Научная статья на тему 'Выявление знаний о региональной лекарственной политике у специалистов здравоохранения'

Выявление знаний о региональной лекарственной политике у специалистов здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЛЕКАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / REGIONAL DRUG POLICY / ЗНАНИЯ / KNOWLEDGE / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / PHARMACEUTICAL WORKERS / МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ / MEDICAL WORKERS / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / SOCIOLOGICAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шукиль Людмила Владимировна, Мошкова Людмила Васильевна, Коржавых Элеонора Александровна

Путем социологического исследования установлена недостаточность знаний о региональной лекарственной политике у фармацевтических работников по сравнению с врачами. Показана необходимость обучения фармацевтических работников основам лекарственной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шукиль Людмила Владимировна, Мошкова Людмила Васильевна, Коржавых Элеонора Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION OF KNOWLEDGE ON REGIONAL DRUG POLICY AT HEALTH PROFESSIONALS

By sociological research established lack of knowledge on regional drug policy at pharmaceutical workers compared with doctors. Shows the need to educate pharmaceutical workers the basics of drug policy.

Текст научной работы на тему «Выявление знаний о региональной лекарственной политике у специалистов здравоохранения»

//Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. 2015. № 6. С. 42-53.

Шукиль Л. В.1, Мошкова Л. В.2, Коржавых Э. А.2

ВЫЯВЛЕНИЕ ЗНАНИЙ О РЕГИОНАЛЬНОЙ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ У СПЕЦИАЛИСТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

1 Министерство здравоохранения Омской области, Россия

2Российский университет дружбы народов, профессор кафедры технологии получения лекарств и организации фармацевтического

дела

Shukil' L.V.1, Moshkova L. V.2, Korzhavykh E. A.2

IDENTIFICATION OF KNOWLEDGE ON REGIONAL DRUG POLICY AT HEALTH PROFESSIONALS

1The Ministry of health of the Omsk region, Russia

2Peoples ' Friendship University of Russia, Professor in the Department of technology of medicines and of organization of pharmaceutical business

Шукиль Людмила Владимировна Министерство здравоохранения Омской области, начальник управления по фармацевтической деятельности и производству лекарств

Мошкова Людмила Васильевна Российский университет дружбы народов, профессор кафедры технологии получения лекарств и организации фармацевтического дела; e-mail: lmoshkova1@yandex.ru Коржавых Элеонора Александровна Российский университет дружбы народов, профессор кафедры технологии получения лекарств и организации фармацевтического дела; e-mail: o_kea@mail.ru

Резюме. Путем социологического исследования установлена недостаточность знаний о региональной лекарственной политике у фармацевтических работников по сравнению с врачами. Показана

необходимость обучения фармацевтических работников основам лекарственной политики.

Ключевые слова: региональная лекарственная политика, знания, фармацевтические работники, медицинские работники, социологическое исследование

Abstract. By sociological research established lack of knowledge on regional drug policy at pharmaceutical workers compared with doctors. Shows the need to educate pharmaceutical workers the basics of drug policy.

Keywords: regional drug policy, knowledge, pharmaceutical workers, medical workers, sociological research

Национальная лекарственная политика - это часть государственной политики в области здравоохранения, которая устанавливает приоритеты средне- и долгосрочных целей в фармацевтической отрасли и определяет стратегические пути их достижения [1]. Наиболее полно лекарственная политика проявляется в сегменте льготного лекарственного обеспечения населения, которое контролируется по параметрам доступности лекарственных средств (ЛС), рациональности назначения льготных ЛС в медицинских организациях, сроков обеспечения льготными ЛС и наличия отложенного спроса в аптечных организациях [2].

Кроме того, мониторинг реализации лекарственной политики осуществляется по ряду количественных показателей, установленных на федеральном уровне управления здравоохранением, например, по количеству врачей и фельдшеров, выписывающих рецепты на льготные ЛС, количеству обслуженных льготных рецептов и др.

В силу этого медицинские работники, назначающие льготные ЛС, и аптечные специалисты, отпускающие такие препараты, должны обладать специальными знаниями, в частности, об организации и надлежащем функционировании системы льготного лекарственного обеспечения и в целом о государственной политике в области ЛС.

В связи с вышеизложенным цель настоящего исследования заключалась в том, чтобы оценить знания специалистов фармацевтических и медицинских организаций о лекарственной политике, реализуемой в Омской области, и выявить мнение

респондентов об эффективности выполнения государственных и региональных программ льготного лекарственного обеспечения.

Социологическим методом письменного анкетирования было опрошено 245 специалистов здравоохранения, в том числе 90 руководителей аптечных организаций (5%-ная случайная выборка) и 50 руководителей медицинских организаций, подведомственных Минздраву Омской области (случайная выборка, около 40% генеральной совокупности).

В результате изучения информированности фармацевтических работников о лекарственной политике установлено, что большинство респондентов знакомы с основами лекарственной политики, реализуемой, в частности, через федеральные и региональные целевые программы. Вместе с тем 35,4% респондентов не владеют информацией по Программе «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013-2020», 27,8% - по региональному проекту «Онкология».

Установлено также, что большинство специалистов фармацевтических организаций (86,1%) достаточно высоко оценили эффективность действующих программ - в пределах 80-100%. Всего 13,9% опрошенных отметили, что эффективность программ составляет примерно 40-50%. В отношении Федеральной программы ОНЛП многими специалистами эффективность оценена на уровне 75%. В качестве причин такой оценки были названы, во-первых, неправомерное, с точки зрения опрошенных, разделение льготников на федеральных и региональных и, во-вторых, низкое финансовое обеспечение льготников.

При оценке ассортимента ЛС в территориальной программе лекарственного обеспечения льготных категорий граждан выявлено, что 60,8% опрошенных фармацевтических работников считают его достаточным.

