Научная статья на тему 'Проблема прав человека и германо-китайские отношения'

Проблема прав человека и германо-китайские отношения Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
535
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ФРГ / КНР / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА / ДИАЛОГ ПО ПРАВОЗАЩИТНОЙ ТЕМАТИКЕ / ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ / ТИБЕТСКИЙ ВОПРОС

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Цвык Анатолий Владимирович

В статье рассматривается влияние проблемы прав человека в КНР на развитие германо-китайских политических отношений на современном этапе. Автор анализирует ход и основные проблемы германо-китайского диалога по правозащитной тематике, его правовую основу, аргументы и позиции сторон. Одним из основных препятствий развивающемуся взаимодействию автор видит в том, что Германия и Китай, ввиду цивилизационных и культурных особенностей, по-разному воспринимают природу прав человека. Германия ожидает от Китая соблюдения тех прав и свобод, которые, как утверждают европейцы, указаны в основополагающих документах международного права, через проведение ряда политических реформ. Китайская же сторона говорит о постепенном развитии института прав человека и гражданина посредством экономического развития и роста уровня жизни. Автор приходит к выводу, что обе стороны готовы закрывать глаза на нарушение прав человека и критику из-за несоблюдения основных гражданских и политических прав граждан ради укрепления и развития экономического и торгового сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема прав человека и германо-китайские отношения»

УДК 327

Анатолий ЦВЫК

ПРОБЛЕМА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГЕРМАНО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается влияние проблемы прав человека в КНР на развитие германо-китайских политических отношений на современном этапе. Автор анализирует ход и основные проблемы германо-китайского диалога по правозащитной тематике, его правовую основу, аргументы и позиции сторон. Одним из основных препятствий развивающемуся взаимодействию автор видит в том, что Германия и Китай, ввиду цивилизаци-онных и культурных особенностей, по-разному воспринимают природу прав человека. Германия ожидает от Китая соблюдения тех прав и свобод, которые, как утверждают европейцы, указаны в основополагающих документах международного права, через проведение ряда политических реформ. Китайская же сторона говорит о постепенном развитии института прав человека и гражданина посредством экономического развития и роста уровня жизни. Автор приходит к выводу, что обе стороны готовы закрывать глаза на нарушение прав человека и критику из-за несоблюдения основных гражданских и политических прав граждан ради укрепления и развития экономического и торгового сотрудничества.

Ключевые слова: ФРГ, КНР, права человека, гражданские права, диалог по правозащитной тематике, Европейская комиссия, Тибетский вопрос.

Мир XXI века формируется и во многом уже сложился как полицентричный [Громыко, 2015а]. Основными акторами полицентричной системы международных отношений являются государства и государственные объединения [Лукин, 2016]. Среди них важное место занимают Китайская Народная Республика и Европейский Союз, одним из экономических и политических лидеров которого является Федеративная Республика Германия.

Современное состояние китайско-германских отношений обусловлено логикой их развития ещё во второй половине XX в. 11 октября 1972 г. министр иностранных дел ФРГ В. Шеель и его китайский коллега Цзи Пэнфэй подписали "Совместную декларацию об установлении дипломатических отношений между ФРГ и КНР", завершив тем самым период неофициальных контактов между государства-

© Цвык Анатолий Владимирович - к.и.н., преподаватель кафедры теории и истории международных отношений, факультет гуманитарных и социальных наук ФГАОУ ВО "Российский университет дружбы народов". Адрес: Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 10a. E-mail: a.tsvyk91@mail.ru Публикация подготовлена в рамках инициативного НИР РУДН 2016 г. «Незападные теории МО. Азиатские, африканские и латиноамериканские концепции мироустройства». DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope120176471

ми, который продолжался в течение двух десятилетий. Данный шаг логически вытекал из внешнеполитического курса ФРГ того времени, концептуальной основой которого являлся сформулированный канцлером ФРГ В. Брандтом подход Wandel durch Annäherung ("Перемены через сближение") [Белов, 2014]. С этого времени отношения между Западной Германией и Китаем стали активно развиваться во многих сферах двустороннего сотрудничества, прежде всего в торгово-экономической области. Несмотря на санкции западных стран (в том числе ФРГ), наложенные на Китай после событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 г. и последующее охлаждение отношений, несмотря на то, что, как отмечает Ал. Громыко, Европейский Союз и государства-члены ЕС не скупятся на претензии [Громыко, 2015b], с середины 1990-х гг. взаимодействие между Берлином и Пекином поступательно развивалось [Nicholson, 2015].

