Научная статья на тему 'К проблеме формирования современной парадигмы образования'

К проблеме формирования современной парадигмы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАНИЯ / НАУКА / ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / KNOWLEDGE / SCIENCE / EDUCATION / PERSONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хоменко Галина Петровна, Косинская Елена Анатольевна, Ильницкая Оксана Ивановна

В статье рассматривается проблема образования как процесс и социальное явление современного общества. На основании различных подходов и анализа предпринята попытка создания новых парадигм образования в условиях глобализации и информационно-технической революции, определены тенденции дальнейшего развития образовательной системы в стремительно реконструирующемся мире

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF FORMATION OF THE MODERN PARADIGM OF EDUCATION

The article addresses the problem of education as a process and social phenomenon of modern society. On the basis of different approaches and analysis of attempts to create new educational paradigms in the context of globalization and the information technology revolution and the tendencies of further development of the educational system in the world, which is rapidly being reconstructed

Текст научной работы на тему «К проблеме формирования современной парадигмы образования»

УДК 370.12-029:1

Хоменко Галина Петровна, кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и социальной философии КФУ им. В.И. Вернадского e-mail: khomenko_galina@mail.ru

Косинская Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики КФУ им. В.И. Вернадского e-mail: olenakosinska@mail.ua

Ильницкая Оксана Ивановна, старший преподаватель кафедры культурологии и религиоведения КФУ им. В.И. Вернадского e-mail: ok_s_ana@mail.ru

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПАРАДИГМЫ

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: В статье рассматривается проблема образования как процесс и социальное явление современного общества. На основании различных подходов и анализа предпринята попытка создания новых парадигм образования в условиях глобализации и информационно-технической революции, определены тенденции дальнейшего развития образовательной системы в стремительно реконструирующемся мире.

Ключевые слова: знания, наука, образование, развитие личности.

Khomenko Galina Petrovna, candidate of philosophical sciences, assistant professor of the Depatment of sociology and social filosfii V. I. Vernandsky Crimean Federal University

e-mail: khomenko_galina@mail.ru

Kosynskaya Elena Anatolevna, candidate of pedagogical science , Associate Professor of the Department of Pedagogy V. I. Vernandsky Crimean Federal University

e-mail: olenakosinska@mail.ua

Ylnytskaya Oksana Ivanovna, senior lecturer of the Department of Cultural and Religious Studies V. I. Vernandsky Crimean Federal University e-mail: ok_s_ana@mail.ru

THE PROBLEM OF FORMATION OF THE MODERN PARADIGM OF

EDUCATION

Annotation: The article addresses the problem of education as a process and social phenomenon of modern society. On the basis of different approaches and analysis of attempts to create new educational paradigms in the context of globalization and the information technology revolution and the tendencies of further development of the educational system in the world, which is rapidly being reconstructed.

Keywords: knowledge, science, education and personal development.

Характерной особенностью современной цивилизации является развитие образования. Занимая центральное место в современном мире, оно определяет уровень и качество развития экономики и труда, выступает стратегическим ресурсом функционирования государственных и политических структур, является фундаментальным принципом социализации личности и требует постоянного не просто особого внимания, а предвидения, опережающего прогнозирования. Именно образование, как свидетельствует опыт развитых государств, обеспечивает их экономическое, политическое, культурное развитие, благополучие и международную конкурентоспособность. Сегодня снова в развитых странах актуализируются реформы образования, особенно в

Японии, Великобритании, США, Нидерландах и др. Проблемы образования все активнее анализируют философы, педагоги, физики, ученые разных областей знания. Тем самым, образованию уделяется одно из главных мест среди социальных явлений и процессов общественной жизни, которые требуют к себе особого внимания, так как знания - это определяющий фактор социального действия, а образование - основной социальный капитал.

