Научная статья на тему 'ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ И ЕЕ КОРРЕКЦИЯ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ'

ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ И ЕЕ КОРРЕКЦИЯ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
417
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / АРТ-ТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ольшанская Светлана Алексеевна, Яли Людмила Семеновна

В данной статье рассмотрены особенности возникновения феномена социальной изолированности в молодежной студенческой среде. Ключевыми моментами названы: нестабильность современного мира, смена ценностей, социально-экономические условия взросления, возрастные особенности и ряд др. В статье отмечено, что в зависимости от индивидуальных особенностей личности студентом могут приниматься критерии, оказывающие влияние на формирование социальной изолированности. В статье описаны методики, позволившие изучить это явление, полученные результаты. Проделанная арт-терапевтическая работа позволила выявить причины, создающие условия формирования социальной изоляции через рефлексию после выполнения рисуночного теста, определить свою позицию по полученным результатам, большинство студентов (87%) готовы к личностному росту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDENTS' IDENTIFICATION IN THE LEVEL OF SOCIAL ISOLATION AND ITS CORRECTION BY ART THERAPY METHODS

This article discusses the characteristics of the social isolation's phenomenon in the youth student environment. The key points are: the instability of the modern world, the change of values, the socio-economic conditions of growing up, age characteristics, and a number of others. The article notes that the students' individual characteristics can influence to the formation of social isolation. The article describes the methods that allowed us to study this phenomenon, describes the obtained results. The following art-therapeutic work allowed us to identify the reasons that create conditions for the formation of social isolation through reflection after performing the drawing test, to determine their position, which based on the obtained results; the majority of students (87%) are ready for personal growth.

Текст научной работы на тему «ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ И ЕЕ КОРРЕКЦИЯ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ»

Которая соответствовала оценкам: 1,2,3,4,5.

(3-5), (6-9), (10-15) - это соответственно низкий, средний и высокий уровень выраженности типов.

Если говорить о межличностном общении, то можно выделить следующие особенности.

Бесконфликтное общение возникает при взаимодействии трех типов эго-состояний (ВП, РВ, ДА) друг с другом. Это способствует конструктивному общению и может порождать сотрудничество, способствует благоприятному комфортному общению, а также способствует комплиментарным отношениям.

Конфликтное общение возникает при взаимодействии трех других противоположных эго-состояний (ВО, РК, ДС). Это способствует возникновению соперничества, доминирования и разрушения отношений при общении.

Выводы. Диагностика показала следующее:

1) в группах студентов инженерно-строительного института проявились эго-состояния:

- на высоком уровне: ДА - 10.2, РК - 10.8, ВП -11.2;

- на среднем уровне: РВ - 9.2, ДС - 7.6, ВО - 9.6.

2) в группах студентов гуманитарного направления было следующее:

- на высоком уровне: ДА - 10.7, ВО - 13.1, РВ - 12.1, ВП - 10.2;

- на среднем уровне: РК - 5.3, ДС- 6.2 [1, 5].

Профили эго-состояний в этих двух группах испытуемых (техническая и гуманитарная направленность) оказались разные, что связано с разной специализацией [3].

Актуальность темы очевидна, и она подтвердилась в проведенном исследовании на двух группах студентов разных специальностей.

Литература:

1. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. - Москва: Эксмо, 2012. - 576 с. ISBN 978-5-699-27303-4.

2. Ганзен, В.А. Системные описания в психологии / В.А. Ганзен. - Ленинград: ЛГУ, 1984. - 176 с. ISBN Г-076(02)-84-43-84.

3. Малышев, К.Б. Методология базисного подхода в современных психологических исследованиях / К.Б. Малышев, О.А. Малышева. - Вологда-Курск: ВИПЭ, 2020. - 215 с. ISBN 978-5-907311-73-2

4. Малышев, К.Б. Многомерная типологизация психологической информации / К.Б. Малышев. - Вологда: ВоГУ, 2016. - 167 с. ISBN 978-5-87851-701-0.

5. Малышев, К.Б. Системно-факторный анализ в психологии / К.Б. Малышев, О.А. Малышева. - Вологда-Курск: ВГУ, ВИПЭ, 2019. - 180 с. ISBN 978-5-907205-43-7.

