Научная статья на тему 'Социальная отчетность в стратегии устойчивого развития российского бизнеса'

Социальная отчетность в стратегии устойчивого развития российского бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
901
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / ПРИНЦИПЫ ОТЧЕТНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ДОСТУПНОСТЬ / ПРОЗРАЧНОСТЬ / СТЕЙКХОЛДЕРЫ / ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ ГРУППЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кучковская Н.В.

В статье обосновывается, что внедрение и популяризация социальной отчетности в деятельности российских компаний способствует их долгосрочному устойчивому развитию. На основе аналитического обзора отечественных и зарубежных публикаций, посвященных возникновению и использованию концепции социальной отчетности, уточняется ее понятийный аппарат. Систематизированы распространенные в деятельности крупных международных корпораций стандарты социальной отчетности и принципы их составления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная отчетность в стратегии устойчивого развития российского бизнеса»

СОЦИАЛЬНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ В СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА

Н. В. КУЧКОВСКАЯ, кандидат экономических наук,

доцент кафедры «Экономическая теория и управление» Волжский гуманитарный институт Волгоградского государственного университета

В статье обосновывается, что внедрение и популяризация социальной отчетности в деятельности российских компаний способствует их долгосрочному устойчивому развитию. На основе аналитического обзора отечественных и зарубежных публикаций, посвященных возникновению и использованию концепции социальной отчетности, уточняется ее понятийный аппарат. Систематизированы распространенные в деятельности крупных международных корпораций стандарты социальной отчетности и принципы их составления. Выделены преимущества и недостатки внедрения и использования международных стандартов отчетности. В работе дана оценка перспектив распространения корпоративной социальной отчетности в российском бизнесе.

Ключевые слова: социальная отчетность, стратегия устойчивого развития, международные стандарты социальной отчетности, принципы составления нефинансовой отчетности, социальная ответственность, доступность, прозрачность, стейкхолдеры, заинтересованные группы.

Переход крупных компаний к стратегии устойчивого развития и соблюдение принципов социально ответственного поведения приводят к необходимости диверсификации их стандартной финансовой отчетности. Прежде всего речь идет о расширении отчетности, включающей кроме традиционных целый ряд прочих показателей, и в этом контексте приобретающей содержание «нефинансовой отчетности». Этот термин в практике как отечественного, так и зарубежного бизнеса пока еще не является широко распространенным и общепринятым. Между тем, в различных публикациях фигурируют такие его синонимы, как «корпоративная социальная отчетность», «социально ответственная

отчетность», «социальная отчетность», «экологическая отчетность» [1, 2, 3, 4]. Привлекательность нефинансового отчета обусловлена тем, что он раскрывает более развернуто такой круг вопросов, как вклад компании в экономику страны и регионов присутствия, охрана окружающей среды, этические вопросы ведения бизнеса, поддержка местных сообществ, собственного персонала, а также благотворительность.

Концепция социальной отчетности предполагает создание инструмента установления результативности вложений компании в развитие общества. Основные итоговые параметры функционирования бизнес-структур отражают их деятельность в экономической, социальной и экологической сферах. Схема построения социального отчета корпорации содержит три раздела, включающих определенный перечень показателей (табл. 1).

В основе возникновения и дальнейшего продвижения концепции социальной отчетности лежат различные теории развития корпораций. Правомерно указать на теории стейкхолдеров, легитимности, устойчивого развития, корпоративных финансов, которые констатируют тот факт, что экономика, политика, общество и корпорации тесно взаимодействуют [1,5,6,7,8,9].

Социальная отчетность предполагает создание аналитической информации для заинтересованных в деятельности корпорации участников-стейкхолдеров, в роли которых выступают люди или организации, имеющие влияние на компанию или подверженные ее влиянию. Например, это сотрудники фирмы, покупатели, правительственные учреждения, общественные организации. Стейк-

Таблица 1

Схема построения социального отчета компании

№ п/п Разделы социального отчета компании Информационное предназначение Описание содержания показателей

1 Экономический Нацеленность на раскрытие финансового состояния компании и стратегии роста, на ее вклад в развитие национальной экономики Отчет о прибылях и убытках; динамика масштабов инвестиций в интеллектуальный капитал; затраты на реализацию внутренних и внешних социальных программ; результирующие характеристики удовлетворенности потребителей; показатели качества продукции

