Научная статья на тему 'ВЫЗОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ'

ВЫЗОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC-ND
438
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ / МИЛИТАРИЗАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РОССИЯ / НАТО / ARCTIC / ENERGY RESOURCES / NORTHERN SEA ROUTE / MILITARIZATION / NATIONAL SECURITY / RUSSIA / NATO

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Анисимов П. А.

В статье исследуются основные вызовы национальной безопасности Российской Федерации в Арктическом регионе. В частности, проанализированы причины поведенческих паттернов России и стран НАТО в отношении Арктики сквозь призму реалистической парадигмы теории международных отношений. Именно комплексный подход к рассмотрению арктической ситуации обусловливает новизну и актуальность исследования.В связи с открытием и освоением крупных месторождений полезных ископаемых роль региона в современных мирополитических процессах возросла. Также с конца XX - начала XXI в. Арктика находится в фокусе повышенного внимания международных акторов благодаря своему геополитическому значению. Все это делает ее приоритетом и для России.Активизация хозяйственной деятельности РФ в Арктике, а также реализация таких проектов, как Северный морской путь, становится причиной нарастания напряженности в регионе. США и другие страны НАТО, чьи геополитические интересы оказываются затронуты, не только усиливают антироссийскую риторику, но и наращивают свое военное присутствие. В свою очередь, это воспринимается российской стороной как стратегическая угроза и приводит к зеркальным мерам, включающим в себя развертывание объектов военной инфраструктуры и увеличение числа военных учений. Однако, несмотря на рост напряженности в Арктике, Россия последовательно демонстрирует готовность к открытому диалогу и сотрудничеству с западными партнерами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL SECURITY CHALLENGES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE ARCTIC REGION

The article examines the main challenges to the national security of the Russian Federation in the Arctic region. In particular, the author analyzes the reasons for the behavioral patterns of Russia and the NATO countries in relation to the Arctic through the prism of a realistic paradigm in the theory of international relations. It is the comprehensive approach to the consideration of the Arctic situation that determines the novelty and relevance of the study.In connection with the discovery and development of large mineral deposits, the role of the Arctic region in modern world political processes has increased. Also, since the late 20th - early 21st century, the Arctic has been in the focus of increased attention of international actors due to its geopolitical importance. All this makes it a priority for Russia.The intensification of the economic activity of the Russian Federation in the Arctic, as well as the implementation of such projects as the Northern Sea Route, has become the cause of the growing tensions in the region. The United States and other NATO countries, whose geopolitical interests are affected, are not only strengthening their anti-Russian rhetoric, but also increasing their military presence. In turn, this is perceived by the Russian side as a strategic threat and leads to mirror measures, including the deployment of a military infrastructure and an increase in the number of military exercises. However, despite growing tensions in the Arctic, Russia has consistently demonstrated its readiness for open dialogue and cooperation with its Western partners.

Текст научной работы на тему «ВЫЗОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ»

УДК 327.51

DOI: 10.28995/2073-6339-2020-4-74-83

Вызовы национальной безопасности РФ в Арктическом регионе

Павел А. Анисимов Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, anisimov.p@rggu.ru

Аннотация. В статье исследуются основные вызовы национальной безопасности Российской Федерации в Арктическом регионе. В частности, проанализированы причины поведенческих паттернов России и стран НАТО в отношении Арктики сквозь призму реалистической парадигмы теории международных отношений. Именно комплексный подход к рассмотрению арктической ситуации обусловливает новизну и актуальность исследования.

В связи с открытием и освоением крупных месторождений полезных ископаемых роль региона в современных мирополитических процессах возросла. Также с конца XX - начала XXI в. Арктика находится в фокусе повышенного внимания международных акторов благодаря своему геополитическому значению. Все это делает ее приоритетом и для России.

