Научная статья на тему 'Взаимодействие этнической и языковой структуры в современном обществе'

Взаимодействие этнической и языковой структуры в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
674
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ СТРУКТУРА / ЭТНИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / ЯЗЫКОВОЕ СООБЩЕСТВО / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЯЗЫКИ / LANGUAGE STRUCTURE / ETHNIC STRUCTURE / LANGUAGE COMMUNITY / NATIONAL LANGUAGES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Антонова Надежда Сергеевна

В статье рассматривается языковое сообщество Российской Федерации, включающее в себя языковые сообщества меньшего масштаба: республики, области, города. Чем меньше численность языкового сообщества, тем выше его языковая однородность. В России существует и взаимодействуют друг с другом десятки национальных языков и их диалектов, а в крупных российских городах основные формы общественной жизни осуществляется уже на значительно меньшем числе языков, часто на двух, а при национальной однородности населения преимущественно на одном.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERACTION OF ETHNIC AND LANGUAGE STRUCTURE IN THE MODERN SOCIETY

In the article the language society of the Russian Federation is considered. It includes the language communities of smaller scale: republics, regions, cities. The less the number of the language community, the higher its language homogeneity. In Russia there are dozens of national languages and their dialects which are in interaction, but in big cities of Russia the general forms of social life are conducted in considerably less number of languages, often in two of them, and if the population is homogeneous, mostly in one language.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие этнической и языковой структуры в современном обществе»

страной, сформировавшейся как «общество иммигрантов». Поэтому модели развития этнических отношений, выработанные здесь, могут быть основанием для оценки возможных изменений в мировом сообществе в целом. Для характеристики развития этнических отношений в Америке предложено три типа моделей» [2]. Первая - это ассимиляция, предполагающая, что иммигранты утрачивают собственные обычаи и перестраивают поведение в соответствии с ценностями и нормами большинства. С “ассимилирующим” давлением сталкиваются дети иммигрантов и в результате этого большая часть молодежи стала уже более или менее “стопроцентными американцами”.

Вторая модель - так называемый «плавильный котел». В этом случае традиции иммигрантов не растворяются среди ценностей, доминирующих в среде коренного населения, скорее происходит соединение старых и новых обычаев, идет процесс формирования новых образцов культуры. Многие считают, что это наиболее желательный результат этнического многообразия. До некоторой степени эта модель представляет собой специфический путь американского культурного развития. Несмотря на то, что доминирующее значение по-прежнему сохраняет “англо-саксонская” культура, характер американского пути отражает влияние всех тех многочисленных этнических групп, которые составляют современное население Америки.

Третья модель - модель культурного плюрализма. Согласно этой точке зрения, оптимальное решение заключается в создании плюралистического общества в полном смысле слова, в котором за всеми многообразными субкультурами признаются равные права. США считались плюралистическим обществом и ранее, однако этнические различия всегда ассоциировались с неравенством, а не с равным, но независимым участием в жизни национального сообщества.

Литература

1. Баньковская С.П. Роберт Парк; Эрнст Берджесс // Современная американская социология / под ред. В.И. Добренькова. - М., 1994. - С.3-32.

2. Бурганова Л.А. Становление социологии как научной дисциплины в США // Наука и власть: научные школы и профессиональные сообщества в историческом измерении: материалы науч. конф. - М., 2002. - 109 с., С.63-64.

3. Вирт Л. Избранные работы по социологии: сб. переводов / РАН ИНИОН. пер. с англ. - Николаев В.Г.; отв. Ред. Гирко Л.В. - М.:ИНИОН, 2005 - 244 с.

4. Знанецкий Ф. Исходные данные социологии //Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В.И. Добренькова. - М., 1994.

5. Парк Р.Э. Человеческая миграция и маргинальный человек // Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11. Социология. - 1998. - №3.

- С. 167-176.

