Научная статья на тему 'ВЫЯВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП'

ВЫЯВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
35
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ-ВОЛЕЙБОЛИСТЫ / ПОКАЗАТЕЛИ / ПСИХОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / КОРРЕЛЯЦИОННАЯ ПЛЕЯДА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Герасимова И.Г., Мутаева И.Ш., Халиков Г.З., Парамонова Д.Б.

Цель исследования - определить взаимосвязь физической работоспособности и психофизиологических показателей волейболистов различной квалификации.Методы и организация исследования. Исследованы студенты-волейболисты (17-25 лет) и школьники-волейболисты (13-14 лет) в количестве 20 человек, разделенные на экспериментальную и контрольную группы. Эксперимент включал в себя диагностику психофизиологических показателей и физической работоспособности с использованием велоэргометра «Kettler ergometer E3», монитора сердечного ритма Polar RS 800c XW «Polar Elestiooy», АПК «Микролюкс МАРГ 10-01», аппаратно-программного комплекса (АПК) «Активациометр АЦ-9К».Результаты исследования и их обсуждение. У школьников-волейболистов выявлено отсутствие связей психофизиологических показателей между собой (глазомер, двигательная память, координация движений; переключаемость внимания). У студентов-волейболистов взаимосвязь проявилась между показателями двигательной памяти, координации движений и переключаемости внимания. По сравнению со школьниками-волейболистами у студентов-волейболистов между группами показателей физической работоспособности и психофизиологических показателей наблюдается больше связей. Заключение. Полученные данные указывают на то, что в показателях физической работоспособности центральными являются показатели МПК и PWC170. Результаты исследования также свидетельствуют о наличии взаимосвязи между показателями физической работоспособности и психофизиологическими показателями. Однако значения коэффициентов корреляции являются статистически не значимыми по причине малой выборки и относительно большого возрастного диапазона студентов-волейболистов, что требует дальнейшего изучения данного вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Герасимова И.Г., Мутаева И.Ш., Халиков Г.З., Парамонова Д.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION OF THE RELATIONSHIP BETWEEN PSYCHOPHYSIOLOGICAL INDICATORS AND PHYSICAL PERFORMANCE OF VOLLEYBALL PLAYERS OF DIFFERENT AGE GROUPS

The purpose of the research is to determine the relationship between physical performance and psychophysiological indicators of volleyball players of various qualifications. Methods and organization of research. Volleyball students (17-25 years old) and volleyball schoolchildren (13-14 years old) in the amount of 20 people, divided into experimental and control groups, were studied. The experiment included the diagnosis of psychophysiological indicators and physical performance using the bicycle ergometer «Kettler ergometer E3», the heart rate monitor Polar RS 800c XW «Polar Elestiooy», the hardware and software complex «Microlux MARG 10-01», the hardware and software complex «AC-9K Activationometer». The research results and their discussion. The absence of connections of psychophysiological indicators among themselves (eye, motor memory, coordination of movements, attention switching) was revealed in volleyball schoolchildren. In volleyball students, the relationship was manifested between the indicators of motor memory, coordination of movements and attention switching. Compared with volleyball schoolchildren, volleyball students have more connections between groups of indicators of physical performance and psychophysiological indicators. Conclusion. The data obtained indicate that the central indicators are VO2max and PWC170 in terms of physical performance. The results of the study also indicate that there is a relationship between indicators of physical performance and psychophysiological indicators. However, the values of the correlation coefficients are not statistically significant due to a small sample and a relatively large age range of volleyball students, which requires further study of this issue.

Текст научной работы на тему «ВЫЯВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП»

УДК 796.966 DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-2-15-23

ВЫЯВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

И.Г. Герасимова1, И.Ш. Мутаева1, Г.З. Халиков1, Д.Б. Парамонова2

Ълабужский институт (филиал), Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабуга, Россия 2Набережночелнинский государственный педагогический университет, Набережные Челны, Россия

Аннотация

Цель исследования - определить взаимосвязь физической работоспособности и психофизиологических показателей волейболистов различной квалификации.

Методы и организация исследования. Исследованы студенты-волейболисты (17-25 лет) и школьники-волейболисты (13-14 лет) в количестве 20 человек, разделенные на экспериментальную и контрольную группы. Эксперимент включал в себя диагностику психофизиологических показателей и физической работоспособности с использованием велоэргометра «Kettler ergometer E3», монитора сердечного ритма Polar RS 800c XW «Polar Elestiooy», АПК «Микролюкс МАРГ 10-01», аппаратно-программного комплекса (АПК) «Активациометр АЦ-9К».

Результаты исследования и их обсуждение. У школьников-волейболистов выявлено отсутствие связей психофизиологических показателей между собой (глазомер, двигательная память, координация движений; переключаемость внимания). У студентов-волейболистов взаимосвязь проявилась между показателями двигательной памяти, координации движений и переключаемости внимания. По сравнению со школьниками-волейболистами у студентов-волейболистов между группами показателей физической работоспособности и психофизиологических показателей наблюдается больше связей. Заключение. Полученные данные указывают на то, что в показателях физической работоспособности центральными являются показатели МПК и PWC170. Результаты исследования также свидетельствуют о наличии взаимосвязи между показателями физической работоспособности и психофизиологическими показателями. Однако значения коэффициентов корреляции являются статистически не значимыми по причине малой выборки и относительно большого возрастного диапазона студентов-волейболистов, что требует дальнейшего изучения данного вопроса.

