№ 2(21), 2010 г.
Наметились следующие тенденции:
1. Из массы работников прежних и настоящих снабженческих и торговых организаций выделились люди предпринимательского склада ума. Хотя часть из них, так называемые посредники, занимаются просто перепродажей и спекуляцией средств производства и сельскохозяйственной продукции. Суть этих предпринимательских усилий заключается в том, что они являются звеном между сельскими и промышленными производителями. В одних регионах продолжают работать агроснабы, часто осваивая новые технологии (Ставропольский край и др.). В других - появилась еще и дилерские организации - по сути агенты по продаже промышленных товаров - тракторов, сельскохозяйственных машин, зерноуборочной и кормоуборочной техники (Ростовская, Волгоградская области и др.), как правило, в регионах, где работают машиностроительные заводы.
2. Время отменило планово-распределительную систему поставок сельскохозяйственной техники, которая имела свои недостатки: несвоевременность и некомплектность поставок или навязывание ненужной техники. А также порождала иждивенческое и ожидательное отношение сельских производителей, равнодушие и незаинтересованность агроснабов и заводов-поставщиков в поставке качественной технике, обеспечении запчастями и ремонтно-техническом обслуживании. Сельские производители стали выбирать и требовательнее относится к качеству поставляемой техники.
3. Появилась на полях страны импортная техника, по качеству часто превосходящая российскую, причем в отраслях традиционно эксплуатировавших отечественную технику. Это зерноуборочные комбайны и тракторы. Техника предоставляется по лизингу, при этом условия лизинга у зарубежных инвесторов более приемлемые, чем у отечественных: в первый год - отсутствие лизингового платежа, в последующие -проценты меньше, дольше срок лизинга.
4. Средние и мелкие сельские производители зачастую кооперируются для обработки полей под посевы и уборки урожая, совместно эксплуатируя технику. Или их обслуживают машинно-технологические станции.
5. Медленно, но верно приходят в село, скорее в районные центры, информационные технологии. Развивается оптовый рынок материально-технических ресурсов. При наличии телефонной связи возможно использование общероссийской и локальных электронных сетей для поиска и приобретения необходимой техники.
6. Не панацея, но вполне приемлемый для решения насущных проблем перевооружения сельского хозяйства инструмент - лизинг.
7. Необходима государственная поддержка сельскохозяйственного производства в плане восстановления и развития его материально-технической базы.
1. Манджиева Т. В. Проблемы агросервиса в Республике Калмыкия // Вековой поиск модели хозяйственного развития России. Материалы IV межд. науч.-практ. конф., - Волгоград, 2002. - С. 235-237.
2. Экономика сельского хозяйства. / И. А.Минаков, Л. А. Сабетова, Н. И.Куликов и др. - М.: КолосС, 2002. - 328 с.
3. Багиев Г. Л., Асаул А. Н. Организация предпринимательской деятельности. / Учебное пособие. -СПб.: СПб ГУЭФ, 2001.
4. Петряков А.В. Специфика сельского хозяйства и современная аграрная политика в России. - М: Агропромиздат, 2005.
СУХОВ А.А.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕСА С ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМИ СТОРОНАМИ
Предпринимательство занимается производством товаров и услуг, стремясь увеличить объемы их продаж и прибыли, и тем самым создает основу для расширенного воспроизводства и увеличения доходов государства в целом. Бизнес выступает главным субъектом вложения капитала в инновационные проекты, создает инвестиционные источники и участвует в финансировании социальной сферы. Товаропроизводители совместно с государством выполняют социальные функции, обеспечивая определенную степень информационной открытости перед обществом. Ответственность за целенаправленное и добровольное финансирование социальных затрат в различных их формах со стороны предпринимательства в последнее
75
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
время возрастает. У частие в различных социальных программах повышает репутацию, имидж и авторитет компаний, одновременно создавая условия для приобретения ими дополнительных конкурентных преимуществ. Согласованное взаимодействие власти и бизнеса в решении социальных проблем с учетом их экономических интересов и на основе социально ответственного поведения гарантирует долговременный устойчивый рост национального хозяйства [10].
