КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ МНОГОЗВУЧИЕ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Аннотация. Статья посвящена проблеме социального взаимодействия студентов в поликонфессиональном и полиэтническом образовательном пространстве. Самоидентификация, формирование «я-концепции», социальная активность, межкультурная коммуникация на личностном, межличностном, групповом, межгрупповом уровнях характеризуется, в частности, религиозным маркером, который проявляется в устойчивых нравственных основах, моральных установках, следовании традициям.
Ключевые слова: социальное взаимодействие, межкультурная коммуникация, конфессиональная грамотность, маркер религиозности.
CONFESSIONAL MNOGOZVUCHIE IN SOCIO-CULTURAL EDUCATIONAL SPACE
Annotation. The article deals with the problem of social interaction of students in a multi-religious and multi-ethnic educational space. Identity, the formation of "self-concept", social activity, the intercultural communication on personal, interpersonal, group, and intergroup levels is characterized, in particular, religious marker, which manifests itself in a stable moral foundations, moral values, adherence to tradition. Keywords: social interaction, intercultural communication, religious literacy, a marker of religiosity.
Социальное взаимодействие студентов в поликонфессиональном и полиэтническом образовательном пространстве во многом зависит от культурного уровня, в том числе по маркеру религиозности, информированности об основных постулатах, обрядах, символах, историческом значении многих религий. Знания истории, нравственных предписаний, духовных основ и моральных ценностей позволят установить паритетные отношения в студенческой группе, члены которой зачастую являются представителями разных конфессий и этносов.
Москва - уникальный город по разнообразию исповедуемых религий. Москвичи - представители мировых, национальных и последователи языческих религиозных учений. В Москве много веков мирно сосуществуют православные и протестанты, католики и мусульмане, иудеи и лютеране, чьи культурные достижения обогащают общий социокультурный фонд. В вузах Москвы - столицы России с многонациональным населением и мегаполиса, где обучаются иностранные учащиеся, актуализируются проблемы мировоззренческих установок, самоидентификации с учетом соотношения религиозного и светского начал в культуре поведения, быта, коммуникации.
Социологические опросы последнего времени подтверждают невысокий уровень знаний студенческой молодежи о религиях. Многие затрудняются перечислить течения мировых религий, не знают значения конфессиональных праздников, в том числе и главных, например, Пасхи, Троицы, Преображения, которые при этом отмечаются респондентами и широко освещаются средствами массовой информации. Большинство молодых людей ошибочно отождествляют национальную принадлежность и религиозную. Так, по их мнению, все узбеки - мусульмане, забывая, что ислам является мировой религией и поэтому его последователями могут представители любой национальности. Религиозная неграмотность сказывается в том, что армян, грузин как жителей Кавказа причисляют к мусульманам.
Отсутствие твердых убеждений порождает социальную инфантильность, которая проявляется, в частности, в интересе к новым религиозным движениям, даже к экстремистским сектам. Попу-
УДК 378.014.52 Л.В. Филиндаш
Larisa Filindash
© Филиндаш Л.В., 2016
лярными среди молодежи являются такие следующие неорелигии: культы восточно-ориен-талистского направления (Международное общество сознания Кришны, «Восточный Дом», «Белый лотос»), неоязычество (движение за восстановление дохристианских языческих культов, обычаев Древней Руси), неохристианство («Богородичный Центр», «Свидетели Иеговы», «Общество трезвенников братца Иоанна Чурикова»,-«Церковь Иисуса Христа Святых последних дней»). Существуют и деструктивные религиозные организации, например, сатанистской ориентации («Церковь саентологии», «Южный крест», «Черный ангел»). Среди радикальных правых националистических религиозно-политических организаций - Русское православное национально-социалистическое движение (РПНСД) и Союз русского народа (СРН).
В современном российском обществе не существует единой системы духовно-нравственного воспитании молодого поколения, что является следствием разрушения ранее бытовавших организаций досугового характера и результатом реформирования образовательной структуры, высшей в том числе. В частности, сокращены часы на изучение дисциплин гуманитарного цикла, теряется традиция универсального подхода к обучению в пользу узко специализированного.
«Социокультурные изменения в России последних десятилетий, во многом вызванные экономическими причинами, резкой переориентацией культурного сознания на Запад, утратой духовных ценностей... предельно актуализируют проблем(у) самореализации молодого человека» [4, с. 359]. Самоидентификации, становлению личности молодого человека способствуют когнитивные процессы. Только углубленные знания помогают сформировать устойчивые мировоззренческие позиции, позволяющие структурировать ценностные приоритеты активного гражданина.
