Научная статья на тему 'Вызовы глобализации и оптимизация образования в современной России'

Вызовы глобализации и оптимизация образования в современной России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
697
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ДОСТУПНОСТЬ КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ACCESS TO QUALITY EDUCATION / ИННОВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / INNOVATIVE MANAGEMENT / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / INTERNATIONALIZATION / МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL INTELLECT / ПСЕВДООБРАЗОВАНИЕ / EDUCATIONAL MODELS / PSEUDOEDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скибицкий Марк Михайлович

Статья посвящена проблемам образования в современной России в условиях развертывания всемирно-исторических процессов глобализации и интернационализации. Отмечается,что охвативший человечество духовный кризис затронул сферу образовательного знания, педагогического мышления, институтов и систем образования. Для России, переживающей сложный процесс социально-экономических преобразований, вопросы оптимизации образования имеют первостепенное значение. Рассматриваются основные подходы к выработке качественной инновационной модели образования в России, которая могла бы дать достойный ответ на вызовы глобализации. Значительное внимание уделено проблемам обеспечения инновационного управления образовательным учреждением. Подчеркивается,что наиболее эффективен в управлении принцип человекоцентризма: участие всех членов коллектива в принятии решений, обстановка доверия, моральная поддержка сотрудников, создание условий для реализации творческого потенциала каждого, формирование таких социально-психологических механизмов у всех сотрудников, как вовлеченность, соучастие, преданность общему делу, ощущение единой команды. В статье обосновано,что образование как основополагающий фактор возрождения и создания интеллектуальной элиты в России является неотъемлемой частью высших национальных и культурных ценностей страны, поэтому общество педагогов должно стать признанной в российском обществе интеллектуальной силой, представлять свои интересы на государственном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHALLENGES OF GLOBALIZATION AND OPTIMIZATION OF EDUCATION IN MODERN RUSSIA

The article is devoted to the problems of education in modern Russia in spreading world-wide historical processes of globalization and internationalization. It is noted that the spiritual crisis that engulfed humanity has affected the fi of educational knowledge, pedagogical thinking, institutions and educational systems. For Russia, which is undergoing a complex process of socio-economic transformations, the issues of optimization of education are of paramount importance. The article examines the main approaches to developing a high-quality innovative model of education in Russia, which could give an adequate response to the challenges of globalization. Considerable attention is paid to the problems of providing innovative management of educational institutions. It is emphasized that the most effective management principle is of personalized centrism: participation of all collective members in decision making, atmosphere of confi e, moral support of the staff, creation of conditions for realization of creative potential of each, the formation of such socio-psychological mechanisms in all employees, as involvement, participation, dedication, a team spirit.The article proves that education as a fundamental factor in the revival and creation of the intellectual elite in Russia is an integral part of the superior national and cultural values of the country, so teachers contingent should be recognized in the Russian society as an intellectual power, and represent their interests at the state level.

Текст научной работы на тему «Вызовы глобализации и оптимизация образования в современной России»

УДК 008:378 (045)

вызовы глобализации и оптимизация образования в современной россии*

скибицкий марк Михайлович

доктор философских наук, профессор кафедры «Философия» Финансового университета E-mail: [email protected]

Аннотация. Статья посвящена проблемам образования в современной России в условиях развертывания всемирно-исторических процессов глобализации и интернационализации. Отмечается, что охвативший человечество духовный кризис затронул сферу образовательного знания, педагогического мышления, институтов и систем образования. Для России, переживающей сложный процесс социально-экономических преобразований, вопросы оптимизации образования имеют первостепенное значение. Рассматриваются основные подходы к выработке качественной инновационной модели образования в России, которая могла бы дать достойный ответ на вызовы глобализации. Значительное внимание уделено проблемам обеспечения инновационного управления образовательным учреждением. Подчеркивается, что наиболее эффективен в управлении принцип человекоцентризма:участие всех членов коллектива в принятии решений, обстановка доверия, моральная поддержка сотрудников, создание условий для реализации творческого потенциала каждого, формирование таких социально-психологических механизмов у всех сотрудников, как вовлеченность, соучастие, преданность общему делу, ощущение единой команды. В статье обосновано, что образование как основополагающий фактор возрождения и создания интеллектуальной элиты в России является неотъемлемой частью высших национальных и культурных ценностей страны, поэтому общество педагогов должно стать признанной в российском обществе интеллектуальной силой, представлять свои интересы на государственном уровне. Ключевые слова: глобализация; доступность качественного образования; инновационное управление; интернационализация; модели образования; организационно-управленческий интеллект; псевдообразование.

