Алиев М.А.
взаимодействие экономики и территории как фактор эффективного развития муниципальных образований
АЛИЕВ М.А.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЭКОНОМИКИ И ТЕРРИТОРИИ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Аннотация. Статья посвящена исследованию проблемы управления взаимодействием экономики и территории на уровне муниципальных образований в условиях реализации приоритетных проектов развития РД; обоснована идея необходимости учета объективных факторов экономического развития в муниципалитетах; анализируются причины, препятствующие синхронному развитию экономики и территории; приводятся методы активизации процесса взаимодействия экономика — территория и оценки эффективности организации взаимодействия экономики и территории, которые предназначены для совершенствования экономической модели развития Республики Дагестан.
Ключевые слова: Республика Дагестан, взаимодействие, экономика и территория, муниципальное образование, экономическая модель, организация взаимодействия, проектные офисы, совет по взаимодействию.
ЛЫБУ И.Л.
IMPACT OF ECONOMY AND TERRITORY AS A FACTOR OF EFFECTIVE DEVELOPMENT OF MUNI CIPAL ESTABLISHMENTS
Abstract. The manuscript is devoted to the study of a problem of management of interaction of the economy and territory on the level of municipal establishments in the conditions of implementing the priority projects of development of the Republic of Dagestan. The idea of the need of taking into consideration objective factors of economic development in municipalities has been substantiated. The reasons for obstacles to synchronic development of the economy and territory are analyzed. Methods of activating the process of economic interaction are given, and these are the territory and evaluation of effectiveness of organization of interaction of the economy and territory that are for improving the economic model of development of the Republic of Dagestan.
Keywords: the Republic of Dagestan, interaction, the economy and territory, a municipal establishment, an economic model, organization of interaction, project offices, council on interaction.
В Послании главы республики Р. Абдулатипова Народному Собранию РД (2014 г.), определяя основные направления и пути развития Республики Дагестан, отмечается, что следует еще и еще раз подвергнуть серьезному осмыслению источники, институты и модели экономического развития Дагестана. Формирование и реализация механизма взаимодействия экономики и территории является одним из важнейших инструментов совершенствования этой модели.
Экономическое развитие предполагает необратимую направленность закономерного развития объектов материального и духовного производства, результатом которого является новое качественное состояние объекта. Эти качественные изменения представляются в процессе экономического роста, т. е. количественного увеличения потребляемых ресурсов и объемов производственного продукта [4, с. 529].
Однако известно, что развитие экономики всегда привязано к конкретной территории. Поэтому взаимодействие экономики и территории является процессом неизбежным, но на практике оно не всегда и не везде реализуется.
Приведем авторское экономическое толкование понятия взаимодействие: взаимодействие в системе управления нами рассматривается как форма трудовой деятельности, которая проявляется через отношения между людьми по поводу управления [1, с. 8]. В процессе управления системой «экономика - территория» взаимодействие характеризуется как разновидность трудовой деятельности работников (специалистов) республиканских министерств, ведомств и муниципальных образований, реализуемая ими совместно посредством различных направлений, способов, форм, средств взаимного влияния элементов этой системы в процессе их целенаправленного функционирования и развития.
Следует отметить, что каждому муниципалитету должны соответствовать специфические формы, методы взаимодействия экономики и территории.
Одним из эффективных методов приведения экономического развития муниципальных об-
разований в соответствие с их территориальным планированием производства является оценка показателя бюджетной зависимости территорий, определяющая в структуре источников финансового обеспечения функционирования и развития всего района долю именно бюджетных средств (федеральных, субфедеральных и местных), а также поступлений из государственных внебюджетных фондов. Особенно важно учитывать фактор бюджетной зависимости при определении размеров финансовой помощи муниципальным образованиям на уровне местного самоуправления.
Чем меньше величина показателя бюджетной зависимости, тем соответствующее муниципальное образование больше зависит в финансовом отношении от бюджета высшего уровня.
Отношение доходов на душу населения в среднем за год к величине прожиточного минимума в среднем за год на одного человека показывает истинную картину социально-экономического положения муниципальных образований, так как доходы — это то, что реально имеет каждый гражданин, а прожиточный минимум — то, что необходимо и требуется, чтобы выжить. Чем меньше соотношение доходов и стоимости прожиточного минимума, имеющихся и необходимых минимальных социальных стандартов, тем хуже финансовое положение муниципального образования и тем больше средств требуется для удовлетворения социально-экономических потребностей его населения.
