ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОДИНОЧЕСТВА В СРЕДЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Аннотация. Статья посвящена проблеме социально-психологическое одиночества в среде студенческой молодежи. Феноменология одиночества представлена в совокупности определения изучаемого понятия, причин, структуры, типологии. Работа построена на основе эмпирического материала, представленного результатами социологического опроса, проведенного среди студентов московских вузов.
Ключевые слова: социально-психологическое взаимодействие, распределение социальных ролей, круги общения, мультимедийная форма коммуникации, профит-мышление.
A PHENOMENOLOGICAL APPROACH TO THE STUDY OF SOCIAL-PSYCHOLOGICAL LONELINESS AMONG STUDENTS
Annotation. The article is devoted to the problem of social-psychological loneliness among students. The phenomenology of loneliness is represented in the totality of the definition study the definition, causes, structure, typology. The work is based on empirical material, presents the results of a poll conducted among the students of Moscow universities.
Keywords: socio-psychological interaction, the distribution of social roles, circles of communication, multimedia form of communication, profit-thinking.
В настоящее время проблема одиночества актуализируется в среде студенческой молодежи в контексте трансформаций основных показателей социально-психологического взаимодействия. В период формирования студенческой группы молодые люди заново решают проблему распределения социальных ролей, от чего могут зависеть на этапе обучения в вузе круги их общения, качество взаимодействия с одногруппниками, а, следовательно, степень, характер такого универсального состояния, как одиночество.
Другим фактором, инициирующим одиночество, является наиболее популярная среди молодежи мультимедийная форма коммуникации, для которой характерно увеличение числа контактов при массовом общении и сокращение доли комфортного, эмотивного взаимодействия, что ведет к замкнутости и одиночеству. Если несколько лет назад при становлении технократического уровня общения его деструктивные социально-психологические последствия не оценивались ни государством, ни обществом, то разработка системы мер по нейтрализации этих последствий в настоящее время актуализируется в связи с задачей необходимости сгладить проблему одиночества в ближайшее десятилетие.
Немаловажным обстоятельством, оказывающим воздействие на уровень развития одиночества, может считаться складывающаяся новая идеология профит мышления, утверждающая такие ценностные концепты, как эгоцентризм, индивидуализм, карьеризм. Данные атрибуты нового моне-таристски ориентированного сознания ведут к ослаблению общественных связей, семейных, дружеских, родственных уз, что, в конечном счете, усиливает состояние отчужденности, потерянности, одиночества.
Кроме того, студенчество, как молодая, наиболее активная часть общества, нацелено на утверждение самоидентичности, развитие самосознания, самоопределение, что также усиливает тенденцию проявления одиночества в этой возрастной группе населения. Заслуживает внимания, что именно в условиях формирования эго-позиции молодого человека одиночество - интенсивно протекающая и широко распространенная данность.
УДК 378.178.013.78 Е.В. Филиндаш
Elizaveta Filindash
© Филиндаш Е.В., 2016
В контексте с психоонтогенетическими особенностями студенческой активности изучение проблемы социально-психологического одиночества рождает стереотип о том, что молодежью не осознается феноменкогнитивные сложности этого явления. Необходимость теоретического осмысления этой проблемы и разработки практических рекомендаций усиливается в связи с неумением молодых людей самостоятельно найти выход из ситуации одиночества.
Кроме того, феномен одиночества негативно сказывается на духовном и психическом состоянии студентов, что выражается в нарушении социально-психологических процессов интеракции, коммуникации, кооперации в рамках малой группы. Ситуация социально-психологического одиночества среди студенчества выступает препятствием социальной стабильности, продуктивному межличностному/групповому/межгрупповому взаимодействию, и в целом, гармоничному развитию общества.
Проблема одиночества выступает в качестве объекта исследования целого ряда наук о человеке, таких как социология, философия, психология, культурология, педагогика и даже медицина и богословие. Каждая из них рассматривает одиночество с позиции своей специфики, обогащая его новыми концептуальными аспектами. В то же время изучение данного явления считается перспективным и своевременным научным направлением в рамках социальной психологии. Актуальность обращения : к данной проблеме вызвана необходимостью разрешения ряда противоречий, накопившихся в теории и методологии социальной психологии.
