятия решений (в данном случае, Берлине и Пекине), процессе их выработки и последующей реализации с уче-

60

Политика

том фактора парламентских выборов ФРГ и прогнозирования китайского вектора внешней политики новой правительственной коалиции. Сделан вывод и приведены примеры наличия нескольких ключевых аспектов взаимодействия ФРГ и КНР в борьбе с COVID-19: медицинские исследования, поставки медикаментов и средств индивидуальной защиты, координация позиций в многосторонних механизмах и институтах. Дан прогноз, что новое германское правительство займет более жесткую позицию в отношении Китая и будет уделять более пристальное внимание проблемам Синьцзяна, Гонконга и Тайваня.

Ключевые слова: ФРГ, КНР, COVID-19, Европейский союз, Синьцзян, Ангела Меркель, Олаф Шольц, Си Цзиньпин.

Автор: Семенов Олег Юрьевич, к.и.н., доцент, начальник Отдела сопровождения учебного процесса в бакалавриате по направлению «Востоковедение и африканистика», НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. E-mail: osemenov@hse.ru

Semenov O.Yu.

German-Chinese interaction within COVID-19 pandemic context: new horizons and challenges

Abstract. The article deals with the key features of the political dialogue between Germany and China both before the coronavirus pandemic as well as within its context. The urgency of the problem is determined by such important objective issues as the significance of bilateral German-Chinese relations for developing European Union's policy towards China, together with the unconditional coronavirus impact on various aspects of international relations in general and German-Chinese interaction in particular. The article shows the dynamics of changes in the bilateral in German-Chinese dialogue agenda, from the dominance of economic subjects to the growing role of regional and global security, as well as human rights issues. The document base of the article is presented by official materials of German department of the Federal Chancellor, speeches of state leaders, the European Union documents. A structural and functional version of the system analysis is used in the article, orienting the researcher towards structural characteristics of the German-Chinese dialogue in the context of the coronavirus pandemic. The specificity of the object under consideration also determined the use of decisional and predictive methods, which make it possible to focus on the decision-making centers (Berlin and Beijing), the process of decision development and subsequent implementation, taking into account the factor of German parliamentary elections and forecasting the Chinese direction of new government coalition foreign policy. The article concludes and provides examples of several key interaction aspects between Germany and China combating against

Политика

61

COVID-19: medical research, medicines and personal protective equipment supply, coordinating positions in multilateral institutions. The article predicts that the new German government will take a tougher stance on China together with paying closer attention to Xinjiang, Hong Kong and Taiwan issues.

Keywords: Germany, China, COVID-19, European Union, Xinjiang, Angela Merkel, Olaf Scholz, Xi Jinping.

Author: Oleg Y. SEMENOV, Ph.D. (History), Associate Professor, Head of the Study Office, BA Programme in Asian and African Studies, Higher School of Economics — Saint-Petersburg (e-mail: osemenov@hse.ru).

Динамика германо-китайского сотрудничества в начале XXI века

Повестка дня отношений Китайской Народной Республики с Европейским союзом в целом и Германией в частности отличалась широким спектром как позитивных тенденций, так и сдерживающих факторов еще до пандемии коронавируса. На протяжении многих лет политический истеблишмент и промышленные круги ФРГ рассматривали Китай практически исключительно как прибыльный рынок сбыта, а германский канцлер рубежа XX—XXI вв. Герхард Шредер руководствовался принципом, сформулированным еще в 1960-е гг. западногерманским социал-демократическим политиком Эгоном Баром «Изменения путем сближения», а в случае с КНР — «Изменения путем торговли» [Schroeder, 2008]. Г. Шредер способствовал вступлению Китая в ВТО в 2001 г. и прилагал множество усилий по отмене санкций Европейского союза в отношении Пекина, введенных после событий 1989 г. на площади Тяньаньмэнь, однако попытки оказались безуспешными — европейское эмбарго на торговлю оружием действует до сих пор.

Когда в 2005 г. Г. Шредера сменила на посту канцлера Ангела Меркель, провозгласившая ценностный подход концептуальным фундаментом внешней политики, она попыталась привнести новое содержание в динамику двустороннего диалога, например, организовав визит далай-ламы в германское Ведомство федерального канцлера (примерный аналог Администрации Президента РФ) и встретившись с ним лично в 2007 г. [Merkel Meets Dalai Lama...]. Это вызвало немедленную реакцию китайских властей, и на более чем полугодовалый срок официальный политический диалог был практически заморожен, что в свою очередь вызвало резкую критику канцлера со сто-

62

Политика

роны и политических оппонентов, и промышленных кругов ФРГ, а как следствие — смягчение официальной риторики Берлина относительно прав человека в Китае и установление практики ежегодных двусторонних консультаций на министерском уровне.

