Научная статья на тему 'Взаимное влияние архитектуры Франции и России в ХХ в.'

Взаимное влияние архитектуры Франции и России в ХХ в. Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
207
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конструктивизм / серийное домостоение / высотное здание

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — А. А. Магай

Показано, что помимо прямого участия французских архитекторов в застройке Москвы и Санкт-Петербурга в ХVIII–ХIХ вв., взаимное влияние прослеживается не только в архитектуре конструктивизма 1920–1930 гг., но и в современных архитектурных удачах и ошибках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимное влияние архитектуры Франции и России в ХХ в.»

Архитектура Научно-технический

и градостроительство и производственный журнал

УДК 72.036

А.А. МАГАЙ, директор по научной деятельности, ОАО «ЦНИИЭПжилых и общественных зданий (ЦНИИЭПжилища)» (Москва)

Взаимное влияние архитектуры Франции

и России в ХХ в.

Показано, что помимо прямого участия французских архитекторов в застройке Москвы и Санкт-Петербурга в XVIII-XIX вв., взаимное влияние прослеживается не только в архитектуре конструктивизма 1920-1930 гг., но и в современных архитектурных удачах и ошибках.

Ключевые слова: конструктивизм, серийное домостоение, высотное здание.

Одним из первых иностранных архитекторов, приехавших в Советскую Россию, был известный французский архитектор Ле Корбюзье (1887-1965 гг.). В градостроительных проектах 1920-30-х гг. архитектор развивал идею вертикального города-сада с высокой плотностью населения, башнеобразными зданиями и большими озелененными пространствами между ними, с разделением путей движения пешеходов и транспорта, зон жилья, деловой активности и промышленности. В России он познакомился с основателями советского архитектурного конструктивизма - К. Мельниковым, братьями Весниными, М. Гинзбургом, встречался с Таировым, Мейерхольдом, Эйзенштейном, глубоко проникая в русскую культуру и архитектуру.

Первое крупное здание, построенное по проекту Ле Корбюзье, возведе-

но в Москве - Дом Центросоюза (1929-1936 гг.). С 1959 г. в этом здании находится Центральное статистическое управление (Москва, ул. Мясницкая). Это здание стало одним из первых административных зданий нового типа. Лаконичное решение фасада, закругленный объем, установка здания на «ножки», решение внутренних пространств, свободная планировка - все это стало большим событием в развитии советской архитектуры. Работая рядом с такими архитекторами, как К. Мельников, братья Веснины, И. Леонидов, И. Голосов и другими архитекторами-конструктивистами, он впитал их вдохновенные идеи. В архитектуре здания Центросоюза, несмотря на его авторское выражение, заметно влияние конструктивизма.

В 1931 г. Ле Корбюзье участвовал в конкурсе на проект Дворца Советов в Москве, работа над которым стала

новым этапом в творчестве. Однако его проект вызвал много споров, главным образом потому, что, увлекшись конструктивистскими идеями, Ле Корбюзье не учел характера окружающей застройки и его решение не сочеталось с исторически сложившейся архитектурой древней Москвы.

Большое влияние Ле Корбюзье оказал на развитие индустриального домостроения: «Проблема дома - это проблема эпохи. От нее ныне зависит социальное равновесие. Первая задача архитектуры в эпоху обновления -произвести переоценку ценностей, переоценку составных элементов дома. Серия основана на анализе и эксперименте. Тяжелая индустрия должна заняться разработкой и массовым производством типовых элементов дома. Надо повсеместно внедрить дух серийности, серийного домостроения, утвердить понятие дома как промыш-

Рис. 1. Застройка ММДЦМосква Сити Рис. 2. Большая арка Дефанс

Рис. 3. Здания Дефанса

50

10'2010

Научно-технический и производственный журнал

-Ж ИЛИЩНОЕ-

Л

Архитектура и градостроительство

Рис. 4. Здание Монпарнас

Рис. 5. Высотное здание О ле Верта, Гренобль

ленного изделия массового производства, вызвать стремление жить в таком доме». Еще в 1914 г. Ле Корбюзье создал первый в истории архитектуры проект сборных каркасных серийных домов «Домино».

