Научная статья на тему 'ВЫЯВЛЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ АКТИВНОСТИ НА РЫНКЕ СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ ОТ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ.'

ВЫЯВЛЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ АКТИВНОСТИ НА РЫНКЕ СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ ОТ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА / РЕОРГАНИЗАЦИЯ / СЛИЯНИЕ / ПОГЛОЩЕНИЕ / ФАКТОРЫ / ДИНАМИКА / M&A / LEGAL ENTITIES / REORGANIZATION / MERGER / ACQUISITION / FACTORS / DYNAMICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дуболазова Ю.А., Фёдорова Ю.А., Овсянко Д.В.

M&A является одной из стратегий развития любого предприятия. Каждая организация в процессе эволюции сталкивается с принятием решения, какую стратегию развития выбрать - стратегию органического роста или инвестиционную стратегию, например, рост через заключение сделки M&A. У каждой из них есть свои преимущества и недостатки. Например, стратегия органического роста не предполагает концентрацию ресурсов к определенному времени и в определенной степени, при этом организация опирается только на свои, уже существующие ресурсы. Однако слияния и поглощения дают возможность предприятию достичь тех же показателей роста и развития, но в течение более короткого периода. Также слияния и поглощения являются одной из форм реорганизации предприятий. Обычно компания прибегает к слияниям и поглощениям для повышения производственных мощностей, диверсификации, расширения и улучшения функционирования деятельности. Цель реорганизации в форме слияния и поглощения - повышение эффективности деятельности вследствие укрупнения и расширения бизнеса, усиления позиций и устойчивости на рынке, снижения расходов, перераспределения корпоративного контроля и т. п., то есть достижение синергетического эффекта. Таким образом, данная статья посвящена выявлению зависимости активности на рынке слияний и поглощений (дружественное и враждебное) от экономической и политической ситуации в стране и в мире в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFYING THE DEPENDENCE OF MERGERS AND ACQUISITIONS MARKET ACTIVITY ON POLITICAL AND ECONOMIC FACTORS

M&A is one of the development strategies for any enterprise. Every organization in the process of evolution is faced with deciding which development strategy to choose - an organic growth strategy or an investment strategy, for example, growth through the conclusion of an M&A transaction. Each of them has its own advantages and disadvantages. For example, an organic growth strategy does not imply the concentration of resources by a certain time and to a certain extent, while the organization relies only on its already existing resources. However, mergers and acquisitions enable an enterprise to achieve the same growth and development indicators, but within a shorter period. Also, mergers and acquisitions are one of the forms of enterprise reorganization. Typically, a company resorts to mergers and acquisitions to increase production capacity, diversify, expand and improve the functioning of its activities. The purpose of the reorganization in the form of mergers and acquisitions is to increase the efficiency of activities due to the consolidation and expansion of the business, strengthening the position and stability in the market, reducing costs, redistributing corporate control, etc., that is, achieving a synergistic effect. Thus, this article is devoted to identifying the dependence of activity in the M&A market (friendly and hostile) on the economic and political situation in the country and in the world as a whole.

Текст научной работы на тему «ВЫЯВЛЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ АКТИВНОСТИ НА РЫНКЕ СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ ОТ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ.»

Выявление зависимости активности на рынке слияний и поглощений от политических и экономических факторов

о см о см

СП

о ш т

X

<

т о х

X

Дуболазова Юлия Андреевна

к.э.н., доцент Высшей инженерно-экономической школы, Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого

Фёдорова Юлия Александровна

магистр Высшей инженерно-экономической школы, Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого

Овсянко Дмитрий Владимирович

к.э.н., доцент, доцент факультета технологического менеджмента и инноваций, Национального исследовательского университета ИТМО