Одиночество как предмет междисциплинарного анализа рассматривается в контексте различных научных парадигм. Поскольку сущностные особенности одиночества рассматриваются учеными в онтологическом, экзистенциальном, психологическом, социальном и других аспектах, в научной литературе представлено множество концептуальных определений одиночества. Интерпретируемое как социальное явление (нарушение/разрыв социальных/коммуникативных связей, не сформирован-ность ценностных ориентиров и др.) одиночество имеет психологически обусловленную сущность (осознание/ эмоциональное ощущение/состояние неудовлетворенности социальной ситуацией). Двойственная природа одиночества как социального и психологического явления создает сложности в его научном осмыслении и ослабляет возможности целостного понимания феноменологии одиночества в рамках только социологии или только психологии. В то же время его изучение с точки зрения социальной психологии допустимо на основе создания конкретного концепта (модели/моделей), выявляющего признаки измеряемого явления в определенной (студенческой) среде.
Активный интерес к феномену одиночества наблюдается в 1930-1980-х гг. со стороны западных психологов и социологов, когда складываются основные концептуальные исследовательские подходы к проблеме: психоаналитический (Г. Зилбург, Ф. Фромм-Рейхман, Г.С. Салливан, Ф. Фромм), феноменологический (К. Роджерс), экзистенциалистский (К. Мустакас), социологический (Д. Рисмен, П. Слейтер), интеракционистский (Р. Вейс), когнитивный (Л. Пепло), интимный (С. Мар-гулис); системный (Дж. Фландерс), гуманистический (А. Маслоу). При всем многообразии подходов к изучению данного феномена зарубежные исследователи делают вывод о том, что социально-психологическое одиночество связано с дефицитом социальных связей личности; является субъективным состоянием, иногда не совпадающим с изолированностью индивида; порождает негативные эмоции. Отечественные ученые обращаются к проблеме одиночества в 90-е г. XX века. О.С. Алейникова, Г.Б. Антонова, Е.Н. Климентьева, В.С. Куртиян, Ж.В. Пузанова, Н.Л. Смакотина и др. изучают одиночество как социальное явление. Если некоторые исследователи рассматривают одиночество в рамках системы социальных взаимодействий в контексте ситуаций их проявления (И.С. Дьяченко), то другие делают акцент на том, что одиночество - это состояние переживания индивидом изолированности от окружающего мира, при этом ощущение одиночества считается (Н.Л. Смакотина) индикатором неинтегрированности, неадаптивности человека к социальному миру. Большинство авторов рас-
сматривает одиночество как производное по отношению к социальным процессам, временное и преимущественно негативное состояние.
Феноменологический подход к исследованию социально-психологического одиночества среди студенческой молодежи как методологическая база включает разработку следующих позиций: 1) определение социально-психологического одиночества молодежи, 2) основные причины, инициирующие его проявления, 3) модель взаимодействия студенческой молодежи, 4) типологию социально-психологического одиночества в студенческой среде.
1. Многообразие существующих в науке определений, классификаций, видов, типов, форм одиночества, а также наличие разностороннего подхода к его изучению, создает прецедент необходимости дать определение социально-психологического одиночества студенческой молодежи. Социально-психологическое одиночество - это феномен, который отражает особенности межличностных взаимодействий в малых группах, вызывающие положительные или отрицательные переживания у субъекта общения.
2. Основными причинами социально-психологического одиночества являются следующие: отсутствие эмоциональных связей; неспособность к идентификации - осознанию членами группы себя как «мы», а других как «они»; несформированность приемлемых для всех членов группы общих норм и ценностей, правил поведения; недостаток времени взаимного существования людей.
3. Сфера общения студентов не ограничивается только образовательной средой. На основе моделей взаимодействия с окружающими людьми П. Бергера и Д. Бьюдженталя была построена модель взаимодействия студенческой молодежи.
Структура взаимоотношений студенческой молодежи предложена в виде модели, включающей шесть кругов общения: семья, любимый человек, одногруппники, друзья вне группы, коллеги по работе, незнакомые/ посторонние люди. В рамках представленной модели взаимодействия студентов существуют так называемые универсальные круги общения, жизненно необходимые для студентов, не зависящие от их желания участвовать/не участвовать в процессе коммуникации: семья, учебная группа, незнакомые/ посторонние люди (охранник, билетер, кассир, продавец, парикмахер и др.). В студенческие годы доминирует значимость взаимодействия на межличностном и групповом уровнях. Наиболее часто возникают проблемы в общении студентов с одногруппниками, с друзьями, с любимым человеком.
Представленная модель позволяет раскрыть сущностные особенности понятия социально-психологического одиночества в студенческой среде.