В марте 2014 г. во время визита Председателя КНР Си Цзиньпина в Германию сторонами было принято решение об установлении "отношений всеобъемлющего стратегического партнёрства" [Виноградов А.О., 2016]. Несмотря на недостаточно высокий уровень политического взаимодоверия, германо-китайские политические отношения поступательно развиваются. Однако в германо-китайском политическом взаимодействии существует ряд проблем, которые пока не могут найти своего разрешения. По мнению бывшего Чрезвычайного и Полномочного посла КНР в ФРГ Ма Цаньжуна, в германо-китайских политических отношениях есть два вопроса, оказывающих наибольшее влияние на их развитие: проблема прав человека в Китае и Тибетский вопрос [Бывший посол КНР, 2015].

Сотрудничество ФРГ и КНР в правозащитной сфере

В ноябре 1999 г. по итогам переговоров между канцлером ФРГ Г. Шредером и премьером Госсовета КНР Чжу Жунцзи было объявлено о создании механизма двустороннего сотрудничества в правозащитной сфере - германо-китайского диалога по правам человека. Согласно совместному заявлению сторон, диалог по правам человека предусматривает долгосрочный подход к проблеме соблюдения прав человека в Китае. Его координаторами являются: с немецкой стороны - Федеральное министерство юстиции, с китайской стороны - Законодательное управление дел Госсовета КНР. Раз в год проводится симпозиум для обсуждения немецкими и китайскими экспертами текущих юридических вопросов. Очередной, 14-й раунд диалога по правам человека состоялся в ноябре 2016 г. в Германии. Представители немецкой стороны неоднократно подчёркивали, что диалог по правам человека оказывает влияние на разработку правовых норм в Китае и таким образом поддерживает усилия китайского правительства в обеспечении соблюдения правовых норм в определённых областях.

Сотрудничество в сфере прав человека между ФРГ и КНР имеет юридическую основу. Министр юстиции ФРГ С. Лойтхойзер-Шнарренбергер и глава Управления делами Государственного совета КНР Сун Дахан в ноябре 2010 г. в г. Берлине подписали соглашение о реализации трёхлетней программы обмена и сотрудничества в правовой сфере на 2011-2013 гг, а в 2013 г. в г. Ханчжоу было подписано аналогичное соглашение на период 2013-2015 гг. [Dreijahresprogramm, 2015].

При этом надо понимать, что права человека в КНР обсуждаются лишь в той мере, в какой китайские власти готовы к подобному диалогу. Любые попытки ФРГ, как и других западных стран, хотя бы небольшого давления на власти КНР, решительно пресекаются [Цвык, 2016а].

Проблема прав человека в Китае: взгляд из Германии

Позиция властей ФРГ заключается в том, что Китай должен руководствоваться общепринятыми нормами и принципами в вопросе соблюдения прав и свобод человека. Можно выделить несколько основных проблем прав человека, которые беспокоят немецкую общественность и правозащитные организации:

1. Свобода личности и вероисповедания. В Германии негативно относились к вопросу планирования семьи в китайском обществе, политика "одна семья -один ребенок", отмененная в 2015 г., по их мнению, нарушала права человека на рождение ребёнка. Государством официально запрещены иностранные религиозные организации, что, по мнению немцев, нарушает права на свободу вероисповедания.

2. Судебная система. Немецкие правозащитные организации считают, что судебная власть Китая сильно зависит от исполнительной власти. На самом судебном процессе имеет право присутствовать представитель КПК, чаще всего высокопоставленный чиновник, который наделен полномочиями присваивать рассматриваемому делу категорию государственной важности и тем самым прямо влиять на исход судебного заседания. Немецкие правозащитники апеллируют к тому, что сами судьи, как правило, являются членами партии, и на них может оказываться как опосредованное, так и прямое давление сверху с целью принятия нужного решения.