6. Малышев К.Б., Малышева О.А. Системные описания типологий. - Вологда: ВоГУ; ВИПЭ, 2019. - 206 с. ISBN 9785-907205-42-0.

7. Malyschew, K. Anvendung der Mathematischen Modellierung von Transaktionsanalyse in der Arbeit des Psychologen / K. Malyschew // Die Tesisen des Fachkongress: Vernderte Lebenslagen von Kindern, Jugendlichen, Familien und Alleinerziechen -der konsequenzen fir die soziale Arbeit in Kirche, Staat und Gesellschaft. - Wologda, 1994. - S. 119. ISBN 2-11-251116-3.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Ольшанская Светлана Алексеевна

Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар); студентка Яли Людмила Семеновна

Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар)

ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ И ЕЕ КОРРЕКЦИЯ МЕТОДАМИ

АРТ-ТЕРАПИИ

Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности возникновения феномена социальной изолированности в молодежной студенческой среде. Ключевыми моментами названы: нестабильность современного мира, смена ценностей, социально-экономические условия взросления, возрастные особенности и ряд др. В статье отмечено, что в зависимости от индивидуальных особенностей личности студентом могут приниматься критерии, оказывающие влияние на формирование социальной изолированности. В статье описаны методики, позволившие изучить это явление, полученные результаты. Проделанная арт-терапевтическая работа позволила выявить причины, создающие условия формирования социальной изоляции через рефлексию после выполнения рисуночного теста, определить свою позицию по полученным результатам, большинство студентов (87%) готовы к личностному росту.

Ключевые слова: студенты, социальная изоляция, формирование, арт-терапия.

Annotation. This article discusses the characteristics of the social isolation's phenomenon in the youth student environment. The key points are: the instability of the modern world, the change of values, the socio-economic conditions of growing up, age characteristics, and a number of others. The article notes that the students' individual characteristics can influence to the formation of social isolation. The article describes the methods that allowed us to study this phenomenon, describes the obtained results. The following art-therapeutic work allowed us to identify the reasons that create conditions for the formation of social isolation through reflection after performing the drawing test, to determine their position, which based on the obtained results; the majority of students (87%) are ready for personal growth.

Keywords: students, social isolation, formation, art-therapy.

Введение. Современная ситуация преобразования системы высшего образования в нашей стране демонстрирует изменения во взаимодействии всех участников учебной деятельности. В данной работе целевой аудиторией выступала студенческая молодежь, обучающаяся в вузах. Особая заслуга по выделению студенчества в самостоятельную социально-психологическую группу с учетом их возрастной характеристики принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева. Эту идею в своих научных трудах поддержали и продолжили ее исследование такие ученые, как Л.А. Баранова, М.Д. Дворяшина, Е.И. Степанова, Л.Н. Фоменко, Ю.Н. Кулюткин, В.А. Якунин и др., которые расширили представления об особенностях развития студенческой молодежи [3, С. 98].

Данная возрастная группа определяется как социально-демографическая общность с определённой численностью, структурой, психологическими и социальными особенностями адаптации к жизни, набором социальных ролей и статусов. Не зависимо от материальных и других расхождений развития, студентов связывают общий вид деятельности, интересы,

образ жизни, групповое сознание, что образует особую социально-психологическую общность [6].

Нельзя не отметить, что быть студентом можно только временно. В период обучения задачи и социальный статус определены уровнем культурного и социально-экономического развития общества и среды, в которой он находится. Важны состояние и способы функционирования всей системы высшего образования и конкретного учебного заведения.

Изложение основного материала статьи. В данный период жизни человека завершается формирование основного психологического новообразования - личностного самосознания, определяющего собственное мировоззрение студента. Этот этап - процесс получения нового уникального жизненного опыта, который может оказать колоссальное влияние на его дальнейшие достижения. Когда мы относим студентов к молодежи, то можем говорить о возрастных особенностях данной категории, влияющих на поведение личности в конфликтной ситуации, особенно свойственных и частых для этого периода развития [14]. Так в конфликтах формируется собственная мировоззренческая позиция, требующая проявления независимости и демонстрации индивидуальности, столкновений с практицизмом, критиканством, проявлением максимализма в суждениях [12].