The Challenges of Globalization and optimization of Education in Modern Russia

MARK M. SKIBITSKIY

Ph. D. (Philosophy), Professor, Philosophy Department, Financial University E-mail: [email protected]

Abstract. The article is devoted to the problems of education in modern Russia in spreading world-wide historical processes of globalization and internationalization. It is noted that the spiritual crisis that engulfed humanity has affected the field of educational knowledge, pedagogical thinking, institutions and educational systems. For Russia, which is undergoing a complex process of socio-economic transformations, the issues of optimization of education are of paramount importance. The article examines the main approaches to developing a high-quality innovative model of education in Russia, which could give an adequate response to the challenges of globalization. Considerable attention is paid to the problems of providing innovative management of educational institutions. It is emphasized that the most effective management principle is of personalized centrism: participation of all collective members in decision making, atmosphere of confidence, moral support of the staff creation of conditions for realization of creative potential of each, the formation of such socio-psychological mechanisms in all employees, as involvement, participation, dedication, a team spirit. The article proves that education as a fundamental factor in the revival and creation of the intellectual elite in Russia is an integral part of the superior national and cultural values of the country, so teachers contingent should be recognized in the Russian society as an intellectual power; and represent their interests at the state level. Keywords: access to quality education; educational models; globalization; innovative management; internationalization; organizational and managerial intellect; pseudoeducation.

' Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по Государственному заданию Финансового университета 2014 года.

Образование — основополагающая составная часть культуры всех постпервобытных социальных систем Запада и Востока, фундаментальный фактор становления и развития личности в процессе социализации. Образование является важнейшим показателем оценки уровня человеческого развития на основе введенного ООН в 1990 г. Индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП). Образование, считают философы, специалисты и публицисты, есть главный «нерв» формирования современной цивилизации, «проводящая» система знаний в общественном организме. Такое же мнение высказывается и отечественными учеными, уверенными в том, что медицина и образование — те сферы общественной деятельности, которые способны вытащить страну из глубокого посткризисного шока 1990-х. Отметим, что не экономика сама по себе, не международная политика, а именно эти две сферы формируют и интеллектуальный, и эмоциональный, и духовный контур социокультурного строительства.

Современная модель образования обусловлена динамикой двух процессов — интернационализации и глобализации. В свою очередь, интернационализация образования укоренена в углубляющемся взаимодействии социоэкономических систем различных по уровню и характеру развития стран, тенденцией к интеграции в единое мировое хозяйство, проявившейся в конце Х1Х-начале ХХ столетий. Интернационализация образования является синонимом его международной составляющей.

Глобализация образования — это фундаментальная структура всемирно-исторического процесса многосторонней глобализации, проявляющаяся в универсализации связей и отношений в различных сферах общественной жизни в масштабах всей планеты. Глобализация образования обусловлена постоянно растущими потребностями новой экономики в инновационном знании для развития наукоемкого технологического производства, в инновационных методах образования. Глобализация образования представляет собой всеобщее изменение порядка распределения знаний через образовательные системы, качественно новый процесс интеграции образовательных систем в едином пространстве, процесс радикального изменения их ступеней, методов оценки знаний и квалификации его носителей [1].

Модель образования, соотнесенная с тенденциями выхода социальных феноменов на уровень ме-тасоциальности, отражает не только новый порядок получения и распределения знания, но и возрастающие риски сверхсложной глобализующейся мировой

системы. Исследователи неоднократно и в разных контекстах отмечали расколотость современной цивилизации, нестабильность и неустойчивость мировой социально-экономической системы в целом. Социоэкономический кризис — не единственная болевая точка современного общества; не менее опасным является переживаемый человечеством духовный кризис. Кризис затронул и сферу образовательного знания, педагогического мышления, институтов и систем образования. Он проявился в росте неравенства в уровне образования между постиндустриальным и остальным миром, а также между различными социальными слоями общества, в падении качества образования, уровня нравственности и гражданственности, в снижении здоровья учащихся в процессе обучения, в широком распространении преступности и наркомании в молодежной среде, в нехватке квалифицированных педагогов, новейших инновационных программ, методик, технических средств обучения. Все это свидетельствует о том, что современная модель образования и сценарии ее дальнейшего развития проблематизи-руются в связи с антропологическим кризисом.

