ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 7. ФИЛОСОФИЯ. 2005. № 6
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
ВЫЗОВ ПОЗНАНИЮ: СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
(Вызов познанию: Стратегии развития науки в современном
мире / Отв. ред. Н.К. Удумян. — М.: Наука, 2004. — 475 с.
Перед нами книга нового поколения. Эта работа концентрирует в себе мысль большого круга замечательных ученых, философов науки. Но она не просто о науке. Это еще, если можно так сказать, и мысль о самой мысли. Это самопознание науки, которое становится возможным, как мы видим, только с позиций принципиально новой парадигмы, раскрывающей удивительные горизонты научного творчества и глубочайшие идеи о путях развития нашей цивилизации.
Эта книга представляет собой сборник трудов отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области философии и методологии науки. Она посвящена фундаментальным проблемам развития научного знания в современном мире. В книге представлены переводы работ И. Пригожина, Л. Кааса, П. Корнинга, Э. Морена и др. Некоторые из этих авторов публикуются в России впервые.
Книга состоит из четырех разделов и заключительной части — Вместо послесловия.
Первый раздел — «Современная методология познания: новейшие исследования» — начинается статьей Эдгара Морена «Принципы познания сложного в науке XXI века» (пер. с фр. Е.Н. Князевой). Логическим продолжением данной статьи является следующая за ней статья Е.Н. Князевой «Трансдисциплинарные когнитивные стратегии в науке будущего». В этих первых работах намечается центральный — трансдисциплинарный — дискурс как явно усиливающаяся характеристика, тенденция наличного бытия и перспектива бытия современной науки. Инструментом реализации этого дискурса выступает современная теория самоорганизации и эволюции сложных систем, или синергетика.
Исследование новой, постнеклассической парадигмы продолжают О.Е. Баксанский и Е.Н. Кучер в статье «Когнитивная философия и современные когнитивные исследования». Под когнитивными науками авторы понимают «активно развивающуюся на Западе и пока достаточно скромно представленную в России область cognitive sciences» (с. 54—55). В статье рассматриваются основные принципы данных наук. В.Ж. Келле в своей статье «От
производства знаний к производству технологий» показывает, что отношения между естественно-научным, техническим и фундаментальным знанием значительно изменялись в ходе эволюции науки. Автор утверждает, что наука как социальный институт в настоящее время занимается не только производством знаний, но и производством новых технологий. Это позволяет решать новые проблемы и создавать новые продукты.
В статье Э.Н. Мирзоян «Единство естествознания как проблема истории и философии науки» поднимается проблема создания интегральной научной картины реальности, объединяющей природу, человека, общество и мышление. Вторая глава — «Наука в изменившемся мире: традиционные и новые подходы» — открывается статьей Жана Петито, французского ученого и организатора науки, специалиста в области прикладной эпистемологии, «Семиофизика: от качественной физики к когнитивным наукам« (пер. с фр. Е.Н. Князевой). В центре внимания автора — исследовательская программа Рене Тома, целью которой стал синтез точных наук, наук о духе и философии природы. В статье Н.К. Уду-мян «Современные методы изучения молекулярной эволюции» обосновывается принципиальный вывод о том, что понятия организации и самоорганизации являются наиболее перспективными и значимыми для изучения молекулярной эволюции как длительного процесса, которому предшествовала химическая эволюция и который включен в эволюцию органического мира и продолжается сейчас в эволюции биосферы. С.Н. Гринченко в статье «Мета-эволюция живого: информационно-кибернетическая точка зрения» ставит вопрос о недостаточности понятийного аппарата физики и химии для понимания проблем возникновения и развития живого, о необходимости существенного расширения диапазона языков интерпретации представлений о нем «за счет привлечения в рассмотрение междисциплинарных областей знания, а именно кибернетики и теории сложных систем» (с. 143).
Следующая работа, помещенная во второй главе, — статья «Синергия и эволюция "суперорганизмов": прошлое, настоящее, будущее» Питера А. Корнинга (пер. с англ. А.В. Олескина). Автор статьи — доктор философии, директор Института исследований сложных систем в Паоло Алто (Калифорния, США), автор множества статей и книг, посвященных исследованию роли синергии в эволюции.
Как показывает П. Корнинг, ученые вновь обратились к понятию суперорганизма не случайно. Суперорганизмы «не только соответствуют важному аспекту эволюционного процесса, но они и приобретут в будущем существенную роль в продолжающейся эволюции человеческих обществ» (с. 185). Обсуждение оптимальных способов творческого объединения людей для решения социальных, научных и других проблем продолжается в статье
A.B. Олескина «Общие свойства "сети" как одной из стержневых метафор современной (постнеклассической) науки». Автор подробно рассматривает «социальные сетевые структуры как организационный дизайн, пригодный для решения ряда задач, в том числе экологического толка, перед которыми пасуют более распространенные в индустриальном обществе бюрократические структуры» (с. 223). Завершается вторая глава статьей В.И. Арши-нова и Н.Г. Савичевой «Гражданское общество в синергетическом осмыслении». Как показывают авторы, многомерность проблематики гражданского общества требует конструктивно ориентированного междисциплинарного подхода. Такие функции сегодня возлагаются на синергетический подход, понимаемый достаточно широко, во всем разнообразии его языков и интерпретаций.