3. Недостаточная защита прав и свобод национальных меньшинств. Немецкие правозащитники видят немало проблем в позиции правительства КНР по национальному вопросу и отношении к нацменьшинствам, обвиняя власти в непринятии демократических ценностей и нарушении основных положений концептуального документа КПК по этой теме - Белой книги "Национальная политика Китая и общее процветание и развитие всех национальностей".

4. Применение высшей формы наказания (смертная казнь). Гражданское общество и правозащитники западных стран всерьёз обеспокоены этим вопросом, т.к. смертная казнь в Китае до сих пор остаётся государственной тайной, следовательно, только китайские власти обладают информацией о реальных масштабах применения этой меры наказания. К преступлениям, караемым высшей мерой, относятся: угроза общественной безопасности, вооружённое восстание против власти, изнасилование (жертва моложе 14 лет). В последние десятилетия смертной казни подвергаются преступники, которые совершили такие преступления, как взятка, торговля наркотиками, хищение государственной собственности. Правозащитники указывают на несоответствие процедур расследования международным стандартам, большое число судебных ошибок [Das deutsche Rechtssystem, 2015].

5. Свобода слова. Цензура СМИ. В глазах немецкой общественности средства массовой информации Китая - основной инструмент политической пропаганды, усиления контроля КПК над настроениями в государстве и формирования необходимого партии позитивного образа в обществе. Европейцы отмечают, что китайское правительство осуществляет тотальный контроль деятельности СМИ, в том числе, хоть и негласно, иностранных. Китайские службы контролируют интернет, ограничивая доступ китайских пользователей к глобальной сети. Больше всего вопросов у немецких правозащитников вызывает закрытие доступа к социальным сетям (Facebook, Twitter) и видеохостингам (Youtube) на территории КНР.

Неприятие некоторых аспектов политики властей КНР в вопросе прав человека высказывают не только правозащитники ФРГ, но и политики Германии. Канцлер ФРГ А. Меркель во время официальных визитов в Китай в 2012 и 2013 гг. не раз поднимала этот вопрос и выступала с критикой в отношении властей КНР по некоторым судебным делам диссидентов.

Проблема прав человека стояла в повестке дня и на встрече А. Меркель и Си Цзиньпина во время его трёхдневного официального визита в ФРГ 28-30 марта 2014 г. [Цвык, 2016b]. Канцлер Германии заявила: "Важной составляющей частью наших дискуссий являются права человека. И, естественно, мы говорили об этом сегодня снова. Co своей стороны я очень чётко дала понять, что свободное и широкое выражение мнений является очень важным элементом развития креативности в обществе, способности к развитию исследований, культуры и гражданских прав" [Меркель, 2014].

Однако экономические интересы деловых кругов Германии в развитии торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества с Китаем, как и ранее в истории германо-китайских отношений, повлияли на выстраивание китайского направления внешней политики Германии и на процесс формирования повестки дня встреч на высшем и высоком уровнях [Супян, 2015]. Так, международные правозащитные организации, такие как Amnesty International и др., призывали А. Меркель поднять тему нарушения прав человека в Китае во время её официального визита в КНР в октябре 2015 г. Несмотря на это, основной темой переговоров между руководителями двух стран стало экономическое, инвестиционное и научно-техническое сотрудничество между государствами, а канцлер ФРГ так и не затронула столь актуальную для европейских правозащитников тему. "Тихая дипломатия" А. Меркель подверглась критики в международных правозащитных кругах [Merkel-Besuch, 2015].

Проблема прав человека в КНР затрагивалась в выступлении президента ФРГ Й. Гаука в Университете Тунцзи 23 марта 2016 г. в Шанхае во время его государственного визита в Китай. Й. Гаук рассказал китайским студентам о негативных сторонах политической системы ГДР, где, по его мнению, нарушались гражданские права человека [Besuch der Tongji-Universität, 2016].