Основные причины, которые приводят к ощущению одиночества в процессе взаимодействия с одногруппниками: неумение устанавливать социальные связи, отсутствие желания или возможности участвовать в совместной деятельности группы, межгрупповые конфликты, то есть неспособность членов группы осознавать себя как «мы», а других как «они». Для успешной социализации молодые люди должны развивать коммуникативные навыки. «В структуре общения важное место занимает речевая культура (будущего специалиста), которая включает умение логично, аргументировано говорить, убеждать, нвосить поправки, отстаивать свою точку зрения. Наряду с диалогическим общением необходимо овладевать навыками публичного выступления» [6, с 265]. Таким образом, речевая культура, составляющая основу любой коммуникации, является средством создания положительного коммуникативного имиджа молодого человека и показателем результативности его деятельности.
Современная молодежь стремится завоевать положение среди сверстников наличием доверительных, межличностных отношений, свидетельствующих о принадлежности к избранному сообществу вне образовательной сферы. Значимыми составляющими средствами коммуникации студенчества являются речевые маркеры - студенческий сленг. «Желание отличиться, свойственное молодежи, поддерживается людьми, которые являются образцом для подражания, а также такими
универсальными коммуникативными структурами, как СМИ и Интернет» [1, с. 133].Отсутствие приемлемых для всех членов этой группы общих норм и ценностей, правил поведения приводит к углублению дезинтеграции и ощущению социально-психологического одиночества. Отсутствие достаточного времени взаимного существования людей также может привести к ощущению одиночества. Социальная незащищенность, материальная нестабильность, нехватка жизненного опыта, развитие индивидуализма и отсутствие ответственности за близкого человека приводят к непрочным, кратковременным связям в отношениях с любимым человеком. Отсутствие эмоциональных связей приводит к ощущению социально-психологического одиночества [4, с. 243].
Взаимоотношения в семье, на работе (при возникновении необходимости реализации этого вида деятельности) и с незнакомыми/посторонними людьми не оказывают значимого влияния на ощущение одиночества. Отношения в семье отличаются, как правило, неприятием представителями возрастной группы студенчества авторитета старших, желанием проявить независимость и утвердиться среди сверстников. Работающие студенты воспринимают отношения с коллегами как временное явление, соответственно они не испытывают эмоциональной привязанности к ним. Непосредственные контакты с незнакомыми/посторонними людьми являются вынужденными и ограничиваются этикетными, цивилизованными нормами взаимодействия, которые не оказывают влияния на ощущение социально-психологического одиночества [5, с. 360].
Социально-психологическое одиночество является сложным феноменом, который отражает особенности межличностного взаимодействия в малых группах и сопровождается положительными и отрицательными переживаниями у субъекта общения. Основными причинами социально-психологического одиночества являются следующие: отсутствие эмоциональных связей; неспособность к идентификации - осознанию членами группы себя как «мы», а других как «они»; несформи-рованность приемлемых для всех членов группы общих норм и ценностей, правил поведения; недостаток времени взаимного существования людей.
4. Анализ современных социально-психологических теорий одиночества позволил разработать типологию социально-психологического одиночества в студенческой среде
Основными индикаторами, описывающими типы социально-психологического одиночества, являются коммуникативные и эмоциональные характеристики межличностного восприятия и общения в малых группах. Выявлены два вектора - горизонтальный и вертикальный. Горизонтальный отражает коммуникативные изменения (от пассивности до активности), вертикальный - эмоциональные (от дискомфорта до комфорта). Четыре поля, образованы при пересечении двух векторов, соответствуют четырем типам одиночества. I тип - бессознательное избегание межличностных контактов. Этот тип одиночества свойствен молодым людям, которые имеют заниженную самооценку, не уверены в себе, обладают рядом фобий. II тип социально-психологического одиночества - установка на личностное развитие. Основные причины: повышенный уровень рефлексии и самоидентификации, принятие себя и желание находиться в уединении. III тип - эмоциональная и коммуникативная изоляция. Основные причины: разочарование в окружающей действительности, фрустрация, депрессия, социальная отстраненность, социальная отгороженность. IV тип - эмоциональная отчужденность, которая проявляется во враждебности, подозрительности, злости, зависти, ведет к конфликтам в межличностных отношениях. Расчеты по разработанной модели «Типы социально-психологического одиночества» выявляют статистически значимые различия в каждом типе по ген-дерным характеристикам, в то же время по возрастным характеристикам отличия не выявлены.