Активизация хозяйственной деятельности РФ в Арктике, а также реализация таких проектов, как Северный морской путь, становится причиной нарастания напряженности в регионе. США и другие страны НАТО, чьи геополитические интересы оказываются затронуты, не только усиливают антироссийскую риторику, но и наращивают свое военное присутствие. В свою очередь, это воспринимается российской стороной как стратегическая угроза и приводит к зеркальным мерам, включающим в себя развертывание объектов военной инфраструктуры и увеличение числа военных учений. Однако, несмотря на рост напряженности в Арктике, Россия последовательно демонстрирует готовность к открытому диалогу и сотрудничеству с западными партнерами.

Ключевые слова: Арктика, энергетические ресурсы, Северный морской путь, милитаризация, национальная безопасность, Россия, НАТО

Для цитирования: Анисимов П.А. Вызовы национальной безопасности РФ в Арктическом регионе // Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения». 2020. № 4. С. 74-83. Б01: 10.28995/2073-6339-2020-4-74-83

© AHHCHMOB n.A., 2020 "Political Science. History. International Relations" Series, 2020, no. 4 • ISSN 2073-6339

National Security Challenges of the Russian Federation in the Arctic Region

Pavel A. Anisimov Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, anisimov.p@rggu.ru

Abstract. The article examines the main challenges to the national security of the Russian Federation in the Arctic region. In particular, the author analyzes the reasons for the behavioral patterns of Russia and the NATO countries in relation to the Arctic through the prism of a realistic paradigm in the theory of international relations. It is the comprehensive approach to the consideration of the Arctic situation that determines the novelty and relevance of the study.

In connection with the discovery and development of large mineral deposits, the role of the Arctic region in modern world political processes has increased. Also, since the late 20th - early 21st century, the Arctic has been in the focus of increased attention of international actors due to its geopolitical importance. All this makes it a priority for Russia.

The intensification of the economic activity of the Russian Federation in the Arctic, as well as the implementation of such projects as the Northern Sea Route, has become the cause of the growing tensions in the region. The United States and other NATO countries, whose geopolitical interests are affected, are not only strengthening their anti-Russian rhetoric, but also increasing their military presence. In turn, this is perceived by the Russian side as a strategic threat and leads to mirror measures, including the deployment of a military infrastructure and an increase in the number of military exercises. However, despite growing tensions in the Arctic, Russia has consistently demonstrated its readiness for open dialogue and cooperation with its Western partners.

Keywords: Arctic, energy resources, Northern Sea Route, militarization, national security, Russia, NATO

For citation: Anisimov, P.A. (2020), "National Security Challenges of the Russian Federation in the Arctic Region", RSUH/RGGU Bulletin. "Political Science. History. International Relations" Series, no. 4, pp. 74-83, DOI: 10.28995/2073-6339-2020-4-74-83

Введение

В настоящее время роль Арктики в мировой политике существенно возрастает, что обусловлено такими процессами, как изменение климата и развитие технологий в области добычи углеводородов, позволяющими более активно эксплуатировать ресурсы и развивать транспортную деятельность. Арктику принято считать

стабильным регионом, где существуют возможности сотрудничества и соблюдения норм международного права. Однако из-за сталкивающихся экономических и политических интересов России и других арктических стран наблюдается усиление напряженности, которое угрожает региональной стабильности.

В статье изучаются национальные интересы, основы политики, а также вызовы национальной безопасности России в Арктике. Арктическая тематика популярна в академическом дискурсе российских и западных исследователей, в частности, работы посвящены роли Арктики в повестке международных отношений [Конышев, Сергунин 2011], а также проблематике безопасности и сотрудничества в регионе [Загорский 2016]1.

