становление модели взаимодействия бизнеса с заинтересованными сторонами в условиях модернизации
ЭКОНОМИКИ России
н. в. кучковская,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и управления E-mail: [email protected] Волжский гуманитарный институт
Проводится анализ становления российской модели взаимодействия бизнеса с государством и другими заинтересованными сторонами. В качестве концептуальной основы принята связь эволюции моделей взаимодействия с теорией стейкхолдеров. Показано, что заинтересованные стороны бизнеса в различной степени могут выступить агентами модернизации отечественной экономики и всего общества. В статье изложена последовательность перехода к различным моделям взаимодействия бизнеса и власти в России.
Ключевые слова: бизнес, власть, общество, группы влияния, стейкхолдеры, модели взаимодействия, социальная ответственность, экономические интересы, институты, модернизация.
На уровне страны можно выделить три основных относительно независимых участника социально-экономических процессов: государство, бизнес и общество, взаимодействие между которыми в России на различных этапах развития рыночных отношений характеризовалось сложившимися на тот момент модельными конструкциями. Эти модели преимущественно объясняют основной спектр вопросов и специфические особенности взаимодействия власти и предпринимательства на федеральном и региональном уровнях. В конечном счете они сводятся к переговорному процессу, в рамках которого определяются основные принципы и направления сотрудничества.
Достижение соглашений между сторонами преследует цель установить сбалансированные
партнерские отношения и создать стимулирующие условия для повышения социальной ответственности бизнеса. Основной предмет соглашений заключается в разработке мероприятий, направленных на достижение взаимоприемлемого уровня согласованности интересов и взаимной заинтересованности сторон.
Предпринимательство занимается производством товаров и услуг, стремясь увеличить объемы их продаж и прибыли, и тем самым, создает основу для расширенного воспроизводства и увеличения доходов государства в целом. Бизнес выступает главным субъектом вложения капитала в инновационные проекты, создает инвестиционные источники и участвует в финансировании социальной сферы. Товаропроизводители совместно с государством выполняют социальные функции, обеспечивая определенную степень информационной открытости перед обществом.
Ответственность за целенаправленное и добровольное финансирование социальных затрат в различных их формах со стороны предпринимательства в последнее время возрастает. Участие в различных социальных программах повышает репутацию, имидж и авторитет компаний, одновременно создавая условия для приобретения ими дополнительных конкурентных преимуществ. Согласованное взаимодействие власти и бизнеса в решении социальных проблем с учетом их экономических интересов и на основе социально ответственного поведения гарантирует долговременный
устойчивый рост национального хозяйства [10].
Актуальность исследований эволюции различных моделей взаимодействия бизнеса и власти в России обусловлена присутствием объективных предпосылок. Во-первых, глобальная конкуренция объективно порождает спрос со стороны отечественного бизнеса на государственную поддержку, и формируется благоприятная среда для более интенсивного взаимодействия российских компаний с региональными и местными властями. Во-вторых, с учетом проводившейся бюджетной реформы и разграничения полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации финансовые возможности региональных властей снижаются при одновременном сохранении за ними большей части их прежних обязательств, что объективно приводит к необходимости изменения политики по отношению к бизнесу.
Ведение предпринимательства является комплексным процессом, к которому объективно при-частны и другие заинтересованные стороны. Поэтому исследование модели взаимодействия бизнеса и власти целесообразно проводить во взаимосвязи с основными выводами теории стейкхолдеров.
Стейкхолдеры или заинтересованные в деятельности компании-участники в масштабах всего общества в различной степени выполняют функции потенциальных агентов модернизации российской экономики. За короткий период развития рыночных отношений в России взаимодействие бизнеса и власти эволюционировало в рамках нескольких моделей. Как подчеркивается в отечественных и зарубежных публикациях, для начального этапа была характерна модель «захвата государства» или «приватизации власти» крупным капиталом. Эта модель предполагает активное перераспределение ресурсов от государства к конкретным компаниям или бизнес-группам. Наличие и относительная распространенность указанной модели в России и странах СНГ применительно к крупному бизнесу подтверждены целым рядом эмпирических исследований в конце 1990-х гг. По справедливому замечанию А. Яковлева, своего рода дополнением такой практики стала модель «хватающей руки», которая в противовес реализованной в разных формах модели «помогающей руки» в странах Центральной и Восточной Европы и Китае, предполагает создание искусственных барьеров для ведения бизнеса [15]. Она в дальнейшем переросла в модель «захвата бизнеса» или патронажа, при которой характерно преобладание административного давления власти на бизнес с целью извлечения выгоды (ренты) для себя.