I тип социально-психологического одиночества - бессознательное избегание межличностных контактов. Этот тип одиночества испытывают молодые люди, не уверенные в себе, обладающие заниженной самооценкой и рядом фобий. Среди опрошенных студентов к этому типу относятся 1114 % и составляют 43 % мужчин и 57 % женщин. Все студенты этого типа обладают высоким уров-
нем одиночества. Наиболее ярко этот тип социально-психологического одиночества проявляется в общении с одногруппниками, друзьями, в некоторых случаях в общении с любимым человеком. Идентификация, т.е. осознание членами группы себя как «мы», а других как «они», выражается в слабой степени. Удовлетворение от общения в группе не получают 73,8 % опрошенных, вне группы -77,7 %, с любимым человеком - 62,1 %. Отношения в группе, вне группы (с друзьями) и с любимым человеком влияют на ощущение одиночества: чем ниже уровень связи в этих группах, тем сильнее молодой человек испытывает чувство одиночества. Это подтверждает расчет критерия хи-квадрат, что соответствует положениям теоретической части исследования. Основными ценностными ориентирами молодых людей, которые относятся к этому типу социально-психологического одиночества, являются дружба, общение, любовь.
II тип социально-психологического одиночества - личностное развитие. К этому типу одиночества относятся студенты, которые обладают высоким уровнем рефлексии, способны к самоидентификации, стремятся к уединению и составляют 54-61 % опрошенных. Большинство из них обладает низким (42 %) и средним (38 %) уровнем одиночества. К этому типу относятся 28 % мужчин и 72 % женщин. Этот тип социально-психологического одиночества чаще всего проявляется в общении с одногруппниками в процессе обучения, а также связан с процессом саморазвития. Самый распространенный способ справиться с чувством одиночества дома у студентов данного типа - интернет-серфинг - 62,1 %, что свидетельствует об отсутствии у них коммуникативных навыков и желании их приобретать. Учитывая тот факт, что большую часть дня студенты проводят в вузе (до 6 часов в день), 61 % опрошенных тратят более 3 часов в день на сетевое общение. Стоит обратить внимание на то, что, с одной стороны, технологичные коммуникации уводят молодого человека в замкнутое пространство, с другой - способствуют процессам самоидентификации, саморазвития, дают возможность раскрыть творческие потенции. Основным ценностным ориентиром молодых людей, которые относятся к этому типу социально-психологического одиночества, является познавательная деятельность, возможность расширения своего кругозора, повышения культурного и интеллектуального уровня.
III тип социально-психологического одиночества - эмоциональная и коммуникативная изоляция. К этому типу одиночества относятся молодые люди, которые разочарованы в окружающей действительности, находятся в состоянии фрустрации, впадают в депрессию, испытывают потребность в социальной отгороженности. Они составляют 57-66 % опрошенных, среди них - 43,3 % мужчин и 57,6 % женщин. Большинство студентов, которые относятся к этому типу, обладают средним (54 %) и высоким (35 %) уровнем одиночества. Данный тип проявляется в отсутствии общения с представителями всех кругов взаимодействия, является сознательным выбором молодых людей. Вопрос формирования норм, ценностей, правил поведения в этой группе молодых людей связан с общей тенденцией снижения культурного и духовного потенциала, увлечения физической активностью. «Очень редко (раз в несколько месяцев)», пытаясь справиться с чувством одиночества вне дома, молодые люди ходят в музей и на выставки - 51,5 %, а также в театр и на концерты - 43,7 %. В современном технократическом обществе всю необходимую информацию, в том числе о памятниках культуры, молодые люди находят в интернете. В среде студенческой молодежи вырабатывается мнение, что совершенно не обязательно посещать музеи, чтобы посмотреть картины, или ходить на концерты, чтобы послушать музыку. Замена реальной действительности виртуальной, отсутствие мотивированности и заинтересованности в посещении культурных учреждений ослабляет социальное взаимодействие и усиливает одиночество. Молодые люди, пытаясь преодолеть чувство одиночества, избегают проводить время в ночных клубах - 71,8 %. В то же время анализ полученных данных показывает: чаще всего молодые люди, чтобы справиться с чувством одиночества, тренируются в спортивном зале или идут на прогулку. Таким образом, можно сделать вывод, что студенты занимаются физиче-
ским развитием не только в ущерб духовному росту, но, что самое главное, в ущерб реальному общению и социальному взаимодействию. В этой среде студенческой молодежи преобладает когнитивная, эмоциональная и поведенческая пассивность, связанная с заменой реальной действительности виртуальной. Основными ценностными ориентирами молодых людей, которые относятся к этому типу социально-психологического одиночества, являются физическая красота и здоровье, элитарный, с точки зрения молодежи, социальный статус.