Поэтому при определении финансовой поддержки муниципалитетам на основе показателя бюджетной зависимости соответствующие субвенции, трансферты, субсидии в Республике Дагестан необходимо рассчитывать с учетом следующих поправочных коэффициентов на основе распределения муниципальных районов и городских округов на группы с учетом структуры населения, климатических, географических, дорожных и иных объективных факторов, влияющих на территориальную организацию производства и экономическое развитие [2, с. 63]:
1 группа — высокогорные малонаселенные районы (Агульский, Докузпаринский, Кулин-ский, Курахский, Лакский, Рутульский, Цунтинский, Бежтинский участок — поправочный коэффициент 2,4394);
2 группа — высокогорные районы (Ахвахский, Ахтынский, Ботлихский, Гумбетовский, Дахадаевский, Тляратинский, Унцукульский, Хунзахский, Цумадинский, Чародинский, Ша-мильский — поправочный коэффициент 2,0614);
3 группа — горные районы (Акушинский, Гергебильский, Гунибский, Левашинский, Хив-ский — поправочный коэффициент 1,7702);
4 группа — предгорные районы (Буйнакский, Казбековский, Кайтагский, Новолакский, Сергокалинский, Табасаранский — поправочный коэффициент 1,4602);
5 группа — низменные районы (Бабаюртовский, Дербентский, Карабудахкентский, Ка-якентский, Кизилюртовский, Кизлярский, Кумторкалинский, Ногайский, Сулейман-Стальский, Тарумовский, Хасавюртовский — поправочный коэффициент 1,2629);
6 группа — городские округа (Махачкала, Дербент, Хасавюрт — поправочный коэффициент 1);
7 группа — городские округа (Буйнакск, Каспийск, Кизляр, Кизилюрт, Избербаш, Южно-Сухокумск, Дагестанские Огни — поправочный коэффициент 1,0644).
В процессе управления реализацией приоритетных проектов экономика муниципальных образований должна дать ответы на три основные и взаимосвязанные вопросы:
— что должно производиться, какие из взаимно исключающих друг друга товаров и услуг должны быть произведены и в каком количестве?
— как будут производиться товары (услуги), кем, с помощью каких ресурсов и какой технологией, на каких предприятиях?
— для кого предназначаются произведенные товары (услуги), как они будут распределяться?
Здесь актуальность взаимодействия экономики и территории проистекает из того, что успешное социально-экономическое развитие муниципальных образований заключается в необходимости эффективного и взаимообусловленного решения этих проблем. В то же время планы развития территорий муниципалитетов порой состоят из слабо согласованных, необоснованных и неструктурированных фрагментов и мероприятий. Поэтому планы экономическо-
Алиев М.А.
взаимодействие экономики и территории как фактор эффективного развития муниципальных образований
го развития муниципалитетов и республики должны согласовываться итеративным методом, пока не будут уточнены ответы на все возможные вопросы.
Чем четче, продуманнее и обоснованно осуществляется взаимодействие органов управления государственной власти и муниципальных образований, тем успешнее экономическое и территориальное развитие муниципалитетов. При этом важнейшими показателями муниципальной комплексности становятся соответствие экономики района его трудовым, природным и экономическим условиям, рациональное сочетание отраслей на базе ведущих, специализирующих производств, относительное сходство отраслевой структуры входящих в муниципалитет поселений, высокая эффективность использования ресурсов. Например, для сравнительной оценки эффективности использования трудовых ресурсов по муниципальным образованиям и отраслям в выделенных группах необходимо применять территориальные индексы производительности труда, капиталовложений, текущих и приведенных затрат на одного занятого и другие показатели. Так, чтобы занять одного работника в легкой промышленности в субъектах шестой группы регионов (Махачкала, Дербент, Хасавюрт) требуется в среднем около 300 тыс. руб. капитальных затрат, в машиностроении — 500-700 тыс. руб., в нефтепереработке — около 5 млн руб., а в субъектах первой группы муниципалитетов аналогичные затраты увеличиваются в 2,4394 раза (на величину соответствующего поправочного коэффициента).
