Научная статья на тему 'Вызволение из опалы. Послесловие к многосерийному фильму «Жуков»'

Вызволение из опалы. Послесловие к многосерийному фильму «Жуков» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
181
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
G.K. ZHUKOV / N.G. PAVLENKO / ZHUKOV'S MEMOIR / Г.К. ЖУКОВ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОСТРАКИЗМ / Н.Г. ПАВЛЕНКО / ДВАДЦАТИЛЕТИЕ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ / МЕМУАРЫ ЖУКОВА / ГЛАВА О МОСКОВСКОЙ БИТВЕ / POLITICAL OSTRACISM / THE 20TH ANNIVERSARY OF THE GREAT VICTORY / THE CHAPTER ABOUT THE BATTLE FOR MOSCOW

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дашичев Вячеслав Иванович

Показанный в январе 2012 г. на Первом канале многосерийный фильм «Жуков» стал поводом для воспоминаний автора о малоизвестном факте биографии Г.К. Жукова о принятом в начале 1965 г. главным редактором «Военно-исторического журнала» Н.Г. Павленко решении заказать опальному и преданному забвению маршалу юбилейную передовую статью к 20-тилетию Победы. Именно после этой публикации имя Жукова постепенно стало появляться в средствах массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Liberation from Banishment. Afterword to the multiserial film "Zhukov"

The drama series 'Zhukov' broadcast on the First channel of Russian TV in January 2012 has caused the author to recollect not widely known episode in the biography of the famous Soviet military leader. It was the decision, made at the beginning of 1965 by the chief editor of 'the Military Historical Journal' N.G. Pavlenko, to suggest G.K. Zhukov that he writes an article marking the 20th anniversary of the Great Victory in the World War II. That was a time when Zhukov held not in great esteem by the Soviet authorities and his name was almost forgotten. Zhukov sent to the editor a fragment from his memoir: the chapter about the Battle for Moscow, which had been published in spite of the negative opinion voiced by the Communist party authorities. After the publication the name of Zhukov gradually started appearing in the mass media.

Текст научной работы на тему «Вызволение из опалы. Послесловие к многосерийному фильму «Жуков»»

POST SCRIPTUM: ПЕРЕВОДЫ, РЕЦЕНЗИИ, МНЕНИЯ

Диспут. Фрагмент фрески. Художник Рафаэль Санти. 1509.

МНЕНИЯ

Дашичев В.И.

Вызволение из опалы Послесловие к многосерийному фильму «Жуков»1

Дашичев Вячеслав Иванович, доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Центра международных экономических и политических исследований Института экономики РАН, полковник в отставке, участник Великой Отечественной войны.

E-mail: v.dashichev@mail.ru

На Первом канале телевидения в минувший январь прошел многосерийный фильм «Жуков», вызвавший большой интерес зрителей. В нём было хорошо показано, как после победы в Великой Отечественной войне И. Сталин и последующие генеральные секретари ЦК КПСС Н. Хрущев и Л. Брежнев подвергли выдающегося советского полководца маршала Г.К. Жукова политическому остракизму. При Сталине он, что называется, «висел на волоске» от ареста: ему ложно приписывался «бонапартизм» и чуть ли не стремление свергнуть советскую власть. Но Сталин заменил арест на «ссылку», назначив его командующим Одесским, а затем Уральским военным округом, подальше от Москвы. Хрущев сначала использовал Жукова в борьбе за власть против Берии, предоставив ему пост министра обороны, а затем уволил в отставку, запретив какие-либо упоминания об этом, как он выразился, «Георгии Победоносце на белом коне». При Брежневе эта линия в отношении Жукова была продолжена - уж очень боялись тогдашние советские правители его большого авторитета и популярности в народе. Таков был в те времена характер нашей верховной власти и её носителей, видевших отовсюду опасность заговора и государственного переворота.

В дополнение к тому, что было показано в многосерийном фильме, хотел бы поведать об одном неизвестном общественности событии в судьбе Г.К. Жукова. Дело было так. Приближалась знаменательная дата - два-

I ИИ

1 Режиссер Алексей Мурадов, сценарий Виталия Москаленко и Валерии Байкеевой, автор идеи и продюсер Алексей Пиманов, в главных ролях Александр Балуев, Елена Яковлева, Ирина Розанова. Премьера на Первом канале. 23 января 2012 г.

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ 2(8)/2012

дцатилетие нашей победы в Великой Отечественной войне - 9 мая 1965 г. За несколько месяцев до этого собралась редколлегия «Военно-исторического журнала», чтобы решить, кому поручить написать юбилейную передовую статью к этой великой дате. Меня, в то время одного из редакторов журнала, и всех членов редколлегии ожидал неожиданный сюрприз. Главный редактор генерал-лейтенант Николай Григорьевич Павленко сделал предложение, повергшее всех и в растерянность, и в изумление, и в восторг - поручить это Г.К. Жукову. Как, разве это возможно? Ведь его имя не должно было нигде появляться - ни в прессе, ни на телевидении, ни на совещаниях и заседаниях. Вокруг него была выстроена глухая стена забвения. Как прореагируют на инициативу Павленко «наверху»? Разрешат ли вообще эту публикацию? Но главный редактор настоял на своем, и большинство членов редколлегии в конце концов согласилось с ним.

