Научная статья на тему 'ВЫЯВЛЕНИЯ ПРИЧИН ЭТНИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА'

ВЫЯВЛЕНИЯ ПРИЧИН ЭТНИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
179
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ / ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хубиева З.А., Чотчаева А.Х.

В данной статье рассматриваются различные этноконфликтологические школы и на основе анализа мировой этноконфликтологии предполагается, что не возможно создание одной универсальной теории разрешения этнического конфликта. В частности это объясняется тем, что социокультурная среда протекания этнических конфликтов в разных странах мира совершенно разная и это требует разных подходов к урегулированию этнических конфликтов. Так же конкретные условия протекания этнических конфликтов в разных странах мира могут различаться по разным признакам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFYING THE CAUSES OF ETHNIC CONFLICT

This article examines various ethnoconflictological schools and, based on the analysis of world ethnoconflictology, it is assumed that it is not possible to create one universal theory of ethnic conflict resolution. In particular, this is due to the fact that the socio-cultural environment of ethnic conflicts in different countries of the world is completely different and this requires different approaches to the settlement of ethnic conflicts. Also, the specific conditions of ethnic conflicts in different countries of the world may differ in different ways.

Текст научной работы на тему «ВЫЯВЛЕНИЯ ПРИЧИН ЭТНИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА»

ВЫЯВЛЕНИЯ ПРИЧИН ЭТНИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА

З.А. Хубиева, канд. филос. наук, доцент А.Х. Чотчаева, студент

Северо-Кавказская государственная академия (Россия, г. Черкесск)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-11-2-55-57

Аннотация. В данной статье рассматриваются различные этноконфликтологиче-ские школы и на основе анализа мировой этноконфликтологии предполагается, что не возможно создание одной универсальной теории разрешения этнического конфликта. В частности это объясняется тем, что социокультурная среда протекания этнических конфликтов в разных странах мира совершенно разная и это требует разных подходов к урегулированию этнических конфликтов. Так же конкретные условия протекания этнических конфликтов в разных странах мира могут различаться по разным признакам.

Ключевые слова: этноконфликтологические школы, этнический конфликт, политические исследования, социологические исследования.

В современной этноконфликтологии существуют самые различные школы, концепции по вопросу этнических конфликтов. Однако большинство из них основаны на изучении причин этнических конфликтов. Рассмотрим современные эт-ноконфликтологические школы.

Начнем рассмотрение с эволюционной школы в этнокофликтологии. Сторонники этой школы считают, что причины этнических конфликтов коренятся в постоянно меняющейся этнической стратификации общества [1]. Они утверждают, что этнические группы, находящихся на низших ступенях общественной лестницы, стремятся занять более высокое положение, народы же занимающие более высокое положение, желают его сохранить; эти процессы находятся в постоянной динамике. Согласно представителей этой школы этнические конфликты неизбежны, так как борьба между стратами за высокое положение характерна для развития истории общества.

Вторая школа: социально-

психологическая школа в этноконфликто-логии. Сторонники придерживающиеся этого направления, опираются в основном на методологию Фрейда и неофрейдизма и утверждают, что источник этнических конфликтов коренятся в психической сфере индивида. Данная школа в этническом конфликте слишком преувеличивает роль бессознательного фактора. А на самом де-

ле главную роль в возникновении этнического конфликта играют социальные факторы.

Культурно-антропологическая школа в этноконфликтологии. Ее сторонники исходят из того, что глубинные источники конфликтов коренятся в культурных особенностях народов, в их ценностных системах, и, следовательно, в случае контактов двух или более этносов, чем большими являются культурные различия между ними, тем вероятнее развитие конфликтных ситуаций при их взаимодействии [2].

Как правило, авторы различных концепций специально оговаривают, что не следует абсолютизировать предложенные данной школой подходы, ибо и другие конфликтологические школы не являются абсолютно ошибочными, но лишь с разных сторон трактуют наиболее важное и существенное в этнических конфликтах.

В этой связи возникает вопрос: возможно ли создание одной универсальной теории этнического конфликта, которая объясняла бы сущность, природу и механизмы этого явления в различные исторические эпохи и в различных частях планеты и которую можно было бы накладывать как матрицу на реальные конфликты и получать значимые научные и практические результаты? [3] Опыт мировой этнокон-фликтологии дает на этот вопрос отрицательный ответ.