6. Gordon M. Human Nature, Class and Ethnicity. Oxford, 1978.

Ихисонова Варвара Валериевна, преподаватель кафедры теории социальной работы Бурятского государственного университета. E-mail: [email protected]

Ikhisonova Varvara, lecturer, department of the theory of social work, Buryat State University. E-mail: ikhisonova@mail. ru

УДК 316.347

© Н.С. Антонова

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ И ЯЗЫКОВОЙ СТРУКТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

В статье рассматривается языковое сообщество Российской Федерации, включающее в себя языковые сообщества меньшего масштаба: республики, области, города. Чем меньше численность языкового сообщества, тем выше его языковая однородность. В России существует и взаимодействуют друг с другом десятки национальных языков и их диалектов, а в крупных российских городах основные формы общественной жизни осуществляется уже на значительно меньшем числе языков, часто на двух, а при национальной однородности населения - преимущественно на одном.

Ключевые слова: языковая структура, этническая структура, языковое сообщество, национальные языки, этническая структура.

N.S. Antonova

THE INTERACTION OF ETHNIC AND LANGUAGE STRUCTURE IN THE MODERN SOCIETY

In the article the language society of the Russian Federation is considered. It includes the language communities of smaller scale: republics, regions, cities. The less the number of the language community, the higher its language homogeneity. In Russia there are dozens of national languages and their dialects which are in interaction, but in big cities of Russia the general forms of social life are conducted in considerably less number of languages, often in two of them, and if the population is homogeneous, mostly in one language.

Keywords: language structure, ethnic structure, language community, national languages, ethnic structure.

Каждый народ живет в конкретноисторических условиях, обусловленных социально-экономическим, культурным и политическим уровнем его развития. Социальное взаимодействие не возможно без языкового взаимодействия. Обычно идет нарастание, расширение и углубление сфер социального взаимодействия, хотя, естественно, некоторые из ранее существовавших сфер могут оказаться ненужными и исчезнуть в новых социальных условиях.

Многие национальные субъекты России являются полиэтничными. В них существует этносоциальная структура, которая указывает на этнические аспекты социальной дифференциации. В результате трансформации и активизации многих этносоциальных процессов в этих субъектах происходят заметные изменения системы этносоциальных отношений.

Языковое сообщество - это совокупность людей, объединенных общими социальными, экономическими, политическими и культурными связями и осуществляющих в повседневной жизни непосредственные и опосредствованные контакты друг с другом и с разного рода социальными институтами при помощи одного языка или разных языков, распространенных в этой совокупности. Понятие «языковое сообщество» сочетает в себе лингвистические и социальные признаки. В качестве языкового сообщества могут рассматриваться совокупности людей, различные по численности входящих в них индивидов, - от целой страны до малых социальных групп. Критерием выделения в каждом случае должны быть общность социальной жизни и наличие регулярных коммуникативных контактов. Одно языковое сообщество может быть объемлющим по отношению к другим.

Самым распространенным языком в России является русский. Он также считается государственным языком Российской Федерации в соответствии со статьей 69 Конституции. Число носителей еще восьми языков в РФ превышает один миллион человек. Республики в ее составе

вправе устанавливать свои государственные языки и, как правило, пользуются этим правом: так, например, в Карачаево-Черкесской Республике, помимо русского, статус государственного имеют абазинский, карачаевский, ногайский и черкесский языки.

Русский язык является родным примерно для 130 млн россиян (92% населения России). Народы России говорят более чем на 100 языках и диалектах, принадлежащих к индоевропейской, алтайской и уральской языковым семьям, кавказской и палеоазиатской языковым группам. Среди наиболее распространенных разговорных языков выделяются русский, украинский, белорусский и немецкий (индоевропейская семья), татарский и чувашский (алтайская), удмуртский и марийский (уральская языковая семья).

Российская Федерация - языковое сообщество, включающее в себя языковые сообщества меньшего масштаба: республики, области, города. Чем меньше численность языкового сообщества, тем выше его языковая однородность. В России существуют и взаимодействуют друг с другом десятки национальных языков и их диалектов, а в крупных российских городах основные формы общественной жизни осуществляются уже на значительно меньшем числе языков, часто на двух (Казань: татарский и русский, Уфа: башкирский и русский, Майкоп: адыгейский и русский), а при национальной однородности населения - преимущественно на одном (Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Красноярск).

В настоящее время фактически единственным источником сведений о национальном составе населения является перепись населения, так как текущий учет населения по национальностям не ведется. За межпереписной период произошли существенные изменения в национальной структуре населения России, вызванные различиями в режимах воспроизводства населения и миграционными процессами, связанными с распадом СССР.

