Научная статья на тему 'Вызовет ли 4G "золотую лихорадку"?'

Вызовет ли 4G "золотую лихорадку"? Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
60
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы —

Как известно, LTE всего лишь название одной из технологий мобильной связи 4-го поколения. Однако, по мнению специалистов, придет время, и она будет претендовать на более значительную роль. В отличие от технологий 3G, которым пророчили свершение революции в области привычных способов коммуникаций, технологии 4G будут встречать более консервативное отношение со стороны операторов, которые к настоящему времени уже хорошо усвоили уроки трудного пути внедрения перспективных технологий на своих сетях. Предлагаемая статья рассматривает факторы, которые необходимо учитывать операторам связи при принятии решения об инвестировании средств в инфраструктуру мобильной связи технологии 4G.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вызовет ли 4G "золотую лихорадку"?»

Как известно, 1_ТЕ - всего лишь название одной из технологий мобильной связи 4-го поколения. Однако, по мнению специалистов, придет время, и она будет претендовать на более значительную роль. В отличие от технологий 3С, которым пророчили свершение революции в области привычных способов коммуникаций, технологии 4С будут встречать более консервативное отношение со стороны операторов, которые к настоящему времени уже хорошо усвоили уроки трудного пути внедрения перспективных технологий на своих сетях. Предлагаемая статья рассматривает факторы, которые необходимо учитывать операторам связи при принятии решения об инвестировании средств в инфраструктуру мобильной связи технологии 4С.

Вызовет ли 46

JJjUJ j

с

августе 2010 г. в прессе прошла и продвижении на рынок технологий 4G, нятыми. Поставщики переоценили ры-

информация, что компания и делают это, конечно, во имя собствен- нок услуг 3G и не достигли своей цели.

T-Mobile (США) не будет инве- ных интересов не только в настоящем, Расстройство планов поставщиков по

стировать строительство сети но и в будущем. Они инициировали та- поводу широкого внедрения сетевых

LTE в ближайшее время в отличие от ли- кую же активную рекламу системам 3G, инфраструктур 3G стало причиной про-

деров рынка - компаний Verizon и АТ&Т. В которая была положительно воспринята ходивших в промышленности в течение

частности, компания Verizon объявила о рынком и даже привела к его перевоз- последних 5 лет процессов консолида-

своих планах пустить в эксплуатацию сеть буждению, в частности, в отношении ции: три крупнейших поставщика обо-

технологии LTE уже в 2011 г. На первый стандартной технологии UMTS. Однако рудования Nokia, Siemens и Motorola

взгляд решение компании T-Mobile вы- этот ажиотаж завершился большим ра- стали единой компанией, а их крупней-

глядит так, как будто оно идет вразрез со зочарованием операторов, поскольку ший конкурент - компания Nortel - ушла

здравым смыслом и традиционными пра- прогнозы больших прибылей от систем с рынка.

вилами ведения операторского бизнеса в 3G так и не оправдались. Для поставщиков инфраструктур-

конкурентной среде. Однако более глубо- Скромный успех систем 3G форми- ного оборудования технологии 4G дают

кий взгляд на данную ситуацию обнару- ровался в течение около 5 лет, он под- повод для начала новой шумной ре-

живает совершенно другую картину. держивался путем многочисленных пе- кламной кампании, используемой для

Компания T-Mobile не одинока в ресмотров международных стандартов того, чтобы заинтересовать операторов

своем стремлении отложить реали- и технологических усовершенствова- и потенциальных пользователей оче-

зацию планов по внедрению LTE. ний (с ними связано появление HSPA), редными заманчивыми перспективами

Дело в том, что адаптация техноло- а также за счет внедрения ориентиро- развития мобильной связи. На этот раз

гии LTE, по крайней мере в ее ком- ванных на пользователя услуг и разно- козырным рекламным лозунгом являет-

мерческом формате, не является образных терминальных устройств. Тем ся «широкое распространение потокоустойчивым трендом технологиче- не менее основной козырь рекламной вого видео». Клюнет ли рынок на эту ре-

ского обновления существующих се- кампании - видеотелефония - себя не кламу - еще вопрос.