Невозможно обойти вниманием период развития современного российского общества, в которых происходит становление студенческой молодежи. Процессы глобализации и цифровизации, с одной стороны, ускорившие взаимодействие между людьми, с другой, приковавшие их внимание к социальным сетям, онлайн играм и т.д., привели к сокращению живого общения между людьми. Это приводит к подмене реальной жизни виртуальной, в которой много надуманного, не имеющего ничего общего с тем, что происходит в реальной жизни. В некоторых странах описывают такое явление как «хихикомория» (Япония), которые так разобщили людей, что в результате привели их к добровольной изоляции, люди перестали общаться. Эти же процессы, с одной стороны, усиливают меры безопасности, связанные с пандемией из-за распространения короновирусной инфекции, с другой стороны, многие отмечают, что появился страх выхода в реальный мир, и молодые люди сознательно ограничивают реальное социальное взаимодействие, отдавая предпочтение виртуальному [4, С. 187].

Нестабильность современного мира приводит к смене привычных ценностей, утрате национального и культурного единства, провоцирует внутрисемейные конфликты, значительно заметен рост индивидуализма, в результате, ученые отмечают снижение доверия к друг другу, нарушаются межличностные связи, усиливаются страхи, снижается уверенность в себе. Все перечисленное, может приводить к росту социальной изолированности [13]. Студенческая молодежь также может быть подвержена этому явлению в силу возрастной эмоциональной восприимчивости себя, окружения, окружающего мира, из-за отсутствия опыта не только личного, но и у окружающих, ситуации интенсивной смены круга общения и ценностных ориентаций. Конечно же, явление социальной изолированности, отчуждения и одиночества необходимо рассматривать в различных сферах: учебной; социальных связей; романтических отношений; родительской семье; виртуальной реальности [5, С. 91].

В научной литературе выделяют определенные типы поведения людей, подлежащих под коммуникативную не толерантность и приводящих к усилению описанных ранее явлений:

- потребность в самоутверждении средствами общения, когда в центре внимания находятся только свои интересы, качества, умения, опыт и успешность в деятельности;

- сформированные поведенческие паттерны и коммуникативные штампы (грубость, жестокость и др.);

- сосредоточенность на собственных коммуникативных «достоинствах», эмоционально-эмпатических переживаниях и перцептивно-рефлексивных свойствах (предвзятость, подозрительность, недоверие в отношении внешних поведенческих проявлений и др.);

- оригинальное и нестандартное поведение в коммуникациях - восприятие другого и поступки не соответствуют установленным в данной группе или между партнерами принятым нормам, правилам, традициям [15, С. 18].

Исходя из сказанного, была определена цель исследования - изучение аспектов и уровня сформированности социальной изолированности, а также поиск путей психокоррекции этого явления в студенческой среде.

Респондентами исследования стали - 230 студентов различных специальностей - гуманитарных, технических, естественных/медицинских и творческих.

Также отметим, что такое явление как социальная изоляция имеет множество факторов и составляющих, которые в разной степени будут влиять на отдельно взятого индивидуума, с учетом этого были выбраны: «Экспресс-диагностика уровня социальной изолированности личности» Д. Расела и М. Фергюсона, «Тест уверенности в себе» В.Г. Ромека и «Тест-опросник исследования образа тела» Малкина-Пых, проективная методика «Барашек в бутылке» Т.П. Репновой [11].

Социально-психологические качества, вызывающие неприятие людьми друг друга, усугубляются с возрастом и перерастают в негативную модальность переживаний межличностных контактов, что может привести в будущем не только к высокой степени социальной изолированности, но и социально-психологической дезадаптации, суицидальному поведению. Для более углубленного понимания поставленной проблемы нами были проанализированы данные, отражающие уверенность в себе, социальную смелость и инициативность социальных контактов по различным видам специальностей, а также половому признаку [7].