В частности, доля русских снизилась с 81,5 до 79,8 %. За межпереписной период снизилась численность украинцев на 33 %, белорусов - на 32 %, немцев - на 29 %, мордвы - на 21 %, удмуртов - на 11 %, чувашей - на 8 %. Одновременно увеличилась численность армян в 2,1 раза, ингушей и азербайджанцев - в 1,9 раза, лезгин - в 1,6 раза, чеченцев и кумыков - в 1,5 раза, даргинцев - на 44%, аварцев - на 39%, кабардинцев - на 35%, осетин - на 28%.

Народы, населяющие Россию, сумели создать неповторимое социально-экономическое пространство на поражающих воображение просторах Евразии. Его протяженность в широтном направлении - около 9 тыс. км, в меридиольном

- от 2,5 до 4 тыс. км. Причем была обустроена и сделана приемлемой для жизни самая неблагоприятная в природно-климатическом отношении часть Земли: свыше 70% ее приходится на Север и зону рискованного земледелия.

В России столетиями успешно сосуществовали христианство, ислам, буддизм, иудаизм, лютеранство и целый "блок" протестантских течений.

Таким образом, изначально объединяясь на полиэтнической, многоконфессиональной основе, народы России сформировали уникальное социально-экономическое пространство, обеспечили жизнеспособность и необычайное разнообразие своей материальной и духовной культуры, создали яркое и самобытное искусство, ставшее их общим достоянием и национальной гордостью.

Рассматривая культуру народов России как синтез материальной и нематериальной культур, то есть сочетание знаний, верований, ценностей и норм поведения, обрядов и обычаев, различных форм народного творчества и ремесел, в который раз приходится удивляться тому, какое богатство она в себе содержит. Для России как многонациональной страны - это не только бесценное наследие, но и мощное объединяющее начало, способствующее сближению и взаимопониманию между народами и людьми, утверждению принципов согласия и толерантности.

Национальная культура народов России, была и остается фундаментальной формой культуры, ибо связана с жизнью наиболее устойчивого в историческом плане объединения людей. Вместе с тем национальные культуры не могут успешно развиватся в условиях изоляции от других культур. И своеобразие российской культуры как раз и заключено в том, что генеральной исторической линией ее формирования и развития всегда была тенденция к преодолению этнической разобщенности.

Именно изначальная многоэтничность России определила ее уникальную восприимчивость к другим культурам. Ф.М. Достоевский в своей знаменитой Пушкинской речи назвал ее «всечеловечностью». А это и позволило сформировать на основе национальных культур общенациональную российскую культуру.

В настоящее время в Российской Федерации проживают представители более 150 этносов. Чрезвычайно важно подчеркнуть то, что для коренных основ нашей культуры, для нашего самосознания совершенно органично рассматривать все народы, населяющие Россию, как равноправные в создании и развитии российской государственности и культуры.

Задача сохранения и развития национальных культур народов России является сегодня основополагающей не только для развития российской государственности, но и самого существования многонационального российского народа.

Президент России Д.А. Медведев совершенно справедливо подчеркивает в своем Послании Федеральному Собранию РФ: «...фактор, способный серьезно упрочить нашу Федерацию, -это поддержка национальных традиций и культур народов России. Считаю это не только условием укрепления федеративных основ, но и условием согласия в нашем обществе, единства российской нации как залога стабильного, цивилизованного развития всей страны».

Одной из важнейших характеристик культуры какой-либо группы является ее этническая или национальная принадлежность, другой такой характеристикой будет то, что сближает эту группу с другими, формируя общечеловеческую метакультуру. Об этом писал Н.И. Конрад: «Каждый народ, большой или малый по своей численности, имеет свою индивидуальную историю, всегда обладающую своими оригинальными, неповторимыми чертами. Можно сказать даже, что история человечества проявляется именно в истории отдельных народов, через их историю. История человечества - не какой-то безликий процесс; она очень конкретна и слагается из деятельности отдельных народов, имеющих каждый свое собственное лицо. Но в то же время как часто смысл исторических событий, составляющих, казалось бы, принадлежность только истории одного народа, в полной мере открывается лишь через общую историю человечества» [2, с. 454].