Актуальность исследований эволюции различных моделей взаимодействия бизнеса и власти в России обусловлена присутствием объективных предпосылок. Во-первых, глобальная конкуренция объективно порождает спрос со стороны отечественного бизнеса на государственную поддержку, и формируется благоприятная среда для более интенсивного взаимодействия российских компаний с региональными и местными властями. Во-вторых, с учетом проводившейся бюджетной реформы и разграничении полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации финансовые возможности региональных властей снижаются при одновременном сохранении за ними большей части их прежних обязательств, что объективно приводит к необходимости изменения политики по отношению к бизнесу.
Ведение предпринимательства является комплексным процессом, к которому объективно причастны и другие заинтересованные стороны. Поэтому исследование модели взаимодействия бизнеса и власти целесообразно проводить во взаимосвязи с основными выводами теории стейкхолдеров. Стейкхолдеры или заинтересованные в деятельности компании участники в масштабах всего общества в различной степени выполняют функции потенциальных агентов модернизации российской экономики.
За короткий период развития рыночных отношений в России взаимодействие бизнеса и власти эволюционировало в рамках нескольких моделей. Как подчеркивается в отечественных и зарубежных публикациях, для начального этапа была характерна модель «захвата государства» или «приватизации власти» крупным капиталом. Эта модель предполагает активное перераспределение ресурсов от государства к конкретным компаниям или бизнес-группам. Наличие и относительная распространенность указанной модели в России и странах СНГ применительно к крупному бизнесу подтверждены целым рядом эмпирических исследований в конце 1990-х годов. По справедливому замечанию А. Яковлева своего рода дополнением такой практики стала модель «хватающей руки», которая в противовес реализованной в разных формах модели «помогающей руки» в странах Центральной и Восточной Европы и Китае предполагает создание искусственных барьеров для ведения бизнеса [15]. Она в дальнейшем переросла в модель «захвата бизнеса» или патронажа, при которой характерно преобладание административного давления власти на бизнес с целью извлечения выгоды (ренты) для себя. В современной России доминирующей стала партнерская система взаимодействий в большинстве ее регионов, которая зачастую реализуется в форме «обменов» между властью и бизнесом. К отличительным особенностям такой модели правомерно отнести: обмен ресурсами как основа взаимоотношений; осознание крупного предпринимательства заниматься непосредственно бизнесом и отказаться от участия в борьбе за власть; достижение высокой эффективности производства как основы согласования интересов бизнеса, власти и общества; разработка и реализация совместных комплексных программ социального и экономического развития регионов. При взаимодействии между государством и бизнесом, основанном на системе «обменов», характерно параллельное существование двух групп предприятий, вовлеченных и не вовлеченных в эту систему [14]. Для предприятий первой группы близость к региональным властям и возможность получения от них субсидий обуславливают большой объем социальных обязательств. Представители второй группы, как правило, дистанцируются от государства и не получают поддержку, но и не несут дополнительных расходов. В [4] аргументировано, что одной из причин относительной распространенности этой модели в России является феномен градообразующих предприятий. Они обеспечивают теплом и иными услугами население соответствующих городов, получая в обмен поддержку от местных и региональных властей.
В публикациях российских ученых последнего периода обращается внимание на появление во взаимодействии региональных властей и бизнеса новых подходов. Это связано с нарастанием процессов глобализации, при которой границы рынков становятся размытыми, и создаются благоприятные условия для переноса производства не только в другие регионы, но и в другие страны, что в конечном счете объективно приводит к усилению конкуренции между ними за привлечение капитала и инвестиций. Новые условия конкурентного давления на государство на национальном и региональном уровнях создают предпосылки для стимулирования активной государственной поддержки конкурентоспособному, растущему и более эффективному бизнесу. При этом механизмы предоставления поддержки претерпевают изменения в сторону уменьшения рисков поиска выгоды и коррупции. В исследованиях российских авторов эти явления квалифицируются как предпосылки формирования новой региональной промышленной политики, которую
76
№ 2(21), 2010 г.
в ряде исследований предлагается рассматривать в качестве еще одной модели взаимодействия бизнеса и власти [1; 3; 14].