Важно учитывать, что мировое образовательное пространство является объектом острейшей борьбы между тремя центрами предоставления услуг иностранным гражданам: североамериканским, европейским и австралийско-новозеландским. США усиливают экспансию по захвату мирового образовательного пространства в целях осуществления стратегических геополитических целей. Мощными орудиями этой экспансии являются виртуальное обучение и английский язык, «языковый империализм». Стремясь противостоять экспансии США, Европа развернула Болонский процесс. Его основополагающая цель состоит в том, чтобы создать единое общеевропейское пространство высшего образования как привлекательное, эталон мирового качества, способное эффективно конкурировать с американской системой высшего образования [2, с. 31-47].

Для России, переживающей сложный процесс социально-экономических преобразований, вопросы оптимизации образования являются первостепенными. Необходим учет мировых тенденций в этой сфере: переход к всеобщему высшему образованию в странах постиндустриального мира, превращение образования в высокотехнологичную сферу. Реализация этих тенденций дает возможность России презентировать образование как фундаментальную составляющую, стержень инновационной системы общества знания, инновационной наукоемкой

экономики. Парадигма цивилизованного сообщества в образовательном процессе требует непрерывного образования, образования в течение всей жизни. В России не исчерпан накопленный десятилетиями ресурс стремления граждан к знаниям, тому виду внутреннего бытия и совершенствования, когда знание выступает не только в своем информационном, интернет-обличии, но и как ценностно-смысловой стержень личности. По этой причине принцип непрерывного образования встроен в отечественную ментальность, ее не надо «перепахивать», чтобы засеять посевами принципиально новых подходов. В отечественном классическом образовании все эти методики давно опробованы и скреплены ценностно-культурным образом. Парадигма традиционного образца (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) раскрывает сущность образования как усвоение адаптированного социального опыта учащимися. Такой опыт несет четыре основных компонента — собственно знания как зафиксированный опыт обучения; умения и навыки деятельности согласно образцам, нормам; эмоционально-ценностную интерпретацию окружающего социального мира и творческая деятельность. Модернизация образования неизбежна, но ее следует проводить так, чтобы все четыре структурных компонента были не только связаны друг с другом, но и имели бы центр — признание доминанты социальной сущности образования.

Существует тенденция коммерциализации образования, подход к нему лишь как одному из видов товаров, высшего или низшего качества, дорогого или дешевого, педагоги — продавцы образования, учащиеся — покупатели. Коммерциализация образования — это практическая реализация экспансии идеологии рыночного фундаментализма, представления об обществе лишь как рыночном социуме, отказ от культурно-исторического, аксиологического измерения образования. Согласно принципам гуманистической философии образование есть фундаментальное завоевание в процессе развития цивилизации, право каждого человека как на общественное благо, достояние личности, ресурс его приобщения к культуре.

Можно выделить в современных условиях два подхода к образованию с точки зрения его содержания. «Узкопрофильный», операционально-прагматический: специалисту необходимы лишь знания, навыки, умения узкопрофессиональные, для непосредственной деятельности. Овладение узкопрофессиональным стандартом необходимо, но

недостаточно для успеха в острой современной конкурентной гонке инноваций. Подход «широкого» образования таков: нужна подготовка не просто квалифицированного профильного специалиста, но одновременно и широко образованной личности. Такая личность способна быстро обучаться и переобучаться, адаптироваться к новым обстоятельствам труда в условиях процесса глобализации, осваивать новейшие инновационные технологии. Данный подход, вбирая в себя профессиональную подготовку, рассматривает образование как фактор интеграции человека в культурную среду современного информационного общества. Этот сложный и очень значимый для современного специалиста процесс весьма затруднителен без овладения гуманитарным знанием, особенно философии.

