Научная статья на тему 'ВЫЗОВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ВЫЗОВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / ОНЛАЙН-БИЗНЕС / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голубин А.В., Соколова Е.В., Копнин А.А., Мушникова А.А.

Авторским коллективом исследовались вызовы развития рынка электронной коммерции в Российской Федерации в стремительно меняющихся современных условиях. Была изучена динамика роста доли продаж через Интернет в общем объеме оборота розничной торговли государства, основные недостатки и критерии, которые выделялись ранее, как препятствия на пути развития рынка электронной торговли и их текущая значимость в отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE E-COMMERCE MARKET IN THE RUSSIAN FEDERATION IN MODERN CONDITIONS

The team of authors investigated the challenges of the development of the e-commerce market in the Russian Federation in rapidly changing modern conditions. The dynamics of the growth of the share of sales via the Internet in the total turnover of the retail trade of the state, the main disadvantages and criteria that were highlighted earlier as obstacles to the development of the e-commerce market and their current importance in the industry were studied.

Текст научной работы на тему «ВЫЗОВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

ВЫЗОВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

А.В. Голубин, преподаватель Е.В. Соколова, преподаватель А.А. Копнин, преподаватель А.А. Мушникова, студент

Уральский государственный экономический университет (Россия, г. Екатеринбург)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-11-4-132-135

Аннотация. Авторским коллективом исследовались вызовы развития рынка электронной коммерции в Российской Федерации в стремительно меняющихся современных условиях. Была изучена динамика роста доли продаж через Интернет в общем объеме оборота розничной торговли государства, основные недостатки и критерии, которые выделялись ранее, как препятствия на пути развития рынка электронной торговли и их текущая значимость в отрасли.

Ключевые слова: электронная коммерция, электронная торговля, онлайн-бизнес, цифровая экономика, цифровизация.

Цифровизация - это глобальная тенденция развития общества, частью которой выступает и электронная коммерция, как новая ступень развития рынка. Однако, изменения, вызванные санкционными ограничениями, и изоляция Российской Федерации от части мирового сообщества, внесли изменения в мироустройство российской общественности и бизнеса, затронув большую часть отраслей. Не исключением выступила и набирающая популярность электронная коммерция. Потому возникает необходимость анализа перспектив и выделения вызовов, стоящих перед рынком электронной коммерции, в современных условиях для принятия научно-обоснованных управленческих решений в данной области.

Коммерция, в сути своей, является цифровой версией процесса купли-продажи товара или услуги, с той же целью - удовлетворение покупательского спроса и получения прибыли организации. Электронная коммерция представляет в той же мере предпринимательская деятельность, которая связана с продвижением, распространением, рекламированием, продажей товаров или услуг через интернет, однако, рынок инструментов продвижения и площадок для продвижения заметно сократился, что можно считать одним из вызовов, сто-

ящих перед онлайн-коммерцией. Любые действия с коммерческим уклоном в глобальной сети называется онлайн-коммерция.

Электронная коммерция делится на: электронный обмен информацией (Electrons Data Interchange, EDI); электронное движение капитала (Electronic Funds Transfer, EFT); электронную торговлю (англ. e-trade); электронные деньги (e-cash); электронный маркетинг (e-marketing); электронный банкинг (e-banking); электронные страховые услуги (e-insurance). Понятие электронный бизнес гораздо обширнее, чем электронная коммерция, хотя иногда они приравниваются друг к другу. Системы электронного бизнеса могут как иметь, так и не иметь коммерческой составляющей. Авторский коллектив в данной работе в большей мере сконцентрирован на вопросах онлайн-продаж [1-2].

Пик развития электронной коммерции зафиксирован в 2019-2020 гг. ввиду начавшейся пандемии COVID-19 и повсеместным ограничением мобильности граждан, что подтолкнуло к развитию рынка онлайн-продажи и массы проводимых цифровых операций, тогда же в ответ на запрос общественности большинство предпринимателей запустили и электрон-

ные продажи, некоторые вовсе перешли, исключив иные виды торговли. На данный момент доля продаж через интернет в общем объеме оборота розничной торговли в Российской Федерации превышает треть,

можно прогнозировать повышение доли до половины в ближайшие несколько лет, учитывая стремительный рост последнего периода (рисунок).

Рисунок. Доля продаж через Интернет в общем объеме оборота розничной торговли в Российской Федерации по округам за период 2014-06.2022 гг. в фактически действовавших ценах, в % [3]

Наиболее часто при оценке онлайн-продаж консервативная часть исследователей, в числе минусов, выделяет ограниченность информации о товаре, получаемой покупателем, подразумевая, что данное ограничение делает онлайн-продажи небезопасными для покупателя. Однако, культура введения онлайн-бизнеса, имеющеюся в Российской Федерации, уровень осведомлённости пользователей сети интернет и опыт онлайн-торговли в значительной мере снижают актуальность данного пункта, а вопрос безопасности при проведении онлайн-продаж заслуживает отдельного изучения и будет исследоваться авторским коллективом в дальнейшем [4].

