ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 7. ФИЛОСОФИЯ. 2006. № 2
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
ВЫЗОВ ПОЗНАНИЮ: СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Вызов познанию: Стратегии развития науки в современном
мире / Отв. ред. Н.К. Удумян. — М.: Наука, 2004. — 475 с.
Перед нами книга нового поколения. Эта работа концентрирует в себе мысль большого круга замечательных ученых, философов науки. Но она не просто о науке. Это еще, если можно так сказать, и мысль о самой мысли. Это самопознание науки, которое становится возможным, как мы видим, только с позиций принципиально новой парадигмы, раскрывающей удивительные горизонты научного творчества и глубочайшие идеи о путях развития нашей цивилизации.
Эта книга представляет собой сборник трудов отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области философии и методологии науки. Она посвящена фундаментальным проблемам развития научного знания в современном мире. В книге представлены переводы работ И. Пригожина, Л. Кааса, П. Корнинга, Э. Морена и др. Некоторые из этих авторов публикуются в России впервые.
Книга состоит из четырех разделов и заключительной части — Вместо послесловия.
Первый раздел — «Современная методология познания: новейшие исследования» — начинается статьей Эдгара Морена «Принципы познания сложного в науке XXI века» (пер. с фр. Е.Н. Князевой). Логическим продолжением данной статьи является следующая за ней статья Е.Н. Князевой «Трансдисциплинарные когнитивные стратегии в науке будущего». В этих первых работах намечается центральный — трансдисциплинарный — дискурс как явно усиливающаяся характеристика, тенденция наличного бытия и перспектива бытия современной науки. Инструментом реализации этого дискурса выступает современная теория самоорганизации и эволюции сложных систем, или синергетика.
Исследование новой, постнеклассической парадигмы продолжают О.Е. Баксанский и Е.Н. Кучер в статье «Когнитивная философия и современные когнитивные исследования». Под когнитивными науками авторы понимают «активно развивающуюся на Западе и пока достаточно скромно представленную в
России область cognitive sciences» (с. 54—55). В статье рассматриваются основные принципы данных наук. В.Ж. Келле в своей статье «От производства знаний к производству технологий» показывает, что отношения между естественно-научным, техническим и фундаментальным знанием значительно изменялись в ходе эволюции науки. Автор утверждает, что наука как социальный институт в настоящее время занимается не только производством знаний, но и производством новых технологий. Это позволяет решать новые проблемы и создавать новые продукты.
В статье Э.Н. Мирзоян «Единство естествознания как проблема истории и философии науки» поднимается проблема создания интегральной научной картины реальности, объединяющей природу, человека, общество и мышление. Вторая глава — «Наука в изменившемся мире: традиционные и новые подходы» — открывается статьей Жана Петито, французского ученого и организатора науки, специалиста в области прикладной эпистемологии, «Семиофизика: от качественной физики к когнитивным наукам» (пер. с фр. Е.Н. Князевой). В центре внимания автора — исследовательская программа Рене Тома, целью которой стал синтез точных наук, наук о духе и философии природы. В статье Н.К. Удумян «Современные методы изучения молекулярной эволюции» обосновывается принципиальный вывод о том, что понятия организации и самоорганизации являются наиболее перспективными и значимыми для изучения молекулярной эволюции как длительного процесса, которому предшествовала химическая эволюция и который включен в эволюцию органического мира и продолжается сейчас в эволюции биосферы. С.Н. Гринченко в статье «Метаэволюция живого: информационно-кибернетическая точка зрения» ставит вопрос о недостаточности понятийного аппарата физики и химии для понимания проблем возникновения и развития живого, о необходимости существенного расширения диапазона языков интерпретации представлений о нем «за счет привлечения в рассмотрение междисциплинарных областей знания, а именно кибернетики и теории сложных систем» (с. 143).
Следующая работа, помещенная во второй главе, — статья «Синергия и эволюция "суперорганизмов": прошлое, настоящее, будущее» Питера А. Корнинга (пер. с англ. А.В. Олескина). Автор статьи — доктор философии, директор Института исследований сложных систем в Паоло Алто (Калифорния, США), автор множества статей и книг, посвященных исследованию роли синергии в эволюции.
Как показывает П. Корнинг, ученые вновь обратились к понятию суперорганизма не случайно. Суперорганизмы «не только соответствуют важному аспекту эволюционного процесса, но они и приобретут в будущем существенную роль в продолжаю-
щейся эволюции человеческих обществ» (с. 185). Обсуждение оптимальных способов творческого объединения людей для решения социальных, научных и других проблем продолжается в статье A.B. Олескина «Общие свойства "сети" как одной из стержневых метафор современной (постнеклассической) науки». Автор подробно рассматривает «социальные сетевые структуры как организационный дизайн, пригодный для решения ряда задач, в том числе экологического толка, перед которыми пасуют более распространенные в индустриальном обществе бюрократические структуры» (с. 223). Завершается вторая глава статьей В.И. Аршинова и Н.Г. Савичевой «Гражданское общество в синер-гетическом осмыслении». Как показывают авторы, многомерность проблематики гражданского общества требует конструктивно ориентированного междисциплинарного подхода. Такие функции сегодня возлагаются на синергетический подход, понимаемый достаточно широко, во всем разнообразии его языков и интерпретаций.