Общество всегда занималось образованием, создавая его модели. Современный образовательный процесс представлен разнообразными парадигмальными моделями образования. Прежде всего актуальностью, отличаются: парадигмы современного образования (Н.А. Алексеев,

Ш.А. Амонашвили, Е.А. Бондаревская, В.И. Загвязинский, С.В. Кульневич, В.В. Сериков и др.); парадигма качественного образования, ориентированного на реалии современного общества и перспективы развития цивилизации (И.М. Ильинский); концептуальные идеи "образовательного общества", "опережающего развития высшего образования" (Н.А. Селезнев, А.И. Субетто и др.).

Глобализация и информационно-техническая революция стремительно реконструируют мир. Знания в современном обществе не только основная черта современной экономики, но и организационный его принцип перехода от товарной экономики к интеллектуально-творческой, что требует постоянного обновления образовательных идей. Таким образом, в данной работе предпринимается попытка расставить приоритеты современного образования, дифференцировать этот сложный процесс, выявить его тенденции.

Общества знаний как форма жизни нашей цивилизации существовали всегда. Ведь именно наука не только дает возможность доступа и ключи к тайнам мироздания, но и показывает становление мира, в сферах которого она все более становится основой и ориентиром для человеческой деятельности. И чем более общество развито, тем глобальнее мы формируем действительность на основе нашего знания. Общественное воспроизводство - это не только

физический процесс, но всегда еще и культурный, то есть - воспроизведение знаний. Поэтому знания - это универсальное, антропологическое свойство человека. Расцвет целых цивилизаций, начиная с древнейших, основывался на преимуществах их знаний или их информационных технологий. Разные общества возникают на основе неоднозначных моделей развития.

Глобализация экономики и революция в области информационных технологий - двигатели развития общества знаний, а ее основное сырье - это образование. Тот, кто желает быть готовым к новым требованиям, должен, прежде всего, быть «soft skills»: неустанно учиться всю жизнь. Поэтому такую форму бытия логично называют обществом знаний. Общество знаний значительнее повлияет на социальные структуры и придаст миру труда совершенно новые черты.

Современные знания растут с новой скоростью, суммарный их объем удваивается в среднем за пять лет (во времена Ломоносова за 150 лет), обновление знаний в инженерной сфере происходит еще быстрее - менее трех лет. А это, в свою очередь, означает, что сегодня мы формируем свою действительность целиком на основе нашего знания. Основа конкуренции в области образования - информация, доступная глобально. Новые технологии дают доступ к все более грандиозному объему информации.

Механизмы передачи знаний сегодня находятся в руках все меньшего количества людей, а распространяемые ими лозунги все чаще пропагандируют монокультуру потребления. Когда эта культура восхваляется как единственная, к которой нужно стремиться, то это способствует сохранению и даже укреплению экономического неравенства. Кроме того, в таких условиях все большее количество людей остается за границами круга сведущих. Те знания, которыми они владели когда-то, сегодня уже не нужны. Так, сегодня более трети знаний, полученных в вузовском образовании, устаревает сразу же по окончании обучения. Жизнь динамичнее, чем педагогика и образование. Это приводит к тому, что обостряется проблема обновления современных знаний у

самих носителей - преподавателей. А для каждого человека, в частности, это означает, что он должен быть готов к непрерывному повышению своей квалификации и получению новых знаний, постоянной работе над собой. Личность должна развивать в себе способности, которые бы позволили ей быстро приспособиться к смене ситуации и эффективно и оперативно адаптироваться к новым условиям. Наряду со знаниями речь идет в основном о так называемых «soft skills», то есть гибкости, способности работать в команде, самостоятельности, умении решать проблемы, выносливости, мобильности, культурной и интеркультурной компетентности. Общество будущего - это мир бурного приращивания знаний.

В этих условиях концепция образования рассматривает идеал образованности через знание и познание. Образование является способом передачи социально-культурного опыта человечества, одним из основных компонентов которого является наука. Она и создает для образования новые способы и методы мышления, формирует все более эффективные инновационные модели и стратегии его развития. Современным идеалом познания мира в науке и образовании стало получение максимально точного, доказательного знания, а целью познания человека - формализованный образ мира, который передает основное содержание накопленных знаний, и систему взглядов, расширяющих взаимодействие человека с внешним материальным миром. Сейчас специалисты и эксперты акцентируют на том, что глубокая фундаментальная подготовка и научная работа спасут современное образование. Но - развитие образования и исследовательский процесс в науке преследуют разные цели.