Арктическая политика России: прошлое и настоящее

Российская Федерация является самым крупным арктическим государством. Основы современной политики России в Арктике были заложены еще во времена СССР. Улучшение советско-американских отношений позволило М.С. Горбачеву в октябре 1987 г. выдвинуть «мурманские инициативы», послужившие прологом сотрудничества в Баренцевом/Евроарктическом регионе. В частности, предполагалось создать в Северной Европе безъядерную зону, ограничить военно-морскую активность в прилегающих морях и т. д.2

В 1997 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г., после чего внешняя политика страны на арктическом направлении активизировалась. В 2001 г. Президентом РФ была утверждена Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 г., в которой Арктика была выделена в отдельное региональное направление, что было обусловлено

Melino M., Conley H.A. The Ice Curtain: Russia's Arctic Military Presence [Электронный ресурс] // CCIS. URL: https://www.csis.org/features/ ice-curtain-russias-arctic-military-presence (дата обращения 23 сент. 2020); Klimenko E. The Geopolitics of a Changing Arctic [Электронный ресурс] // SIPRI Background Paper, December 2019. URL: https://www.sipri.org/ sites/default/files/2019-12/sipribp1912_geopolitics_in_the_arctic.pdf (дата обращения 23 сент. 2020).

2 Фокин Ю.Е., Смирнов А.И. Киркенесская декларация о сотрудничестве в Баренцевом/Евроарктическом регионе: взгляд из России 20 лет спустя. М., 2012 [Электронный ресурс]. URL: https://mgimo.ru/upload/iblock/e4e/ e4ee3b47adb64169c5912a294a394cac.pdf (дата обращения 23 сент. 2020 г.).

важностью обеспечения свободного выхода сил Военно-морского флота России в Атлантический океан, а также богатствами исключительной экономической зоны и континентального шельфа. В документе также были обозначены долгосрочные задачи на Арктическом направлении, среди которых можно выделить защиту национальных интересов России в регионе, а также его освоение и исследование с ориентацией на развитие экспортных отраслей3.

В 2006 г. была представлена Концепция устойчивого развития Арктической зоны РФ, в которой она впервые выделялась в особый объект государственного регулирования.

В 2007 г. была организована российская научно-исследовательская экспедиция «Арктика-2007», в ходе которой учеными впервые было достигнуто дно Северного Ледовитого океана в точке географического Северного полюса, где был установлен Государственный флаг Российской Федерации. В сентябре 2008 г. на Земле Франца-Иосифа состоялось выездное совещание Совета безопасности РФ, на котором были приняты «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу». Установка флага России и проведение совещания Совета безопасности на арктической территории вызвали обеспокоенность западных стран. Так, например, по мнению премьер-министра Канады Стивена Харпера, эти события послужили подтверждением необходимости отстаивать свой суверенитет в Арктическом регионе4.

В марте 2020 г. Владимир Путин подписал Указ «Об Основах государственной политики России в Арктике на период до 2035 года»5. В документе четко сформулированы национальные интересы в регионе и угрозы национальной безопасности. Приоритетами российской политики в Арктике является сохранение мира и взаимовыгодного сотрудничества в регионе, развитие и рацио-

3Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/1800 (дата обращения 23 сент. 2020).

4Лед и пламя: Канадский премьер проинспектирует Арктику [Электронный ресурс] // Российская газета. 2007. 9 авг. URL: https://rg.ru/ 2007/08/09/arktika-kanada.html (дата обращения 23 сент. 2020).

5Указ Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г. № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pubhcation.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202003050019?index= 1 &rangeSize= 1 (дата обращения 23 сент. 2020).

нальное использование его ресурсной базы в целях экономического роста страны, развитие Северного морского пути и др.

В настоящее время энергоресурсы играют определяющую роль в формировании экономического потенциала большинства стран. Ввиду истощения материковых месторождений нефтегазовых ресурсов актуальным становится развитие мест добычи в Арктике, обладающих богатым минерально-сырьевым потенциалом. С этой точки зрения регион имеет важное геополитическое значение для России и рассматривается как стратегическая ресурсная база, которая может обеспечить решение задач социально-экономического развития государства. Несмотря на постепенное увеличение доли возобновляемых источников энергии в энергоснабжении, нефтегазовые ресурсы продолжают иметь большое значение для России, так как поступления от добычи и экспорта углеводородов составляют не менее 42% доходов бюджета страны [Бортников 2015, с. 431]. В то же время, по разным оценкам, России принадлежит примерно 41% всех нефтегазовых ресурсов Арктики6.

