Научная статья на тему 'Выживут только сильнейшие, или тенденции развития сферы потребительских услуг с учетом фактических предпринимательских рисков'

Выживут только сильнейшие, или тенденции развития сферы потребительских услуг с учетом фактических предпринимательских рисков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / MARKET / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ / CONSUMER SERVICES / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / МАЛЫЙ БИЗНЕС / SMALL BUSINESS / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ РИСКИ / ENTREPRENEURIAL RISKS / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ECONOMIC MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Разомасова Е. А., Петрова А. Т.

В статье анализируются тенденции развития потребительского рынка г. Новосибирска в 2013-2015 гг., основанные на оценке уровня рыночной концентрации предприятий общественного питания, оказывающих населению услуги по приготовлению кофе. Исследование рынка общественного питания выявило тенденцию тяготения предпринимателей к сетевой модели организации бизнеса, выступающей формой защиты предпринимателей от фактических рисков в сложившихся экономических условиях, что влечет за собой рост доминирующего влияния крупных игроков на уровень цен и качество предложения услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Only the Strongest Will Survive, or Tendencies of Consumer Services Sphere Development Taking into Account the Actual Entrepreneurial Risks

In article the tendencies of Novosibirsk consumer market development in 2013-2015 based on assessment of market concentration level of the catering companies, providing to the customers services in preparation of coffee, and diagnostics of the entrepreneurs working in the sphere of consumer services are analyzed. The research of the catering market revealed a tendency of inclination of entrepreneurs to network model of the business organization, as a form of entrepreneurs protection against the actual risks in the developed economic conditions that involves growth dominating influence of big companies on price level and quality of service offering.

Текст научной работы на тему «Выживут только сильнейшие, или тенденции развития сферы потребительских услуг с учетом фактических предпринимательских рисков»

ЭКО. - 2017. - №1 РАЗОМАСОВА Е.А., ПЕТРОВА А.Т.

Выживут только сильнейшие, или тенденции развития сферы потребительских услуг с учетом фактических предпринимательских рисков

Е.А. РАЗОМАСОВА, кандидат экономических наук, Новосибирский государственный университет экономики и управления, Новосибирск. E-mail: e. [email protected]

А.Т. ПЕТРОВА, доктор экономических наук, Сибирский федеральный университет, Красноярск. E-mail: [email protected]

В статье анализируются тенденции развития потребительского рынка r. Новосибирска в 2013-2015 гг., основанные на оценке уровня рыночной концентрации предприятий общественного питания, оказывающих населению услуги по приготовлению кофе. Исследование рынка общественного питания выявило тенденцию тяготения предпринимателей к сетевой модели организации бизнеса, выступающей формой защиты предпринимателей от фактических рисков в сложившихся экономических условиях, что влечет за собой рост доминирующего влияния крупных игроков на уровень цен и качество предложения услуг. Ключевые слова: рынок, потребительские услуги, конкуренция, малый бизнес, предпринимательские риски, экономический механизм

Изучая в 2011 г экономический феномен, связанный с ценовым паралогизмом на потребительскую услугу по приготовлению чашки кофе, в поисках ответа на вопрос о себестоимости этой услуги мы выбрали известную в Новосибирске сеть кофеен «Travelers Coffee», осуществляющую «полный цикл переработки кофе, начиная с закупки в странах, его выращивающих, до обжарки в Новосибирске и приготовления напитка» [1. С.152-153]. Сравнительный анализ показал, что при единой технологии производства подобной услуги и примерно равной стоимости производственных факторов розничная цена чашки кофе должна соответствовать зарубежным аналогам, а не быть в 2-3 раза выше.

Дальнейшие исследования свидетельствуют, что описанное явление характерно для всего отечественного рынка потребительских услуг, особенно в сегментах общественного питания и розничной торговли, где производство и оказание услуг осуществляются в основном крупными сетевыми производителями, с которыми не могут конкурировать независимые мелкие.

