Научная статья на тему 'Факторы, формирующие уровень функциональной подготовленности студентов-волейболистов (на примере физической работоспособности)'

Факторы, формирующие уровень функциональной подготовленности студентов-волейболистов (на примере физической работоспособности) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
92
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
волейболисты / факторы / формирование / функциональная подготовка / оценка / физическая работоспособность / volleyball players / factors / formation / functional training / evaluation / physical working capacity

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кардашевский Алексей Иванович, Асланян Гагик Оганесович, Гаврилов Сергей Алексеевич

В статье рассматриваются обобщение и анализ результатов предварительного исследования подготовленности студентов-волейболистов. Это позволило выявить факторы, формирующие их функциональную подготовленность. Среди факторов ведущее место занимают физическая работоспособность и аэробная производительность. Методы и материал исследования. В данной работе использованы методы анализа, сравнения, сопоставления данных научно-методической литературы, результатов предварительных исследований функциональных показателей, таких как физическая работоспособность и максимальное потребление кислорода. В диагностике и оценке уровня физической работоспособности принимали участие студенты-волейболисты, составляющие сборную команду вуза. Для выявления физической работоспособности использовали велоэргометрическое тестирование с использованием двух нагрузок с учетом массы тела студентов-волейболистов. Результаты. Выявлены факторы, способствующие формированию различного уровня функциональной подготовленности организма студентов-волейболистов к физическим нагрузкам различной величины. Отмечен широкий диапазон относительных величин физической работоспособности и максимального потребления кислорода, характеризующих уровень адаптированности организма к физическим нагрузкам. Факторы, сгруппированные как условия совершенствования функциональной подготовленности, характеризуют повышение общей и специальной работоспособности, рост функциональных показателей, повышение физической и умственной работоспособности и психоэмоционального состояния, устойчивости психологического статуса к стрессу и экстремальным соревновательным ситуациям и условиям. Выводы. Физическая работоспособность и максимальное потребление кислорода у начинающих студентов-волейболистов ниже, чем у студентов-волейболистов, имеющих стаж спортивных занятий и составляющих сборную команду вуза. Велоэргометрическая нагрузка может стать диагностическим инструментарием для оценки функциональной подготовленности студентов-волейболистов. Показатель оценки специальной подготовленности как показатель физической работоспособности позволяет оценивать приспособляемость студентов-волейболистов к физическим нагрузкам. Их функциональные возможности проявляются так, что позволяют диагностировать слабые звенья адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кардашевский Алексей Иванович, Асланян Гагик Оганесович, Гаврилов Сергей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors, which form the level of functional readiness of students-volleyball players (by the example of physical working capacity)

The article considers results summarizing and analysis connected with preliminary examination of students’ (volleyball players) readiness. It helped to reveal the factors, which form their functional readiness. Among the factors the leading position belongs to physical working capacity and aerobic productivity. Research methods and materials. We used the following methods: scientific-methodical sources results and the results of functional indices (physical working capacity and maximum oxygen consumption) preliminary study analysis and comparison. Students-volleyball players took part in physical working capacity level diagnostics and estimation. The respondents were from the combined team of a higher educational establishment. In order to reveal physical working capacity we used testing at bicycle ergometer with two loads, taking into account body weight of students-volleyball players. Results. We revealed the factors, which provide different level of students-volleyball players’ functional readiness formation to realize physical loads of different volume. We defined a wide range of relative values of physical working capacity and maximum oxygen consumption. They characterize the level of organism adaptation to physical loads. The factors, grouped as the conditions of functional readiness development, characterize general and special working capacity, functional indices, physical and mental working capacity increase, psycho-emotional state improvement, psychological status resistance increase to stress and extreme competitive situations and conditions. Conclusion. Physical working capacity and maximum oxygen consumption among volleyball players-beginners is lower, than among students-volleyball players. They have the experience and are included into the combined team of a higher educational establishment. The load at a bicycle ergometer can become a diagnostic instrument for functional readiness of students-volleyball players’ estimation. The index of special readiness estimation, the same as physical working capacity index, helps to estimate the adaptation of students-volleyball players to physical loads. Their functional abilities are demonstrated in a way that they help to diagnose weak sides of adaptation.

