Научная статья на тему 'ВЫЗОВЫ И РИСКИ СЦЕНАРНОГО ПРОГНОЗА НА 2019–2024 гг.'

ВЫЗОВЫ И РИСКИ СЦЕНАРНОГО ПРОГНОЗА НА 2019–2024 гг. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
179
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сценарный прогноз на 2019–2024 гг. / базовый сценарий / консервативный сценарий / scenario forecast for 2019–2024 / baseline scenario / conservative scenario

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексей Ведев, Сергей Дробышевский, Мария Казакова

Прогноз Минэкономразвития России на 2019–2024 гг. можно рассматривать как достаточно сдержанный и реалистичный – на 2019–2020 гг. и как целевой, рассчитанный на достижение национальных целей развития на 2021–2024 гг. В прогнозе можно отметить ряд спорных положений, которые могут препятствовать выходу на желаемую траекторию роста экономики России: отсутствие механизмов запуска инвестиционной активности частного сектора, рост внутренних издержек производства, возможное усиление курсовых и инфляционных рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Challenges and Risks of the Forecast for 2019–2024

Forecast the Russian Ministry on 2019–2024, can be regarded as sufficiently discreet and realistic2019–2020 timeframe and as the target, designed to achieve national development goals for 2021– 2024. In the forecast, you can highlight a number of contentious provisions that might interfere with exit to the desired trajectory of growth of the Russian economy: the lack of mechanisms to launch private sector investment, growth in domestic production costs, possible reinforcement of coursework and inflationary risks.

Текст научной работы на тему «ВЫЗОВЫ И РИСКИ СЦЕНАРНОГО ПРОГНОЗА НА 2019–2024 гг.»

Макроэкономика

ВЫЗОВЫ И РИСКИ СЦЕНАРНОГО ПРОГНОЗА НА 2019-2024 гг.*

Алексей ВЕДЕВ

Заведующий лабораторией структурных исследований РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; ведущий научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, д-р экон. наук. Е-таН; vedev@iep.ru Сергей ДРОБЫШЕВСКИЙ

Директор по научной работе Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, д-р экон. наук, РЬ.Р, доцент. Е-таП; dsm@iep.ru Мария КАЗАКОВА

Заместитель заведующего международной лабораторией изучения бюджетной устойчивости Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; заведующий лабораторией исследований проблем экономического роста РАНХиГС, канд. экон. наук. Е-таН; kazakova@iep.ru

Прогноз Минэкономразвития России на 2019—2024 гг. можно рассматривать как достаточно сдержанный и реалистичный — на 2019—2020 гг. и как целевой, рассчитанный на достижение национальных целей развития на 2021—2024 гг. В прогнозе можно отметить ряд спорных положений, которые могут препятствовать выходу на желаемую траекторию роста экономики России: отсутствие механизмов запуска инвестиционной активности частного сектора, рост внутренних издержек производства, возможное усиление курсовых и инфляционных рисков.

Ключевые слова; сценарный прогноз на 2019—2024 гг., базовый сценарий, консервативный сценарий.

Представленный Минэкономразвития России в пакете документов к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» прогноз социально-экономического развития РФ предполагает достижение целей и задач, установленных Указом Президента РФ от 7 мая

2018 г. № 204. Прогноз представлен в двух вариантах: базовом, в котором достигаются заявленные в Указе цели, и консервативном.

В соответствии с базовым сценарием Минэкономразвития ожидает, что по итогам

2019 г. темп прироста российской экономики составит 1,3% относительно предыдущего года. Замедление экономического роста будет носить временный характер. В результате реализации предложенного правительством РФ пакета структурных реформ (включающего национальные проекты в рамках основных

направлений социально-экономического развития России, меры по повышению инвестиционной активности и пенсионную реформу) темпы роста ВВП в дальнейшем должны выйти на более высокую траекторию. Это обеспечит условия, необходимые для решения основных задач, поставленных в майском указе. Так, к 2020 г. ВВП России должен вырасти на 2% к предыдущему году, а начиная с 2021 г. он будет расти темпами, превышающими 3%, к 2024 г. достигнув 3,3%.