Контраргументы китайской стороны

Власти Китая, в свою очередь, исходят из того, что государства, регионы неоднородны и различны в культурном и цивилизационном развитии. Следовательно, механизм прав человека, который сформировался на Западе, не является универсальным во всем мире [Виноградов, 2014]. Руководители КНР считают, что для развивающихся стран ключевым критерием соблюдения прав человека может быть только соответствие политической модели требованиям экономического развития и роста уровня благосостояния граждан государства, замечая, что права индивида и личности связаны с коренными интересами всего китайского общества [d'Hooghe, 2011]. В основных концептуальных документах (Белая книга "Права человека в Китае" 1991 г. и Белые книги "Прогресс Китая в защите прав человека" 1995-2015 гг.), выпущенных Госсоветом КНР и посвящённых данной тематике, китайское правительство утверждает, что "приоритетное право народа на существование и развитие, всестороннее улучшение положения в области прав человека в условиях реформы, развития и стабильности соответствуют китайской реальности и отвечают коренным интересам всего китайского народа и вызывают одобрение со стороны мировой общественности".

Китай парирует критику западных и немецких правозащитников тем, что он руководствуется в вопросе прав человека основными нормами и принципами Устава ООН, направленными на содействие правам и основным свободам человека, решительно выступает против применения некоторыми государствами двойных стандартов в области прав человека по отношению к другим, особенно развивающимся странам, против навязывания другим собственной модели, против вмешательства во внутренние дела других стран под предлогом проблемы прав человека. Принципиальная позиция Китая в вопросе прав человека, по мнению властей КНР, пользуется поддержкой в мире.

Препятствуя свободному доступу китайских пользователей к социальным сетям и видеохостингам, китайские власти, имея в виду события "арабской весны", руководствуются необходимостью обеспечивать информационную безопасность государства и пресекать попытки разжигания экстремизма, сепаратизма и межнациональной розни посредством инструментов глобальной сети.

Китайская общественность довольно остро воспринимает европейскую правозащитную критику. Китайцы считают, что отношения между Поднебесной и странами, должны выстраиваться на равных условиях. Европейцы обвиняются в нежелании признавать достигнутые Китаем в экономической области успехи и попытках повернуть внутриполитический курс развития государства от роста экономических показателей и благосостояния населения в сторону соблюдения универсальных, по мнению европейцев, прав человека.

Роль Германии в сотрудничестве по правам человека Китая и ЕС

Диалог по правозащитной тематике между Германией и Китаем ведётся не только на национальном, но и на надгосударственном уровне. Именно ФРГ явилась одним из инициаторов привлечения КНР в диалог Китай - ЕС по правам человека. Конференции по этой тематике с 1997 года проводятся ежегодно и служат одним из инструментов в отстаивании европейцами своих позиций по правозащитной области. Следует отметить, что очередной, 35-й раунд данного диалога, состоялся в конце ноября-декабре 2016 г. Дискутируя с китайскими коллегами, европейцы ставят перед собой следующие задачи: подписание и ратификация Китаем важнейших соглашений и конвенций ООН по правам человека, обсуждение визитов Верховного комиссара ООН по правам человека в Китай, диалог и сотрудничество китайских властей с правозащитными организациями, решение ключевых проблем в области соблюдения прав человека в Китае.

Немцы ссылаются на определённые успехи и результаты диалога Китай - ЕС по правам человека, в частности, на наличие определённой базы документов и соглашений в этой области, которые подписала и ратифицировала вследствие переговоров китайская сторона - Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году, включает в себя статьи по соблюдению ключевых экономических и социальных прав, ратифицирован в КНР в 2001 г.); Конвенцию о правах ребёнка (ратифицирована КНР в 1992 г.), Конвенцию о правах инвалидов (ратифицирована Китаем в 2008 г.) и др.

Помимо диалога Китай - ЕС по правам человека, Германия принимает участие в работе Европейской комиссии в правозащитной сфере. Именно Европейская комиссия, как член Европейской тройки, разработала программу по развитию и укреплению института прав человека в Китае. Частью программы выступают семинары, которые проводятся для китайских и европейских специалистов, программы сотрудничества в сфере юстиции и права, но основной целью остаётся усиление

институтов права в КНР. При этом ключевую роль в процессе, по мнению немцев, должен играть сам Китай, без всякого проявления внешнего давления со стороны.

