Научная статья на тему 'Организационно-экономические основы развития сельских муниципальных образований республики Дагестан'

Организационно-экономические основы развития сельских муниципальных образований республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН / РАЗВИТИЕ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / СЕЛЬСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ / ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ПАРКИ / ОРИЕНТИРЫ ЭКОНОМИКИ / НАЛОГИ / НАЛОГООБЛАГАЕМАЯ БАЗА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиев Магомед Абдуллаевич

В статье обоснована актуальность федеральной и региональной поддержки развития экономики сельских муниципальных образований, приводятся аргументы необходимости формирования индустриальных парков, предлагаются варианты размещения различных производств и пути финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для обеспечения комплексного социально-экономического развития сельских территорий применительно к условиям Республики Дагестан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические основы развития сельских муниципальных образований республики Дагестан»

Общественные и гуманитарные науки

• ••

97

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 33 (470.67)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ORGANIZATIONAL ECONOMIC BASES OF THE DEVELOPMENT OF RURAL MUNICIPALITIES

IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN

© 2015 Алиев М. А.

Дагестанский государственный педагогический университет

© 2015 Aliev M. A.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье обоснована актуальность федеральной и региональной поддержки развития экономики сельских муниципальных образований, приводятся аргументы необходимости формирования индустриальных парков, предлагаются варианты размещения различных производств и пути финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для обеспечения комплексного социально-экономического развития сельских территорий применительно к условиям Республики Дагестан.

Abstract. The author of the article substantiates the urgency of the Federal and regional support for the development of the economy of rural municipalities. He gives the arguments of the necessity for forming the industrial parks, offers the accommodation options of different industries and ways of financial support of subjects of the small and medium business to provide a comprehensive socio-economic development of rural areas in relation to the conditions of the Republic of Dagestan.

Rezjume. V stat'e obosnovana aktual'nost' federal'noj i regional'noj podderzhki razvitija jekonomikisel'skih municipal'nyh obrazovanij privodjatsja argumenty neobhodimosti formirovan-ija industrial'nyh parkov, predlagajutsja varianty razmeshhenija razlichnyh proizvodstv i puti fi-nansovoj podderzhki sub#ektov malogo i srednego predprinimatel'stva dlja obespechenija kom-pleksnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija sel'skih territorijprimenitel'no k uslovijam Respu-bliki Dagestan.

Ключевые слова: Республика Дагестан, развитие, муниципальные образования, сельские поселения, индустриальные парки, ориентиры экономики, налоги, налогооблагаемая база, предпринимательство.

Keywords: the Republic of Dagestan, development, municipalities, rural settlements, industrial parks, economy landmarks, taxes, tax base, business.

Kljuchevye slova: Respublika Dagestan, razvitie, municipal'nye obrazovanija, sel'skieposelenija, industrial'nyeparki, orientiry jekonomiki, nalogi, nalogooblagaemaja baza, predprinimatel'stvo.

Сегодня одним из основных направлений устойчивого социально - экономического развития Дагестана является эффективная территориальная организация и размещение производства в сельских муниципальных образованиях. При решении

этой проблемы переплетаются в единый узел вопросы реализации всех семи приоритетных проектов от «Точки роста» до «Эффективного государственного управления», поэтому опережающее развитие

98

• ••

Известия ДГПУ, №3, 2015

экономики сельских поселений республики становится актуальным.

О проблеме территориального развития и функционирования органов местного самоуправления в России и ее регионах говорят давно и на разных уровнях. Такой интерес к этой структуре власти не случаен: именно на низовом уровне власти переплелись в узел главные проблемы развития страны. Речь идет об эффективности власти, ее способности осуществлять рациональное развитие экономики на местах.

Основная проблема проводимой реформы местного самоуправления заключается в устранении дисбаланса между ресурсами и полномочиями органов местного самоуправления, императивами развития территорий муниципальных образований и той экономической базы, которая существует в этих муниципалитетах. Согласно новому закону от 27 мая 2014 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципалитеты теперь должны четко разграничить полномочия между субъектами и органами местного самоуправления [1. С. 7]. Это поможет упорядочить работу и решить множество существовавших ранее проблем. Основные из них - определить наиболее оптимальную систему организации и избрания органов местного самоуправления, а также перераспределять полномочия между государственными и муниципальными органами власти, что будет способствовать эффективному развитию экономики сельских поселений.