Текст научной работы на тему «Факторы, формирующие уровень функциональной подготовленности студентов-волейболистов (на примере физической работоспособности)»

УДК 796.325 DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-1-27-33

Факторы, формирующие уровень функциональной подготовленности студентов-волейболистов (на примере физической работоспособности)

Кардашевский А.И. *, Асланян Г.О., Гаврилов СА.

Самарский государственный технический университет г. Самара, Россия ORCID: 0000-0001-7066-3676, Aik1780@yandex.ru* ORCID: 0000-0002-6564-9607, Aslanyan_gagik@bk.ru ORCID: 0000-0003-4658-9669, pro922pro@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются обобщение и анализ результатов предварительного исследования подготовленности студентов-волейболистов. Это позволило выявить факторы, формирующие их функциональную подготовленность. Среди факторов ведущее место занимают физическая работоспособность и аэробная производительность. Методы и материал исследования. В данной работе использованы методы анализа, сравнения, сопоставления данных научно-методической литературы, результатов предварительных исследований функциональных показателей, таких как физическая работоспособность и максимальное потребление кислорода. В диагностике и оценке уровня физической работоспособности принимали участие студенты-волейболисты, составляющие сборную команду вуза. Для выявления физической работоспособности использовали велоэргометрическое тестирование с использованием двух нагрузок с учетом массы тела студентов-волейболистов. Результаты. Выявлены факторы, способствующие формированию различного уровня функциональной подготовленности организма студентов-волейболистов к физическим нагрузкам различной величины. Отмечен широкий диапазон относительных величин физической работоспособности и максимального потребления кислорода, характеризующих уровень адаптированности организма к физическим нагрузкам. Факторы, сгруппированные как условия совершенствования функциональной подготовленности, характеризуют повышение общей и специальной работоспособности, рост функциональных показателей, повышение физической и умственной работоспособности и психоэмоционального состояния, устойчивости психологического статуса к стрессу и экстремальным соревновательным ситуациям и условиям. Выводы. Физическая работоспособность и максимальное потребление кислорода у начинающих студентов-волейболистов ниже, чем у студентов-волейболистов, имеющих стаж спортивных занятий и составляющих сборную команду вуза. Велоэргометрическая нагрузка может стать диагностическим инструментарием для оценки функциональной подготовленности студентов-волейболистов. Показатель оценки специальной подготовленности как показатель физической работоспособности позволяет оценивать приспособляемость студентов-волейболистов к физическим нагрузкам. Их функциональные возможности проявляются так, что позволяют диагностировать слабые звенья адаптации.

Ключевые слова: волейболисты, факторы, формирование, функциональная подготовка, оценка, физическая работоспособность.

Для цитирования: Кардашевский А.И.*, Асланян Г.О., Гаврилов С.А. Факторы, формирующие уровень функциональной подготовленности студентов-волейболистов (на примере физической работоспособности). Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022; 17(1): 27-33. DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-1-27-33.

Factors, which form the level of functional readiness of students-volleyball players (by the example of physical working capacity)

Aleksey I. Kardashevskiy*, Gagik OAslanyan, Sergey A.Gavrilov

Samara State Technical University Samara, Russia

ORCID: 0000-0001-7066-3676, Aik1780@yandex.ru* ORCID: 0000-0002-6564-9607 ORCID: 0000-0003-4658-9669