тей мобильной связи. С учетом кол- оправдал, тогда как старый-добрый до- Когда возникала конкурентная

лективного опыта многих операторов ступ в Интернет и электронная почта по- борьба между стандартами беспровод-

по внедрению последних технологий прежнему остались основными драйве- ного доступа (например, между GSM и

беспроводного доступа решение рами распространения технологий мо- CDMA или LTE и WiMAX) и поставщика-

компании T-Mobile стало первым бильной связи третьего поколения. По- ми оборудования, то объектами крикли-

сигналом появления новых и неожи- пытка «лагеря» сторонников технологии вой рекламы стали, якобы, перспектив-

данных тенденций в развитии систем WiMAX установить более высокие цены ные технологии (как было с 3G). Осваи-

мобильной связи 4-го поколения. на услуги широкополосного беспровод- вая эти технологии, операторы учились

Внедрение технологий 4G - не столь ного доступа не увенчалась успехом. на своих ошибках, неудачном опыте и

уж очевидный шаг для большинства Даже после 5 лет рекламной раскрутки неоправданных ожиданиях и стали от-

операторов мобильной связи, как по- и поиска новых комбинаций технологий носиться к рекламе поставщиков с

лагают некоторые специалисты. влияние систем 3G на телекоммуника- большей осторожностью. Они поняли,

ционный рынок в целом оказалось ми- что прислушиваться к запросам пользо-

Роль поставщиков нимальным. вателей значительно полезнее, нежели

инфраструктурного Продолжавшиеся попытки постав- к заклинаниям поставщиков. Последние

оборудования щиков инфраструктуры преждевремен- уверены, что каждый пользователь бу-

Поставщики инфраструктуры игра- но протолкнуть на рынок новые техно- дет загружать инфраструктуру, в основ-

ют важнейшую роль в рекламировании логии оставались им, в основном, непо- ном, потоковым видео, поэтому опера-

торам нужно срочно внедрять широкополосные технологии мобильной связи 4-го поколения. Однако сами операторы хотели бы услышать от самих пользователей, какие услуги им больше всего нравятся и, более того, за какие услуги они готовы платить.

Роль конкурирующих технологий

Преимущественное внимание большинства операторов к технологии 1_ТЕ по сравнению с \WiMAX может создать ложное впечатление, что 1_ТЕ-сети будут развертываться повсеместно и даже что эта технология является более доступной для внедрения. Подтверждением этого может служить отказ многих операторов инвестировать средства в системы \WiMAX под предлогом того, что они хотели бы инвестировать 1_ТЕ-сети. поскольку эта технология в большей степени соответствует их представлениям о мобильной связи 4-го поколения.

Такая тенденция действительно существует, но она не отражает истинного положения дел в отрасли. На самом деле в соревновании перспективных технологий мобильной связи лидирует не только 1_ТЕ. Реальную победу фактически празднует «лагерь» сторонников технологии ИБРА. Внедрение \WiMAX не может выглядеть неизбежным шагом в развитии мобильной связи на тех рынках, где уже используется технология ИБРА. Известные недостатки технологии \WiMAX только подтверждают этот вывод. Видимо, правы некоторые специалисты, считающие, что \WiMAX появилась в неподходящее время и не для той аудитории пользователей. Хотя технология 1_ТЕ выглядит более удачно с точки зрения своевременности появления на рынке, она, тем не менее, обладает рядом таких же, как у \WiMAX, недостатков, а также имеет некоторые собственные.

Технология 1_ТЕ в качестве преемницы технологии 3,50 продолжает занимать место альтернативы фиксированной связи на многих региональных рынках. Для пользователей она - последняя «информация к размышлению» о возможностях мобильной связи и ее приложений. Как альтернатива технологиям фиксированной связи, беспроводные технологии остаются таковыми, вообще говоря, только в отсутствии в данном регионе надежной инфраструктуры фиксированной связи. В противном случае фиксированная связь сохранит за собой роль эффективного, проверенного временем инструмента обратной связи оператора с рынком.