Большим подспорьем в совершенствовании управления развитием экономики муниципальных образований являются завершившиеся работы по внедрению в республике Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, разработанного Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов. Этот Стандарт необходимо использовать и в деятельности органов местного самоуправления Республики Дагестан, что будет способствовать формированию системы управления деятельностью по улучшению инвестиционного климата на муниципальном уровне; разработке нормативно-правовой базы; созданию и развитию инфраструктуры для осуществления инвестиционной деятельности; повышению инвестиционной открытости [2. С. 88].

Одним из основных направлений решения этих задач является формирование в муниципальных образованиях индустри-

альных парков - совокупности объектов промышленной инфраструктуры, предназначенных для осуществления нового промышленного производства или модернизации существующего, управляемых специализированной компанией (коммерческой организацией), созданной в соответствии с законодательством РФ, либо особая экономическая зона, созданная в соответствии с Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

По данным Минпромторга РФ, индустриальные парки включают в себя не только производство промышленных товаров, но и продукции аграрного, высокотехнологического, строительного, туристического и других секторов экономики.

Одним из важных факторов успешной реализации планов по созданию индустриальных парков в нашей республике является возможность получения дополнительных инвестиций в виде кредитных ресурсов. В целях финансирования инвестпроектов, управляющих компаний и резидентов индустриальных парков в 2014 г. Сбербанком России разработан кредитный проект «Новая индустриализация»: долгосрочные кредиты на 12-14 лет под 11% годовых.

Интерес Дагестана в том, что участие в этой программе позволит республике каждый рубль, потраченный на инфраструктуру таких площадок, вернуть через Мин-промторг РФ, а муниципальных образований - в развитии собственных территорий, увеличении налогооблагаемой базы и развитии экономики. Помимо возможности получать дешевые долгосрочные кредиты они освобождаются от уплаты налога на прибыль на пять лет, а на местном уровне предполагается освобождение их от налогов на землю и на транспорт.

Однако по ряду наименований сельскохозяйственной продукции республика не удовлетворяет даже собственные потребности, например, по сбору столовых сортов винограда, по молочной продукции, сырам, маслу, сахару. Поэтому необходимо, чтобы активно работали не только сельские производители, но и посредники, которые доводят готовую продукцию до покупателя. Для этого следует организовать сельхозкооперативы по заготовке и закупке продукции у производителей.

В дополнение к этому в сельских муниципальных образованиях нужно формировать земельный инвестиционный фонд и определить земельные участки под инвестиционные проекты сельхозкооперативов и других субъектов малого и среднего предпринимательства.

Общественные и гуманитарные науки

• ••

99

Особое внимание нужно уделять информационно-консультационному обеспечению предпринимательской деятельности по правовому регулированию, налогообложению и получению государственной поддержки, в первую очередь для начинающих предпринимателей. С этой целью Правительство республики осуществляет активное взаимодействие с муниципальными образованиями, на конкурсной основе ведется софинансирование муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства. В целях обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам Республики Дагестан созданы «Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства» (на сегодня такие фонды есть всего в 15 муниципальных округах) и «Фонд содействия кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства» (фактически еще не задействован).

Поддержка агропромышленного комплекса Республики Дагестан в целом и муниципальных образований в отдельности нуждается в коренной перестройке:

- во-первых, идет резкое сокращение государственной поддержки как в республике, так и в целом по стране, удельный вес этой поддержки в России составляет 5%, в то время как в Евросоюзе - 25%, в США -37%, в Швейцарии - 95%;

- во-вторых, коррупция в сельском хозяйстве республики одна из самых высоких в стране; если бы все средства, выделяемые из федерального центра, шли по назначению, то Дагестан смог бы поставлять в Россию свою продукцию гораздо в больших размерах. К примеру, за два года в сельское хозяйство республики вложили 6,5 миллиарда рублей, а отдача составила 400 миллионов рублей, т. е. окупилась только 16,2 часть;

- в-третьих, гранты следует выделять не келейно и не в закрытых кабинетах чиновников, а на основе обсуждения и рекомендации в Управлении Администрации Главы и Правительства РД по экспертизе и контролю выполнения приоритетных проектов с привлечением независимых экспертов из соответствующих министерств, ведомств и научных организаций.

Для повышения эффективности точек роста в муниципальных образованиях необходимо адаптировать приоритетные проекты развития республики к планам муниципалитетов, дополняя одно другим. Здесь много вопросов, для решения которых требуется помощь от министерств и ведомств республики. Это и финансирова-

ние неотложных социальных услуг, незаконное функционирование медресе, плохое состояние дорог, проблемы молодежи в сельской местности.