М&А является одной из стратегий развития любого предприятия. Каждая организация в процессе эволюции сталкивается с принятием решения, какую стратегию развития выбрать - стратегию органического роста или инвестиционную стратегию, например, рост через заключение сделки М&А. У каждой из них есть свои преимущества и недостатки. Например, стратегия органического роста не предполагает концентрацию ресурсов к определенному времени и в определенной степени, при этом организация опирается только на свои, уже существующие ресурсы. Однако слияния и поглощения дают возможность предприятию достичь тех же показателей роста и развития, но в течение более короткого периода. Также слияния и поглощения являются одной из форм реорганизации предприятий. Обычно компания прибегает к слияниям и поглощениям для повышения производственных мощностей, диверсификации, расширения и улучшения функционирования деятельности. Цель реорганизации в форме слияния и поглощения — повышение эффективности деятельности вследствие укрупнения и расширения бизнеса, усиления позиций и устойчивости на рынке, снижения расходов, перераспределения корпоративного контроля и т. п., то есть достижение синергетического эффекта. Таким образом, данная статья посвящена выявлению зависимости активности на рынке слияний и поглощений (дружественное и враждебное) от экономической и политической ситуации в стране и в мире в целом.

Ключевые слова: Юридические лица, Реорганизация, Слияние, Поглощение, Факторы, Динамика, М&А.

Введение

Первостепенно необходимо определиться с используемой терминологией. В Статье 57 ГК РФ «Реорганизация юридического лица» [1] значится, что реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных его форм. Возможна реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если ГК РФ или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

Несмотря на отсутствие в законодательстве упоминаний о поглощении юридических лиц, имеются подзаконные акты, содержащие это понятие. Эти акты приняты в основном государственными службами и ведомствами, которые обладают полномочиями в таком роде общественных отношений, как поглощение юридических лиц. В соответствии с распоряжением ФКЦБ России от 04.04.2002 № 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения» под поглощением понимается приобретение 30% и более размещенных обыкновенных акций юридического лица. Согласно Указу Президента РФ от 16.11.1992 № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» под поглощением одного предприятия другим признается приобретение последним контрольного пакета акций первого. При этом поглощающее предприятие признается холдинговой компанией (если это не было сделано ранее), а поглощаемое — ее дочерним предприятием [1]. Однако и данная трактовка не полностью раскрывает суть данного термина. Более точной формулировкой определения «поглощения» будет поглощение — это сделка, совершаемая с целью установления юридического и фактического контроля одного юридического лица над другим путем приобретения части уставного капитала (акций, долей, паев и т. п.) поглощаемого юридического лица, в результате чего последнее становится дочерним, и (или) путем реорганизации в форме присоединения либо слияния [1].

Главная цель реорганизации в форме слияния и поглощения — повышение эффективности деятельности вследствие укрупнения и расширения бизнеса, усиления позиций и устойчивости на рынке, снижения расходов, перераспределения корпоративного контроля и т. п., то есть достижение синергетического эффекта.

Специфические цели реорганизации в форме слияния и поглощения [2]: оптимизация структуры управления; быстрое проникновение на новые рынки сбыта продукции, работ и услуг путем слияния с ЮЛ в других ре-

гионах; увеличение доли соответствующего рынка путем привлечения новых клиентов; передел собственности (например, враждебное поглощение бизнеса); перераспределение долей участников; вывод ЮЛ из финансового кризиса; передача с наименьшими издержками активов одного ЮЛ другому; прекращение обязательств совпадением должника и кредитора в одном лице; использование в «серых схемах» вместо ликвидации ЮЛ.

Материалы и методы

Для составления общей картины данного способа развития бизнеса рассмотрим показатели количества сделок по слияниям и поглощениям - mergers and acquisitions (M&A) в целом по миру.

Vitw -Nimbw

Далее рассмотрим трансграничные сделки по стоимости. Трансграничные сделки обычно более дорогостоящие, данный вид напрямую зависит от экономических и политических факторов и характеризуется высоким уровнем неопределенности. К трансграничным относятся договоры с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо сделки, осложненные иным иностранным элементом, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей.