Также на долю Арктики приходятся большие запасы минералов, редких металлов, руд и другого сырья, имеющие стратегическое значение для России. Важность наличия залежей металлов определяется не только вкладом в национальный бюджет, но и ролью в обеспечении ВПК.

Северный морской путь

как фактор арктической политики России

Помимо развития ресурсной базы в Арктической зоне, интерес для России представляет Северный морской путь протяженностью около 3500 миль (5600 км), который простирается от Берингова пролива на востоке до Карских ворот на западе. В условиях продолжающегося таяния полярных льдов появляются перспективы для расширения навигации и открытия новых судоходных маршрутов через арктические воды. Ожидается, что это увеличит возможности для развития морской добычи нефти и газа, морского судоходства и туризма и, следовательно, темпы экономического роста. Транспортировка грузов через Северный морской путь, самый короткий маршрут между европейской частью России и Дальним Востоком, предоставляет значительную экономию топлива и времени.

6Запасы нефти российской арктической зоны оцениваются в 7,3 млрд тонн [Электронный ресурс] // ТАСС. 2019. 13 нояб. URL: https://tass.ru/ ekonomika/7109643 (дата обращения 23 сент. 2020).

Развитие Северного морского пути играет важную роль для развития региона и осуществления транспортных перевозок между Азией и Европой, что находит подтверждение и в Концепции внешней политики РФ 2016 г.

Северный морской путь в перспективе может стать трансконтинентальным евроазиатским морским коридором. В этой связи на проходившем в Пекине в апреле 2019 г. форуме «Один пояс - один путь» В. Путин высказался о возможности соединения Северного морского пути и китайского Морского шелкового пути, что позволит создать новый конкурентный маршрут, посредством которого получится связать Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Европой7.

Интерес России к Северному морскому пути определяется экономической выгодой. При дальнейшем развитии он станет более привлекательной альтернативой текущему трафику между портами Европы, Дальнего Востока и Северной Америки, в первую очередь через Суэцкий канал. Так, выступая на Арктическом форуме в Санкт-Петербурге в апреле 2019 г., В. Путин подчеркнул намерение России наращивать перевозки по Северному морскому пути8. Объем грузов, перевозимых по Северному морскому пути, в 2019 г. вырастет по сравнению с предыдущим годом с 20 млн тонн до 29-30 млн тонн9.

Стоит отметить, что Россия рассматривает Северный морской путь в качестве национальной транспортной коммуникации. Несмотря на это, военные корабли НАТО, и в частности США, периодически пытаются дестабилизировать ситуацию, устраивая разного рода провокации, так как руководство стран альянса считает, что маршрут должен быть открыт для свободной навигации. Так, например, 7 сентября 2020 г. в акваторию Баренцева моря вошли боевые корабли стран НАТО во главе с эсминцем США. В связи с этим за последнее время Россия внесла несколько важных изменений, связанных с использованием маршрута. В том числе к ним относятся новые правила плавания в акватории Северного морского

7Путин заявил о возможности стыковки Севморпути с Морским шелковым путем [Электронный ресурс] // РИА Новости. 2019. 27 апр. URL: https://ria.ru/20190427/1553104423.html (дата обращения 23 сент. 2020).

8Россия будет наращивать перевозки по Северному морскому пути, заявил Путин [Электронный ресурс] // РИА Новости. 9 апр. URL: https:// ria.ru/20190409/1552515199.html (дата обращения 23 сент. 2020).

9Грузопоток Севморпути в 2019 году вырастет до 29-30 миллионов тонн [Электронный ресурс] // РИА Новости. 2019. 10 апр. URL: https:// ria.ru/20190410/1552552493.html (дата обращения 23 сент. 2020).

пути, утвержденные постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2020 г., согласно которым устанавливается разрешительный порядок плавания судов10. В связи с этим все иностранные суда и военные корабли обязаны уведомлять Москву о своих планах.