К примеру, \WiMAX имела наибольший успех в развивающихся странах с исторически обусловленными низкими инвестициями в инфраструктуру фикси-

..." QG

МУЛЬТИСЕРВИСНЫЕ СЕТИ СВЯЗИ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА

Ч НЕ Ч G

рованной связи. В частности, так было в Индии, в странах с большой территорией и малой плотностью населения, таких как Россия. В данных регионах мира беспроводная инфраструктура обеспечила высокую экономическую эффективность обслуживания территории и минимальное время подготовки сети к коммерческой эксплуатации. С этой точки зрения 1_ТЕ будет только частично конкурировать с \WiMAX, которая, тем не менее, остается по-прежнему самой дешевой альтернативой беспроводному широкополосному доступу к фиксированной сети (РВ\М) и частичной альтернативой технологии HБPA.

Для многих операторов в вышеуказанных регионах \WiMAX превратилась в универсальный инструмент, способный обслуживать рынок как мобильной, так и фиксированной связи с помощью одной и той же инфраструктуры. Напротив, в странах с хорошо развитой инфраструктурой фиксированной связи технология 1_ТЕ, как и РТТх и кабель, будет иметь самую высокую скорость передачи, необходимую для таких приложений, как !РТУ и разного рода развлекательных приложений, рассчитанных на домашнего пользователя. В частности, такая ситуация имеет место в Германии, где регулятор рекламирует технологию 1_ТЕ для заполнения разрывов в цифровой инфраструктуре, которые встречаются в основном в сельской местности.

Как технология мобильной связи 1_ТЕ соперничает со своей конкуренткой и одновременно «родственницей» -технологией HБPA+. Многие операторы уже объявили о своем желании продолжать выполнение своих обязательств в отношении технологии HБPA+ даже в том случае, если в течение ближайших двух лет они будут проводить испытания технологии 1_ТЕ. Причины проведения

именно такой технической политики у операторов разные: желание оправдать инвестиции, вложенные в системы мобильной связи технологий 3G и 3,5G; зрелый характер технологии HSPA; небольшое влияние систем связи на базе HSPA на экологию обслуживаемой территории; высокая стоимость работ по замене работающей технологии на новую. При этом многие операторы уверены, что замена HSPA на LTE в настоящее время нужна только ради удовлетворения требования рынка по регулярному техническому обновлению сетевой инфраструктуры. Тем не менее, благодаря «альянсу» между технологиями 2,5G и 3,5G, достигнутому посредством внедрения на рынок многодиапазонных мобильных телефонов и организации бесшовного роуминга между сетями указанных технологий LTE, видимо, будет «скользить» на волне 3,5G, но более целенаправленно и с меньшими сроками подготовки к выходу на рынок.

Отсутствие высокодоходных приложений

Отрасль мобильной связи «прожужжала уши» мировому сообществу по поводу того, что скоро любые сущности и объекты на земле будут соединены друг с другом средствами беспроводной связи, в частности, это коснется транспортных средств, домов, медицинского оборудования, различных машин, роботов и даже одежды. Хотя в данном направлении предпринимаются реальные шаги, появляются интересные и полезные приложения мобильной связи, фактом остается то, что до настоящего времени так называемые «нетелефонные» доходы операторы получали только от услуги SMS. Если вспомнить, что традиционная мобильная телефония продолжает сохранять высокий удельный вес в беспроводном трафике, то получается,

Предельная прибавочная стоимость, создаваемая технологией Приложения высокоскоростной передачи данных 4G Предельная прибавочная стоимость, создаваемая различными технологиями, в сравнении с размахом их массового использования*

Передача данных с высокой д<хтоверностсю 3G

Рече 2G

! I I I I I .

* Примечание: оценки относительно существующих технологий и при неполной замене старых поколений Показатель массовости использования технологий различных поколений пользователями в Германии

Рис. 1. П ирамида заинтересованности пользователей в технологиях различных поколений

Пользователь

• Зрелость технологии

• Сохранение экосистемы

• Наличие радиочастотного спектра

• Регуляторная среда

Решение по инвестициям в 4G

Требования по капитальным и эксплуатационным затратам Повторное и совместное использование инфраструктуры

*Может использоваться в качестве руководства при принятии решения по инвестированию технологии 4в

Рис. 2. Структура принятия решения по технологии 4G*

что мобильные операторы зарабатывают деньги на услугах и приложениях, которые требуют минимальной полосы пропускания каналов и начали обеспечиваться системами 2G еще более десяти лет назад. И только в самое последнее время и исключительно на развитых рынках доход, получаемый от услуг передачи данных, стал превышать доход от SMS.