30

.. iv ЗОН 2014 :0L6 ЮГ 201S :0[9

-1мм — Ov-m

Рисунок 3. Динамика трансграничных сделок по сумме ($ млрд.) [4]

Рисунок 1. Количество и объем (в долл. США) сделок М&А по всему миру [3]

В мире, начиная с 2007 года количество сделок ежегодно шло на спад, только в 2015 году был отражен скачок количества слияний и поглощений. В 2019 году количество сделок составило 49 849 сделок, в 2020 году (данные указаны на апрель) -10 320 сделок. Хотя на данный момент не видно всю картину, поскольку год еще не закончился, за первые 4 месяца 2020 года количество сделок меньше, чем в 2019 году. В 2019 году за 4 месяца было совершено 16 616 сделок, что в полтора раза больше, чем в 2020 году. Начиная с февраля 2020 года, в мире активно распространяется коронавирусная инфекция 2019-nCoV, в ситуациях пандемии и всеобщего спада экономики произошло снижении сделок по реорганизации юридических лиц, в том числе М&А.

Основной рост популярности данного типа реорганизации юридических лиц Россия пережила в 2011 году, далее количество сделок пошло на спад, за исключением 2013 года, в котором количество сделок превысило их число в 2012 году, но затем вплоть до 2019 года так и не поднялось выше показателей 2013 года. Рассмотрим динамику количества и стоимости сделок слияний и поглощений на российском рынке в общем, по всем отраслям без разделения на виды.

Термин «т-оиЬ означает совершение зарубежных сделок российскими компаниями, в свою очередь термин «оиЫп» применяется к определению сделок иностранных инвесторов с российскими активами.

Далее выделим сферу транспортных услуг и рассмотрим количество сделок М&А в сфере транспорта. В статье сконцентрируем внимание именно на этой отрасли, поскольку на сегодняшний день данная сфера понесла наибольшие потери в связи с ситуацией в мире: проблемы, возникшие из-за распространения инфекции и закрытии границ между странами и регионами РФ. При сложении всех этих параметров можно проанализировать силу влияния внешних и внутренних факторов на количество совершенных сделок М&А.

Рисунок 2. Российский рынок M&A в период с 2010 г. по 2019 г. [4]

Рисунок 4. Мировая статистика М&А в сфере транспорта [3].

Во всемирном масштабе количество сделок М&А в транспортной отрасли нестабильно. В 2018 году было отмечено самое большое количество сделок М&А за период с 1985 году - 939 сделок. В России 2018 год был также богат для сферы транспорта. Количество сделок было максимальным за последние 5 лет, количество российских сделок составляет почти 6% от мирового количества сделок.

Выше были приведены общие тенденции М&А на мировом рынке. Далее сконцентрируемся на сфере транспорта в национальном разрезе. Динамика сделок М&А

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о м о

по количеству и стоимости за последние 5 лет в РФ представлена на рисунке 5.

о см о см

СП

о ш т

X

3

<

т о х

X

Рисунок 5. Транспорт и инфраструктура за последние 5 лет по количеству и стоимости сделок в России [4].

Что послужило причиной спада постепенного количества сделок и стоимости совершенных сделок, начиная с 2014 года на рынке М&А? Данная тенденция обусловлена политическими и экономическими факторами [5]. Первостепенной причиной была, несомненно, политическая составляющая. В 2014 году США и страны Евросоюза выдвинули санкции против России в связи с присоединением Крыма к России и конфликтом на востоке Украины. Резкий спад стоимости трансграничных сделок произошел в 2015 году по сравнению с 2014 годом (рисунок 5). После введения ограничительных мер в сторону России последовало падение уровня «надежности» российских компаний для зарубежных представителей. Часть потенциальных инвесторов отказалась от высокорисковых вложений в Россию, а те компании, которые еще продолжают сотрудничать с РФ, вынуждены тщательно изучать деятельность потенциальных объектов для покупки. Например, для потенциального инвестора может быть важно, чтобы контрагенты приобретаемой компании не упоминались в санкционных списках, а сама организация не вела деятельность в Крыму.