Нарастание напряженности в Арктике

Наращивание хозяйственной деятельности России в Арктике, а также активная реализация проектов в регионе затрагивает геополитические интересы США и НАТО. После периода адаптации России в новых международных реалиях в 1990-х гг. и упрочения своих позиций в системе международных отношений в начале 2000-х гг. Россия пытается вернуть свои позиции в Арктике, что вызывает недовольство западных стран. В целях сдерживания России и недопущения реализации ее проектов по освоению арктической территории страны НАТО наращивают антироссийскую риторику, военные учения и разведывательную деятельность в Арктике, что является одним из основных вызовов для России в сфере обеспечения национальной безопасности и приводит к возрастанию конфликтного потенциала в регионе. Так, командующий Северным флотом Александр Моисеев сообщил 27 декабря 2019 г. на селекторном совещании в Министерстве обороны РФ, что НАТО увеличила как количество, так и масштабность мероприятий оперативной и боевой подготовки. В целом количество подобных мероприятий НАТО возросло на 17%, а деятельность по разведке - на 15%11. В качестве одного из примеров военной активности Североатлантического альянса можно привести широкомасштабные военные учения «Единый трезубец 2018» ("Trident Juncture 2018"), прошедшие с 25 октября по 23 ноября 2018 г. в Норвегии. В учениях, которые стали самыми крупными со времен окончания холодной войны, были задействованы 65 кораблей, 250 самолетов и около 50 тыс. военнослужащих. Цель заключалась

10 Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сент. 2020 г. № 1487 «Об утверждении Правил плавания в акватории Северного морского пути» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202009220024?index=0&rangeSize=1 (дата обращения 23 сент. 2020).

11 НАТО проводит в Арктике все больше учений - Северный флот [Электронный ресурс] // Regnum. 2019. 27 дек. URL: https://regnum.ru/ news/polit/2819906.html (дата обращения 23 сент. 2020).

в подготовке Сил быстрого реагирования НАТО и проверке обороноспособности альянса.

Помимо наращивания военных учений, происходит увеличение численности сил НАТО в Арктике. Так, например, на фоне конфликта вокруг Украины и усиления российской военной активности в Арктике власти Норвегии обратились к США в 2017 г. с просьбой усилить свое присутствие в их стране. Россия, в свою очередь, выражает озабоченность реализацией планов НАТО по наращиванию возможностей национальных вооруженных сил для действий в Арктическом регионе.

Ответ России на вызовы безопасности

Россия реагирует на меняющуюся обстановку в Арктике и возникающие вызовы национальным интересам и безопасности в регионе, намереваясь более надежно прикрыть северное стратегическое направление. С 2012 г. Министерство обороны РФ построило в регионе 475 объектов военной инфраструктуры общей площадью более 710 тыс. кв. метров, где сегодня размещены военнослужащие, техника и вооружение12.

Военный потенциал России распределен между восточной и западной половинами ее арктической территории. В восточной части российской Арктики международные суда следуют из Азиатско-Тихоокеанского региона через узкий Берингов пролив, чтобы войти в Северный морской путь. В этом районе Россия построила радиолокационные станции, такие как «Сопка-2» на острове Врангеля и мысе Шмидта, для повышения осведомленности. Системы в восточной части Арктики создают купол, защищая обширную арктическую береговую линию России и улучшая ее общую способность обнаруживать и отслеживать суда и самолеты.

Военное присутствие России трансформируется по мере продвижения в центральный арктический регион, где было размещено более сложное оборудование для защиты воздушных и морских владений. Например, остров Котельный и архипелаг Новая Земля оснащены такими системами ПВО, как Бастион-П и Панцирь-С1. Эти системы создают сложную многоуровневую систему защиты побережья.

12 Арктика 2008-2020: итоги 12-летней стратегии развития [Электронный ресурс] // Ритм Евразии. 2020. 17 янв. URL: https://www.ritmeurasia. org/news--2020-01-17--arktika-2008-2020-itogi-12-letnej-strategü-razviti-ja-46994 (дата обращения 23 сент. 2020).