Опишем результаты изучения уверенности в себе, социальной смелости, инициативы социальных контактов по методике В.Г. Ромека «Уверенность в себе».

Давно известно, что самооценка играет важную роль, низкая может выражаться в связи самоуничижительного сознания и поведения, что искажает социальную компетентность и подвергает личность риску одиночества. Низкая самооценка, а в следствие неуверенность в себе чащу взывают сложности общения в студенческом возрасте. Следует заметить, что у респондентов уровень уверенности в себе представлен средними показателями, однако, например, у мужчин (6,0+1,4) они чаще выше, чем у женщин (4,84+0,96) в технических профессиях. В творческих наоборот, у мужчин (4,80+0,89), у женщин выше (5,24+1,08). Такое различие данных по половому признаку представляет интерес в контексте исследований гендерных стереотипов и установок процессе профессионального становления личности.

Однако, несмотря на нормативный уровень уверенности в себе среди респондентов, мы можем наблюдать низкие показатели в категориях «Социальная смелость» (у мужчин (3,28+1,7), у женщин (3,86+0,99) и «Инициатива социальных контактов» (у мужчин (3,77+2,14) ниже, чем у женщин (3,86+0,99), т.е. наименьший средний показатель можно наблюдать у студентов естественных/медицинских специальностей, что может быть связано со спецификой обучения и большой учебной нагрузкой, которая может оставлять меньше времени на общение со сверстниками вне учебной среды, при высокой потребности в этих контактах.

Следует также отметить, что если студенты мужского пола, более уверенные в себе, то женского - более склоны к инициативе социальных контактов. Юноши, чаще обладая большей социальной смелостью, имеют меньшую инициативу социальных контактов, у девушек закономерность обратная - более низкий уровень социальной смелости связан с более высоким уровнем инициативы социальных контактов. Связано это может быть с тем, что стереотипно социум при трудоустройстве более ориентирован на мужчин (они физически сильнее, следовательно, могут оказать физическую

помощь, часто не обременены домашней работой, следовательно, больше времени могут проводить на работе, ездить в командировки, лучше владеют техническими устройствами и т.д.).

Еще одним важным аспектом социальной изолированности можно считать восприятие тела, сегодня оно стало важным условием, которое в какой-то степени определяет профессиональный, социальный и даже личностный успех. Можно говорить о том, что представление о теле выступает как один из факторов восприятия человека самим себя и другими в социальной картине мира.

Развиваясь как субъекты образовательного процесса и профессиональной деятельности, в ходе формирования отношения к себе в качестве работников определенной сферы, студенты смогут наполнять образ телесного - Я глубокими, весомыми, устойчивыми, качественными характеристиками, далекими от простого: «нравится - не нравится» [8].

Развитие позитивного образа восприятия собственного тела, несомненно, важно, так как сохраняет и обогащает позитивные ценностные представления человека о себе, которые могут обеспечить успех в учебной и познавательной деятельности, играть важную роль в общении со сверстниками. Сегодня информационное поле человека заполнено как никогда, большой поток образов все больше отдаляет образ реального телесного-Я человека от идеала. Клинические психологи обеспокоены вызванной этим тенденциями низкой самооценки и негативного самовосприятия, которые приводят к девиантным поведенческим и эмоциональным реакциям человека.

Таблица 1

Результаты изучения восприятия своего тела по «Тесту-опроснику исследования образа тела» Малкиной-Пых

Показатель Мужской пол, % Женский пол, % Средние показатели, %

Негативный образ тела 16 35 25

Недостаток доверия к телу 42 32 37

Позитивный образ тела 42 33 38

Полученные данные говорят о том, что негативный образ собственного тела имеют четверть всех респондентов, в то время как среди девушек такое явление встречается в два раза чаще (Табл. 1). Это также объясняет и более низкий уровень уверенности в себе, который был выявлен ранее.