Выдающийся отечественный ученый П.К. Эн-гельмейер, создатель философии техники в России, писал: «Сколько вы его (т.е. инженера) (можно сказать, и экономиста.— М. С.) ни начиняйте специальными познаниями, это будет ученый ремесленник, пока вы ему не дадите гуманитарного взгляда на социально-экономические стороны его профессии» [3, с. 12]. В связи с этим интересны идеи базового документа по вопросам перспектив образования для США на первые десятилетия XXI в. Это опубликованный в 1998 г. доклад Комитета по науке Палаты представителей («доклад Эйлера» — по имени председателя готовившей его комиссии). Красной нитью через весь доклад проходит мысль, что самым важным элементом научно-технической сферы являются люди, в ней работающие. Подчеркивается, что из-за растущего выбора ролей в экономике и обществе требуются специалисты, обладающие аналитическими способностями, будь то финансы, консалтинг, менеджмент, юриспруденция, патентное дело. На одном из слушаний комиссии доктор биологии К. Джонсон подчеркнула, что существующая сегодня степенная школа слишком сконцентрирована на подготовке узких специалистов для рынка труда, на котором все больше требуются универсалы [4, с. 138-139].

Инструментально-прагматическая модель образования как феномен чисто западного генезиса и в целом — следствие идеологии целерациональ-ности для учащегося оборачивается ремесленничеством, а для педагогической теории — возникновением антипедагогики, считающей современную школу тюрьмой. Эффективной может быть только гуманистическая модель образования, основанная на солидной доле универсализма и формировании

гуманитарного интеллекта у будущих специалистов. Смысл сказанного таков: гуманистическое образование не просто учит управлять банками и кадрами, но и соотносить специальные знания с парадигмой морального разума. В противном случае технологии вытесняют человека (образовательные технологии «урезают» ученика), а инструментальность мышления заставляет видеть улучшения только в прагматическом свете, причем прагматизм инженера или экономиста далеко не всегда направлен на соответствие профессиональной деятельности общественным интересам и потребностям.

Образовательная система реально функционирует в обществе не как механизм, а как организм («живое в живом»). Только в этом «живом», органическом и органичном качестве образовательная модель может рассчитывать на формирование многомерного, но не одномерного человека.

Современная Россия находится перед суровым всемирно-историческим вызовом: измениться, стать развитым в социально-экономическом и демократическом отношениях государством или превратиться в отсталую третьеразрядную страну. Решать проблему оптимизации образования приходится в настоящее время в условиях разрушительных последствий, вызванных шоковой терапией при переходе к рынку. В результате попыток осуществления несостоятельного неолиберального социального проекта в России разразился социально-экономический кризис, изменилась социальная структура общества, деформировалась структура брака, уменьшилась рождаемость, выросла смертность. В стране началась депопуляция.

В том, что Россия сможет дать достойный ответ, многое зависит от качества образования. Россия является сверхсложной социальной системой в этническом, религиозном отношениях, в различии путей, которые прошли нации и народности в своем культурно-историческом развитии. Поэтому преобразования в такой сложной сфере, как образование, требуют тщательного учета ряда факторов. Затраты на образование в России — это долгосрочное инвестирование в будущее страны, в сбережение и сплочение россиян, в обеспечение конкурентоспособности страны в гонке инновационных экономик в условиях процесса глобализации.

Образование выступает так же, как основополагающий фактор возрождения и создания интеллектуальной элиты в России. Образование, что особенно важно, создает реальные возможности для самореализации молодежи.

За последние два десятилетия были предприняты несколько попыток модернизации сферы образования. В соответствующих постановлениях подчеркивалась необходимость обновления содержания образования и образовательных стандартов, пополнение кадрового состава преподавателей. Была принята Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. Ее цель определялась как обеспечение доступности качественного образования при инновационном социально ориентированном развитии Российской Федерации.

Обеспечение качественного образования — это ответ на вызов глобализации. Стратегия модернизации образования направлена в первую очередь на повышение его качества. Это должно обеспечить конкурентоспособность страны в условиях глобализирующего мира, особенно в сфере экономики. Стратегия модернизации состоит в структурном, институциональном и содержательном изменениях.

Особенно важным представляется содержательный аспект модернизации. Его сущность состоит в переходе от пассивной системы передачи и усвоения готовых знаний к системе формирования компетенций, обеспечивающих способности эффективно действовать в условиях нестабильности. Компетентностный подход ориентирован на проектное, нестандартное мышление и деятельность, имеет инновационно-внедренческую направленность. Модернизация выступает как мощный фактор создания интеллектуального капитала, который необходим для функционирования инновационной наукоемкой экономики в условиях глобализации.