В середине второго десятилетия XXI века Коммунистическая партия Китая под руководством Си Цзиньпина начала качественно ужесточать меры контроля и условия доступа зарубежных, в частности европейских, компаний на внутренний рынок. Китайские компании смогли в течение относительно небольшого промежутка времени превратиться в серьезных конкурентов европейским и американским гигантам, а многие крупнейшие компании Германии, в частности ее автопроизводители, оказались зависимыми от китайского рынка, на котором становилось все труднее ориентироваться.

Эта зависимость дала Китаю, с одной стороны, рычаги воздействия на немецких политиков и на самых влиятельных руководителей страны, c 2016 г. Китай сместил Соединенные Штаты с первого места во внешнеторговом обороте ФРГ, а с другой — трудности и вызовы для германского бизнеса в КНР выросли из-за более агрессивной политики Пекина в контексте пандемии COVID-19, равно как и в контексте все более конфронтационной позиции США по отношению к Китаю по целому ряду вопросов — от торговли и технологий до региональной и глобальной безопасности и прав человека [Barkin, 2021]. Эти факторы стали вызывать в Германии все более широкую дискуссию об отношениях с Китаем: если, к примеру, в первом десятилетии XXI века основным драйвером и мотиватором взаимодействия выступали, бесспорно, экономические интересы сторон, то к 2020 г. динамику диалога стали в значительной степени определять в том числе и политические сюжеты, вопросы прав человека, диверсификация китайских интересов на европейском континенте, растущая конкурентоспособность и амбиции КНР в международной политике.

В марте 2019 г. Еврокомиссия и Служба по внешним связям ЕС охарактеризовали Китай как одновременно «партнера, конкурента и системного соперника» [EU—China — A Strategic Outlook], а на передний план вышли такие вопросы, как лицензирование сетей 5G на территории Евросоюза и двустороннее инвестиционное соглашение КНР—ЕС. Последовавший же на рубеже 2019—2020 гг. беспрецедентный кризис, связанный с пандемией COVID-19, вывел дебаты о формате, приоритетах и перспективах сотрудничества с Китаем на новый уровень как в ЕС, так и в ФРГ.

Политика

63

Повестка дня диалога ФРГ и ЕС с КНР перед пандемией COVID-19

Германо-китайские отношения начала 2020 г. характеризовались подготовкой к инициированным, прежде всего канцлером ФРГ А. Меркель, межправительственным консультациям и осенней встрече на высшем уровне в Лейпциге (в итоге отмененной из-за пандемии коронавируса) под эгидой председательства Германии в Совете ЕС. Цель А. Меркель заключалась в том, чтобы сместить акцент европейской политики с конфронтации на сотрудничество с Пекином, изучить возможности для совместных действий по борьбе с изменением климата и выйти из семилетнего тупика в переговорах по инвестиционному соглашению между ЕС и Китаем [EU-China Comprehensive Agreement on Investment: Milestones and Documents]. Канцлер заявляла на вручении премии Г. Киссинджера в январе 2020 г.: «Я призываю не скатываться к новой биполярности в отношениях с КНР, а скорее попытаться, основываясь на достижениях нашего многолетнего диалога и опыте многостороннего сотрудничества, вовлекать Китай в многосторонние проекты самого различного масштаба и направленности и как минимум относиться к нему как равноправному партнеру» [Merkel, 2020].

В то же время политические отношения ФРГ и ЕС в целом с Китаем переживали не лучшие времена не в последнюю очередь из-за растущей настороженности германских правящих кругов применительно к политике Китая в отношении продемократического движения в Гонконге и крупномасштабных нарушений прав человека в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, а в деловых кругах ФРГ нарастали дискуссии о политических рисках ведения бизнеса с китайскими партнерами.