40 -
В современной России доминирующей стала партнерская система взаимодействий в большинстве ее регионов, которая зачастую реализуется в форме «обменов» между властью и бизнесом. К отличительным особенностям такой модели правомерно отнести: обмен ресурсами как основу взаимоотношений; стремление крупного предпринимательства заниматься непосредственно бизнесом и отказаться от участия в борьбе за власть; достижение высокой эффективности производства как основы согласования интересов бизнеса, власти и общества; разработка и реализация совместных комплексных программ социального и экономического развития регионов. При взаимодействии между государством и бизнесом, основанном на системе «обменов», характерно параллельное существование двух групп предприятий, вовлеченных и не вовлеченных в эту систему [14]. Для предприятий первой группы близость к региональным властям и возможность получения от них субсидий обусловливают большой объем социальных обязательств. Представители второй группы, как правило, дистанцируются от государства и не получают поддержки, но и не несут дополнительных расходов. По мнению ряда специалистов, одной из причин относительной распространенности этой модели в России является феномен градообразующих предприятий [4], которые обеспечивают теплом и иными услугами население соответствующих городов, получая в обмен поддержку от местных и региональных властей.
В публикациях российских ученых последнего периода уделяется внимание появлению во взаимодействии региональных властей и бизнеса новых подходов. Это связано с нарастанием процессов глобализации, при которой границы рынков становятся размытыми и создаются благоприятные условия для переноса производства не только в другие регионы, но и в другие страны, что в конечном счете объективно приводит к усилению конкуренции между ними за привлечение капитала и инвестиций. Новые условия конкурентного давления на государство на национальном и региональном уровнях создают предпосылки для стимулирования активной государственной поддержки конкурентоспособному, растущему и более эффективному бизнесу. При этом механизмы предоставления поддержки претерпевают изменения в сторону уменьшения рисков поиска выгоды и коррупции. В исследованиях российских авторов эти явления квалифицируются как предпосылки формирования новой региональной промышленной политики, которую в ряде исследований предлагается рас-
сматривать в качестве еще одной модели взаимодействия бизнеса и власти [1, 3, 14].
Краткая характеристика эволюции моделей взаимодействия бизнеса и власти со времен перехода к рыночной экономике в России представлена в табл. 1.
В рамках рассмотренных моделей взаимодействий реализуются более тесные и многосторонние отношения бизнеса с заинтересованными группами. В этом контексте государство в лице властных структур на федеральном, региональном и местном уровнях выступает одной из наиболее заинтересованных сторон в успешном ведении дел предпринимательством путем содействия ему в реализации рыночных механизмов эффективного производства, распределения и потребления продуктов и услуг, а также посредством создания стабильной финансово-денежной системы и стимулирования бизнеса в социальной поддержке населения. Наряду с государством в результативности бизнеса заинтересованы и другие группы участников.
Для более общего случая в роли заинтересованных в деятельности корпораций участников
Таблица 1
Эволюция моделей взаимодействия бизнеса и власти в России
выступают люди или организации (стейкхолдеры), имеющие влияние на компанию или подверженные ее влиянию. Например, это сотрудники фирмы, покупатели, правительственные учреждения, общественные организации. Их можно разделить также на внутренние (работники, акционеры, менеджеры компании) и внешние (профсоюзы, общественные организации, поставщики, кредиторы и др.). Каждый из них имеет свои интересы и потребности, оптимальное сочетание и согласованность которых способствуют экономическому росту, конкурентоспособности и повышению благосостояния населения [11]. Детальная классификация участников групп влияния и типология их интересов проведена автором статьи в соответствии с [2] и иллюстрируются с помощью табл. 2.
