Научная статья на тему 'ВЫЗОВЫ И РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ «УМНОЙ СИЛЫ» И ИНСТРУМЕНТЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ'

ВЫЗОВЫ И РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ «УМНОЙ СИЛЫ» И ИНСТРУМЕНТЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникация / манипуляция / информационное воздействие / цифровое государство / соотечественники / релоканты / communication / manipulation / information influence / digital state / relocation

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сакулин Сергей Вячеславович

Альтернативные методы управления, такие как «умная сила» или потенциал цифровых технологий, используются Российской Федерацией не в полной мере. Множество направлений этой работы, такие как, например, взаимодействие с соотечественниками, проживающими за рубежом, остаются неохваченными. Цель исследования – проанализировать современное состояние работы государства с российскими соотечественниками, проживающими за рубежом через призму «умной силы». По результатам анализа выявлены слабые позиции работы российских государственных органов с соотечественниками, проживающими за рубежом, предложены пути решения проблемы с применением имеющихся цифровых возможностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Сакулин Сергей Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHALLENGES AND RISKS OF IMPLEMENTING THE RUSSIAN «SMART POWER» AND TOOLS FOR OVERCOMING THEM

Alternative management methods, such as smart power or the potential of digital technologies, are not fully used by the Russian Federation. Many areas of this work, such as, for example, interaction with compatriots living abroad, remain uncovered. The purpose of the study is to analyze the current state of the state’s work with Russian compatriots living abroad through the prism of smart power. Based on the results of the analysis, weak positions in the work of Russian government bodies with compatriots living abroad were identified, and ways to solve the problem using existing digital capabilities were proposed.

Текст научной работы на тему «ВЫЗОВЫ И РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ «УМНОЙ СИЛЫ» И ИНСТРУМЕНТЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ»

ПОЛИТОЛОГИЯ

Сергей САКУЛИН

ВЫЗОВЫ И РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ «УМНОЙ СИЛЫ» И ИНСТРУМЕНТЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Аннотация

Альтернативные методы управления, такие как «умная сила» или потенциал цифровых технологий, используются Российской Федерацией не в полной мере. Множество направлений этой работы, такие как, например, взаимодействие с соотечественниками, проживающими за рубежом, остаются неохваченными. Цель исследования - проанализировать современное состояние работы государства с российскими соотечественниками, проживающими за рубежом через призму «умной силы». По результатам анализа выявлены слабые позиции работы российских государственных органов с соотечественниками, проживающими за рубежом, предложены пути решения проблемы с применением имеющихся цифровых возможностей.

Введение

Развитие современного общества постоянно требует от государства совершенствования модели управления. Такая динамика вызвана увеличением скорости жизни, на что прямым образом влияют научные открытия и новые цифровые

технологии. Научная политическая мысль также стремится к систематическому совершенствованию.

Сегодня Россия сталкивается с оттоком высококвалифицированного персонала, что актуализирует поиск альтернативных методов ра-

САКУЛИН Сергей Вячеславович - научный сотрудник Института стран СНГ, Россия, Москва, email: sakulin.18@mail.ru, SPIN-код: 1408-1996, ORCID: 0000-0003-1798-7043.

Ключевые слова: коммуникация, манипуляция, информационное воздействие, цифровое государство, соотечественники, релоканты.

DOI: 10.48137/23116412_2024_3_63

боты с российскими соотечественниками, проживающими за рубежом, и, в частности, с релокантами. В настоящее время государственная политика России по этой линии не отвечает современным вызовам и не использует свой потенциал в полной мере. Для удержания и укрепления связи со своими гражданами за рубежом Россия традиционно опирается на два инструмента мягкой силы: продвижение русского языка и сохранение памяти об общей победе в Великой Отечественной войне. По этой причине целью настоящего исследования стал анализ современного состояния работы государства с российскими соотечественниками, проживающими за рубежом, через призму «умной силы».

В последние годы классическая концепция мягкой силы трансформировалась Дж. Наем (автором термина) в умную силу, состоящую из трех уровней:

1) жесткая сила;

2) финансово-экономическое влияние;

3) мягкая сила (корпорации, неправительственные организации и медиа)1.

Член Шанхайской академии наук Юй Синьтянь в данном контексте уделяет внимание культурному аспекту, а мягкая сила, согласно исследователю, - это влияние национальной культуры на международные отношения [1]. Ученый убеждена, что чем «моднее» идеология, тем больше у нее шансов на реализацию [2]. Эти принципы имеют все основания стать определяющими и для российской действительности.

Российские соотечественники -это один из инструментов «умной силы» России. Но, чтобы добиться поставленных целей, необходимо выстроить эффективную политику мягкой силы в отношении самих соотечественников.

Российская «умная сила»: современное состояние и проблемы

Применяемые в настоящее время технологии умной силы в отношении российских соотечественников, проживающих за рубежом, обладают посредственным характером и не отвечают реальным запросам этой категории граждан: они в целом носят топорный характер [3]. Сейчас происходит по-

всеместный уход постсоветских республик из российского культурного влияния. Российское присутствие постепенно заменяется на китайское, турецкое, европейское и арабское [4; 5].

Точное число российских соотечественников, которые проживают за границей на сегодняшний день

1 Умная сила // https://www.forbes.ru/forbes/issue/2014-12/273319-umnaya-sila (дата обращения: 12.07.2024).