Почему это происходит? Почему культуры и народы имеют общие, особенные и индивидуальные черты? А.С. Хомяков высказал предположение, что всякая истина имеет сложный и многосторонний характер, поэтому каждый на-

род не может осмотреть ее со всех сторон сразу, «иная сторона или отношение иному народу недоступны по его умственным способностям или не привлекают его внимания по его душевным склонностям... Общечеловеческое дело разделено не по лицам, а народам: каждому своя заслуга перед всеми, и частный человек разрабатывает свою делянку в великой доле своего народа» [6, с. 269-270].

Многоаспектностъ социальной структуры проявляется в том, что она может рассматриваться в трех планах - функциональном (как упорядоченная совокупность сфер общественной деятельности, социальных институтов и других форм общественной жизни), организационном (как связей, образующих различные типы социальных групп; единицами анализа при этом являются коллективы, организации и их структурные элементы) и, наконец, как система ориентации социальных действий (единицы анализа здесь - цели и средства, мотивы, стимулы, нормы, образцы, программы и подпрограммы социального действия).

В обществе, разделенном на элементы этнической и религиозной обобщенности, эти процессы превращаются в элементы функциональных систем. Так, деление на религиозные общины в Северной Ирландии тесно переплетается с разделением труда, власти, престижа, а этническое противопоставление белого и "цветного" населения в американском обществе приобрело ярко выраженный социальный характер.

Исследователи этнической проблематики обычно признают наличие в социальной структуре любого современного общества среди разнообразия ее подструктур (классовой, политической, социально-демографической и т.п.) и такой, как этническая. Она может быть более или менее выразительно очерчена, однако можно утверждать, что этнически неструктурированных, моноэтнических или, так сказать, "этнически чистых" обществ в нынешнем мире не существует. Все современные цивилизованные общества этнически гетерогенны, поэтому учет действия этнического фактора при изучении этих обществ требует соответствующего структурирования. Этническая структура общества по своим корням обнаруживает связь с биологической природой человека и в самой значительной степени, хотя и под эгидой социального представляют это биологическое в общественной жизни.

В переводе с греческого слово «этнос» означает народ, племя, стая, толпа. В современной социологии «этнос» - обобщающая категория для определения всех типов этносоциальных

сообществ, которые приобретают разные формы, достигают разной степени зрелости и отражаются разными категориями. В современной социальной науке сложились такие основные подходы к практике этносов:

1) этнос как социально-историческое явление, что возникает под воздействием системы общественных факторов, проходят в своем развитии разные этапы;

2) этнос как природное явление, где сам этнос рассматривается, как продукт природы, который находится под воздействием естественных, географических, экономических факторов. Это социально-психологический феномен, где основное внимание обращается на духовные, психологические проявления этнического сообщества, исторической судьбы представителей определенного этноса.

Распространенным в социологии является определение этноса как исторически сформированной на определенной территории стойкой совокупности людей, которая владеет общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологии, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием). Формирование этноса проходит на основе единства территории, экономической жизни. Однако в процессе последующего развития некоторые этносы теряют общность территории. Этнос обладает определенными чертами, которые выражают его системные свойства и отделяют его от другого этноса. Это язык, народное искусство, традиции, обряды, нормы поведения и т.д., то есть компоненты культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют этническую культуру со своим специфическим стилем. В социологии существует определенная схема эволюции этнической общности: род - племя - народность

- нация.

На сегодня существует около 1 000 разнообразных этносоциальных групп (наций, народностей, этнических сообществ), лишь 170-175 народов поднялись в своем развитии к уровню нации. Из 160-ти существующих в настоящее время государств свыше 9/10 являются многонациональными. Нации свойственны такие признаки, как: территориально-экономическая целостность; социально-этническая общность; социокультурная целостность; общность исторической судьбы, политической участи и т.д. Высокий потенциал нации определяется благодаря уровню национального сознания и самосознания.

Нацию можно определить как общность людей, что формируется благодаря единству терри-

ториальных, этнических, экономических, общекультурных, психологических и других основ.