Попытаемся сформулировать основные социокультурные параметры модели субъекта деятельности современного общества в глобализирующем мире. Эти параметры могут выглядеть приблизительно так: высокая общая и профессиональная культура; социальная ответственность в семье, коллективе, обществе; патриотизм; творческое мышление и деятельность в нестандартных условиях дефицита времени, риска; стремление к образованию и самообразованию; умение работать в команде.

Новая модель образования ориентирована на перспективу выбора учащимися собственного направления образования, на возможность реализации и самореализации себя как личности. Основополагающий фактор модернизации — это потенциал человека: учащегося, преподавателя, директора школы, ректора вуза, родителей, создателей инновационных образовательных программ, учебников, технологий. Разработка инновационной стратегии развития

личностных начал в человеке должна осуществляться на основе междисциплинарного синтеза достижений педагогики, психологии, этики, философской антропологии, истории, теории управления.

Качество образования неразрывно связано с качеством преподавателей. Для повышения качества педагогической деятельности нужен комплекс эффективных мер. Главное — превратить профессию педагога из малопрестижной в привлекательную, социально значимую.

Стоит, как мне кажется, отметить, что в настоящее время имеет место снижение уровня преподавательской деятельности. Из отрицательных факторов, способствующих этому, можно, пожалуй, выделить следующее: плохое психологическое самочувствие социальной группы преподавателей ввиду невысокой оценки деятельности преподавателя общественным сознанием: ни бизнесмен, ни чиновник. Для многих педагогов их преподавательская деятельность не представляется успешно реализованной карьерой. Обязательно следует отметить и низкую заработную плату, особенно ее стартовую величину.

Для начинающих педагогов очень важна стартовая зарплата, чтобы они чувствовали себя комфортно, могли обеспечить свой культурный и профессиональный рост. Неплохо было бы для педагогов, достигших пенсионного возраста, ввести дополнительную пенсию, хотя бы и небольшую. Должна быть создана такая обстановка, чтобы педагогическая деятельность привлекала лучших выпускников из бакалавров и магистров. Роль преподавателя в современной модели российского образования многоаспектна: увлеченный исследователь; самоотверженный воспитатель чувства социальной ответственности, патриотизма, лидерских качеств; руководитель инновационных проектов; разносторонний консультант; ориентирующийся на постоянное освоение новых образовательных технологий [5]. Обеспечить инновационное управление образовательным учреждением — это ответ на вызов глобализации.

В современных условиях, когда очень усложняются стоящие перед образованием задачи, большое значение приобретает эффективное инновационное управление образовательным учреждением. Организационно управленческий интеллект представляет собой стратегический фактор менеджмента знаний. Активными участниками процесса управления образовательным учреждением являются педагоги, руководители, учащиеся. В образовательных учреждениях важно развивать демократизацию,

заменять жесткую иерархическую вертикальную структуру управления гибкой горизонтальной.

Можно выделить три источника власти: официальный статус, знания и личные качества. Приоритет принадлежит знаниям и личным качествам. Именно они дают очень важную для управления возможность лидерства. Наиболее эффективным в управлении является принцип человекоцентриз-ма: участие всех членов коллектива в принятии решений, обстановка доверия, моральная поддержка и поощрение сотрудников, создание условий для реализации творческого потенциала каждого. Очень важно формирование у всех членов коллектива таких социально-психологических механизмов, как вовлеченность, соучастие, преданность общему делу, ощущение единой команды.

Особенно велика в настоящее время, характеризующееся огромным динамизмом, творческая, инновационная деятельность руководителя образовательного учреждения. Он должен обладать способностью организовать командную работу для решения нестандартных задач развития образовательного учреждения на основе вовлечения всех членов команды в выработку решений и их воплощение в жизнь. Поэтому опасной представляется имеющая место тенденция обременения руководителя образовательного учреждения хозяйственными, бухгалтерскими вопросами. Следует совершенно четко определить главные функции руководителя образовательного учреждения: он в первую очередь педагог, руководитель педагогами и учащимися как личностями.

