Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / DEFENSE INDUSTRY COMPLEX / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / THE DEFENSE INDUSTRY DEVELOPMENT STRATEGY / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / КОМИССИЯ РСПП ПО ОПК / RSPP MILITARY INDUSTRIAL COMPLEX COMMISSION / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ОПК / THE MIC TECHNOLOGICAL MODERNIZATION / ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОПК / THE MAIN DIRECTIONS OF THE RUSSIAN DEFENSE INDUSTRY DEVELOPMENT / THE STATE''S MILITARY-INDUSTRIAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ткачук Анатолий Николаевич, Волков Вячеслав Иванович

В статье рассмотрены вопросы участия бизнеса в формировании и реализации оборонно-промышленной политики на основе опыта работы Комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей по оборонно-промышленному комплексу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The interaction of business and government in the implementation defense and industrial policy

The article considers the approaches to the formation of military-industrial policy on the basis of the experience of the RSPP Commission on the Military Industrial Complex.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ»

УДК 35

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Ткачук Анатолий Николаевич

член Правления РСПП, Председатель Комиссии РСПП по ОПК, почетный академик Международной Академии информатизации

Волков Вячеслав Иванович

член Комиссии РСПП по ОПК, доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН, заслуженный экономист Российской Федерации, Лауреат премии Правительства Российской Федерации

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы участия бизнеса в формировании и реализации оборонно-промышленной политики на основе опыта работы Комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей по оборонно-промышленному комплексу.

honored economist of the Russian Federation, Laureate of Russian Federation Government, Moscow, Russian Federation.

The interaction of business and government in the implementation defense and industrial policy.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, стратегия развития оборонной промышленности, оборонно-промышленная политика государства, технологическая модернизация ОПК, основные направления развития российского ОПК, Комиссия РСПП по ОПК.

Tkachuk Anatoly Nikolaevich, Board member Russian Union of industrialists and entrepreneurs, Chairman of the Commission RSPP on OPK, Honorary academician of the International Academy of Informatization, Moscow, Russian Federation.

Volkov Vyacheslav Ivanovich., member of the Commission of the Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs, doctor of economic Sciences, Professor, academician of Russian Academy of Natural Sciences,

Abstract. The article considers the approaches to the formation of military-industrial policy on the basis of the experience of the RSPP Commission on the Military Industrial Complex.

Keywords: the defense industry complex, the defense industry development strategy, the state's military-industrial policy, the MIC technological modernization, the main directions of the Russian defense industry development, RSPP Military Industrial Complex Commission.

Начиная свое выступление на состоявшемся 9 февраля 2018 года Съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), Президент Российской Федерации В.В. Путин сказал1, обращаясь

к участникам Съезда: "Ваше авторитетное объединение традиционно занимает деятельную конструктивную позицию по актуальным темам экономической повестки. Вы не только участвуете в дискуссии, но и работаете, в прямом смысле этого слова напрямую, с Правительством, вносите предметные предложения по самым насущным проблемам, волнующим предпринимателей...". Все вышесказанное в полной мере относится к участию бизнес - сообщества в сфере реализации государственной оборонно-промышленной политики.

Приглашая бизнес вкладывать свои финансовые ресурсы в развитие предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК), государство ожидает, что появятся свежие идеи, на высокотехнологичных предприятиях станут работать более энергичные и предприимчивые люди, способные преодолеть застывшие традиции и обеспечить качественный прорыв в создании перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ). Государство рассчитывает на расширение государственно-частного партнерства, поддержку частного капитала в вопросах учебы и образования для подготовки талантливых кадров для российской оборонной промышленности.

В настоящей статье рассматриваются вопросы деятельности Комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей по оборонно-промышленному комплексу в контексте взаимодействия бизнеса и власти при реализации государственной политики в сфере развития ОПК.

Обеспечение долгосрочной глобальной конкурентоспособности отечественной промышленности, в том числе в сфере ОПК, который является локомотивом российской экономики, требует совместных усилий государства и бизнеса, а значит и эффективной институциональной среды для их цивилизованного взаимодействия. Площадкой для подобного взаимодействия является Комиссия РСПП по оборонно-промышленному комплексу.

Государство заинтересовано в том, чтобы доля бизнеса в ОПК была увеличена.