Отдельно необходимо прокомментировать ситуация в Северо-Западном Федеральном округе. С 2013 по

2016 годы наблюдается значительный спад во внешней экономической деятельности рассматриваемого региона. Пик спада приходится на 2015 год. Причинами значительного спада во внешней торговой деятельности Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2015 году стали санкции, введенные против Российской Федерации, падение курса рубля, цен на нефть и спад экономики России в целом. Результатом этого стало сокращение торговли и перевозок между Санкт-Петербургом, ЛО и их основными странами-контрагентами.

Также на фоне остальных лет выделяется 2018 год. Здесь можно выделить наглядно и вторую причину -экономическая ситуация в стране. В этом году было зафиксировано рекордно низкое количество сделок М&А, не выделяя транспортные услуги, совершенных компаниями. В 2018 году на рынке в целом было зафиксировано всего 335 транзакций. Результат 2018 года является наихудшим по количеству сделок, а также стоимости в долларах США за последние 10 лет.

В 2017 году было рекордное количество банкротств среди юридических лиц. В 2018 году эта тенденция продолжалась. Около 60% банкротств в экономике, как в

2017 году, так и в 2018 году, пришлось на две отрасли:

торговлю и строительство. Другим фактором, тормозящим развитие рынка М&А, являлось сокращение потребительского спроса. Согласно информации Росстата, в 2018 году доходы населения упали на 0,2% [5]. Также в 2018 году кардинально сократились объемы зарубежных сделок М&А российских компаний (т-о^) при существенном росте сделок иностранных инвесторов с российскими активами (оиЫп). Суммарная стоимость закупок иностранных инвесторов в 4,5 раз превысила сумму зарубежных сделок российских компаний [5]. Таким образом, снижение активности на рынке слияний и поглощений эксперты связывают с замедлением темпов роста мировой экономики, сокращением потребительского спроса, неадаптированностью экономики страны к примененным извне мерам.

В нестабильной экономической ситуации компаниям необходимо сфокусироваться на удержании позиции на рынке, а не растрачивать ресурсы на диверсификацию производства и приобретение новых активов. Однако, несмотря на рекордные количества банкротств в 2017-2018 году, количество сделок М&А в транспортной сфере в 2018 году достигло наибольшего значения за последние 5 лет. Сфера транспорта сохранила высокие темпы роста и заняла четвертое место в рейтинге отраслей, при этом сохранив долю рынка (10,9% объема) [2]. Но по какой причине на графике, рассмотренном ранее, мы наблюдаем рост количества сделок? Скорее всего причиной могло послужить и то, что в подобной ситуации многие небольшие компании видят единственный способ «выживания» в объединении усилий с другой более устойчивой компанией. Ведь как известно, в большинстве случаев подобные сделки имеют взаимовыгодный характер.

Рисунок 6. Удельный вес отраслей на российском рынке М&А в 2019 году (по сумме сделок) [4].

Рисунок 7. Удельный вес отраслей на российском рынке М&А в 2019 году (по количеству сделок) [4]

После всплеска реструктуризационных сделок в

2018 году необходимо проанализировать современные реалии и рассмотреть показатели 2019 года. В 2019 году рынок транспортных услуг показал неплохие результаты роста показателей, рейтинг сфер деятельности по количеству сделок и общей стоимости выглядит так:

1) лидером по объему сделок M&A среди отраслей в 2019 году стал ТЭК. (23,1% рынка);

2) второе место в рейтинге отраслей заняли финансовые институты (14,2% объема рынка);

3) третье место заняли информационные технологии (IT) (12,1% рынка), увеличившись за год на 83,7%;

4) на четвертом месте оказалось весьма активное в

2019 году строительство и девелопмент (10,9% объема рынка).

Заметно выросла активность и в транспортной сфере, которая поднялась на пятое место. Транспортная сфера вошла в пятерку лидеров по сделкам M&A. Существенно вырос объем сделок M&A в IT.