2 Социальный Информирование общественности о вкладе компании в охрану труда и здоровья персонала, описание социальных программ помощи населению с ее участием Уровень прогрессивности правил управления персоналом; соблюдение корпоративного кодекса фирмы и прав человека; интенсивность отношений компании с населением

3 Экологический Информирование о принятых мерах и результатах компании по охране окружающей среды, внедряемых ею технологий для поддержания экологического баланса Потребление энергии, водных и прочих ресурсов; соблюдение допустимых норм выбросов различных категорий загрязняющих веществ

холдеров можно разделить на внутренние (работники, акционеры, менеджеры компании) и внешние (профсоюзы, общественные организации, поставщики, кредиторы и др.). Каждый из нихимеетсвои интересы и потребности, и социальная отчетность, обеспечивающая прозрачность деятельности компании, может послужить своеобразным инструментов их согласования.

В свою очередь, рост степени прозрачности в деятельности компании согласно теории корпоративных финансов может привести к снижению затрат на капитал [1,9]. Другими словами, происходит интеграция теорий стейкхолдеров и корпоративных финансов. Действительно, из анализа зарубежных академических работ следует, что в последнее время теория стейкхолдеров развивалась в сторону важности их вовлечения в долгосрочное создание стоимости компании, то есть в них подчеркивается приоритетность долгосрочного сотрудничества, а не получение сиюминутной прибыли. Однако это не снижает роль прибыли в деятельности компании. Логика объяснения этих процессов заключается в том, что для долговременного успешного функционирования и получения устойчивой прибыли компании объективно вынуждены максимально привлекать в свою деятельность различных стейкхолдеров, от которых они зависят. Со временем это привело к регулярному и периодическому выпуску компаниями отчетов, в которых и отражалось их взаимодействие со стейкхолдерами. Впервые корпорации стали публиковать социальную отчетность в Европе в 1990-хгодах [10].

За последние два десятилетия эволюции мировой экономики более отчетливой становится тенденция, когда наряду с национальными программами устойчивого развития стран передовая часть компаний разрабатывает и воплощает в жизнь собственные корпоративные планы устойчивого развития. Только те предприятия, которые на практике добились высоких показателей социально ответственного поведения, снижения негативного экологического воздействия при одновременном росте производства товаров и услуг, и это они ежегодно подтверждают в своих социальных отчетах, могут считаться устойчиво развивающимися. Поэтому ведение полноценной социальной отчетности компанией является неразрывной составной частью реализации долговременной стратегии ее развития.

Социальная отчетность как инструмент реализации социальной стратегии организации преследует следующие основные цели:

1) рост имиджа и деловой репутации;

2) увеличение капитализации;

3) возрастание степени прозрачности фирмы для общественности;

4) повышение инвестиционной привлекательности;

5) обеспечение вклада в устойчивое национальное развитие.

К основным результатам от внедрения процесса подготовки нефинансовой отчетности в корпорации целесообразно отнести: • улучшение рейтингов, в частности рейтинга

корпоративного управления, что, в свою оче-

редь, способствует привлечению заемного капитала;

• содействие в укреплении международной репутации и проведении успешного IPO на западных фондовых биржах, а также в привлечении в качестве акционеров институциональных инвесторов (таких как пенсионные, взаимные фонды и пр.);

• возможность привлечения более дешевых и «длинных» займов (например, получение кредитов от банков, оценивающих уровень экологической ответственности заемщиков);

• повышение интереса инвесторов не только к компании, но и непосредственно к менеджменту, который с помощью нефинансовой отчетности продемонстрировал качество своего корпоративного управления, корпоративную устойчивость, высокий уровень управления нефинансовыми рисками и способность эффективно взаимодействовать с заинтересованными сторонами;

• повышение степени доверия в отношениях компании с заинтересованными сторонами, что позволяет предотвращать потенциальные угрозы и конфликты с заинтересованными сторонами.

До настоящего момента понятием «социальная отчетность» мы пользовались на терминологическом уровне его определения, в основном давая его содержательное описание. С теоретической точки зрения целесообразно дать определение этого понятия. Анализ литературных источников показал, что на сегодняшний день нет четкой трактовки социальной отчетности, а также нет законодательной базы, определяющей ее юридический статус в государстве как в России, так и во всем мире в целом.