В рамках моделей взаимодействий реализуются более тесные и многосторонние отношения бизнеса с заинтересованными группами. В этом контексте государство в лице властных структур на федеральном, региональном и местном уровнях выступает одной из наиболее заинтересованных сторон в успешном ведении дел предпринимательством путем содействия ему в реализации рыночных механизмов эффективного производства, распределения и потребления продуктов и услуг, а также посредством создания стабильной финансово-денежной системы и стимулирования бизнеса в социальной поддержке населения. Наряду с государством в результативности бизнеса заинтересованы и другие группы участников.
Для более общего случая в роли заинтересованных в деятельности корпораций участников выступают люди или организации (стейкхолдеры), имеющие влияние на компанию или подверженные ее влиянию. Например, это сотрудники фирмы, покупатели, правительственные учреждения, общественные организации. Их можно разделить также на внутренние (работники, акционеры, менеджеры компании) и внешние (профсоюзы, общественные организации, поставщики, кредиторы и др.). Каждый из них имеет свои интересы и потребности, оптимальное сочетание и согласованность которых способствуют экономическому росту, конкурентоспособности и повышению благосостояния населения [11]. Детальная классификация участников групп влияния и типология их интересов проведена автором статьи в соответствии с [2].
На уровне отдельной бизнес-единицы стратегическое планирование и управление предполага-ют использование групп влияния, которые могут воздействовать или подвергаться воздействию со сто-роны организации. Основными группами влияния являются держатели акций, институциональные инвесторы, менеджеры высшего звена, работники организации, потребители, дистрибьюторы, поставщики, финансисты корпорации, представители государственной и муниципальной властей, социальные и общественные группы.
Как следует из типологии интересов групп влияния на бизнес, они в основном являются разнонаправленными, т.е. взаимодействие сторон отличается конфликтной природой интересов. Эффективное управление конфликтами интересов во внешней и внутренней среде организации осуществляется на основе внедрения корпоративной социальной ответственности (КСО), которая реализуется с помощью таких инструментов, как социальные инвестиции, межсекторное социальное партнерство, корпоративные коммуникации и социальная отчетность [12; 10]. При этом КСО не только стабилизирует текущую ситуацию, но и способствует устойчивому росту показателей эффективности компании в долгосрочной перспективе. Кроме того, КСО в системе управления организацией - это институт, регламентирующий поведение организации и ее внешних и внутренних стейкхолдеров в рамках гибридных соглашений, в которых они сосуществуют в современных экономических условиях, когда организация имеет расширенные цели функционирования. Под гибридным соглашением правомерно понимать форму договорных отношений, при которой существует двусторонняя зависимость без полной интеграции.
Постоянный конструктивный диалог позволяет компании и всем заинтересованным сторонам (как внешним, так и внутренним) сокращать собственные трансакционные издержки. Усилению положительного эффекта способствуют регулярный процесс социальной отчетности и активная коммуникационная деятельность организации.
Упоминавшиеся выше гибридные соглашения имеют конфликтную природу, поскольку их основным свойством является размытое распределение правомочий между агентами. Сопоставление различных моделей взаимодействия бизнеса, власти и общества (некоммерческих организаций) позволяет определить степень важности различных групп заинтересованных сторон. Признаваемая в качестве модели взаимодействия «Новая региональная промышленная политика», по мнению автора, имеет смысл и может эффективно реализовываться только в условиях демократии и свободной конкуренции. Дело в том, что в России законсервирована ситуация противостояния государства и бизнеса из-за опасений того, что бизнесмены будут претендовать на получение властных полномочий. Эффективный диалог между этими двумя сторонами крайне важен, так как его результаты отражаются на обществе в целом и закладывают основы модернизации всей социально-экономической системы страны. Таким образом, имеются основания утверждать, что поскольку успех бизнеса измеряется удовлетворенностью всех заинтересованных сторон, именно они с той или иной степенью значимости выступают агентами модернизации.