На уровне отдельной бизнес-единицы стратегическое планирование и управление предполагают использование групп влияния, которые могут воздействовать или подвергаться воздействию со стороны организации. Основными группами влияния являются держатели акций, институциональные
Таблица 2
Основные группы влияния организации и типология их
Модели взаимодействия Краткая характеристика Источник
Захват госу- Активное перераспределение [5, 6, 16,
дарства ресурсов от государства к конкретным лицам и бизнес-группам 17]
Захват бизнеса Создание искусственных [7, 13,
барьеров для ведения бизнеса 14, 15]
мелким и средним предпри-
нимателям
Модель, ос- Характерный признак дейс- [4, 14,
нованная на твия модели состоит в пре- 15]
системе «об- обладании присутствия двух
менов» между групп предприятий: близкие
государством и к властям, получающие
бизнесом субсидии и несущие социальные обязательства; группа предприятий, не вовлеченная в систему «обменов»
Модель, ос- Сложившиеся новые условия [1, 3, 14,
нованная на глобального конкурентного 15]
реализации давления на государство на
так называе- национальном и региональ-
мой «Новой ном уровнях создают объ-
региональной ективные предпосылки для
промышленной реализации данной модели.
политики» Намечается тенденция трансформации механизма предоставления поддержки с уменьшением рисков поиска выгоды и коррупции
интересов
Заинтересованные стороны Содержание возникающих интересов
Акционеры Увеличение дивиденда к концу финансового года. Рост стоимости акций компании. Устойчивая тенденция роста стоимости компании и ее экономической рентабельности. Волатильность курсовой стоимости акции
Инвесторы Инвестиции с высоким уровнем риска. Оптимальность инвестиционного портфеля. Расчет на получение высоких прибылей
Менеджеры высшего звена Размеры заработной платы и стабильно выплачиваемых премий. Возможные виды дополнительных доходов. Наличие социального пакета. Делегированные полномочия и уровни ответственности. Число возникающих служебных проблем и степень важности их разрешения
Работники Стабильность в обеспечении работой и высокие гарантии занятости. Уровень заработной платы. Условия и возможности карьерного роста. Стабильность и прозрачность условий найма. Поддержание атмосферы удовлетворенности работой
Окончание табл. 2
Заинтересованные стороны Содержание возникающих интересов
Финансовые службы компании Способность компании отвечать по своим обязательствам и займам. Своевременность выплаты процентов. Эффективное управление денежными потоками
Потребители Качество продуктов и их соответствие реальным потребностям. Стабильность цен и предсказуемость их изменения. Ожидания в появлении новых видов продуктов по заявленным срокам компании. Экологичность и безопасность продуктов. Ассортиментное разнообразие выбора продуктов
Дистрибьюторы компании Поддержание требуемого уровня послепродажного обслуживания. Обеспечение своевременности и надежности поставок. Высокое качество поставляемого продукта
Поставщики Поддержание стабильности заказов. Проведение платежей в срок и в соответствии с условиями договора. Создание среды, при которой компания зависит от условий поставщика
Представители государственной и муниципальной властей Обеспечение занятостью на территории присутствия. Соблюдение требований федерального и местного законодательства. Выплата налогов своевременно и в полном объеме. Увеличение вклада в экономический рост региона. Стабильность поступлений в местный бюджет
Социальные и общественные группы Соблюдение законодательства об окружающей среде и забота о ней. Соответствие международным стандартам социально ответственного поведения. Выполнение требований некоммерческих организаций и поддержка местной общественной деятельности. Соблюдение требований прислушиваться к группам влияния
инвесторы, менеджеры высшего звена, работники организации, потребители, дистрибьюторы, поставщики, финансисты корпорации, представители государственной и муниципальной властей, социальные и общественные группы.