Abstract: The article considers results summarizing and analysis connected with preliminary examination of students' (volleyball players) readiness. It helped to reveal the factors, which form their functional readiness. Among the factors the leading position belongs to physical working capacity and aerobic productivity. Research methods and materials. We used the following methods: scientific-methodical sources results and the results of functional indices (physical working capacity and maximum oxygen consumption) preliminary study analysis and comparison. Students-volleyball players took part in physical working capacity level diagnostics and estimation. The respondents were from the combined team of a higher educational establishment. In order to reveal physical working capacity we used testing at bicycle ergometer with two loads, taking into account body weight of students-volleyball players. Results. We revealed the factors, which provide different level of students-volleyball players' functional readiness formation to realize physical loads of different volume. We defined a wide range of relative values of physical working capacity and maximum oxygen consumption. They characterize the level of organism adaptation to physical loads. The factors, grouped as the conditions of functional readiness development, characterize general and special working capacity, functional indices, physical and mental working capacity increase, psycho-emotional state improvement, psychological status resistance increase to stress and extreme competitive situations and conditions. Conclusion. Physical working capacity and maximum oxygen consumption among volleyball players-beginners is lower, than among students-volleyball players. They have the experience and are included into the combined team of a higher educational establishment. The load at a bicycle ergometer can become a diagnostic instrument for functional readiness of students-volleyball players' estimation. The index of special readiness estimation, the same as physical working capacity index, helps to estimate the adaptation of students-volleyball players to physical loads. Their functional abilities are demonstrated in a way that they help to diagnose weak sides of adaptation.

Keywords: volleyball players, factors, formation, functional training, evaluation, physical working capacity.

For citation: Aleksey I. Kardashevskiy*, Gagik О.Aslanyan, Sergey А.Gavrilov. Factors, which form the level of functional readiness of students-volleyball players (by the example of physical working capacity). Russian Journal of Physical Education and Sport. 2022; 17(1): 27-33. DOI: 10.14526/2070-4798-2022-171-27-33 .

Введение

Волейбол как игровой вид физкультурно-спортивной деятельности с каждым годом актуализируется среди студенческой молодежи. Создаются сборные команды, проводятся соревнования в рамках спартакиады среди вузов. Потребность в игроках с высоким уровнем физической и функциональной подготовленности растет на фоне снижения уровня физического здоровья и двигательного потенциала студентов. В этой связи физическая и функциональная подготовка студенческой молодежи на занятиях имеет свою актуальность. В последнее время четко осознается необходимость повышения эффективности физической подготовки студенческой молодежи, занимающейся физкультурно-спортивной

деятельностью. Их конечной целью является достижение высокого уровня функциональной подготовленности и потребности к регулярным занятиям спортом [1,2,3,5,6].

Специалисты, характеризуя процесс тренировок в игровых видах спорта в целом, отмечают необходимость круглогодичной реализации специально организованного процесса воспитания, обучения, развития, повышения функциональных возможностей спортсменов [4,5,8,9,10,11]. Известно, что тренировочный процесс в игровых видах спорта направлен на формирование технического совершенствования и физиологичесой тренировки сердечно-сосудистой системы, нервно-мышечной системы [4]. В работах специалистов также выявлено снижение

технической и физической подготовленности студенческой молодежи из-за отсутствия регулярных тренировочных занятий. Участие в соревнованиях по волейболу от случая к случаю не решает вопросы функциональной подготовки студентов. Требуется проведение регулярной и систематической подготовки команды вуза с привлечением активных и спортивных студентов. В связи с этим вполне закономерно выявление факторов, формирующих уровень функциональной подготовленности студентов-волейболистов на примере изучения динамики физической работоспособности и компонентов, его составляющих. С учетом того, что на сегодняшний день среди специалистов нет единого мнения по определению понятий «функциональная подготовленность» или «функциональное состояние», дополняющие друг друга в узком и широком смысле. По мнению спортивных физиологов, функциональное состояние, или функциональная подготовленность, рассматривает ресурсы энергообеспечения мышечной деятельности и согласованные работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Функциональную подготовленность можно рассматривать как более широкую характеристику состояния организма под воздействием физических нагрузок, от которых будет зависеть результативность двигательной деятельности. В нашем примере функциональную подготовленность студентов рассматривали через показатели физической работоспособности.

И.А. Иргашева в своих работах, связанных с использованием средств мини-футбола, рассматривает значимость игровых видов для формирования эффективной функциональной активности и физической работоспособности студентов вузов [7].