Тибетский вопрос в современных германо-китайских отношениях

С вопросом соблюдения прав человека в Китае связан и тибетский вопрос. Проблема Тибета является острой не только в китайско-немецком диалоге, но и в отношениях Китая с мировым сообществом. Для китайской стороны особенно важным представляется задача не допустить ни на каком уровне официальных контактов стран мирового сообщества с официальными лицами Тибета, что могло бы подчеркнуть его независимость [Mueller, 2016]. Следует отметить, что немцев особенно беспокоит вопрос соблюдения прав человека в Тибете. Немцы не раз выступали с критикой Китая по этой проблеме, а ситуация стала ещё более напряжённой после выхода резолюции Бундестага от 20 июня 1996 г. "Об улучшении соблюдения прав человека в Тибете", а также последовавшей за резолюцией дискуссии с участием многих представителей немецкой власти и общественности. Через несколько дней - 23 июня правительство КНР объявило о нежелательности и нецелесообразности официального визита министра иностранных дел Германии К. Кинкеля, во время которого сторонами планировалось обсудить ряд важных для двустороннего сотрудничества вопросов. Министры иностранных дел двух стран встретились только в сентябре 1996 г. в Нью-Йорке, где К. Кинкель обозначил позицию ФРГ по вопросу единого Китая. Улаженный конфликт разгорелся с новой силой после встречи канцлера ФРГ А. Меркель с Далай-ламой в сентябре 2007 г. В ответ на этот визит правительство Китая отменило все встречи на высшем и высоком уровне на неопределённый срок. Скандал удалось урегулировать только после направления официального письма, в котором Германия в очередной раз признавала единство Китая.

На современном этапе ряд правительственных и правозащитных организаций ФРГ критикуют Китай за усиливающийся контроль над правами и свободами тибетцев, а также за жёсткие меры против сторонников независимости Тибета, которых китайские власти считают сепаратистами. Немцы обращают внимание на недопустимость арестов с обвинениями в политических правонарушениях, присутствия военных на территории тибетских монастырей. Таким образом, тибетский вопрос для ФРГ до настоящего времени связан, в первую очередь, с проблемой соблюдения религиозных и этнических прав человека.

Выводы

Исходя из вышеизложенного, можно сделать несколько выводов. Во-первых, понимание прав человека в странах Запада, в том числе ФРГ, и КНР заметно отличаются. Германия ожидает от Китая соблюдения тех прав и свобод, которые, как утверждают европейцы, указаны в основополагающих международных документах в правозащитной области, через проведение ряда политических реформ в Китае. Китайская же сторона, в свою очередь, заявляет о постепенном развитии института прав человека и гражданина посредством экономического развития и роста уровня жизни. Существующая политическая и общественная система подразумевает, что общественные интересы стоят выше индивидуальных, права общества и государства находятся выше прав человека.

Во-вторых, несмотря на разницу подходов ФРГ и КНР по вопросу прав и свобод человека, сторонами созданы механизмы, основная задача которых состоит в "наведении мостов" между Европой и Китаем в правозащитной области. К тому же

именно Германия зачастую выступает от лица Евросоюза в переговорах с китайской стороной по данной теме.

Наконец, следует отметить, что переговоры европейских стран, прежде всего ФРГ и КНР, не приносят существенных результатов потому, что страны европейской культуры и Китай, ввиду цивилизационных и культурных особенностей, по-разному воспринимают природу прав человека. Однако обе стороны стремятся к тому, чтобы эти очевидные разногласия не препятствовали укреплению и развитию экономического сотрудничества и торговли, а также сотрудничеству в области обеспечения безопасности.

Список литературы

Белов В.Б. (2014) ФРГ: восточный вектор внешней политики // Современная Европа. № 4 (60). С. 97-101.

Бывший посол КНР в ФРГ Ma Цаньжун: в китайско-германских отношений существуют три основных проблемы. (на кит. языке) - URL: http://www.chinanews.com/gj/2G12/G2-G2/364GG77.shtml. (дата обращения: 10.03.2015).

В Китае обнародовали белую книгу "Национальная политика Китая и совместное процветание и развитие всех национальностей" / Агентство Синьхуа. - URL: http://russian.people.com.cn/31521/6769505.html. (дата обращения: 21.02.2016).

Виноградов A.B. (2014) Диалоговый формат БРИКС и его роль в становлении многополярного мира // Сравнительная политика. Т.5. № 1 (14). С. 47-52.