Здесь уместен пример из другой области. Когда в ряде городов Западной Европы стали использовать уличные фонари, которые загораются по мере приближения пешеходов и гаснут по мере их удаления, их устанавливали только с одной целью - для экономии электроэнергии. Так и любое телекоммуникационное приложение не должно требовать большей полосы пропускания, чем это необходимо для его передачи. Разумеется, более широкая полоса и скорость передачи способны сделать некоторые существующие приложения более приятными для восприятия пользователем, однако это не должно стать достаточным основанием для повышения стоимости услуг. Только длительный успех действительно популярных и высокодоходных услуг или приложений на рынке может стать основанием для капиталовложений в расширение полосы частот каналов и повышение пропускной способности сети.

В настоящее время во всем мире именно видеоконтент является основной составляющей Интернет-трафика, будь то передача потокового видео или хранение видеофайлов в сети, осуществляемые с использованием фиксированного и беспроводного сетевого доступа. Однако повсеместный бум передачи видео фактиче-

ски не сопровождается ростом прибыли у операторов, что поставило их перед выбором: продолжать содействовать укреплению данной тенденции или начать ограничивать передачу видеоконтента во всех его формах? Подобные настроения в свою очередь породили сомнения по поводу того, что видеоконтент может стать драйвером массового использования видеоприложений и их большого рыночного успеха.

Широкополосная связь и услуги передачи видео - характерная особенность Интернета эры web 2.0. Поскольку видеоприложения, предоставляемые через Интернет, широко внедряются в мобильную связь, то происходит соответственно рост трафика на сетях доступа. Еще не ясно, в какой степени высокий спрос на полосу передачи каналов в системах мобильной связи может вызвать затруднения в оперативном процессе и, как следствие, ограничения в длительности услуг видео и снижение пропускной способности сетей. Сегодня пользователи, которые смотрят много видео на своих портативных устройствах, осуществляют загрузку видеофайлов (в том числе по линиям связи) дома и, как правило, по самым дешевым системам доступа технологии WiFi. Поэтому по-прежнему остается неясным вопрос: сколько пользователей захотят получать широкополосные приложения, находясь в движении, и сколько они захотят платить за их использование?

Операторы, нацеленные на системы 4G, отдают себе отчет в наличии ряда проблем с внедрением широкополосных услуг и приложений. Они также понимают, что сам факт инвестиций, вложенных ими в системы 4G, не может сформировать рынок услуг, обеспечиваемых этими системами. Например, компания Verizon организовала специальный инновационный центр, чтобы моделировать услуги LTE в реальных условиях. Компания работает с производителями в области разработки абонентских устройств на базе технологий 4G. Партнеры компании Verizon из промышленного сектора вложили 1,5 млрд долл. в разработку соответствующего оборудования.

Несомненно, операторам необходимо учитывать повсеместное распространение широкополосных технологий и растущий спрос на соответствующие услуги. Но им также нужно помнить, что 6,8 млрд человек на нашей планете любят поговорить по телефону, существенно меньшему количеству людей нравится «лазить» в Интернете и только совсем немногим пользователям нравится смотреть видео на ходу или в автомобиле. Вот почему операторам не-

обходимо передавать по сетям наиболее интересные и привлекательные для пользователей приложения и услуги, рассчитанные на массовый рынок.

Пользователь утратил интерес к инфраструктуре систем мобильной связи

Когда технология 3G набирала популярность, некоторые операторы, разворачивавшие соответствующую инфраструктуру раньше конкурентов, получали возможность повысить рыночный имидж и укрепить торговую марку своей компании. Операторы воспринимали переход с 2G на 3G как важное событие для своего бизнеса, чему в немалой степени содействовала широкомасштабная реклама, развернутая производителями сетевого оборудования и терминалов. Затем эта реклама не без помощи самих операторов и в еще более массированной форме была перенесена на потребительский рынок. В результате на многих мировых рынках пользователи воодушевились идеей внести в свою жизнь все то новое, что способны предложить технологии мобильной связи 3-го поколения.