Рыночная концентрация в сфере потребительских услуг

Оценка уровня концентрации предприятий сферы потребительских услуг, действующих на рынке общественного питания г Новосибирска, производилась на основе индекса Херфиндаля-Хиршмана (НН1), который в 2013 г. «на основе открытых данных о деятельности предприятий указанной отрасли в минимальном значении составил 1232, а в максимальном - 1813» [2. С. 24]. Было выявлено пять доминирующих производителей услуг по приготовлению кофе, представляющих собой сетевые формы бизнеса, совокупная доля которых на рынке в 2013 г. достигала 77,2%, а к концу 2015 г. снизилась до 64,0%. Подобная ситуация характерна для высококонцентрированного рынка с низким уровнем конкуренции. Повторное исследование в начале 2016 г. подтверждает сохранение доминирования в данном рыночном поле, правда, произошла замена одних крупных игроков другими (таблица).

Структура рыночной доли основных производителей услуг по приготовлению кофе в г. Новосибирске в 2013 г. и в 2016 г., %

Производитель 2013 2016 Изменение за период

«Travelers Coffee» 20,5 9,5 -11

«Чашка кофе» 33,5 50,1 16,6

«Кофе Хауз» 6,3 0 -6,3

«Шоколадница» 13,3 1,8 -11,5

«Кофемолка» 3,6 2 -1,6

«Академия кофе» 0 0,6 0,6

Прочие 22,8 36 13,2

Источник: расчеты автора на основе данных объема продаж фирм в стоимостном выражении.

Казалось бы, после ухода с рынка крупного игрока (как в случае с сетью «Кофе Хауз») с долей 6,3% его место могут занять независимые компании, что повлечет за собой снижение уровня рыночной концентрации. Однако в случае с сетью «Кофе Хауз» все ограничилось лишь сменой собственника и вывески. В октябре 2014 г. сеть «Шоколадница», принадлежащая ООО «Шоколадный

дом», выкупила долю в уставном капитале ООО «Кофе Хауз. Эспрессо и капучино бар», став ключевым владельцем этого бизнеса с долей 99% [3]. Подобный передел рынка не может способствовать росту уровня конкуренции, сохраняя олигополистический характер с адекватным ему ценообразованием.

В результате такой рыночной концентрации цена на чашку кофе в Новосибирске в настоящее время сложилась на уровне 80-180 руб., а у доминирующей фирмы рынка «Чашка кофе» -и вовсе 150-230 руб. на самые популярные виды (эспрессо, американо, капучино), притом, что технологии их приготовления одинаковые. Фактическая себестоимость по стандартной технологии приготовления кофе (даже с учетом темпов роста потребительской инфляции с 6,5% в 2013 г до 12,9% в 2015 г) колеблется от 30 до 45 руб. [4. С. 15], а рассчитанный коэффициент Лернера, по верхней границе в 45 руб. за единицу порции, приближается к 0,8 при критическом значении в 1,0 ед., что подтверждает предположение о наличии факта доминирования небольшого числа производителей данного вида услуг, которым остальные участники рынка не могут составлять реальную конкуренцию.

Высокий уровень цен по отношению к реальной себестоимости потребительских услуг объясняется недостаточным развитием конкуренции. К решению проблемы защиты конкуренции необходимо подходить с позиции четких экономических рекомендаций, закрепленных законодательно, начав с введения в действующий закон РФ «О защите конкуренции» более конкретного определения признаков доминирующего субъекта, рассматривая под ним не только конечного поставщика услуг на потребительском рынке, но и всех участников инфраструктурного обеспечения данного бизнеса.

Проблемы предпринимателей в сфере потребительских услуг

Дальнейшее исследование рынка показало, что объем производства и продаж в сфере потребительских услуг в стране рос с 2013 г. по 2015 г. достаточно медленно, всего на 1,1% за год, а по итогам 2015 г. - начала 2016 г. в некоторых сегментах этой сферы наблюдался резкий спад темпов роста данного показателя [5].