неизвестно, по оценкам МИД России - это 25-30 млн человек2 (из них за 2022 г. выехало 0,5-1 млн человек3). Российские диаспоры в настоящее время ассимилированы по всему миру, наиболее популярные направления: США, страны Евросоюза, Сербия, Черногория, Израиль, Турция, СНГ (Армения, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Молдова), Грузия [6].

Динамика последних лет показывает повышенный интерес России к странам ближнего зарубежья4. В том числе 31 марта 2023 г. была утверждена новая Концепция внешней политики Российской Федерации, где региону СНГ отводится место ключевого партнера [7]. Такие шаги со стороны России прогнозируемы: трудности в диалоге с Европой и США вынуждают быстрее перейти от глобальных процессов к региональным. На этом фоне официальная Москва переориентирует свою дипломатию на СНГ, Китай, Индию, Турцию, Ближний Восток, страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки, Латинской Америки и Карибского

бассейна. Эти шаги заставляют обратить внимание на работу консульских и посольских учреждений, в особенности в странах СНГ. Анализ работы государства со своими соотечественниками нельзя рассматривать в отрыве от работы российских учреждений, подведомственных или аффилированных с МИД России.

На протяжении последних 30 лет существует проблема кадрового наполнения консульских учреждений в странах СНГ5.

Во-первых, по неофициальным оценкам дипломатов, работа в этом регионе не относится к престижным: зачастую формируется по остаточному принципу. Такой подход напрямую влияет на эффективность работы консульских учреждений. Подтверждает это и множество жалоб от российских соотечественников на работу подразделений внешнеполитического ведомства6.

Во-вторых, сама работа посольских учреждений устарела и строится на организации каких-либо официальных визитов и оказании

2 МИД РФ: русская община за рубежом насчитывает порядка 30 млн человек // https://tass. ru/politika/5752418 (дата обращения: 14.07.2024).

3 Russians have emigrated in huge numbers since the war in Ukraine // https://www.economist. com/graphic-detail/2023/08/23/russians-have-emigrated-in-huge-numbers-since-the-war-m-ukraine; Сколько россиян покинуло страну после 24 февраля и почему они уезжают // https:// www.kp.ru/daily/27403.3/4598843/ (дата обращения: 14.07.2024); Из России с начала года выехали 419 тыс. человек // https://www.rbc.ru/economics/05/09/2022/631649a09a79476923ac3d6c (дата обращения: 14.07.2024).

4 Экономические чудеса: как российская эмиграция влияет на соседние страны // https:// www.forbes.ru/finansy/481301-ekonomiceskie-cudesa-kak-rossijskaa-emigracia-vliaet-na-sosednie-strany (дата обращения: 14.07.2024).

5 Консулы не хотят менять Европу на СНГ // https://www.kommersant.ru/doc/187379 (дата обращения: 13.07.2024).

6 Текущий архив АНО «Институт диаспоры и интеграции» («Институт стран СНГ»).

консульских услуг. Работа с обществом, с собственными соотечественниками, консолидация работы различных агентств и институтов, действующих в странах, отсутствует. Так, например, деятельность Рос-сотрудничества, филиалов российских университетов и неправительственных организаций не имеет четкой и единой концепции работы. Чего нельзя сказать о других акторах влияния в регионе. Россия принимает шаги по интеграции территорий бывшего СССР в экономические и военно-политические союзы, но при этом не предлагает новых идей, опираясь на совместные достижения прошлых лет и прошлых поколений. С политической точки зрения наблюдается дефицит идей и смыслов по взаимодействию между Россией, странами ближнего зарубежья и соотечественниками.

Как правило, Россия опирается на популяризацию русского языка, культуры, театра и балета, искусства. Это реализации символических программ, которые не имеют общего с запросом российских соотечественников. Более того, практически всегда российское культурное присутствие ограничивается крупными центрами. Специфика регионов - где переплетены древние культуры и традиции, клановые отношения - зачастую не учитываются.

Еще один немаловажный фактор, который оказывает определяющее влияние на пересмотр отношений с Россией - это смена поколений. На сегодняшний день в работе с соотечественниками и в регионах с сильным российским присутствием уделяется повышенное внимание эмоциональной составляющей, когда граждане, народы и государства «ностальгировали» о едином прошлом. В перспективе эти связи будут разорваны эволюционным путем, когда у тех «советских соотечественников» будут создаваться новые цепочки поколений, не имеющих ничего общего с Россией. Для изменения этой ситуации со стороны России задействован ограниченный спектр возможностей.

Расширение так называемой идеи «русского мира» - это архаизм. Те усилия, которые предпринимает Россия для нивелирования информационной политики стран Европы, США, Турции и других крупных игроков, не приносят желаемого результата. Наблюдается постепенный уход стран СНГ от русского языка и культуры, что остро и болезненно воспринимается в России. В первую очередь речь идет о законодательном сокращении использования русского языка (в Киргизии7, Казахстане8,

7 В Киргизии усиливается давление на русский язык // https://www.vedomosti.ru/politics/ articles/2023/02/20/963576-v-kirgizii-usilivaetsya-davlenie-na-russkii-yazik (дата обращения: 13.07.2024).

8 Русского языка и литературы все меньше: что происходит в школах и вузах Казахстана // Экспертно-аналитическая сеть PolitRUS // https://www.politrus.com/20230829/russia-kazakhstan-14/ (дата обращения: 13.07.2024).

