Сальникова 2009 - Сальникова Ю.А. Проблема оценочных речевых актов в лингвопрагматической концепции. Вестник ДВГСГА. Серия 1. Гуманитарные науки, № 1(2) 2009. Míyyш; 2015 - Míyyag А. 'Ерю; о^ато;. 2015. www.books.google.com Етацатп? 2010 - Ет^атцд А. ©риккес; юторш;. 2010. www.books.google.com
Петрова Д.А.
Российский государственный гуманитарный университет, Москва
«Взаимодействие финно-угорских и славянских культур на территории Волго-Клязьменского региона на примере образов деревянной домовой резьбы»
Деревянное зодчество представляет собой одну из наиболее характерных и выразительных в художественном и семантическом значении составляющих материальной и духовной культуры прошлого нашего народа. Изучение происхождения мотивов, образов, символов и оберегов домовой резьбы требует обращения к истории нашего народа и населяемого им региона.
Повышенное внимание к вопросу взаимодействия славянских и финно-угорских племен определяется интересом и особой значимостью для понимания процессов сложения и формирования древнерусской народности. Долгое время эту проблему сводили лишь к изучению механического поглощения одного этноса другим. В ХХ в. интерес к финно-угорским племенам снизился, отрицалась их роль в формировании древнерусской народности. В настоящее время проведены археологические раскопки в области Волго-Окского междуречья, получен новый материал, освещающий культуру финно-угорских племен, а также картину появления в этой области славяно-русских поселенцев. Но во многом вопрос о культурном взаимовлиянии этих племен еще мало изучен.
Материалы и археологические находки из погребений говорят нам о сходстве и родстве всех племен, проживавших на территории Поволжья до прихода славян. После прихода славян на эти земли на основании артефактов материальной культуры мы можем говорить о всевозрастающем влиянии славянских племен на культуру поволжских народов. Одним из путей ассимиляции одного этноса другим является заключение межэтнических браков. При образовании разноэтнических семей, все население поселка приобретало смешанный облик и сочетало в себе черты славянского и финно-угорского. Однако этнос, при сопоставлении признаков, оставался все-таки славянским.
Изучаемый регион сохранил много черт финно-угорского мировоззрения, мифологические образы которого мы можем видеть в деревянной домовой резьбе вплоть до сегодняшнего дня. Но мы не можем утверждать, что эти образы имеют только финно-угорское происхождение, т. к. в процессе ассимиляции и культурного взаимодействия традиции племен влияли друг на друга, смешивались и усваивали множество элементов друг от друга. Древние культы сохранились в сознании человека, трансформировались и получили новую художественную жизнь в деревянном зодчестве.
В процессе регионального взаимодействия финно-угорских и славянских племен возникает культурный синтез. Культурное взаимовлияние на славяно-финском пограничье характеризуется как сплав древнерусских и общефинских традиций. Впоследствии, при доминировании славяно-русских элементов культуры происходило ослабление местных племенных обычаев. Благодаря культурному взаимодействию с финно-угорскими племенами орнаментальные сюжеты сосуществовали, переходили друг в друга, наслаивались, адаптировались и закреплялись в местных художественных традициях. Деревянная изба как модель жилья была заимствована у соседей финнов и приспособлена к местным условиям. А приемы деревянной резьбы сформировались как система религиозных символов, защищающих благополучие дома. В резьбе использовались орнаменты, основные элементы которых сложились в памяти народа с древнейших времен. В их рисунок так же постепенно включались мотивы, заимствованные у ассимилированных народов. Мифологические образы соседних племен внесли в систему декора новое содержание, связанное с космологическими представлениями финно-угров. Они получили новое осмысление и трактовку в деревянном зодчестве, подстроившись под местные традиции. Характер декора в регионе сложился в процессе культурного взаимовлияния, происходившего на его территории, являясь продуктом культурной ассимиляции.
Румянцева О.С.
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва Специфика словотворчества в польской поэзии для детей
Поэзия входит в жизнь ребенка с раннего возраста и является необходимым условием его когнитивного развития. Нами была поставлена задача выявить наиболее типичные способы словотворчества, которые используют польские авторы стихотворений для детей.