Однако первые же годы внедрения технологий 3G принесли разочарование не только пользователям, но и самим операторам. Их обновленная инфраструктура показала полную неспособность стать эффективным инструментом, обеспечивающим пользователям высококачественные приложения мобильной связи. С другой стороны, абонентские устройства, такие как Blackberry и iPhone, продемонстрировали широкие возможности и высокие потребительские свойства даже на сетях 2,5G, где они начали использоваться совсем недавно. В конечном счете стоило технологиям 3G примелькаться на рынке, так сразу же передаваемые по GG-инфраструктуре услуги и приложения стали для пользователей привычными и даже в какой-то степени популярными. Как показал рынок, эффект новизны 3G был утрачен, поскольку данные технологии стали привычными и перестали быть символом высокотехнологичной мобильной связи. Пользователи стали больше интересоваться приложениями, которые они могут получить на своих смартфонах, нежели сетевой инфраструктурой, обеспечивающей доступ к ним.

В этой ситуации наступает «звездный час» 4G. Операторы, которые развертывают 4G^™ первыми, вероятно, делают еще одну попытку использовать сам факт инвестиций в новую инфраструктуру для того, чтобы поднять в глазах пользователя рейтинг своей торговой марки, укрепить свое положение на рынке и вновь пробудить интерес поль-

МУЛЬТИСЕРВИСНЫЕ СЕТИ СВЯЗИ

.•••' 5 HG ИПЕ

АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА

Ч НЕ \ G

зователя к технологическим новинкам. Подобная тактика в отношении технологии 4G полностью согласуется со стратегической линией большинства современных операторов связи, которая заключается в том, что основным двигателем развития их бизнеса должно быть внедрение самых передовых технологических достижений. На фоне таких очевидных лозунгов методы саморекламы, используемые некоторыми операторами, могут вызывать ряд вопросов, однако немало случаев, когда и сами лозунги и методы их внедрения в пользовательскую среду позволяли операторам существенно повысить свой рыночный статус.

Одним из таких операторов является компания Sprint (США), которая без ложной скромности определила себя «первым и единственным национальным оператором беспроводной связи 4-го поколения». Она запустила в эксплуатацию сеть WiMAX и организовала рынок сбыта таких высокотехнологичных продуктов, как терминал HTC EVO4G, двухрежимный 3G/4G USB-радиомодем для нотбуков и портативный Wi-Fi-маршрутизатор, подключаемый к опорной инфраструктуре сетей 3G и 4G компании Sprint. Однако разрекламированное широкое покрытие сетью 4G на самом деле пока имеет ограниченные масштабы. Таким образом, вопрос о том, может ли данная опытная сеть компании Sprint в полной мере претендовать на класс 4G, должен стать предметом дискуссии аналитиков.

Компания Telia Sonera объявила, что уже развернула первую в мире коммерческую сеть технологии LTE на территории Норвегии и Швеции, но в ограниченном масштабе покрытия. Такой шаг ставит своей целью повышение рыночного имиджа компании. Некоторыми специалистами данное событие было названо «самым крупным маркетинговым ходом компании Telia Sonera». Однако существует также мнение, что он мало что может сделать для значительного расширения функциональности сети мобильной связи в интересах пользователя, учитывая тот факт, что сама Telia Sonera готова признать незрелость используемой технологии и несоответствие ее возможностей требованиям современного потребительского рынка.

Иной подход был положен в основу рекламной кампании южноафриканского оператора Cell C, который явно двусмысленно трактует свою сеть технологии HSPA+, как сеть 4G (хотя HSPA не имеет на рынке соответствующей торговой марки), но рекламирует ее пользователям в качестве ис-

пытательного стенда для обкатки сети, обеспечивающей «огромные скорости передачи информации и широчайшие сервисные возможности». Реклама такого рода активно критиковалась конкурентами, а правительственные органы ЮАР, контролирующие сферу рекламы, предписали компании Cell C приостановить использование подобных рекламных материалов.