Модернизация образования в России столкнулась с рядом острых социальных проблем. Весьма тревожным следует признать рост неравного доступа граждан России к качественному образованию. Существующее неравенство в доступности к качественному образованию базируется на территориальных и имущественных факторах. В статусный вуз поступают в 2,5 раза больше абитуриентов из «сильных» школ, причем на наиболее престижные специальности, чем из «слабых» школ. Дети же из малообразованных и небогатых семей, обучающиеся в «слабых» школах, пополняют сектор «псевдообразования». Социальная стратификация проявляется и в школьном самоуправлении: наиболее активно в школьную общественную жизнь вовлекаются учащиеся из высокообразованных семей (оба родителя с высшим образованием). Таким образом, система образования осуществляет фактически антигуманную социальную функцию: укрепляет социальное

неравенство, ставит серьезную преграду для получения качественного образования значительной группой населения.

В связи с этим важно усилить борьбу с разросшимся псевдообразованием, закрывать профанирующие образование филиалы вузов, ужесточать государственную аттестацию образовательных программ. Борьба с псевдообразованием — это ответ на вызов глобализации, требующей качества образования.

Сложная, тяжелая в социальном и нравственном отношении проблема связана с перспективами жизни детей, для которых необходимо коррекционное обучение. Можно, очевидно, констатировать факт наличия генетической усталости населения в настоящее время. Таких детей рождается все больше, а специалистов по коррекционной педагогике, специальным программам, методическим разработкам явно недостаточно. В результате этого в принципе здоровые, но имеющие некоторые особенности в своем развитии дети могут не получить необходимых документов об образовании и будут выброшены на обочину общества.

Несомненно, что острой проблемой нашего образования является коррупция, которая разрушает его как в правовом, так и в моральном отношении. Коррупция сопровождает человека с момента его устройства в элитные детский сад и школу, «статусный» вуз. Коррупция в образовании может реализо-вываться в виде фальсификации образовательных документов, практики различных обязательных подношений, поборов. Дело в том, что уровень подготовки в «обычной» школе, как правило, не соответствует тем требованиям, которые нужны для поступления в «статусный» вуз. Практика такого рода не только противоправна, но и ведет к разрушению нравственных устоев в обществе, особенно у молодежи. Молодое поколение воспринимает такую практику как естественную, нормальную. Борьба с коррупцией в образовании затруднена тем, что некоторые ее формы прочно вросли в сознание людей как обычные общепринятые традиции. Борьба с этим злом должна проводиться путем последовательного формирования в обществе антикоррупционного поведения. Сложное явление представляет собой студенческий отсев. Это материальные потери государства и семьи, тяжелая травма для отчисленного студента. Отсев можно разделить на две группы. Одни студенты не проявляют усердия в учебе, отсев для них неизбежен. Другие студенты стараются учиться, но у них имеются трудности разного рода,

в целом объективные. Эта группа должна находиться под пристальным вниманием педагогов с целью оказания помощи.

Печальные размышления связаны с результатом порочного эксперимента по введению Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Педагогическая общественность, родители, учащиеся активно протестовали против введения ЕГЭ. Специалисты отмечали, что замена полноценного экзамена тестовой формой контроля, подготовка к ней посредством «натаскивания» на тестах препятствует развитию творческой индивидуальности учащихся. Хотя недостатки ЕГЭ были налицо, экзамен активно внедрялся. Его отстаивали чиновники от образования. И вот только теперь решается вопрос об отмене тестовой формы контроля и введении в экзамен устной части.

В современном мире, где экономикой правят инновации, креативность, талант, мастерство являются важнейшим ресурсом социально-экономического развития в обществе, основанном на знаниях. При этом все образовательные программы, школьные и вузовские экзамены должны не ставить преграды, а создавать условия для развития, преумножения интеллектуального капитала, повышения его авторитета, значимости в обществе.

Образование как основополагающий фактор возрождения и создания интеллектуальной элиты в России является неотъемлемой частью высших национальных и культурных ценностей страны. Поэтому общество педагогов должно стать признанной в российском обществе интеллектуальной силой, представлять свои приоритеты на государственном уровне.

литература

1. Глобализация и образование / Сб. обзоров. М.: ИНИОН, 2001. 144 с.

2. Гретченко А.И., Гретченко А.А. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство. М.: КНОРУС, 2009. 432 с.

3. Горохов В. Г., Розин В. М. Введение в философию техники: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1998. 224 с.

4. Ракитов А.И. Государственные приоритеты в науке и образовании. М.: ИНИОН РАН, 2001. 232 с.

5. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. М.: Логос, 2003. 248 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.