Вопросы религии - вечные. Споры о преимуществах конкретной веры не конструктивны. Невозможно прийти к соглашению даже представителям одной конфессии, например, христианам о крещении человека: православные следуют традиции крестить ребенка в младенчестве, чтобы дать ему защиту и духовного покровителя, а протестанты уверены, что крестить человека можно только в сознательном возрасте как результат собственного решения. Католики считают, что главой Церкви является Папа Римский и верят в его непогрешимость. Православные утверждают, что во главе Церкви Нового Завета стоит ее основатель - сам Христос. Иудеи, мусульмане, протестанты не признают священства икон и креста, а православные христиане боролись почти два века за право поклоняться иконам как вероучительным текстам. Члены каждой религиозной общины отстаивают доктрины своей конфессии. Вероучительные постулаты воспринимаются как многовековая данность, передаваемая от поколения к поколению, и поэтому проявление оценочного, эмоционального, отрицательно окрашенного чувства может восприниматься как оскорбление национальных чувств. В связи с этим следует помнить, что вопросы религиозного предпочтения не должны подниматься в учебной и воспитательной работе.
Сведения, представленные ниже в таблице «Основные религии», могут быть использованы в рамках изучения таких дисциплин в вузе, как «Социология религии», «Философия/ философия религии», «Культурология», «Межкультурная коммуникация», «Культура речи и деловое общение» и другие.
Данные таблицы позволяют воспринимать образ поликонфессиональности как реальное явление современной социокультурной российской действительности.
Систематизированный в таблице материал рекомендуется преподавателям вузов использовать как инструментарий в формировании блоков заданий, требующих углубленной когнитивной и нравственной работы студентов. Такого рода задания - классификация религий по типологическим принципам (монотеизм - политеизм, авраамические - дхармические, первобытные - древние - средневековые, национальные - мировые, восточные - западные); соотнесение двух позиций (например, богословских положений/сакральных символов/терминов и их значений); выяснение этимологии и
семантики именования религиозных книг; определение конфессиональной принадлежности священных книг; сопоставление культов и вероучительных положений, группировка правил поведения верующих разных конфессий и другие - призваны актуализировать познавательную деятельность учащихся. Особую группу могут составить задания, построенные на сопоставлении литературных произведений известных авторов и образцов древнерусской литературы: «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина и легенда о новгородском и киевском князьях, записанная в древнейшей русской летописи «Повесть временных лет»; повесть известного русского писателя А.И. Куприна «Суламифь» и книга Ветхого Завета, авторство которой приписывается Соломону.
Таблица 1
Основные религии
Религия/ характеристика Место, время возникновения Философия/ учение/ направления Культы/ основатели/ объекты поклонения Священные тексты/язык
Фетишизм, Анимизм, Тотемизм, Магия/ другие архаические формы древнейшие и универсальные религии первобытного человечества Вера в одуш-ие природы, сверхъестественные свойства предметов, животных как прародителей рода племени и др. Культ тотемов, фетишей, вера в духов, существование души
Древнеегипетская языческая; религия Эхнатона Древний Египет, IV тыс. до н.э./ XIV в. до н.э. Политеизм, Монотеизм Пантеон богов, Ра/ культ единого Бога солнца Атона Тексты пирамид, тексты саркофагов, книга мертвых (египет. язык); гимны Атону
Древнегреческая языческая Древняя Греция, VIII-VI вв. до н.э. Политеизм Пантеон Олимпийских богов, Зевс; заимствован Древним Римом Гимны Гомера, Гесиод «Теогония» (др. -греч. язык)
Древнеславянская языческая Бассейны Дона, Оки и Днепра, II тыс. до н.э.-1 тыс. н.э. Политеизм (многобожие) Перун, Хорс, Стри-бог, Даждьбог, Се-маргл, Ма(о)кошь, Велес.
Зороастризм/ «Благая Вера» или маздеизм. Попытка унификации политеизма Большой Иран, VIII-VII вв. до н. э. Дуализм и монотеизм Бог Ахура Мазда, Заратустра - пророк Авеста (авестийский язык)
Индуизм или «Вечная дхарма» («мировой порядок»), языческая Индийский субконтинент, XVI-XV вв. до н.э. Политеизм, совокупность религиозных учений (3-я ступень после ведизма и брахманизма) Вишну, Брахма, Шива, 33 млн богов, в т.ч. Кришна, Рама. Веды, (санскрит), II тыс до н.э.