Как следует из типологии интересов групп влияния на бизнес, они в основном являются разнонаправленными, т. е. взаимодействие сторон отличается конфликтной природой интересов. Эффективное управление конфликтами интере-
42 -
сов во внешней и внутренней среде организации осуществляется на основе внедрения корпоративной социальной ответственности (КСО), которая реализуется с помощью таких инструментов, как социальные инвестиции, межсекторное социальное партнерство, корпоративные коммуникации и социальная отчетность [10, 12]. При этом КСО не только стабилизирует текущую ситуацию, но и способствует устойчивому росту показателей эффективности компании в долгосрочной перспективе. Кроме того, КСО в системе управления организацией — институт, регламентирующий поведение организации и ее внешних и внутренних стейкхол-деров в рамках гибридных соглашений, в которых они сосуществуют в современных экономических условиях, когда организация имеет расширенные цели функционирования. Под гибридным соглашением правомерно понимать форму договорных отношений, при которой существует двусторонняя зависимость без полной интеграции.
Постоянный конструктивный диалог позволяет компании и всем заинтересованным сторонам (как внешним, так и внутренним) сокращать собственные трансакционные издержки. Усилению положительного эффекта способствуют регулярный процесс социальной отчетности и активная коммуникационная деятельность организации.
Упоминавшиеся выше гибридные соглашения имеют конфликтную природу, поскольку их основным свойством является размытое распределение правомочий между агентами. Сопоставление различных моделей взаимодействия бизнеса, власти и общества (некоммерческих организаций) позволяет определить степень важности различных групп заинтересованных сторон. Признаваемая в качестве модели взаимодействия «Новая региональная промышленная политика», по мнению автора, имеет смысл и может эффективно реализовываться только в условиях демократии и свободной конкуренции. Дело в том, что в России законсервирована ситуация противостояния государства и бизнеса из-за опасений того, что бизнесмены будут претендовать на получение властных полномочий.
Эффективный диалог между двумя сторонами, государством и бизнесом крайне важен, так как его результаты отражаются на обществе в целом и закладывают основы модернизации всей социально-экономической системы страны. Таким образом, имеются основания утверждать, что поскольку успех бизнеса измеряется удовлетворенностью всех заинтересованных сторон, именно они с той или иной степенью значимости выступают агентами модернизации.
В настоящее время в литературе нет однозначного определения понятия модернизации экономики страны за исключением отдельных, глубоких исследований. В новой истории экономического и политического развития России, охватывая период с конца 1950-х гг., можно выделить несколько важных для страны периодов:
1) «оттепель» с элементами демократизации и либерализации, в том числе в экономической жизни;
2) совершенствование хозяйственного механизма в сторону обеспечения большей хозяйственной самостоятельности предприятий;
3) перестройка и постепенный переход к легализации различных форм собственности; трансформация постсоветской российской экономики в рыночную;
4) модернизация экономики и всего общества. Из перечисленных важных этапов преобразований экономической и политической жизни ни один не имел четкого концептуального определения и оформления, за некоторым исключением, на взгляд автора, хозяйственной реформы 1960—1970 гг. Это же характерно и для концепции модернизации. Из практики организации управления промышленными предприятиями хорошо известно понятие модернизации производственного оборудования, предполагающее его техническое усовершенствование и обновление на новой технологической базе.
Модернизация экономики России связана со многими приоритетами ее развития, в частности:
• устойчивое наращивание экономической мощи;
• включение в современные глобализационные процессы посредством определения своего места и обеспечения внутренней эффективной территориальной интеграции;
• неуклонный рост конкурентоспособности страны и ее регионов на основе инновационной модели развития;
• наращивание темпов здоровой и полезной стране экономической экспансии в сопредельные государства;
• использование своей территории и других ресурсных и факторных потенциалов не только в качестве транспортного коридора между блоками Евро-Атлантических стран, стран Восточного, Юго-Восточного и Тихоокеанского регионов, но и для полноценного включения в торгово-экономические связи между ними через стимулирование востребованности и эффективного развития собственной про-
мышленности, строительной индустрии, АПК, транспорта и др.
Понятие «модернизация» является многомерным и представляет собой институциональный процесс системных преобразований в различных взаимосвязанных и взаимообусловленных средах. Наиболее важные, системные характеристики содержания этого термина применительно к российской действительности классифицированы в виде типовых социально-экономических систем Г. Б. Клейнером [8]. Системные характеристики понятия «модернизация» представлены в табл. 3.