Иллюстрацией амбивалентности диалога может служить тот факт, что, хотя саммит Китай—ЕС в Лейпциге был отменен, готовность А. Меркель к соглашению с Пекином осталась, и по мере того, как немецкое председательство подходило к концу, в декабре 2020 г. она сумела согласовать текст Всеобъемлющего соглашения по инвестициям между КНР и Евросоюзом (CAI) [EU and China reach agreement...], переговоры по которому велись с переменным успехом еще с 2014 г. При этом сделка моментально подверглась жесткой критике по обе стороны Атлантики, в основном за то, как она была проведена — в период выходных в конце года, без особых консультаций с будущей администрацией США, которая обещала восстановить

64

Политика

трансатлантические связи и тесно сотрудничать с Европой, в том числе в отношении китайского вопроса.

Пекин со своей стороны всего через три месяца после принципиального согласования CAI наложил санкции на членов Европейского парламента, политиков из нескольких стран — членов ЕС, а также ученых базирующегося в Берлине Института китайских исследований Меркатора (MERICS) и датского общественного объединения Democracies Foundation, что вызвало сомнения относительно того, получит ли соглашение когда-либо официальное одобрение ЕС [Chinese sanctions threaten EU investment pact]. Действительно, в мае 2021 г. члены Европейского парламента подавляющим большинством голосов проголосовали за то, чтобы остановить процесс ратификации инвестиционной сделки до тех пор, пока не будут сняты санкции Китая против его членов, но канцлер ФРГ осталась при своем мнении: «Я считаю, что для ЕС очень важно иметь свою собственную, независимую от США политику в отношении Китая», — сказала она в ходе совместной пресс-конференции с французским президентом Э. Мак-роном [EU's policy towards China should be independent...].

Пандемия COVID-19

как вызов и триггер взаимодействия ФРГ и КНР

Пандемия коронавируса и вызванная ей новая повестка дня двусторонних отношений, разумеется, внесли масштабные коррективы в коммуникацию между Германией и Китаем на высшем политическом уровне, где можно выделить несколько стратегических приоритетов применительно к двустороннему взаимодействию в борьбе с COVID-19: медицинские исследования, взаимные поставки медикаментов и средств индивидуальной защиты, координация позиций в многосторонних механизмах и институтах по преодолению пандемии и ее последствий.

Уже в конце марта 2020 г. результатом прямой телефонной беседы председателя КНР Си Цзиньпина и канцлера ФРГ А. Меркель стала договоренность о тесном научном сотрудничестве с целью разработки вакцины [Bundeskanzlerin Merkel telefoniert...], представитель немецкого Института Роберта Коха принял участие в совместной миссии ВОЗ в Китае в середине февраля [Report of the WHO-China Joint Mission on Coronavirus Disease 2019], проявили заинтересованность представители частного сектора медицины: немецкая компания BioNtech подписала партнерское соглашение с китайской фармацевтической компанией Fosun на получение инвестиций в 135 млн евро

Политика

65

для разработки мРНК-вакцины против коронавируса [BioNTech in China alliance with Fosun...]. А. Меркель использовала свои хорошие личные отношения с Си Цзиньпином, чтобы обеспечить Германии первоочередной доступ к китайским поставкам средств индивидуальной защиты, опередив другие европейские государства [Merkels direkter Draht nach China...].

Однако немецкие СМИ и политические партии заняли неоднозначную позицию в отношении китайской роли в коронавирусном кризисе на протяжении 2020—2021 гг.: КНР рассматривается и как первоисточник глобальной проблемы, и как страна с жестким контролем над распространением информации и, как следствие, неоправданно медленной реакцией на распространение инфекции, и одновременно как партнер в разработке совместных решений против COVID-19, и как глобальный геополитический игрок, пытающийся усилить за счет пандемии свое влияние в ЕС [Wie kann Chinas Einfluss...].

Перспективы германо-китайского взаимодействия в контексте парламентских выборов ФРГ 2021 г.

Что касается перспектив и вероятных последствий пандемии для двусторонних германо-китайских отношений, то, как представляется, кризис придаст новый импульс, в первую очередь, внутригерманским дебатам об экономической зависимости ФРГ от поставок китайских товаров, о степени целесообразности такой зависимости и как следует диверсифицировать логистические и торговые цепочки. Весьма вероятно в связи с этим и давно обсуждаемое в Германии ужесточение требований к иностранным инвесторам на фоне опасений по скупке германских активов китайскими компаниями во время пандемии. Последствия же коронавирусного кризиса для политических отношений двух стран и их контуры будет определять уже новое коалиционное правительство ФРГ, но в любом случае перед новым канцлером будет стоять несколько ключевых вопросов: кто же КНР для Германии в первую очередь — партнер, конкурент или соперник, как реагировать на растущее политическое влияние Китая в европейском и глобальном масштабах и как найти баланс в треугольнике США— ФРГ—КНР.