Украине9). Фактически использование русского языка вне зависимости от запретов оставалось во всех сферах жизни, но после 24 февраля 2022 г. (с началом специальной военной операции) ситуация начала меняться: использование русского языка экстраполируется с действиями России, а все «русское» — с национальной угрозой [8, с. 426-785].

Отдельное место в этом вопросе отводится работе по противодействию фальсификации истерических событий. Для России тема Великой Отечественной войны и общая победа народов носит первостепенное значение. Вокруг этого фактически строится рос-

сийская гуманитарная политика в странах СНГ. Эта работа ведется на всех уровнях, на всех встречах и заседаниях10.

Российская умная сила представляет из себя набор инструментов, состоящих из институтов с множеством задач, но без четких стратегических приоритетов. Принятая Концепция гуманитарной политики Российской Федерации - это система взглядов, не имеющая отношения к практической реализации. Работа некоммерческих организаций остается без внимания, понимание публичной дипломатии не раскрыто. В области гуманитарной политики есть идеи, но нет инструментов, способных их реализовать.

Оценка рисков в отношении российского присутствия и возможности умной силы в их купировании

В последние годы происходит разрыв России с российскими соотечественниками. На этом направлении она уступает другим игрокам. Сегодня Турция активно усиливает позиции во всех ключевых зонах ответственности России и ее мусульманских центрах. На данный момент идея тюркского мира не пользуется сверхпопулярностью, однако этот фактор нельзя оставлять незамеченным. Турция эффективно использует инструменты умной силы,

продвигая свои национальные интересы через турецкое кино (которое занимает второе место в мире после США по продаже сериалов), образование, открытие культурных центров и развитие гуманитарных программ [4].

Еще один игрок - Саудовская Аравия - покровитель и хранитель традиций ислама. Страна занимается реставрацией и строительством мечетей, развивает медицину и открывает школы в зонах влияния Рос-

9 О репрессиях в отношении русского языка на Украине // https://russianunesco.mid.ru/ru/ press_service/news/pritesnenie_russkogo_yazyka_na_ukraine/ (дата обращения: 13.07.2024).

10 Путин и Мирзиеев посетили мемориальный комплекс «Парк Победы» в Ташкенте // https:// iz.ru/1702907/2024-05-27/putin-i-mirzieev-posetili-memorialnyi-kompleks-park-pobedy-v-tashke nte?ysclid=lxeh94uieo550895068 (дата обращения: 13.07.2024)

сии. Этот инструмент умной силы сильно связывает эти государства и формирует благосклонное сознание к этой стороне. В краткосрочной и среднесрочной перспективе уровень инвестиций Саудовской Аравии несопоставим с российскими, однако тенденция и рост влияния Саудовской Аравии (совместно с Турцией) может оказать определяющее значение на будущие трансформации [5].

Для купирования потенциальных угроз России необходимо расширять дипломатическую работу. Под кураторством региональных отделений МИД России важно выстроить цельный и единый подход по работе с региональными элитами, обществом и российскими соотечественниками. Необходимо увеличить долю молодых сотрудников, способных быстро адаптироваться под меняющиеся реалии развития общества.

Имеющихся шагов России по сохранению русской культуры и русского языка недостаточно, во-первых, из-за нехватки ресурсов; во-вторых, ввиду тривиального подхода. Работа России носят прямой характер, который воспринимается, как навязчивый сервис. Сгладить ситуацию может изменение подхода к распространению русских паттернов. Так, например, еще не утратило свой потенциал российское телевидение, которое является наиболее доступным инструментом. Русские школы и русские университеты расположены в основном в крупных городах и затрагивают лишь узкий круг людей, игнорируя сельское население, людей среднего и пожилого возраста.

На фоне тенденций по сокращению использования русского языка в странах постсоветского кластера общественное настроение также меняется не в пользу России. Политика Кремля в этом направлении требует выработки единого плана работы всех правительственных и пророссийских инструментов. По этому направлению Россия уступает всем ключевым игрокам в регионе: и Китаю, и ЕС, и США, и Турции, и Саудовской Аравии. Например, в государствах-членах СНГ функционируют Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, Фонд «Русский мир», Координационный совет российских соотечественников, проживающих за рубежом. Деятельность этих организаций внутри региона носит формальный характер, о работе которых ничего неизвестно соотечественникам [8, с. 426-785]. Их редкие мероприятия, которые проходят с целью распространения российского культурного кода, носят закрытый характер, по типу «исключительно для своих». Эти действия обладают контрпродуктивным характером, когда в этом регионе растет доля молодых граждан, которые не опираются на старые связи: личные, семейные или ностальгические. Эти граждане находятся в поиске новой мотивации и сотрудничества, но то, что может предложить им России, их не устраивает.

России требуется пересмотр своей работы с соотечественниками, если она хочет консолидировать и использовать человеческий капитал

этой категории граждан, а значит, для них должны быть созданы не только экономические условия, но и комфортное этнопсихологическое состояние. Российским соотечественникам, которые хотят поддерживать свою связь с Россией важно чувствовать реальную поддержку со стороны государства, увидеть альтернативу их сегодняшней жизни, а не только в словах официальных лиц11. Повсеместно исправить ситуацию невозможно, тем не менее, исправлять эти проблемы возможно на территориях, входящих в зону стратегических интересов и, в частности, в государствах-участницах СНГ.

Инструменты мягкой силы на постсоветском пространстве могут состоять из следующих элементов:

- сохранение русского языка;

- продвижение и сохранение российской культуры;

- экспорт российского образования;

- расширение информационно-коммуникационных технологий;

- распространение масс-культуры;

- пропаганда общего исторического прошлого и контрпропаганда фальсификации исторических событий;

- политика в отношении соотечественников за рубежом.