При всем разнообразии условий в муниципальных образованиях республики особое внимание должно быть уделено межотраслевой увязке и обеспечению государственного подхода к оценке планов развития районов. Это, в свою очередь, требует осуществления мер, направленных на преодоление ведомственной разобщенности, более полное сочетание экономического территориального развития муниципалитетов [3, с. 17].
Например, принадлежность исследуемого района к той или иной категории трудообеспе-ченности в значительной мере предопределяет направление его экономического развития. В Республике Дагестан с избыточными трудовыми ресурсами преимущественно следует развивать трудоемкие производства — сложное и точное машиностроение, приборостроение, текстильная промышленность, аграрно-промышленный комплекс, сфера услуг и др.
Кроме того, учитывая многообразие природно-климатических условий, особенности размещения населения и уклада жизни, состояние экономики и инфраструктуры в приведенных группах поселений, Республике Дагестан необходима модель экономического развития, включающая семь подмоделей, соответствующих специфике этих территорий. В этой модели основополагающим должна быть система взаимодействия «экономика - территория», в которой развитие наладится только тогда, когда связь в ней будет двусторонней. Этого можно достичь в условиях, когда муниципальные органы (территории) будут выступать с инициативами решения общих, а не сугубо частных проблем и когда государственные структуры управления экономикой будут открыты таким инициативам и начнут чутко относиться к запросам населения территорий. Только в этом случае мы будем иметь эффективную модель взаимодействия, следовательно, и эффективную модель экономического развития республики.
Актуальность поиска конкретных решений по взаимодействию экономика - территория (республиканских и муниципальных органов управления) продиктована и тем, что сегодня почти во всех муниципальных районах у предпринимателей остро стоит вопрос сбыта готовой продукции. Главам муниципалитетов необходимо наладить работу по созданию кооперативов, разъяснить эти вопросы и довести до предпринимателей своего района. Другой не менее важный вопрос — это получение средств поддержки малых форм предпринимательства и начинающих предпринимателей. Средства такого рода идут в обход администраций районов. Это ведет к тому, что поддержку получают не реальные предприниматели, работающие на благо муниципалитета, а люди, далекие от АПК и предпринимательства.
Одним из самых злостных причин, препятствующих синхронному развитию экономики и территорий, является неэффективное использование бюджетных средств: по Российской Федерации эта цифра составляет 30% всех расходов, а в Республике Дагестан и того больше. К этой же категории проблем относятся нарушения, связанные с неисполнением контрактных обязательств, несвоевременный ввод объектов, простой годами оборудования на складах или в кабинетах, практика государственных закупок и др.
В этой связи особо следует сказать об эффективности грантовой деятельности. К сожале-
нию, она очень низкая. Здесь, на наш взгляд, необходимо, во-первых, выделить адресные гранты для каждой из семи указанных групп муниципалитетов; во-вторых, следует запустить механизм возврата средств, выделенных на гранты, если эти проекты не реализованы.
В условиях кризиса взаимодействие будет реализовываться с большей степенью эффективности тогда, когда удастся высвободить потенциал предпринимательства, пробудить у населения активность, стремление воплощать в жизнь гражданские инициативы, проведение политики сбережения, рационального использования человеческого потенциала и ресурсов, расширение связей с профсоюзными и другими общественными организациями, коллективами предприятий и т. д.
Сегодня мы уже основательно забыли об исполнительности, дисциплине и производительности труда, чувстве ответственности, без которых механизм взаимодействия трудно запустить.
Особо следует остановиться на показателе производительности труда. На наш взгляд, этот показатель полнее характеризует уровень взаимодействия экономики и территории: лучше других показателей соотносит производственную деятельность работников (развития экономики) с эффективностью территориального размещения производительных сил в регионе (территориальное развитие производства). Поэтому постоянное повышение производительности труда для экономики Дагестана имеет решающее значение. И очень кстати здесь слова видного русского экономиста XIX века И. Третьякова: «Низкая производительность труда есть причина бедности народа, закостенения его в скудном состоянии» [5, с. 164]. И только постоянное, системное и эффективное взаимодействие экономика - территория способны изменить ситуацию в лучшую сторону.