Операторы традиционно активно вовлекаются в технологическую «гонку вооружений», чтобы использовать преимущества инициатора технологической инновации для повышения рыночного рейтинга своей компании. Участники рынка ввязываются в такую «гонку» даже в том случае, когда и до появления новой технологии они поставляют пользователям самые передовые и высококачественные услуги. Однако сомнительно, что реклама торговой марки сети связи будет оказывать большое влияние на позицию оператора на рынке или станет фактором, способствующим возврату вложенных инвестиций. Все дело в том, что преимущества перехода от 3G к 4G пользователю до сих пор не ясны.

Операторы, истощившие потенциал пропускной способности своих сетей в перенаселенных районах, могли бы получить выигрыш в увеличении зоны покрытия обслуживаемых территорий за счет использования беспроводных технологий, обеспечивающих более высокую спектральную эффективность передаваемого сигнала в выделенном радиочастотном ресурсе. Другая проблема связана с повсеместно происходящим смещением ответственности за потребительские свойства систем мобильной связи с инфраструктуры к более осязаемым пользователями продуктам, а именно, терминалам, приложениям и контенту.

Добавим, переход от сетей 2G к сетям 3G сопровождался фундаментальным поворотом от телефонных сетей к сетям передачи данных, а точнее, к цифровым сетям, обеспечивающим широкий перечень телекоммуникационных услуг, тогда как замена 3G на 4G позволит лишь незначительно повысить скорость передачи информации, что пока не является жизненно необходимым для пользователей и рентабельным для операторов мероприятием.

Сценарии внедрения LTE

Основываясь на коллективном опыте операторов в области инфраструктурного строительства и на уникальной позиции технологии LTE на рынке среди существующих и других перспективных технологий, попытаемся ответить на во-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

просы: кто является первыми «усыновителями» LTE, и какой сценарий должен быть использован на начальном этапе развертывания LTE-сети? Анализ сложившейся на рынке ситуации позволяет сделать вывод, что наиболее вероятными первопроходцами в данной области станут лидеры рынка услуг мобильной связи. Именно они своевременно инвестировали средства в сети 3,5G и развивались за счет умения здраво оценивать перспективы технологического совершенствования своего бизнеса. Этому способствовал приток абонентов, которые демонстрировали готовность платить за существенно более высокую, чем у предыдущих технологий, скорость передачи. Эти же лидеры телекоммуникационного рынка, вероятнее всего, станут интегрированными операторами, которые будут осуществлять эксплуатацию фиксированных и мобильных сетей, а также предоставлять пользователям ряд услуг широкополосного доступа (VDSL, FTTX, кабель и др.). Для таких операторов внедрение LTE - естественный шаг, который может оказаться экономически оправданным, учитывая относительно невысокие затраты на освоение данной технологии на развитой инфраструктуре.

Ситуация, когда на сцену выходят новые операторы, которые выбрали свободный от конкуренции рынок или которые внедряют «чистую» LTE-сеть (то есть организуемую не на основе сети предыдущего поколения), чтобы сменить традиционных операторов, представляется маловероятной на большинстве региональных рынков. Ре-

Крупнейший в США оператор Verizon Wireless осуществляет активный маркетинг своей LTE-сети

альность, скорее всего, будет напоминать то, что происходило с внедрением WiMAX. На первом этапе освоения ЦГЕ, по-видимому, уготована роль дополнительной технологии на существующей сети. Операторы фиксированной связи, для которых строительство сети мобильной связи является стратегией защиты собственных инвестиций в фиксированные сети, могут обратить внимание на такую перспективную технологию, как ^ГЕ, чтобы с ее помощью улучшить свои позиции на рынках.

Такой ход событий наиболее вероятен для развивающихся рынков, где еще существуют и самостоятельно работают операторы фиксированной связи, которые не имеют благоприобретенных сетей мобильной связи и не предпринимали слияний и поглощений с мобильными операторами. Однако на отдельных рынках со значительным числом конкурирующих операторов подобный сценарий поведения становится более сложной задачей для операторов фиксированной связи.