Образование призвано осуществлять интеграцию научных знаний в единый образ мира, идет от простого к сложному. Наука же стремится к объяснению сложного окружающего мира наличием более простых сущностей на более глубоком структурном уровне, что ведет к дифференциации научных дисциплин. Особая роль тут принадлежит гуманитарному образованию.

Сумма знаний, непрестанно умножаемая интеллектом -основополагающая ценность современного образования. Поэтому акцент переносится на приобретение и структурирование знаний, овладение мастерством и квалификацией в процессе обучения. Но интеллект современного специалиста нередко является причиной деформации его сознания, мозаичности картины познания, т. е. приводит к искаженному представлению и даже отсутствию целостного образа мира. Поэтому нельзя назвать образованным узкого специалиста, ибо не исключено его полное невежество во всем, что не входит в его специальность и профессиональные обязанности, остается за рамками его узкоспециального интереса. Сегодня от него требуется именно широта кругозора, независимость мышления и умение работать самостоятельно, креативно.

Образовательный процесс современности неуклонно превращается в технологию производства интеллектуальных «заготовок», становится вариантом инновационного менеджмента, коммерциализируется интеллектуальная собственность. Все более ощутимыми становятся запреты глобального общества на отклонения от принятых мировых стандартов. В такой ситуации все более ощутимыми могут быть угрозы исчезновения, «деперсонификации» личности, расслоение образования, как целого и неделимого организма, на элитарное и массовое. А это угрожает ослаблением интеллектуального потенциала человечества. Проблему глобального образовательного кризиса способно разрешить критическое переосмысление идей и вызовов современной цивилизации, что требует комплексного подхода, обновления научных, философских, культурологических позиций, создания новой идеологии и парадигм образования.

Так, известный американский физик японского происхождения, футуролог Митио Каку рассуждает об онлайн-образовании, бесполезности дипломов, мире без школьных учителей и о том, как за счет развития тех

способностей, которые недоступны роботам: креативности, воображения, инициативы, лидерских качеств человек сможет добиться реального успеха [1].

Американский писатель и педагог Майкл Стронг, идеолог образовательного проекта FLOW рассуждает о тесной связи между независимым мышлением, креативностью и инновацией, и о том, как научить студентов нон-конформизму, нужно ли нам вообще базовое образование и почему обучение в будущем станет не только высокотехнологичным, но и гораздо более человечным [4]. Подобные идеи отношения к образованию в этой сфере множатся все более стремительно.

В современном обществе научные и технические знания создают новые возможности для превращения результатов научного поиска в «полезные знания», что создает новое растущее количество специальностей, которые требуют труда, основанного на знаниях. Сейчас колоссально увеличиваются объемы интеллектуального труда во всех сферах деятельности, начиная от педагогической и заканчивая экономической. В то же время количество людей, занятых изготовлением или транспортированием материальных вещей уменьшается. А эти социальные процессы определяют современное образование и предъявляют новые к нему требования.

В системе отношений глобального мира человек остается все тем же движущим моментом товарно-денежных отношений, ресурсом производства, который надо использовать, обучив, дав комфортную систему мотиваций, необходимую современному обществу.

Считается, что одним из важнейших механизмов решения всех проблем современного образования призвана стать всеобъемлющая информатизация и компьютеризация, как инструмент все более усовершенствующегося поиска решения задач современности, призванная повысить роль именно творческого труда, связанного с внелогическим мышлением. Полагают, что здесь именно у человека появляется возможность расширить творческое мышление, недоступное компьютеру. Его функция - помочь обработать информацию, а

творческая личность расширяется, приобретается все большие возможности «правополушарного» мышления, возможность все шире оперировать образами, достигать озарения.