Третий раздел книги, который носит название «Человек в современном мире», открывается статьей И. Пригожина «Очеловечивание человека, креативность природы и креативность чело-века« (пер. с фр. Е.Н. Князевой). С точки зрения автора, в современном мире человек продолжает процесс своего очеловечивания, своей гуманизации. И этот процесс можно понять, только приняв социум в качестве нелинейной системы.
В статье «От утопии к науке: конструирование человека» Б. Г. Юдин обращается к классической дилемме доминирования роли природного либо социального в развитии человека и ставит ее в современный контекст, обнаруживая новое содержание. Он приводит анализ Ф. Фукуямой в своей недавней книге (Fukuyama F. Our Posthuman Future: Consecuences of the Biotechnology Revolution. N.Y., 2002) известных антиутопий Дж. Оруэлла («1984») и О. Хаксли («Прекрасный новый мир»).
Мысль о возможностях современных технологий и об отношении человечества к этим возможностям рассматривается в статье профессора Леона Р. Касса, председателя Совета по биоэтике при Президенте США (пер. с англ. Е.Н. Князевой). Отмечая тот факт, что мы живем практически в начале «золотого века» биотехнологии и по большому счету должны радоваться ее достижениям, автор останавливается на проблемах, вызывающих тревогу и беспокойство. Это проблемы, связанные с тем, что высвобождаемые медицинской наукой силы могут быть применены как инструменты биотерроризма, как агенты социального контроля, как средства для непредсказуемого изменения наших тел и умов. Продолжая тему исследования влияния на человечество использования новейших биомедицинских технологий, П.Д. Тищенко в статье «Новейшие биомедицинские технологии: философско-ан-тропологический анализ» приходит к выводу о проблематизации под воздействием этих технологий основополагающих структур самоидентичности человека. Вопрос о новых стратегиях науки в современном мире на материале истории русской биологической мысли поднимает в своей статье «Философия интуитивизма как одно из оснований диалога науки и религии в XX веке (к истории
вопроса)» Е.Б. Музрукова. Статья профессора Питера Ричерсона (Калифорния, США) и профессора Роберта Бойда (Калифорния, США) «Культура — часть биологии человека: почему понятие суперорганического сослужило плохую службу наукам о человеке» (пер. с англ. З.В. Кагановой) также продолжает и развивает идею синтеза, коэволюции в современной науке подходов, казавшихся противоположными, — подходов, отдававших предпочтение роли либо генов, либо культуры в поведении человека. Непосредственно проблеме метода современной науки посвящена статья В.И. Аршинова и В.Г. Буданова «Роль синергетики в формировании новой картины мира», которая открывает четвертый раздел книги («Взгляд в будущее»). Синергетика рассматривается в ней как инструмент построения новой единой картины мира в условиях перехода современной науки к постнеклассической стадии развития, характеризующейся рефлексией над различными сферами реальности, описываемыми как естественными, так и социальными и гуманитарными науками.
С точки зрения автора следующей статьи — «Универсальная перспектива творческого интеллекта в свете постнеклассической методологии» — А.П. Назаретяна, постнеклассическая методология меняет многие акценты в изучении мирового эволюционного процесса. Она дает новое видение соотношения объективной и субъективной реальности и помогает читателю увидеть механизмы исторического развития и роста влияния фактора сознания на данный процесс. Вопрос о новых стратегиях науки в современном мире не может рассматриваться без понимания проблемы соотношения фундаментальных и прикладных исследований. В своей статье Е.А. Мамчур отвергает утверждения о якобы имеющем место стирании границ между этими двумя сторонами науки. Завершает данную главу (и книгу) статья И. Пригожина «Дано ли нам будущее?» (пер. с англ. Е.Н. Князевой). Знаменитый ученый утверждает, что мир природы и мир культуры едины в том, что имеют стрелу времени. Именно через нее проявляется универсальное креативное начало. Неопределенность современного мира, вызванная глобализацией, является неизбежной. Но то, что мы не должны забывать, — это флуктуации, которые определят ту ветвь, по которой пойдет развитие после точки бифуркации. Это призыв к индивидуальному действию, которое сегодня в гораздо большей степени, чем когда-либо, необязательно обречено остаться ничтожным и кануть в Лету» (с. 461).
Можно безусловно согласиться с З.В. Кагановой, автором «Вместо послесловия. Наука вчера, сегодня, завтра: уроки истории» в том, что новая, постнеклассическая парадигма науки формируется на наших глазах. И книга замечательно показывает это.
Л.В. Суркова