В студенческом возрасте актуализируются вопросы собственного имиджа, степени влияния модных тенденций, оказывающих влияние на представления о человеке, о его месте в обществе. Образ тела вызывает озадаченность тем, «как я выгляжу в глазах других», «что я собой представляю», необходимость найти себя, свой внешний и внутренний образ, отвечающий приобретенным умениям, индивидуальным способностям и требованиям общества. Э.Эриксон писал: «студенческий возраст - это период поиска своей эго-идентичности, сбора и анализа своих социальных ролей и интегрирования этих многочисленных образов воедино, в целостное представление о собственной личности, формирования на этой основе собственных идеалов и ценностей» [6].

Студенческая молодежь может быть подвержена большей степени социальной изолированности в силу возрастной эмоциональной восприимчивости, отсутствия опыта, ситуации интенсивной смены круга общения и ценностных ориентаций. Приведенные данные в табл.2 показывают, что студенты творческих специальностей наиболее подвержены социальной изолированности также, это может быть объяснено большей погруженностью в себя, свои переживания [10, С. 44]. В это же время у девушек, несмотря на высокую инициативность социальных контактов, также более часто встречаются средний и высокий уровень изолированности. В целом наличие данной проблемы выявлено у каждого 10 студента.

Как было замечено выше, от восприятия собственного тела зависит самооценка личности. Корреляционные показатели результатов «Теста-опросника исследования образа тела» Малкиной-Пых и «Теста уверенности в себе» В.Г. Ромека составляют со шкалами:

1) Уверенность в себе - неуверенность в себе. 0,36855.

2) Социальная смелость - робость, застенчивость. 0,34052.

3) Инициатива в социальных контактах - пассивность 0,23466.

Данные показатели являются значимыми и говорят о прямой зависимости восприятия образа тела личности и её социальной позиции, наибольшее влияние можно наблюдать со шкалами уверенности в себе и социальной смелости. Социальную изоляцию И. Ялом определяет, как отсутствие круга общения людей способных удовлетворить потребность в общении как таковом, в межличностных контактах [1, С. 66].

Таблица 2

Результаты изучения показателей уровня социальной изолированности личности по методике

Д. Расела и М. Фергюсона

Направления подготовки / уровень значения | Высокий | Средний | Низкий

Мужской пол, %

гуманитарная 60 30 10

техническая 71 21 8

Естественная/медицинская 83 4 13

творческие 20 60 20

Женский пол, %

гуманитарная 36 48 16

техническая 45 43 12

Естественная/медицинская 36 49 15

творческие 44 38 18

Истоки нарушений социальных взаимодействий часто находятся в кругу выстроенных в семье взаимоотношений. Оказавших вдали от семьи в какой-то момент, под влиянием различных специфических факторов, студент может не только ограничить свои социальные связи, но и порвать их окончательно, т.е. прийти к социальной изолированности. И только понимание причин формирования социальной изолированности дает возможность найти пути выхода из нее [2].

Представим результаты изучения психоэмоционального состояния человека в семье по проективной методике «Барашек в бутылке», автором которой является Т.П. Репнова [11]. Эта методика дает возможность, как диагностировать, так и помочь осознанию принятых в семье особенностей взаимодействия. Мы рассматривали три показателя: 1.желание выйти из родительской семьи, 2.контроль принятия решений со стороны родителей, 3. наличие психологических травм.

Первый показатель, мы определяли по рисунку по расположению «барашка в бутылке», если он смотрел на вход в бутылку (горлышко), показателю присваивался 1 балл. Второму, мы присваивали единицу, если бутылка была закрыта пробкой. Третий показатель отслеживался в том случае, если бутылка была разбита, или надколота, или если для того чтобы выйти из бутылки, барашек ее разбивал.

Коротко опишем, полученные результаты. Достоверных различий ни по одному показателю обнаружено не было, следовательно, не зависимо от выбранного направления обучения, все показатели зависят от особенностей взаимодействия в семье, следовательно, сформированные поведенческие стереотипы проявляются в всех сферах социальной жизни.

«Желание выйти из родительской семьи» в большей степени готовы студенты технических специальностей (64% девушек и 69 - юношей), они более готовы к проявлению самостоятельности, чем студенты творческих специальностей, из которых 73% девушек и 44% юношей нуждаются в родительской опеке и социальной поддержке.