В России понятие корпоративной социальной отчетности появилось недавно. В мировой практике годовые финансовые отчеты выпускаются уже примерно 150 лет, но сама идея выпуска корпоративной социальной отчетности, как говорилось ранее, возникла лет 20 назад. Появление первых корпоративных социальных отчетностей в литературных источниках связывается с крупными корпоративными скандалами, в ходе которых компании столкнулись с вполне реальными социальными и экологическими проблемами. Если бы общественность рассматривала их деятельность по одномоментному срезу без сопровождения социальной отчетности, то они могли бы оказаться в дальнейшем социально и экономически невостребованными. Например, солидные и социально ответственные нефтяные компании экологичес-

12 -

кие последствия разлива нефти и результаты предпринятых действий по их устранению фиксируют в своих отчетах. Другой пример, компания Nike выпустила свой отчет, в котором уделила особое внимание вопросам охраны труда, после скандала, вызванного использованием ею детского труда в филиалах в Юго-Восточной Азии [11].

Социальная отчетность в широком понимании — это отчеты компании, включающие информацию не только о результатах их производственной, хозяйственной и финансовой деятельности, но и социально-экологические показатели [12, с. 36]. Также социальная отчетность интерпретируется как процесс сбора информации об участии компании в социальных программах [11].

Всемирный бизнес-совет (WBCSD) по устойчивому развитию называет социальной отчетностью добровольную презентацию информации о социальной, экономической и экологической результативности за определенный период деятельности компании, стандартизированной в соответствии с одной из систем показателей результативности и представляемой в публичном доступе всем заинтересованным сторонам [13].

Социальная отчетность необходима для развития тех компаний, которые имеют долгосрочную стратегию прибыльного роста и учитывают создаваемые социальными изменениями риски и возможности [14].

По мнению Н. Н. Лебедевой, социальная отчетность выступает не только инструментом информирования общества о действиях предприятия, но и позволяет управлять его репутацией. Используемые в отчетности критерии (экономические, экологические, социальные) обеспечивают целевую направленность, сопоставимость результатов и рейтингование предприятий по критерию реализации функций корпоративного гражданства [15, с. 51].

Социальная отчетность может выступать как инструмент управления внешней средой корпорации и одновременно являться связующим звеном корпоративного развития и внешней среды. Исходя из этого, следует признать справедливой точку зрения о том, что ряд элементов корпоративного управления носит характер стратегического плана развития компании [16, с. 49-50]. К этим элементам, нанаш взгляд, целесообразно отнести:

• годовой бюджет деятельности (отражает план активности корпорации на предстоящий год);

• корпоративную стратегию (отражает планируемую финансовую модель корпорации на среднесрочную или долгосрочную перспективу);

• корпоративную миссию (социальный план жизни корпорации в среде).

С учетом перечисленных элементов стратегического плана развития корпоративная отчетность предстает в виде фактического отражения реализации корпорацией своих планов. Каждый отчет составляется целевым образом и рассчитан на удовлетворение интересов различного круга потребителей. В частности, речь идет о следующих разновидностях отчетов и их потребителей:

• бухгалтерский отчет составляется для налоговых и других органов государственной власти в целях соблюдения корпорацией их фискальных требований, поэтому регламент его составления определяется законодательно;

• финансовый отчет (в соответствии с МСФО) рассчитан на широкий круг партнеров и инвесторов, потенциально и реально заинтересованных в сотрудничестве с корпорацией, который во внешней среде ограничивается рамками корпоративной стратегии (финансовой модели) как одного из способов корпоративного поведения и активности в условиях принятой насебя миссии;

• социальный отчет ориентирован на всех заинтересованных лиц в конкретной среде и поэтому охватывает все аспекты управления внешней средой, всесторонне раскрывая в едином документе главное — предназначение и осуществление миссии компании. Социальная отчетность связана, прежде всего,

с социальной ответственностью. «Корпоративная социальная отчетность» — преимущественно российский термин. В мировой практике употребляется другой — corporate sustainability reporting (дословно — «корпоративная отчетность в области устойчивого развития»), Концепция и форматы социальной отчетности, ее идеология и перспективы тесно связаны с реализуемой концепцией корпоративной социальной ответственности [13; 17, с. 15-20].