В настоящее время в литературе нет однозначного определения понятия модернизации экономики страны за исключением отдельных глубоких исследований. В новой истории экономического и политического развития России, охватывая период с конца 50-х гг. ХХ в., можно выделить несколько важных для страны
77
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
периодов: «оттепель» с элементами демократизации и либерализации, в том числе в экономической жизни; совершенствование хозяйственного механизма в сторону обеспечения большей хозяйственной самостоятельности предприятий; перестройка и постепенный переход к легализации различных форм собственности; трансформация постсоветской российской экономики в рыночную; модернизация экономики и всего общества. Из перечисленных важных этапов преобразований экономической и политической жизни ни один не имел четкого концептуального определения и оформления, за исключением, на наш взгляд, хозяйственной реформы 60-70 гг. Это же характерно и для концепции модернизации. Из практики организации управления промышленными предприятиями хорошо известно понятие модернизации производственного оборудования, предполагающее его техническое усовершенствование и обновление на новой технологической базе. Модернизация экономики России связана со многими императивами и приоритетами ее развития. Это прежде всего: устойчивое наращивание своей экономической мощи; включение в современные глобализационные процессы посредством определения своего места и обеспечения внутренней эффективной территориальной интеграции; неуклонный рост конкурентоспособности страны и ее регионов на основе инновационной модели развития; наращивание темпов здоровой и полезной стране экономической экспансии в сопредельные государства; использование своей территории и других ресурсных и факторных потенциалов не только в качестве транспортного коридора между блоками Евро-Атлантических стран, стран Восточного, Юго-Восточного и Тихоокеанского регионов, но и для полноценного включения в торгово-экономические связи между ними через стимулирование востребованности и эффективного развития собственной промышленности, строительной индустрии, агропромышленного комплекса (АПК), транспорта и др.
Понятие «модернизация» является многомерным и представляет собой институциональный процесс системных преобразований в различных взаимосвязанных и взаимообусловленных средах. Наиболее важные, системные характеристики содержания этого термина применительно к российской действительности классифицированы в виде типовых социально-экономических систем Г. Б. Клейнером [6, 8, 9].
Можно привести примеры ряда африканских стран, практически застывших в своем развитии, но и есть такие, которые стремятся вперед по пути модернизации (ряд стран Юго-Восточной Азии). Для большей части современных развитых стран характерно линейное поступательное общественное движение, в ходе которого старые элементы навсегда уходят. Развитие России носит преимущественно нелинейный характер, когда в одних аспектах имеется серьезный прорыв и явное лидерство наряду с явным отставанием от развитых стран мира в других аспектах. Справедлив вывод Г. Б. Клейнера о том, что внешняя миссия России как средовой страны состоит в выравнивании неоднородности глобального пространства, однако ее внутреннее пространство неизбежно остается неоднородным.
А. Яковлев считает, что государство не может быть ведущим агентом модернизации в силу глубокого взаимного недоверия между государством и крупным бизнесом, а также неравноправного характера взаимоотношений между ними. Вместе с тем, по его мнению, конгломерат из региональных администраций и бизнес-элит, отраслевых и межотраслевых бизнес-ассоциаций вполне может стать проводником модернизации при посреднической роли экспертного сообщества. Справедливо также указывается, что реальные агенты модернизации - это предприниматели, обучающиеся в процессе своей деятельности и распространяющие новые экономические знания [13, 15, 16]. С этой точкой зрения в целом можно согласиться, но с учетом уточнений, связанных с определением и четкой дифференциацией функциональной роли каждого потенциального агента модернизации из состава заинтересованных групп влияния сообщества предпринимателей. Поскольку модернизация российской экономики и общества в целом является длительным и широкомасштабным процессом институциональных изменений, классификацию агентов целесообразно проводить в рамках институтов [7].
Государство в лице властных структур, несомненно, должно выполнять функцию инициатора и контролера модернизации социально-экономической системы страны. Между тем, без тесного взаимодействия с бизнесом и обществом, как ближайшими партнерами, эта функция государства может оказаться невыполнимой. Следует согласиться с мнением Г.Б. Клейнера о том, что доверие является необходимым условием такого взаимодействия и определяется степенью консолидации бизнеса, государства и общества
[7].