Именно в таких условиях, считает Митио Каку, чтобы добиться реального успеха, нужно развивать те способности, которые недоступны роботам: креативность, воображение, инициативу, лидерские качества. Современное общество постепенно переходит от товарной экономики к интеллектуально-творческой. Не зря Тони Блэр любит говорить, что Англия получает больше доходов от рок-н-ролла, чем от своих шахт. Гораздо больше шансов на успех у тех стран, которые смогут сбалансировать товарные рынки и когнитивно-креативный потенциал. Нации, которые верят только в сельское хозяйство, обречены на бедность [1].

Эту же мысль развивает и профессор физик Ланцев И.А, утверждая, что типы научной рациональности исторически изменяются, но сама рациональность остается необходимой для развития общества и диалога культур, который невозможен без рефлексивного отношения к их базисным ценностям. В рамках отдельно взятой культурной эпохи парадигмы, идеи и теории сосуществуют одновременно, являясь лишь одним из возможных вариантов единой для данной эпохи структуры или инварианта [3].

Итак, неустанно разрабатывая идеологии перехода человечества к новой цивилизованности, внедряя необходимый комплексный подход научных, философских, культурологических позиций, наиболее радикальным средством разрешения все возможных кризисов и вызовов современности становится критическое переосмысление идей, лежащих в основании современной техногенной цивилизации. Именно здесь необходимо модернизировать лежащую в основе технического прогресса духовно-ценностную мотивацию каждой личности, призванной осознать свою ответственность за гармонию в окружающей среде настолько же, как и свою собственную. Это и есть путь актуального нынче переориентирования развития цивилизации с сугубо

экономических целей на всеобъемлющие духовно-нравственные. Только так можно достичь цели воспитания и самообразования современного целостного человека как феномена гармоничного единения в себе рациональной, иррациональной и высокодуховной личности. Эта новая грань постижения себя и мира призвана привести к устранению духовных, экономических, политических, социальных и других причин нынешнего кризиса и открыть качественно новые горизонты гармонически усовершенствованной духовной организации человека и человечества. На этих неустанно обновляющихся идеях, постулатах и принципах, призваны создаваться, строиться, совершенствоваться новые парадигмы современного образования. Этому процессу суждено быть бесконечным настолько же, как и всему пути цивилизации.

В современных научных исследованиях парадигмальных моделей обосновывается теоретико-методологическая сущность образования как динамической, исторически обусловленной системы целостного социального формирования индивида, от превращения его в "человека общественного" до многообразной личностно ориентированной деятельности, обеспечивающей "образовывание" личности с позиции социальной, профессиональной и в меньшей степени - духовной самореализациии.

Такие подходы, по нашему мнению, превращают образование сегодня в своеобразный карго-культ — повторение чужих идей без понимания. В основном нынешний механизм воспроизводства знаний в образовании ориентируется на прошлое, что зачастую ведет к кризису современного образования и является одной из составляющих глобального цивилизационного кризиса, который включает в себя экологическую, экономическую, культурную, политическую, нравственную и другие компоненты. Деструктивным фактором реформирования образования и показателем его кризиса стала тенденция к увеличению продолжительности обучения. Так, показатель среднего количества лет обучения, который характеризует уровень

образования, в Японии - 14,6, в США равняется 13,6 лет, в России - 11, в Украине - 10,5 лет. В свою очередь, увеличение длительности обучения не всегда приводит к росту его качества. В этих сложных процессах выделяют две нынешние составляющие: техногенный аспект - следствие чисто потребительского отношения человека к природе на протяжении практически всей истории; и нравственный аспект - следствие глубокого духовного кризиса, охватившего человечество.

Решение этих проблем, по мнению многих исследователей, требует переосмысления целого ряда традиционно философских, антропологических вопросов. Все утверждают, что современной науке возрастает роль знаний о человеке, роль человеческих измерений. И.А. Ланцев утверждает, что системный кризис современной цивилизации, как и предшествующие ему, является лишь внешним проявлением кризиса парадигмальных основ, на которых строилась цивилизация [3].