Для эффективного использования всего этого потенциала важно обозначить группы целевой аудитории:

- действующая политическая элита и оппозиция в странах-участницах СНГ;

- бизнес-элита;

- интеллектуальная элита (ученые, артисты, лидеры мнений и др.);

- местное население, в том числе молодежь и (в особенности) студенты;

- российские соотечественники, проживающие за рубежом.

Направления и инструменты умной силы должны выбираться с учетом специфических интересов каждой целевой группы.

Инструменты «мягкой силы»

Русский язык

Русский язык - это основополагающий связующий элемент между государством и российскими соотечественниками. В настоящее

время русский язык вытесняется из образовательного поля, происходит закрытие российских школ12. Выросло поколение молодых лю-

11 Захарова заявила, что Россия не оставит в беде соотечественников в Прибалтике // https://tass.ru/politika/17508085 (дата обращения: 15.07.2024).

12 Комментарий Департамента информации и печати МИД России относительно закрытия русских классов в ряде школ Ашхабада // https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1442087/ (дата обращения: 15.07.2024); Реформа образования в Молдавии ударит по русским школам // https:// www.ng.ru/cis/2022-06-30/1_8475_moldova.html (дата обращения: 15.07.2024).

дей, которое не говорит и не понимает русского языка, среди них и потомки граждан России. Это естественная тенденция, которая фактически является нормой для любого государства, где проживают соотечественники.

Первой задачей, которую здесь предстоит решить - построение культурно-образовательной среды, отвечающей всем современным нормам и трендам, необходимым для привлечения внимания и популяризации российских стандартов и методов обучения на всех этапах образования. Преимуще-

ственно такие условия должны создаваться в районах российских диаспор, областных и районных центрах. На решение этой проблемы направлен проект «Русская школа за рубежом»13, но его реализация затягивается много лет, что грозит потерей актуальности.

Стоит подчеркнуть, что на сегодняшний день система российского образования даже внутри самой России требует кардинальных изменений. Ее главная проблема -несоответствие образовательных программ реальному времени и запросам экономики [9].

Культура

Еще одним элементом поступательного укрепления влияния России в регионе является культура. В условиях постпандемии, военной операции на территории Украины и санкционного давления возможности государственного финансирования различных отраслей стали ограниченными, в том числе и в области культуры. Однако задача государства должна сводится к поиску внебюджетных источников финансирования, но не в полном переключении на иные задачи. Распространение российской культуры может проходить по нескольким направлениям:

- экспорт традиционно сильных направлений высокой культуры -организация гастролей русского театра, оперы и балета, живописи;

- открытие филиалов российских музеев за рубежом (как, например, Лувр в Абу-Даби (ОАЭ);

- использование современных цифровых технологий для распространения русской культуры через интерактивные выставки и видеок-скурсии (что уже является частой мировой практикой, но не находит применения в России [10]);

- экспорт историко-культурных традиций народов, проживающих и проживавших в России и на ее территориях, а также усиление культурных обменов между регионами;

- развитие производства и экспорта отечественных продуктов массовой культуры, но не в шаблонном варианте и путем копирования заграничных анало-

13 Концепция «Русская школа за рубежом» // http://www.kremlin.ru/acts/news/50643 (дата обращения: 15.07.2024).

гов, а путем культивации собственного стиля;

- разработка и повышение узнаваемости российских брендов через создание уникального мер-чендайза («мерча»), как это делает Национальное управление по аэронавтике и исследованию космиче-

ского пространства США - НАСА (по аналогии может быть создан бренд «Гагарин», или, например, элементы рубашек (внутренний воротник, манжетка, планка) в узорах традиционной русской росписи (гжельской, мезенской, бо-рецкой и пр.).

Кино

Внимания заслуживает сфера российского кинематографа, а также повышение его доли в прокате на международном рынке. Наращивание экспортного потенциала должно осуществляться в первую очередь в сегменте «умного» концептуального кино и высокобюджетных картин. Традиционно сильно российское кинопроизводство на военно-историческую, спортивную тематику, об освоении космоса, о подвигах и героических действиях (не только военных, но и обычных граждан). Вместе с тем не меньшее внимание должно быть уделено созданию мультипликации [11]. Отдельное внима-

ние стоит уделить созданию условий для реализации совместных российско-национальных проектов в области киноиндустрии.

Кинопропаганда - это инструмент умной силы, который может менять массовое сознание. Известно, что США проиграли войну во Вьетнаме, но они «выиграли» ее на цветных экранах. Выросло поколение, которое восхищается мужеством и отвагой американских солдат-героев из фильмов «Рэмбо», «Спасти рядового Райана». Эти фильмы стали классикой мирового кинематографа, отодвинув настоящие исторические события на второй план [12].

История

В последние годы актуальной считается тема о преднамеренном искажении исторических событий, произошедших с участием России, и о взаимоотношениях России с сопредельными государствами. Вероятное ангажирование исторических фактов в учебниках истории в странах СНГ, по которым вынуждены учиться и российские соотечественники, формирует в

сознании негативный образ России, создавая определенные нар-ративы и паттерны. В учебниках партнеров России по ЕАЭС и ОДКБ РФ представлена как колонизатор, угнетавший местное население. В учебниках отмечается подмена ценностей, отождествление СССР и нацистской Германии. В ряде стран СНГ наблюдаются тенденции по вычленению «национального»

вклада в победу 1945 г.14 Это направление работы со стороны России оставлено без должного внимания. Результаты политики игнорирования сегодня видны в странах Прибалтики и в Украине.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо продолжать работу по привлечению людей в акцию

«Бессмертный полк», которая отражает глубинную потребность граждан в уважении своих корней и сохранении памяти о подвиге.