IV тип социально-психологического одиночества - эмоциональная отчужденность. Этот тип одиночества характеризуется враждебностью, подозрительностью, завистью, конфликтностью и проявляется в процессе взаимодействия с одногруппниками, друзьями, коллегами по работе. К этому типу относятся 13-21 % опрошенных, 50 % мужчин и женщин, обладающих средним (61 %) и высоким (24 %) уровнем одиночества. В рамках малой группы эмоциональные связи в достаточной степени для качественных взаимоотношений не выявлены. Это подтверждается ответами респондентов: 54 % опрошенных утверждают, что «часто» и «очень часто» испытывают чувство одиночества. Основным ценностным ориентиром молодых людей, которые относятся к этому типу социально-психологического одиночества, является индивидуализация.
Полученные показатели свидетельствуют об актуальности исследуемой проблемы одиночества. Студенчество как социально-демографическая группа должна обладать преимущественно позитивными характеристиками, связанными с активностью и коммуникабельностью. Большинство респондентов - 71 % отметили, что спокойно относятся к одиночеству, они предпочитают быть одни, когда это необходимо или когда надо о чем-то подумать. Это доказывает, что одиночество в современном мире рассматривается не только как негативное явление, большинство молодых людей видят в социально-психологическом одиночестве созидательную и полезную функцию, связанную с формированием личностных качеств.
Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд практических рекомендаций и выявить необходимость проведения управленческих мероприятий.
1. Среди основных средств борьбы с одиночеством в социально-организационном плане актуализируется задача формирования социальных связей и пропаганда новых интересов вместо утраченных, в том числе популяризация смысложизненных, витальных ориентиров, утверждение духовно-нравственных ценностей, морально-этических норм.
2. Предлагаемый подход к изучению социально-психологического одиночества студенческой молодежи может быть использован практикующими профессиональными психологами, тренерами и модераторами при разработке тренинговых упражнений и программ по формированию эффективных команд [2, с. 96].
3. Полученные результаты исследования позволяют выявить необходимость в создании универсальной системы Центров, обеспечивающих организацию, агитацию, развитие, популяризацию образовательной, спортивной, культурной и досуговой деятельности молодежи. Эти Центры обеспечат непосредственное общение среди молодых людей; помогут развитию навыков коммуникации. Основной задачей таких Центров станет выявление предпочтений молодежи, учет интересов и запросов молодых людей, а также создание и внедрение креативных форм общения с целью преодоления социально-психологического одиночества. Организация досуга студенческой молодежи на государственном уровне, активное вовлечение молодых людей в коллективное участие в социальных, культурных, образовательных мероприятиях может стать средством смягчения проявлений одиночества в среде студенческой молодежи [3, с. 311].
Библиографический список
1. Паудяль, Н. Ю. Сленг в речевой культуре молодежи/ Н. Ю. Паудяль// Наука сегодня. - 2015. - Ч.4. -С. 132-134.
2. Паудяль, Н. Ю. Специфика интерактивной формы бизнес-обучения в современной образовательной среде/ Н. Ю. Паудяль, Л. В. Филиндаш // Наука и образование: проблемы и перспективы развития. - 2014. -Ч. 1. - С. 94-99.
3. Филиндаш, Е. В. Досуговые формы интернет-общения и одиночество среди студенческой российской молодежи: корреляция понятий и содержания / Е. В. Филиндаш // Вестник Университета. - 2015. - № 10. -С. 311-318.
4. Филиндаш, Е. В. Особенности информационного общества, инициирующие одиночество в среде российской молодежи / Е. В. Филиндаш // Вестник Университета. - 2015. - № 8. - С. 243-248.
5. Филиндаш, Е. В. Социально значимые векторы феномена одиночества / Е. В. Филиндаш // Вестник Университета. - 2015. - № 11. - С. 357-364.
6. Филиндаш, Л. В. Речевая культура менеджера: структура, этапы создания эффективного публичного выступления/ Л. В. Филиндаш // Вестник Университета. - 2015. - № 11. - С. 265-271.