Виноградов А.О. (2016) КНР — европейские страны: структура многостороннего сотрудничества // Проблемы Дальнего Востока. № 1. С. 20-28.

Воскресенский А.Д. (2015) Формирование политической карты современного мира // Мировое комплексное регионоведение: введение в специальность / под ред. проф. А.Д. Воскресенского. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2015. С. 93-129.

Громыко Ал.А. (2015a) Вперёд в прошлое? // Современная Европа. № 1 (61). С. 5-10.

Громыко Ал.А. (2015b) Россия, США, малая Европа (ЕС): конкуренция за лидерство в мире по-лицентричности // Современная Европа. № 4 (64). С. 5-14.

Лукин A.B. (2016) Постбиполярный мир: мирное сосуществование или хаос? // Мировая экономика и международные отношения. Т. 60. № 1. С. 17-29.

Меркель поговорила с Си Цзиньпином о правах человека. - URL: http://ru.euronews.com/2014/03/28/merkel-warns-china-s-xi-jinping-over-free-expression/. (дата обращения: 01.09.2015).

Супян Н.В. (2015) Германо-китайские экономические отношения: риски и перспективы // Современная Германия. Экономика и политика / Отв. ред.: В. Б. Белов; под общ. ред.: В. Б. Белов. М. : Весь Мир. Гл. 15. С. 370-391.

Цвык A.B. (2016a) Китайский вектор политики ФРГ после 1998 г. // Вестник МГИМО Университета. № 2 (47). С. 161-167.

Цвык A.B. (2016b) Стратегическое партнёрство КНР и ФРГ в 2004-2015 гг.: политические аспекты // Проблемы Дальнего Востока. № 2. С. 42-49.

References

Belov V.B. (2014) FRG: vostochnyj vektor vneshnej politiki. // SovremennajaEvropa. № 4 (60). S. 97-101.

Byivshiy posol KNR v FRG Ma Tsanzhun: v kitaysko-germanskih otnosheniyah suschestvuyut tri osno-vnyih problemyi. (na kit. yazyike) - URL: http://www.chinanews.com/gj72G12/G2-G2/364GG77.shtml. (data obrashcheniya: 10.03.2015).

Gromyko Al.A. (2015a) Vperjod v proshloe? // Sovremennaja Evropa. № 1 (61). S. 5-10.

Gromyko Al.A. (2015b) Rossija, SShA, malaja Evropa (ES): konkurencija za liderstvo v mire policen-trichnosti // Sovremennaja Evropa. № 4 (64). S. 5-14.

V Kitae obnarodovali beluyu knigu "Natsionalnaya politika Kitaya i sovmestnoe protsvetanie i razvitie vseh natsionalnostey". Agentstvo Sinhua. URL: http://russian.people.com.cn/31521/6769505.html^_(data obrashcheniya: 21.02.2016).

Vinogradov A.V. (2014) Dialogovyj format BRIKS i ego rol' v stanovlenii mnogopoljarnogo mira // Sravnitelnaja politika. T.5. № 1 (14). S. 47-52.

Vinogradov A.O. (2016) KNR - evropejskie strany: struktura mnogostoronnego sotrudnichestva // Problemy Dalnego Vostoka. № 1. S. 20-28.

Voskresenskij A.D. (2015) Formirovanie politicheskoj karty sovremennogo mira // Mirovoe kom-pleksnoe regionovedenie: vvedenie v special'nost' / pod red. prof. A.D. Voskresenskogo. M.: Ma-gistr: INFRA-M, 2015. S. 93-129.

Lukin A. V. (2016) Postbipoljarnyj mir: mirnoe sosushhestvovanie ili haos? // Mirovaja ekonomika i mezhdunarodnye otnoshenija. T. 60. № 1. S. 17-29.

Merkel pogovorila s Si Tszinpinom o pravah cheloveka. - URL: http://ru.euronews.com/2014/03/28/merkel-warns-china-s-xi-jinping-over-free-expression/. (data obrashcheniya: 01.09.2015).