Окончание таблицы 1
Религия/ Место, время воз- Философия/ Культы/ основа- Священные тек-
характеристика никновения учение/ направления тели/ объекты поклонения сты/язык
Буддизм, Индия, VI в. до н. э. Монотеизм, фи- Будда Шакьямуни Трипитака (пали)
мировая лософско- (Сиддхартха
дхармическая рели- нравственное Гаутама)
гия учение/ махаяна и хинаяна
Конфуцианство Дальневосточный Монотеизм, фи- Конфуций/ Кун- Кун-цзы «Лунь юй»
регион (Китай, Ко- лософско- цзы (551-479 до («Беседы и суждения»),
рея, Япония), VI в. нравственное н.э.) У-Цзин (кит. яз.)
до н.э. учение
Даосизм Китай, 'УТ-У веков дуализм (Инь-Ян) Лао-цзы, основа- Лао-Цзы «Дао-дэ-цзин»
до н. э., тель учения Чжуан-цзы (369-286 до н.э.) «Чжуан-цзы»
Иудаизм, Др. Иудея, XIII в. до Монотеизм, авра- Яхве (Иегова)/ Танах /Тора Моисея
национальная рели- н.э. амическая рели- Пророк Моисей (иврит, арамейский)
гия евреев гия
Христианство, миро- Палестина (Рим. Монотеизм, авра- Бог Отец, Бог Сын, Библия: Ветхий Завет,
вая религия имп.), амическая рели- Бог Дух Святой/ Новый Завет (Евангелия
Византия, 1 в. н.э. гия/ католицизм, православие, протестантизм Иисус Христос от Марка, Матфея, Луки, Иоанна) (иврит, арам., греч.)
Ислам, Аравия, VII в.н.э. Монотеизм, авра- Аллах, пророк Му- Коран
мировая религия амическая религия/ суннизм и шиизм хаммед (570-632 гг.) (араб.)
Синтоизм (яп. син- Япония, VIII в. Религия на базе Культ ками - 8 млн Японский канон (Тайсе
то - «путь богов»), анимизма божеств и духов. Дайдзоке)
национальная рели- Главные - Амате- Тонэри и Фудзивара-но
гия японцев расу (богиня солнца), Суса-но-во (бог бури), Инари («рисовый человек», покровитель земледелия) Фухито «Нихонги» (720), Кодзики (1371-1372), Норито Хиронари «Когосюй» (808) (япон. яз.)
Сикхизм Пенджаб (Сев.-Зап. Гуру Нанак Дэв «Гуру Грантх Сахиб»
Индия), XVI в. (1469-1539) основатель сикхизма (пенджаби)
Отдельный раздел могут составлять задания по теме Православия, которое определяло все стороны жизни людей Древней Руси. Оно дало миру выдающиеся памятники архитектуры, иконописи, музыки, книжной иллюстрации, литературы, декоративно-прикладного искусства. Религиозное сознание помогало оценить органичность всего сущего и передать восхищение совершенством Творения Божьего. Произведения искусства Средневековья, пронизанные идеей цельности мироздания, призваны были отражать немеркнущий свет Божественной красоты. Пространство монастырей, являющееся благодатным энергийным полем, взращивало мастеров, способных выразить свойственное русскому человеку преклонение перед идеальной гармонией мира. Духовно-мистическое учение пра-
вославного богословия - исихазм - аскетическая система и духовная практика Богопознания сформировался в монашеской среде и обусловил расцвет культуры Руси XIV-XV веков. Этот период расцвета русской святости и художественной культуры открывают Феофан Грек, Сергий Радонежский, Андрей Рублев, Стефан Пермский, митрополит Алексей, митрополит Киприан, а завершают Дионисий, Нил Сорский, Иосиф Волоцкий.
Выполнение разных групп заданий нацелено на освоение проблемного смыслового поля изучаемой темы как одной из духовно-нравственных частей глобального текста культуры. Совершенствование социокультурной грамотности позволит положительно оценить вклад древнеславянской религии, православия, ислама, иудаизма в многонациональную отечественную культуру. В целом изыскательный/поисковый подход направлен на установление позитивной эффективной межкультурной коммуникации среди студенческой молодежи - представителей разных конфессий.
Творческие виды заданий, такие как проекты, ролевые игры, круглые столы, экскурсии и другие, предусматривающие аудиторную и внеаудиторную работу, относятся к интерактивным методам по развитию коммуникативного опыта.