Характерно, что сейчас университет пытаются представить в виде большого рынка, где мы должны продавать различные образовательные технологии. Но полагаем, университет остается истинной академической образовательной структурой до тех пор, пока в ней существует обоюдная заинтересованность всех участников этого процесса. Студенты не должны получать знания так, будто покупают продукты в магазине. Знания - требуют личного интереса и персональных больших усилий. Знания - это не то, что получается, это то, что приобретается трудом, желанием, мотивацией. Знание -это сила, как в свое время отметил Френсис Бекон. Но это сила, с которой нужно уметь искусно работать, грамотно использовать инструментально.

Новая образовательная парадигма современности должна строится не только на этих, но и на многих других инновационных принципах. По мнению Митио Каку, в будущем учеба не будет базироваться исключительно на запоминании [4].

Майкл Стронг считает, что не общее знание должно интересовать, в современном образовании главное - это достаточно высокая культура. Если у вас есть определенный культурный уровень, вы можете учиться с помощью технологий, если его нет - то не можете. Поэтому первичная цель - создавать, прежде всего, культуру обучения. В некоторых субкультурах это естественно: учиться новейшим идеям, обсуждать их. Главная проблема здесь состоит в том, что нужно постоянно решать, в каких случаях принимать внешнее знание как данность, а в каких - осмыслять его и интерпретировать на свой лад [1].

Каждый этап развития мира вырабатывает свою парадигму, которая развивается и меняется вместе с обществом. В истории науки исследователи различают классический, неклассический и постнеклассический стили мышления, которые связаны с тремя формами рациональности. Они определяют три парадигмы научной рациональности и три периода в развитии научного знания (по В.С. Степину).

В современном образовательном процессе не решается главная, по нашему мнению, проблема гуманитарного отношения и морального приоритета. А когда в обществе ценностные приоритеты жизни ориентируются на потребление и иждивенчество, успешность, эффективность, то происходит то, что мы можем наблюдать - абсолютизация материальных ценностей, когда человек начинает искать не смысл жизни, а лишь только ее блага.

Образование - способ передачи социально-культурного опыта человечества, один из основных компонентов его - наука, которая создает для образования новые способы и методы мышления, формирует все более эффективные инновационные модели и стратегии развития. Современным идеалом познания мира в науке и образовании стало получение максимально точного, доказательного знания, а целью познания человека -формализованный образ мира, который передает основное содержание накопленных знаний, и систему взглядов, расширяющих взаимодействие человека с внешним материальным миром.

Особенностью нынешних многоплановых дискуссий о роли знания, информации и ремесленно-профессиональных навыков в современном обществе стала их односторонность. При этом, на первый план, как правило, выходит проблематика отдаления индивидуума от профессиональных знаний и технической компетентности. Социологическая дискуссия о социальной роли знаний очень долго ограничивалась классово-, государственно-, профессионально- или научно центрискими перспективами.

Наука может поставлять нам не «истины», а только лучше или хуже обоснованные гипотезы и возможности. Таким образом, вместо источника уверенности и знания, она становится началом дискуссий, неуверенности и общественно-политических проблем. Поэтому будущее общества знаний определяется многими неизвестными, многочисленными процессами развития в противоположную сторону и неожиданными эффектами. Растущая хрупкость общества будет постоянно ставить перед ними моральные проблемы нового рода, а также вопросы о политической ответственности за все происходящее в мире.

Если знания становятся основным определяющим признаком современного общества, то их воспроизведение, распределение и реализация тоже неизбежно сопровождается политическими и идеологическими противоречиями. Поэтому вопросы надзора и контроля качества знаний для будущих десятилетий будут центральными. В связи с этим должна развиваться новая политическая отрасль - политика знаний, которая будет регулировать растущие новые знания и влиять на их развитие, полагает немецкий социолог, профессор Нико Штер.

Американский писатель и педагог Майкл Стронг считает очень важным аутентичное обучение, обучение для себя — проповедует идею аутодидактизма. Он утверждает, что существует тесная связь между независимым мышлением, креативностью и инновацией. Все главные

изменения в этом мире совершают люди, которые умеют думать самостоятельно, — и в том числе не зависят от форм внешнего обучения.