Кризис, приведший к падению ВВП, снижение реальных доходов населения и объемов потребления домашних хозяйств, оказал и негативное влияние на результаты бизнеса во всех отраслях экономики. По разным оценкам, «с 1-го квартала 2015 г. объем ВВП снизился на 2,2%, во 2-м - на 4,6% и в 3-м - на 4,1% по отношению к соответствующему периоду 2014 г., конечное потребление домашних хозяйств снизилось на 9%, реальная заработная плата - на 9,3%, розничный товарооборот - на 8,8%» [6. С. 9]. На 7,4% возросла безработица, на 10% уменьшился оборот розничной торговли и на 2,1% сократился объем платных услуг населению [4. С. 6].

По мнению вице-премьера российского Правительства О. Го -лодец, кризисные явления в России привели к росту теневого сектора экономики (на конец 2013 г. число официально не зарегистрированных предпринимателей составило 38 млн чел.) [7].

Нежелание предпринимателей работать легально объясняется высоким уровнем налогов и рисками, с которыми они ежедневно сталкиваются. Правда, при использовании упрощенной системы налогообложения, широко распространенной среди предпринимателей, работающих в сфере потребительских услуг, страховые взносы более низкие (отчисления в Пенсионный фонд составляют 20%), но не только налоги заставляют предпринимателей уходить в тень или вовсе сворачивать бизнес. Представляя собой совокупность отраслей эластичного спроса, сфера потребительских услуг населения остро реагирует на экономическую и социальную ситуацию в стране.

Тем не менее, несмотря на стагнацию и падение объемов в отдельных отраслях сферы услуг (в розничной торговле - до 5,9%, в общественном питании - до 0,5, а в сегменте платных услуг населению - до 4,3%), отрасль продолжает занимать ведущие позиции в экономике Новосибирска [8].

При поддержке Новосибирской торгово-промышленной палаты нами было проведено обследование предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере потребительских услуг в условиях городской агломерации, в котором приняли участие 93 действующих в данной сфере эксперта. Мы попросили собственников малых предприятий и менеджеров выразить свое мнение относительно сложившихся условий для бизнеса на территории города, их отношений с администрацией, оценить состояние

6 ЭКО. - 2017. - №1

рыночного пространства, ответив на 13 вопросов (с вариантами ответа на выбор). Почти треть опрошенных предпринимателей (29%) работают на рынке Новосибирска более пяти лет, что вызывает доверие к их оценкам состояния рынка и факторов, способных оказывать влияние на их бизнес, и лишь 11% из числа опрошенных - новички, открывшие свое дело пару лет назад.

На вопрос анкеты относительно развития конкуренции 70% респондентов ответили, что считают рынок конкурентным, 26% вынуждены трудиться в условиях олигополии, а 4% оценили состояние рынка как монопольное.

Среди факторов, влияющих на предпринимательскую активность, были выделены как внутренние, так и внешние проблемы бизнеса. К внутренним большинство респондентов отнесли слабость материальной базы (41%), низкий уровень мотивации и недостаточную профессиональную подготовку наемного персонала. Также не внушают оптимизма предпринимателям высокие налоги на бизнес (20%) и арендная плата - 17%.

На вопрос: «Улучшилось ли состояние рыночной среды, в которой действует ваш бизнес» 57% респондентов ответили отрицательно. Кроме того, по мнению опрошенных, частота административных воздействий на бизнес со стороны чиновников и надзорных органов государственной власти не снижалась, а наоборот, росла.

В этой связи уместно обратиться к анализу опыта Соединенных Штатов Америки в вопросах взаимоотношений между субъектами малого бизнеса и органов государственной власти. Так, действующий на правительственном уровне США национальный омбудсмен, занимающийся вопросами обеспечения «справедливой и адекватной правоприменительной практики, которая не ограничивала бы предпринимательской инициативы в рамках действующего законодательства» страны, наделен полномочиями оказания справедливой и адекватной правоприменительной поддержки субъектам малого предпринимательства, особенно в случаях излишнего давления со стороны органов государственной власти [9. С. 83].

На самый значимый вопрос: «Оказывалась ли Вам финансовая поддержка со стороны государственных органов и органов местного самоуправления?» ответы предпринимателей распределились следующим образом (рисунок).