Ключевые слова: студенты-волейболисты, школьники-волейболисты, показатели, психофункциональное состояние, работоспособность, корреляционная плеяда.

IDENTIFICATION OF THE RELATIONSHIP BETWEEN PSYCHOPHYSIOLOGICAL INDICATORS AND PHYSICAL PERFORMANCE OF VOLLEYBALL PLAYERS OF DIFFERENT AGE GROUPS

I.G. Gerasimova1, e-mail: irina-chelny74@mail.ru; ORCID: 0000-0002-6990-0184

I.Sh. Mutaeva1, e-mail: mutaeva-i@mail.ru; ORCID: 0000-0002-9387-7033

G.Z. Khalikov\ e-mail: khalikov88th@gmail.com; ORCID: 0000-0002-1898-3768

D.B. Paramonova2, e-mail: paramonova.diana2016@yandex.ru; ORCID: 0000-0002-2129-5990

1Yelabuga Institute (branch) of KFU (Kazan (Volga region) Federal University), Yelabuga, Russia

2Naberezhnye Chelny State Pedagogical University, Naberezhnye Chelny, Russia

Abstract

The purpose of the research is to determine the relationship between physical performance and psychophysiological indicators of volleyball players of various qualifications.

Methods and organization of research. Volleyball students (17-25 years old) and volleyball schoolchildren (13-14 years old) in the amount of 20 people, divided into experimental and control groups, were studied. The experiment included the diagnosis of psychophysiological indicators and physical performance using the bicycle ergometer «Kettler ergometer E3», the heart rate monitor Polar RS 800c XW «Polar Elestiooy», the hardware and software complex «Microlux MARG 10-01», the hardware and software complex «AC-9K Activationometer». The research results and their discussion. The absence of connections of psychophysiological indicators among themselves (eye, motor memory, coordination of movements, attention switching) was revealed in volleyball

schoolchildren. In volleyball students, the relationship was manifested between the indicators of motor memory, coordination of movements and attention switching. Compared with volleyball schoolchildren, volleyball students have more connections between groups of indicators of physical performance and psychophysiological indicators. Conclusion. The data obtained indicate that the central indicators are VO2max and PWC170 in terms of physical performance. The results of the study also indicate that there is a relationship between indicators of physical performance and psychophysiological indicators. However, the values of the correlation coefficients are not statistically significant due to a small sample and a relatively large age range of volleyball students, which requires further study of this issue.

Keywords: volleyball players, indicators, psychofunctional state, working capacity, correlation.

ВВЕДЕНИЕ

Современный волейбол по своему содержанию и характеру отличается динамической скорост-но-силовой работой переменной мощности, где проявляются быстрота реакции, высокая сосредоточенность внимания, устойчивость и умение мобилизоваться в различных игровых ситуациях. Эффективное выполнение прыжковых движений, технических приемов и тактических комбинаций основывается на проявлении высокого уровня силы, быстроты, выносливости, скорости реакции, прыгучести и ловкости [3, 7]. Функциональные способности организма спортсменов создают надежность и эффективность технико-тактических действий на протяжении всей соревновательной деятельности [8, 9, 10, 11]. Изучение функционального состояния организма спортсменов позволяет получать объективную информацию для разработки критериев оценки функционального состояния и адаптационных резервов организма спортсменов с учетом физического развития, физической подготовленности и определять возможные отклонения функционального состояния организма [2, 10, 15, 16, 17]. Участие в играх сопровождается ярко выраженными изменениями аэробного и анаэробного обмена. Волейболисты с хорошим уровнем аэробной энергоэффективности могут выдержать соревновательную нагрузку в игре продолжительностью 100-165 минут на высоком техническом и тактическом уровне [4, 5]. От уровня развития физических качеств и способностей, специфичных для игры в волейбол, зависит овладение техническими приемами игры и тактическими действиями. Чем выше уровень развития специальных качеств и способностей, тем быстрее происходит овладение основами техники и тактики, а также создаются более благоприятные условия для правильного овладения рациональной техни-

кой и тактическими действиями [1, с.20]. Воздействие средств волейбола на разностороннее физическое развитие и функциональное состояние организма полностью зависит от уровня владения навыками игры. Поэтому на начальном этапе упражнения по технике, тактике и двусторонняя игра в волейбол не оказывают должного воздействия на организм занимающихся. Решающая роль физической подготовки начинает существенно сказываться на результатах соревнований по волейболу у юношей старшего возраста и у разрядников, когда соревнования проводятся несколько дней подряд, а игры состоят из 5 партий. Чем выше уровень овладения специальными навыками, тем в большей мере сами средства волейбола решают задачи физической подготовки, а ее удельный вес снижается. По мнению специалистов, спортивная подготовленность отражает проявления всех физических качеств совершенствованием с использованием комплексных средств ТТП в различных игровых ситуациях, что приводит к повышению эффективности подготовки. [14]. Зарубежными специалистами отмечена необходимость эмпирических исследований с целью обоснования и исследования функциональных систем для их тренировки во взаимосвязи со специальными физическими, функциональными и психофизиологическими показателями при реализации аэробных нагрузок [15, 16, 17].