Это позволит создать здоровую конкурентную среду внутри страны и усилит конкурентоспособность России на внешних рынках вооружения. Бизнес имеет не только склонность к риску, но и повышенную степень ответственности за принимаемые экономические и инвестиционные решения. Инвестиции частного сектора часто имеют большую устойчивость и большую эффективность. Поэтому важно не только привлекать частный капитал к реализации обеспеченной бюджетом государственной программы вооружения (ГПВ) и государственной программы развития оборонно-промышленного комплекса (ГП ОПК), но и с его помощью повысить эффективность реализации этих программ.

Комиссия по оборонно-промышленному комплексу как постоянно действующий рабочий орган РСПП была создана в 2011 году по инициативе президента РСПП Шохина А.Н. для подготовки предложений и выработки консолидированной позиции РСПП по вопросам развития оборонно-промышленного комплекса, повышения эффективности работы предприятий ОПК, контроля состояния законодательства Российской Федерации в сфере ОПК, усиления ее влияния в выстраиваемых отношениях бизнеса и власти.

Основными задачами работы Комиссии, поставленными президентом РСПП, являются2: установление конструктивного диалога между государственной властью, общественными организациями и бизнес-сообществом в вопросах развития ОПК и обеспечение национальной безопасности; участие в развитии законодательства в области оборонно-промышленного комплекса; содействие в модернизации предприятий ОПК и развитие между ними рыночных отношений.

Основными функциями Комиссии яв-ляются2:

- анализ актуальных проблем развития оборонной промышленности Российской Федерации и выработка предложений по созданию благоприятных условий предпринимательской деятельности в сфере ОПК;

- мониторинг законодательства, право-

применительной практики и деятельности государственных органов по выявлению ограничений в развитии и укреплении ОПК, необоснованного административного воздействия на предприятия оборонной промышленности;

- снижение административных барьеров и модернизация контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти в сфере ОПК;

- подготовка предложений по изменению законодательства, экспертиза и участие в доработке проектов нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы предпринимательской деятельности в сфере ОПК;

- формирование проектов позиции РСПП, а также консолидированного мнения членов РСПП по вопросам, относящимся к сфере развития и укрепления ОПК.

В составе Комиссии объединены представители законодательной и исполнительной власти, государственного и частного секторов ОПК, науки и общественных объединений, а также представителей смежных отраслей промышленности и бизнеса.

Комиссия занимает деятельную, конструктивную позицию по актуальнымтемам реализации государственной оборонно-промышленной политики. Активно взаимодействует с Военно-промышленной комиссией Российской Федерации, ее советами, комиссиями, группами по различным вопросам, вносит предметные предложения по самым насущным проблемам, волнующим руководителей предприятий, предпринимателей, в том числе по таким, как налоговое и таможенное регулирование, совершенствование контроля, надзора, подготовка профессиональных кадров, плодотворно участвует в подготовке законодательных решений, направленных на улучшение делового и инвестиционного климата на предприятиях ОПК.

В сфере внимания Комиссии находятся вопросы поддержки лучших проектов и инициатив, распространения передового опыта взаимодействия бизнеса и власти в сфере разработки и производства высокотехнологичной продукции. Некоторым проектам нужна поддержка в их тиражи-

ровании до масштабов страны, другим - в снятии административных барьеров, с которыми они сталкиваются.

Комиссия работает в тесном взаимодействии с подразделениями аппарата РСПП и его региональными органами. Основной формой работы Комиссии является заседание по наиболее актуальным темам, стоящим перед страной в области оборонно-промышленного комплекса. По Положению о Комиссии ее заседания должны проводиться не менее одного раза в полугодие. На практике заседание Комиссии проводятся чаще, до 4-6 раз в год. Это происходит вследствие того, что темы заседания Комиссии определяют не только ее члены, но и инициативно региональные отделения РСПП, крупные предприятия и холдинги ОПК, представители среднего и малого бизнеса.

Проводимые заседания Комиссии (информация о тематике заседаний по данным за 2017 год представлена в Таблице) позволяют оценить текущую ситуацию и предложить новые варианты решения накопившихся проблем, разработать предложения и рекомендации для их реализации путем обращения в законодательные и исполнительные органы власти.

Для обеспечения качественной деятельности Комиссии и расширения ее возможностей по взаимодействию с органами государственной власти и предприятиями ОПК внутри Комиссии создан Экспертный совет, который осуществляет экспертизу рассматриваемых вопросов в порядке подготовки принимаемых Комиссией решений.