Другое (ваш опыт) - 8

Да, это помогло моему бизнесу -

20

.Да, собираюсь еще раз обратиться за помощью -

Даже не надеюсь , получить помощь -40

_Нет, мне отказали в помощи -26

Оценка предпринимателями форм финансовой поддержки со стороны органов государственной власти Новосибирска, оказанной в 2015 г., %

Одной из задач исследования было выявление рисков, способных оказывать влияние на активность предпринимателей нашего города. Отметим, что «понимание риска раскрывается через трактовку серии дополнительных понятий и определений, среди которых можно выделить такие наиболее часто повторяющиеся, как вероятность, опасность, удача, прибыль, ущерб, потеря и пр.» [10. С. 187].

Наиболее серьезные риски, ограничивающие предпринимательскую деятельность, по мнению респондентов, это - высокий уровень налогообложения (20% респондентов) и сама по себе хозяйственная деятельность предприятий, связанная непосредственно с производством и оказанием услуг населению.

Риски же административно-коррупционного характера снизились (рыночные - 54%, административные - 27, законодательные - 23%), что представляет собой положительный пример реализации программ Правительства РФ в нашем городе.

Результаты исследования позволяют сделать вывод, что к основным проблемам предпринимателей, работающих в сфере потребительских услуг, можно отнести слабость материальной базы этих предприятий; низкий уровень мотивации наемного персонала, высокий уровень налогов на бизнес, не позволяющий 6*

сформировать требуемый бюджет; значительный размер арендной платы за помещение, расходы на которую не зависят от полученных результатов деятельности; недостаток финансовых средств, необходимых для развития бизнеса; высокую частоту административных воздействий на бизнес.

Поэтому решение проблем предпринимателей, действующих на рынке потребительских услуг города, видится нам через принятие законодательных актов, более четко определяющих отношения между органами власти и предпринимательскими субъектами, а также запуск механизма адресных мер поддержки предпринимателей, с учетом выявленных проблем.

Поддержка есть,

осталось повысить ее эффективность

В последние два года вопросы о необходимости поддерживать и активизировать предпринимательскую активность широко обсуждаются и находят отражение в стратегических программах развития экономики страны, регионов, муниципалитетов. В своем исследовании мы остановимся на четырех формах государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса: финансовой, имущественной, консультационной и информационной [11]. Для начала рассмотрим критерии, согласно которым разработчики программ поддержки малого и среднего бизнеса, создаваемых на федеральном, региональном и местном уровнях, оценивают успех данных мероприятий.

В программах федерального и регионального уровней в качестве таких критериев названы увеличение числа субъектов малого и среднего бизнеса, а также доля численности занятых на таких предприятиях. Достижение этих показателей позволяет в какой-то мере делать вывод об усилении социальной роли малого и среднего бизнеса, что является одной из приоритетных задач экономической политики государства. С увеличением оборота малых и средних предприятий, в том числе на одного работника, и их доли в государственных закупках связывается решение задачи по укреплению экономической роли малого и среднего бизнеса, в частности - рост налоговых платежей и увеличение объема производимой (или продаваемой) продукции.

В качестве примера приведем муниципальную программу развития малого и среднего предпринимательства г. Новосибирска на 2015-2017 годы, которая содержит такие индикаторы, как количество обращений в организации инфраструктуры поддержки (21000), число субъектов малого и среднего бизнеса (99333), среднесписочная численность работников малых и средних предприятий (268402 чел.), доли закупок у субъектов малого бизнеса (15%), а также помещений муниципальных бизнес-инкубаторов, предоставленных в аренду субъектам малого бизнеса (90%).

Заявленные в данной программе критерии достаточно амбициозны, однако результаты их достижения до настоящего времени не известны, поскольку в открытом информационном доступе отсутствуют какие-либо аналитические данные, что наводит на мысль о формализации подхода мер поддержки малого и среднего бизнеса. Кроме того, по представленной разработчиками системе индикаторов, которыми активно оперируют органы власти, трудно сделать вывод о том, как именно будет оцениваться результативность мер государственной поддержки по каждому из выбранных направлений.