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для достижения поставленной цели применяли сбор информации и анализ научно-методической литературы, функциональное тестирование, сравнение и обобщение полученных результатов. Исследования проводились на базе Елабужского института К(П)ФУ. В условиях научной лаборатории кафедры

теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности проводилась диагностика физической работоспособности (PWC170) с использованием велоэргометра «Kettler ergometer E3» (Финляндия) с регулятором высоты сиденья в зависимости от роста испытуемых, где частота сердечных сокращений (ЧСС) измерялась с использованием монитора сердечного ритма Polar RS 800 c XW «Polar Elestiooy», а для оценки состояния центральной гемодинамики по ударному объему сердца (УОК) применялся АПК «Микролюкс МАРГ 10-01». Диагностика психофизиологических показателей волейболистов различных возрастных групп проводилась с применением аппаратно-программного комплекса (АПК) «Ак-тивациометр АЦ-9К» и его программной части «Активациометр универсальный». На АПК «Ак-тивациометр АЦ-9К» проводилась диагностика восприятия пространственных отрезков (глазомера), двигательной памяти, координации движений, переключения внимания. Обработка и оценка результатов осуществляются программой автоматически и интерпретируются с помощью диагностических шкал программы. По результатам диагностики в каждом тесте автоматически вычисляются следующие критерии оценки уровней показателей двигательной памяти: 1) низкий, 2) ниже среднего, 3) средний, 4) высокий, 5) очень высокий. Каждый из названных уровней разделяется на пять подуровней по 25-балльной шкале [12]. В исследовании принимали участие студенты-волейболисты и школьники-волейболисты в количестве 20 человек: 1) 10 школьников-волейболистов, возраст которых на момент исследования составлял 13-14 лет; среди них 7 волейболистов имеют второй юношеский раз-

ряд, остальные 4 волейболиста — третий юношеский разряд; 2) 10 студентов-волейболистов в возрасте 17-25 лет, среди которых 7 волейболистов имеют первый взрослый разряд, остальные 3 спортсмена — кандидаты в мастера спорта. Для отражения прямолинейной корреляционной связи двух признаков — x. и у. , применяли парный коэффициент корреляции Бравэ-Пир-сона с использованием пакета анализа данных MS Excel 2016 («Анализ данных: Корреляция»), результат которого был представлен в матричной форме и плеяде корреляционных связей. Для оценки силы связи или ее тесноты использовали шкалу Чеддока (слабая — от 0,1 до 0,3; умеренная — от 0,3 до 0,5; заметная — от 0,5 до 0,7; высокая — от 0,7 до 0,9; весьма высокая (сильная) — от 0,9 до 1,0). Достоверность различий между двумя выборками выявлялась с помощью критерия Стьюдента.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Центральным ориентиром для коррекции тренировочных воздействий при подготовке волейболистов различных возрастных групп является получение объективной информации об уровне функционального состояния организма спортсменов (таблица 1). Показатель МПК у студентов-волейболистов — 47,80+6,01 мл/мин/кг, у школьников волейболистов - 49,80 ±8,44 мл/мин/кг. УОК у

max 1

студентов-волейболистов составил 141,9+17,58 мл, а у школьников-волейболистов равнялся 102,80+16,21 мл. Показатель физической работоспособности превышает (1465,20±232,84 кгм/мин) тот же показатель (984,20±202,74 кгм/мин) соответственно. Статистические различия между изучаемыми группами являются

Таблица 1 - Показатели физической работоспособности PWC170 волейболистов различных возрастных групп Table 1 - Indicators of physical performance PWC170 of volleyball players of various age groups

Показатели Indicators Студенты-волейболисты University volleyball players (X±a) Школьники-волейболисты School volleyball players (X±a) Стат. различия Stat. differences

МПК (мл/мин/кг) VO,„„ (ml/min/kg) 47,80±6,01 49,80±8,44 t < t , а=0,05 р кр' '

УОКтах (мл) / SVBmax (ml) 141,9±17,58 102,80±16,21 t^t , а=0,05

PWC170, кгм/мин PWC17n, kgm/min 1465,20±232,84 984,20±202,74 t >t , а=0,05 р кр

Примечание: МПК - максимальное потребление кислорода, УОКтах - ударный объем крови,

tp - значение t-критерия Стьюдента, t - критическое значения t-критерия Стьюдента, а - уровень значимости

Note: VO is the maximal oxygen consumption, SVB is the stroke volume, t is the result of the Student's t-test,

2max ' -1 r max р

t is the critical indicator of the Student's t-test, а is the significance level

Таблица 2 - Уровень восприятия пространственных отрезков (глазомера) у волейболистов различных возрастных групп

Table 2 - The level of perception of spatial segments (eye < in volleyball players of different age groups