В ряде публикаций сущность социальной отчетности преподносится в виде нематериальной стоимости бизнеса, формирующей доверие к компании. Поэтому корпоративная социальная отчетность выходит за пределы простого соблюдения нормативно-правовых требований, становится актуальной для всех видов хозяйственной деятельности и их неотъемлемой частью. Такая отчетность способствует повышению акционерной стоимости в долгосрочной перспективе за счет обеспечения необходимой отдачи для всех групп заинтересованных лиц. Формирование общественного доверия к деятельности компании требует наличия прозрачности

и подотчетности, что положительного сказывается на ее имидже, способствует улучшению деловых отношений со всеми заинтересованными сторонами [11]. Кроме того, доверие к компании увеличивается, если она выпускает регулярно отчеты, обязательно содержащие информацию о решении поставленных в предыдущем отчете задач. Социальный отчет может выступить платформой диалога между предпринимателями, государством и обществом при решении социальныхпроблем [14].

А. Иванов, Е. Бунина утверждают, что корпоративный социальный отчет — это публичный инструмент информирования акционеров, сотрудников, партнеров, клиентов и всего обществав том, как и какими темпами компания реализует цели, заложенные в стратегических планах развития, в отношении экономической устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности [12, с. 35].

Ассоциация менеджеров под корпоративной социальной отчетностью подразумевает публичный инструмент информирования заинтересованных сторон о том, как компания реализует заложенные в своей миссии или стратегии развития цели [2].

Обобщенное представление определений сущности социальной отчетности компании в соответствии с проведенным автором аналитическим обзором литературных источников содержится в табл. 2.

По нашему мнению, приведенные определения социальной отчетности компании, в основном, носят узкий характер и сосредоточены на информационном ее предназначении. Мы считаем, что это один из инструментов реализации стратегии устойчивого долгосрочного развития компании, который при регулярной публикации отчетов в соответствии с общепризнанными мировыми стандартами гарантирует рост ее репутации в страно-вом и международном масштабах, способствует увеличению инвестиционной привлекательности и конкурентных преимуществ.

В настоящее время в мире существуют четыре основных стандарта отчетности: 1) стандарт Accountability АА1000 (опирается на оценку успеха организации в экономической, экологической и социальной средах); 2) стандарт GRI (Global Reporting Initiative, описывает экономический, социальный и экологический прогресс компании); 3) стандарт ISO 14 000 (International Standarts Organization, описывает социальную ответственность корпорации в соблюдении экологических требований на производстве); 4) стандарт ответственности SA 8000, разработанный Social Accountability International's (делает акцент на правах человека и здоровье, уста- 13

Таблица 2

Трактовки понятия социальной отчетности в российской и зарубежной научно-экономической литературе

Определение социальной отчетности Литературные источники

Комплексная информация о деятельности компании, включающая наряду с данными о результатах ее производственно-хозяйственной и финансовой деятельности социально-экологические показатели [2], [12]

Сбор информации о деятельности компании в социальной сфере и ее взаимодействии с другими заинтересованными сторонами по реализации социальных программ [10], [11]

Добровольная презентация информации о социальной, экономической и экологической результативности за определенный периоддеятельности компании, стандартизированной в соответствии с одной из систем показателей результативности и представляемой в публичном доступе всем заинтересованным сторонам [3], [13]

Инструментдолгосрочной стратегии устойчивого развития компании, учитывающий обусловленные социальными изменениями риски и возможности; инструмент управления ее внешней средой [1], [16]

Инструмент информирования общества о действиях предприятия и управления его репутацией. Используемые при составлении отчета экономические, экологические, социальные критерии обеспечивают целевую направленность, сопоставимость результатов и рейтингование предприятий по критерию реализации функций корпоративного гражданства [4], [15]

Концепция и форматы социальной отчетности, ее идеология и перспективы тесно связаны с реализуемой концепцией корпоративной социальной ответственности [13], [17]

Отражает нематериальную стоимость бизнеса и доверие к компании, характеризует ее взаимодействие с обществом; опросник, формируемый в соответствии с насущными проблемами, требованиями самой компании и заинтересованных сторон, с помощью которого компания отчитывается по формальным, предусмотренным стандартом параметрам [11], [18]

навливает требования к социальным аспектам кадровой политики производителей и поставщиков).