В любом случае новый канцлер Германии, лидер социал-демократов Олаф Шольц, вынужден будет пересмотреть приоритетный подход Ангелы Меркель к отношениям с Китаем в рамках общего контекста восточноазиатского вектора внешней политики. Партия же

66

Политика

«Союз 90/Зеленые», которая получила пост министра иностранных дел (правда, без традиционного вице-канцлерства) в лице Анналены Бэрбок, поддерживает более жесткий подход к Китаю [Bubrowski, Schuller, 2021].

В своем коалиционном соглашении «Не бояться большего прогресса: альянс за свободу, справедливость и устойчивость» [Koalitionsvertrag: Mehr Fortschritt wagen] от 24 ноября 2021 г. немецкие «зеленые», социал-демократы и свободные демократы ясно дали понять, что политика правительства Германии в отношении Китая будет основана на обновленном, более критическом восприятии растущего влияния Китая в региональных и глобальных международных отношениях, и особо подчеркивают приверженность ценностному подходу (традиционному для всей германской внешней политики последних лет) в стратегических аспектах двусторонних отношений. Синьцзян, Гонконг и Тайвань — деликатные темы, которые при А. Меркель обсуждались с китайскими правительственными чиновниками за закрытыми дверями, теперь несколько раз прямым текстом упоминаются в коалиционном документе.

Китаю как одному из ключевых внешнеполитических направлений в дипломатической главе программной декларации нового германского кабинета уделяется довольно значительное место — страна упоминается 12 раз. Для сравнения, в трех предыдущих коалиционных соглашениях за последние 12 лет Китай упоминался в общей сложности всего 11 раз. В соглашении говорится, что отношения с США, например, должны быть «обновлены и активизированы», а политика ФРГ в отношении Китая должна формироваться «на основе партнерства, конкуренции и системного соперничества». Это очень обращающий на себя внимание пассаж, поскольку впервые Китай назван «системным соперником» в соглашении правящей коалиции, хотя, например, в Брюсселе на уровне Евросоюза это становится уже стандартным подходом.

Исходя из такой тенденции, вполне логично, что в коалиционном соглашении также прописано намерение разработать «всеобъемлющую стратегию ФРГ в отношении Китая» как часть общей внешней политики ЕС, «чтобы иметь возможность реализовать германские внешнеполитические ценности и интересы в системном соперничестве с КНР». Упоминается и Тайвань в том контексте, что его реинтеграция в Китай должна происходить только «мирным путем и по взаимному согласию».

Кроме того, коалиционное правительство явно стремится расширить спектр своих стратегических возможностей влияния в Китае за

Политика

67

счет расширения взаимодействия с партнерами в Индо-Тихоокеан-ском регионе, но в то же время новой команде в Берлине придется изложить конкретные цели и методы их достижения, равно как и быть готовыми предоставить необходимые для этого ресурсы. Одним из потенциальных решений здесь видится участие ФРГ в той или иной форме в создании и развитии многосторонних партнерских структур в области азиатско-тихоокеанской региональной безопасности по примеру QUAD и AUKUS.

1 декабря 2021 г. немецкое издание Die Tageszeitung опубликовало интервью с новым министром иностранных дел, в котором А. Бэрбок подробно рассказала о своем концептуальном видении внешнеполитического курса трехсторонней правящей коалиции, а общий посыл в отношении КНР можно охарактеризовать одной фразой: Германия займет более жесткую позицию в отношении Китая и будет уделять более пристальное внимание социогуманитарным проблемам, в частности правам человека [Schweigen ist keine Diplomatie...]. «В конечном итоге красноречивое молчание не является формой дипломатии, даже если некоторые считали его таковым в последние годы», — заявила министр. Она признала, что диалог является центральным компонентом международной политики, «но это не означает, что нужно замалчивать вопросы». Бэрбок подчеркнула также, что краеугольный принцип германского внешнеполитического курса — политика, основанная на ценностях, — должна быть сочетанием диалога и жесткости. Министр упомянула и возможный запрет импорта в Германию китайской продукции из Синьцзяна, при этом не исключив теоретически даже бойкота зимних Олимпийских игр 2022 г. в Пекине.