Консервативный сценарий предполагает развитие в условиях значительного замедления роста мировой экономики ввиду «жесткой посадки» Китая и, как следствие, падения спроса на энергоносители и другие виды сырья и, соответственно, снижения мировых цен на них1. Как подчеркивается в прогнозе, текущая макроэкономическая политика характе-

* — Статья из Мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 18 (79) (октябрь 2018 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

1 Так, например, к 2024 г. прогнозируется снижение нефтяных цен до 45,9 долл./барр. против 53,5 долл./барр. в базовом сценарии.

ризуется довольно слабой зависимостью внутренних параметров экономики от волатиль-ности нефтяных цен. Однако, в случае реализации консервативного сценария, отрицательный эффект для экономики России будет вызван низким внешним спросом на отечественные экспортные товары.

Таким образом, базовый вариант представляет собой комбинацию достаточно реалистичного прогноза развития в 2019 и 2020 гг. и целевого, сформулированного с учетом достижения к 2024 г. национальных целей, варианта динамики основных социально-экономических показателей. В нынешних геополитических условиях, когда высока неопределенность относительно развития санкционного режима и ситуации на мировом рынке углеводородов, принятие в качестве базового сценария, характеризуемого консервативным прогнозом цен на нефть и скромными темпами роста экономики России, представляется абсолютно оправданным. Вместе с тем, на наш взгляд, существуют серьезные риски того, что в период до 2024 г. целевые параметры прогноза не смогут быть достигнуты.

Перспектива новых санкций со стороны США, широко обсуждаемые ответные меры со стороны России означают лишь еще большее

закрытие отечественной экономики от развитого мира. Это не только не будет благоприятствовать повышению совокупной факторной производительности и устойчивости роста национальной экономики, но и приведет к еще большей примитивизации ее структуры и исчезновению перспектив диверсификации производства и экспорта как одного из важнейших оснований для экономического роста.

Предложенная в базовом прогнозе логика выхода на целевые значения предполагает концентрацию усилий государства с 2019 г. на ряде национальных проектов, после чего, по мере их реализации, повысится активность частного бизнеса, обеспечивая прирост инвестиций в основной капитала на 6,5-8% в год. Расширение внутреннего рынка (исходя из прогнозируемой динамики доходов населения и розничного товарооборота) предполагается не более чем на 2,5% в год, внешнего рынка (исходя из соотношения прироста экспорта и объемов выпуска продукции в стране) - не более чем на 2%. Однако механизмы, благодаря которым частный бизнес может быть стимулирован к инвестиционной и деловой активности, не прописаны.

Среди наблюдаемых ныне негативных факторов, сдерживающих деловую активность

Рис. 1. Темпы роста производительности труда и реальной заработной платы, в % к предыдущему году

90

-Темп роста ВВП

Источник: Росстат.

Годы

- Темп роста реальной зарплаты

---Динамика производительности труда

ВЫЗОВЫ И РИСКИ СЦЕНАРНОГО ПРОГНОЗА НА 2019-2024 гг.

частного сектора в стране, - рост издержек производства. Реализация мер по повышению уровня инвестиционной активности за счет улучшения инвестиционного климата в стране, роста долгосрочной предсказуемости экономического развития, усиления конкуренции и эффективности компаний с государственным участием, раскрытия новых источников финансирования инвестиционной деятельности должна сформировать новый каркас модели развития экономики РФ на шестилетний период. Между тем вплоть до 2021 г. в отечественной экономике будут увеличиваться издержки: темпы роста реальной заработной платы будут значительно превышать темпы роста производительности труда. (См. рис. 1.) Вызывает большие сомнения возможность позитивного разворота данного тренда без резкого снижения реальных заработных плат.

Представляется, что положение о существенном ускорении роста производительности труда и соответствующем ему росте заработной платы в частном секторе в 2021-2024 гг. требует конкретизации.

Последовательно накапливаются риски в секторе банковских кредитов населению. По состоянию на середину 2018 г. задолженность физических лиц перед банками достигла 13,7

трлн. руб., а ее прирост в годовом выражении составил 19%, существенно превысив рост номинальных доходов населения. Но наибольшую тревогу вызывает тренд постоянного превышения темпами роста банковских кредитов темпов роста номинальных доходов населения. (См. рис. 2.) Это означает, что доля затрат на обслуживание и погашение кредитов в структуре расходов населения будет увеличиваться.