Предназначение перечня ЖНВЛП понимается респондентами неоднозначно. Только 49,4% опрошенных считают его инструментом для реализации Программы государственных гарантий, в то время как 34,2% - инструментом для формирования цен, а 34,1% респондентов с фармацевтическим образованием - для гарантированных поставок. Респонденты назвали факторы, которые, по их мнению, могут повысить доступность ЛС; чаще всего упоминались ценовые факторы,

например, снижение цен на ЛС в госпитальном (44,3%) и амбулаторном секторе (67,0%).

Таким образом, имеют место недостаток и некоторая неопределенность знаний у фармацевтических работников по проблемам региональной лекарственной политики, что указывает на необходимость и целесообразность повышения профессионального уровня фармацевтических кадров в регионе.

При анализе результатов анкетирования медицинских работников наряду с расчетом относительного числа ответов (доля в %) была использована балльная оценка, которая базировалась на качественно-количественной шкале, включавшей 7 градаций: «очень хорошо» - 3 балла, «хорошо» - 2, «скорее хорошо, чем плохо» - 1; «затрудняюсь с ответом» - 0; «скорее плохо, чем хорошо» - (-1); «плохо» - (-2); «очень плохо» - (-3 балла).

Исследование показало, что эффективность федеральной программы государственных гарантий респонденты в целом оценили более высоко, чем региональной. Оценками «очень хорошо» и «хорошо» федеральную программу отметили 94% опрошенных, региональные - 90%. В среднем федеральная программа льготного лекарственного обеспечения оценена руководителями медицинских организаций на 2,08, а региональная - на 2,06 из 3 баллов.

Возможно, одной из причин более низкой оценки эффективности региональной программы льготного лекарственного обеспечения является слабая удовлетворенность руководителей медицинских организаций, принявших участие в опросе, уровнем лекарственного обеспечения в подведомственных им организациях.

О существовании областных и целевых программ, включающих лекарственное обеспечение, знают 88% опрошенных. Несмотря на то, что эффективность этих программ 42% респондентов оценили как «очень хорошую», а 10% - как «хорошую», значительное число (36%) опрошенных затруднились с ответом. Этот факт связан, скорее всего, с тем, что названные программы непосредственно не затрагивали медицинский профиль организаций, возглавляемых респондентами. Вместе с тем он указывает также на недостаточное информирование медицинских специалистов о планах и о результатах реализации областных и целевых программ, функционирующих в регионе.

По мнению опрошенных медицинских работников, доступность ЛС можно повысить прежде всего путем принятия таких мер, как снижение цен на ЛС (36%) и внедрение системы социального страхования (14%). Предложения к федеральной и региональной программе были практически одинаковыми, в основном упоминались увеличение объемов финансирования и расширение ассортимента ЛС. Так, увеличить финансирование только в рамках федерального программы льготного лекарственного обеспечения предложили 38% опрошенных, только региональной программы - 8%, финансирование обеих программ - 24% респондентов.

Сравнительный анализ результатов проведенных нами социологических опросов специалистов здравоохранения свидетельствует о том, что большинство опрошенных знают о существовании государственных и территориальных социальных программ, однако региональные программы - несколько меньше, чем федеральные. О региональных программах ничего не знают 6,4% опрошенных фармацевтов и провизоров.

При этом эффективность государственных программ оценена как высокая и фармацевтическими (86,1%), и медицинскими (94%) работниками. Эффективность региональных программ названа средней обеими группами респондентов.

Ассортимент ЛС для реализации социальных программ считают достаточным более половины фармацевтических работников (60,8%), средним - 50% медицинских работников. Снижение цен на ЛС как первоочередную меру отметили 44,5% опрошенных в фармацевтической группе, и 36% респондентов из группы руководителей медицинских организаций. Кроме того, настораживающим фактом является ограниченность взглядов опрошенных фармацевтических работников на роль перечня ЖНВЛП в повышении доступности ЛС в регионе.

Заключая, следует отметить, что социологический опрос позволил выявить доминантные проблемы по вопросам льготного лекарственного обеспечения и лекарственной политики в Омской области, прежде всего - проблему недостаточной эффективности программ, реализуемых в данной сфере на региональном уровне. Таким образом, проведенные опросы показали, что при достаточно высокой информированности специалистов фармацевтического

профиля о существовании социальных программ, реализуемых в Омской области, характер и полнота знаний нуждаются в существенной корректировке и специализации с уклоном именно в сторону региональной лекарственной политики.

Полученные результаты показали также, что, наряду с факторами своевременного и полного финансирования социальных программ, наличия достаточного организационного, производственного и кадрового ресурса, важной предпосылкой для успешной разработки и реализации региональной лекарственной политики является подготовка специалистов здравоохранения по данному научно-практическому направлению.

Литература

1. Годовальников, Г.В. Терминология лекарствоведения. - Минск: Минсктиппроект, 2009. - 404 с.

2. Шукиль, Л.В. Оценка эффективности лекарственной политики в Омской области /Л.В. Шукиль, Л.В. Мошкова, Э.А. Коржавых // Научные ведомости БелГУ. Серия Медицина. Фармация. - 2015. -№ 4 (201). Вып. 29. - С.155-159.

Яхъяева З.И., Батаев Х.М.

К ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ СТАЦИОНАРНОЙ ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ XX СТОЛЕТИЯ

Чеченский государственный университет Медицинский институт

Yakhyayeva Z. I., Bataev H. M.

THE PROBLEM OF THE ORGANIZATION OF INPATIENT OBSTETRIC CARE IN THE CHECHEN-INGUSH REPUBLIC IN THE POSTWAR YEARS OF THE TWENTIETH CENTURY

Chechen state university Medical institute

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.