Материалы и методы

В работе использованы метод анализа, сравнения, сопоставления

данных научно-методический литературы, результатов предварительных исследований функциональных показателей студентов-

волейболистов, таких как физическая работоспособность и максимальное потребление кислорода. Выявлены факторы, определяющие и формирующие уровень проявления функциональной подготовленности студентов-волейболистов и алгоритм диагностики этого состояния. В диагностике уровня физической работоспособности принимали участие студенты-волейболисты, составляющие

сборную команду вуза. Для выявления физической работоспособности использовали велоэргометрическое тестирование с использованием двух нагрузок с учетом массы тела студентов-волейболистов. Для этого задавали две нагрузки различной мощности (1 Вт и 2 Вт на кг массы тела испытуемых) с интервалом отдыха между нагрузками умеренной и большой мощности. Физическую нагрузку задавали на велоэргометре типа «Кетлер» с регулятором высоты педалей в зависимости от роста испытуемых.

При проведении функциональной пробы для определения физической работоспособности студентов использовали формулу:

В^№С170 = N1 + ^ 2 - N1) 170 / V /2 - /1

, где

N2 и N1 - мощность первой и второй нагрузки в кг/м/мин;

f2 и й - частота сердечных сокращений в конце первой и второй нагрузок. Величина пробы РWC170 и величина МПК каждая в отдельности характеризуют PWС170 человека, между ними имеет место взаимосвязь.

Относительные показатели физического развития и максимального потребления кислорода определялись путем деления абсолютных показателей на массу тела студентов.

Результаты и обсуждение

Проведенное исследование с участием студентов-волейболистов позволило выявить факторы, характеризующие уровень их функциональной подготовленности. Среди выявленных нами факторов функциональное состояние и резервные возможности организма студентов-волейболистов заняли важное место как условие проявления общей и специальной

физической работоспособности. Факторы, характеризующие физическое развитие, соматическую и биологическую зрелость студентов с учетом их двигательной активности, являются решающими в определении морфофункционального статуса.

Нас заинтересовала группа факторов, характеризующих функциональную

подготовленность студентов-волейболистов и зависящих от специфики игровой деятельности. Тренировочные занятия волейболом проводились четыре раза в неделю в рамках подготовки сборной команды вуза по волейболу. В связи с этим основным фактором в подготовке студенческой команды явилось расширение методических основ организации тренировочных занятий, формирование режима тренировок с учетом объема и интенсивности величин физических нагрузок в соответствии с уровнем развития физических качеств и психофизической напряженности. Условия проведения игровых тренировок у студентов определялись в соответствии с организацией учебного процесса. Игровые встречи планировали в выходные дни учебной недели.

С учетом данных, представленных в исследовательских работах специалистов в игровых видах спорта, выявлены и сгруппированы факторы, формирующие функциональную подготовленность студентов, занимающихся волейболом и входящих в сборные команды вуза, с 1-го по 3-й курс обучения.

Первый фактор рассматривается как учет возраста и уровня физической подготовленности студентов, где состояние физического здоровья, уровень проявления общей и специальной работоспособности занимают ведущие места.

Второй фактор сгруппирован как специфические физические качества, приемлемые в игровых видах спорта. С учетом проявления специфических физических качеств, физической подготовленности, спортивной квалификации, успеваемости и мотивации студентов сформирован алгоритм спортивной подготовки.

Третий фактор сгруппирован нами

как методические основы организации и планирования тренировочного процесса, куда включили режим тренировок, объем и интенсивность физических нагрузок, соотношение средств различной направленности, календарь соревнований и товарищеских встреч, прикидок и многое другое, характеризующее социальную защищённость студентов-волейболистов.

Четвертый фактор сгруппировали как совершенствование функциональной подготовленности, где главенствовало повышение общей и специальной работоспособности, рост функциональных показателей (физическая работоспособность, максимальное потребление кислорода), повышение физической и умственной работоспособности и психоэмоционального состояния, устойчивости психологического статуса к стрессу и экстремальным соревновательным ситуациям и условиям.