Существует практика комбинированного применения стандартов, часто приводящая к синерге-тическому эффекту для компании. Например, при отражении производственно-хозяйственной и финансовой деятельности используются содержащиеся в стандарте ОЫ показатели, а при подготовке описательной части социального отчета следуют рекомендациям стандартов серии АА 1000 [18].

В России отчетность компаний является добровольной. Самые популярные системы отчетности — ОЫ, АА1000, «Глобальный договор». На законодательном уровне нефинансовая отчетность запрашивается госорганами и обязательна для публикации в Дании, Швеции, Норвегии, Голландии, Франции, Великобритании. Несмотря на то, что для российских компаний нефинансовые отчеты не являются обязательными, в национальном реестре корпоративных нефинансовых отчетов РСПП уже зарегистрировано 146 отчетов 64 компаний, в том числе «Газпрома», РЖД, «Роснефти», «Сибнефти», «Аэрофлота». Причем если в 2006 г. в реестре предпочитали стандартизированный подход 69%, то в 2008г. уже 80% [19]. Первой компанией в России, которая подготовила социальный отчет по новейшим стандартам ОШ, стала ФК «УРАЛ-СИБ». Документ прошел внешний аудит и был

высоко оценен мировым бизнес-сообществом [14]. Отчет об устойчивом развитии и социальной ответственности ОАО «Татнефть» за 2008 г. наряду с финансово-хозяйственными показателями включает индикаторы, отражающие социальную защиту работников, безопасные условия труда и охраны здоровья, их поддержку в получении образования и повышении квалификации, участие в реализации ориентированных на развитие региона социальных программах, природоохраннуюдеятельность [20].

Составление социальных отчетов основывается на соблюдении определенных принципов, первые из которых разработаны в странах Западной Европы и США. В частности, инвестиционные фонды США и Великобритании еще в 1980-е годы при формировании своих портфелей начали учитывать уровень социальной ответственности компаний-эмитентов ценных бумаг. Появились фондовые индексы оценки вложений в социально ориентированные организации. Это, например, мировой фондовый индекс Доу-Джонса по устойчивому развитию (Dow Jones Sustainability Index — DJSI), который рассчитывается по большому количеству показателей путем заполнения компаниями специальных ежегодных вопросников. Затем эти данные проверяются специально уполномоченным аудитором — в настоящее время это PricewaterhouseCoopers. Рассчитанные и прове-

ренные таким образом показатели затем группируются по трем направлениям: экономика компании, экологичность и социальная деятельность [10]. В табл. 3 классифицированы и систематизированы принципы составления социальных отчетов по перечисленным ранее стандартам.

Главным аспектом работы над стандартизированным социальным отчетом является его оценка и верификация независимым аудитором. Оценка аудитора дает компании гарантию третьей стороны в том, что опубликованные в отчете сведения достоверны и отражают объективную картину действительности. Высокая степень достоверности является необходимым условием эффективной отчетности по устойчивому развитию компании.

Верификация представляет собой метод, который с помощью ряда конкретных принципов и

подходов позволяет оценить качество подготавливаемых организацией материалов, например, ее отчетов, существующих в организации систем, а также процессов и уровень компетентности, которые обеспечивают эффективность ее работы. Верификация предполагает, что результаты такой оценки будут открыты для широкой публики, что послужит для получателей отчета гарантией его достоверности [12].

Таким образом, корпоративную социальную отчетность следует рассматривать как прогрессивную форму стратегического менеджмента и корпоративной культуры, которая является важнейшим инструментом капитализации и развития деловой репутации российских компаний.

При внедрении стандартов социальной отчетности российским компаниям следует принимать во внимание их преимущества и недостатки. Мож-