В ответ на действия западных стран Россия также нарастила количество мероприятий по боевой подготовке. За 2019 г. Северный флот провел 590 учений и свыше 900 тренировок. Кроме того, в июне 2020 г. В. Путин подписал указ, согласно которому с 1 января следующего года Северный флот станет отдельной военно-административной единицей - пятым военным округом (наравне с Западным, Южным, Центральным и Восточным).

Несмотря на нарастающую напряженность в регионе, международное сотрудничество и взаимный учет интересов должны лежать в основе политики, проводимой странами в Арктике. По мнению В. Путина, Арктика должна стать пространством для открытого диалога, базирующегося на всеобщей безопасности13. Россия активно и последовательно стремится к сотрудничеству с Западом в Арктике. Так, например, в России с 2010 г. проводится Международный арктический форум «Арктика - территория диалога», который является крупнейшей площадкой для совместного обсуждения с зарубежными партнерами актуальных проблем и перспектив развития региона. По распоряжению Правительства РФ от 24 сентября 2016 г. форум проходит раз в два года в Архангельске.

Заключение

Возросшая роль Арктики в современных мирополитических процессах главным образом обусловлена экономическими и политическими интересами арктических стран. Для России, являющейся самым крупным арктическим государством, регион имеет стратегическое значение. В качестве приоритетов своей политики в Арктике Россия ставит сохранение мира и взаимовыгодного сотрудничества, расширение ресурсной базы и ее рациональное использование в целях экономического роста страны, развитие Северного морского пути и др.

Попытки России вернуть занимаемые позиции в Арктике вызывают недовольство западных стран, что приводит к наращиванию антироссийской риторики и военной активности в регионе. Россия не оставляет без ответа недружественные шаги западных стран, предпринимая меры по укреплению северных рубежей. В ответ на действия западных стран Россия увеличила воинский контингент и количество мероприятий по боевой подготовке.

13 Путин призвал отказаться от геополитических игр в Арктике [Электронный ресурс] // Лента.ру. 2016. 30 авг. URL: https://lenta.ru/ news/2016/08/30/nikakikh_igr (дата обращения 23 сент. 2020).

Однако, несмотря на нарастающую напряженность, Россия последовательно стремится к сотрудничеству с Западом в регионе. Арктическим странам необходимо преодолевать трудности, препятствующие сотрудничеству на взаимовыгодной и конструктивной основе, и прилагать совместные усилия по сохранению региона в качестве зоны стабильности и международного сотрудничества.

Литература

Бортников 2015 - Бортников Н.С. Стратегические минеральные ресурсы Российской Арктики // Вестник Российской академии наук. 2015. Т. 85. № 5-6. С. 431-437.

Загорский 2016 - Загорский А.В. Нестратегические вопросы безопасности и сотрудничества в Арктике. М.: ИМЭМО РАН, 2016. 104 с.

Конышев, Сергунин 2011 - Конышев В.Н., Сергунин А.А. Арктика в международной политике: сотрудничество или соперничество? М.: РИСИ, 2011. 194 с.

References

Bortnikov, N.S. (2015), "Strategic Mineral Resources of the Russian Arctic", Vestnik

Rossiiskoi Akademii Nauk, 2015, vol. 85, no. 5-6, pp. 431-437. Konyshev, V.N. and Sergunin, A.A. (2011), Arktika v mezhdunarodnoi politike: sotrud-nichestvo ili sopernichestvo? [The Arctic in International Politics: Cooperation or Rivalry?], RISS, Moscow, Russia. Zagorskii, A.V. (2016), Nestrategicheskie voprosy bezopasnosti i sotrudnichestva v Arktike [Non-strategic issues of security and cooperation in the Arctic], IMEMO RAS, Moscow, Russia.

Информация об авторе

Павел А. Анисимов, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125993, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; anisimov.p@rggu.ru

Information about the author

Pavel A. Anisimov, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Sq., Moscow, Russia, 125993; anisimov.p@rggu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.