Студенты-волейболисты University volleyball players (Х±а) Школьники-волейболисты School volleyball players (X±a) Стат. различия Stat. differences

Среднеарифметическая ошибка, мм / Arithmetic mean error, mm Оценка по 25-балльной шкале, баллы / Rating on a 25-point scale, points Среднеарифметическая ошибка, мм / Arithmetic mean error, mm Оценка по 25-балльной шкале, баллы / Rating on a 25-point scale, points

4,14±1,24 18,70±1,57 2,93±0,98 20,20±1,14 t >t , а=0,05 р кр' '

Примечание: tp - значение t-критерия Стьюдента, t - критическое значение t-критерия Стьюдента, а - уровень значимости Notes: t is the result of the Student's t-test, t is the critical indicator of the Student's t-test, а is the significance level

р cr u

Таблица 3 - Показатели двигательной памяти волейболистов различных возрастных групп Table 3 - Indicators of motor memory of volleyball players of various age groups

Студенты-волейболисты University volleyball players (X±a) Школьники-волейболисты School volleyball players (X±a) Стат. различия Stat. differences

Общий показатель двигательной памяти, % / General indicator of motor memory, % Оценка по 25-балльной шкале, баллы / Rating on a 25-point scale, points Общий показатель двигательной памяти, % / General indicator of motor memory, % Оценка по 25-балльной шкале, баллы / Rating on a 25-point scale, points

7,99±1,10 10,80±1,23 10,12±2,01 9,10±1,79 t >t , а=0,05 р кр» '

Примечание: ^ - значение t-критерия Стьюдента, t - критическое значение t-критерия Стьюдента, а - уровень значимости Notes: t is the result of the Student's t-test, t is the critical indicator of the Student's t-test, а is the significance level

р cr

значимыми в показателях УОК и PWC,„„, а в

170'

МПК являются незначимыми. У школьников-волейболистов отмечаются более высокие показатели МПК, чем у студентов-волейболистов. По мнению специалистов, такое положение объясняется возрастными особенностями становления системы энергообеспечения. В возрасте 13-14 лет у мальчиков отмечается наибольший годовой прирост аэробной производительности (относительное значение МПК возрастает примерно на 28% по сравнению с таковым у взрослых спортсменов), который связан с прибавкой массы тела и общим интенсивным ростом [12, с. 38]. Из таблицы 2 видно, что среднеарифметическая ошибка восприятия пространственных отрезков у студентов-волейболистов группы равна 4,14±1,24 мм, у школьников-волейболистов — 2,93±0,98 мм. При определении результата по 25-балльной шкале выявили, что школьники-волейболисты имеют более высокую оценку — 20,20±1,14 балла, чем студенты-волейболисты — 18,70± 1,57 балла. Различия являются статистически достоверными. По данным О.А. Кислого (2006), у волейболистов точность глубинного зрения лучше в 2-2,5 раза, чем у гимнастов, пловцов, борцов. Помимо этого существует зависимость точности гла-

зомера от игрового амплуа: у игроков связующих точность глубинного зрения значительно выше, чем у нападающих. Точность глазомера, как и периферическое зрение, находится в прямой зависимости от состояния тренированности. Так, в состоянии спортивной формы точность глазомера у волейболистов в среднем выше на 43,2%, чем в состоянии нетренированности. Пропуск занятий на 2-3 недели приводит к ухудшению точности глазомера на 20-30% [7]. Двигательная память обеспечивает запоминание, сохранение и воспроизведение движений и действий человека. Без нее невозможно формирование двигательных навыков, а следовательно, и успешное выполнение игровой деятельности. Поэтому ее диагностика актуальна для представителей различных видов спорта и различных возрастных групп [6, с. 66-67]. У студентов-волейболистов общий показатель двигательной памяти составил 7,99±1,10%, что по 25-балльной шкале составляет 10,80±1,23 балла, у школьников-волейболистов эти показатели ниже: 10,12±2,01% и 9,10±1,79 балла соответственно (таблица 3).

Общий коэффициент координации (ККоб) у студентов-волейболистов составил 6,44±1,66%, у школьников-волейболистов — 11,81±2,97%. При определении результата по 25-балльной

max

Таблица 4 - Показатели координации движений волейболистов различных возрастных групп Table 4 - Indicators of coordination of movements of volleyball players of different age groups

Студенты-волейболисты University volleyball players (X±a) Школьники-волейболисты School volleyball players (X±a) Стат. различия

ККоб,% GCC, % Оценка по 25-балльной шкале, баллы Rating on a 25-point scale, points ККоб,% GCC, % Оценка по 25-балльной шкале, баллы Rating on a 25-point scale, points Stat. differences

6,44±1,66 16,50±1,90 11,81±2,97 10,90±3,00 t >t , a=0,05 р кр' '

Примечание: tp - значение t-критерия Стьюдента, t - критическое значение t-критерия Стьюдента, а - уровень значимости Notes: t is the result of the Student's t-test, t is the critical indicator of the Student's t-test, а is the significance level

р ' cr

Таблица 5 - Показатели диагностики переключения внимания волейболистов различных возрастных групп Table 5 - Diagnostic indicators of switching the attention of volleyball players of different age groups