Все представленные выше факторы требуют постоянной диагностики и мониторинга исходного уровня функционального состояния студентов-волейболистов, что может стать условием эффективной оценки функциональных возможностей организма. Своевременное принятие решения о совершенствовании подготовки студентов-волейболистов требует учета выполнения тренировочного плана, что позволяетиндивидуализироватьтренировочный режим, процедуру восстановления, коррекцию средств медико-биологического обеспечения в случаях заболеваний и травматизма.

Для обоснования фактора,

формирующего функциональную

подготовленность студентов-волейболистов, подвергли анализу показатели физической работоспособности. В наблюдении участвовали волейболисты, обучающиеся на 1-3-м курсах вуза и привлечённые к занятиям волейболом. Исследования показали, что среди студентов встречаются рослые ребята до 187-196 см со спортивным стажем занятий 6-7 лет. По техническим показателям и по морфофункциональному статусу некоторые волейболисты соответствуют уровню кандидата

в мастера спорта. Также отмечены высокие показатели мышечной массы и времени двигательной реакции.

Оценку физической работоспособности студентов-волейболистов производили

посредством велоэргометрического

тестирования, где выявлены показатели некоторых спортсменов. Они проявляются как низкие, средние и высокие, что подтверждает неоднородность выборки по уровню проявления функциональной подготовленности. Известно, что реакция на физическую нагрузку оценивается по мощности, продолжительности и ЧСС. По показателям ЧСС можно

определить экономизацию работы сердца. Велоргометрическое тестирование студентов-волейболистов показало высокий уровень физической работоспособности в динамике одного мезоцикла, что подтверждается как фактор формирования функциональной подготовленности.

В таблице 1 представлены показатели физической работоспособности и

функционального состояния, характеризуемые показателями максимального потребления кислорода в относительных значениях студентов-волейболистов, полученные в трех срезах макроцикла спортивной подготовки.

Таблица 1

Показатели физической работоспособности и максимального потребления кислорода в относительных значениях студентов-волейболистов 1-3 курсов обучения со стажем занятий от 4 до

6 лет

№ п/п Показатели Год обучения студентов-волейболистов

1-й курс 2-й курс 3-й курс

1 PWC170 кгм/мин/кг 15,3-17,0 17,2-18,7 18,8-19,2

2 МПК, мл/мин/кг 43,8-45,9 46,9-49,0 50,7-52,3

Из таблицы 1 видно, что диапазон колебаний показателей физической работоспособности и максимального потребления кислорода расширен из-за различия в массе тела спортсменов. Отмечено сужение диапазона колебаний показателей у третьекурсников как доказательство расширения функциональных возможностей организма в процессе систематических тренировок. Это является доказательством того, что студенты-

волейболисты получают достаточный уровень функциональной нагрузки в различных зонах интенсивности.

В таблице 2 представлен диапазон колебаний показателей физической работоспособности и максимального потребления кислорода у студентов-волейболистов низкого и среднего уровня функциональной подготовленности.

Таблица 2

Показатели физической работоспособности и максимального потребления кислорода в относительных значениях студентов-волейболистов со стажем занятий менее 1 года

№ Показатели Год обучения студентов-волейболистов

п/п 1-й курс 2-й курс 3-й курс

1 PWC170 кгм/мин/кг 14,3-18,0 15,2-18,7 16,8-18,2

2 МПК, мл/мин/кг 42,8-46,9 45,9-50,0 48,3-51,0

Отмечен широкий диапазон колебаний показателей функциональных возможностей организма, что доказывает недостаточность физических нагрузок, развивающих различные механизмы энергообеспечения мышечной

деятельности у студентов-волейболистов, начинающих регулярные занятия. Если в первой группе студентов-волейболистов улучшается система энергообеспечения за счет волнообразного изменения объема

и интенсивности величины физических нагрузок, то в группе студентов-волейболистов, начинающих систематические тренировочные занятия, отмечается недостаточность аэробных и смешанных нагрузок. Учет представленных показателей в различных диапазонах колебаний позволяет оценить работоспособность, аэробные и анаэробные возможности и показатели ССС и НМС студентов-волейболистов, что является инструментом управления формированием высокого уровня функциональной

подготовленности.