Учитывая, что важнейшими функциями Комиссии являются выработка предложений по созданию благоприятных условий предпринимательской деятельности в сфере ОПК, а также мониторинг законодательства, правоприменительной практики и деятельности государственных органов по выявлению ограничений в развитии и укреплении ОПК, необоснованного административного воздействия на предприятия оборонной промышленности, экспертами Комиссии ведется планомерная работа по проведению общественной экспертизы проектов нормативно-правовых актов, пла-

№ п/п Тема и дата проведения заседания Результаты, достигнутые по рассматриваемым вопросам

1. Проблемные вопросы участия малых и средних предприятий в поставках продукции силовым ведомствам России. 18.04.2017 Подготовлены предложения Комиссии по: - проблемам законодательного обеспечения малого и среднего бизнеса в ОПК; - вопросам обеспечения доступа субъектов МСП к закупкам крупнейших заказчиков; -проблемамвзаимодействиямалыхпредприятий-производителей при поставке продукции силовым ведомствам России; - обеспечению инициативных разработок малых инновационных предприятий в ОПК; - вопросам сертификации системы менеджмента качества для малого и среднего бизнеса для получения ГОЗ; - проблемам предприятий ОПК при заключении и исполнении государственных контрактов на сервисное обслуживание изделий вооружения и военной техники; - проблемным вопросам участия малых подрядных организаций в выполнения ГОЗ в области судостроения и судоремонта.

2. Актуальные вопросы развития предприятий ОПК. 25.05.2017. Подготовлены предложения Комиссии по вопросам: - подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных и наукоемких производств; - перспективных направлений диверсификации предприятий ОПК России для потребностей топливно-энергетического комплекса; - взаимодействия предприятий ОПК с органами государственной власти; - совершенствования законодательства для предприятий ОПК.

3. Диверсификация в интересах выпуска высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения на оборонных предприятиях. 23.08.2017. Подготовлены предложения Комиссии по: - приоритетным направлениям государственной поддержки диверсификации в ОПК и их законодательного обеспечения; - вопросам обеспечения реализации диверсификационных проектов в ОПК; - практической реализации проектов в области диверсификации ОПК на опыте предприятий. Подписан Протокол о намерении о сотрудничестве между Комиссией РСПП по ОПК, правительством Нижегородской области и РОР "Нижегородская Ассоциация промышленников и предпринимателей".

4. Рассмотрение инициатив (предложений) предприятий ОПК по вопросам развития авиационной отрасли. 25.10.2017 Подготовлены предложения по: - разработке государственной программы диверсификации для предприятий ОПК России; - путям повышения эффективности производственной модели ПАО "ОАК"; - перспективным инфокоммуникационным технологиям для транспорта; - перспективным инфокоммуникационные технологии для авиации; - передовым производственные технологии в авиационной промышленности; - повышению конкурентоспособности самолета ИЛ-76МД90А; - методам защиты средств навигационного определения воздушных судов и управления воздушным движением от несанкционированного преднамеренного вмешательства; - реализации технологий виртуальной реальности в авиации.

Таблица. Информация о проведенных заседаниях Комиссии РСПП по ОПК в 2017 году

нов и программ по развитию оборонной промышленности Российской Федерации.

До недавнего времени бизнес неохотно "вкладывался" в производство ВВСТ, поскольку наряду с низкой рентабельностью продукции ОПК имела часто место практика, когда Минобороны, как основной гензаказчик, по ходу вносило коррективы в уже утвержденный госзаказ. Имелись проблемы в вопросах отстаивания прав на интеллектуальную собственность и в участии в перспективных исследованиях. Трудности возникали и в связи с известными ограничениями, связанными с обеспечением режима секретности. Многие из названных проблем преодолены.

На сегодня можно выделить 5 ключевых задач в сфере развития ОПК3, вытекающие из "Основ военно-технической политики Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" (утверждены Указом Президента России 24 апреля 2016 г.).

Первая задача - техническое перевооружение промышленных предприятий в целях обеспечения выполнения государственной программы вооружения (ГПВ), импортоза-мещение и поэтапная локализация производств в интересах национальной обороны и безопасности государства.

Вторая задача - наращивание научно-технического задела, определяющего технологическое превосходство по всем видам вооружений и военной техники.

Третья задача - осуществление масштабной модернизации оборонной промышленности, реализация инвестиционных проектов более чем на 1000 предприятиях ОПК в рамках госпрограмм.