Третий раздел книги, который носит название «Человек в современном мире», открывается статьей И. Пригожина «Очеловечивание человека, креативность природы и креативность чело-века« (пер. с фр. Е.Н. Князевой). С точки зрения автора, в современном мире человек продолжает процесс своего очеловечивания, своей гуманизации. И этот процесс можно понять, только приняв социум в качестве нелинейной системы.
В статье «От утопии к науке: конструирование человека» Б. Г. Юдин обращается к классической дилемме доминирования роли природного либо социального в развитии человека и ставит ее в современный контекст, обнаруживая новое содержание. Он приводит анализ Ф. Фукуямой в своей недавней книге (Fukuyama F. Our Posthuman Future: Consecuences of the Biotechnology Revolution. N.Y., 2002) известных антиутопий Дж. Оруэлла («1984») и О. Хаксли («Прекрасный новый мир»).
Мысль о возможностях современных технологий и об отношении человечества к этим возможностям рассматривается в статье профессора Леона Р. Касса, председателя Совета по биоэтике при Президенте США (пер. с англ. Е.Н. Князевой). Отмечая тот факт, что мы живем практически в начале «золотого века» биотехнологии и, по большому счету, должны радоваться ее достижениям, автор останавливается на проблемах, вызывающих тревогу и беспокойство. Это проблемы, связанные с тем, что высвобождаемые медицинской наукой силы могут быть применены как инструменты биотерроризма, как агенты социального контроля, как средства для непредсказуемого изменения наших тел и умов. Продолжая тему исследования влияния на человечество использования новейших биомедицинских технологий, П.Д. Тищенко в статье «Новейшие биомедицинские технологии:
философско-антропологический анализ» приходит к выводу о проблематизации под воздействием этих технологий основополагающих структур самоидентичности человека. Вопрос о новых стратегиях науки в современном мире на материале истории русской биологической мысли поднимает в своей статье «Философия интуитивизма как одно из оснований диалога науки и религии в XX веке (к истории вопроса)» Е.Б. Музрукова. Статья профессора Питера Ричерсона (Калифорния, США) и профессора Роберта Бойда (Калифорния, США) «Культура — часть биологии человека: почему понятие суперорганического сослужило плохую службу наукам о человеке» (пер. с англ. З.В. Кагановой) также продолжает и развивает идею синтеза, коэволюции в современной науке подходов, казавшихся противоположными, — подходов, отдававших предпочтение роли либо генов, либо культуры в поведении человека. Непосредственно проблеме метода современной науки посвящена статья В.И. Аршинова и В.Г. Буданова «Роль синергетики в формировании новой картины мира», которая открывает четвертый раздел книги («Взгляд в будущее»). Синергетика рассматривается в ней как инструмент построения новой единой картины мира в условиях перехода современной науки к постнеклассической стадии развития, характеризующейся рефлексией над различными сферами реальности, описываемыми как естественными, так и социальными и гуманитарными науками.
С точки зрения автора следующей статьи — «Универсальная перспектива творческого интеллекта в свете постнеклассической методологии» — А.П. Назаретяна, постнеклассическая методология меняет многие акценты в изучении мирового эволюционного процесса. Она дает новое видение соотношения объективной и субъективной реальности и помогает читателю увидеть механизмы исторического развития и роста влияния фактора сознания на данный процесс. Вопрос о новых стратегиях науки в современном мире не может рассматриваться без понимания проблемы соотношения фундаментальных и прикладных исследований. В своей статье Е.А. Мамчур отвергает утверждения о якобы имеющем место стирании границ между этими двумя сторонами науки. Завершает данную главу (и книгу) статья И. Пригожина «Дано ли нам будущее?» (пер. с англ. Е.Н. Князевой). Знаменитый ученый утверждает, что мир природы и мир культуры едины в том, что имеют стрелу времени. Именно через нее проявляется универсальное креативное начало. Неопределенность современного мира, вызванная глобализацией, является неизбежной. Но то, что мы не должны забывать, — это флуктуации, которые определят ту ветвь, по которой пойдет развитие после точки бифуркации. Это призыв к индивидуальному действию, которое сегодня в гораздо большей степени, чем когда-либо, необязательно обречено остаться ничтожным и кануть в Лету» (с. 461).
Можно, безусловно, согласиться с З.В. Кагановой, автором «Вместо послесловия. Наука вчера, сегодня, завтра: уроки истории» в том, что новая, постнеклассическая парадигма науки формируется на наших глазах. И книга замечательно показывает это.
Л.В. Суркова
L.V. Surkova
THE CHALLENGE TO COGNITION: THE STRATEGY
OF SCIENCE DEVELOPMENT IN THE MODERN WORLD
Summary
This article is the review of collection of scientific papers of national and foreign scientists and specialists in the field of philosophy and methodology of science «the challenge to cognition: the strategy of science development in the modern world» (Moscow, 2004) published under the editorship of N.K. Udumyan in the Publishing House "Nauka". This work is dedicated to fundamental problems of development of scientific knowledge in the modern world. In the book there are translations of works of I. Prigozhin, L. Kaas, P. Korning, E. Moren etc. Works of some of these authors are published for the first time. It is also worth to note the works of Russian philosophers on problems of modern cognition methodology, the place of a man in the modern world, development of post-non classic paradigm of science.