Студенты-волейболисты University volleyball players (X±a) Школьники-волейболисты School volleyball players (X±a) Стат. различия Stat. differences

Показатель времени переключения внимания в секундах / Indicator of attention switching time in seconds Оценка в баллах Score in points Показатель времени переключения внимания в секундах / Indicator of attention switching time in seconds Оценка в баллах Score in points

149,70±40,64 14,7±4,190 103,60±26,53 19,00±5,35 t >t , a=0,05 р кр» '

Примечание: - значение t-критерия Стьюдента, t - критическое значение t-критерия Стьюдента, а - уровень значимости Notes: t is the result of the Student's t-test, t is the critical indicator of the Student's t-test, а is the significance level

р cr

шкале выявили, что студенты-волейболисты имеют более высокую оценку — 16,50±1,90 балла, чем школьники-волейболисты — 10,90±3,00 балла. Различия являются статистически достоверными (таблица 4).

Для диагностики переключения внимания применяются методики, позволяющие описать динамику выполнения познавательных и исполнительных действий во времени. Показатель времени переключения внимания у студентов-волейболистов составил 149,70±40,64 сек, у школьников-волейболистов этот показатель равен 103,60±26,53 сек. Оценка в баллах у первых составила 14,7±4,190, у вторых - 19,00±5,35. Различия являются статистически достоверными (таблица 5).

Для анализа взаимосвязи изучаемых показателей физической работоспособности и психофизиологических показателей в работе был использован корреляционный анализ, в результате которого была составлена матрица корреляционных связей, что позволило выстроить плеяду корреляционных связей. Корреляционный анализ показал, что изучаемые показатели находятся в различной степени тесноты корреляционных связей. На рисунке 1 наглядно представлена плеяда корреляционных связей функциональных и

психофизиологических показателей школьников-волейболистов.

В плеяде корреляционных связей школьников-волейболистов представлена 21 связь: 6 сильных связей (4 положительных и 2 отрицательных) и 15 средних связей (8 положительных и 7 отрицательных).

По количеству сильных и средних корреляционных связей в плеяде можно выделить 2 центра: 2-Возраст (по количеству сильных связей) и 3-МПК (по количеству как средних, так и сильных корреляционных связей). Следует отметить, что показатель 3-МПК имеет наибольшее количество корреляционных связей.

Из рисунка 1 видно, что у показателя 2-Возраст имеется средняя положительная корреляционная связь с показателем 1-Разряд, однако различия являются незначимыми (г=0,51, р=0,069, здесь и далее уровень значимости а=0,05). Также у 2-Возраст есть сильные положительные связи с показателями (г=0,85), (г=0,81) и средняя положительная связь с показателем 9-ЧСС (г=0,66), т.е. с показателями интенсивности выполненной механической работы (различия являются статистически значимыми р=0,02, р=0,007, р=0,0074); у показателя 2-Возраст имеется сильная отрицательная связь с показателем 3-МПК ((г=-0,82, различия

Рисунок 1 - Плеяда корреляционных связей функциональных (темная окружность) и психофизиологических (светлая окружность) показателей школьников-волейболистов

Figure 1 - A chart of correlations between functional (dark circle) and psychophysiological (light circle) indicators of volleyball schoolchildren

Условные обозначения: 1 - Разряд; 2 - возраст; 3 - МПК; 4 - УОКшах; 5 - PWC170; 6 - Wt - 1-я ступень нагрузки теста PWC170, ватт; 7 - ЧСС8 - W2 - 2-я ступень нагрузки теста PWC170, ватт; 9 - ЧСС2; 10 - Глазомер; 1l - Общий показатель двигательной памяти, %; 12 - Общий показатель коэффициента координации движений; 13 - Показатель времени переключаемости внимания

- сильная статистическая взаимосвязь (0,70-0,99);

— — — - сильная отрицательная статистическая взаимосвязь (-0,99 - -0,7); --средняя статистическая взаимосвязь (0,50-0,69);

------средняя отрицательная статистическая взаимосвязь (-0,69 - -0,5)

Symbols: 1 - Qualification; 2 - Age; 3 - VO2max; 4 - SVBmax; 5 - PWC170; 6 - W1 - 1st stage of the PWC170 test, watt; 7 -HR1; 8 - W2 - 2nd stage of the PWC170 test, watt; 9 - HR2; 10 - the ability to assess spatial segments by naked eye; 11 - The general indicator of motor memory, %; 12 - The general indicator of the coefficient of coordination of movements; 13 - The indicator of attention switching time

- strong statistical interconnection (0.70-0.99);

— — — - strong negative statistical interconnection (-0.99 - -0.7);

--average statistical interconnection (0.50-0.69);

------average negative statistical interconnection (-0.69 - -0.5)

являются статистически значимыми, p=0,002), т.е. с показателем аэробной производительности. По-видимому, это связано с тем, что в данном возрасте отмечается наибольший годовой прирост аэробной производительности. В плеяде корреляционных связей следует обратить внимание на имеющиеся связи между функциональными показателями. Так, показатель 3-МПК сильную отрицательную связь имеет с показателем 9-ЧСС2 (r=-0,77, ^>t, p=0,03), а также среднюю положительную связь с показателями 4-УОКтах (r=0,51), 5-PWC170 (г=0,51), и отрицательную связь с 7-ЧСС1(г=-0,53). Показатель 5-PWC170 имеет сильную корреляционную связь с показателем 4-УОК (r=0,99, t >t , p=0,012).

max ^ ' ' р кр l ' '

Интересными представляются корреляционные взаимосвязи между функциональными показателями и психофизиологическими показателями школьников-волейболистов. Показатели 10-Глазомер и 11-Двигательная память не связаны ни с одним из изучаемых показателей.