Стоит обратить внимание на создание единого учебного материала (пособия) по истории для стран, входящих в ЕАЭС или СНГ.

Образование и наука

Необходимо увеличивать экспорт российского образования за рубеж и привлекать в российскую систему профессионального образования молодежь из-за рубежа, создавая живые элементы мягкой силы России. Активное научное сотрудничество между учеными стран СНГ, подготовка научных кадров высокой квалификации в рос-

сийских научных центрах - является важной составляющей развития мягкой силы.

Необходимо создание специальных фондов, обеспечивающих грантами действующих ученых для участия в научных конференциях на постсоветском пространстве. Этот опыт успешно применяется в европейских государствах.

НКО

Налаживание доверительного диалога на уровне экспертов и общественных организаций по продвижению национальных ценностей особенно важно на фоне усиления международной нестабильности. Возможности для неформального общения предоставляют некоммерческие неправительственные организации: американский исследовательский центр RAND Corporation, ведет свою деятельность по всему миру с 1948 г.; европейские страны, кроме национальных акторов

мягкой силы (Британский совет, Французский институт, институты Гете, Сервантеса и Данте) имеют общеевропейские структуры, в том числе входящие непосредственно в Еврокомиссию - Генеральный директорат по сотрудничеству и развитию EuropeAid.

В России центры со схожими функциями (Фонд «Русский мир», Фонд поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова) имеют существенно меньшие финансовые возможности и меньшую эффективность.

14 «Колонизаторы» и «оккупанты»: Что пишут про Россию в школьных учебниках республик бывшего СССР // https://www.kp.ru/daily/27354/4536151/ (дата обращения: 15.07.2024).

Интернет

Одна из главных задач в интернет-сегменте - сохранение кириллицы. Для ее решения необходимо уделить внимание развитию российской блогосферы и российских социальных сетей (не просто как к средствам коммуникации), а как инструментам, транслирующим благожелательный образ России. Кроме того, отражение положительного об-

раза России должно транслироваться и в мировых социальных сетях, что является наиболее эффективным механизмом, чем их блокировка и полное неучастие. Активное лоббирование российских интересов должно происходить не только при помощи использования и увеличения числа так называемых фабрик-ботов, но и через реальных людей.

Политика в отношении соотечественников за рубежом

Отношение России к своим соотечественникам, проживающим за рубежом, и взаимоотношение с ними является важным индикатором отражения образа России. Российские соотечественники за рубежом являются естественными хранителями и проводниками российских ценностей, русской культуры в странах проживания. Обеспечение языковых, образовательных, культурных потребностей соотечественников -является важнейшим фактором сохранения российского культурного присутствия в этих странах. В то же время действующие программы носят формальный характер.

Важнейшим фактором для поддержания имиджа страны является защита прав граждан, попавших в трудную ситуацию за рубежом. Каждый раз, когда такая помощь не приходит, это становиться поводом для обвинений дипломатов в безразличии, а страны - в безответственности, в несоблюдении собственной Конституции, гаран-

тирующей покровительство своим гражданам за рубежом. Данное направление остается слабым местом во внешней политике РФ. Требуется кардинальная перестройка системы консульской помощи и ее информационного сопровождения.

Еще одна, недоработка России, это неиспользование современных технологий для отслеживания настроений общества. Зачастую в этом направлении применяются традиционные методы статистического анализа, что затягивает получение данных. Во время интернет-активности пользователям свойственно оставлять «цифровые следы», которые в суммарном эквиваленте отражают интересы и нужды человека. Анализ этой информации может быть использован не только коммерческими структурами для предложения своих товаров и услуг, но и, например, при отслеживании миграционных потоков и нужд граждан, проживающих за рубежом. Использование иннова-

ционных источников по сбору статистических данных открывает возможность более детально отслеживать изменения в области внутренней и внешней миграции.

Преимущества этих продуктов достаточно высоки:

- высокая объективность исследования, поскольку число запросов сопоставимо с числом пользователей;

- ежедневное обновление;

- простота в использовании.

Сегодня есть бесплатные сервисы, которые позволяют за несколь-

ко секунд отследить действия и интересы интернет-пользователей. Один из таких - поисковый сервис УапйехЖогёз1а1 отображает статистику показов заданных запросов, которые были интересны пользователям (аудитория пользователей рекламной сети Яндекса в России составляла уже на 2017 г. более 60 млн человек15). К примеру, на рисунке 1 изображен график запросов пользователей на предмет выезда из России в период с января 2021 г. по декабрь 2022 г.

Рис. 1. График запроса «уехать из России» в сервисе Yandex.Wordstat

Другой сервис - Google Trends работает на основе запросов в Google показывает, насколько часто ищут определенный термин по отношению к общему объему поисковых запросов в различных регионах мира и на различных языках. Кроме того, поисковые запросы можно анализировать на примере конкретной стра-

ны в разные периоды времени. К примеру, пиковый рост эмиграции граждан России в 2022 г. ярко иллюстрирует анализ общественного интереса через статистику интернет-запросов. С использованием сервиса Google Trends был получен график популярности запроса в Google от пользователей из России с ключе-

15 Коммерческие интересы пользователей интернета // https://yandex.ru/company/ researches/2017/commercial_interests (дата обращения: 15.07.2024).

