Научная статья на тему 'Взаимодействие детей и родителей как психологическая проблема'

Взаимодействие детей и родителей как психологическая проблема Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
110
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Галиуллина О. Ю.

При всем многообразии исследований психологии взаимодействия детей и родителей существует проблема недооцененности уникальности детства. Эта уникальность вытекает из закономерностей онтогенеза психики и особым образом определяет взаимоотношение детей и взрослых. Обратившись к работам Н.Е. Вераксы, посвященным изучению детского мышления, мы обнаружили возможность приложения концепции диалектического мышления к анализу ситуации взаимодействия родителей и детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Галиуллина О. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие детей и родителей как психологическая проблема»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

© Галиуллина О.Ю.*

Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Казань

При всем многообразии исследований психологии взаимодействия детей и родителей существует проблема недооцененности уникальности детства. Эта уникальность вытекает из закономерностей онтогенеза психики и особым образом определяет взаимоотношение детей и взрослых. Обратившись к работам Н.Е. Вераксы, посвященным изучению детского мышления, мы обнаружили возможность приложения концепции диалектического мышления к анализу ситуации взаимодействия родителей и детей. Веракса Н.Е., признавая факты, открытые Жаном Пиаже, обратил внимание на одну интересную особенность детского мышления - отсутствие чувствительности к противоречию. Ребёнок не видит противоречия, и это не тяготит его. Более того, он может оперировать противоположностями, видоизменять их, переходить от одной к другой. Эту способность Н.Е. Веракса назвал диалектическим мышлением и описал структуру такого мышления [2]. Отсутствие чувствительности к противоречиям - это и безоценочное восприятие мира взрослых, что является выражением гуманности к этому миру и беззащитности перед ним.

Познавая взрослых, ребенок познает себя. Гиппенрейтер Ю.Б. пишет, что каждым обращением к ребенку - словом, делом, интонацией, жестом и даже молчанием мы сообщаем ему не только о себе, своем состоянии, но и всегда о нем, а часто - в основном о нем. Оберегая и воспитывая, мы должны отдавать себе отчет, какое сообщение о нем мы сейчас посылаем ребенку [3]. В том, как мы наказываем, критикуем детей отражается проявление нашей культуры, нравственных ценностей. В психологии проведены экспериментальные исследования, в которых выявлены типичные стили отношений ме^ду родителями и детьми, разработаны специальные диагностические методики, позволяющие выявить специфику данного взаимодействия. К примеру, известен опросник Э.Г. Эйдемиллера под редакцией Л.И. Вассермана, который позволяет диагностировать отношение родителя к ребенку [5]. Ответы на вопросы позволяют судить о том, сколько сил, внимания, времени уделяют родители ребенку; в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка как материально-бытовых, так и духовных. Опросник помогает найти при-

* Соискатель кафедры «Общая практическая психология».

Интеллектуально-духовные идеалы современного общества

217

чины отклонений в семейном воспитании. Рассматривается личность самих родителей, чаще, неосознанная проблема, потребность, которую взрослый человек пытается решить за счет воспитания ребенка, придавая дисгармонию во взаимоотношения с детьми.

Лотман Ю.М. в одной из своих работ подчеркивает, что помимо культурного начала следует учитывать и натуральное, заложенное в структуре личности [4]. Соотношение натурального и культурного (биологического и социального) у взрослого и ребёнка различно. Ребенок еще очень близок к миру природы - животному миру, а у взрослого его социальный опыт, деятельность формируют культурно обусловленные структуры. Определенными своими сторонами человек принадлежит культуре, другими же связан с внекультурным - натуральным - миром. Поэтому важно, общаясь с ребенком, осознать (проанализировать) свое детство.

Все рассмотренное выше указывает на то, что, воспитывая детей, мы не можем четко знать последствия нашего поведения - реакции на ситуации, с которыми сталкивается ребенок в дальнейшем при своем развитии. Взрослые, причастные к воспитанию детей, должны знать, что уникальность каждого человека проявляется не только в зрелом возрасте. Ребенок уникален, так как свойства детской психики таковы, что он воспринимает мир без противоречий - легко. Ребенок беспомощен физиологически, но он защищен психически от «хлама» придуманных проблем. Легкости, чистоте, глубине восприятия ребенка - вот чему стоит учиться взрослому у ребенка. Позволяет ли культура родителя, его ценностная и нормативная системы принять тенденцию ребенка быть свободным от груза противоречий «взрослого» мира? Веракса Н.Е. предложил новое понимание ценности данной способности. Он говорит, что диалектическое мышление лежит в основе творчества, оно позволяет человеку соотносить себя и мир, сохранять психическое здоровье и развиваться. И поэтому тот факт, что оно исчезает в процессе перехода от детского возраста к взрослому, является фактом печальным. Задача психолога меняется на противоположную: необходимо не помогать ребёнку прожить и, в конце концов, преодолеть детство, а стараться помочь всячески сохранить ту способность, которая уничтожается с годами.

Исходя из вышесказанного, мы выявляем пространство постановки проблемы: влияние стиля родительского отношения на сохранение творческого потенциала ребенка. Это пространство будет сосредоточено вокруг культурных правил, которые родитель согласно своей социальной позиции должен транслировать из культуры в сознание ребёнка. Взаимодействие ребёнка и родителей в данном случае становится психологической проблемой субъекта культуры [1]. Культура, ребёнок, и родители каждый со своими задачами оказываются в едином пространстве психологического взаимодействия.

218

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

У человека есть стремление инстинктивно избегать непредсказуемых ситуаций [4]. Поэтому чрезвычайно важно осознание интеллектуально-духовных ценностей, норм культуры современного общества. Опираюсь на естественную природу ребёнка, можно прийти к той норме культуры взаимоотношений детей и родителей, на базе которой возможно построение общества успешных творческих личностей.

Список литературы:

1. Баянова Л.Ф. Феномен культуры в истории психологии. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. - 200 с.

2. Веракса Н.Е.Личность и культура: структурно-диалектический подход // Перемены. - 2000. - № 1. - С. 81-107.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: ЧеРо. - 2004. -191 с.

4. ЛотманЮ.М. Семиосфера. - СПб.: Искусство-СПб, 2010. - 28 с.

5. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии / Под ред. Л.И. Вассерман. - М.: ФОЛИУМ, 1996. - 13 с.

ПАРАДИГМА ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: ДИАЛОГ ГОСУДАРСТВА И ПРАВОСЛАВНОЙ

ЦЕРКВИ

© Миролюбова О.Г.*

Филиал Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина, г. Балаково

В статье рассматриваются вопросы духовности как планетарного феномена, высшей гуманистической ценности; выявляются причины духовного кризиса современной России. Обосновывается роль государства и Русской Православной Церкви в преодолении этого кризиса, их диалога в процессе духовного возрождения российского общества.

Решение стратегических задач развития современного российского социума актуализирует проблемы самоценности культуры, духовности в жизнедеятельности личности, общества и государства, необходимости преодоления духовного кризиса.

Разделяя позицию ученых о связи понятия «духовность» со смысло-жизненными проблемами, полагаю, что это понятие приобретает статус метакатегории, которая позволяет понять надприродную сущность человека.

* Профессор кафедры, кандидат философских наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.