В целом, не выделяя отдельно транспортную сферу, количество сделок M&A в транспортно-логистической сфере в 2019 году по сравнению с 2018 годом резко возросло. Отложенный из-за введения санкций спрос на инвестиции начал возрождаться в 2019 году, поскольку инвесторы увидели явные признаки того, что российской экономике удалось адаптироваться к влиянию санкций и преодолеть зависимость от высоких цен на нефть.

Общее снижение рынка транспортных услуг зафиксировали за счет значительного падения-суммы сделок с иностранным участием. В частности, объем сделок по покупке российских компаний иностранцами упал на 28% (до $4,4 млрд по сравнению с 2018 годом). Вместе с тем на внутреннем рынке произошло небольшое оживление. Выросла активность и в транспортной сфере. Среди 6 крупнейших сделок в транспортной сфере за 2019 год лишь одна сделка относится к приобретению российскими инвесторами активов за рубежом: покупка группой компаний «МаксиПост» контрольного пакета акций китайской логистической платформы Guangzhou Hanxuan International Freight Forwarding Co.

Трансграничные сделки M&A во многом зависят от «имиджа» России на мировой рынке транспортных услуг, спад сделок обусловлен недоверием и неуверенностью в надежности российских компаний, репутация России в мире поддалась серьезной критике в последние годы. Инвестиционный климат в стране в части безопасности вложений также вызывал много споров у потенциальных инвесторов. Несмотря на все существующие проблемы, в целом тренд на рынке M&A нисходящий. Оживление на внутреннем рынке объясняется в том числе и внедрением мер государственного стимулирования.

Несмотря на все прогнозы экспертов, выявляющие положительную тенденцию роста количества сделок в сфере транспорта в 2020 году, существенное влияние оказало эпидемиологическая ситуация в мире - пандемия короновируса. Транспортная отрасль понесла сильные материальные потери [6]. Уже сейчас последствия пандемии коронавируса «обрушили цены на корпоративные акции и перенаправили внимание руководителей на спасение своих компаний, вместо того чтобы пытаться покупать другие», пишет The Financial Times. [7]. Поэтому многие компании не проявляет активность, решив переждать сложившуюся ситуацию в мире. По подсчетам исследовательского агентства

Refinitiv, в первом квартале текущего года объем слияний и поглощений (М&А) во всем мире сократился на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года [7]. Несомненно, закрытие свободного передвижения между городами и странами окажет сильное влияние на убытки логистической сферы. Из-за экономических последствий эпидемии снижается импорт товаров из стран Евросоюза и, наоборот, экспорт из России в ЕС. Также многие фабрики и заводы по всему миру закрыты на карантин, поэтому, поскольку на данный момент они приостановили производство, логистическим компаниям просто нечего доставлять. Как это отразится на активности рынка слияний и поглощений на данный момент сложно спрогнозировать. На рисунке 9 отражены потери автотранспорта в связи с пандемией в процентном соотношении по видам транспорта.

Рисунок 8. Потери российских транспортных компаний от ограничений в связи с короновирусом (млрд. руб.) [7]

Результаты

По количеству и стоимости сделок М&А по всем отраслям России в 2019 отмечается наихудший результат сделок за последнее десятилетие. В сфере транспорта количество сделок М&А также нестабильно. В 2018 году было зафиксировано самое большое количество сделок М&А за 35 лет (в мире). В России в 2018 году количество сделок было максимальным за последние 5 лет

Дискуссия

Данные, которые были отражены в предыдущем разделе, можно соотнести с годами и обстановкой в мире и стране. Так, начиная с 2017 года в России было отмечено большое количество банкротств среди компаний, сокращение потребительского спроса. Сохраняя данную тенденцию, в 2018 году сократились объемы зарубежных сделок М&А российских компаний. На данный момент в стране наблюдается обостренная обстановка, являющаяся следствием введенных санкций, недоверием со стороны бизнеса других стран, и вытекающими отсюда нестабильными экономическими показателями.