Ситуация с пониманием «национальности» нередко осложняется в связи с окружением. Скорее всего, за рубежом и татарина, и карела, и башкира посчитают русскими, воспринимая их как граждан России. Но внутри России многое будет зависеть от окружающей социально-этнической среды.

Национальная идентичность формируется в результате межэтнического взаимодействия. С. Боч-нер различает четыре вида таких контактов:

- геноцид, т.е. уничтожение противостоящей группы;

- ассимиляция, т.е. постепенное добровольное или принудительное принятие обычаев, верований, норм доминантной группы вплоть до полного растворения в ней;

- сегрегация, т.е. курс на раздельное развитие групп;

- интеграция, т.е. сохранение группами своей культурной идентичности при объединении в единое сообщество на новом значимом основании [7, с. 5-44].

Дж. Берри выделяет четыре стратегии аккультурации:

- интеграция (при сохранении элементов своей культуры);

- ассимиляция (вливание в другую группу с утратой идентичности);

- сепаратизм (сохранение своей культуры и отказ от контактов с другими);

- маргинализация (утрата своей культуры и отказ от контактов с другими) [8, с. 5-39].

Еще один важный компонент идентичности -гражданство. Это связано с национальностью, но может и не совпадать с нею. Например, японец, получивший американское гражданство, скорее всего, сохранит свою национальную идентичность как японца. А американцем он будет себя считать лишь в смысле принадлежности к государству США.

В национальной идентификации мы выделяем следующие критерии:

- территория с определенными границами;

- суверенитет, легитимность, признание нации высшей ценностью;

- единое культурное пространство и язык;

- национальная идея об исторической судьбе и предназначении нации (национальный миф);

- дух нации, менталитет и религия;

- традиции культуры, праздники и профессиональное искусство;

- символика государства: флаг, герб, гимн.

В отличие от этноса, который может мигрировать по территории в условиях своего привычного ландшафта, имея лишь традиционные маршруты

передвижения, которыми могут пользоваться и другие этносы, нация закрепляется на определенной территории, четко фиксируя и защищая свои границы. Территория - важная составная часть национальной идентичности. Вот почему современные русские патриоты категорически не соглашаются отдать Японии часть Курильской гряды, хотя японцы исторически имеют на эти острова больше прав, чем русские. К тому же в декларации 1956 г. содержится обещание передать два острова японцам после заключения мирного договора. Можно вспомнить также спор об острове Даманский, за который отдали свою жизнь 52 солдата Советской армии. Правда, позднее Россия все-таки передала этот остров Китаю.

Русский историк С.М. Соловьев писал, что на жизнь народа оказывают влияние три важнейших условия: 1) природа страны, где он обитает; 2) его характер; 3) соседи, которые окружают данный народ. «.По четырем главным речным системам Русская земля разделялась в древности на четыре главные части: первую составляла озерная область Новгородская, вторую - область Западной Двины, т.е. область Кривская, или Полоцкая, третью - область Днепра, т.е. область древней собственно Руси, четвертую - область Верхней Волги, область Ростовская» [5, с. 59].

В.Г. Белинский отмечал, что «великие люди» -«дети своей страны. Великий человек всегда национален, как его народ, ибо он потому и велик, что представляет собою свой народ. Народ относится к своим великим людям, как почва - к растениям, которые производит она». В. Майков возражал ему: «Каждый народ имеет две физиономии; одна из них диаметрально противоположна другой; одна принадлежит большинству, другая -меньшинству (миноритету). Большинство народа всегда представляет собою механическую подчиненность влияниям климата, местности, племени и судьбы. Меньшинство же впадает в крайность отрицания этих влияний» [3, с. 132].

Российское государство за всю историю своего существования постоянно стремилось к увеличению своей территории, реализуя экспансию на Восток, в идеале стремилось к «мировому господству», что выразилось в мессианизме, в стремлении «спасти» весь мир.

Одной из самых важных функций полиэтнического государства является регуляция межэтнических взаимоотношений и недопущение конфликтов на этническом основании. Выделяют следующие основные виды межэтнических взаимоотношений в полиэтничных обществах: апартеид, ассимиляция (добровольная, насильственная), плюрализм. Наиболее приемлемым, с точки зрения современной концепции гуманизма и демократии,

является вариант построения межэтнических взаимоотношений на принципе плюрализма.