Можно привести примеры ряда африканских стран, практически застывших в своем развитии, но и есть такие, которые стремятся вперед по пути модернизации (ряд стран Юго-Восточной Азии). Для большей части современных развитых стран характерно линейное поступательное общественное движение, в ходе которого старые элементы навсегда уходят. Развитие России носит преимущественно нелинейный характер, когда в одних аспектах имеется серьезный прорыв и явное лидерство наряду с явным отставанием от развитых стран мира в других аспектах. Справедлив вывод Г. Б. Клейнера о том, что внешняя миссия России как средовой страны состоит в выравнивании неоднородности глобального пространства, однако ее внутреннее пространство неизбежно остается неоднородным.
Таблица 3
Системные характеристики понятия «модернизация» в контексте российского функционального предназначения в глобальном пространств
ТЬповые социально-экономические системы Содержание Примеры стран, принадлежащих к определенному типу
Объект Имеют ограниченные пространственные размеры и длительный (неопределенный) период функционирования Япония
Процесс Ограничены во времени и требуют возобновления источников функционирования, но не ограничены в пространстве Китай
Проект Априорно ограничены и во времени, и в пространстве США
Среда Не свойственны априорные ограничения ни во времени, ни в пространстве Россия
Источник: Клейнер Г. Б. Системная парадигма и экономическая политика // Общественные науки и современность. 2007. № 2.
- 43
А. Яковлев считает, что государство не может быть ведущим агентом модернизации в силу глубокого взаимного недоверия между государством и крупным бизнесом, а также неравноправного характера взаимоотношений между ними. Вместе с тем конгломерат из региональных администраций и бизнес-элит, отраслевых и межотраслевых бизнес-ассоциаций вполне может стать проводником модернизации при посреднической роли экспертного сообщества. Справедливо также указывается, что реальные агенты модернизации — предприниматели, обучающиеся в процессе своей деятельности и распространяющие новые экономические знания [15]. С этой точкой зрения в целом можно согласится, но с учетом уточнений, связанных с определением и четкой дифференциацией функциональной роли каждого потенциального агента модернизации из состава заинтересованных групп влияния сообщества предпринимателей. Поскольку модернизация российской экономики и общества в целом является длительным и широкомасштабным процессом институциональных изменений, классификацию агентов целесообразно проводить в рамках институтов [7]. Дифференциация агентов модернизации с характеристикой выполняемых ими функций представлена в табл. 4.
Государство в лице властных структур, несомненно, должно выполнять функцию инициатора и контролера модернизации социально-экономической системы страны. Между тем без тесного взаимодействия с бизнесом и обществом как ближайшими партнерами эта функция государства может оказаться невыполнимой. Следует согласиться с мнением Г. Б. Клейнера о том, что доверие является необходимым условием такого взаимодействия и определяется степенью консолидации бизнеса, государства и общества [7].
Роли прозелитов и пропагандистов модернизации действительно могут сыграть региональные элиты и отраслевые бизнес-ассоциации в сотрудничестве с представителями научно-образовательных учреждений.
Предприниматели по своей сути являются дистрибьюторами, потенциально обладающими способностями распространения прогрессивных бизнес-технологий. Вместе с тем на отдельных этапах они могут выполнять и негативную роль, как, например, это имело место в период распространения и широкого применения технологий бартера, неплатежей и других нежелательных институтов (1992—2000 гг.). Противодействовать подобной активности могут совместно общество и государство на основе консолидации и согласования интересов.