Н.Г. Павленко позвонил Георгию Константиновичу и проинформировал его о решении редколлегии и спросил, согласится ли он написать для «Военно-исторического журнала» эту юбилейную статью. Жуков ответил согласием и пригласил кого-нибудь из сотрудников журнала посетить его дома, чтобы конкретно поговорить о том, что редакция хотела бы получить от него. Павленко поручил выполнение этой миссии полковнику Н.А. Светлишину и мне. Нам выпала редкостная возможность общения с Георгием Константиновичем. Он принял нас радушно и после непродолжительной ознакомительной беседы перешел к делу, сказав, что может предоставить редакции какой-нибудь фрагмент из написанной рукописи его мемуаров, например, главу о Московской битве. Эта идея нам очень понравилась. Ведь в крупнейшем в военной истории сражении на подступах к Москве нацистскому вермахту было нанесено первое сокрушительное поражение во Второй мировой войне. Оно оказало серьезнейшее влияние на весь последующий ход войны. Основная цель плана «Барбаросса» -«разбить Советскую Россию в ходе кратковременной молниеносной кампании» - не была достигнута. Фашистская Г ермания оказалась перед угрозой бесперспективной для неё затяжной войны на два фронта. А в такой войне, писал уныло Геббельс в своем дневнике, «империя еще никогда не одерживала победы»1.

Глава о победе Советской Армии в Московской битве, в которой Г.К. Жуков сыграл выдающуюся роль, могла, по нашему мнению, украсить юбилейный номер нашего журнала. Об этом мы доложили Н.Г. Павленко. Он с радостью принял предложение Г еоргия Константиновича. Дальше последовала изнурительная для главного редактора и всей редакции процедура согласования публикации Г.К. Жукова с ЦК КПСС и Главным политическим управлением Советской Армии. Когда пришли гранки статьи, Н.Г. Павленко отправил их в секретариат начальника ГлавПУРа генерала А. Епишева2 с просьбой дать заключение. Оттуда ему сообщили, что А. Епишев против публикации и что за нее Павленко будет нести «личную ответственность». Когда пришла верстка, он отправил её в секретариат тогдашнего главного советского идеолога М. Суслова. Оттуда последовал аналогичный ответ. Ну и что же? Н.Г. Павленко взял на себя эту «личную ответственность» и подписал сигнальный номер журнала со статьей Г.К. Жукова к печати. Вся редакция напряглась в ожидании: «Что-то будет?». Прошли две недели после выхода журнала в свет. К счастью, всё обошлось без «оргвыводов». «Наверху» пришлось смириться с публикацией. Трудно и рискованно было её запретить, не войдя в историю мракобесами. Так была прорвана блокада забвения вокруг Г.К. Жукова. После этого его имя постепенно стало появляться в средствах массовой информации. Ему разрешили издать мемуары, правда, сначала в весьма «отшлифованном» цензурой виде.

Решающую ршь в пом еьпрал главный редактор «Военно-исторического журнала» Н.Г. Павленко. Это был человек кристально чистой души, высокой нравственности, великий правдолюбец и борец за правду. За свою многолетнюю службу в Военно-научном управлении Генерального штаба в послевоенное время он стал большим знатоком истории Великой Отечественной войны и мог по достоинству оценить заслуги Жукова в отражении фашистской агрессии и в нашей победе. Вскоре после выхода юбилейного журнала в свет Жуков посетил редакцию и выразил нам свою признательность за, как он с сарказмом сказал, «проявленное мужество» в деле публикации его статьи. В состоявшейся беседе с ним приняли участие главный редактор Н.Г. Павленко, полковники В.И. Дашичев, В.М. Кулиш, А.Н. Киселев, Н.А. Светлишин, капитаны первого ранга Д.Д. Кодола и В.Д. Поликарпов (см. фото). Беседа произвела на нас сильное впечатление. Так счастливо закончилась эта история. Личность человека, как видим, играет большую роль не только в руководстве войсками на полях сражений, но и в принятии смелых редакционных решений в издательском деле...

1 The Goebbels Diaries. London. 1948. P. 386.

2 Епишев Алексей Алексеевич (1908-1985) - советский партийный и военный деятель, генерал армии, с 1962 г. начальник Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота (ГлавПУР являлся одновременно и отделом ЦК КПСС, поэтому Епишев не подчинялся Министру обороны СССР и имел огромную власть над армией). Сыграл исключительную роль в полном подчинении Вооружённых Сил интересам руководства КПСС. Сторонник самых догматических и ортодоксальных взглядов, Епишев жёстко и активно выступал против произведений литературы и искусства, не соответствовавших «линии партии и правительства», запрещая пропаганду и демонстрацию в армии не понравившихся ему фильмов и книг даже в тех случаях, когда их авторам удавалось добиться разрешения на их выпуск. Роковую роль сыграл Епишев и в судьбе редколегии «ВИЖ», не простив Н.Г. Павленко публикации статьи Г.К. Жукова.

Встреча редакции «Военно-исторического журнала» с Г.К. Жковым. Фото 1965 г. Публикуется впервые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.