Четвертая задача - развитие кадрового потенциала ОПК, развитие системы многоуровневого образования и улучшение жилищных условий работников оборонной промышленности.

Пятая задача - структурный пересмотр системы управления оборонной промышленностью наравне со становлением интегрированных структур, контролирующих более 80% выпуска военной продукции. Широкое привлечение к исполнению гособоронзаказа

бизнеса, в том числе среднего и малого. Эти структуры также должны стать ключевым элементом при переводе оборонной промышленности на систему предприятий полного жизненного цикла.

Все эти задачи были рассмотрены и обсуждены на заседаниях Комиссии РСПП по ОПК. Рекомендации и предложения были разосланы в органы законодательной и исполнительной власти, доведены до интегрированных структур оборонной промышленности, до среднего и малого бизнеса.

Решение указанных задач станет значимым этапом развития ОПК в среднесрочной перспективе. В рамках формирования основ государственной политики в оборонной промышленности предстоит дальнейшая оптимизация структуры активов, совершенствование корпоративного управления, внедрение систем бережливого производства.

Главными приоритетами оборонно-промышленной политики в развитии ОПК на период до 2025 года и дальнейшую перспективу является переход интегрированных структур ОПК на современную индустриальную модель бизнеса, диверсификация и оптимизация структуры производства, обеспечивающая выполнение государственных программ перевооружения и инновационное развитие научно-производственного потенциала. Этот вопрос был рассмотрен Комиссией РСПП по ОПК на выездном заседании в рамках Международного военно-технического форума "Армия-2017".

В настоящее время мы можем гордиться своими вооруженными силами. Но, тем не менее, перед нами по-прежнему стоит круг задач, который нужно решать. Речь идет о научных исследованиях, об инновационных технологиях, о малом и среднем бизнесе, доля которого в гособоронзаказе ничтожна, о необходимости расширения государственно-частного партнерства.

Как нам представляется, через подзаконные акты оборонно-промышленная политика должна определять меры стимулирования перехода на современную индустриальную модель бизнеса и инновационного развития интегрированных структур ОПК. Она также должна стимулировать создание дей-

ственных механизмов мотивации необходимых преобразований, обеспечивающих эффективность выполнения заданий ГПВ и гособоронзаказа, полноту загрузки производственных мощностей, повышение конкурентоспособности продукции с учетом задач, вытекающих из Основ государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации. Именно планомерная деятельность по реализации оборонно-промышленной политики должна обеспечить возможность оперативного перехода ОПК на производство высокотехнологичной продукции гражданского назначения, востребованной на внутреннем и внешнем рынках.

Одним из приоритетных направлений, реализуемых органами государственной власти с участием бизнеса также должно стать развитие системы многоуровневого образования в ОПК, анализ и прогнозирование кадровой потребности организаций ОПК, совершенствование подготовки квалифицированных кадров для сохранения технологических циклов производства важнейших систем вооружения. Для этого на ряде предприятий с участием бизнеса созданы базовые кафедры по подготовке кадров для высокотехнологичных предприятий оборонного комплекса.

Комиссия в своей деятельности важное внимание уделяет вопросам долгосрочного прогнозирования и стратегического планирования как в военно-политической, военно-экономической, социальной, так и в научно-технической и технологической областях. Учитывая критически важную роль новейших технологий, решение этих вопросов будет определять вывод российской экономики на траекторию быстрого и устойчивого роста на основе опережающего развития нового технологического уклада.

Россия входит в число лидеров по ряду важнейших направлений исследований и разработок, в том числе в таких областях, как нанотехнологии, биотехнологии, атомная и водородная энергетика, энергосберегающие системы, разработки прикладных программных средств и других.

Но при этом Россия слабо представлена на мировых рынках наукоемкой продукции.

Ее доля на рынках высокотехнологичной продукции, по оценкам, составляет менее 1%, а в гражданской сфере - около 0,1%. Это сопоставимо с позициями таких стран, как Чехия, Норвегия и Португалия. Ни по одной из товарных групп гражданской высокотехнологичной продукции Россия не входит в число мировых лидеров-экспортеров.

По оценкам, Россия занимает лидирующие позиции или имеет разработки мирового уровня только по трети из 34 важнейших технологических направлений. При этом существующие перспективные технологические заделы в отечественной экономике широко не используются, до коммерческого использования доведены лишь 16% технологий, из них только половина - технологии, соответствующие мировому уровню. В экономике сформировался значительный разрыв между созданием технологий в сфере НИОКР и их использованием в массовом производстве.