Таблица 3

Принципы социальных отчетов по видам международных стандартов

Виды Содержание принципов составления отчетов

АА 1000 1. Неисключаемость. На всех стадиях учета компании, аудита и создания отчетов должны быть отражены все желания и потребности тех групп, в первую очередь акционеров, которые влияют или на которые влияет компания и ее деятельность. 2. Полнота — в учете должны быть отражены все сферы деятельности компании, относящиеся к социальным и этическим характеристикам. Кроме этого, внешним аудитом должны раскрываться вопросы независимо оттого, были ли они отражены в учете, и если нет, то с объяснением причин этого. Компания должна гарантировать, что неблагоприятные социальные последствия ее деятельности не искажаются в учете, а такие позиции, как «неопределенные эффекты», не выдаются за «определенные и положительные». 3. Существенность — в учете должна быть отражена информация, которая может повлиять на оценку социальной и этической деятельности компании заинтересованными группами. С этой целью корпорация обязана привлекать данные группы для определения важности информации. 4. Регулярность и своевременность. 5. Проверка качества — учет компании должен быть подвержен аудиту независимой и компетентной третьей стороны (аудитором). 6. Доступность — в компании должна существовать уместная и эффективная система коммуникации с заинтересованными группами. Они должны иметь легкий и дешевый способ получения информации о социальном и этическом учете, аудите и отчете.

GRI 1. Системообразующие принципы подготовки отчета (открытость, вовлечение заинтересованных сторон, верифицируемость). 2. Принципы, определяющие решения о том, что следует включать в отчет (полнота, значимость, контекст устойчивого развития, экономика + экология + социальная сфера). 3. Принципы, относящиесяккачествуидостоверности отчета (точность, объективность, сопоставимость). 4. Принципы, относящиесякдоступности отчета (ясность, своевременность).

ISO 14 000 Ключевым понятием серии ISO 14000 является понятие Системы Экологического Менеджмента в организации. Система Экологического Менеджмента — часть общей системы административного управления с организационной структурой, системой планирования и распределения ответственности, разработанными методами и процедурами, наличием ресурсов, необходимых для реализации экологической политики (ГОСТ ИСО 14001-98). Подтверждение способности предприятия к устойчивому развитию и повышению экологической эффективности деятельности; увеличение инвестиционной привлекательности компании; подтверждение корпоративной социальной ответственности руководства компании; укрепление имиджа компании.

SA8000 Разработка и внедрение системы управления охраной труда и техникой безопасности организаций осуществляется по Международному стандарту OHSAS 18001:1999 «Система менеджмента здоровья и безопасности» (Occupational Health and SafetyAssessment Series).

но перечислить ряд преимуществ от их использования:

1) прозрачность социальной отчетности. Она обеспечивается благодаря применению тройного критерия формирования отчетапо экономическим, социальным и экологическим индикаторам;

2) доступность отчетности для всех заинтересованных сторон. Это качество отчетности улучшает имидж, репутацию, узнаваемость бренда компании для всех заинтересованных групп. Для потребителей отчетность можно рассматривать как рекламный продукт, который стимулирует продажи и одновременно укрепляет авторитет компании;

3) повышение степени привлекательности компании. Она становится информационно более открытой, инвестиционно привлекательной, что создает предпосылки увеличения ее рентабельности;

4)рост доверия к компании. Регулярное предоставление отчетности повышает доверие к компании со стороны акционеров. Для персонала информация о достижениях фирмы в области корпоративной социальной ответственности, которую он может почерпнуть из нефинансовой отчетности, увеличивает мотивацию. В свою очередь, развитие корпоративной этики на всех уровнях персонала приводит к улучшению рабочей атмосферы, снижению разногласий в коллективе и, как следствие, к росту производительности;

5) создание выгодных условий функционирования. Ознакомление государственных органов с отчетностью увеличивает уверенность в компании, приводит к меньшему количеству судебных тяжб.

Наряду с позитивными качествами использования социальной отчетности в деятельности компании присутствуют и недостатки, и поэтому целесообразно указать на основные из них:

• увеличение финансовых затрат на составление отчетности. Необходимы средства для ее публикации в различных средствах массовой информации, так как созданная, но не доведенная до заинтересованных групп отчетность не принесет выгод;

• существенные временные затраты на составление отчетности. Они носят постоянный характер, так как отчетность имеет значение только в условияхрегулярного составления;

• доступность внедрения и ведения социальной отчетности в настоящее время исключительно для крупных компаний. Менее крупным компаниям, даже в случае приверженности принципам социальной ответственности, чаще всего не под силу публикация и популяризация отчетности.