Особенностью электронной коммерции выступает то, что данный уровень интернет-технологий даёт возможность создавать площадки, обладающие широким перечнем возможностей (многоцелевые э.п.), и системы электронной торговли (обеспечивающие реализацию основных коммерческих процессов). При осуществлении ввода систем электронной коммерции в бизнес компании особую роль играет рациональность используемого подхода и меньшую часть технические возможности.

Используемых и доступных для российского бизнеса технологий и систем достаточно для ведения онлайн-торговли, в отличии от ограничений других направлении предпринимательской деятельности, с которыми столкнулся российский бизнес в условиях санкционных изменений.

В Российской Федерации выросла доля использования Интернет-ресурсов, что выступает фундаментом развития электронного бизнеса, параллельно наблюдается повышение роста инвестиций в российские платформы интернет-продаж, отсутствует значимый дефицит профессионалов в данной сфере, несмотря на растущую базу услуг, предоставляемых подобными платформами, и объемов продаж. Также, со стороны покупателя и оценки платежеспособности, наблюдается снижение стоимости мобильной связи, интернета и доставки, ввиду многообразия пунктов выдачи товара, следовательно, преобладающая доля возможных покупателей может, как и воспользоваться услугами платформы, так и заказать интересующие товары впоследствии, потому ограничений для развития данной области со стороны технической оснащенности пользователей не наблюдается.

Однако, технический аспект проявляется и со стороны бизнеса, а именно оснащенности проведения бизнес-процессов. Предприятия могут конструировать фундамент собственных платформ из горизонтальных, открытых и основанных на типичных решениях для того, чтобы создать инфраструктуру понятную и проверенную на рынке [5]. «Горизонтальное решение» выделяется путем продуктивности, новации, эластичности, безубыточности расширения и возможности предоставления расчётной площадки для электронной коммерции без привязки ко времени и местоположению. В связи со строгими требованиями к инфраструктуре, 1Т-менеджерам необходимо акцентировать собственное внимание и силы именно на создание лаконичной вычислительной среды с многими клиентскими системами, ввиду стремительно расширяющегося перечня предоставляемых услуг и товаров. Организации, основная доля дохода которых формируется путем реализации продукции в сети интернет, должны в большей мере заботится о цифровизации биз-

неса и актуальности используемых ими 1Т-решений и программных средств. Разнообразие 1Т-решений и программных средств, доступных для использования бизнесов в Российской Федерации, требует дополнительного изучения и оценки, что будет рассматриваться авторским коллективом в дальнейшем.

Заключение. В ходе исследования были изучены проблемы и вопросы развития рынка электронной коммерции в Российской Федерации на современном этапе и переоценены вызовы развития данной области, которые обсуждались специалистами ранее. Путем изучения текущей заинтересованности и фактических изменений структуры и привычного порядка ведения торговли, приведших к сегодняшнему положению области, можно утверждать о перспективности развития рынка электронной коммерции в Российской Федерации. Авторским коллективом не было выявлено значительных проблем реализации электронной торговли внутри государства и предполагается их отсутствие в ближайшем периоде.

Библиографический список

1. Маглинова, Т.Г. Электронная коммерция и торговля // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022. - №8 (90). - С. 153-156.

2. Матузенко, Е.В. Тенденции, проблемы и перспективы развития электронной коммерции в сфере интернет-торговли / Е.В. Матузенко, О.А. Глазунова, А.А. Изварин // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2021. - №1 (86). -С. 197-206.

3. Росстат. Официальный сайт Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru.

4. Соколова, Е.В. Безопасность и конфиденциальность использования IOT-технологий // Конкурентоспособность территорий. Часть 3. - Екатеринбург: УрГЭУ, 2019. - С. 129131.

5. Дадабаева, Р.А. Направления интеллектуализации бизнес-процессов в условиях циф-ровизации экономики / Р.А. Дадабаева, С.В. Бегичева // BI-технологии и корпоративные информационные системы в оптимизации бизнес-процессов цифровой экономики. - Екатеринбург: УрГЭУ, 2022. - С. 68-70.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE E-COMMERCE MARKET IN THE RUSSIAN FEDERATION IN MODERN CONDITIONS

A.V. Golubin, Lecturer

E.V. Sokolova, Lecturer

A.A. Kopnin, Lecturer

A.A. Mushnikova, Student

Ural State University of Economics

(Russia, Yekaterinburg)

Abstract. The team of authors investigated the challenges of the development of the ecommerce market in the Russian Federation in rapidly changing modern conditions. The dynamics of the growth of the share of sales via the Internet in the total turnover of the retail trade of the state, the main disadvantages and criteria that were highlighted earlier as obstacles to the development of the e-commerce market and their current importance in the industry were studied.

Keywords: e-commerce, e-trade, online business, digital economy, digitalization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.