Роли прозелитов и пропагандистов модернизации действительно могут сыграть региональные элиты и отраслевые бизнес-ассоциации в сотрудничестве с представителями научно-образовательных учреждений.
Предприниматели, по своей сути, являются дистрибьюторами, потенциально обладающими способностями распространения прогрессивных бизнес-технологий. Вместе с тем, на отдельных этапах они могут выполнять и негативную роль, как, например, это имело место в период распространения и
78
№ 2(21), 2010 г.
широкого применения технологий бартера, неплатежей и других нежелательных институтов (1992 - 2000 гг.). Противодействовать подобной активности может совместно общество и государство на основе консолидации и согласования интересов.
Федеральные и региональные власти заинтересованы в таком использовании ресурсов предпринимателями, при котором достигаются оптимальные значения определенной системы количественных и качественных показателей. Бизнес использует эти ресурсы в рамках регулируемой властями институциональной среды и дополнительных соглашений в своих интересах. Поэтому объектом согласования действий власти и бизнеса являются их экономические интересы, связанные с использованием ресурсов. В идеальном случае при высоком уровне согласованности интересов хозяйственная деятельность субъектов будет эффективной, поскольку гарантированно уменьшаются обусловленные их взаимодействием между собой трансакционные издержки [5].
Таким образом, процесс становления модели взаимодействия бизнеса и власти должен рассматриваться в контексте тесных отношений с другими заинтересованными сторонами, из состава которых формируются агенты модернизации экономики России и общества в целом.
1. Доклад ГУ - ВШЭ, МАЦ «Об использовании в России опыта новых индустриальных стран в формировании “институтов развития” и стимулировании инновационного экономического роста» // Вопросы экономики. -2004. - № 10.
2. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. — M.: Аспект Пресс, 2002.
3. Зубаревич Н. Зоны влияния крупных корпораций в российских регионах / Региональная элита в современной России. / Под ред. Я. Фрухтмана. - М.: Фонд «Либеральная миссия», 2005. - С. 93 - 113.
4. Ивченко С. В., Либоракина М. И., Сиваева Т.С. Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2003.
5. Клейнер Г. Б. Экономика физических лиц // Вопросы экономики.- 1996.- № 4.
6. Клейнер Г. Б. Наноэкономика // Вопросы экономики. - 2004. - № 12.
7. Клейнер Г. Б. Пятый элемент (о книге А. Яковлева «Агенты модернизации» // Вопросы экономики. - 2007. - № 9.
8. Клейнер Г. Б. Системная парадигма и экономическая политика // Общественные науки и современность. - 2007. - № 2.
9. Клейнер Г.Б. Институциональные факторы долговременного экономического роста // Экономическая наука современной России. - 2000. - № 1.
10. Кучковская Н. В. Роль социальных инвестиций в укреплении экономической безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. - № 2.
11. Кучковская Н. В. Социальная отчетность в стратегии устойчивого развития российского бизнеса // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2009. - № 18.
12. Кучковская Н. В. Региональные аспекты социальной ответственности транснациональных корпораций в России // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - № 1.
13. Яковлев А. А. Взаимодействие групп интересов и их влияние на экономические реформы в современной России // Мир России. - 2003. Т. XII. № 4.
14. Яковлев А. А. Эволюция стратегий взаимодействия бизнеса и власти в российской экономике // Российский журнал менеджмента. - 2005. Т. 3. № 1.
15. Яковлев А. А. Агенты модернизации. - М.: Изд. Дом ГУ - ВШЭ, 2006.
16. Hellman J., Jones G., Kaufman D. Seize the State, Seize the Day: An Empirical Analysis of State Capture and Corruption in Transition Economies: Paper prepared for the ABCDE 2000 Conference. Washington, D.C., 2000, April 18 - 20.
79
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
ЭКОЛОГИЯ
ДРИДИГЕР В.К., ЯНОВ В. И.
ОПТИМАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ ПИТАНИЯ ЭСТРАГОНА КОРМОВОГО В УСЛОВИЯХ
СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ПРИКАСПИЯ
В связи с повышением планетарной температуры на земном шаре и переходом части территории юга в зону пустынь и полупустынь, ученые уже сегодня обязаны создавать сорта и виды кормовых культур устойчивых к низкой относительной влажности и высоким температурам воздуха, приспособленные к аридным условиям жизни. Над этой проблемой работают сотрудники сельскохозяйственных вузов и научноисследовательских институтов юга России, но до сих пор технология возделывания полыни в зоне пустыни и полупустыни изучена недостаточно, для исследования этой проблемы были заложены опыты в Калмыцком госуниверситете.
Методика
Участки изучения полыней располагались в центральной зоне на территории опытного поля аграрного факультета Калмыцкого государственного университета, а перспективные - выделены для продолжения исследования в производственных условиях - в экспериментальном хозяйстве КНИИСХ, п. Верхний Яшкуль Целинного района и на Элистинском государственном сортоиспытательном участке Черноземельского района. Исследования проводились в течение 1990-2000гг. с последовательным размещением вариантов в 4-х кратной повторности. Высаживали эстрагон кормовой по следующей схеме: 1-0,7 х 0,35 м; 2-0,7 х 0,7 м; 3-1,0 х 0,7 м; 4-1,0 х 1,0 м. Площадь питания одного растения по вариантам составила: 1-0,245 м2, 2-0,49, 3-0,7 и 4-1,0 м2; их количество на каждом гектаре по вариантам соответствует 40,816 тыс., 20,4, 14,285 и 10 тысяч растений.
Делянки размером 2,8 м х 14,3 м, площадь 40 м2, повторность четырехкратная, дорожки 1 м.
Годовое количество осадков за последние 10 лет (1991-2000гг.) в среднем составило 385 мм. Сумма положительных температур за период с температурой выше 10°С колеблется от 3200 до 3500°С. Средняя глубина промерзания почвы до 34 см. Безморозный период - 145 -161 дней.
Гидротермический коэффициент (ГТК) за период вегетации растений составил 0,47-0,53. Биоклиматический потенциал - 1,13-1,38.
Содержание гумуса в глинистой почве - 1,6%-1,7 %, легкодоступного фосфора - 3-4 мг/100 г., обменного калия - 26-30 мг на 100 г. почвы.
Урожайность учитывался сплошным поделяночным методом с пересчетом на абсолютное сухое вещество.
Все предусмотренные программой наблюдения и анализы выполнены согласно указаниям методик Государственного сортоиспытания сельскохозяйственных культур. М. 1985г.
Погодные условия были контрастными: 1996, 1997 гг. характеризовались избыточным количеством осадков, гидротермический коэффициент равнялся 0,7-0,8; в 1993, 1999, 2000 гг. выпало меньшее количество атмосферных осадков и гидротермический коэффициент естественно был ниже - 0,5-0,7.
1992, 1994, 1995, 1998 гг. были сухими, гидротермический коэффициент оказался на уровне 0,3-0,5, осадки-304-362 мм в год, кратковременные, малочисленные. Температура воздуха - повышена.
Полынь эстрагонную разместили вне севооборота на целине. Первая операция - внесение удобрения в расчете - навоз 120 т на 1 га, затем вспашка на глубину 20-25 см с одновременным боронованием
Сажали отрезки корневищ с двумя почками на среднесуглинистых почвах со слабо щелочной средой на глубину 8 -10 см. Срок посадки - конец апреля, когда температура почвы достигла 8 - 10°С.
После всходов провели прополку и рыхление в гнездах. Междурядная обработка осуществлялась в прополке и рыхлении междурядий мотоблоком.
Ручная прополка проводилась в рядках (2 - 3 раза до уборки урожая) в лучшие агротехнические сроки. Культивировали на глубину 8 - 12 см, первая - в марте, как только подсохла почва, вторая - в апреле, третья - в мае - июне. На делянках был проведен учет густоты стояния растений после укоренения. Так как не все корневища укоренялись, то густота стояния уменьшилась.
Результаты исследований
Фактически посажено отрезков корневищ в первом варианте с площадью питания 70 х 35 см четыре штуки на один квадратный метр, во втором - 2, третьем - 1,4 и четвертом - 1,0 шт./м2. Принявшихся
80