В целом после многих лет стратегически стабильного китайского вектора внешней политики ФРГ при А. Меркель важные политические сдвиги 2021 г. в лице германских парламентских выборов и прихода к власти в США новой администрации могут внести значительные коррективы в германо-китайские отношения. Д. Байден дал понять, что будет подталкивать Европу к более структурированному диалогу и выработке общей трансатлантической позиции по стратегическим вызовам в лице Китая, Франция же — самый близкий союзник Германии в Европе — продвигает идею стратегической автономии, в рамках которой рассматривает ЕС как обособленный полюс силы, отличный и от США, и от КНР. То, какую линию поведения изберет Германия во главе с новым канцлером и правительством, будет определять не только контуры двусторонних германо-китайских отношений, но и во многом задаст тон всему диалогу между ЕС и КНР.

68

Политика

Библиографический список

Barkin, Noah. Change Drivers // Internationale Politik Quarterly, 30 March 2021.

BioNTech in China alliance with Fosun over potential coronavirus vaccine // Reuters. 16.03.2020. URL: https://www.reuters.com/article/us-biontech-fosunpharma-v accine-collabor/biontech-in-china-alliance-with-fosun-over-potential-coronavirus-vacc ine-idUSKBN213005 (дата обращения: 17.12.2021).

Bubrowski, Helene; Schuller, Konrad. Mit Dialog und Harte // Frankfurter Allgemeine Zeitung. 24.04.2021. (На нем.)

Bundeskanzlerin Merkel telefoniert mit dem chinesischen Prasidenten, Xi Jinping // Bundeskanzler. 25.03.2020. URL: https://www.bundeskanzlerin.de/bkin-de/aktuelles/ bundeskanzlerin-merkel-telefoniert-mit-dem-chinesischen-praesidenten-xi-jinping-173 4924 (дата обращения: 17.12.2021). (На нем.)

Chinese sanctions threaten EU investment pact, 26 March 2021 // Deutsche Welle. 26.03.2021. URL: https://www.dw.com/en/chinese-sanctions-threaten-eu-investment-pact/a-56995389 (дата обращения: 17.12.2021).

EU and China reach agreement in principle on investment // European commission. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_20_2541 (дата обращения: 17.12.2021).

EU-China — A Strategic Outlook // European Commission. URL: https://ec.euro pa.eu/info/sites/default/files/communication-eu-china-a-strategic-outlook.pdf (дата обращения: 17.12.2021).

EU-China Comprehensive Agreement on Investment: Milestones and Documents // European Commission. URL: https://trade.ec.europa.eu/doclib/press/index.cfm?id= 2115 (дата обращения: 17.12.2021).

EU's policy towards China should be independent: Merkel, Macron // Global Times. 06.02.2021. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202102/1215105.shtml (дата обращения: 17.12.2021).

Koalitionsvertrag: Mehr Fortschritt wagen. Bundnis 90 // Die Grunen. 24.11.2021. URL: https://www.gruene.de/artikel/koalitionsvertrag-mehr-fortschritt-wagen (дата обращения: 17.12.2021). (На нем.)

Merkel, Angela. Speech at the Henry A. Kissinger Prize on January 21, 2020, Berlin/ / Bundeskanzler. 21.01.2020. URL: https://www.bundeskanzlerin.de/bkin-de/aktuelles/ rede-von-bundeskanzlerin-merkel-bei-der-verleihung-des-henry-a-kissinger-preises-am -21-januar-2020-in-berlin-1714694 (дата обращения: 17.12.2021).

Merkel Meets Dalai Lama Despite Chinese Criticism, 23 September 2007 // Deutsche Welle. 23.09.2007. URL: https://www.dw.com/en/merkel-meets-dalai-lama-despite-chinese-criticism/a-2793322 (дата обращения: 17.12.2021).

Merkels direkter Draht nach China // Sueddeutsche Zeitung. 07.04.2020. URL: https://www.sueddeutsche.de/politik/schutzausruestung-merkels-direkter-draht-nach-c hina-1.4871798 (дата обращения: 17.12.2021). (На нем.)

Политика

69

Report of the WHO-China Joint Mission on Coronavirus Disease 2019 (COVID-19) // World Health Organization. URL: https://www.who.int/docs/default-source/ coronaviruse/who-china-joint-mission-on-covid-19-final-report.pdf (дата обращения: 17.12.2021).

Schroeder, Gerhard. Deutschland und China // Die Zeit. 17.07.2008. (На нем.)

Schweigen ist keine Diplomatie // Die Tageszeitung. 01.12.2021. URL: https://taz. de/Annalena-Baerbock-ueber-Aussenpolitik/!5819421/ (дата обращения: 17.12.2021). (На нем.)