выми словами «уехать из России» за последние 5 лет (рисунок 2). Видно, что пики запросов российских пользователей приходится на период с 27 февраля по 5 марта 2022 г. и с 18 по

24 сентября 2022 г., что соотносится со временем принятия решений о проведении специальной военной операции в Украине и началом частичной мобилизации16.

Рис. 2. График запроса «уехать из России» в сервисе Google Trends

Данные Яндекса и Google показывают пики интереса пользователей к теме «уехать из России» в средине марта и средине октября 2022 г. Полученные результаты можно считать объективными показателями общественного интереса к эмиграции из России, так как в большинстве слу-

чаев перед кардинальными переменами, такими, как смена жительства, граждане, прежде чем перейти к действию, изучают доступные им варианты в интернете. Актуальность такого подхода обоснована повсеместным переходом общественной жизни в цифровую среду17.

16 В данной методике числа на графике обозначают уровень интереса к теме по отношению к наиболее высокому показателю для выбранного региона (в данном случае - России) и периода времени (в данном случае - 5 лет: с 14 января 2017г. по 31 декабря 2022г.). 100 баллов означают наивысший уровень популярности запроса, 50 - уровень популярности запроса, вдвое меньший по сравнению с первым случаем. 0 баллов означает положение, когда недостаточно данных о рассматриваемом запросе.

17 Из 8 млрд человек, населяющих планету, к началу 2024 г. 5,6 млрд - 69% - на постоянной основе используют смартфон. 5,35 млрд (66%) - это активные пользователи интернетом, 5 млрд (62%) - активные пользователи социальными сетями. Среднее времяпровождение в интернете одного взятого пользователя составляет 6 часов 40 минут (в России - 8 часов 21 минута) [13]. Такая длительность времяпровождения отражает фактически равнозначное нахождение человека в реальном и виртуальном пространствах.

В качестве расширения сотрудничества между Россией, соотечественниками (и релокантами), необходимо рассмотреть расширение возможностей Торговых представительств РФ за рубежом. Трудоустройство - это одна из основных проблем, с которой сталкиваются российские соотечественники [3], тогда как российский бизнес или его составляющие присутствуют в большинстве стран мира. Исходя из этого, российские Торговые дома могут стать этим связующим звеном между работодателем и российским соотечественником. Это практическая прямая помощь, которую человеку оказала Россия. Однако, последние принятые решения, наоборот, отталкивают российских соотечественников от России. Вместо того, чтобы выстроить диалог и прийти к сотрудничеству, с экранов телевизоров и в стенах государственных учреждений звучат негативные высказывания в отношении тех, кто покинул Россию в период специальной военной операции и частичной

мобилизации18. Такая политика со стороны государства несет вред ее собственным интересам. Примечательно, например, что по итогам волн эмиграции в 2022 г. только из отрасли информационных технологий уехало 100 тысяч специалистов19. Использование соотечественников на этом направлении могло бы создавать дополнительные связи и цепочки сотрудничества между Россией и ее соотечественниками.

Сейчас деятельность институтов российской умной силы не отвечает реальному запросу. Диктанты и возложение цветов к памятникам - должны быть частью работы, но не единственной. Понимание «цифровой диаспоры» в России просто отсутствует. К примеру, информационные площадки, Координационного совета российских соотечественников в Великобритании в Facebook' насчитывает 1,5 тыс. подписчиков20, а группа Russians in London / Русские в Лондоне*, организованная гражданами - 60 тыс. человек21.

18 Захарова предупредила уехавших за границу россиян о последствиях // https://news. rambler.m/poUUcs/49979788/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_ source=copylink (дата обращения: 12.07.2024); Володин считает предателями граждан, уехавших из России на время спецоперации // https://www.pnp.ru/politics/volodin-schitaet-predatelyami-grazhdan-uekhavshikh-iz-rossii-na-vremya-specoperacii.html?ysclid=lx1vnl05r5728179618 (дата обращения: 12.07.2024); Клишас допустил ограничения для уехавших после начала мобилизации россиян // https://www.rbc.ru/politics/05/12/2022/638d2ce19a79479f6ed38f92?ysclid=lx1 vowadv313010204 (дата обращения: 12.07.2024).

19 Глава Минцифры сообщил о 100000 уехавших из России айтишников // https://www. forbes.ru/tekhnologii/482755-glava-minclfry-soobsil-o-100-000-uehavsih-iz-rossii-ajtisnikov?yscli d=lxei2jgvvu920810104 (дата обращения: 15.07.2024).

20 Координационный совет российских соотечественников в Великобритании // https:// m.facebook.com/sovet20/?wtsid=rdr_1XOPBvFos7RzzvuBX&_rdr (дата обращения: 12.07.2024)

21 Russians in London / Русские в Лондоне // https://www.facebook.com/ groups/525343874165161/ (дата обращения: 12.07.2024).

* Деятельность организации признана экстремистской на территории Российской Федерации.

Даже с точки зрения информационного освещения российские ресурсы остаются в проигрышном положении по сравнению с европейскими государствами, где вместо краткой выдержки по процедуре представлены пакеты документов с законами и нормативными документами, что сложно понять обычному человеку.