Нередко, говоря об «этнической структуре общества», имеют в виду нечто иное. Иногда могут встречаться и такие формулировки, как «национально-этническая структура» или «этнонацио-нальная структура».

По мнению этносоциолога и этнополитолога В. Евтуха, «основными формами существования этноса, идентифицированными на сегодняшний день, являются племя, народность, нация» [1, с. 516].

Необходимость понимать этнос и нацию как «две совершенно разные предметные области» акцентировал в своих работах А. Нельга: «.если этнос является образованием преимущественно культурно-духовным, . то нация является образованием преимущественно социальноэкономическим и политико-правовым» [4]. Однако, по его мнению, наполнение понятия «нация» сугубо этническим содержанием продолжается и заставляет соответствующих исследователей и сегодня рассматривать нацию как элемент, если не национально-этнической, то этнонациональной структуры общества.

На наш взгляд, подмена понятия «этническая структура общества» понятием «этногенезис» недопустима. Следует также подчеркнуть, что ни этнонацию, ни политическую (гражданскую) нацию ни в коем случае нельзя рассматривать как элементы этнической структуры общества. Считаем также, что по этим соображениям недостаточно корректными являются понятия «национальноэтническая структура общества» и «этнонацио-нальная структура общества».

При рассмотрении этнической структуры общества помимо практики толкования нации как высшей формы проявления этноса мы нередко сталкиваемся с прямым (чаще всего неосознанным) отождествлением понятий «этническое» и «национальное». Все эти «тонкости» особо значимы для государственно-правовых документов, прежде всего в русле реализации государственной политики, направленной на удовлетворение этнокультурных потребностей граждан страны, впрочем, они не менее важны для этносоциологиче-ских исследований.

Этническую структуру общества, как нам представляется, нельзя сводить к его этническому

составу либо подменять ее понятиями генезиса исторических форм этнического, национальной структуры и т.п. Но если содержание понятия этнического состава не требует специального пояснения, то понятие «этническая структура общества» все еще остается недостаточно раскрытым.

Как было установлено, понятие «этническая структура общества» отражает нечто иное, нежели его этнический состав. Но, пожалуй, неправомерным будет и утверждение, что понятие «этническая структура общества» абсолютно оторвано от этнического состава. Дело в том, что этнический состав общества - это статистический показатель распределения и количественного соотношения этнических общностей и групп, которые находятся в системе взаимосвязей, образующих этническую систему.

Таким образом, этнический состав - это эмпирическая, никоим образом не структурированная данность, системным образованиям которой, по замечанию Э. Гидденса, присущи структуральные свойства. Этническая структура общества, напротив, - категория этнической социологии для обозначения правил (совокупности обоснованных критериев) теоретического упорядочения структуральных свойств этнических систем.

Литература

1. Евтух В. Этносоциология: объектно-

предметное поле и перспективы исследований // Социология: теория, методы, маркетинг. -2007. - № 2.

2. Конрад Н.И. О смысле истории // Запад и Восток. - М., 1972.

3. Майков В.Н. Стихотворения Кольцова // Литературная критика. - Л., 1985.

4. Нельга А. Этнический состав и этническая структура общества: попытка уточнения понятий // Социология: теория, методы, маркетинг.

- 2009. - № 1.

5. Соловьев В.С. Соч.: в 18 кн. Кн. 1. - М.: Голос, 1993.

6. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - Л., 1974.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Berry J. W. Immigration, acculturation and adaptation // Applied pcychology: An intaernational review. - 1997. - Vol. 46 (1). - P. 5-39.

8. Bochner S. The social pshychology of cross-cultural relations // Culturies in contact / еd. by S. Bochner. - Oxford, 1982. - P. 5-44.

Антонова Надежда Сергеевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры теории социальной работы, СПФ, БГУ, 670000, г.Улан-Удэ, ул.Смолина 24а. E-mail:[email protected], [email protected]

Antonova Nadezhda Sergeevna, candidate of sociological sciences, associate professor, department of the theory of social work, Buryat State University, Ulan-Ude, Smolin str, 24a. E-mail:[email protected], [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.