Дальнейшее развитие крупнопанельного домостроения в СССР, произошло не без участия Франции. Первые заводы крупнопанельного домостроения и технология были закуплены у фирмы «Камю» (Франция).

Взаимное влияние известных архитекторов Франции и России на творчество друг друга можно проследить и в области строительства высотных зданий. Так первые семь высотных зданий Москвы были построены, как доминантные точки в различных районах Москвы: на Воробьевых горах; по Садовому кольцу, обозначая узловые центры застройки города - Котельническая набережная, Кудринская площадь, площадь трех вокзалов. Точечное размещение высотных зданий в столице России показало возможность такого вида строительства небоскребов.

Рис. 6. Здание банка Лионский кредит, Лион

Вместе с тем, возведение высотных зданий в одном районе Парижа (район Дефанс), стало примером концентрированного строительства. Московские архитекторы, предлагая застройку Московского Международного делового центра (ММДЦ) «Москва Сити» в районе Красной Пресни (рис. 1), воплотили в жизнь эту идею. Однако между этими районами имеются существенные различия, ведь район Де-фанса расположен вне черты города Парижа, хотя существует ось от первой Триумфальной арки, расположенной на площади Звезды, через вторую на третью, так называемую Большую арку (арх. Й.О. Шпрекельсен) высотой 110м, построенную в районе Дефанса (рис. 2). Очертания Дефанса практически не накладываются на «скай-лайн» самого города, возвышаясь на горизонте (рис. 3), вместе с тем, застраиваемый ММДЦ «Москва Сити» громоздится на фоне гостиницы «Украина» и других объектов города.

Рассматривая отдельные высотные здания столиц, нельзя не отметить такое здание, как «Монпарнас» высотой 209 м (рис. 4), построенное недалеко от центра Парижа и возвышающееся над 4-5-этажной застройкой. Таким же неудачным примером в Москве можно назвать здание «Свисс отеля» на Краснохолмской набережной, силуэт которого виден с Красной площади, между собором Василия Блаженного и Спасской башней Кремля. Вообще возведение высотных зданий в исторических городах, таких как Москва и Париж, требует тщательного визуального анализа с и учетом определенных условий места застройки.

Вместе с тем, строительство одиночных высотных зданий в различных городах Франции и России являются хорошими примерами современной прогрессивной архитектуры. Так три высотных здания «О ле Верта» (рис. 5) в г. Гренобле (арх. Р. Анже,

Рис. 7. Проект здания Парижской филармонии

П. Пуччинелли) высотой 98 м, включающей 504 апартамента и 28 квартир, являются доминантами жилого района города, их архитектура с приставными лоджиями, скорее напоминают скульптурный образ, нежели высотные здания. Другим известным высотным зданием, являющимся доминантной точкой, можно назвать многофункциональное здание «Лионского кредита» (арх. Ф. Коссутта и партнеры) в г. Лионе (рис. 6), высотой 165 м. Возвышаясь над исторической частью города, оно подчеркивает изящество старинных церквей и 3-4-этажной городской застройки.

Одно из последних произведений французских архитекторов, в частности Ж. Нувеля, является проект здания Парижской филармонии (рис. 7). Несмотря на то, что проект был ограничен высотой и площадью застраиваемого участка здание включает зал на 2400 человек. В центре зала на мультиуровневой платформе расположено место для оркестра, а зрительские места размещены по обеим сторонам от него. Для филармонии были запроектированы специальные акустические купола, которые могут опускаться или подниматься в зависимости от вида оркестра и исполняемой музыки - джаза, филармонического оркестра, смешанного состава, все это обеспечивает восприятие того или иного специфического звука. Хорошее звучание можно достигнуть и другими приемами и способами. Построенное в Москве у Павелецкого вокзала здание Дома музыки (арх. Ю. Гнедовский и др.), также отличается хорошей акустикой, благодаря форме залов и их деревянной обшивке.

Дальнейшее проникновение культур и, в частности архитектуры, их взаимовлияние и взаимообогащение будут способствовать высокому уровню идей, проектов и застроек городов России и Франции.

10'2010

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.