время. На многих рынках, где имеется устойчивая инфраструктура фиксированной и мобильной связи, участники рынка могут экономически заинтересованно оценить появление одной или двух ^ГЕ-сетей, в которых долевое участие может стать общепринятой нормой. В итоге можно предвидеть три возможных сценария внедрения технологии ^ГЕ (с учетом периода испытаний).

1. Как сеть передачи данных, наложенная на сеть 3G с целью повышения скорости передачи. Такой сценарий наиболее вероятен для лидеров рынка. Он будет напоминать ситуацию с WiMAX-сетью компании 8рпп1, имеющей до сих пор ограниченную территорию покрытия. В данном случае пользователи как основной, так и наложенной сети могут ощутить на себе достоинства широкополосной мобильной связи, но только в зоне действия технологий 40, и в то же время им не грозит разрыв соединения, когда по тем или иным причинам они переходят в зону действия 30. Тем са-

Конкуренты из стана мобильной связи также не спешат с инвестициями в ^ГЕ, поскольку находятся по другую сторону хорошо накрытого «обеденного стола». Большинство мобильных операторов совсем недавно развернули свои сети 30 и сосредоточились на их монетизации, то есть на выкачивании денег из абонентов, потрясенных свалившимся на них сервисным изобилием. Для таких операторов доловое участие в сетях ^ГЕ или получение доходов от обеспечения ^ГЕ-роуминга на своих сетях может иметь больший смысл, чем самостоятельное строительство сети 40.

Такой подход наиболее вероятен, учитывая положительную реакцию рынка на факты долевого участия в сетях, которые уже имели место в последнее

мым обеспечивается плановый возврат инвестиций, поскольку операторы смогли создать сетевую среду, способную удовлетворять индивидуальные и локально-зависимые потребности аудитории своих абонентов в одной и той же полосе радиоканалов сети. Этот сценарий предполагает наличие на рынке многодиапазонных и мультистандартных абонентских устройств. В результате возникает ситуация, сходная с той, когда промышленности потребовалось обеспечить сопряжение между системами мобильной связи поколений 2,50 и 30.

2. Как широкополосная альтернатива фиксированной связи. В странах, где инфраструктура фиксированной связи не существует или ее строи-

тельство является экономически невыгодным, наряду с системами WiMAX может внедряться и технология LTE, в том числе с помощью решений, обеспечивающих широкополосный беспроводной фиксированный доступ (FBWA). Главным преимуществом LTE должна стать возможность работы в более узкой полосе частот, нежели у систем WiMAX, а также более устойчивое проникновение сигнала в помещениях, позволяющее сократить общие затраты энергии на сети. Этот сценарий внедрения LTE, скорее всего, будет использован операторами фиксированной связи или сегодняшними операторами FBWA-доступа. В странах, где нет деления на услуги мобильной и фиксированной связи, данная опция может быть обеспечена на той же самой инфраструктуре, что и у технологии LTE.

3. Как усилитель пропускной способности. Операторы обычно испытывают недостаток пропускной способности своих сетей из-за высокой потребности в ней со стороны абонентских устройств типа iPhone, а также при передаче видеоконтента. Для таких операторов переход к технологии LTE, обладающей более высокой эффективностью использования полосы частот радиоканалов, может оказаться более эффективным решением, нежели наращивание базовых станций 3G или использование дополнительного радиочастотного спектра. Данный сценарий внедрения LTE равнозначен первому сценарию, хотя драйвером в этом случае служит производительность сети. Кроме того, в данном случае оператор, скорее всего, будет иметь более обширное и плотное по количеству потенциальных пользователей покрытие, сравнимое с показателями покрытия при втором сценарии. Такой сценарий обеспечивает высокие экологические показатели, сравнимые с показателями технологии 3,5G, и даже может превзойти их, если станет основным вариантом внедрения технологии 4G.