44
Таблица 4
Дифференциация агентов модернизации по выполняемой ими функциональной роли
Функци- Исполнители
ональные функциональ-
роли агентов Содержание ных ролей
модерниза- (реальные
ции агенты)
Адаптеры Субъекты, способные вос- Научно-эк-
принимать общественные спертное
ощущения, связанные с пот- сообщество
ребностью в новом институте
Инициато- Субъекты, активно участву- Государство
ры ющие в создании данного института
Прозелиты Горячие сторонники вве- Региональ-
дения и распространения ные элиты,
новой нормы отраслевые бизнес-ассоциации, научно-экспертное сообщество
Пропаган- Приверженцы данного инс- Региональ-
дисты титута, активно распростра- ные элиты,
няющие информацию о нем отраслевые бизнес-ассоциации
Дистрибью- лица, помогающие в распро- Региональ-
торы странении данной нормы, ные элиты,
предоставляющие необходи- отраслевые
мую информацию, личный и бизнес-ассо-
обобщенный опыт ее приме- циации
нения
Контролеры Лица, ведущие мониторинг процесса функционирования и распространения института и реагирующие на нарушения данной нормы Государство
Источник: Клейнер Г. Б. Эволюция институциональных систем. М.: Наука, 2004.
Федеральные и региональные власти заинтересованы в таком использовании ресурсов предпринимателями, при котором достигаются оптимальные значения определенной системы количественных и качественных показателей. Бизнес использует эти ресурсы в рамках регулируемой властями институциональной среды и дополнительных соглашений в своих интересах. Поэтому объектом согласования действий власти и бизнеса являются их экономические интересы, связанные с использованием ресурсов. В идеальном случае при высоком уровне согласованности интересов хозяйственная деятельность субъектов будет эффективной, поскольку гарантированно уменьшаются обусловленные их взаимодействием между собой трансакционные издержки.
Таким образом, процесс становления модели взаимодействия бизнеса и власти должен рассматриваться в контексте тесных отношений с другими заинтересованными сторонами, из состава которых формируются агенты модернизации экономики России и общества в целом.
Список литературы
1. Доклад ГУ-ВШЭ, МАЦ «Об использовании в России опыта новых индустриальных стран в формировании «институтов развития» и стимулировании инновационного экономического роста» // Вопросы экономики. 2004. № 10.
2. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: теория и практика: учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002.
3. Зубаревич Н. Зоны влияния крупных корпораций в российских регионах / Региональная элита в современной России. Под ред. Я. Фрух-тмана. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2005. С. 93-113.
4. Ивченко С. В., Либоракина М. И., Сиваева Т. С. Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний. М.: Фонд «Институт экономики города», 2003.
5. Клейнер Г. Б. Экономика физических лиц // Вопросы экономики. 1996. № 4.
6. Клейнер Г. Б. Наноэкономика // Вопросы экономики. 2004. № 12.
7. Клейнер Г. Б. Пятый элемент (о книге А. Яковлева «Агенты модернизации») // Вопросы экономики. 2007. № 9.
8. Клейнер Г. Б. Системная парадигма и экономическая политика // Общественные науки и современность. 2007. № 2.
9. Клейнер Г. Б. Институциональные факторы долговременного экономического роста // Экономическая наука современной России. 2000. № 1.
10. Кучковская Н. В. Роль социальных инвестиций в укреплении экономической безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 2.
11. Кучковская Н. В. Социальная отчетность в стратегии устойчивого развития российского бизнеса // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 18.
12. Кучковская Н. В. Региональные аспекты социальной ответственности транснациональных корпораций в России // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 1.
13. Яковлев А. А. Взаимодействие групп интересов и их влияние на экономические реформы в современной России // Мир России. 2003. Т. XII. № 4.
14. Яковлев А. А. Эволюция стратегий взаимодействия бизнеса и власти в российской экономике // Российский журнал менеджмента. 2005. Т. 3. № 1.
15. Яковлев А. А. Агенты модернизации. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2006.
16. Hellman J., Jones G, Kaufman D. Seize the State, Seize the Day: An Empirical Analysis of State Capture and Corruption in Transition Economies: Paper prepared for the ABCDE 2000 Conference. Washington, D. C., 2000, April 18-20.
ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ
Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»
занимается выпуском специализированных финансово-экономических и бухгалтерских журналов, а также
монографий, деловой и учебной литературы Минимальный тираж - 500 экз.
По вопросам, связанным с изданием книг, обращайтесь в отдел монографий
(495) 721-85-75 [email protected]