Ситуация с расходами на обслуживание и погашение долга населением практически возвращается к периоду 2013-2014 гг., что повышает вероятность кризиса «плохих» розничных долгов в банковском секторе.

В прогнозе не учтена асимметричность реакции обменного курса рубля на положительные и отрицательные шоки цен на нефть. Согласно внешним условиям прогноза цены на нефть в 2019-2024 гг. постепенно будут снижаться с нынешних 75-80 до 53,5 долл./барр., при этом среднегодовой курс рубля останется на текущем уровне (не ниже 66,5 руб./ долл.) до 2023 г. и только в 2024 г. опустится до 68 руб./долл. (уровня, которого рубль достигал в 2018 г. при ценах на нефть выше 70 долл./барр. из-за ожиданий санкционных рисков). По нашему мнению, при предполагаемом снижении цен на нефть на 25% от ны-

Рис. 2. Темпы прироста объема банковских кредитов и номинальных денежных доходов населения, в % к предыдущему году

100 80 60 40 20

-20

Годы

-Кредиты населению -Доходы населения

Источник: Банк России, Росстат.

4t Ч) г* со

О О О О о

нешнего уровня, продолжении действия бюджетного правила, предполагающего покупку валюты на внутреннем рынке в ФНБ, и сохранении внешних санкций риск более быстрого падения курса рубля, выхода его на уровень 80-90 руб./долл. при цене нефти 50-55 долл./ барр. - очень высок.

Что касается инфляционных факторов, то в прогнозе отмечаются лишь краткосрочные -повышение НДС на 2 п.п. в 2019 г. и отсутствие заметной сезонной дефляции цен на продукцию сельского хозяйства в 2018-2019 гг. В то же время, по нашему мнению, наиболее серьезными проинфляционными факторами на всем рассматриваемом периоде остаются сохранение высоких инфляционных ожиданий экономических агентов и перенос курса в цены. В России инфляционные ожидания часто коррелируют с динамикой обменного курса. Поэтому описанное выше его возможное снижение до 80-90 руб./долл. и риск еще большей девальвации (поскольку предполагается устойчивый негативный тренд цен на нефть) будут препятствовать «заякориванию» инфляционных ожиданий на уровне ближе к 4-5%. Также вероятно усиление эффекта переноса курса в цены, несмотря на существующие ограничения внутреннего спроса.

Наличие факторов, которые будут оказывать повышательное давление на инфляцию в 2019-2024 гг., имеет важное значение для оценки политики ЦБ РФ и прогноза уровня процентных ставок. По нашему мнению, вследствие рисков ускорения инфляции ЦБ РФ не сможет отказаться от умеренно жесткой и перейти к нейтральной денежно-кредитной политике до 2024 г. Таким образом, ключевая

ставка Банка России по-прежнему будет на 34 п.п. превышать уровень инфляции, препятствуя снижению ставок по кредитам нефинансовому сектору. Это служит еще одним обстоятельством, препятствующим усилению инвестиционной активности компаний.

Необходимо отметить, что второй сценарий, представленный в прогнозе, - консервативный - содержательно мало отличается от базового. Основным его отличием является предположение о «жесткой посадке» экономики Китая и замедлении темпов роста мировой экономики, снижении спроса и цен на нефть на мировом рынке. Однако цены на нефть остаются относительно высокими (выше 40 долл./барр.), а причины выбора данного сценария по сравнению с альтернативными (например, новым глобальным финансовым кризисом вследствие падения цен финансовых активов или проблемами с долгом в США) не объясняются.

Мы полагаем,что требуют анализа альтернативные сценарии, связанные с ужесточением внешнего санкционного режима либо с глубоким падением цен на нефть - ниже 40 долл./барр. Именно в этом случае потребуется изменение основных параметров бюджетной политики: использование средств Фонда национального благосостояния для финансирования дефицита бюджета, сокращение объемов размещения государственного долга (иначе стоимость заимствования будет высока), продолжение политики бюджетной консолидации для сохранения контроля над дефицитом бюджета и перенос на будущее расходов, направленных на достижение национальных целей развития. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.