Показатель 13-Переключаемость внимания связан средней силой с показателями 3-МПК (г=0,61, однако р=0,098) и 9-ЧСС2 (г=-

0,66, t > , р=0,043), а показатель 12-Общий коэффициент координации движений — с показателем 9-ЧСС2 (г=0,54, р=0,22). Если рассматривать ЧСС как показатель интенсивности выполненной механической работы, то можно предположить, что она влияет на показатели пе-реключаемости внимания.

Переходя к анализу корреляционных связей студентов-волейболистов, можно видеть, что картина меняется (рисунок 2).

У студентов-волейболистов в плеяде корреляционных связей обнаружена 21 связь: 5 сильных связей (3 положительных и 2 отрицательных) и 16 средних связей (9 положительных и 7 отрицательных) (рисунок 2). В ней по количеству сильных и средних корреляционных связей в плеяде можно выделить 1 центр активного взаимодействия —

Рисунок 2 - Плеяда корреляционных связей функциональных (темная окружность) и психофизиологических (светлая окружность) показателей студентов-волейболистов

Figure 2 - A chart of correlations between functional (dark circle) and psychophysiological (light circle) indicators of volleyball students

Из рисунка видно, что у показателя 5-PWC170 имеется сильная корреляционная связь с показателем 4-УОК (г=0,99, t > : различия явля-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тах ^ ' ' р кр ^

ются статистически значимыми, здесь и далее уровень значимости а=0,05, р=0,0019), а также средняя положительная связь с показателями 3-МПК (г=0,63, tр<tкр, р=0,053), 8-W2(r=0,70, tр>tкр, Р=0,042), средняя отрицательная связь с показателями 7-ЧСС1(г=-0,66, t >t , р=0,0058) и 9-ЧСС2 (г=-0,60, tр<tIр, р=0,175). кр Из рисунка 2 видно, что в плеяде психофизиологических показателей присутствуют несколько взаимосвязей между показателями 11-Дви-гательная память и 12-Общий коэффициент координации движений (сильная корреляционная связь, г=0,72, , р=0,0034), а также между показателями 11-Двигательная память и 13-Переключаемость внимания (средняя корреляционная связь, г=0,60, р=0,96). Анализируя всю плеяду исследуемых показателей у студентов-волейболистов, можно увидеть, что между показателями физической работоспособности и психофизиологическими показателями есть взаимосвязь (средней силы г=0,50-0,58): показателя 5-PWC170 с 12-Общий коэффициент координации движений; 8-W2 с показателем 13-Переключаемость внимания; 7-ЧСС с 13-Переключаемость внимания. Однако необходимо отметить, что данные выборочные значения коэффициентов корреляций являются статистически не значимыми ^ <t ,

р кр

р=0,154, р=0,269 соответственно, при а=0,05),

возможным объяснением может служить малая выборка или относительно большой возрастной диапазон студентов-волейболистов (17-25 лет), что требует дальнейших изысканий. У показателя 2-Возраст имеется средняя положительная связь с показателем 5-PWC170(r=0,50), сильная отрицательная связь с показателем

10-Глазомер, различия являются значимыми (г=-0,72, р=0,02, р=0,047 соответственно). Показатель 1-Разряд имеет сильную корреляционную связь с показателем 13-Переключа-емость внимания (г=0,75, р=0,039).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. В показателях физической работоспособности центральными являются «основные показатели» - МПК и PWC170.

2. У школьников-волейболистов в плеяде корреляционных связей выявлено отсутствие связей психофизиологических показателей между собой (10-Глазомер и 11-Двигательная память, 12-Координация движений; 13 — Переключа-емость внимания). А у студентов-волейболистов взаимосвязь проявилась у 3 показателей:

11-Двигательная память; 12-Координация движений; 13-Переключаемость внимания.

3. По сравнению со школьниками-волейболистами у студентов-волейболистов между группами показателей физической работоспособности и психофизиологических показателей наблюдается больше связей. У школьников-волейболистов 3 связи (у 1 корреляционной

связи различия статистически достоверны, у 2 — не достоверны), у студентов волейболистов — 5 связей (у 2 корреляционных связей различия статистически достоверны, у 4 — не достоверны).

4. Показатель 2-Возраст изменяется. У школьников-волейболистов данный показатель, являясь одним из центров плеяды, имеет 5 корреляционных связей, у студентов волейболистов

ЛИТЕРАТУРА

1. Анохин, Г.И. Методические основы тренировки студентов вуза в процессе занятий волейболом / Г.И. Анохин // Евразийский союз ученых. - 2020. - №5 (74). - С. 17-20.