Основными направлениями дальнейшего развития дорожной отрасли в республике являются, во-первых, сохранение той сети дорог, которая уже создана, и недопущение ее деградации путем проведения адресных мероприятий, связанных с ремонтом; во-вторых, обеспечение динамичного развития дорог и объездов населенных пунктов.

Широко развитая и хорошая дорожная сеть в сельских районах республики существенно замедлит процесс оттока населения с гор в города. Для этого еще необходимо: 1) создавать максимально удобные условия для жителей деревень горных и высокогорных районов: вода, газ, льготы, почта, медпункт, рабочие места;

2) обязательно сохранять за аулами школы, если даже в них немного учеников.

Сейчас многие начинают строить парниковое хозяйство, и это большой шанс для селян самореализоваться. К тому же сегодня личные подсобные хозяйства получают возможность иметь больше земли. Этим нужно воспользоваться селянам, а руководителям муниципальных образований необходимо их поддерживать.

Специфической «точкой роста» в условиях Дагестана является развитие внутреннего и въездного туризма в регионе. В качестве основных проблем, негативно влияющих на развитие этого вида услуг, следует выделить такие: нескоординированность деятельности по развитию туризма на федеральном, региональном и местном уровнях; недостаточное информационное обеспечение туристских маршрутов и мест отдыха и объектов туристского интереса; отсутствие финансовой поддержки этнокультурного туризма со стороны как региональных администраций, так и местных властей. Существует также ряд других общероссийских проблем, не позволяющих туристской отрасли республики в полной мере реализовать свой социально - экономический потенциал. К числу таких препятствий относятся: недостаточность государственной поддержки продвижения туристского продукта как на внутреннем, так и на международных рынках, инвестиций в туристскую индустрию, отсутствие комплексного учета статистических показателей в туризме [3. С. 63-64].

Еще активнее следует распространять опыт «гостевых домов» Агульского, Ах-тынского, Гунибского, Табасаранского и других районов, стилизованных под тра-

100

• ••

Известия ДГПУ, №3, 2015

диционные жилища с атрибутами национального жизненного уклада народов Дагестана, которые позволяют небольшим туристским группам ближе познакомиться с самобытной культурой, историей, обычаями народов Дагестана.

В качестве других ориентиров развития экономики сельских муниципалитетов следует отметить еще следующие:

- ускоренными темпами развивать производство строительных материалов (по запасам Дагестан занимает одно из первых мест в России);

- возродить машинно-тракторные станции на базе малой техники, получаемой под лизинг и при поддержке республиканских и федеральных властей;

- очистить заброшенные сенокосы, луга, пашни от кустарников, деревьев, сорняков и пустить их в хозяйственный оборот (в республике запрошены 135 тыс. га пахотных земель и большая их часть в сельских поселениях);

- беречь и разумно использовать водные ресурсы, привести в порядок родники, установить на них краники (по данным Всемирной организации здравоохранения в мире на сегодня осталось только 30 % всех запасов питьевой (пресной) воды, остальные 70 % человечество растратило);

- задействовать технологии заготовки лечебных трав, фруктово-ягодных соков, компотов, джемов и т. д.;

- создание холодильных и сушильных цехов для хранения и сушки яблок, груш, сливы, винограда и других плодов садоводства республики;

- придать новый импульс развитию художественных промыслов народов Дагестана;

- активнее внедрять в животноводстве и растениеводстве сельских поселений новые формы организации крестьянско - фермерских хозяйств с подразделениями по производству мяса, сыров, масла животного и других молочных продуктов;

- необходимо существенно изменить ситуацию с собираемостью земельного налога, налога на имущество, транспортный налог, акцизам на алкогольную продукцию, что позволит значительно увеличить поступления средств в бюджеты муниципальных образований;

- для развивающихся территорий и производств постоянно наращивать энергетический потенциал путем строительства станций на солнечной, ветряной энергии и малых ГЭС;

- развивать на домашних мини-фермах птицеводство мясо-яичного направления и наладить безотходное производство - мясо, яйца, пух, перо.

Для эффективной реализации этих и других перспективных направлений развития сельских поселений более критически и острее следует оценивать результаты деятельности руководителей муниципальных образований по изысканию новых инновационных методов расширения экономического потенциала и резервов развития соответствующих территорий. Здесь представляется целесообразным создание базы знаний и банка данных для выявления и обоснования точек роста в хозяйственном комплексе муниципалитета. Для этого необходимо провести глубокий анализ социальноэкономической ситуации на местном уровне, который позволил бы привести экономику муниципалитета к более эффективной модели развития. При этом важным составляющим инновационного развития муниципалитетов является обязательное изучение и использование зарубежного и отечественного опыта по проблеме занятости населения и обустройства поселений.