Результативность мер поддержки, выраженная в показателях эффективности, с позиции экономической оценки подразумевает отношение результата к затраченным на его достижение ресурсам [12] (в данном случае - оптимальному расходу бюджетных средств). Думается, что при отождествлении этих понятий оценка действительной эффективности мер государственной поддержки в сфере малого и среднего бизнеса часто искажается, поскольку запланированный результат ее реализации (в виде положительной динамики установленных индикаторов) достигается практически всегда, но их содержание в ряде случаев не очевидно, тем более, без соотнесения его с объемом использованных ресурсов.

Поскольку любой оценочный показатель всегда ориентирован на некоторый критерий для сравнения, позволяющий определить грань между «хорошо» или «плохо», то общепринятые оценки, например, увеличение количества субъектов, из-за существенного искажения данных, предоставляемых органами государственной статистики, дает слишком приблизительную характеристику

роли органов власти в решении вопроса об эффективности поддержки малого и среднего бизнеса.

На наш взгляд, наиболее объективной оценкой эффективности мер государственной поддержки малого бизнеса будет выступать мнение самих предпринимателей, считающих, что информированность об имеющихся формах поддержки, а также непосредственная реализация существующих программ оставляют желать лучшего.

Как показало проведенное нами обследование мнений собственников малого бизнеса, уровень их осведомленности о существующих формах государственной поддержки разного формата крайне низок. Думается, что за последние 10 лет в рамках государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса (на протяжении более 10 лет) была возможность выявить недостатки с последующим внесением корректив в реализацию такого рода мероприятий.

Однако складывается впечатление, что с точки зрения органов государственной власти наиболее предпочтительным является развитие «сильнейших», выживание которых в отраслевом сегменте и так обеспечено за счет выбора модели крупного, сетевого бизнеса. Такие игроки на рынке приносят больше доходов как налогоплательщики и легко контролируются. Подобное отношение объясняет низкий интерес государственных структур к повышению эффективности и выбору наиболее результативных форм государственной поддержки малого и среднего бизнеса, большая часть которых по-прежнему носит лишь декларативный характер, а значит, малоэффективна.

Литература

1. Разомасова Е. А. Сфера услуг и ценовой паралогизм с чашкой кофе / Е. А. Разомасова // ЭКО. - 2011. - № 2. - С. 152-160.

2. Басс А.Я., Разомасова Е.А. Парадигма экономического равновесия на рынке потребительских услуг крупного города // Идеи и идеалы. - 2014. - № 1. (19) т. 2 - С. 22-29.

3. Ануфриева З. Зачем «Шоколадница» купила главного конкурента - сеть «Кофе Хауз». 111^: http://www.the-village.ru/village/business/ story/170183-shoko-i-kofehaus

4. Аганбегян А. Г. Как преодолеть стагнацию и восстановить экономическое развитие // ЭКО. - 2016. - № 2 (500). - С. 3-10.

5. Сайт Федеральной службы государственной статистики URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/torg15.pdf (дата обращения: 09.11.2016).

6. Баранов А. О. Время не ждет: экономическая политика как инструмент преодоления рецессии в России // ЭКО. - 2016. - № 4. - С. 5-23.

7. Правительство России собирается залезть в карманы к фрилансерам и гастарбайтерам? URL: ttp://?//zanostroy.ru/ news/2016/07/15/4971.html (дата обращения: 09.11.2016).

8. Сайт территориального орган Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области. URL: ttp://novosibstat. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/novosibstat/ru/statistics/ (дата обращения: 09.11.2016).

9. Горбачев А. П. Механизм обеспечения прав малого бизнеса в Соединенных Штатах Америки (на примере деятельности Офиса национального омбудсмена по вопросам малого бизнеса) // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2014. - № 8 (51). - С. 81-83.

10. Разомасова Е. А. Теоретико-методологические основы формирования экономического механизма развития сферы потребительских услуг: монография / Е. А. Разомасова; НОУ ВПО Центросоюза РФ «Сибирский университет потребительской кооперации». - Новосибирск, 2012. - 236 с.

11. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

12. Райзберг Б. А. Современный социоэкономический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 629 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.