2. Антонов, А. А. Безнагрузочная оценка функционального состояния организма спортсменов / А. А. Антонов // Поликлиника. - 2013. - № 1(2). - С. 37-41.

3. Ашибоков, М. Д. Критерии оценки технико-тактической подготовленности команд волейболистов / М. Д. Аши-боков // Вестник АГУ. - 2006. - № 1 (20). - С. 290-293.

4. Губа, В. П. волейбол: основы подготовки, тренировки, судейства : монография / В. П. Губа, Л. В. Булыкина, П. В. Пустошило. - М. : Спорт, 2019. - 119 с.

5. Дармонкова, А. В. Морфофункциональные особенности волейболистов / А. В. Дармонкова // Научное обеспечение развития АПК в условиях импортоза-мещения : сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Часть II. - Санкт-Петербург. - 2020. - С. 281-283.

6. Каширин, В. А. Программирование двигательных действий волейболисток 15-17 лет / В. А. Каширин, Л. Д. Назаренко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - № 1 (34). - С. 64-70.

7. Кислый, O. A. Стратегия поведения волейболистов в игровом процессе и методики его совершенствования : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук / O. A. Кислый. - М., 2006. - 24 с.

8. Нечушкин, Ю. В. Методика специальной физической подготовки волейболистов высокой квалификации в соревновательном периоде : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю. В. Нечушкин. - Малаховка, 2014. - 25 с.

9. Облецова, Т. А. Взаимосвязь психофизиологических показателей и специальной физической подготовленности юных баскетболистов / Т. А. Облецова, А. М. Пу-

REFERENCES

1. Anokhin, G.I. Methodological foundations of training university students in the process of practicing volleyball / G.I. Anokhin // Eurasian Union of Scientists. -2020. - № 5 (74). - Pp. 17-20.

2. Antonov, A. A. Non-loading assessment of the functional state of the athletes' organism / A. A. Antonov // Polyclinic. - 2013. - № 1(2). - Pp. 37-41.

3. Ashibokov, M. D. Criteria for assessing the technical and tactical readiness of volleyball teams / M. D. Ashibokov // Bulletin of ASU. - 2006. - № 1 (20). - Pp. 290-293.

— 2. Причем изменилось не только количество связей, но сами показатели. Если у школьников-волейболистов показатель 2-Возраст коррелировал с показателями хронотропной функции сердца (6-W^ 8-W2; 9-ЧСС^, аэробной производительностью (3-МПК), 1-разряд, то у студентов-волейболистов — c физической работоспособностью (5-PWC170) и глазомером (10-Глазомер)

хов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2019. - Т. 4, № 3. - С. 91-96.

10. Подготовка легкоатлетов-средневиков на основе интегральной оценки функционального состояния : мо-ногр. / А. С. Кузнецов, З. М. Кузнецова, И. Ш. Мутаева, Г. З. Халиков. - Набережные Челны, 2017. - 132 с.

11. Рылова, Н. В. Зависимость уровня максимального потребления кислорода от вида физической нагрузки / Н. В. Рылова, А. А. Биктимирова, А. П. Середа, А. С. Назаренко // Наука и спорт: современные тенденции. -2016. - № 4. - С.35-40.

12. Тинюков, А. Б. Методика специальной физической и технической подготовки квалифицированных волейболисток с использованием дополнительного спортивного оборудования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. Б. Тинюков. - Санкт-Петербург, 2019. - 28 с.

13. Цагарелли, Ю. А. Системная диагностика человека и развитие психических функций : учебное пособие / Ю. А. Цагарелли. - Казань: «Познание» Института экономики, управления и права, 2009. - 492 с.

14. Chekalov, A. I. Improving Group Interactions Tactical Baskeball Players 13-14 Years Old / A. I. Chekalov, Yu. N. Emelyanova // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2018. - Т. 3, № 4. - C. 61-63.

15.R0nnestad, B.R., Hansen, J., Thyli, V., Bakken, T. A., Sandbakk, 0. 5-week block periodization increases aerobic power in elite cross-country skiers // Scandinavian Journal of Medicine & Science in Sports. - 2016. - V. 26 (2). - P. 140-146.

16. Afonso, J., Nikolaidis, P.T., Sousa, P., Mesquita, I. Is Empirical Research on Periodization Trustworthy? A Comprehensive Review of Conceptual and Methodological Issues // J Sports Sci Med. - 2017. - V. 16(1). - P. 27-34.

17.Hydren, J.R., Cohen, B.S., Current Scientific Evidence for a Polarized Cardiovascular Endurance Training Model // J Strength Cond Res. - 2015. - V. 29 (12). - P. 3523-3530.

4. Guba, V. P. Volleyball: fundamentals of preparation, training, refereeing: monograph / V. P. Guba, L. V. Bulykina, P. V. Pustoshilo. - M. : Sport, 2019. - 119 p.

5. Darmonkova, A. V. Morphofunctional features of volleyball players / A. V. Darmonkova // Scientific support for the development of agriculture in the conditions of import substitution: a collection of scientific papers based on the materials of the international scientific and practical conference. Part II. - St. Petersburg. - 2020. - pp. 281-283.