Supjan N.V. (2015) Germano-kitajskie jekonomicheskie otnoshenija: riski i perspektivy // Sovre-mennaja Germanija. Jekonomika ipolitika / Otv. red.: V. B. Belov; pod obshh. red.: V. B. Belov. M. : Ves mir. Gl. 15. S. 370-391.

Tsvyk A.V. Kitaiskiy vector vneshnei politiki FRG posle 1998 g. // Vestnik MGMO Universiteta. -2016. - № 2 (47). S. 161-167.

Tsvyk A.V. Strategicheskoe partnerstvo KNR i FRG v 2004-2015 gg.: politicheskie aspekty. // Prob-lemy Dalnego Vostoka. 2016. № 2. S. 42-49.

Besuch der Tongji-Universität in China. - URL: http://www.bundespraesident.de/SharedDocs/Reden/DE/Joachim-Gauck/Reden/2016/03/160323-China-Universitaet.html. (data obrashcheniya: 11.05.2016).

Bildungskooperation mit China: Analysen, Erfahrungen, Akteure: Dokumentation des DeutschChinesischen Bildungsforums am 3. März 2005 in Hamburg / International Center for Graduate Studies; Institut für Asienkunde (Hg.). Frankfurt/Main - 2006.

Das deutsche Rechtssystem ist für China ein Referenzpunkt. URL:https://www.deutschland.de/de/topic/politik/frieden-sicherheit/das-deutsche-rechtssystem-ist-fur-china-ein-referenzpunkt. (data obrashcheniya: 21.04.2016).

Dreijahresprogramm zur Durchführung der Deutsch-Chinesischen Vereinbarung zu dem Austausch und der Zusammenarbeit im Rechtsbereich 2013-2015. - URL:

http://www.bmjv.de/SharedDocs/Archiv/Downloads/Dreijahresprogramm_zur_Durchfuehrung_der_Deutsch

Chinesischen_Vereinbarung_zu_dem_Austausch_und_der_Zusammenarbeit_im_Rechtsbereich.pdf?_blob=

publicationFile&v=3. (data obrashcheniya: 23.03.2016).

Ingrid d'Hooghe (2011) The limits of China's Soft Power in Europe: Beijing's Public Diplomacy Puzzle // Public Diplomacy and Soft Power in East Asia. S. 177.

Menschenrechtsverletzungen in China. URL: http://www.droits-de-lhomme.ch/menschenrechtsverletzungen/menschenrechtsverletzungen-in-china/. (data obrashcheniya: 01.03.2016).

Merkel-Besuch in China: "Stille Diplomatie reicht nicht". -URL:http://www.spiegel.de/politik/ausland/china-human-rights-watch-kritisiert-angela-merkel-a-1059898.html. (data obrashcheniya: 13.04.2016).

Mueller Kai. (2016) China Pressures Europe to Stay Silent on Human Rights / The Diplomat - URL: http://thediplomat.com/2016/05/china-pressures-europe-to-stay-silent-on-human-rights/. (data obrashcheniya: 21.09.2016).

Nicholson Parke. (2015) The Beijing-Berlin Connection // Foreign Affairs. 2015. 13 August. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/china/2015-08-13/beijing-berlin-connection (data obrashcheniya 03.09.2016).

THE HUMAN RIGHTS ISSUE AND GERMAN-CHINESE RELATIONS

Author. Tsvyk A., Assistant at the Department of Theory and History of International Relations, Faculty of Humanitarian and Social Sciences, Peoples' Friendship University of Russia. Address: Peoples' Friendship University of Russia, 10a, Mikluho-Maklaya str, Moscow, 117198, Russia. E-mail: a.tsvyk91@mail.ru

Abstract. The article is dedicated to the analysis of influence of the human rights issue on the development of German-Chinese political relations at the present stage. The author analyses main issues of the Germany-China human rights dialogue, its legal basis, the positions and arguments of the sides. In the author's opinion, one of the main obstacles to the development of cooperation between Germany and China in this area is a different perception of the nature of human rights. The author concludes that both Germany and China in effect are willing to put aside the issue of "human rights violations" and criticism of non-compliance with fundamental civil and political rights of Chinese citizens for the sake of economic and trade cooperation between the two countries.

Key words: FRG, PRC, human rights, civil rights, Human Rights Dialogue, Tibet Question.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope120176471

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.