Вариантом творческого задания может быть подготовка, организация, проведение экскурсии учащимися, например, посещение компактно расположенных зданий разных конфессий. Девизом учебной экскурсии «Я поведу тебя.» может стать афоризм: «Никто в одиночку не знает столько, сколько знают все вместе». Цель: убедить учащихся в необходимости и возможности расширять кругозор, увеличивать объем культурных знаний, совершенствовать эстетических вкус в условиях современного поликультурного, поликонфессионального, полиязыкового мегаполиса, каковым является Москва; способствовать развитию интереса к внутреннему туризму; учить пониманию символики конфессиональных языков, что в целом должно обеспечить паритетное уважительное общение представителей разных религий.
Учащиеся, обладающие творческим воображением, организаторскими способностями, коммуникативными компетенциями могут выполнять роли экскурсоводов, организаторов, экспертов. Не менее важной становится роль слушателей, задачей которых является овладение навыками восприятия и интерпретации услышанной информации.
Многие специалисты, исходя из положений теории музейной коммуникации, рассматривают экскурсию как специфический вид общения. По их мнению, «общение это носит ролевой характер: каждый участник диалога действует в рамках отведенного ему регламента, а стиль поведения задан ролью экскурсовода и ролью экскурсанта» [2, с. 47], т.е. учебная экскурсия как ролевая игра активизирует социальное взаимодействие. По маркеру религиозности подобная экскурсия является дискурсом сакральной религиозной семиотики. «С точки зрения ментально-когнитивного подхода, экскурсионный дискурс, в широком смысле слова, - это строго выверенное сочетание традиционных норм и правил организации речевого и социокультурного поведения взаимодействующих сторон и инновационных технологий в рамках заданного экспозиционного пространства»[2, с. 49].
Работа над экскурсией включает три этапа: докоммуникативный - организацию и подготовку; коммуникативный - проведение; посткоммуникативный - рефлексопрактику. Подготовка экскурсии предусматривает систематизацию материала, составление плана и маршрута экскурсии, выбор остановок, переходов от одного объекта показа к другому, фиксацию времени. Для успешного проведения экскурсии необходимо овладеть материалом, связанного с темой показа и рассказа. Кроме того, рекомендуется использовать «методические приемы, способствующие формированию в группе доверительной психологической атмосферы» [1, с. 84], корректировать действия в зависимости от реакции слушателей. Рефлексопрактика нацелена на выяснение степени результативности экскурсии как вида ролевой игры, при этом обсуждение осуществляется по проблемам ее содержательности, символической наполненности информации нравственно-этического характера, концентрации внимания на
главном, соотношении показа и рассказа, контакта между экскурсоводом и аудиторией, эмоциональности речи ведущего, заинтересованности слушателей. «Большое значение для созда-ния...комфортной доверительной обстановки имеет комплиментарное общение» [3, с. 258].
Работа по активизации познавательного общегуманитарного потенциала студентов призвана решать следующие задачи:
- обеспечивать студентов базовым фондом информации;
- формировать творческое отношение к заданиям, актуализирующего навыки сопоставления, уподобления, сравнения, противопоставления;
- направлять усилия на приобретение знаний в области догматики, обрядовости, всех элементов религии, проявляемых на бытовом уровне (еда, праздники, одежда, приветствия);
- инициировать участие в творческих видах работы - составлении конфессионального обобщенного портрета группы, класса, школы; подготовке и демонстрации презентации;
- формировать уважительное отношение членов группы друг к другу, развивать навыки преодоления коммуникативных барьеров на базе знания, понимания, уважения принципов своей и иных религий.
В целом усилия молодых людей, «направленные на преображение своего ума, должны приводить к изменению ценностных рядов сознания, сложению новых идеалов, формированию качественно иного, духовного мировоззрения» [5, с. 114].
Библиографический список
1. Паудяль, Н. Ю. Актуальные условия успешного сервиса в музее/ Н. Ю. Паудяль, Л. В. Филиндаш // Сервис plus. - 2013. - № 3. - С. 78-86.
2. Паудяль, Н. Ю. Музейная коммуникация в современном социокультурном пространстве / Н. Ю. Паудяль, Л. В. Филиндаш // Актуальные проблемы русского языка и культуры речи. - Иваново, 2014. - С. 44-56.
3. Паудяль Н. Ю. Коммуникативный портрет менеджера/ Н. Ю. Паудяль // Вестник Университета ( ГУУ). -2015. - № 11. - С. 253-259.
4. Филиндаш Е. В. Социально значимые векторы феномена одиночества / Е. В. Филиндаш // Вестник Университета. - 2015. - № 11. - С. 357-363.
5. Филиндаш Л. В. Святость, софийность, духовность как основы русской ментальности / Л. В. Филиндаш // Международный научно-исследовательский журнал. - 2013. - № 12 (19). Часть 2. - С. 113-115.