6. Kashirin, V. A. Programming of motor actions of volleyball players aged 15-17 / V. A. Kashirin, L. D. Nazarenko //

Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports. - 2015. - № 1 (34). - Pp. 64-70.

7. Kislyi, O. A. Strategy of behavior of volleyball players in the game process and methods of its improvement: abstract. dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences / O. A. Kislyi. - M., 2006. - 24 p.

8. Nechushkin, Yu. V. Methodology of special physical training of highly qualified volleyball players in the competitive period : abstract. dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences / Yu. V. Nechushkin. - Malakhovka, 2014. - 25 p.

9. Obletsova, T. A. Interrelation of psychophysiological indicators and special physical fitness of young basketball players / T. A. Obletsova, A. M. Pukhov // Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation. - 2019. - Vol. 4, №. 3. -pp. 91-96.

10. Training of middle distance runners on the basis of an integral assessment of the functional state: monograph / A. S. Kuznetsov, Z. M. Kuznetsova, I. Sh. Mutaeva, G. Z. Khalikov. - Naberezhnye Chelny: 2017. - 132 p.

11. Rylova, N. V. Dependence of the level of maximum oxygen consumption on the type of physical activity / N. V. Rylova, A. A. Biktimirova, A. P. Sereda, A. S. Nazarenko // Science and sport: current trends. - 2016. - No. 4. -pp.35-40.

12. Tinyukov, A. B. Methodology of special physical and technical training of qualified volleyball players using additional sports equipment: abstract. dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences / A. B. Tinyukov. - St. Petersburg, 2019. - 28 p.

13. Tsagarelli, Yu. A. System diagnostics of a person and the development of mental functions: a textbook / Yu. A. Tsagarelli. - Kazan: "Cognition" of the Institute of Economics, Management and Law, 2009. - 492 p.

14. Chekalov, A. I. Improving Group Interactions Tactical Baskeball Players 13-14 Years Old / A. I. Chekalov, Yu. N. Emelyanova // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2018. - Т. 3, № 4. - C. 61-63.

15. R0nnestad, B.R., Hansen, J., Thyli, V., Bakken, T. A., Sand-bakk, 0. 5-week block periodization increases aerobic power in elite cross-country skiers // Scandinavian Journal of Medicine & Science in Sports. - 2016. - V. 26 (2). - P. 140-146.

16. Afonso, J., Nikolaidis, P.T., Sousa, P., Mesquita, I. Is Empirical Research on Periodization Trustworthy? A Comprehensive Review of Conceptual and Methodological Issues // J Sports Sci Med. - 2017. - V. 16(1). - P. 27-34.

17. Hydren, J. R., Cohen, B. S., Current Scientific Evidence for a Polarized Cardiovascular Endurance Training Model // J Strength Cond Res. - 2015. - V. 29 (12). - P. 3523-3530.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Герасимова Ирина Геннадьевна (Gerasimova Irina Gennadievna) - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности; Елабужский институт (филиал), Казанский (Приволжский) федеральный университет, 423604, Республика Татарстан, г. Елабуга, ул. Казанская, 89, e-mail: irina-chelny74@mail.ru; ORCID: 0000-0002-6990-0184.

Мутаева Ильсияр Шафиковна (Mutaeva Ilsiyar Shafikovnа) - кандидат биологических наук, профессор кафедры теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности; Елабужский институт (филиал) «Казанский (Приволжский) федеральный университет, 423604, Республика Татарстан, г. Елабуга, ул. Казанская, 89, e-mail: mutaeva-i@mail.ru; ORCID: 0000-0002-9387-7033.

Халиков Газинур Зиннурович (Khalikov Gazinur Zinnurovich) - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности; Елабужский институт (филиал), Казанский (Приволжский) федеральный университет, 423604, Республика Татарстан, г. Елабуга, ул. Казанская, 89, e-mail: khalikov88th@gmail.com; ORCID: 0000-0002-1898-3768.

Парамонова Диана Борисовна (Paramonova Diana Borisovna) - кандидат биологических наук, доцент кафедры физической культуры и спорта; Набережночелнинский государственный педагогический университет, 423806, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, 28, e-mail: paramonova.diana2016@yandex.ru; ORCID: 0000-00022129-5990.

Поступила в редакцию 16 февраля 2023 г. Принята к публикации 15 апреля 2023 г.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Герасимова, И.Г. Выявление взаимосвязи психофизиологических показателей и физической работоспособности волейболистов различных возрастных групп / И.Г. Герасимова, И.Ш. Мутаева, Г.З. Халиков, Д.Б. Парамонова // Наука и спорт: современные тенденции. - 2023. - Т. 11, № 2. - С. 15-23. Э01: 10.36028/2308-8826-2023-11-2-15-23

FOR CITATION

Gerasimova I.G., Mutaeva I.S., Khalikov G.Z., Paramonova D.B. Identification of the relationship between psychophysiological indicators and physical performance of volleyball players of different age groups. Science and sport: current trends, 2023, vol. 11, no. 2. - pp. 15-23. DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-2-15-23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.