Это обусловлено следующими причинами. Первая причина - указанный отрицательный ответ подтверждается тем, что для урегулирования этнических конфликтов в разных странах мира более продуктивными являются использование методик одних школ, а в других странах более результативнее использование методах других школ. Невозможность наложения одну матрицу на урегулирование этнических конфликтов мира обусловлена тем, что социокультурная среда протекания этнических конфликтов в разных странах мира совершенно разная. А это требует разных подходов к урегулированию этнических конфликтов в разных странах. Вторая причина - конкретные условия протекания этнических конфликтов в разных странах мира могут различаться по разным признакам. Но тем не менее нельзя отрицать наличие сходных, общих черт этнических конфликтов в разных странах мира.

Согласно современной науки изучение и использование этих общих, сходных признаков этносов является основой конструктивного и взаимовыгодного сотрудничества между этносами. Доказано, что взаимодействие, взаимопроникновение, взаимообогащение и взаимодополнения этнических культур на основе конструктивного решения этнических конфликтов является общей закономерностью мирового культурного развития.

При выявлении причин межэтнических конфликтов особое значение имеет прежде всего знание психологии наиболее активных представителей этноса, психологические особенности различных типов личностей внутри этноса, а также знание психологии элиты этого этноса и инициаторов конфликта.

Так, например политические исследования показывают, что в разрешении этнического конфликта наиболее активное участие принимает элита т.е. наиболее активная и более интеллектуальная часть этого этноса.

Как показывают социологические исследования в различных учреждениях, предприятиях и организациях работают многонациональные коллективы, а руководителями учреждений и предприятий

являются представители каких-то отдельных этносов. Иногда встречаются такие конфликтные типы руководителей, которые осуществляю кадровое назначение в учреждениях и предприятиях не на основе профессиональных знаний, деловых и нравственных качеств человека, а на основе принципа: симпатии и антипатии то есть «свой», не «свой». Своему дается зеленый свет движения по служебной лестнице, а «не своему» путь блокируется. Такая несправедливость носит явный и скрытый характер и часто приводит к обострению межличностных отношений. Но конфликтные типы личностей бываю разного вида. Все эти виды характеризуются тем, что все они в этноконфликтологии относятся к универсальному конфликтному типу личностей для которых состояние межэтнической напряженности, конфронтации, противоборство, является естественным любимым занятием. О таких кон-фронтационных типах говорят: «он не уживчив, то есть обладает хронической несовместимостью». Независимо от того, с кем ему приходится общаться - он вызывает напряженность в отношениях. Почти в каждом учреждении, каждой организации, этнической группе есть свои кон-фронтационные типы.

Современные социологические исследования показывают, что в тех учреждениях или организациях, в которых руководителем является конфронтационный тип всегда неблагоприятная нравственно-психическая атмосфера особенно в многонациональном коллективе. Она может быть вызвана образованием противоположных группировок со своими культурными, этническими различиями людей.

Таким образом научные и социологические исследования свидетельствуют о том, что этнические конфликты реже всего возникают если руководителями этнических групп являются антиконфронтационный тип. Конструктивное разрешение этнического конфликта нацелена на взаимовыгодное сотрудничество, на развитие, на улучшение условий жизни людей, на защиту их прав и свобод этнических меньшинств.

Библиографический список

1. Кумова С.В. Политические аспекты этнического конфликта в современной Европе: дис. ... канд. пол. наук. - Саратов, 2006.

2. Авксентьев В. А. Этнический конфликт как вид социального конфликта // Социальный конфликт научно-практический журнал. - 1996. - №4.

3. Леонов Н. И. Конфликтология: учеб. пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006.

IDENTIFYING THE CAUSES OF ETHNIC CONFLICT

Z.A. Khubieva, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor A.H. Chotchaeva, Student North Caucasus State Academy (Russia, Cherkessk)

Abstract. This article examines various ethnoconflictological schools and, based on the analysis of world ethnoconflictology, it is assumed that it is not possible to create one universal theory of ethnic conflict resolution. In particular, this is due to the fact that the socio-cultural environment of ethnic conflicts in different countries of the world is completely different and this requires different approaches to the settlement of ethnic conflicts. Also, the specific conditions of ethnic conflicts in different countries of the world may differ in different ways.

Keywords: ethnoconflictological schools, ethnic conflict, political studies, sociological studies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.