Все это - новые рабочие места, стабильный рост производства, производительности труда и в сопряженных отраслях, расширение налогооблагаемой базы хозяйствующих субъектов, что благотворно скажется на комплексном социально-экономическом развитии сельских муниципалитетов, следовательно, и всего Дагестана.

Литература

1. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета, 29 мая 2014. 2. Алиев М. А. Проблема эффективности инновационной политики промышленных предприятий // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 4. С. 85-89. 3. Алиев М. А., Хасбулатов А. Х. Факторы и показатели развития рынка туристских услуг в муниципальных образованиях // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2011. № 3. С. 62-66.

References

1. Federal law "Amendments to the Federal law " General principles of organization of local self-government in the Russian Federation" // Rossiyskaya Gazeta, May, 29, 2014. 2. Aliev M. A. Problem of the effectiveness of the innovative policy of industrial enterprises // Regional problems of transforming the economy.

2014. # 4. P. 85-89. 3. Aliev M. A., Khasbulatov A. Kh. Factors and indicators of the market of tourist ser-

Общественные и гуманитарные науки

• ••

101

vices in the municipalities // Proceedings of Dagestan State Pedagogical University. Social and Humanitarian Sciences. 2011. # 3. P. 62-66.

Literatura

1. Federal'nyj zakon «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «Ob obshhih principah organizacii mestnogo samoupravlenija v Rossijskoj Federacii» // Rossijskaja gazeta, 29 maja 2014. 2. Aliev M. A. Problema jef-fektivnosti innovacionnoj politiki promyshlennyh predprijatij // Regional'nye problemy preobrazovanija jekonomiki. 2014. № 4. S. 85-89. 3. Aliev M. A., Hasbulatov A. H. Faktory i pokazateli razvitija rynka

turistskih uslug v municipal'nyh obrazovanijah // Izvestija Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagog-icheskogo universiteta. Obshhestvennye i gumanitarnye nauki. 2011. № 3. S. 62-66.

Статья поступила в редакцию 10.04.2015 г.

УДК 336.24

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ

В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД

THE ANALYSIS OF THE LARGE FAMILIES’ PROBLEMS

IN THE MODERN PERIOD

© 2015 Казибекова Н. А., Исмиева З. М., Агасиева М. Н.

Дагестанский государственный педагогический университет

© 2015 Kazibekova N. A., Ismieva Z. M., Agasieva M. N.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье авторы рассматривают целый ряд современных проблем, с которыми сталкиваются многодетные семьи.

Abstract. The authors of the article examine a range of contemporary issues faced by large families.

Rezjume. V state avtory rassmatrivajut celyj rjad sovremennyh problem, s kotorymi stalkiva-jutsja mnogodetnye sem 'i.

Ключевые слова: многодетная семья, расходы на питание, ребенок-инвалид, социальная поддержка.

Keywords: large family, cost of food, disabled child, social support.

Kljuchevye slova: mnogodetnaja sem'ja, rashody na pitanie, rebenok-invalid, sociafnaja pod-derzhka.

В современных условиях в связи с усилением санкций западных стран по отношению к России особое значение приобретает дальнейшее совершенствование экономической и социальной политики государства.

В Республике Дагестан в многодетных семьях проживает 262 тыс. детей, из них более 31 тыс. являются детьми-инвалидами [1].

Проведенный кафедрой экономической теории совместно с кафедрой политологии и социологии Дагестанского государственного педагогического университета социологический опрос многодетных семей в различных районах Республики Дагестан

показал, что 82 % из опрошенных семей являются малообеспеченными, семьи с 5-тью и более детьми живут за чертой бедности. Эти семьи ограничивают себя в продуктах питания, покупке бытовой техники, одежде и обуви. Почти 32 % опрошенных семей не приобретают лекарства, а лечатся народными средствами, т. к. из-за высокой цены на лекарства, они им не доступны. Более 60 % многодетных семей имеют доход ниже прожиточного минимума, а более половины семей живут за счет социальных пособий. В наиболее «выгодных» условиях оказались семьи, воспитывающие ребенка-инвалида, благодаря сравнительно высоким пособиям, позволяющим почти

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.