Получение различных документов - это еще одна проблема, с которой сталкиваются соотечественники. Адаптация российского портала «Государственных услуг» для нужд соотечественников способна существенно упростить процесс получения консульских и иных услуг, в том числе и иметь возможность подачи документов на переезд в Россию в электронном виде.

Учитывая масштабы некоторых территорий и недостаточное количество консульских учреждений за рубежом, у граждан просто отсутствует возможность каждый раз ездить в посольство. Речь, идет не об окончательном решении по заявителю, в первую очередь электронная подача документов сможет производить пер-

вичную проверку без личного присутствия. Это позволит систематизировать и регламентировать подачу документов. Электронные формы заполнения анкет сократят вероятность ошибки. Нехватка какого-либо документа или незаполненная графа просто не даст возможность перейти к следующему шагу и отправить сведения в ведомство.

После анализа предоставленных документов, граждане, не имеющие возможность приехать для личного собеседования могут пройти его в режиме видеоконференции. В настоящий момент существует множество инструментов, позволяющих идентифицировать личность гражданина, например, система распознавания лиц в метро, face ID при разблокировке телефона и т.п. В данном случае также целесообразно использование цифровой подписи аккредитованной организацией для авторизации входа на портал. (Такая подпись может быть выдана и в электронном виде, как, например, это делается на сайте Федеральной налоговой службы России).

Заключение

Резюмируя вышесказанное и демонстрируя потенциал цифровых технологий и недостаток работы государства с российскими соотечественниками, имеет смысл обратиться к искусственному интеллекту. Так, в Giga Chat (разработан Сбер) и чат-бот Chat GPT в Телеграм был сделан запрос для

составления «идеальной государственной программы для России по работе с соотечественниками, проживающими за рубежом». Полученные рекомендации приведены ниже и отражают общее понимание проблемы как со стороны автора, так и со стороны нейро-сетей.

Таблица 1.

Проект государственной программы по работе с российскими соотечественниками, проживающими за рубежом (создано с помощью искусственного интеллекта)

Giga Chat (Сбер)

Создание идеальной государственной программы -сложная задача, которая требует глубокого понимания контекста и множества факторов, влияющих на жизнь российских соотечественников за рубежом. Однако я могу предложить несколько ключевых принципов, которые могли бы лечь в основу такой программы:

1. Поддержка русского языка и культуры.

Программа должна включать меры по поддержке изучения и сохранения русского языка и культуры среди российских соотечественников за рубежом. Это может включать предоставление стипендий для обучения в России, организацию культурных мероприятий и фестивалей, а также поддержку русских школ за рубежом.

2. Социальная поддержка.

Российские соотечественники за рубежом могут столкнуться с различными социальными проблемами, такими как дискриминация, бедность и отсутствие доступа к медицинским услугам. Программа должна предусматривать меры социальной поддержки, включая финансовую помощь, консультации по вопросам трудоустройства и интеграции в местное общество.

3. Правовая защита.

Многие российские соотечественники сталкиваются с правовыми проблемами при проживании за рубежом, такими как проблемы с получением гражданства или виз, нарушение их прав и свобод. Программа должна предусматривать меры по защите прав и интересов российских соотечественников, включая юридическую помощь и консультации.

4. Информационная поддержка.

Российские соотечественники за рубежом могут испытывать недостаток информации о событиях и новостях в России. Программа должна предусматривать создание информационных ресурсов и каналов связи, чтобы обеспечить российским соотечественникам доступ к актуальной информации и новостям из России.

5. Развитие международного сотрудничества.

Программа должна способствовать развитию международного сотрудничества между российскими организациями и организациями соотечественников за рубежом. Это может включать обмен опытом, проведение совместных проектов и программ, а также установление партнерских отношений.

Чат-бот Chat GPT

Программа по работе с российскими соотечественниками, проживающими за рубежом, может включать следующие шаги и действия:

1. Культурный обмен и поддержка языка. Поддержка русского языка и культуры через организацию культурных мероприятий, учебных программ, и обменов. Это может включать создание русских центров, библиотек, и других культурных институтов.

2. Консульская поддержка.

Обеспечение эффективной консульской поддержки для российских граждан за рубежом, включая помощь в экстренных ситуациях, предоставление информации о законах и правилах пребывания в стране проживания.

3. Образование и стипендии. Предоставление доступа к образовательным программам в России, а также предоставление стипендий и финансовой поддержки для обучения за рубежом.

4. Экономическая интеграция.

Поддержка экономической интеграции соотечественников через программы по развитию предпринимательства, инвестиций, и торговли.

5. Социальная интеграция

Поддержка социальной адаптации и интеграции российских соотечественников в странах проживания, включая программы по трудоустройству, языковые курсы, и культурную адаптацию.

6. Содействие возвращению

Создание программ по содействию возвращению российских соотечественников обратно в Россию, включая помощь с трудоустройством, жильем и адаптацией.

Реализация этих шагов потребует сотрудничества между различными ведомствами правительства, местными органами власти, общественными организациями и самими соотечественниками.

Сгенерированные положения говорят о синхронном понимании проблемы и у человека, и ИИ, что подтверждает симбиоз реального и

виртуального, как новой формы человеческих взаимоотношений, а также наглядно демонстрирует потенциал на этом направлении.

Список литературы

1. Xintian Y. Ruanshili jianshe yu duiwai zhanlue // Guoji wenti yanjiu [Soft power construction and external strategy of China. International Studies]. 2008. №2.