16 -

Основными проблемами российских юридических лиц при составлении социальной отчетности являются следующие: скрытость реальных отношений между предприятиями и обществом; недостаточная социальная активность; наличие серьезных вредных социальных и экологических воздействий со стороны предприятия; недостаток информации о социальной и экологической стороне деятельности хозяйствующего субъекта; отсутствие опыта в составлении социальной отчетности. Однако при этом многие крупные компании, заинтересованные в привлечении иностранного капитала, уже сейчас имеют подразделения, профессионально выполняющие такую работу.

Крупные российские компании и корпорации стремятся к повышению своего репутационного капитала, налаживая эффективные связи как с отечественными, так и с зарубежными партнерами. Достижению этих целей и служит корпоративная социальная отчетность. Причем современные процессы глобализации требуют единых стандартов ведения бизнеса, что объективно приведет к раскрытию информации.

В настоящее время главный мотив для составления социальных отчетов российскими компаниями — стремление стать международными, что может способствовать увеличению их численности. В первую очередь это будет происходить за счет крупных холдингов, планирующих выход на международные рынки. Дело в том, что использование международных стандартов позволяет получить преимущества на мировом рынке, завоевать доверие иностранных инвесторов. Их прозрачная деятельность может послужить привлечению иностранных инвестиций, расширению бизнеса на территории и за пределами России. Здесь важно отметить и то обстоятельство, что ведение социальной отчетности в нашей стране, как в большинстве стран мира, является добровольным, что снимает проблему возникновения нерыночного давления надеятельность отечественных компаний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баффетт У. Эссе об инвестициях, корпоративных финансах и управлении компаниями. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

2. Иванова Е. А., Акопян А. Р., Литовченко С. Е. Корпоративный социальный отчет: как правильно рассказать о вкладе вашей компании в развитие общества. Практическое руководство. — М.: Ассоциация менеджеров, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Инициатива «Глобальный договор ООН» // http://www. и^1оЬа1сотрас1;. org/Languages/russian/

4. Нагорное А. В., Солнцева М. С. Исследования социальной ответственности компании //Корпоративные финансы. 2007. № 2. С. 112-132.

5. Freeman R. Edward, S. Ramakrishna Velamuri, Brian Moriarty. Company Stakeholder Responsibility: A New Approach to CSR // Business Roundtable Institute for Corporate Ethics, 2006.

6. Morsingand and Schultz. Corporate social responsibility communication: stakeholder information, response and involvement strategies // Business Ethics: A European Review, 2006, Volume 15,№4.

7. Heal Geoffrey, Paul Garret. Corporate Social Responsibility // An Economic and Financial Framework, 2004.

8. Mitchell Lawrence E. The board as a path toward corporate social responsibility//Working paper. 2007.

9. Bassen Prof. Dr. Alexander, MeyerKatrin, Schlange Joachim. The Influence of Corporate Responsibility on the Cost of Capital //Working paper. 2006.

10. Костин A. E. Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие: мировой опыт и концепция для РФ//Менеджмент в России и зарубежом. 2005. № 3.

11. Социальные штандарты //Коммерсант — Деньги. № 14 (570) от 10.04.2006 // http://www. kommersant. га/doc. aspx?DocsID=664942

12. Иванов А., Бунина Е. Образ компании во внешней среде // Журнал для акционеров. 2005. № 2-3. С. 32-39.

13. ПершиковА. Отчетность: корпоративная социальная ответственность в России //Консультант, №15от1 августа 2007 г.

14. Кононова В. Корпоративная отчетность // Труд, № 45 от 20 марта 2007 г.

15. Лебедева Н. Н. Социальная отчетность предприятий как инструмент институционализации «корпоративного гражданства» //Актуальные проблемы современной науки. 2005. №1.С. 47-52.

16. Горбунов Д. Управление социальным развитием корпорации //Управление компанией. 2005. № 12. С. 49-50.

17. Кучковская Н.В. Региональные аспекты социальной ответственности транснациональных корпораций в России //Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 1 (94). С. 15-20.

18. Социально озабоченные // www, astera. га/ news/?id=45698

19. Николаева Д. Компании не скупятся на последнее вознаграждение //Коммерсант, № 217 (4034) от 28 ноября 2008 г.

20. Отчет об устойчивом развитии и социальной ответственности ОАО «Татнефть» // http:// www. tatneft. ru/wps/wcm/connect/tatneft/portal_rus/ sotsialnaya_politika/sotsialnaya_otchyotnost

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.