Выводы

Таким образом, проведя параллель между тенденциями на рынке М&А и характеристикой данного временного отрезка, было выявлено, что количество сделок по поглощениям и слияниям между компаниями напрямую зависит от состояния экономики в стране и политической обстановки в мире в целом. Также выделен дополнительный фактор, оказывающий влияние - эпидемиологическая обстановка в стране и в целом в мире. Эпидемиологическая обстановка ранее не воспринималась так серьезно, однако сейчас можно с уверенностью

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о м о

сказать, что она является причиной возникновения проблем и для экономики страны, и для политической атмосферы в целом. Совокупность трех факторов привела к замедлению роста экономики, вследствие этого у компаний появилась необходимость пересмотра корпоративных стратегий. Многие компании начали активно применять стратегию слияний и поглощений, которая способствует облегчению выживания в условиях экономической и политической обстановки.

16. Челышева Д. А., Козлова Е. И. Слияния и поглощения на мировом рынке: тенденции и перспективы развития //Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2018. - №. 1 (27).

17. Yankovskaya V., Kemkhashvili T. Appraisal of the state of the insurance market in the Russian Federation // Prospects for the Development of Modern Science Materials of the international scientific-practical conference. Editorial Board: Chairman of the Board S. Midelski. 2016. С. 28-35.

о

CS

о

CS

cri

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О Ш

m

X

3

<

m о х

X

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.07.2020).

2. Барсукова О. Г. Нормативно-правовое регулирование сделок слияния и поглощения компаний в российской федерации //Актуальные проблемы развития аудита и финансового консалтинга в России. - 2016. -С. 26-33.

3. Белостоцкая А. А., Забелин Б. Ф., Конников Е. А. Совершенствование системы инвестирования в реальный сектор экономики //Экономика и предпринимательство. - 2016. - №. 1-2. - С. 218-222.

4. Демиденко Д. С., Дуболазова Ю. А. Методы финансирования инновационного развития промышленного производства //Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2017. - Т. 10. - №. 3.

5. Дуболазов В.А., Неелова Н.В. Организация предпринимательской деятельности. -СПб.: Изд-во Поли-техн. ун-та, 2018. - 596 с.

6. Статистические данные по слияниям и поглощениям в мире. //URL: https://imaa-institute.org (дата обращения - май 2020 года).

7. Статистика М&А. //URL: http://mergers.akm.ru/stats/26. (дата обращения - май 2020 года).

8. США вслед за Евросоюзом расширили санкции против РФ. //URL: https://www.interfax.ru. (дата обращения - май 2020 года).

9. Родионов Д. Г., Схведиани А. Е., Бондарев А. А. Цифровая экономика: анализ развития в Российской Федерации //Тенденции развития экономики и промышленности в условиях цифровизации. - 2017. - С. 68-93.

10. Родионов Д. Г., Кудрявцева Т. Ю. Механизм и принципы формирования кластерной промышленной политики //Инновации. - 2018. - №. 10 (240).

11. Решетникова Т. В., Валиева Ф. И. К. Генезис понятия «слияния и поглощения» в миронаучном знании //Известия Уральского государственного горного университета. - 2017. - №. 3 (47).

12. Мировые компании отказываются от слияний и поглощений на фоне вспышки коронавируса. // URL: https://www.vesti.ru (дата обращения - 1 апреля 2020 года).

13. Мировой объем слияний и поглощений в первом квартале упал на 25% // URL: https://www.kommersant.ru (дата обращения - 2 апреля 2020 года.)).

14. Федеральная служба государственной статистики. // URL: https://rosstat.gov.ru/

15. Дуболазов В.А., Закирова А.А. Организационно -экономические вопросы реорганизации юридических лиц в форме слияния и присоединения// Экономика и предпринимательство. 2016. № 3-1 (68). С. 687-682

Identifying the dependence of mergers and acquisitions

market activity on political and economic factors Dubolazova Yu.A., Fedorova Yu.A., Ovsyanko D.V.