Заключение

Таким образом, физическая

работоспособность и максимальное

потребление кислорода у начинающих студентов-волейболистов ниже, чем у студентов-волейболистов, имеющих стаж спортивных занятий и составляющих сборную команду вуза. Велоэргометрическая нагрузка может стать диагностическим инструментарием для оценки функциональной подготовленности студентов-волейболистов, для оценки уровня проявления их функциональных возможностей, а также условием коррекции тренировочных воздействий.

Главенствующим фактором,

формирующим эффективный рост спортивного мастерстваирезультативностьсоревновательной деятельности студентов-волейболистов,

является проведение мониторинга физической работоспособности, позволяющее своевременно формировать высокий уровень функциональной подготовленности. В целом показатели физической работоспособности позволяют оценивать приспособляемость организма студентов-волейболистов к физическим нагрузкам с диагностикой слабых звеньев адаптации.

Список литературы

1. Бальсевич В.К. Развитие двигательного потенциала человека. Физиотерапия, бальнеология и реабилитация. 2003; 5: 35-36.

2. Белоуско Д.В., Простихина Н.М. Подвижные игры как эффективное средство

физического воспитания студентов. Физическая культура, спорт и здоровье. 2013; 22: 18-20.

3. Булич Э.Г., Муравов И.В. Здоровье человека: биологическая основа жизнедеятельности и двигательная активность в ее стимуляции. К.: Олимпийская литература. 2003: 424.

4. Высочин Ю.В., Денисенко Ю.П. Современныепредставленияофизиологических механизмах срочной адаптации организма спортсменов к воздействиям физических нагрузок. Теория и практика физической культуры. 2002; 7: 28-30.

5. Глазырина А.А., Шоцкий П.П. Методологические подходы к проблеме сохранения и восстановления двигательного потенциала человека. Физическая культура, спорт и туризм: достижения теории и практики на современном этапе; материалы XI Междун. научно-практ. конф., 15-16 ноября 2019. Минск. 2019: 52-54.

6. Журавская Н.В., Асмолов И.Ю. Двигательнаяактивностьстудентов:современное состояние и потенциал совершенствования. Царкосельские чтения. 2011; 3: 296-300.

7. Иргашева И.А. О возможностях формирования мотивации у студентов к занятиям физической культурой и спортом на основе реализации программы «Мини-футбол — в вузы». Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014; 35(2): 149-153.

8. Марьинских С.Г. Оценка адаптационного потенциала студентов с различным уровнем двигательной активности. Фундаментальные исследования. 2007; 5: 47-49

9. Мутаева И.Ш., Кузнецов А.С., Коновалов И.Е., Халиков Г.З. Оценка функциональной подготовленности легкоатлетов, тренирующихся на выносливость. Фундаментальные исследования. 2013; 6(2):

440-444.

10. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A. Athletes preparation based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support.

SCITEPRESS. 2015: 156-160.

11. Абдрахманова А.Ш., Мавлиев Ф.А., Назаренко А.С. Оценка физической подготовленности фехтовальщиков на основе

комплексного функционального тестирования. Наука и спорт: современные тенденции. 2021; 9(2): 12-21. DOI: 10.36028/2308-8826-2021-9-212-21.

Статья поступила в редакцию: 12.02.2022

Кардашевский Алексей Иванович - кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный технический университет, 443100, Россия, г. Самара, ул. Молодогвардейская, дом 244, e-mail: aik1780@yandex.ru

Асланян Гагик Оганесович - старший преподаватель, Самарский государственный технический университет, 443100, Россия, г. Самара, ул. Молодогвардейская, дом 244, e-mail: Aslanyan gagik@bk.ru

Гаврилов Сергей Алексеевич - старший преподаватель, Самарский государственный технический университет, 443100, Россия, г. Самара, ул. Молодогвардейская, дом 244, e-mail: pro922pro @mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.