Развитие информационных технологий приведет к тому, что, по мнению М. Каку, мы станем более автономными. Мы будем брать большую ответственность за свою жизнь, и тогда отпадёт необходимость в органах контроля. Люди станут образовывать сами себя, причём реально осознавая, какие именно знания им нужны. А если необходима консультация, они получат её, например, у «умной» стены. Очень скоро такие устройства, основанные на технологиях искусственного интеллекта, будут располагаться повсеместно: в квартирах, офисах, на улицах. Достаточно будет приблизиться к стене и сказать: «Я хочу поговорить с профессором биологии». И тут же на стене появится учёный, который может дать вам всю нужную информацию. Что касается учителей, то они «живьём» уж точно не понадобятся. Как и дипломы, которые «исчезнут за ненадобностью», - не безосновательно прогнозирует ученый. Образование перестанет ограничиваться какими-либо временными и пространственными рамками. Появятся центры сертификации, в которых специалисты будут сдавать квалификационные экзамены, определяющие набор навыков и компетенций. В зависимости от результата человек получит или не получит определённую должность. Это будет похоже на популярную в США, Канаде, Японии и Европе систему портфолио, когда за время учёбы человек накапливает дипломы, свидетельства, сертификаты и затем предоставляет их работодателю [1].

Все большая доступность таких новейших технологий кардинально меняет парадигмы современного образования. Но этот всеобъемлющий образовательный процесс не избавляет от новых угроз и проблем.

Новые парадигмы образования, несомненно, должны строиться на современных, инновационных подходах и реалиях. При этом важно учитывать, что: современная система образования является залогом экономического, культурного, информационного, технологического развития и одним из

мощнейших факторов конкурентоспособности любого государства; знания являются товаром и система образования является одним из субъектов рыночных отношений; образование - это одно из мощнейших средств развития личности и человечества в целом и должно продолжаться в течение всей жизни человека; образование является составляющей любой деятельности - трудовой, творческой, политической и т.п.; образование интегрирует все сферы общества. Учет этого не означает повсеместного отбрасывания всего, что имеет длительную положительную историю и практику использования в процессе передачи знания. Нынче образование невозможно без неустанного освоения и целенаправленного применения новых технологий как поискового инструмента, а также модернизации всего образовательного процесса. В этом контексте образование должно быть фундаментальным механизмом, который постоянно раскрывает и обогащает внутренний мир человека, где фундаментальные знания должны основываться на духовно-нравственных и мировоззренческих основах. Современное образование непременно призвано стать механизмом социокультурной эволюции человека, где именно культура, духовность и нравственность должны уравновесить давление техноцентристской цивилизации. Образование обязано помочь человеку стать более гармоничным, одухотворенным, целеустремленным, автономным, креативным, инициативным лидером. Это путь новой парадигмы образования общества: постепенного перехода от товарной экономики к интеллектуально-творческой.

Таким образом, образование как система, как процесс и как результат нуждается в постоянном совершенствовании. Перед учеными и практикам стоит задача разработки новых моделей образования с учетом тенденций развития общества, науки, экономики, технологий, личности. Эти разработки должны быть опережающими, стратегическими. Необходимо развивать новую политическую отрасль - политику знаний. Без целенаправленного применения новых технологий, как поискового инструмента, модернизации всего

образовательного процесса, невозможно формирование новой парадигмы образования.

Список литературы:

1. Каку М. / 5 тезисов Митио Каку об образовании будущего [Электронный ресурс] / URL: http://revolverlab.com/5-tsitat-mitio-kaku-ob-obrazovanii-buduschego.

2. Кун. Т. Структура научных революций [Текст] / Т. Кун. - М., 2002. - С.963.

3. Ланцев И.А. Кризис и будущее современного образования. Философия и наука в поисках новой образовательной парадигмы [Электронный ресурс] / URL: http://cyberleninka.ru/article/n/krizis-i-buduschee-sovremennogo-obrazovaniya-filosofiya-i-nauka-v-poiskah-novoy-obrazovatelnoy-paradigmy

4. Стронг Майкл. Смерть университета: о свободе от учебных программ и субкультурах знаний (Интервью) [Электронный ресурс] / URL: http://theoryandpractice.ru/posts/9364-university-is.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.