Для активизации процесса взаимодействия республиканских министерств, ведомств и муниципальных образований отсутствует необходимая консультативная и информационная база. Например, по данным СМИ, у нас есть главы муниципальных районов, которые за свою бытность в этой должности ни разу не посетили поселения района; они не знают, сколько хозяйств в районе, сколько у них всего земли и сколько не обрабатывается; какое поголовье, какая продукция и в каких объемах производится в муниципалитете; что особенного в поселениях района по сравнению с другими районами и т. д. Все эти и другие данные социально-экономического положения муниципалитетов должны быть отражены в банке данных с подробным и достоверным хозяйственным учетом. На основе этих данных специалисты районного уровня управления должны оказывать селянам консультативную помощь в вопросах налогообложения, аренды, малого и среднего предпринимательства, создания личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств. При этом во всех министерствах и ведомствах республики также должны четко знать, что из себя представляет каждый район — его условия, параметры, возможности и проблемы. И только тогда взаимодействие республиканских и муниципальных структур управления будет успешным, а экономическое и территориальное развитие — продуктивным и эффективным.
Внедрение стандарта деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ на уровне муниципальных образований Республики Дагестан также является новым элементом в системе взаимодействия экономика - территория, что будет способствовать формированию системы управления деятельностью по улучшению инвестиционного климата в муниципалитетах; разработке нормативно-правовой базы; созданию и развитию инфраструктуры для осуществления инвестиционной деятельности; повышению уровня информационно-коммуникационной обеспеченности органов управления на местах; регламентации порядка взаимодействия органов государственной власти республики с органами местного самоуправления.
Для оценки эффективности организации взаимодействия экономика - территория на уровне муниципалитета и субъекта федерации предлагаем использовать следующие показатели: производительность труда; доходы населения, инвестиции в основной капитал, валовой региональный продукт в расчете на душу населения; увеличение численности занятого населения; среднемесячная заработная плата. Динамика изменения этих показателей позволить, с одной стороны, анализировать деятельность органов местного самоуправления и республиканских органов в плане успешности организации взаимодействия экономика - территория; с
Алиев М.А.
взаимодействие экономики и территории как фактор эффективного развития муниципальных образований
другой — выявить новые направления совершенствования управления социально-экономическим развитием муниципалитетов, следовательно, и всего Дагестана.
Вся эта работа требует соответствующей координации. С этой целью на базе проектных офисов приоритетных проектов развития РД при министерствах и муниципальных образованиях (функционально подчиняющиеся Управлению по экспертизе и контролю реализации проектов развития Администрации главы и правительства РД) следует создать новую структуру — Совет по организации взаимодействия экономика - территория по ступеням (направлениям) деятельности: сельские поселения - муниципальный район (город); муниципальный район (город) - территориальный округ; территориальный округ - правительство РД. В последующем деятельность Совета следует распространить и расширить на более высокий уровень организации взаимодействия — взаимодействие между самими приоритетными проектами. Это позволит существенно повысить эффективность проектного управления в Республике Дагестан.
Литература
1. Алиев, М. А., Сабанчиева, Л. Н. Организационно-экономический механизм управления взаимодействием образования и науки в вузе. — Махачкала : АЛЕФ, 2014.
2. Алиев, М. А., Хасбулатов, А. Х. Факторы и показатели развития рынка туристских услуг в муниципальных образованиях // Известия ДГПУ. Общественные и гуманитарные науки. 2011. № 3 (16). С. 6266.
3. Большая экономическая энциклопедия. — М. : ЭКСМО, 2008.
4. Кистанов, В. В. Территориальная организация производства. — М. : Экономика, 2001.
5. Бункина, М. К. Национальная экономика. — М. : Логос, 2003.
References:
1. Aliev, M. A., Sabaneev, L. N. Organizational-economic mechanism of management of the interaction of education and science in high school. —Makhachkala : ALEPH, 2014.
2. Aliev, M. A., Khasbulatov, A. Kh. Factors and indicators of development of the market of tourist services in the municipalities //Proceedings of DSPU. Humanitarian and Social Sciences. 2011. No 3 (16)/P. 62-66.
3. The Great Economic Encyclopedia. — M. : EKSMO, 2008.
4. Kistanov, V. V. Territorial organization of production. — M. : Economika, 2001.
5. Bunkina, M. K. National economy. — M. : Logos, 2003.