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, National

Research University ITMO M&A is one of the development strategies for any enterprise. Every organization in the process of evolution is faced with deciding which development strategy to choose - an organic growth strategy or an investment strategy, for example, growth through the conclusion of an M&A transaction. Each of them has its own advantages and disadvantages. For example, an organic growth strategy does not imply the concentration of resources by a certain time and to a certain extent, while the organization relies only on its already existing resources. However, mergers and acquisitions enable an enterprise to achieve the same growth and development indicators, but within a shorter period. Also, mergers and acquisitions are one of the forms of enterprise reorganization. Typically, a company resorts to mergers and acquisitions to increase production capacity, diversify, expand and improve the functioning of its activities. The purpose of the reorganization in the form of mergers and acquisitions is to increase the efficiency of activities due to the consolidation and expansion of the business, strengthening the position and stability in the market, reducing costs, redistributing corporate control, etc., that is, achieving a synergistic effect. Thus, this article is devoted to identifying the dependence of activity in the M&A market (friendly and hostile) on the economic and political situation in the country and in the world as a whole. Key words: Legal entities, Reorganization, Merger, Acquisition,

Factors, Dynamics, M&A. References

1. Civil Code of the Russian Federation of November 30, 1994 N

51-FZ (as amended on July 31, 2020).

2. Barsukova OG Legal regulation of mergers and acquisitions of

companies in the Russian Federation // Actual problems of development of audit and financial consulting in Russia. - 2016.-S. 26-33.

3. Belostotskaya AA, Zabelin BF, Konnikov EA Improving the investment system in the real sector of the economy // Economy and Entrepreneurship. - 2016. - No. 1-2. - S. 218-222.

4. Demidenko DS, Dubolazova Yu. A. Methods of financing the

innovative development of industrial production // Scientific and technical statements of the St. Petersburg State Polytechnic University. Economic sciences. - 2017. - T. 10. - No. 3.

5. Dubolazov V.A., Neelova N.V. Organization of business activities.

-SPb.: Publishing house of Polytechnic. University, 2018.- 596 p.

6. Statistics on mergers and acquisitions in the world. // URL:

https://imaa-institute.org (accessed May 2020).

7. M&A statistics. // URL: http://mergers.akm.ru/stats/26. (date of

treatment - May 2020).

8. The United States, following the European Union, expanded

sanctions against the Russian Federation. // URL: https://www.interfax.ru. (date of treatment - May 2020).

9. Rodionov D. G., Skhvediani A. E., Bondarev A. A. Digital economy: analysis of development in the Russian Federation // Trends in the development of the economy and industry in the context of digitalization. - 2017.- S. 68-93.

10. Rodionov DG, Kudryavtseva T. Yu. Mechanism and principles of formation of cluster industrial policy // Innovations. - 2018. -No. 10 (240).

11. Reshetnikova T. V., Valieva F. I. K. Genesis of the concept of "mergers and acquisitions" in the world scientific knowledge // News of the Ural State Mining University. - 2017. - No. 3 (47).

12. Global companies are abandoning mergers and acquisitions amid the outbreak of coronavirus. // URL: https://www.vesti.ru (date of access - April 1, 2020).

13. The global volume of mergers and acquisitions in the first quarter fell by 25% // URL: https://www.kommersant.ru (date of access - April 2, 2020.)).

14. Federal State Statistics Service. // URL: https://rosstat.gov.ru/

15. Dubolazov V.A., Zakirova A.A. Organizational and economic issues of reorganization of legal entities in the form of mergers and acquisitions // Economics and Entrepreneurship. 2016. No. 3-1 (68). S. 687-682

16. Chelysheva DA, Kozlova EI Mergers and acquisitions in the world market: trends and development prospects // Innovative economy: prospects for development and improvement. - 2018. - No. 1 (27).

17. Yankovskaya V., Kemkhashvili T. Appraisal of the state of the insurance market in the Russian Federation // Prospects for the Development of Modern Science Materials of the international scientific-practical conference. Editorial Board: Chairman of the Board S. Midelski. 2016. C. 28-35.

X X

o

OD >

c.

X

OD m

o

ho o ho o

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.