2. Xintian Y. The Role of Soft Power in China's Foreign Strategy Guoji Wenti Yanjiu. March 13. 2008.

3. Сакулин С.В. Контент-анализ информационных ресурсов российской диаспоры // Обозреватель. 2018. №8. С.84-98.

4. Лукьянов Г. Политика Турции в ЦА: обоснованы ли амбиции? // Российский совет по международным делам / Г. Лукьянов, Н. Кулиева, А. Миронов // Российский совет по международным делам // https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/ analytics/politika-turtsii-v-tsa-obosnovany-li-ambitsii/ (дата обращения: 15.07.2024).

5. Икромов Ш. «Дипломатия мечетей» в Центральной Азии: геополитика, начинающаяся с михраба // CAAN // https://www. caa-network.org/archives/21135 (дата обращения: 15.07.2024).

6. World Migration Report 2024. International Organization for Migration (IOM) // https://publications.iom.int/books/world-migration-report-2024 (дата обращения: 15.07.2024).

7. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 31 марта 2023 г.) // Министерство иностранных дел Российской Федерации // https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_ documents/1860586/ (дата обращения: 15.07.2024).

8. Правовое положение соотечественников, проживающих в странах постсоветского пространства: сравнительный анализ / Коллектив авторов; Институт диаспоры и интеграции. М.: Прометей. 2023.

9. Алексашина Е.С. Профессиональные стандарты в образовании с учетом потребностей цифровой экономики России / Е. С. Алексашина, О. Н. Горбунова // Социально-экономические явления и процессы. 2017. Т. 12. №5. С. 204-209.

10.Сакулин С.В. Адаптация метавселенной к политическим процессам // Обозреватель. 2023. № 3 (398). С. 71-82.

11.Сакулин С.В. Политические технологии убеждающей коммуникации (на примере кино и социальных сетей) // Журнал поли-

тических исследований. 2020. № 2. С. 138-155. DOI: https://doi. org/10.12737/2587-6295-2020-138-155.

12.Сакулин С.В. Управление массовым сознанием. Уже на экранах ваших телевизоров // Русская политология. 2018. № 4 (9). С. 72-78.

13.Kemp S. Digital 2024: global overview report // https:// datareportal.com/reports/digital-2024-global-overview-report (дата обращения: 15.07.2024).

SAKULIN Sergei V. - Researcher, Institute of CIS Countries, Russia, Moscow, email: sakulin.18@mail.ru.

Keywords: communication, manipulation, information influence, digital state, relocation.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CHALLENGES AND RISKS OF IMPLEMENTING THE RUSSIAN «SMART POWER» AND TOOLS FOR OVERCOMING THEM

Annotation

Alternative management methods, such as smart power or the potential of digital technologies, are not fully used by the Russian Federation. Many areas of this work, such as, for example, interaction with compatriots living abroad, remain uncovered. The purpose of the study is to analyze the current state of the state's work with Russian compatriots living abroad through the prism of smart power. Based on the results of the analysis, weak positions in the work of Russian government bodies with compatriots living abroad were identified, and ways to solve the problem using existing digital capabilities were proposed.

References

1. Xintian Y. Ruanshili jianshe yu duiwai zhanlue // Guoji wenti yanjiu [Soft power construction and external strategy of China. International Studies]. 2008. №2.

2. Xintian Y. The Role of Soft Power in China's Foreign Strategy Guoji Wenti Yanjiu, March 13, 2008.

3. Sakulin S.V. Content analysis of information resources of the Russian diaspora // Observer. 2018. No. 8. Pp.84-98.

4. Lukyanov G. Turkey's policy in Central Asia: are ambitions justified? // Russian Council on International Affairs / G. Lukyanov, N. Kulieva, A. Mironov // Russian Council on International Affairs // https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/

politika-turtsii- v-tsa-obosnovany-li-ambitsii/ (accessed: 15.07.2024).

5. Ikromov Sh. «Mosque diplomacy» in Central Asia: geopolitics starting with the mihrab // CAAN // https://www.caa-network.org/ archives/21135 (accessed: 15.07.2024).

6. World Migration Report 2024. International Organization for Migration (IOM) // https://publications.iom.int/books/world-migration-report-2024 (accessed: 15.07.2024).

7. The concept of foreign policy of the Russian Federation (approved by the President of the Russian Federation V.V. Putin on March 31, 2023) // Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation // https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1860586/ (accessed: 15.07.2024).

8. Legal status of compatriots living in the countries of the postSoviet space: comparative analysis / Team of authors; Institute of Diaspora and Integration. M.: Prometheus. 2023.

9. Aleksashina E.S. Professional standards in education taking into account the needs of the digital economy of Russia / E.S. Aleksashina, O.N. Gorbunova // Socio-economic phenomena and processes. 2017. T. 12. No. 5. Pp. 204-209.

10. Sakulin S.V. Adaptation of the metaverse to political processes // Observer. 2023. No. 3 (398). Pp. 71-82.

11. Sakulin S.V. Political technologies of persuasive communication (using the example of cinema and social networks) // Journal of Political Research. 2020. No. 2. Pp. 138-155. DOI: https://doi. org/10.12737/2587-6295-2020-138-155.

12. Sakulin S.V. Management of mass consciousness. Already on your TV screens // Russian political science. 2018. No. 4 (9). Pp. 72-78.

13. Kemp S. Digital 2024: global overview report // https:// datareportal.com/reports/digital-2024-global-overview-report (accessed: 15.07.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.