Главной угрозой экономических санкций против нашей страны является изоляция России от доступа к новым технологиям. Если ее не нейтрализовать, то через несколько лет экономика, как справедливо указывает С.Ю.Глазьев4, окажется в состоянии необратимого отставания в освоении производств нового технологического уклада, выход которого на длинную волну роста связан с перевооружением, как промышленности, так и армии на качественно новом уровне эффективности. Чтобы не допустить этого, нужна максимальная поддержка как фундаментальным, так и прикладным исследованиям. Необходимо наладить "конвейер знаний" от фундаментальной науки через прикладные разработки к использованию инноваций на предприятиях4. Должны внедряться действенные механизмы кредитования роста производства и инвестиций.

Исполнительная власть последовательно принимает меры по устранению проблем и поддержке развития промышленности. Эти меры Правительство Российской Федерации закрепляет законодательно. Так, в 2014 году был принят Федеральный закон "О промышленной политике в Российской

Федерации" (от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ), в котором прописаны основные положения по поддержке промышленности. В частности, в нем определены принципы и меры поддержки промышленности, а также полномочия государственных органов на всех уровнях. Однако закон не решает многих проблем, так в законе не прописаны специальные меры поддержки, как для отдельных отраслей, так и для бизнеса. По существу, этот закон является рамочным. По мнению Комиссии, необходима системная работа государства по поддержке промышленности, по реализации курса на суверенное развитие на передовой технологической основе, что позволит выстоять в развернутой против России гибридной войне.

Оборонно-промышленная политика - это всегда выбор приоритетов, это в некотором роде сознательное нарушение естественных функций рыночной саморегуляции для обеспечения прорывов на заданных приоритетных направлениях, для обеспечения обороны и безопасности страны. Ясно, что реализация государственного регулирования в этой сфере экономики -это не только помощь предприятиям ОПК, но и некоторое ограничение их хозяйственной самостоятельности.

В этой связи для эффективной хозяйственной практики в сфере оборонно-промышленного комплекса необходим постоянный диалог и сотрудничество органов власти и бизнес-сообщества, что и реализуется на практике Комиссией РСПП по ОПК, которая может оперативно и качественно проверить, уточнить, проработать любой вопрос. Это работа очень большая, трудоёмкая, сложная. Но мы считаем, что в этом основная задача нашей Комиссии.

Члены Комиссии осуществляют экспертизу нормативно-правовых актов министерств и ведомств в сфере ОПК, вносят свои предложения в ходе парламентских слушаний, принимают активное участие в различных заседаниях по вопросам оборонной тематики. Подготовленные Комиссией предложения и рекомендации прорабатываются и учитываются властью.

По рекомендациям Комиссии Правительством Российской Федерации, Военно-промышленной комиссией, Минобороны, Минпромторгом, Минобрнауки, Роскосмо-сом, Росатомом даются соответствующие поручения непосредственным исполнителям. На основе предложений Комиссии в Совете Федерации было проведено несколько заседаний с участием членов Комиссии, где мы дали свои экспертные комментарии.

Проводя выездные заседания, Комиссия не только вскрывает административные барьеры, проблемы которые существуют при выполнении гособоронзаказа на местах, доносит их до органов власти, но предлагает пути их решения.

Образование Комиссии по ОПК, ее активная деятельность создают необходимые условия для эффективного государственного регулирования в сфере оборонно-промышленного комплекса. Взаимодействие власти и бизнеса в процессе реализации государственной оборонно-промышленной политики должно позволить сохранить роль и место России в мировом технологическом пространстве и обеспечить конкурентоспособность ее оборонно-промышленного комплекса.

Список литературы

1. Текст послания Президента российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации [Электронный ресурс].-Режим доступа: informpskov.ru>news/265032. html (дата обращения: 01.03.2018).

2. Положение о Комиссии РСПП по оборонно-промышленному комплексу, утвержденное председателем РСПП в 2012 году: сайт РСПП.- URL: М1р://рспп.рф/

3. Денис Мантуров обозначил пять ключевых направлений развития ОПК / Оружие России: сайт.- URL: http://www.arms-expo.ru/news/ meropriyatiya/denis_manturov_oboznachil_pyat_ klyuchevykh_napravleniy_razvitiya_opk_/

4. Глазьев С.Ю. О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития: доклад/ РАН, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.