Ключевые факторы успеха

Технология LTE, другие технологии поколения 4G, а также их преемница LTE-Advanced, ставшая официальной технологией 4G, начнут распространяться по всему миру в ближайшие два года. Методы внедрения и использования технологий 4G будут различными в разных странах мира и у разных операторов. В отличие от сетей 3G/3,5G, которые пришли на смену морально устаревшим сетям 2G и приобрели широкую популярность за короткое время, решение запустить в эксплуатацию сети 4G и

■•••' G ,/^SG

МУЛЬТИСЕРВИСНЫЕ СЕТИ СВЯЗИ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА

\ ::::

\ s

выбор наиболее удобного и выгодного момента их коммерциализации требует целостного, системного подхода, который базируется на учете целого ряда факторов и системообразующих элементов.

Кроме общих для всех операторов факторов, связанных с экологически чистым размещением радиооборудования на обслуживаемой территории и с его технологически зрелым уровнем, а также регуляторных факторов, таких, как наличие необходимого радиочастотного ресурса и гибкой лицензии на оказание услуг, существуют обстоятельства, специфические для каждого оператора и страны, в которой он работает. Различия между операторами увеличиваются по мере перехода к более сложным и более совершенным технологиям мобильной связи. Глубокое изучение таких факторов и системных элементов на всех этапах внедрения технологии ^ГЕ требует ощутимых дополнительных инвестиций. Можно выделить три кластера основных факторов, обеспечивающих успешное внедрение технологии ^ГЕ.

Учет предпочтений пользователя. Показатели мобильности пользователей и их увлечения теми или иными услугами и приложениями в некоторых

странах зависят от демографической структуры населения, его национальных традиций и социальных особенностей. Учет пользовательских предпочтений в области услуг и приложений мобильной связи, их структурирование и анализ необходимы для понимания роли, которую оператор должен играть для полного удовлетворения потребительского рынка. Анализ должен дать ответ на вопрос, какие из пользователей, привыкших к традиционным видам услуг связи, должны попасть под влияние новых сервисных предложений оператора. Наличие потенциальной абонентской базы широкополосных услуг мобильной связи является исходной точкой для принятия решения оператором о внедрении технологий 40. Итак, внедрение технологии 40 стимулируется потребностями пользователя, его желанием платить за широкополосные услуги и обеспечивать возврат инвестиций.

Успешный бизнес на существующей инфраструктуре. В тех странах, где период ажиотажного спроса на подключение к сетям связи, будь то телефонные сети или сети передачи данных, давно прошел, технология 40 будет заменять или дополнять существующую технологию. Будущий успех широкополосного мобильного бизнеса и возмож-

ности возврата вложенных в него инвестиций у любого оператора будет зависеть от успеха существующей инфраструктуры и услуг, уже предоставляемых в той стране или регионе, где он предполагает внедрять 4G.

Конкурентоспособность оператора на рынке. Данное требование, вероятно, оказывает наибольшее давление на операторов в момент принятия решения об использовании технологий 4G. В прошлом давление со стороны рынка иногда заставляло операторов делать ошибочные и несвоевременные шаги. Внедряя технологии 4G на зрелых телекоммуникационных рынках, оператору важно понимать конкурентную среду, сформировавшуюся в стране и, по возможности, оценивать экономический и социальный вклад, который привнесут широкополосные услуги мобильной связи. Разумеется, предметом обсуждения должен стать весь комплекс потенциальных возможностей 4G, а также должна быть проведена дифференциация предлагаемых услуг с целью оценки целесообразности их внедрения на данный конкретный рынок, где действуют и другие операторы.

По материалам журнала Detecon Management Report

Радиочастотный центр

Центрального федерального округа

Перечень услуг

ФГУП «РЧЦ ЦФО» -участник выставки «Связь-Экспокомм-2011»

і

h

лет

Проведение экспертизы возможности использования РЭС и их электромагнитной совместимости

Разработка планов частотно-территориального размещения РЭС

Обеспечение надлежащего использования радиочастот и РЭС (ВЧУ)

Выявление источников радиопомех

Присвоение позывных сигналов опознавания

Сертификационные испытания по параметрам РЭС

Консультационные услуги по вопросам использования радиочастотного спектра

127473 Москва, ул.Достоевского, 1/21 Тел.: (495) 681-70-30; факс: (495) 688-99-47; горячая линия: (495) 258-80-50 www.rf5-rf.ru | info@rfc-cfa.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.