Изучение показателя «контроль принятия решений со стороны родителей» показал, что самыми зависимыми являются студенты, выбравшие естественное/медицинское направленность обучения (58 - девушки / 59 - юноши, %). В процессе обсуждения результатов, студенты говорили о том, что «было сложно готовиться к поступлению», «очень сложно учиться», поэтому без поддержки родителей они бы не справились.

«Психологические травмы» были обнаружены у незначительного числа респондентов, в большей степени (13 - девушки / 16 - юноши, %). Можно предположить, что молодые люди с техническим складом ума, развиваясь, доставляли много хлопот своим родителям, чем вызывали негодование и критические замечания. Этот вывод был извлечен из обратной связи участников данного исследования.

Далее, всем студентам было предложено изменить свой рисунок, в соответствии с тем пониманием, которое пришло после рефлексии полученных результатов по выполненным заданиям. Первое на что мы обратили внимание, что из всех респондентов только 17 человек - 13,5% общего числа, которые приняли полученные результаты, и не стали ничего менять. Остальные решили изменить содержание рисунка. Это говорит о том, что студенты в большинстве готовы меняться, развиваться и совершенствоваться в условиях профессионального психологического сопровождения.

Выводы. Данное исследование показало, что значимыми факторами формирования социальной изолированности являются: восприятие тела, которое воспринимается важным условием, достижения профессионального, социального личностного успеха; а также особенности взаимодействия в семье. Сформированные в ней стереотипы поведения находят отражение во всех сферах жизнедеятельности. Тема социальной изолированности очень обширная и, несомненно, требует большего внимания и разнообразных подходов к изучению. Для нас было интересным найти пути для создания условий развития студенческой молодежи с точки зрения их гармоничного развития.

Литература:

1. 1. Епанчинцева Г.А. Студенчество как социально-психологическая общность // Вестник ОГУ. - 2018. - №2(214). [Электронный ресурс] URL:https://cyberleninka.ru > article > studenchestvo-kak-sot

2. Как одиночество искажает наше сознание: последствия социальной изоляции [Электронный ресурс]. URL: https://theoryandpractice.ru/ posts/93

3. Климентьева Е.Н. Одиночество как социальная проблема современной России // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2009. - № 3. - С. 97-101.

4. Королева И., Рунгеле Р. Социальная изоляция как один из аспектов социальной исключенности. [Электронный ресурс] URL:http://www.it-med.ru/library/v/vozniknovenie.htm

5. Мельситов М.Д. Специфика одиночества в современном обществе: социальные особенности. [Электронный ресурс] URL:http://www.it-med.ru/library/v/vozniknovenie.htm/

6. Одиночество и кризис неформальной поддержки. [Электронный ресурс] URL:http://www.ombudsman.kz/en/publish/docs/doklad_spec/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Поурочный план по самопознанию. Раздел - 1 (5-6 урок) Класс: 11, 2010. - Казахстан. [Электронный ресурс]

8. Прохорова М.В. Концептуальные особенности изучения феномена одиночества. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.rU/article/n/kontseptualnye-osobennosti-izucheniya

9. Пузанова Ж.В. Социологическое измерение одиночества: Автореф. дис. ... д-ра социол. наук. - М., 2009. - 41 с.

10. Рогова Е.Е. Переживание одиночества подростками с разной социальной направленностью // Вопросы психологии, 2009. - № 5. - С. 39-46.

11. Самойлова О. Барашек в бутылке или какова Ваша сепарация от родителей. [Электронный ресурс] URL: https://sunmag.me/psikho/31-07-2020-barashek-v-butylke-ili-kakova-vasha-separatsiya-ot-roditelej.

12. Социальная изоляция [Электронный ресурс] URL: http://psyznaiyka.net

13. Смирнова О.А. Социальное одиночество: сущность, типы, причины, методы преодоления. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-odinochestvo-suschnost-tipy-prichin

14. Шагивалеева Г.Р. Одиночество и особенности его переживания студентами: монография. - Елабуга: Алмедиа, 2007. - С. 11-55.

15. Шмелев Р.В. Феномен одиночества человека как социально-психологическое явление // Отечественный журнал социальной работы, 2007. - № 3. - С. 18-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.