Wie kann Chinas Einfluss auf Europa begrenzt werden? // Sueddeutsceh Zeitung. 02.04.2020. URL: https://www.sueddeutsche.de/politik/coronavirus-china-europa-1.486 3357 (дата обращения: 17.12.2021). (На нем.)

References

Barkin, Noah (2021). Change Drivers. Internationale Politik Quarterly. March 30, 2021.

BioNTech in China alliance with Fosun over potential Coronavirus vaccine. Reuters.

16.03.2020. URL: https://www.reuters.com/article/us-biontech-fosunpharma-vaccine-collabor/biontech-in-china-alliance-with-fosun-over-potential-coronavirus-vaccine-id USKBN213005 (accessed: December 17, 2021).

Bubrowski, Helene; Schuller, Konrad (2021). Mit Dialog und Harte. Frankfurter Allgemeine Zeitung. 24.04.2021. (In German).

Bundeskanzlerin Merkel telefoniert mit dem chinesischen Prasidenten, Xi Jinping. Bundeskanzler. 25.03.2020. URL: https://www.bundeskanzlerin.de/bkin-de/aktuelles/ bundeskanzlerin-merkel-telefoniert-mit-dem-chinesischen-praesidenten-xi-jinping-173 4924 (accessed: December 17, 2021). (In German)

Chinese sanctions threaten EU investment pact, 26 March 2021. Deutsche Welle.

26.03.2021. URL: https://www.dw.com/en/chinese-sanctions-threaten-eu-investment-p act/a-56995389 (accessed: December 17, 2021).

EU and China reach agreement in principle on investment. European Commission. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_20_2541 (accessed: December 17, 2021).

EU-China — A Strategic Outlook. European Commission. URL: https://ec.europa. eu/info/sites/default/files/communication-eu-china-a-strategic-outlook.pdf (accessed: December 17, 2021).

EU-China Comprehensive Agreement on Investment: Milestones and Documents. European Commission. URL: https://trade.ec.europa.eu/doclib/press/index.cfm?id=2115 (accessed: December 17, 2021).

EU's policy towards China should be independent: Merkel, Macron, Global Times. 06.02.2021. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202102/1215105.shtml (accessed: December 17, 2021).

70

Политика

Koalitionsvertrag: Mehr Fortschritt wagen. Bundnis 90. Die Grunen. 24.11.2021. URL: https://www.gruene.de/artikel/koalitionsvertrag-mehr-fortschritt-wagen (accessed: December 17, 2021). (In German)

Merkel, Angela (2020). Speech at the Henry A. Kissinger Prize on January 21, 2020, Berlin. Bundeskanzler. URL: https://www.bundeskanzlerin.de/bkin-de/aktuelles/rede-vo n-bundeskanzlerin-merkel-bei-der-verleihung-des-henry-a-kissinger-preises-am-21-jan uar-2020-in-berlin-1714694 (accessed: December 17, 2021).

Merkel Meets Dalai Lama Despite Chinese Criticism. Deutsche Welle. 23.09.2007. URL: https://www.dw.com/en/merkel-meets-dalai-lama-despite-chinese-criticism/a-2 793322 (accessed: December 17, 2021).

Merkels direkter Draht nach China. Sueddeutsche Zeitung. 07.04.2020. URL: https:// www.sueddeutsche.de/politik/schutzausruestung-merkels-direkter-draht-nach-china-1.4 871798 (accessed: December 17, 2021). (In German)

Report of the WHO-China Joint Mission on Coronavirus Disease 2019 (COVID-19). World Health Organization. URL: https://www.who.int/docs/default-sour ce/coronaviruse/who-china-joint-mission-on-covid-19-final-report.pdf (accessed: December 17, 2021).

Schroeder, Gerhard (2008). Deutschland und China // Die Zeit. 17.07.2008. (In German)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Schweigen ist keine Diplomatie. Die Tageszeitung. 01.12.2021. URL: https://taz.de/ Annalena-Baerbock-ueber-Aussenpolitik/!5819421/ (accessed: December 17, 2021). (In German)

Wie kann Chinas Einfluss auf Europa begrenzt werden? Sueddeutsche Zeitung. 02.04.2020. URL: https://www.sueddeutsche.de/politik/coronavirus-china-europa-L4 863357 (accessed: December 17, 2021). (In German)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.